Кем были готы на самом деле. Кто такие готы и откуда они взялись? Одеяния древних готов

Готы - это племена, вышедшие из Скандинавии в 1 веке нашей эры. Во 2-3 веках они активно продвигались по Европе и завоевывали ее восточную часть. В середине 3 века готские племена достигли Северного Причерноморья. Предположительно, именно там произошли смешения готов с другими племенами, имевшими более развитую культуру, вследствие чего, окультуривание готских племен ускорилось. Примерно в это же время происходило принятие готами христианской веры. Интересно, что до принятия христианства, религиозный готский мир был довольно обширен, в нем присутствовали и люди-волки, и духи природы, и тотемизм.

К началу 4 века готские племена уже совершили нападения на Малую Азию, Балканы и завоевали Дакию. Древние готы совершали свои нашествия и продолжали благополучно развиваться до середины 4 века. Племя гуннов, вынужденное защищать свои земли от нападений, нанесло значительный удар по готам, вследствие чего численность готского племени значительно сократилась, а оставшаяся часть разделилась на два племени. Каждое племя имело своего короля, выбрало свою дорогу и приобрело новое имя. Именоваться эти племена стали остготами и вестготами.

Остготы и вестготы

Образование этих двух сообществ произошло в результате распада единой общины готов. Вестготы, или как их еще называли тервинги, занимали обширные площади от Дуная до Днепра. Так было до тех пор, пока в 376 году нашей эры, они не подверглись нападению гуннов и спасаясь бегством, они переместились в Римскую империю, где и осели. Затем в 507 году, под натиском Хлодвига I - короля франков, готы бежали в Испанию, а в 8 веке и вовсе были истреблены арабами.

Остготы, или грейтунги, обосновались на землях между Черным и Балтийским морями. После столкновения с гуннами, частично разгромленное племя остготов вынуждено было бежать и осесть в окрестностях Дуная. Немного освоившись и набравшись сил они, завоевали Италию и создали в ней королевство. В 6 веке остготы все же были разгромлены Юстинианом I - византийским императором.

Одеяния древних готов

Судить об одеяниях готов в наши дни очень сложно, так как последние племена готов были истреблены еще в XV веке. Но обращаясь к писаниям древних историков и раскопкам останков захоронений готов можно составить обобщенное представление. Так, мужчины готы облачались в штаны, облегающие тело и плащи на одной или двух застежках. Нередко в качестве застежки применялся шип.
Одеяния женщин были схожи с мужскими, но при этом плащи они носили чаще безрукавные. Были случаи, когда при раскопках, на головах женщин обнаруживали костяной гребень. Также в писаниях историков есть моменты, описывающие женские украшения, а точнее, бусы из сердолика и янтаря. Практически все готы носили пояса, при этом мужчины подвешивали на него нож, а некоторые женщины мешочки и украшения.

Культура древних готов

У древних готов среди наиболее развитых были такие ремесленные направления, как стекольное, кожевенное и металлургическое. Ввиду воинственности племени готов, обработка металлов и изготовление оружия было особенно важно для них.
Также необходимость завоевания новых земель для возможности существования обусловила и их духовную культуру. У готов были распространены воинственные игры и соревнования. Если верить писаниям античных авторов, то наиболее распространенным соревнованием у готов была игра, напоминающая современную джигитовку. Гот садился на коня и скакал на нем по кругу при этом набирая скорость, параллельно он кидал копье и сам же его ловил.

В культуре древних готов большое значение имело ювелирное ремесло. Именно оно было самым развитым, наряду со стекольным и металлургическим. Методом обработки металла, камней и стекла они изготавливали украшения для тела и одежды. Кроме того, на площади Неаполя было найдено изображение короля готов Теодориха, выложенное из разноцветных камушков.

В 1-3 веках нашей эры у готов были приемлемы исключительно внутриплеменные браки. Раскопки показывают что в этот период готами в разной степени были освоены ткацкое, кожевенное, стекольное, кузнецкое и плотницкое ремесла. В конце 3 века произошли смешения готских племен с другими, более развитыми. Результатом смешения стало ускоренное культурное развитие и освоение новых ремесел. Так происходило изменение обычаев и менталитета готского племени.

В этой статье пойдёт речь о готах, но не о представителях распространённой в наше время молодёжной субкультуры, шокирующих своим видом добропорядочных граждан, а о тех варварах древности, племена которых, пройдя с севера на юг через всю Европу, основали одно из самых мощных государств средневековья - Толедское королевство. Готы (племя) исчезли во тьме веков также бесследно и таинственно, как и появились, оставив историкам широкий простор для исследований и дискуссий.

Европа первых веков нашей эры

На исторической сцене этот народ появился в тот момент, когда Европа переживала своего рода переходный период. Прежняя античная цивилизация отошла в прошлое, а новые государства и нации находились лишь в стадии формирования. По её обширным просторам непрерывно кочевали огромные массы народов, приводимые в движение постоянно меняющимися условиями жизни.

Что же являлось основной причиной столь активной миграции. По мнению учёных, этому способствовали два фактора. Первый из них, это периодически возникавшая перенаселённость в ранее обжитых и освоенных районах. И кроме того, покидать насиженные места заставляли появлявшиеся время от времени более сильные и агрессивные соседи, от которых приходилось спешно удаляться, нападая при этом на тех, кто встречался на пути, и не мог дать должного отпора.

Воинственные скандинавы на просторах Европы

Итак, по его словам готы - племена скандинавского происхождения, двигавшиеся по территории Европы в южном направлении. В 258 году они достигают Крыма, и часть из них селятся в нём, сменив на оседлый. По некоторым данным в восточной части полуострова тогда поселилось порядка пятидесяти тысяч семей. Ряд исследователей отмечает, что вплоть до конца XVIII века в тех районах продолжал звучать готский язык, полностью исчезнувший к тому времени в других частях мира.

Однако, это был лишь единичный случай, и среди прочих европейских кочевников по-прежнему одно из ведущих мест занимали готы (племя). История народа того периода наполнена непрекращавшимися столкновениями с жителями территорий, по которым пролегал их путь. Упомянутый выше летописец Иордан уверяет, что в результате этого им буквально не приходилось дважды ночевать на одном месте. Из поколения в поколение они рождались, росли и умирали в дороге.

Варвары на границах Римской империи

Путешествуя таким образом, в начале IV века они приблизились к границам Великой Римской империи. Как это ни странно, но лучшая по тем временам армия мира иной раз бывала бессильна против неожиданных атак этих закутанных в шкуры дикарей, сминавших чёткий строй легионов, бившихся вопреки всем существовавшим правилам, и затем бесследно исчезавшим в глубине лесных чащоб.

Внушала страх и их многочисленность. На границе государства появились не разрозненные отряды, а многотысячный народ с повозками, женщинами, детьми и скотом. Если в летний период их продвижению мешали две естественные преграды - реки Дунай и Рейн, то зимой, когда они покрывались льдом, путь варварам был открыт.

К этому времени империя, раздираемая жесточайшим кризисом, причиной которого явились коррумпированность и разложение её правящей элиты, ещё оказывает готам сопротивление, но в целом сдержать их продвижение уже не в силах. В 268 году, перейдя по льду Дуная, готы - германские племена, пополненные за счёт присоединившихся к ним некоторых иных малочисленных народов, грабят пограничную провинцию Паннония. Эта территория, включающая в себя часть современной Венгрии и Сербии, стала первым боевым трофеем готов в Римской империи.

Тогда же произошло второе отделение семейств, порвавших с вечным скитанием и отдавших предпочтение оседлости. Они расселились в провинциях Мезия и Дакия, входящих ныне в границы Болгарии и Румынии. В целом же готы - племя, история которого насчитывала к тому времени более двух столетий, укрепилось настолько, что вскоре римский император Валент счёл за благо заключить с ним дипломатическое соглашение о ненападении.

Гунны - бич Божий

Во второй половине IV века Европу постигло ужасное несчастье - с востока в её пределы вторглись бесчисленные орды гуннов под предводительством знаменитого Аттилы. Даже по меркам того жестокого и далёкого от гуманизма времени, они поражали всех своей необузданной свирепостью и жестокостью. Угроза, связанная с их нашествием, в равной степени коснулась и римлян, и готов. Недаром их называли не иначе, как «бич Божий».

Одновременно со вторжением гуннов, готы - древние племена, составлявшие прежде единый народ, разделились на две самостоятельные ветви, вошедшие в историю как вестготы (западные) и остготы (восточные). Последние были в 375 году наголову разбиты гуннами, а их король Эрманарих от горя и позора покончил с собой. Те же, кому довелось остаться в живых, были вынуждены сражаться на стороне своих бывших врагов. На этом история восточногерманского племени готов была практически завершена.

Союз с римлянами

Став свидетелями гибели своих соплеменников, и опасаясь разделить их участь, вестготы обратились за помощью к римлянам, чем изрядно их обрадовали. Им была предоставлена возможность свободно селиться в приграничных районах империи, при условии, что они будут защищать её рубежи. За это, по условиям договора, власти обещали снабжать их продуктами и всем необходимым.

Однако на деле всё обстояло совершенно иначе. Предельно коррумпированное латинское чиновничество воспользовалось удобным случаем для совершения масштабных и наглых хищений. Присваивая деньги, отпущенные на содержание готских застав, они держали своих защитников и их семьи впроголодь, лишая самого необходимого. Готы - племя, привыкшее за время скитаний ко всевозможным лишениям, но, в данном случае, налицо было унижение их достоинства, и с этим они не могли смириться.

Бунт и захват Рима

Чиновники не учли, что к этому времени вчерашние варвары, тесно общаясь с латинянами, успели усвоить многие понятия высокой цивилизации. Поэтому отношение к себе, как к дикарям, которым можно безнаказанно сплавлять собачину под видом свинины, считали оскорблением. К тому же готы - древние племена, испокон века привыкшие мечом решать все споры. В результате произошёл бунт. На его подавление правительство направило регулярные войска, которые в августе 378 года были наголову разбиты в сражении под Адрианополем.

В целом же история этого народа, само название которого таит в себе нечто былинное и богатырское, остаётся во многом загадочной и до конца неисследованной. Со страниц древних летописей как заклинание звучат имена - Тульга, Вамба, Атанагильд. Но в этой недосказанности и таится та притягательная сила, что манит нас снова и снова вглядываться в таинственную глубину веков.

От обычных людей готы отличаются особой жизненной позицией, которая для непосвященных в «готические» тайны, может показаться неприглядной. Самый главный принцип этого направления – «carpediem». Его суть состоит в том, что каждый день нужно проживать так, будто он последний, но при этом готы не умеют получать удовольствие от позитивных эмоций, наоборот, их вдохновляет душевная боль, отчаянье и состояние .

Стиль «готика» в искусстве, неважно, книги, фильмы или музыка, характеризуется атмосферой «мрачной» романтики, то есть любому произведению присуща некая загадка, а также доля мистики и неопознанности. Кстати, точных критериев оценки этой атмосферы нет, поэтому существует много споров насчет того, является ли то или иное произведение готикой. Сегодня МирСовeтов поможет своему читателю разобраться во всех тонкостях этой субкультуры.

История возникновения современной готической культуры

Чтобы глубже вникнуть в готическую культуру, несомненно, нужно ознакомиться с ее историей. Интересно, что возникла она довольно давно, но пристальное внимание на нее начали обращать только сейчас. За все время существования эта субкультура переживала много взлетов и падений, однако ее сторонниками во все времена было молодое поколение интеллигентов, которым было скучно жить «как все».

Известно, что готическая субкультура зародилась в Западной Европе и Северной Америке на рубеже 70-80-хх годов прошлого столетия. Тогда, как и сегодня, этому течению следовала молодежь среднего класса. Именно в это время ее материальное положение стало улучшаться и, почувствовав это в полной мере, молодые люди все чаще стали страдать от внутренней нестабильности и недостатка самоидентификации. Это привело к тому, что они не могли достичь внутреннего баланса и руководствовались исключительно той системой ценностей, которая навязывалась им извне. Кстати, считается, что именно это и стало предпосылкой к образованию собственной культуры, в основу которой легли драматические события и традиции того или иного исторического периода.

Вначале восьмидесятых представители готической культуры разделились на два лагеря:

  1. Appolonian, представители которого занимались различными аспектами в искусстве и философии, свойственными этой субкультуре. Они не были склонны к бунтарству и целиком отдавали себя процессу создания музыкальных и литературных произведений. Некоторые представители appolonian безуспешно пытались узаконить это течение, но общество воспринимало их как безобидных и болезненных мечтателей.
  2. Dionysan были одержимы погоней за наслаждениями и склонны к саморазрушению, именно поэтому это направление было признано неприглядным и опасным.

Со временем оба эти течения исчезли, смешавшись с традиционной культурой, ведь молодежь выросла, а философия готов никак не вязалась со вступлением во взрослую жизнь. Однако вскоре подросло следующее поколение «страдальцев» и готическая культура стала постепенно возрождаться. Вначале 90-хх произошла подмена понятий, и во главе угла оказался дресс-код, то есть люди, называющие себя готами, искренне считали, что достаточно одеться в стиле готов, чтобы называться таковыми. И все-таки это течение и по сей день находится на пике популярности, и новое поколение с успехом начало развивать свой креативный потенциал, который ранее считался идеей основной школы готов.

Образ и имидж современных готов

Гардероб гота достаточно разнообразен, начиная от нарядов эпохи Ренессанса и заканчивая традиционным имиджем «темных» панков 80-х годов. Кстати, одежда практически во всех случаях выполнена в черном цвете, но, иногда, образ может быть «разбавлен» другими оттенками: белым, красным, синим, реже - зеленым. Необычной популярностью пользуются наряды, выполненные в старинном, полном романтики стиле, главными атрибутами которого являются , кружева, корсажи и жабо. Готический гардероб в целом, отличается одновременно броскостью, строгостью и эротизмом, объединяя в себе большое количество стилей и фасонов. Как правило, готы предпочитают одежду, выполненную из шелка, мятого бархата, винила, парчи, латекса и сетки, но нужно признать, что доминирующим материалом является кожа.

Еще одной отличительной чертой, присущей готам являются прическа и макияж. Волосы должны быть длинными и прямыми, а иногда их приподнимают при помощи геля, собирая в пучки. Немного реже можно встретить ирокез. Как правило, волосы окрашивают в черный, белый или фиолетовый цвета, но встречается и двойное окрашивание, например, ярко-фиолетовые пряди на фоне черных волос. Макияж гота может привести простого обывателя в состояние недоумения. Девушки предпочитают краситься в стиле «вамп» - плотный слой белой , призванный придать лицу мертвенной бледности, черная подводка, а помада и лак для ногтей могут быть как черными, так и кроваво-красными. Кстати, юноши используют стиль «ворон» и тоже применяют грим, который мало отличается от женского. А иногда оба пола, используя косметику, имитируют синяки под глазами.

Символы и атрибутика современных готов

Среди готических символов одинаково часто встречаются египетские, кельтские (кресты и орнаменты) и оккультные (пентаграммы, перевернутые кресты и прочие) атрибуты. Хотя нужно признать, что конкретного единого для всех готов знака не существует, все зависит от личных предпочтений представителя этой субкультуры. Как правило, все украшения - кольца, браслеты, броши и цепи выполнены из серебра (золото исключается по причине «банальности»). Основным атрибутом готов принято считать египетский крест анкх, который еще называют символом жизни. Немного реже можно встретить готов, использующих еще один символ, пришедший из Египта – «Глаз Ра». Оба эти символа носят как в виде традиционных украшений, так и в виде нашивок на одежду.

Что же до христианской символики, то нужно признать, что ее используют очень редко. В основном предпочтение отдается распятиям, только они обязательно должны быть стилизованы под «готику». Яркий пример – Крест Святого Якова (крест-нож). Довольно активно используется различные символы смерти – готы склонны украшать себя черепами, гробиками и изображениями летучих мышей (символ вампиров).

Помимо вышеперечисленной атрибутики можно встретить шипованные ошейники, контактные линзы, имитирующие глаза животных или бесцветную радужную оболочку. А также кожаные обтягивающие нарукавники и черного цвета повязки на запястьях.

Еще одно немаловажное дополнение этой субкультуры – готическая литература, фото, музыка и фильмы, так называемая «духовная пища» готов. Если обобщить, то это искусство, которое не только дает толчок к развитию мышления и заставляет содрогнуться от ужаса, но и понять себя и свои пристрастия.

Мировоззрение современных готов

Готы имеют своеобразное мировоззрение, которое можно охарактеризовать двумя понятиями:

  1. Абсолютный индивидуализм – направление мыслей, чувств и желаний, которое ставит жизнь и взгляды одного конкретного человека выше, чем жизнь большого общества.
  2. Необычная (темная) романтика.

Представители этой культуры считают, что нужно всегда пытаться получить от жизни как можно больше, заниматься поисками красоты там, где ее нет, а также всегда смотреть на все события (хорошие и плохие), происходящие в жизни, с широко открытыми глазами. Также они стремятся изменить серые будни, внося в них эмоции, почерпнутые из искусства, имиджа и прочих источников. Готы предпочитают знать правду для того, чтобы относиться к ней с мрачным сарказмом, главный принцип - «умирай улыбаясь». Еще один нюанс – попытка обратить все эмоции, будь то радость, боль, обида и прочие, в жизненную энергию.

Готы черпают вдохновение из таких источников (особые книги, фильмы), которые другим людям кажутся заумными и тяжелыми. Представители этой субкультуры живут и наслаждаются исключительно тем, что затрагивает их эмоции. Музыка в стиле «готика» отличается ярким эмоциональным окрасом, а обычным людям это спектр не только не нужен, но и способен ввести в депрессивное состояние. Гот, наоборот, нуждается в обилии красок и ощущений – боли, абсолютной депрессии, безграничной печали и радости от того, что каждый день приходится преодолевать определенные преграды. Если говорить о грусти и радости, как о двух измерениях, то нужно признать, что готы находятся примерно посередине. Их эмоции холодны, а радость и жизненную силу они черпают в депрессии и мрачной грусти. Готы уверены, что жить нужно здесь и сейчас, любить – до гроба, выглядеть - ярко и сексуально, при этом соблюдая индивидуальность, а если говорить, то исключительно правду.

«Готы – мрачные и депрессивные, они ходят по кладбищам и там пьют абсент и пиво». Примерно полгода назад, с легкой руки юной особы, пытавшейся доказать свою принадлежность к готам, этот тезис обошел весь рунет, но мало что прояснил в данном вопросе. Так кто же все-таки такие готы? С целью узнать побольше об этих своеобразных личностях, любящих спать в гробах, мы покопались в их внутреннем мире – и вот что выяснили.

История направления

Первые ростки готической субкультуры в России появились в средине 90-х годов. Разумеется, готика пришла к нам с Запада, где она имеет множество последователей и направлений. В конце 70-х годов, когда панк-волна в Англии начала принимать новые формы, появился пост-панк. Группы, чье творчество укладывалась в данное понятие, отличались от своих собратьев по панк-цеху более депрессивным звучанием и ярко выраженным декадентским имиджем. Этих предшественников современных готов стали именовать «темными панками», а новая мрачная эстетика получила широкое распространение в массах.

С середины 80-х поднимается вторая волна готических групп - The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию - художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне. Считается, что толчком к развитию готической культуры послужил фильм про двух современных вампиров - The Hunger («Голод») и в особенности одна музыкальная композиция, вошедшая в его звуковую дорожку. Речь идет о песне группы Bauhaus под названием Bela Lugosi"s Dead («Бэла Лагоси мертв»), посвященная культовому венгерскому актеру, исполнителю роли графа Дракулы. В дальнейшем готический имидж и эстетика также формировались под сильным влиянием вампирского образа. Среди готов популярность приобрели многие вампирские фильмы – Nadja («Надя»), The Addiction («Пристрастие»), Interview with a Vampire («Интервью с вампиром»), а также вампирские романы - Брэма Стокера, Анны Райс и других. Вне зависимости от того, существуют вампиры или нет, есть люди, называющие и считающие себя вампирами. У «вампиров» свои клубы, сайты и конференции.

Наиболее активно готический стиль развивается в Германии, Америке и Англии. Возникают новые готические направления в музыке – darkwave («темная волна»), ethereal («бесплотное»), dark folk («темный фолк»). В зависимости от музыкальных предпочтений происходит разделение аудитории, появляются различные типы готов. К середине 90-х годов мировая готическая субкультура представляла собой развитую изолированную инфраструктуру – с неизменными атрибутами: готическими журналами, радио, символикой, клубами, магазинами и т.д.

Во второй половине 90-х формируется dark culture («темная культура»). Это общее название для всей субкультуры, которая включает в себя и готов, и вампиров, и другие мрачные персонажи. Кроме того, субкультуру готов обогатил приток выходцев из «металлической» среды. Так родился gothic metal - новый стиль металлической музыки, приближенный к готической эстетике.

Мировоззрение

Глядя на гота, не нужно отличаться большой сообразительностью, чтобы понять, насколько он мрачно воспринимает окружающий мир. Романтично-депрессивный взгляд на жизнь - вот оно готическое мировоззрение .

Для настоящего гота характерно быть замкнутым, испытывать частые депрессии, меланхолию, мизантропию. Вместе с тем – это эстет, мистик, избегающий стереотипов в поведении и облике, стремящийся к артистичности и творческому самовыражению. Большинство готов воспринимают смерть как фетиш.

Эстетика смерти

Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов с бледными лицами и темными кругами под глазами весьма показателен в этом отношении. «Танатофилия» - одно из ключевых понятий в готической субкультуре. Сами готы считают, что это стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью.

Подобное мировоззрение выражается в прогулках по кладбищам, пристрастию к произведениям, описывающим смерть и некоторых сексуальных отклонениях. Некрофилия или половое влечение к трупам в чистом виде среди готов встречается крайне редко. Если и есть среди готов настоящие некрофилы, то они тщательно скрывают свои пристрастия. Хотя не исключен вариант полового акта, когда один из партнеров “притворяется” трупом и не реагирует на действия партнера. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или само удушения) – асфиксофилия (иначе – скарфинг), любовь к занятиям сексом на кладбищах, или в окружении символов смерти, например секс в гробу.

Религия

Готическое мировоззрение не привязано к конкретной религиозной доктрине, тут готы ничем не отличаются от обычных людей. Среди них есть немало не верующих ни во что или даже радикальных атеистов. Но при этом немало и весьма религиозных - приверженцев как традиционных конфессий, так и новомодных или, наоборот, древних учений.
Существуют и готы-христиане, хотя они в готической субкультуре и представлены в меньшинстве. Кстати, готы позаимствовали некоторые элементы христианской символики. Эти загадочные личности испытывают повышенный интерес к сверхъестественному, то есть к магии и оккультизму. Поэтому среди готов больше всего язычников и сатанистов.

Тяга к таинственному имеет разные проявления: от примитивного использования магических символов как элемента украшений, до серьезного изучения магических таинств. Среди готов очень популярны оккультные традиции различных языческих школ. Например, Wicca - современная ведьмовская традиция, опирающаяся на пан-европейский шаманизм; Druids – друиды, пытающиеся возродить кельтские магические ритуалы; Asatru – традиция, базирующаяся на скандинавском язычестве.

Встречаются готы, изучающие иные оккультные традиции - от Египетских и Иранских до Вуду и Каббалы. К язычникам можно отнести последователей древних оккультных или претендующих на древность традиций Wicca, друидов, одинистов, а также последователей более современных и менее распространенных учений - телемитов, теософов, ариософов. Готы-статанисты - по большей части люди, привлеченные мрачной религиозной эстетикой и ее внешним проявлением. Всерьез их нельзя назвать сатанистами.

Символы

Готы используют разнообразную египетскую, христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский анк - символ вечной жизни. Здесь прослеживается очевидная связь с готической субкультурой, возникшей, как мы помним, благодаря вампирской эстетике. А вампиры как раз и есть ходячие мертвецы, живущие вечно. Часто на готах можно увидеть и другие египетские символы, например "Глаз Ра".

Христианская символика присутствует не так часто, обычно в виде распятий только с более стильным, чем это принято традицией, дизайном. Кельтские символы представлены кельтскими крестами и различными орнаментами. Нередко используются пентаграммы (обычные и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды и другие оккультные символы. Популярны различные символы смерти - украшения с гробиками и черепами. К готическим символам можно отнести и летучих мышей.

Места тусовок и виды кайфа

Готическую субкультуру трудно представить без «сцены» или места сбора, тусовки со всеми атрибутами движения. В городах с развитой готической «сценой» это - клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. Соответственно, если какой-то человек начинает посещать данные мероприятия и каким-либо образом становится известен на готической "сцене", его начинают считать частью готической тусовки.

Как и все обычные люди, готы утоляют жажду пивом, водкой и креплеными винами. Особой популярностью пользуется «Абсент», «Абсентер» и красное вино. Все «пати» и домашние тусовки сопровождаются активными возлияниями. Ходят слухи, что готы не брезгуют и травкой.

Разделение на виды
Среди большого разнообразия готов, самые распространенные :

Сатано-готы появились из числа фанатов «симфо-блэк-металла», относящегося к готическому направлению. Специфическая атрибутика: схожа с блэк-металлической. Внешность - длинные, крашеные в черный цвет волосы и ногти, обильная подводка глаз черным карандашом. Одежда – куртки-косухи, черные джинсы, военные ботинки. Украшения: множество цепей, «сатанинская» символика - пентаграммы, перевернутые кресты, три шестерки (так называемое «число зверя») и так далее.

Панко-готы. Внешность – выбритые виски (наподобие ирокеза, который не поставлен, а зачесан на бок), черные крашеные волосы, грим - выбеленное лицо, черная подводка глаз, рта, «синяки по глазами», крашеные в черный цвет ногти. Одежда – кофты-сетки, кожаные куртки, черные джинсы (стильно разрезанные), иногда рваные колготки, военные ботинки.

Старые готы первой волны. Существует небольшая группа, состоящая из взрослых (олдовых) готов самой первой волны. По характеру субкультуры они наиболее близки к западным. Нормы поведения соответствуют сатанинской этике: цинизм, высокомерное и презрительное отношение к готам следующей волны, но без оккультного компонента

Готы-вампиры. На западе это одно из самых старых и многочисленных направлений готической субкультуры. Бисексуализм - один из декларируемых стилей поведения гота-вампира. Характерная черта - демонстративное кусание в шею: это своего рода визитная карточка. Специфическая атрибутика: цвета в одежде преобладают черные и красные.
Внешность – длинные волосы, крашенные в темные естественные цвета. Грим – выбеленное лицо, «синяки» под глазами, выделенный рот.

Наши люди

В России у готов-вампиров большие сложности в приобретении одежды, характерной для данного стиля. На западе существуют специальные готические бутики, а у нас такой неординарный прикид шьют на заказ в ателье или перешивают из другой одежды.

Готы

народ германского происхождения, входящий в состав восточно-германской (готской, вандальской) группы и игравший видную роль как в доисторической жизни России, так и в истории великого переселения народов. Древнейшая родина их была область на В. от нижней Вислы до Прегеля, но влияние их - политическое и культурное - простиралось далеко за пределы этой реки и охватывало, вероятно, весь прибалтийский край. Южные границы их господства или влияния определить невозможно. По преданию, жившему среди остготов еще в VI веке (Иордан, гл. 4), Г. переселились в низовья Вислы в незапамятные времена, из Скандинавии; но это предание не подтверждается никакими данными. Г. материка ничего общего с гаутами Южной Скандинавии не имеют. Более вероятна связь Г. с одноименным населением острова Готланда (гуты, готы), хотя доказать ее пока не удалось; на нее указывают, кроме общего названия, еще народные предания, сохранившиеся в Гутасаге. - Сведений о первом периоде исторической жизни Г. мы почти никаких не имеем. Тацит ("Germania", гл. 43) свидетельствует о том, что они управлялись королями и что королевская власть была у них сильнее, чем у других германских народностей. Эта политическая организация должна была дать Г. значительный перевес над разрозненными, не имевшими ни культурного, ни политического центра славяно-балтийскими народностями, ближайшими соседями их на В. и Ю.В. Такие факты, как заимствование славянами и финнами из готского яз. слов для обозначения князя и т. д., равно как и некоторые географические названия вне древнеготской области, указывают на то, что преобладание Г. сказывалось в политической жизни соседних племен. - Во второй половине II века по Р. Х. начинается движение Г. на юг, вызванное, вероятно, возрастанием населения. В связи с их движением стоит, вероятно, маркоманская война (см.). Часть готского населения осталась, впрочем, в старых местах и слилась здесь, на островах, образуемых устьями Вислы, с наступавшими с востока балтийцами. Главная масса под предводительством короля Филимера, сына Гудариха, прошла через болотистую область Припяти и, разбив народ спалов (славян?), преграждавших им путь, достигла прибрежья Черного моря. С римлянами Г. столкнулись впервые около 215 года, при Каракалле, уже на Дунае. Около этого времени они заняли всю нынешнюю Украйну и Румынию, так что владения их простирались от нижнего Дуная до Дона (?). В новых своих жилищах они распались на несколько отдельных народностей. Восточную область, от придонских степей приблизительно до Днестра, заняли остготы (Ostrogothi), иначе называвшиеся грейтунгами (Greutungi - "степные жители"); на З., в нынешней Бессарабии и Молдавии до Карпатских гор и Нижнего Дуная, к ним примыкали вестготы (Wisigothi), или тервинги (Tervingi - "лесные жители"); между нижним Дунаем и Трансильванскими Альпами обитали тайфалы (Thaifali, Taiphali), которые почти всегда являются в обществе вестготов и самостоятельного значения не приобрели. Северные границы готских владений в Южной России точно определить нельзя. Очень вероятна гипотеза, что упоминаемый в скандинавских сагах "град Днепра, в речной области, столица славных Г." есть не что иное, как наш Киев. Известий о готском владычестве в Южной России ("готском периоде" русской истории) довольно много, но они так неполны и сбивчивы, что ясной картины о нем мы себе составить не можем. Вероятнее всего, что каждая готская народность со времени переселения на Ю. имела своего короля и только на время остготские короли, наиболее могущественные, несколько раз получали гегемонию над остальными. В первый раз это случилось, по-видимому, около середины III в., при короле Остроготе, кот. владел, если верить Иордану, огромным государством, подчинив себе гепидов, вандалов и друг. Он был первым королем династии Амалов, из кот. в V в. вышел и Теодорих Великий. При Остроготе готские полководцы Аргайт и Гунтарик, перешедши Дунай, опустошили всю Мезию. Его преемник Книва, принадлежавший к другой династии, также совершил нашествие на Балканский полуостров и в 251 г. разбил императора Деция при Абрите во Фракии; сам Деций погиб в сражении. С этого времени начинается длинный ряд набегов Г. на римские владения, то Черным морем - на Малую Азию, то сухим путем - на Мезию и Фракию. Бессистемность и бессвязность набегов доказывает, что политического единства у Г. в эту эпоху не было. Для самих Г. эти нашествия имели, между прочим, то значение, что многочисленные военнопленные христиане, выведенные ими из римских провинций, занесли в их страну христианство, которое здесь распространилось, по-видимому, очень быстро. Сам Вульфила (см.), переводчик Св. Писания на готский яз., происходил от рабов-христиан, вывезенных из Мал. Азии. Чтобы освободить империю от варварских набегов, имп. Аврелиан (в 274 г.) уступил Г. и их соседям всю Дакию; границей империи стало теперь, как до Траяна, течение Дуная. Лишь при Константине, в 321 г., возобновляются нашествия; мир был, однако, заключен уже в 336 г., королем Ариарихом. Его преемник Геберих увеличил свои владения тем, что совершенно вытеснил из Дакии вандалов. Власть его унаследовал (около 350 г.?) могучий Эрманарих (Германрих, см.), слава которого воспевалась всеми германскими народами, сравнивавшими его с Александром Македонским. Иордан дает перечень народностей, покоренных этим могущественнейшим из готских королей. Рядом с герулами мы находим в перечне всех славян (Venethi, Antes и Sclaueni), финнов, черемисов (?), мордву, мерю, пермь (?), весь, чудь на Ладожском озере и несколько других народностей, имена которых не поддаются объяснению. По этому преданию, значит, в состав государства Эрманариха входила почти вся Европейская Россия. О его могуществе свидетельствует и современник, Аммиан Марцеллин, так что сомневаться в нем нельзя. Тем не менее традиция, сохраненная Иорданом, едва ли во всех своих подробностях передает исторический факт; она является, по-видимому, скорее результатом позднейшей идеализации этого славнейшего предка Теодориха Великого, при чем могли сказаться воспоминания о первом периоде истории Г., сохранявшиеся в народных песнях. Несомненно, однако, что в это время весь славянский мир, сосредоточенный еще в Центральной России, подвергся сильному влиянию готской жизни и культуры. - Эрманарих был последним представителем готского могущества на Ю. России. Еще при его жизни отпали вестготы (см.). С тех пор начинается обособленная жизнь вестготов и остготов. Остготы продержались еще некоторое время в своих южно-русск. владениях, под верховенством гуннов, и окончательно покинули их лишь в V веке (см. Остготы). Остатки их слились с надвинувшимися с севера славянами, не оставив по себе ясных следов. Сделанная в последнее время попытка связать с именем Г. происхождение Руси не выдерживает критики (см. Русь, имя).

Г. крымские. Вероятно, уже в третьей четверти III в. по Р. Х. Г. заняли Крым. Овладев первоначально всем полуостровом, они, теснимые гунно-болгарскими народностями, должны были впоследствии сосредоточиться на южной горной части Крыма, между Судаком и Балаклавой. Эта-то горная область в течение средних веков и почти до нашего времени носила название Готии (готские климаты); в ней уцелела горсть Г., которых не коснулась гуннская буря; она сохраняла здесь свою национальность еще в течение целого тысячелетия, до конца XVI в. Их не следует смешивать с Г. тетракситами, которые жили на Таманском полуострове и погибли гораздо раньше. По Прокопию (VI в.), крымские Г. были отличными воинами и жили в дружбе и в союзе с Византией; их число простиралось до 3000. Они находились в зависимости от Восточно-Римской империи, и это отношение в принципе не было нарушено до самого падения последней в 1453 г., хотя на деле зависимость их от импер. часто превращалась в фикцию. Их связь с Византией поддерживалась без перерыва Церковью: епископы (впоследствии архиепископы и митрополиты) Г. находились в прямой зависимости от константинопольского патриарха даже и тогда, когда Царьград был уже в руках турок. В VII и VIII вв. мы находим крымских Г. в зависимости от хазар, владевших тогда Тавридой. К этому времени, именно к 787 г., относится восстание Г., описанное в житии св. Иоанна, епископа Готского. Зависимость от хазар выражалась, вероятно, только данью; Г. продолжали управляться своим князем. Не изменилось положение Г. и в IX-X вв., когда хазар заменили печенеги. Неясны их сношения с Древней Русью. Важный для решения этого вопроса памятник, известный под названием "Записки готского топарха", толкуется исследователями различно. От XI до начала XIII века Г., продолжая находиться в номинальной зависимости от Византии, зависели отчасти и от половцев. Когда в 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, то традиционная власть над Готией перешла к трапезундским императорам. Татары, явившиеся в Крым впервые в 1223 г., сделали своими данниками и Г. В это время готские правители (топархи), первоначально лишь византийские чиновники, достигли почти полной независимости. Теснимые с одной стороны татарами, с другой - генуэзцами, владевшими богатыми колониями на южном побережье Крыма, готские князья должны были довольствоваться, впрочем, одной только юго-западной частью полуострова; их резиденцией был гор. Феодоро (нын. Манкуп). Последним князем готским (манкупским) был Исайко. В 1475 г. турки овладели как генуэзскими владениями, так и готским княжеством. Князь Исайко был захвачен в плен, убит или отведен в Константинополь. Один из членов династии, к кот. принадлежал Исайко, выселился в конце XIV в. в Россию и стал здесь родоначальником рода Головиных. Готская народность пережила падение своего княжества, сохраняя готский язык. Барон Бусбек, посол германского императора при Великой Порте в 1557-64 гг., собрал кое-какие сведения о нем и записал около 90 готских слов, которые неопровержимо доказывают существование готской речи на полуострове еще в это позднее время и дают возможность определить некоторые факты фонетического развития этого языка. Но уже в XVII в. исчезают все следы его; последние остатки Г. отатарились, сохраняя, однако, православие. В 1778 году они, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего готского митрополита, Игнатия, они поголовно выселились на берега Азовского моря, где им были отведены русским правительством обширные земли. Они основали здесь город Мариуполь и 24 деревни. Потомки их ("Мариупольские греки") говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминания о прежней независимости в Крыму и о готской национальности совершенно исчезли из их памяти.

Г. мезийские (Moesogothi, Gothi minores) - название тех Г.-христиан, которые около 350 г., во время преследования христиан со стороны Атанариха, выселились в Мезию, где им были отведены земли под Никополем. Во главе движения стоял Вульфила (см.). О дальнейшей судьбе основанной ими патриархальной общины ничего не известно достоверного. Следы их существования имеются до IX в. (Валафрид Страбон).

Готский язык и литература. - Древнейшие памятники готского языка - рунические надписи на наконечнике копья, найденного в Ковельском у. Волынской губ. (вероятно, III в. по Р. Х.) и на золотом обруче, найденном в Пиетроассе в Румынии (конца IV в.). Первое по значению место занимает перевод Свящ. Писания Вульфилы, отрывки кот. дошли до нас в рукописях, писанных в начале или середине VI в. в Южной Италии, но сохраняющих довольно верно особенности готского языка второй половины IV в. Остготский язык VI в. сохранился в так называемых грамотах из Неаполя и Ареццо. О дальнейших судьбах как ост-, так и вестготского языков см. Остготы и Вестготы. Дифференциация на почве языка началась, вероятно, очень рано. Когда говорится о готском языке, имеется в виду обыкновенно язык вестготов времени Вульфилы. Он во многих отношениях стоит ближе к прагерманскому типу, чем все другие германские наречия. Сильно упростилась только система гласных, тогда как согласные не подверглись почти никаким изменениям. Отличительными чертами готского языка являются в области фонетики: ê из прагерманского открытого è, переходы е в i, о в u во всех случаях и обратный переход в е resp. о перед r и h; сохранение многих черт прагерманского спряжения и склонения. В редких только случаях другие германские наречия превосходят готское Вульфилы по древности звуков и форм; всего чаще - язык древнейших скандинавских надписей и формы, восстановляемые для готского же языка из слов, заимствованных в доисторическое время финнами и славянами у Г. Этим объясняется важное значение, которое имеет готский язык в общегерманской филологии. Перевод Вульфилы вызвал оживленную научно-литературную деятельность среди Г. (см. Вульфила). Единственный памятник ее, дошедший до нас, так называемый Skeireins (чит. Skîrîns) - отрывки толкования Евангелия от Иоанна, вероятно IV в. О богатом развитии народной поэзии среди Г. свидетельствуют римские и византийские историки. Общие труды по истории Г. см. в статьях Вестготы, Вандалы, Гепиды. Кроме того: V. Thomsen, "Ueber den Einfluss der german. Sprachen auf die finnisch-lappischen" (Галле, 1870, перевод с датского); Васильевский ("Ж. M. H. Пр.", т. 105). О крымских Г. - Брун ("Зап. Акад. наук", т. XXIV, 1874); Куник (там же); Васильевский ("Ж. М. Н. Пр.", т. 185, 1876); W. Tomaschek, "Die Goten in Taurien" (Вена, 1881); F. Braun, "Die letzten Schicksale der Krimgoten" (СПб., 1890); Ф. Браун, "Мариупольские греки" (в "Живой старине", 1890). О языке и литературе - Sievers (в "Grundriss" Пауля, т. I, стр. 407 и сл. и II, 65 и сл.).

Ф. Браун.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Готы" в других словарях:

    Группа германских племен. В 3 в. жили в Сев. Причерноморье. Делились на вестготов (западные готы) и остготов (восточные готы) … Большой Энциклопедический словарь

    ГОТЫ, племена восточных германцев. Делились на вестготов (западных готов) и остготов (восточных готов) … Современная энциклопедия

    ГОТЫ, готов, ед. гот, гота, муж. (ист.). Древнегерманское племя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОТЫ, ов, ед. гот, а, муж. Группа древнегерманских племён. | прил. готский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (нем. Gothen). Германский народ, игравший видную роль в доисторической России, политическое и культурное влияние которого простиралось на весь Прибалтийский край. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка