Краткое содержание василь быков сотников читать. Сотников, в сокращении

Ужасы войны губят не только жизни, но и души людей и их нравственность, об этом красноречиво написано в кратком содержании повести «Сотников» для читательского дневника.

Сюжет

Сотникова и Рыбака отправляют в хутор, чтобы добыть провизию для отряда, затаившегося в лесу. Староста хутора дал им овечку. В дороге они попадаются немцам, Сотникова, и так больного, ранят в ногу, но им удается скрыться. Они находят ближайший дом и входят, их кормит девчушка. В доме с ней еще два ребенка. Вскоре приходит их мать - Демчиха, она не рада партизанам, но обрабатывает Сотникову раны. Приходят немцы и забирают не только мужчин, но и женщину. Сотников всячески пытается выгородить Демчиху, Рыбак обвиняет во всем товарища. Их допрашивают и пытают, Рыбак рассказывает всё, Сотников и Демчиха держатся. Рыбаку предлагают стать полицаем, он соглашается, чтобы спастись. Утром назначают казнь. Рыбаку приказано вести товарищей на эшафот, Сотникова, Демчиху и Старосту вешают. Рыбак понимает, что пути назад нет, он хочет повеситься и сам, но у него нет ремня, теперь ему не вернуться к своим.

Вывод (моё мнение)

Жизнь - дорога каждому человеку, но предавать товарищей и губить невиновных ради собственной шкуры - неблагородно, весь остаток жизни вряд ли человек будет жить без угрызений совести.

Василь Быков родился 19 июня 1924 года в Витебской области (Белоруссия) в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.


Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно».
В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

Возвратившись после демобилизации в Гродно, Василь Быков отдаётся литературному творчеству и по праву занимает место в первом ряду писателей фронтового поколения. Его творчество, рассказывающее об увиденном и пережитом им на войне, относят к категории «лейтенантской прозы», представленной именами Юрия Бондарева , Григория Бакланова , Вячеслава Кондратьева, Виктора Курочкина и др.

Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Большинство произведений – повести, в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Одна за другой публикуются повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960). «Третья ракета» вышедшая в свет в 1961 году принесла ему всесоюзную славу. Огромный успех имела повесть «Альпийская баллада» (1963), по которой был снят фильм, получивший несколько наград. В «Альпийской балладе» Быков первым из советских писателей показал плен как трагедию, а не как вину героя, и осмелился описать любовные чувства между советским солдатом и итальянской девушкой.

Бескомпромиссность и стремление передать жестокую правду войны характеризовали повесть «Мёртвым не больно» (1965), где автор без прикрас описывал войну так, как он её видел своими глазами. Отход от идеологических штампов обошёлся Василию Владимировичу дорого – на писателя была открыта настоящая травля. Кроме гневных статей в газете, жену писателя вызывали на «беседы» в органы безопасности, в их квартире разбили окна, а на собраниях Быкова клеймили и предлагали «убираться на запад». Фронтовик не отступил.

Вышедшая в 1970 году повесть «Сотников» с беспощадной откровенностью раскрыла тему предательства и заставила говорить о таланте Василия Владимировича. Он был избран секретарём Гродненского отделения белорусского союза писателей.

Событием литературной жизни становилась каждая новая повесть Быкова – удостоенные Государственной премии «Обелиск» (1971) и «Дожить до рассвета» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), на основе которой была создана популярная пьеса.

Новым поворотом творчества Быкова стала повесть «Знак беды» (1982), отмеченная Ленинской премией. Рассказ о немолодых крестьянах, переживающих немецкую оккупацию и делающих выбор в пользу добровольного ухода из жизни, литературоведы называют самым антивоенным произведением Быкова. Тема нравственного выбора остаётся ведущей и в повестях «Его батальон» (1975), «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Облава» (1990). В 2002 году вышла автобиографическая книга «Долгая дорога домой».

Большинство своих произведений Василь Быков писал по-белорусски, многие из них сам переводил на русский. Его литературные труды переведены на многие языки мира. Писатель, который по утверждению критиков, так и не вернулся с войны, умер в памятную дату 22 июня 2003 года.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства.

Повесть «Сотников» (1970) – повесть-рассуждение о вечных философских вопросах – цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, – вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.

Быкову пришла идея написать повесть в 1944 году, когда узнал в пленном бывшего однополчанина. Разговорились. Оказалось, человек был ранен, попал в концлагерь и согласился пойти на сотрудничество (записался в полицаи). Всё искал случая сбежать, но с каждым днём только увязал. Пока не попал в плен к своим. Тогда Быков и задумал написать, по его словам, о человеке перед лицом бесчеловечных обстоятельств.

В повести рассказывается о том, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников – духовно сильным и честным человеком. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранил собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку.

Цитата из повести Василя Быкова «Сотников»

«…Всё время, пока они шли лесом, Рыбак слышал за спиной его глуховатый, простудный кашель, раздававшийся иногда ближе, иногда дальше. Но вот он совершенно затих, и Рыбак, сбавив шаг, оглянулся – изрядно отстав, Сотников едва тащился в ночном сумраке. Подавляя нетерпение, Рыбак минуту глядел, как тот устало гребётся по снегу в своих неуклюжих, стоптанных бурках, как-то незнакомо опустив голову в глубоко надвинутой на уши красноармейской пилотке. Ещё издали в морозной ночной тишине послышалось его частое, затруднённое дыхание, с которым Сотников, даже остановившись, всё ещё не мог справиться.

– Ну как? Терпимо?

– А! – неопределенно выдавил тот и поправил на плече винтовку. – Далеко ещё?

Прежде чем ответить, Рыбак помедлил, испытующе вглядываясь в тощую, туго подпоясанную по короткой шинели фигуру напарника. Он уже знал, что тот не признается, хотя и занемог, будет бодриться: мол, обойдется, – чтобы избежать чужого участия, что ли? Уж чего другого, а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих. Он и на задание попал отчасти из-за своего самолюбия – больной, а не захотел сказать об этом командиру, когда тот у костра подбирал Рыбаку напарника. Сначала были вызваны двое – Вдовец и Глущенко, но Вдовец только что разобрал и принялся чистить свой пулемёт, а Глущенко сослался на мокрые ноги: ходил за водой и по колено провалился в трясину. Тогда командир назвал Сотникова, и тот молча поднялся. Когда они уже были в пути и Сотникова начал донимать кашель, Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». Рыбаку это было не совсем понятно, но погодя он подумал, что в общем беспокоиться не о чем: человек на ногах, сюит ли обращать внимание на какой-то там кашель, от простуды на войне не умирают. Дойдёт до жилья, обогреется, поест горячей картошки, и всю хворь как рукой снимет…».


Книги рельефно-точечного шрифта

Быков, В. В. Бедные люди [Шрифт Брайля] : повести, рассказы / В. В. Быков. – М. : «Репро», 2012. – 8 кн. – С изд.: М.: Вагриус, 2002.

Быков, В. В. Волчья стая [Шрифт Брайля] : повести / В. В. Быков. – М. : Логосвос, 2013. – 2 кн. – С изд.: М.: Вече, 2004.

Быков, В. В. Карьер [Шрифт Брайля] : повесть / В. В. Быков. – М. : МедиаЛаб, 2010. – 5 кн. – С изд.: М.: У-Фактория, 2004.

Быков, В. В. Мёртвым не больно [Шрифт Брайля] : повесть / В. В. Быков. – М. : МедиаЛаб, 2013. – 3 кн. – С изд.: М.: Эксмо, 2006.

Быков, В. В. Обелиск [Шрифт Брайля] : повести / В. В. Быков. – М. : Просвещение, 1977. – 4 кн. – С изд.: М.: Мол. гвардия, 1973.

Быков, В. В. Сотников [Шрифт Брайля] : повесть / В. В. Быков. – М. : Просвещение, 1980. – 3 кн. – С изд.: М.: Знание, 1978.

«Говорящие» книги на кассетах

Быков, В. В. Альпийская баллада [Звукозапись] / В. В. Быков. – М. : «Логос» ВОС, 2007. 2 мфк., (6 час.38 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. С изд.: М.: Мол. гвардия, 1985.

Быков, В. В. Дожить до рассвета [Звукозапись] : повесть / В. В. Быков. М. : «Логос» ВОС, 2002. 2 мфк., (6 час.9 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. С изд.: М.: Мол. гвардия,1985.

Быков, В. В. Обелиск [Звукозапись] : повесть / В. В. Быков. – М. : «Логос» ВОС, 2002. 1 мфк., (3 час.28 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. С изд.: М.: Мол. гвардия,1985.

Аудиокниги на CD

Быков, В. В. Альпийская баллада [Электронный ресурс] : повесть / В. В. Быков. – М. : Союз, 2007. – 1 эл. опт. диск, (6 час.8 мин.).

Быков, В. В. Карьер [ Электронный ресурс ]. – М. : «Логос» ВОС, 2004. – 1 эл. опт. диск, (19 час.14 мин.). – С изд.: «Дружба народов». – 1986. – N4-5, 1987. – N7.

Быков, В. В. К рутой берег реки. Горький М. Старуха Изергиль [Электронный ресурс] / В. В. Быков. СПб. : «Вира-М», 2007. 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (1 час.).

Быков, В. В. Обелиск [Электронный ресурс] : повесть / В. В. Быков. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2006. 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (3 час.18 мин.). С изд.: интернет-ресурсы, 2006.

Быков, В. В. Сотников [Электронный ресурс] : повесть / В. В. Быков; читает В. Герасимов. – М. : «Логос» ВОС, 2010. 1 эл. опт. диск, (10 час.7 мин.) . – С изд.: интернет-ресурсы, 2010.

Аудиокниги на флеш-картах

Бондарев, Ю.В. Батальоны просят огня: повесть [Электронный ресурс]. Горячий снег: роман / Ю.В. Бондарев; читает Ю. Заборовский. Альпийская баллада: повесть / В. В. Быков; читает Н. Савицкий. Вам привет от бабы Леры... ; Дом, который построил Дед; Не стреляйте в белых лебедей; Скобелев, или Есть только миг: романы и повесть / Б. Л. Васильев; читает Н. Дородная. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2011. 1 фк., (80 час.35 мин.).

Быков, В. В. Дожить до рассвета [Электронный ресурс]. Обелиск: повести /В. В. Быков ; читают Ю. Заборовский, Е. Терновский. Неопалимая купина: повесть / Б. Л. Васильев; читает В. Сушков. Земляки; Письма из деревни; Очищение; Очищение; Преодоление: повести / И. А. Васильев; читает В. Герасимов. Ставрополь: Ставроп. краев.б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2011. 1 фк., (49 час.3 мин.).

Быков, В. В. Карьер; В тумане [ Электронный ресурс ]. : сборник / В.В. Быков; читает В. Сушков. – М. : Логосвос, 2009. – 1 фк., (19 час.14 мин.).

Стаднюк, И. Ф. Война: роман-эпопея в 3 кн. [ Электронный ресурс ] / читает В. Сушков; Москва, 1941: роман / читает В. Сушков; Люди не ангелы: роман / И. Ф. Стаднюк; читает Ю. Заборовский. Где-то на Северном Донце: повесть / В. Волосков; читает С. Ларионов. Волчья стая: повесть / В. Быков; читает В. Сушков. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2014. – 1 фк. (12+), (83 час.36 мин.). – С изд.: БД СКБСС.

Плоскопечатные издания

Алексеев М. Н.

Быков, В. В. Повести [Текст] / В. В. Быков. – М. : Советский писатель, 1986. – 590 с.

Быков, В. В. Сотников. Обелиск: повести [Текст] : издание для слабовидящих / В. В. Быков. – М.: «Логос» ВОС, 2008. – 510 с.

Быков, В. В. Третья ракета; Дожить до рассвета [Текст] : повести / В. В. Быков. – Л. : Лениздат, 1981. – 252 с.


Василий Владимирович Быков - талантливый советский писатель, чьи произведения и сегодня не оставляют читателя равнодушным. А все потому, что большая часть его романов и повестей описывает времена Великой Отечественной войны. В данной статье мы рассмотрим одно из известнейших произведений писателя и особое внимание обратим на его краткое содержание. «Сотников» - повесть с интересной судьбой и захватывающим сюжетом, который и станет центром нашей статьи.

О книге

Повесть «Сотников», краткое содержание которой в дальнейшем займет все наше внимание, была написана на белорусском языке в 1969 году. Изначально произведение имело заглавие «Ликвидация». Первая публикация повести состоялась в 1970 году в 5-м номере журнала «Новый мир».

История создания

Для того чтобы более полно понять краткое содержание («Сотников» - произведение непростое), необходимо обратиться к истории создания повести. В ее основу легла встреча Быкова со своим бывшим однополчанином, которого считали погибшим.

Историей этого человека был потрясен Быков. «Сотников» (краткое содержание подробнее рассмотрим ниже) - непростое произведение хотя бы потому, что, по сути, в его основе лежит рассказ о предательстве.

Так, однополчанин писателя во время войны не погиб, а попал в концлагерь. Там стал одним из власовцев, намереваясь дождаться подходящего случая для побега. Но время шло, а удобного момента так и не подвернулось. В итоге он попал в плен уже к советским войскам и встретился с Быковым в 1944 году в роли пленного фашиста. Такова необычная история повести «Сотников». Краткое содержание станет лишним доказательством того, насколько сильно это событие потрясло самого автора. Быков понял ужасную трагедию человека, оказавшегося не в силах как-либо повлиять на свою судьбу и изменить ситуацию.

В центре описания находится партизанский отряд. Двое его участников, Сотников и Рыбак, отправляются за провиантом. Зимняя ночь, вокруг поля и перелески, немцы могут быть где угодно, поэтому нужно было соблюдать осторожность. Заболевший Сотников, которого поминутно настигал кашель, едва успевал за легким пружинистым шагом Рыбака. Это первое неравенство героев, на которое указывает краткое содержание. Сотников вообще не должен был идти за провизией в таком состоянии.

Герои направляются на ближайший хутор, который оказывается сожженным немцами. Пришлось идти дальше, в деревню. Здесь прямиком пошли в избу старосты. Рыбак обвинил того в сговоре с немцами, на что старик спокойно ответил, что им он не враг. Однако не вступал в разговор Сотников. Краткое содержание очень достоверно описывает быт людей в военное время. Так, староста, несмотря на сотрудничество с врагом, отдает свою овцу партизанам.

Перестрелка

Герои продолжили свой путь. Они как раз переходили поле, когда издалека послышался шум и стали видны подводы с людьми. Рыбаков бросился бежать, подгоняя товарища, но не в силах был догнать его Сотников. Краткое содержание описывает физическую слабость героя, вызванную болезнью. Из-за неожиданного головокружения он падает. Издалека слышится крик с требованием остановиться. Боясь того, что не может подняться, Сотников стреляет наугад. Он не боится смерти, но не желает быть обузой товарищу.

С трудом герой поднимается, делает несколько шагов и понимает, что его подстрелили. Сухо и со знанием дела описывает Быков перестрелку, что подтверждает и краткое содержание «Сотникова». Даже раненым партизан не сдается, продолжая отстреливаться. А тут и Рыбак возвращается за товарищем. Вдвоем им удается уйти от погони. К утру они выходят к следующей деревне.

Пленение

Краткое содержание «Сотникова» постепенно приобретает все больший накал. Партизаны входят в первый же дом, где их встречает девочка и говорит, что ее мать, Демичиха, на работе. Оказывается, что ребенок в избе не один, но дети делятся единственной миской картошки. Возвращается Демичиха, она злится на незваных гостей. Однако, заметив рану, женщина тут же начинает ее обрабатывать. С благодарностью принимает ее помощь Сотников.

Допрос

Далее краткое содержание «Сотникова» повествует о допросе пленных полицаями. Первым в очереди оказывается Сотников. Герой отказывается добровольно выдать партизан. Тогда следователь вызывает огромного детину, который должен будет вытрясти из несговорчивого пленного всю правду.

Не приукрашено краткое содержание «Сотникова», достоверно изображает Быков реалии войны. Пока один из партизан на допросе, действие переносится в камеру. Здесь Рыбак встречается со старостой. Удивленный герой спрашивает, за что тот угодил сюда. В ответ слышит: «Из-за того, что на вас не донес». Наступает очередь допроса самого Рыбака. В отличие от Сотникова он не злит следователя, старается отвечать на вопросы, хоть и увертываясь. В итоге получает похвалу полицая и обещание сохранить жизнь и возможность служить в полиции.

Вернувшись в камеру, Рыбак видит изуродованного пытками Сотникова и радуется тому, что сам так ловко вывернулся. Краткое содержание «Сотникова» очень хорошо передает темные стороны человеческой натуры и стремление уцелеть даже ценой предательства.

Ликвидация

На суд читателя выносит поступки своих героев Быков. Сотников (краткое содержание раскрывает стойкость этого человека) и Рыбак, не бросивший друга вначале, но резко изменивший свое отношение к жизни в конце книги, - оба проявляют истинность своей натуры именно в финальной сцене повести.

Итак, настало утро. До заключенных стали доноситься разговоры о лопатах. Рыбак, начиная подозревать недоброе, волнуется. Распахивается дверь, входит полицай и сообщает о предстоящей ликвидации заключенных. В этот момент становится ясно то, что хотел показать читателю Василь Быков. Сотников (краткое содержание не может передать все эмоции главного героя) поднимается и выкрикивает признание в том, что это он подстрелил того немца, Рыбак же к стрельбе не причастен. Но на это заявление никто не обращает внимания.

Осознав близость гибели, Рыбак бросается к следователю и говорит, что согласен стать полицаем. Немец принимает нового подчиненного. Пленных подводят к скамейкам для висельников. Стыд и обида за поведение товарища - вот что чувствует Сотников. Рыбак оказывается тем, кто выбивает опору из-под ног бывшего друга. Совершенно несчастливо заканчивается краткое содержание «Сотникова».

После казни предатель идет в строе с другими полицаями и размышляет о побеге. Тут ему на глаза попадаются сани. Если в них незаметно прыгнуть, то, может, и получится уйти. Но, столкнувшись с ненавистью в глазах возницы, он понимает: бежать некуда.

Так заканчивается повесть «Сотников». Краткое содержание по главам отлично проиллюстрировало путь человека от верности к предательству.

6364d3f0f495b6ab9dcf8d3b5c6e0b01

Сотников и Рыбак, получившие задание найти продукты для партизан, шли по зимним полям, стараясь не попадаться на глаза немцам. Сотников чувствовал себя совсем не важно – его мучил кашель, он еле шел. Зайдя в одну из деревень, они нашли избу старосты, который сказал им, что «своим людям» он «не враг». Рыбак и Сотников взяли у него овцу и пошли дальше.

Дальше путь лежал через поле, где спрятаться было сложно. Рыбак и Сотников услышали шум подвод, надо было быстро бежать вперед, чтобы добраться до перелеска, но Сотников не мог этого сделать – он был очень слаб. Тогда, услышав приказ остановится, он залег в поле и начал стрелять. Получив ранение, он думал только о том, что Рыбак, возможно, добрался до безопасного места – Сотников не хотел, чтобы из-за того, что он сам не может передвигаться быстро, пострадал и Рыбак, и партизаны, которым нужно продовольствие. Но Рыбак не ушел – он вернулся за Сотниковым, и помог ему добраться до ближайшей деревни, где они вошли в дом, в котором находилось четверо детей. Старшей девочке было 9 лет, она накормила их вареной картошкой. Рыбак сказал Сотникову, что оставит его в этом доме, а сам пойдет дальше. В этот момент в дом вошла мать детей. Она сначала приняла Рыбака и Сотникова за немцев, а потом, узнав, что они красноармейцы, начала обрабатывать рану на ноге Сотникова. Рыбак, выглянув в окно, увидел, что к дому подходят полицаи. Демичиха (так все звали женщину) велела Рыбаку и Сотникову подниматься на чердак. Полицаи пришли за водкой и собрались уже уходить, когда услышали кашель, доносящийся с чердака. Они схватили Рыбака и Сотникова, а вместе с ними арестовали и Демичиху.

По дороге в полицейский участок Сотникова волновало только то, что из-за него арестовали и Рыбака, и мать четверых детей. На допросе Сотников не сказал следователю ничего, несмотря на пытки. А вот Рыбак старался вежливо и подробно отвечать на вопросы следователя, и тот предложил ему послужить Германии в полиции, если рассказанное им окажется правдой. Вернувшись в подвал и увидев, что стало с Сотниковым, Рыбак в душе обрадовался, что его не подвергли таким пыткам.

А утром всех, кто был в подвале – а кроме Рыбака и Сотникова, там была еще Демичиха, тот староста, у которого они взяли овцу, и которого арестовали за то, что он их не выдал, и еврейская девочка, вывели на «ликвидацию». И тут Рыбак, выйдя вперед, сказал следователю, что он согласен служить в полиции. Сотникову стало стыдно и за него, и за то, что он, Сотников, не смог спасти людей, попавших в беду из-за него, но он подумал, что у него нет права осуждать Рыбака. Их привели на место казни, где уже были приготовлены пять веревочных петель. Рыбак помог Сотникову влезть на низенькую скамеечку, и сам же выбил эту скамейку из-под ног Сотникова. После казни Рыбаку приказали становиться в строй к другим полицаям. Сначала он еще надеялся, что прямо сейчас сумеет убежать, пробраться к своим, но увидев глаза проезжавшего мимо него в телеге крестьянина, понял, что бежать ему некуда.

Сотников
Краткое содержание повести
Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шел легко и быстро, Сотников отставал, ему вообще не следовало отправляться на задание – он заболевал: бил кашель, кружилась голова, мучила слабость. Он с трудом поспевал за Рыбаком. Хутор, к которому они направлялись, оказался сожженным. Дошли до деревни, выбрали избу старосты. “Здравствуйте, – стараясь быть вежливым, поздоровался Рыбак. – Догадываетесь, кто мы?” – “Здравствуйте”, – без тени подобострастности или страха отозвался пожилой человек, сидевший за столом над Библией. “Немцам прислуживаешь? – продолжал Рыбак. – Не стыдно быть врагом?” – “Своим людям я не враг”, – так же спокойно отозвался старик. “Скотина есть? Пошли в хлев”. У старосты взяли овцу и не задерживаясь двинулись дальше.
Они шли через поле к дороге и внезапно уловили впереди шум. Кто-то ехал по дороге. “Давай бегом”, – скомандовал Рыбак. Уже видны были две подводы с людьми. Оставалась еще надежда, что это крестьяне, тогда все обошлось бы. “А ну, стой! – донесло злой окрик. – Стой, стрелять будем!” И Рыбак прибавил в беге. Сотников отстал. Он упал на склоне – закружилась голова. Сотников испугался, что не сможет подняться. Нашарил в снегу винтовку и выстрелил наугад. Побывав в добром десятке безнадежных ситуаций, Сотников не боялся смерти в бою. Боялся только стать обузой. Он смог сделать еще несколько шагов и почувствовал, как ожгло бедро и по ноге потекла кровь. Подстрелили. Сотников снова залег и начал отстреливаться по уже различимым в темноте преследователям. После нескольких его выстрелов все стихло. Сотников смог разглядеть фигуры, возвращавшиеся к дороге. “Сотников! – услышал он вдруг шепот. – Сотников!” Это Рыбак, ушедший уже далеко, все-таки вернулся за ним. Вдвоем под утро они добрались до следующей деревни. В доме, куда они вошли, партизан встретила девятилетняя девочка. “Как мамку зовут?” – спросил Рыбак. “Демичиха, – ответила девочка. – Она на работе. А мы вчетвером тут сидим. Я самая старшая”. И девочка гостеприимно выставила на стол миску с вареной картошкой. “Я тебя здесь хочу оставить, – сказал Рыбак Сотникову. – Отлежись”. “Мамка идет!” – закричали дети. Вошедшая женщина не удивилась и не испугалась, только в лице ее что-то дрогнуло, когда она увидела пустую миску на столе. “Что вам еще надо? – спросила она. – Хлеба? Сала? Яиц?” – “Мы не немцы”. – “А кто же вы? Красные армейцы? Так те на фронте воюют, а вы по углам шастаете”, – зло выговаривала женщина, но тут же занялась раной Сотникова. Рыбак глянул в окно и отпрянул: “Немцы!” – “Быстро на чердак”, – распорядилась Демичиха. Полицаи искали водку. “Нет у меня ничего, – зло отругивалась Демичиха. – Чтоб вам околеть”.
И тут сверху, с чердака, грохнул кашель. “Кто у тебя там?” Полицаи уже лезли наверх. “Руки вверх! Попались, голубчики”.
Связанных Сотникова, Рыбака и Демичиху повезли в соседнее местечко в полицию. В том, что они пропали, Сотников не сомневался. Мучила его мысль о том, что они оказались причиной гибели вот для этой женщины и ее детей… Первым на допрос повели Сотникова. “Вы думаете, я скажу вам правду?” – спросил Сотников у следователя Портнова. “Скажешь, – негромко сказал полицай. – Все скажешь. Мы из тебя фарш сделаем. Повытянем все жилы, кости переломаем. А потом объявим, что всех выдал ты… Будилу ко мне!” – приказал следователь, и в комнате появился буйволоподобный детина, огромные его ручищи оторвали Сотникова от стульчика…
Рыбак же пока томился в подвале, в котором неожиданно встретил старосту. “А вас-то за что посадили?” – “За то, что не донес на вас. Пощады мне не будет”, – как-то очень спокойно ответил старик. “Какая покорность! – думал Рыбак. – Нет, я все-таки за свою жизнь еще повоюю”. И когда его привели на допрос, Рыбак старался быть покладистым, не раздражать зря следователя – отвечал обстоятельно и, как ему казалось, очень хитро. “Ты парень вроде с голо
Вой, – одобрил следователь. – Мы проверим твои показания. Возможно, сохраним тебе жизнь. Еще послужишь великой Германии в полиции. Подумай”. Вернувшись в подвал и увидев сломанные пальцы Сотникова – с вырванными ногтями, запекшиеся в сгустках крови, – Рыбак испытал тайную радость, что избежал такого. Нет, он будет изворачиваться до последнего. В подвале их было уже пятеро. Привели еврейскую девочку Басю, от которой требовали имена тех, кто ее скрывал, и Демичиху.
Наступило утро. Снаружи послышались голоса. Говорили про лопаты. “Какие лопаты? Зачем лопаты?” – тягостно заныло в Рыбаке.
Дверь подвала отворилась: “Выходи: ликвидация!” Во дворе уже стояли полицаи с оружием на изготовку. На крыльцо вышли немецкие офицеры и полицейское начальство. “Я хочу сделать сообщение, – выкрикнул Сотников. – Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, – он кивнул на Рыбака, – оказался здесь случайно”. Но старший только махнул рукой: “Ведите”. “Господин следователь, – рванулся Рыбак. – Вы вчера мне предлагали. Я согласен”. – “Подойдите поближе, – предложили с крыльца. – Вы согласны служить в полиции?” – “Согласен”, – со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак. “Сволочь”, – как удар, стукнул его по затылку окрик Сотникова. Сотникову сейчас было мучительно стыдно за свои наивные надежды спасти ценой своей жизни попавших в беду людей. Полицаи вели их на место казни, куда уже согнали жителей местечка и где сверху уже свешивались пять пеньковых петель. Приговоренных подвели к скамейке. Рыбаку пришлось помогать Сотникову подняться на нее. “Сволочь”, – снова подумал про него Сотников и тут же укорил себя: откуда у тебя право судить… Опору из-под ног Сотникова выбил Рыбак.
Когда все кончилось и народ расходился, а полицаи начали строиться, Рыбак стоял в стороне, ожидая, что будет с ним. “А ну! – прикрикнул на него старший. – Стать в строй. Шагом марш!” И это было Рыбаку обыкновенно и привычно, он бездумно шагнул в такт с другими. А что дальше? Рыбак провел взглядом по улице: надо бежать. Вот сейчас, скажем, бухнуться в проезжающие мимо сани, врезать по лошади! Но, встретившись с глазами мужика, сидевшего в санях, и почувствовав, сколько в этих глазах ненависти, Рыбак понял: с этим не выйдет. Но с кем тогда выйдет? И тут его, словно обухом по голове, оглушила мысль: удирать некуда. После ликвидации – некуда. Из этого строя дороги к побегу не было.