Леонардо да винчи мадонна с ребенком. Все мадонны рафаэля. Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

9 ноября 2011 г. в лондонской Национальной галерее с невиданным размахом открылась грандиозная выставка «Леонардо да Винчи: художник Миланского двора», которую уже сейчас назвали лучшей выставкой года. Церемонию торжественного открытия экспозиции 8 ноября вместе с фильмом Тима Марлоу и Мариэллы Фрострап транслировали в прямом эфире кабельный канал Sky Arts 1 и сорок кинотеатров Англии, куда были распроданы все билеты (см. видео ). Еще бы, ведь британцы впервые увидят восемь шедевров великого мастера, никогда раньше не экспонировавшихся на туманном Альбионе.

В соответствии с названием выставки на ней представлены почти все работы, выполненные великим итальянским художником в период с 1482 по 1499 гг., во время его работы в Милане у герцога Людовико Сфорца. Беспрецедентную экспозицию кураторы собирали почти 5 лет: всё это время шли переговоры с ведущими музеями мира, своим фондом поделился парижский Лувр, петербургский Эрмитаж и пинакотека Ватикана; часть рисунков передала в галерею английская королева Елизавета II, у которой внушительная коллекция, одна из лучших в мире.

В итоге кропотливой работы кураторов Национальной галереи посетители выставки смогут увидеть девять картин самого Леонардо да Винчи из дошедших до нашего времени пятнадцати - представлены полотна «Мадонна Литта» из Государственного Эрмитажа, «Портрет музыканта», «Дама с горностаем», хранящаяся в Национальном музее Кракова (её экспонирование в Лондоне было под вопросом до последней минуты), «Святой Иероним» из пинакотеки Ватикана, «Портрет музыканта» из Милана, «Прекрасная Ферроньера» из Лувра и другие работы. Остальную часть выставки составляют более 50 рисунков мастера, которые раньше не демонстрировались ни в одной экспозиции, и работы его учеников.

До лондонской выставки живописные работы Леонардо вместе увидеть было невозможно - они находятся в различных музеях. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици; две картины находятся в Эрмитаже - это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». «Это беспрецедентное событие. Такой выставки, вероятно, уже никогда не произойдет именно в этом виде, так что сейчас у всех нас вместе есть возможность лучше понять Леонардо», - сказал на пресс-показе куратор Люк Сайсон, который готовил экспозицию. Пор его словам, это первая такого масштаба выставка, которая концентрируется именно на живописи, на становлении стиля да Винчи, а не изучает его как философа, ученого, графика или скульптора.

Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» - одна, недавно отреставрированная, из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг.) - из Лувра (см. илл .). Лондонский вариант, ранее считавшийся студийной копией, но затем признанный более поздней оригинальной работой мастера, был куплен Национальной галереей в конце 19-го столетия. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Куратор Люк Сайсон полагает, что даже да Винчи, скорее всего, сам не видел эти две работы в одном пространстве.

Директор Национальной галереи Николас Пенни (Dr Nicholas Penny) признался: «Мы чрезвычайно рады и очень благодарны нашим коллегам из Лувра за возможность одолжить их прославленную картину. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства».

Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Ученые спорят об этом произведении уже не один десяток лет, поскольку оно существует в двух различных версиях, и до сих пор точно неясно, принадлежат ли они обе кисти гениального художника. Один из вариантов находится в Лувре, и в пользу ее оригинальности говорит тот факт, что именно эта картина когда-то принадлежала французскому королю, который в свою очередь мог получить его от самого художника. Что касается лондонской версии, то ряд искусствоведов приписывает её кисти ученика Леонардо Амброджио ди Предиса, признавая за работу Леонардо лишь лица Мадонны и ангела. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г.

В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован.

Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» - «Спаситель мира». Эта картина датируется приблизительно 1500 годом и изображает Иисуса Христа, который правой рукой посылает благословение, а в левой держит прозрачную сферу. О существовании написанного маслом полотна было известно, однако специалисты долгое время не могли определить его местонахождение и предполагали, что оно было уничтожено. Когда-то, в середине 17 века, эта работа входила в коллекцию короля Карла I, однако следы её теряются. По имеющимся данным, в 1763 г. картина была выставлена на торги сыном британского герцога Букингемского. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Возможно, поэтому потомки Кука выставили картину на аукцион в 1958 г. за невообразимые для такого мастера 45 фунтов - Леонардо ушел в руки американских арт-дилеров. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов.

Тема денег в связи с собранными в одном месте шедеврами является одной из главных, но, что удивительно, не основной. Разумеется, экспозиция застрахована на уникальную сумму - $ 2,5 млрд (еще столько же может выделить правительство Великобритании в случае какого-либо криминального инцидента или форс-мажора : http://rublev-museum.livejournal.com/48291.html), но сотрудники Национальной галереи надеются, что выплаты не понадобятся: приняты все возможные меры для обеспечения безопасности. Частично они повлияют на посещаемость выставки: в галерею будут пускать 180 человек за 30 минут вместо обычных 230.

Эту выставку уже называют одной из самых популярных за всю историю Национальной галереи - для ее посещения продано рекордное количество билетов. Спрос и в самом деле огромный: появившиеся в свободной продаже билеты на выставку уже распроданы до середины декабря; организаторы, впрочем, заявили, что еще по 500 билетов будут продаваться через кассы ежедневно. Кроме того, увеличено время работы галереи и частично использованы выходные - ожидается, что эти меры позволят увеличить аудиторию выставки на 20%. Ну а Голливуд решил сделать художника героем блокбастера: о планах снять приключенческий фильм о великом живописце объявила компания Universal.

Выставка Леонардо да Винчи в Лондонской национальной галерее продлится до 5 февраля 2012 года, а уже 29 марта полотна гениального итальянского мастера покажут в Париже в рамках экспозиции «Святая Анна Леонардо да Винчи». Выставка в Лувре продлится до 25 июня. На ней также будут представлены оба варианта «Мадонны в скалах». А вот «Даму с горностаем», скорее всего, в Париже уже не увидят. К сожалению, не сообщается, смог ли Эрмитаж на паритетных началах добиться экспонирования хотя бы части лондонской экспозиции в России, выдав «Мадонну Литту» в 4 раз за границу (1962 - Париж, 1990 - Милан и Мадрид, 2003-2004 - Рим и Венеция). Впрочем, к подобному уже давно не привыкать:

Тем не менее, для всех российских ценителей прекрасного редакция музейного блога в честь открытия сенсационной выставки Леонардо публикует фрагмент статьи нашего коллеги Олега Германовича Ульянова, посвященной картине «Мадонна Литта»:

«Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселенной…направляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» - C.A. 345 v.), вызвала не смолкающую по сей день полемику уже со времени своего поступления в эрмитажное собрание. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Ф.1. Оп. V, 1865 г.Д. 7. Лл. 1-10; Б. В. фон Кёне. Картины Леонардо да Винчи. СПб., 1866. С. 2-3). В том же году из-за плохой сохранности картина была переложена с дерева на холст реставратором Александром Сидоровым, награжденным за удачный перевод серебряной медалью (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. V, 1865 г.Д. 3. Л. 142-143).

Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, № 2376, ок. 1490 г.). По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45º, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Paris. Р. 14, plat. 14).

Особого внимания заслуживает мнение Ринальди, который датировал картину 1507-1508 гг. на основании рисунков из леонардовского «Кодекса Арундель» (Collection Arundell), хранящегося в Британском музее Лондона, где на Л. 253 v. и256 r. находятся наброски сосущего грудь младенца (A. de Rinaldis. Storia dell’opera pittorica di Leonardo da Vinci. Bologna, 1926. Р. 238-239. Аналогичную датировку см.: L.H.Heydenreich. Leonardo da Vinci. London-New York-Basel, 1954. Р. 12, 180). «Кодекс Арундель» имеет точную датировку 1508 г., который указан на титульном листе (Br. M. I r).

Тем не менее, в искусствоведческой литературе все еще придерживаются датировки сэра Кларка, который путем сопоставления с рисунком Виндзорской библиотеки (W. 12276 v.), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Cambridge, 1935. Vol. II. Р. 1. Изпоследнихработукажем: Zwijnenberg R. The Writings and Drawings of Leonardo da Vinci: Order and Chaos in Early Modern Thought. 1999). Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, - достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. 12568),выполненный Леонардо красным мелом, и принять во внимание современные данные, что до 1490 г. в творчестве Леонардо неизвестны рисунки красным мелом. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти, из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic! - Леонардо да Винчи. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. В 2 тт. СПб., 1999. Т. II. С. 383-385). Не меньший интерес вызывает сходство головы рычащего льва на том же виндзорском рисунке (W. 12276 v.) с головой льва в картине Леонардо «Св. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. 1820 г.

Предполагают, что ок. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В.Н. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1952. С. 28-29). Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца.

В рамках нашей темы особый интерес представляет сотрудничество Леонардо с Амброджио де Предисом над поздним вариантом «Мадонны в скалах», ныне хранящимся в Британской Национальной Галерее. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.

Однако дальнейшая расчистка выявила истинный замысел Леонардо: все цвета были преднамеренно не подчеркнуты, они как бы полностью утратили свою декоративность и использовались только для того, чтобы выразить идею художника. В ней нашли отражение результаты долгих размышлений Леонардо, его исследования в области светотени и поисков метода, «как сделать фигуры пластичными». В результате цвет воздействует прежде всего не на зрение, а непосредственно на ум.

Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем д’Амбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Данное обстоятельство вызывает особенный интерес для нашей темы. Прежде всего, следует принять вовнимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца.

Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг.) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее - Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта».

Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Анна с Марией и младенцем Христом», созданном по заказу монахов-сервитов из Благовещенского монастыря во Флоренции. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, потому что сидят или наклонились, и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль д’Эсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. М., 1997. С. 122).

Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг.) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А.Мадонна Литта. Л.-М., 1959. С. 56). Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.

В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини).

Cattedrale tomba di Baldassare Turrini (1481-1543), Pescia

Исходя из данного контекста, следует обратить самое присталь-ное внимание на важный факт, приведенный в составленном Джордже Вазари жизнеописа-нии Леонардо: «В это время он написал для ма-стера Бальдассари Турини из Пеши, датария папы Льва, небольшую картину, изображаю-щую Богоматерь с Младенцем на руках и на-писанную с бесконечной тщательностью и ис-кусством. Однако то ли по вине того, кто ее грунтовал, или из-за собственных его замысло-ватых смесей грунтов и красок она в настоящее время сильно попорчена. На другой не-большой картине он изобразил Младенца по-разительной красоты и изящества. Обе карти-ны находятся в настоящее время в Пеши в до-ме мессера Джулио Турини ». К вящему со-жалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уни-кальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Бого-матерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic!), равным образом совпадает описание сохранности и технологических осо-бенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см.: Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 336-348).

Интервью Олега Германовича Ульянова Стране.Ru 15 декабря 2003 г. в связи с экспонированием в Риме в зале Бандьеры Квиринальского дворца (резиденции президента республики) шедевра из собрания Государственного Эрмитажа - картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», приуроченным к визиту президента Владимира Путина в Италию, см.: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/ulyanov/

О новых открытиях при изучении знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» см.: http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=51&pos=-246

См. также статью О.Г. Ульянова о Леонардо «Миф искусства или искусство мифа»: http://religion.ng.ru/art/2004-01-21/7_freyd.html

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html |

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо да Винчи.Это-Мадонна Литта и Мадонна Бенуа.Сегодня познакомимся ближе с историей создания МАДОННЫ ЛИТТА. .

Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.

Мадонна Литта

Леонардо да Винчи Мадонна Литта , 1490— 1491г Эрмитаж.Холст.Темпера. 42×33 см

Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем».

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль

В 1864 году герцог Литта обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков .

Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.


Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.


Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.

Яркая образностьпроизведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий от куда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.


Мадонна Литта.Эрмитаж.

Есть и друнгая версия О ПОСЛЕДНИХ ВЛАДЕЛЬЦАХ КАРТИНЫ.

Граф Джулио Ренато Литта вел свою родословную от правителей Милано, Висконти. При Павле 1 был постоянным представителем Мальтийского ордена в Петербурге. Влюбился и женился на графине Екатерине Васильевне Скавронской, в девичестве Энгельгарт, любимой племянице князя Потёмкина.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Мадонна Литта


1490-1491. Холст, темпера. 42 х 33. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Сюжет

На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны освещена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

История

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением купить её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами. Мадонна Литта была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Композиционная часть:

Девиз картины: Самая сокровенная, самая глубока, самая правдивая любовь - это Материнская любовь.

Ассоциации: Ласка, любовь, умиротворенность, легкость, сон, нежность, простота, мама, добро.

Мать. Ни для кого не секрет, что Леонардо привлекала эта тема, и многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том. Темамолодой женщины с ребенком, это его «стихия». Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.

Леонардо избирает чисто человеческие ситуации; детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы, используя высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем.



Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже, историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Отметим эмоциональную позу Марии, выражения нежности и удовольствия от созерцания ее младенца, сосущего грудь матери, обратив одновременно взгляд в сторону зрителя. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница).


Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив,- это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи.

Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий от куда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.

На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо ее, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуулыбка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художников, постепенно становясь все более подчеркнутой и горькой.

Младенец, как и в «Мадонне Бенуа» несколько крупный, повернул к зрителю глаза, выписанные необычайно выразительно, а на его пухлом детском теле игра светотени как бы достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности. Голубой, мечтательный горный пейзаж виден за окнами, из которых льется свет, открывая далекие горизонты прекрасного, но едва видного мира.

Задача художника была показать нам красоту, любовь и заботу матери о ребенке. Конечно, этого не сделаешь без гармонии в композиции и гармонии в цветах.

И автор мастерски владеет этими приемами. Разбирая на светлые и темные пятна картину, мы видим, что можно выделить 5 основных светлых пятен. Лицо девушки, фигура младенца, два окна расположенных по верхним краям картины и синяя накидка на девушке. Все эти пятна создают движение внутри образа, как будто Дева с младенцем оживают и у них там есть жизнь, жизнь за гранью картины, но так же эти пятна делают построение своего рода, напоминающие перевернутый треугольник.

Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством, лаконичностью и уравновешенностью. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами.

Благодаря этому можно выделить две основные фигуры, фигуры мадонны и младенца, а так же две второстепенные, окна на заднем плане. Две первые фигуры довольно глубоко пересекаются, что несомненно дает ощущение единства, единства образа, неразделимость целого. Этим автор показывает, как близки образы матери и ребенка. Кажется, что их ничто не разделит. Два других образа, два окна, только подтверждают это, так как она как будто подпирают образ матери с двух сторон, давая ему еще больше устойчивости надежности, что еще более помогает в этих ощущениях помимо выше указанных треугольников.

Мягкая лепка ее лица выигрывает от контрастного соседства с голубым небом, видимым в просвете окон. Чувство радости материнства в картине «Мадонна Литта» углубилось благодаря содержательности самого образа Марии — в нем нашел свое зрелое выражение тип леонардовской женской красоты. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка — кажется, что она улыбается своим грезам...

Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем" (Мадонна Литта), 1490 — 1491г, холст, темпера. 42x33 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ.

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Подвергается сомнению авторство Леонардо, и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера; все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме - на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О. Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме. Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл. По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Эта картина относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца — герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела. Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.