Литературные загадки, конкурсы, викторины. Открытые уроки литературы, праздники. Внеклассная работа по литературе. Школьная библиотека. Литературная викторина для детей и родителей материал (средняя группа) на тему Задачи проведения мероприятия

Викторина по произведениям детских писателей

Дорогие ребята, предлагаю вам ответить на вопросы викторины по произведениям детских писателей.

Работы нужно сдать в школьную библиотеку или классному руководителю. По итогам будут отмечены лучшие участники и самый активный класс.

Желаю удачи.

1. Какие жанры литературы вы знаете? Перечислите.

2. Отгадай произведение. Кто его автор? К какому жанру оно относится?

В одном месте оказались два героя.

Дело происходило в лесу.

Первый слишком высоко оценивал себя.

Этим воспользовался второй.

В результате первому не удалось подкрепиться сыром.

3. «Эрудит-лото». Выбери правильный ответ. Назови автора и название произведения.

Свой длинный нос никуда не совал литературный герой:

а. Буратино;

б. Пиноккио;

в. Джельсомино.

Дядя Стёпа спас мальчика по имени Вася Бородин,…:

а. сняв с балкона во время пожара;

б. подняв его на мост со льдины;

в. Опустив на землю с высокой ветки;

г. Вытащив из воды, шагнув с берега в реку.

После «закрытия» портретной галереи Незнайки, на стене остался только портрет…:

а. доктора Пилюлькина;

б. его друга Гуньки;

в. механика Шурупчика;

г. самого Незнайки.

4. Угадай рассказ Н.Носова, отгадав загадку.

1. На грядке длинный и зелёный,

В кадке жёлтый и солёный.

2.Поверну волшебный круг.

И меня услышит друг.

3.Птичка-невеличка:

Носик стальной, хвостик льняной.

4Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

Она написала детские стихи и объединила их общим названием «Игрушки». Это самые первые стихи в жизни каждого из нас.

В его сказочной повести фрукты и овощи – живые существа, которые борются с несправедливостью.

Его героя Дениску любят многие за его весёлые рассказы.

Он написал книги о девочке Элли, её друзьях и их приключениях.

6. Эти писатели писали детские книги о природе. Назови их.

7. Прочитай пословицы. Отметь те, которые по смыслу подходят к содержанию повести А. Айдара «Тимур и его команда».

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Для друга семь вёрст – не околица.

Семеро одного не ждут.

Нет друга, так ищи, а найдёшь, так береги.

8. Какими качествами характера обладала Падчерица, а какими Королева в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? Определи:

Упрямство, добросердечность, приветливость, трудолюбие, капризность, своевольность, заботливость, бессердечность, отзывчивость, терпеливость.

9. Дополнительное задание: сочини рассказ или сказку, используя начало: «Как-то раз ко мне на подоконник сел воробей. Из его чириканья я понял, что он рассказывает мне удивительную историю, которая с ним приключилась…..» Или сочини сам, придумав замысел рассказа или сказки. Если ты сочиняешь стихи, поделись ими с нами.

10. Дополнительное задание: на листе формата А-4 нарисуй иллюстрацию к любимому произведению.

Спасибо.

Цели:

Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского.

Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора.

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского.

Воспитывать любовь к поэзии.

Материалы:

Портрет К. И. Чуковского, пособие «Копилка сказок», настольный театр «Радость», театр на фланелеграфе «Федотка», маски и костюмы зверей для инсценировок, тематическая мини-библиотека.

I часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам чей-то портрет. Знаете вы человека на портрете? (Корней Чуковский).

Всем детям нравятся стихи Чуковского, они легко учатся. Давайте послушаем стихи, которые выучили некоторые из наших ребят.

Каковы эти стихи по характеру? (смешные, радостные, потешные).

Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 г. У нас этот день отмечают как День юмора и смеха. Наверное, поэтому все его стихи такие весёлые. 2 апреля отмечают День детской книги.

II часть .

Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками.

Ребята, кто помнит, как называется самая первая сказка, которую написал Чуковский и для кого он её написал?

Да, его маленькому сыну в поезде стало плохо и чтобы его утешить, Корней Иванович придумал и рассказал ему сказку «Крокодил». Мальчик заслушался и перестал плакать.

Конкурс №1: «Из какой сказки предмет?»

Давайте вспомним другие его сказки. Давайте проведём соревнование между командами девочек и мальчиков и узнаем, кто лучше помнит сказки. В моей шкатулке лежат предметы из разных сказок Чуковского. Нужно достать предмет, всем его показать и сказать из какой он сказки.

Конкурс №2: «Кого так зовут?»

Мы с вами читали сказки не только в стихах, но и в прозе. Давайте вспомним героев этих сказок.

Команде девочек:

Команде мальчиков:

Авва

Чичи

Корморан

Бумба

Кика

Робинзон

Карудо

Бармалей

Подвижная игра « Чья команда быстрее?»

А сейчас поиграем. Пусть каждый возьмет картинку со сказочным героем, а по сигналу нужно встать в круг, где находится книга с той сказкой, откуда этот герой.

Конкурс №3: «Загадки»

К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал новые стихи, новых героев и даже загадки. Давайте проведём соревнование по загадыванию загадок. Кто из вас знает больше всех литературных загадок Чуковского?

А сейчас Вика покажет нам настольный театр по стихотворению «Радость».

Вот какие у Чуковского замечательные стихи, по ним можно даже делать театрализованные инсценировки. Давайте посмотрим ещё одну инсценировку по стихотворению «Федотка» на фланелеграфе.

Ещё К. И. Чуковский был замечательным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и переводил на русский язык самые лучшие, по его мнению произведения, чтобы познакомить с ними детей нашей страны. Вот откуда к нам пришли некоторые английские народные стишки и песенки.

Давайте посмотрим инсценировку по английской песенке «Котауси и мауси» в переводе Чуковского.

III часть.

Вот и подходит наше занятие к концу. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту.

Что нового вы узнали сегодня?

Вы познакомились со многими стихами Чуковского и даже выучили некоторые из них. Как вы думаете, пригодятся они вам в жизни?

А для детей постарше Чуковский перевёл вот такие интересные книжки («Приключения Тома Сойера, «Робинзон Крузо»)

Я надеюсь, что вы прочтёте их, когда пойдёте в школу.

Литературное развлечение «Страна Поэзия»

Цель этого развлечения - в игровой соревновательной форме вспомнить отрывки из хорошо известных детям литературных произведений. Чтобы прослушивание стихотворных строк не было пассивным, пусть каждый из ребят постарается вспомнить, из какой книги тот или иной отрывок, и назовет заглавие книги и ее автора. А если у него хорошая память - то и попробует продолжить чтение всего произведения.

Наша встреча, - говорит ведущий, - начинается. Она не зря носит такое название - «Страна Поэзия», потому что мы решили посвятить ее известным всем стихам. Вы любите стихи? Сейчас я проверю, так ли это. Хорошо ли вы умеете читать стихи всем классом. Сговоримся: я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. Ваша задача - продолжить чтение наизусть стихотворных строчек и вспомнить их автора. Кто первым готов дать ответ, должен поднять руку.

После этого ведущий читает вслух по очереди начала следующих стихотворений.

1. Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

(И. Суриков «Детство»).

2. Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое «хорошо»,
И что такое «плохо»?

(В. Маяковский «Что такое „хорошо”, и что такое „плохо”»).

3. Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось - это брюки.

(С. Маршак «Человек рассеянный»),

4. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними - кот задом наперед.

(К. Чуковский «Тараканище»).

5. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе.

(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

6. Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

(А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

7. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

(А. Барто «Мяч»).

8. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

(А. Барто «Мишка»).

9. Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.

(К. Чуковский «Мойдодыр»).

10. Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.

(А. Барто «Бычок»).

Ведущий предлагает второе задание - надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке» должны подсказать все стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Почта». А кроме этого надо еще вспомнить все четверостишие:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.

Вот рифмы, которые предлагает ведущий детям

1. Простился, снарядился, у окна, одна.

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»):

Царь с царицею простился,
В путь-дорожку снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

(Ф. Тютчев «Весенняя гроза»):

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.

3. Скажи, доложи, милее, белее.

(Л. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

4. Окном, вечерком.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

5. Шаги, ноги, размера, сапоги.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

Лихо меряли шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

6. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»):

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

7. Торжествуя, путь, почуя, как-нибудь.

(А. С. Пушкин. «Зима... Крестьянин, торжествуя...».)

Зима... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.

8. Снег, шумят, брег, гласят.

(Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»).

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.

9. Степные, голубые, мая, качая.

(А. К. Толстой. «Колокольчики мои...».)

Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.

Если дети успешно справляются с заданиями, можно пообещать им еще одно проведение подобной встречи.

А творческим заданием для них может стать следующее: сочините сами подобный пример - какое стихотворение у вас является самым любимым, вот и сделайте на его основе такое задание. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.

См. также:

Уважаемые родители и дети мы рады вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем досуге, который посвящен книгам. Мы все с вами родом из детства, а в детстве почти все из нас любили читать книги. У каждого была любимая книга. У меня вот, например, любимыми были книги приключения Карлсона и «В стране невыученных уроков». Книга является воспитателем человеческих душ. Чтобы ребенок вырос духовно богатым человеком, это ни для кого не секрет, ему просто необходимо читать как можно больше книг. Мы написали несколько советов, которые помогли бы вам приучить ваше любимое чадо к чтению.

Чаще говорите о ценности книги;

Воспитывайте бережное отношение к книге;

Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

Чаще устраивайте семейные чтения.

А теперь мы бы хотели поиграть с вами в веселые игры, и чтобы вы вместе с детками поучаствовали в интересных конкурсах. Хотим представить вам наше жюри – старшие воспитатели…… За каждый правильный ответ команде присуждается одно очко.

1 конкурс – это конкурс на название команды. (у кого более оригинальное и интересное название получает 1 балл)

2 конкурс (вопросы задаются в быстром темпе, отвечают и дети, и родители)

Разминка

– В пустом стакане есть орехи?
– Снег идёт летом?
– Солнце светит ночью?
– Суп едят вилкой?
– Кошка боится мышку?
– Морковь бывает синяя?
– Берлога медведя на ветке?
– Яблоки созревают весной?
– Листья желтеют осенью?
– Воробей это птица?
– У машины 4 колеса?
– Зайчик живёт в логове?
– Медведь домашнее животное?
– Тетрадь похожа на прямоугольник?

Конкурс №3 (дети читают заранее выученные стихотворения-загадки для другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко)

Герои детских книжек.

1. Бедняжка я и замарашка,

К золе привыкла и печам.

Мне днём бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу,

Я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу

И всех жалею и люблю. (Золушка)

2. Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Роббин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мёд – особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок - …(Винни - Пух)

3. В его руках от счастья ключ,

И потому он так везуч!

На голове его колпак,

Но околпачен будет враг,

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слез!

Его повсюду узнают!

Героя нашего зовут (Буратино)

4. Живу я всех выше,

На солнечной крыше,

Там домик хорошенький мой.

На чашечку чая

Я вас приглашаю,

Варенье несите с собой. (Карлсон)

5. Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)

6. Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец,

Кто же этот молодец? (Емеля)

7. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик – луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся (Чиполлино)

8. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит –

Это доктор (Айболит)

9. Долго хозяйка посуду не мыла

И наказанье за то получила.

Утварь домашняя вся разбежалась,

Лишь с тараканами баба осталась.

Горькое, горькое, горькое горе

Стало наградой неряхе (Федоре)

10. Из маминой спальни

Хромой выбегает

И мыться грязнуль всех

Водой заставляет.

Он самый известный

В стране умывальник,

Для всех остальных

Очень грозный начальник.

Мочалкам и щеткам

Он всем командир,

Бойца с детской грязью

Зовут (Мойдодыр)

11. Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.

Друзей к себе всех пригласила,

Кормила их она, поила.

Трусливы гости оказались,

Помочь в беде ей отказались.

Но тут влетел в окно герой

И за неё он стал горой.

Закончилась свадьбой

Вся заваруха,

Невесту героя

Звать (Цокотуха)

12. Ему надоело

Сидеть на окошке

И он покатился

В лес по дорожке. (Колобок)

13. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и подушки.

Кто-то в домик к ним пришел,

Беспорядок в нём навёл.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

14. Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Машенька)

  • Игра «Обнималочка»

Чтобы начать эту подвижную игру с родителями, дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и родительницы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребенок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять ее раньше остальных детей.

Конкурс №3 (Отвечают только дети, взрослые помогают в случае затруднений)

Вопросы:

Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

Кто укусил лису из сказки «Доктор Айболит»? (Оса)

Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

От кого укрывалась девочка с братцем на берегу речки, под яблоней, в печке. (от гусей-лебедей)

Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

Что болело у маленьких акулят в сказке «Доктор Айболит» ? (Зубки)

Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

Кто является умывальников начальник и мочалок командир? (Мойдодыр)

Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)

На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)

На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)

Конкурс № 4 «Путаница» (отвечают и дети, и взрослые)

Путаница: исправить ошибки в стихотворениях или словосочетаниях.

Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)

Идет медведь, качается,

Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок)

Жил старик со своею женою

У самого синего моря. (Старухой)

Плутовка к дереву

На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит… (Вороны)

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Перышко Финиста – ясна-филина»

«По собачьему веленью»

«Дарьюшкина избушка» «Сивка-будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

Конкурс №5 «Измени концовку сказки» (командам дается 3 минуты на обдумывание варианта. Выигрывает тот, у кого получился более интересный вариант)
Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?

Конкурс №6 (Каждой команде предлагается карточка с перепутанной сказкой. Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.)

  1. Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».

Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
- Шарик, давай на тебе переплывем!
- Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!

  1. Сказка «Гном и лев»

Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»
Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
- Давай опять вместе сеять.
- Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
- Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.
Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева – корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.

  1. Сказка «Лена и тигр»

Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

Эстафета “Капризная ноша”.

Два игрока из одной команды берутся за руки, им на плечи кладут мяч большого размера так, чтобы каждый мог придерживать его головой. В таком виде они должны пройти до флажка и вернуться обратно.

Эстафета «Кузнечики»

Два игрока прыгают на фитболах. Их задача допрыгать до фишки, обогнуть ее. Вернуться к своей команде и передать эстафету.

Эстафета «Острова»

Два игрока прыгают по обручам, как по островам (например, на двух ногах). Их задача допрыгать до фишки, обогнуть ее. Вернуться к своей команде и передать эстафету.