Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Урок "УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость" (6 класс) Малые фольклорные формы пословицы поговорки

Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Схема конспекта занятия .

Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

Возраст детей : 10-11 лет

Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »

Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .

Задачи :

обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .

развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.

ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент

Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала

Игра «Подари тепло другу»

Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

Цель : выявление знаний детей по данной теме

Методы и приемы : проблемный, информативный

Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).

Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »

Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)

Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора »

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)

4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие

Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :

1. Вводная беседа

Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)

Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

А когда так говорят?

О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

(Примерные ответы :

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

3. Сравнительный анализ :

Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)

«Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)

Пословица Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

Игра : «Хлопни-топни»

Закрепление учебного материала.

4. Игровая пауза.

Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .

А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»

Чтение нескольких работ

5. Рефлексивно-оценочный этап

Цель : формулирование вывода

Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

Было ли занятие для вас интересным ?

Что нового вы для себя узнали?

Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?

Какая информация сегодня на занятии была новая ?

6. Задание на дом

Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.

Доклад 7 класс.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У. Дж. Томе в 1846 году. С начала XX века термин используется и в узком, конкретном значении: словесное народное творчество. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования чело­веческой речи. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религи­озные, мифические, исторические представления, а также за­чатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством кото­рых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различ­ными просьбами или угрозами. Искусство слова был$ тесно связано с другими видами первобытного искусства - музыкой, танцами, декоративным искусством. Русский ученый А.Н. Веселовский считал, что истоки поэзии - в народном об­ряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первона­чально представляла собой песню хора, сопровождаемую пля­ской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст им­провизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер. По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль слова. Фольклор был словесным искусст­вом, ор^нически присущим народному быту. Различное назна­чение произведений породило жанры с их разнообразными те­мами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим собы­тием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осозна- вались как вымысел. Возникали также легенды и песни, отра­жающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические события и героев такими, какими они остались в народной памяти. Если обрядовая лирика (обряды, сопровождающие календарный и сельскохозяйственный циклы, семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью) зародилась в глубокой древности, то лирика необрядовая, с ее интересом к обычному человеку, появилась значительно позже. Однако со временем граница между поэзией обрядовой и необ­рядовой стирается. Так, на свадьбе поют частушки, в то же время некоторые из свадебных песен переходят в необрядовый репертуар. Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист), и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.). С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдо­ты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие ви­ды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но про­должающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.

В зависимости от объема фольклорного произведения раз­личают большие фольклорные жанры (сказка, былина) и малые жанры фольклора, представленные пословицами, поговорками, притчами, которые связаны с развитием экономической и ду­ховной жизни народа и дают представление о его моральных воззрениях и обычаях. У каждого народа свой арсенал метафор, эпитетов, сравнений. Так, русской пословице «Молчание - зо­лото» соответствует японская «Молчание - цветы». К малым жанрам фольклора относятся: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, частушки. Подробно малые жанры фольклора представлены в следующей таблице (таблицу можно предвари­тельно написать на доске):

Малые жанры фольклора

Поэтическое описание како- го-либо предмета или явле­ния, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композицион­ной четкостью.

«Висит сито, не руками свито» (паутина)

Пословица

Краткое образное ритмиче­ски организованное народ­ное выражение, обладающее способностью к многознач­ному употреблению в речи по принципу аналогии. Вы­ражает законченную мысль.

«Семеро одного не ждут»

Поговорка

Выражение, образно опре­деляющее суть какого-либо жизненного явления и даю­щее ему эмоциональную оценку; не содержит закон­ченной мысли.

«Легок на по­мине»

Подробно остановимся на таком малом жанре фольклора как пословица. От греческого названия пословицы - раго1гша- идет научная терминология: паремиология - часть такой науки как литературоведение, занимающаяся историей и теорией пословиц, паремиография - запись пословиц, собира­ние и издание их. От пословиц следует отличать афоризмы, изречения книжного характера, придуманные не в народной среде, а конкретными писателями. Например, известные афо­ризмы, придуманные А.С. Грибоедовым: «Счастливые часов не наблюдают», «Служить бы рад, прислуживаться тошно». От пословиц нужно также отличать поговорки, которая приближа­ется к обороту речи и не имеет резко выраженного учительного, дидактического характера. «Поговорка,- говорит Даль, - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без осуждения, за­ключения, применения: это одна первая половина пословицы». Вместо: «он глуп» она (поговорка) говорит: «У него не все до­ма, одной клепки нет, он на цвету прибит, трех не перечтет».

Паремиография ведет свое начало от глубокой древности. Еще древнегреческому ученому Аристотелю приписывали первые записи пословиц. Записями пословиц занимались гре­ческие, александрийские и римские ученые. В 1500 году Эразм Ротгердамский, ученый средних веков, издает свод ан­тичных пословиц; позднейшие ученые продолжают дело со­бирания и изучения античных пословиц. Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, араб­ских и других пословиц, часто получавших литературную об­работку. Пословицы вошли в Библию, Коран.

Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля «Пословицы русского народа» (1862) и работа Иллюст- рова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910) являются для дореволюционной России наиболее бога­тыми собраниями русских пословиц. Исследователей особен­но интересует, когда зародилась пословица, почему в какой-то момент она появилась в народной речи. Можно найти истоки пословиц в различных исторических ситуациях, положивших начало тому или другому пословичному обороту: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Голодный француз и вороне рад». Некоторые пословицы заимствованы из других языков. На­пример, современная русская пословица: «Человек человеку волк» заимствована из латинского языка, там она звучит так: «Homo homini lupus est». Русская пословица «Рука руку моет» также заимствована из латинского «Manus manum lavet».

Русский ученый Потебня выводит пословицы из притчи и басни. Пословица может стать кратко выраженным содержа­нием басни в целом: «Кобыла с волком тягалась, только грива да хвост осталась». Или же на правах пословицы выступает итоговая фраза басни, например: «И мы пахали» (из басни «Вол и муха»). Эта теория Потебни объясняет возникновение многих пословиц, раскрывая"их связь с ходячими анекдотами, рассказами, притчами, баснями. Но само собой разумеется, что этот источник не единственный. Удачное слово оратора, остроумная реплика на сцене, слова ходовой песни - все это рождает повторение, запоминается и начинает ходить как по­словица, например: фраза «Тяжела ты, шапка Мономаха» (из трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина), «Хорошо-то на бумаге, да забыли про овраги» (перефразировка строк сева­стопольской песни, приписываемой Л.Н. Толстому). Послови­цы нашего времени в значительной мере происходят из поли­тического источника, культивируются газетой, часто обновляя и переосмысляя старый литературный и фольклорный матери­ал: «Факты - упрямая вещь», «На ошибках учимся», «Рево­люции в перчатках не делают». Сталин на XVI съезде партии сказал: «Недаром говорят у нас рабочие: пойдешь налево - придешь направо».

Художественная природа пословицы определяет в значи­тельной мере ее прочность, ходкость, запоминаемость. Лако­низм, краткость пословицы - вот ее отличительные черты. Если длинная пословица и запоминается, то впоследствии ее начинают произносить, не договаривая до конца. Например, при произнесении пословицы «Повадился кувшин по воду хо­дить, там ему и голову сломить» вторая часть часто не гово­рится. В устной пословице опускаются союзы и соединитель­ные слова: «Тонул - топор сулил, вытащил - топорища жаль». Или же соединительные слова занимают обычное в устной речи, но недопустимое в письменном языке место: «Которая служба нужнее, та и честнее». В пословице, как и вообще в живой речи, часто нет подлежащего и сказуемого: «Богатому - как хочется, бедному - как можется», «Первый блин, да комом». Охотно используется в пословице инфини­тив: «Волков бояться - в лес не ходить».

В пословице обычно берутся художественные образы из басни и сказки, из мирового фонда языковой символики, кото­рые часто употребляются. Волк, свинья, пес, ворон, ворона, осел, лиса и т.д. - вот те образы, которые часто используются в пословице вместе с басней: «Лиса все хвостом прикроет», «Сказал бы словечко, да волк недалечко», «Овца шерсть рас­тит не про себя», «Похожа свинья на быка, да рылом не така». Пословицы часто используются писателями в их художест­венных произведениях. Вот что писал о роли пословицы в своей жизни известный писатель М. Горький в статье «О том, как я учился писать»: «Вообще пословицы и поговорки образ­цово формулируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа, и писателю совершенно необходимо знакомиться с материалом, который научит его сжимать сло­ва, как пальцы в кулак, и развертывать слова, крепко сжатые другими, развертывать их так, чтобы было обнажено спрятан­ное в них враждебное задачам эпохи, мертвое. Я очень много учился на пословицах, - иначе: на мышлении афоризмами».

Вопросы по докладу:

1) Перечислите малые жанры фольклора.

2) Чем произведения малых фольклорных жанров отлича­ются от других произведений устного народного творчества?

3) Откуда берутся пословицы?

4) Чем пословицы отличаются от поговорок?

5) Как называется наука, занимающаяся исследованием пословиц?

Список используемой литературы:

  1. Бахтин В С. От былины до считалки. Рассказы о фольк­лоре. Л., 1988.
  2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
  3. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. М., 2003.
  4. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравни­тельно-исторические очерки. М., 2004.

Билет №1

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Какими они бывают? Чему посвящены?

Обрядовые песни - это вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно -обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом - солнцестояниями и равноденствиями.

Фолькло́р - это устное народное творчество ; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. Важнейшей особенностью фольклора является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители

Обряд - это церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Можно выделить 4 цикла календарно - обрядовой поэзии : зима, весна, лето, осень.

Колядки

Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Ты нас будешь дарить -
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить -
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Масленичные календарно - обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!

Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!

Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!

С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

Весенние календарно - обрядовые песни

Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Один из самых больших весенних праздников славян - Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

Юрий, добрый вечер!
Юрий, подай ключи,
Юрий, отомкни землю,
Юрий, пусти траву!
- Юрий, на что трава?
- Трава для коников!
- Юрий, на что роса?
- Роса для воликов!

Летние обрядовые песни

Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) - народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.

Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что - пропало,
А кто сделал что - пропало!

В песне заклинался богатый урожай.

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
- Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Во время косьбы говорят:

Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Это календарно - обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!

После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

Жнива, жнива,
Дай мне силушку
Еще на яровую жнивушку!

Билет №2

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

Пословица - это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Волков бояться - в лес не ходить.

Поговорка - это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.

Нет дыма без огня.

Говорят, что кур доят.

Первый блин комом.

Повторение мать ученья.

Дуракам закон не писан.

Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.

«Не зная броду, не суйся в воду». Со временем так стали говорить, когда надо действовать осторожно.

Можно как угодно красочно что-то описывать - всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В пословице самое главное - это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное - понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.

Не буди лихо, пока оно тихо.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всё тайное становится явным.

В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.

После дождичка в четверг.

Не в бровь, а в глаз.

Бумага всё стерпит.

Нет дыма без огня.

Пословиц в языке очень много. Начало изучению этого пласта народного творчества в русском языке положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.

Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например:

« Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».

Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».

Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.

« Яблоко от яблони недалеко падает» ,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.

Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Бандурина кристина

В работе раскрыто понятие - что такое фольклор. Раскрыты малые жанры фольклора: потешки, пестушки, пословицы, поговорки, загадки. Подобран интересный материал по данноу направлению

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа с. Львовка

Конкурс проектных и исследовательских работ

От гипотезы к открытию

Название работы: «Малые жанры фольклора»

Вид работы: учебный проект

Секция: русский язык и литература

Бандурина Кристина Константиновна

8 класс

Телефон: 89616456506

Руководитель работы: Щербинина

Татьяна Викторовна

учитель русского зыка и литературы

телефон: 8-845-42-4-55-11

с. Львовка

2014 год

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………

  1. Потешки и пестушки
  2. Пословицы и поговорки
  3. Загадки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно - поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.

Малые жанры фольклорной прозы, или паремии, очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, потешки и пестушки и др.

Устное народное творчество не было плодом народного досуга. Это историческая память, и мы должны уважительно относиться к ней.

Основа проекта:

Воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга.

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Соотносить произведения устного народного творчества с общественной жизнью и культурой русского народа;

Раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии личности;

Раскрывать содержание, идею изученных литературных произведений;

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

Почему произведения устного народного творчества живут вечно?

Проблемные вопросы:

Что относится к малым жанрам фольклора?

Учебные вопросы:

Что такое фольклор?

Какие жанры устного народного творчества нам известны?

Какой из них является любимым?

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, систематизация, беседа, опрос.

ГЛАВА I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

  1. Пестушки и потешки.

Эмоциональное общение - это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр.

Пестушки- песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки- песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками и ножками.

Потешки и пестушки незатейливы по содержанию и просты по форме. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Проснувшегося малютку, мама ласкает, нежно приговаривает:

«Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки - хватушечки.

Ноги - бегушечки».

Всё это доставляет малышу массу удовольствия. Прислушиваясь к ласковым словам мамы, кроха смеется и протягивает ручки, вытягивает ножки.

Когда малыш начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой.

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушекпотешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Кашку.

Пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у…

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке. В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,

Умой наше личико.

У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек, которые мне очень понравились.

1.2. Пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.

Научные исследования, где пословицы, поговорки выступали предметом изучения, стали появляться с начала XIX в. Это были небольшие сборники изречений, иногда снабженные комментариями; при этом не устанавливались четкие различия между жанрами.

До сих пор пословица и поговорка русского языка не имеет четкого определения. Хотя нет ни одного словаря, где не предпринимались бы попытки определить смысловое содержание данного языкового явления.

Думаю, это обусловливается, прежде всего, тем, что очень мало издавалось трудов общего характера, но гораздо больше текстов и необоснованных определений. Те же авторы, которые пытались привести чёткую классификацию пословиц и поговорок, основывались на понятии тематики, поэтому приходили к разным точкам зрения.

Пословицы и поговорки часто путают.

В книгах очень часто пишут «Пословицы и поговорки», и при этом имеют в виду лишь пословицы.

Чаще всего сайты дают список «Пословиц и поговорок», в котором на самом деле присутствуют лишь пословицы. Изредка в таких списках могут попадаться и некоторые поговорки.

Вот пословицы и поговорки. Почувствуйте разницу между пословицами и поговорками.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие.

Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

1.3. Загадки

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.

Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку.

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива.

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора». Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.

Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные.

Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадка - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь - народная забава.

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны.

Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного - цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает:

Серый зверек через кочки скок!

Легкие ножки и хвоста немножко.

Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы:

Так смеялся,

что губа треснула.

Третья - особенности повадок:

По полю скачет - ушки прячет,

встанет столбом - ушки торчком.

Четвертая - защитную способность менять окраску:

Зимой беленький,

летом серенький.

В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы,

Уже в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.

Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.

ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИВИВАЕТ ЛЮБОВЬ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА.

Необходимо помнить, что отбор фольклорный материал показывает самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и учить понимать художественный язык, с помощью которого выражался смысл народных высказываний, и готовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов русской культуры как составной части мирового культурно-исторического процесса.

Таким образом, последовательное непосредственное ознакомление ребенка с духовным наследием народа предусматривает органическую взаимосвязь всех компонентов национальной культуры, которые имеют свое определенное бытовое значение, свою форму воздействия на ребенка.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период взросления ребёнка.

Так, например, правильный выбор потешки для детей, которые начинают посещать детский садик, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к знакомому и незнакомому человеку. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народнойпотешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе малых жанров фольклора позволяют детям освоить культурное наследие русского народа, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Устное народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и помогает детям почувствовать красоту родного языка. Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше, чтобы прививать любовь к родному языку.

Я решила узнать, какие малые жанры фольклора знают в нашем селе Львовка. Мне удалось собрать совсем небольшую коллекцию. Оказывается, этот замечательный малый жанр фольклора почти забыт. Молодые современные мамы почти его не используют в воспитании своих детей. А вот, побеседовав с бабушками – соседками, я выяснила, что они помнят некоторые пестушки или потешки, а много забыли. Это они связывают с тем, что внучата уже выросли, да и дети живут не с ними, поэтому внуков и правнуков видят редко. Одними из самых распространённых являются «Сорока – белобока» и «Ладушки», только меняется имя и некоторые слова.

  1. Сорока – белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей зазывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

  1. Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Кашку.

Что пили?

Простоквашку.

Попили, поели,

Домой полетели.

  1. Сорока – белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала

И этому дала,

А этому не дала:

Ты за водой не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.(Игра с пальчиками).

Действительно, есть у русского народа «живой цветок» - устное народное творчество, или фольклор. У этого цветка много лепестков – пестушки и потешки, пословицы и поговорки, и др..

В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Вследствие передачи произведения от лица к лицу сохраняется только удачно спетое, удачно сказанное, а плохо придуманное утрачивается. Поэтому фольклорные произведения и живут в памяти русского народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив различные источники, я много интересного узнала о малых жанрах русского фольклора и пришла к выводу, что, несмотря на то, что с тех пор, как появился фольклор, прошло немало лет, но до сих пор он не утратил своей актуальности. И сегодня дети ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами «бабушкиной педагогики».Собранный материал «бабушкиной педагогики», мы с учащимися нашей школы использовали при проведении районного семинара учителей русского языка и литературы, в районном конкурсе «Зажги свою звезду». (приложение)

Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее великому народу и традициям своей Родины.

Фольклор доставляет ребенку особую радость. А также устное народное творчество дает ребенку прекрасные образцы русского языка: выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, потешек и пестушек, загадок. Родители должны поставить перед собой увлекательную задачу - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору и русскому слову.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 51533 слова /Под редакцией Обнорского С.П., - Государственное издатеьство иностранных и национальных словарей. – Москва: 1953. – 848 с.

2. Миронова Н. Кто такие «гуленьки»?//Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. – С.108-114.

3. Родничок. Книга для чтения детям 4 – 5 лет. – Тула: изд-во «Арктоус», 1994. – 207 с., ил.

4. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой.- Москва: 1978.- С. 138.

6. Русский фольклор /Сост. и примеч. В.Аникина. – Москва: Худож.лит., 1986. – 367 с.

7. Афанасьев А.Н. « Сказания, легенды и притчи». Полная иллюстрированная энциклопедия. – Москва ЭКСМО 2005. -254 с.

7. http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php

ОТЗЫВ НА ПРОЕКТНУЮ РАБОТУ

1. Бандурина Кристина Константиновна

2. Учебный проект

3. Тема «Малые жанры фольклора»

4. Проблемность, практическая значимость проекта

Тема фольклора, актуальна в настоящее время, как культурная память народа, существовавшая и создававшаяся всегда. Народный фольклор используется русским народом и в наше время. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Произведения помогают воссоздавать характерные черты народной речи.

5. Собранный материал используется для проведения внеклассных мероприятий, на уроках русского языка и литературы. Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение работы над данной темой.

6. Кристина собирала материал на протяжении 2013-2014 учебного года.

7. Поставленные цели достигнуты. Продуктом данного проекта является презентация, созданная учащейся, где отражается собранный ею материал.

Руководитель проекта Щербинина Т.В.

_______________________

Тюкпиекова Алина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноключинская основная общеобразовательная школа»

КОД_______________________

Секция

Русский язык

Выполнила: Тюкпиекова Алина,

Ученица 8 класса.

Руководитель: Байкалова М.Г., учитель русского языка и литературы.

Аал Красный Ключ, 2017 год.

КОД_______________________

Наименование секции

Русский язык.

Малые жанры фольклора. Русские и хакасские пословицы

2017

Введение ………………………………………………………………….…....4
Основная часть………………………………………………………………...5-7
Исследовательская часть………………………………………………… 8

Хакасский фольклор. Общее в русских и хакасских пословицах . 8-9

Заключение…………………………………………………………………….10
Источники информации………………………………………………………11

Введение :
Меня всегда интересуют малые жанры фольклора как пословицы, потому что чем больше знаешь о русских пословицах, тем больше хочется понять их значение и на хакасском языке, сопоставить - в чем они схожи, а чем отличаются. Поэтому я выбрала для исследования пословицы. Знание пословиц обогащает речь, свидетельствует о внутренней духовной культуре человека. Если вы метко и вовремя научитесь применять пословицы в своей речи при беседе с окружающими людьми, то это произведет на собеседника благотворительное влияние, и он тоже постарается последовать твоему примеру
Тема: « Малые жанры фольклора. Пословицы».
Цель работы : Выяснить роль пословиц в речи современных детей.
Задачи:
- Углубить знания о пословицах;

Изучить материалы словарей.

Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.

Узнать мнение о пословицах. Узнать какую роль они имеют в жизни школьников.

Продумать и провести опрос школьников 2-4 классов.
Объект исследования: Речь учащихся наших школьников.
Предмет исследования : знание и использование пословиц в речи школьников.
Гипотеза:
Я считаю, что современные дети редко используют пословицы в речи.

Пословица играет большую роль в современной жизни каждого человека.

Такие пословицы как - « Семь раз отмерь, один раз отрежь», учат нас не торопиться с решением, высказыванием и прежде чем, что либо сделать подумать.

Актуальность исследования:

Изучение малых жанров фольклора за последние несколько лет вызывают большой интерес. Пословицы обогащают нашу речь, помогают красочно выразить свои мысли.
К труду приучает и следующее высказывание,- «Любишь кататься, люби и саночки возить» Я думаю что, каждый ребёнок должен использовать пословицы в своей жизни и брать, только самое хорошее для себя, и становиться от этого умнее, добрее и мудрее.

Основная часть
Пословицы – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других русских писателей в качестве пословиц и поговорок.
Что же такое пословица?
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
Насколько велико значение пословиц в самом сознании народном мы видим по количеству пословиц о пословице! Вот некоторые из них:
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Классификация малых жанров фольклора

Малые жанры фольклора - это небольшие по размеру фольклорные произведения. Существуют разные классификации малых фольклорных жанров. К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки. Автор словаря пословиц и поговорок В.И. Даль так определял этот жанр: "Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особе" . Поговорку же он видел как "окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения" . .Пословица не на ветер молвится" . Большинство ученых относят к малым жанрам фольклора пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Пословица - короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. [Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 120] Например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Пустая бочка громче гремит. Не зная броду, не суйся в воду. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Краткость - сестра таланта. Мал золотник, да дорог. Друг за дружку держаться, ничего не бояться. Согласную семью и горе не берет. Ученье свет, а не ученье тьма. Без муки нет и науки.. Трус собственной тени боится. Всякому мила своя сторона. Мир не без добрых людей. Раз солгал, век лгуном стал. На чужое горе не радуйся. От знаний уйдешь – в хвосте пойдешь. Как аукнется, так и откликнется. Честный правды не боится. Вся семья вместе, так и душа на месте. На воре шапка горит. Без муки нет и науки. Материнская ласка конца не знает.. По верхам хватать, свой ум потерять. Жить – родине служить. Один за всех, все за одного. Терпение и труд – все перетрут

Пословицы – это краткие, ритмически организованные и синтаксически завершенные изречения, сложившиеся в течение веков и выражающие отношение народа к различным явлениям. Содержание суждения из области морали, философии, житейской мудрости. Пословицы являются речевым жанром фольклора, так как употребляются в разговорной речи. О своем назначении пословицы говорят сами: «Пословица к слову молвится», «Красна речь пословицей», «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз».

В пословицах отражен многовековой опыт народа по осмыслению различных жизненных явлений в их противоположностях. Одним из первых предпринял попытку классифицировать русские пословицы В. И. Даль, в его сборнике они содержатся по разделам противопоставления, как например, «Богатство – убожество», «Прямота – лукавство», «Воля – неволя», «Друг – недруг», «Смирение – гордость», «Много – мало», «Начало – конец», «Хорошо – худо», «Далеко – близко» и другие.

Первые пословицы возникли в трудовой деятельности людей и имели практическое значение: «Глубже копать – больше хлеба жевать», «Клади навоз густо – в амбаре не будет пусто», «Увидал грача – весну встречай

Поскольку происхождение пословиц связывают обычно с трудом, то тема труда, работы и отношение к ним занимают одно из важных мест в устном народном творчестве любого народа. Например:

- «Не спеши языком, торопись делом». (Человек, который много говорит, болтает на рабочем месте, мало приносит пользы обществу).

- «Куй железо, пока горячо». (Человек должен выполнять свою работу вовремя, не откладывая надолго, пока для этого есть силы и не ушло время, а для нас учиться уму – разуму, набирать знания с детства).

-«Под лежащий камень и вода не течет». (Пословица про ленивого человека, который не способен совершить ничего полезного).

- «Берись дружно – не будет грузно». (Люди должны работать дружно, в согласии, чтобы в одиночку не было тяжело).

- «Не топор тешет, а плотник». (Про мастера – человека).

- «Дело мастера боится». (Трудолюбивому - все работы хороши).

- «Труд человека кормит, а лень портит». (Трудолюбивый – всегда в почете, его уважают, почитают, живет в достатке, а ленивого осуждают).

- «Терпенье и труд все перетрут». (Это про человека, который всего добивается своим трудом).

- «Без дела жить – только небо коптить». (Про ленивого человека). В этих пословицах говорится о трудолюбии и лени, об усердии и коллективной работе. Выражены народные идеалы и представления, которые полно раскрывают их мировоззрение.

Основное назначение этих пословиц дать объективную оценку явлению о труде кратко, ясно и четко выразить ее смысл. Пословицы имеют прямой смысл, как «Берись дружно – не будет грузно», «Не топор тешет, а плотник» и переносный – «Не спеши языком, торопись делом», дают нравственную оценку труду, учит быть трудолюбивыми.

Своеобразие построения пословиц - употребление языковых средства, как синонимы, антитеза (противопоставление).

Во многих пословицах встречается рифма, чаще всего рифмуются одни и те же части речи «Труд человека кормит, а лень портит».

В большинстве пословиц ударение падает на слова, находящиеся в конце частей: «Без дела жить – только небо коптить», «Дело мастера боится», после каждого слова делаются паузы, которые придают звучанию пословицы особую выразительность, значительность и делает ее благозвучным.

Особенности языка пословиц. Они могут быть простыми предложениями, состоящими из двух, иногда из трех или четырех частей.: «Что посеешь, то и пожнешь», «Земля любит навоз, лошадь – овес, а воевода – принос», «Хоромы кривые, сени лубяные, слуги босые, собаки борзые». Пословицы выразительны простыми, понятными словами, четкостью речи и интонацией.

Исследовательская часть.
Я провела анкетирование среди учащихся 5-6 классов и выяснила, что большинство учеников школы знают пословицы, ноне применяют их в жизни.
В данной таблице, я представила результаты своих исследований:


класс


Используют ли

пословицы в речи


Понимают смысл пословиц


Преобладающий тип пословиц


Нужно ли использовать пословицы в речи


5 кл


5% используют


60%


2,3 тип


60%


6 кл


10% используют


70%


2,3 тип


80%

На вопрос какую роль играют пословицы в нашей жизни, были получены следующие ответы;
- пословицы украшают речь;

Они учат нас быть умнее;

Передают мысли, чувства народа;
Вывод по исследованию :
В результате исследования я выяснила, что в речи современных детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы. Прослеживается, что ученики 5-6 классов не отличаются в знаниях пословиц от более старших, но не всегда понимают смысл высказываний. Некоторые осмысленно применяют пословицы в речи на хакасском языке.
Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.

Хакасский фольклор. Общее в русских и хакасских пословицах.

В хакасском фольклоре также бытует немало пословиц, их своеобразие проявляется в том, что они в большей мере, чем русские пословицы, связаны с другими фольклорными жанрами. При рассмотрении мифа – былички «Как муравей к лягушке в гости ходил» можно отметить, что ее мораль – запас в дороге не тяжел» стала народной пословицей. Другие пословицы, например: «Нет горы, где бы кабарга не пробегала, нет мужчины, который вырос бы без муки» (о воспитании хозяина семьи с малых лет).

Хакасские пословицы, как и русские, характеризуют жизнь своего народа во всех его проявлениях: труд, человеческие взаимоотношения, нормы поведения в обществе, культуре и т д. Многие из них имеют древнее происхождение: «Нет человека без рода» - эта пословица говорит о родовом устройстве общества предков хакасов. Среди хакасских пословиц есть и такие, к которым легко отыскать аналогичные в русском фольклоре: «Если не робеть, то и скалу можно разрушить», «Не задирайся, если могуч, не дури, если силен», «Разум шире моря, знания выше гор», «Сила уму уступает», «У слова правда хороша, у кости навар хорош», «Медведь корове - не родня» и другие.

На основании русских пословиц можно выделить хакасские пословицы о труде и об отношении к нему: «Бревно, поднятое с товарищем, легкое, работа, сделанная с товарищем, легкая». «Лоб потеть будет – живот сытым будет».«Руки будут шевелиться – одежда целой будет». «Старательная нога сыта бывает». «Пустомеля ходит на босу ногу»

«От постного мяса жира нет, а от ленивого – работы».«Не будешь учиться – знать ничего не будешь» .

Своеобразие хакасских пословиц, так же как и русские пословицы имеют конкретность, связанную с окружающим бытом хакасского народа, его практическими потребностями.

Традиционные приемы устного народного творчества - выразительность придает им прием параллелизма, метафоричность, рифмующиеся слова. («Бревно, поднятое с товарищем, легкое, работа, сделанная с товарищем, легкая», «Лоб потеть будет – живот сытым будет».)

Русские и хакасские пословицы сближает – отношение к труду, который и тот и другой народ считает основой жизни, возвеличивает его.

Пословицы о труде русского и хакасского народов имеют характерные особенности. Мысли, заключенные в них, выражены в законченной форме. Многие пословицы имеют рифмующиеся слова и звучат как стихи и тахпахи (хакасские). Назначение пословиц в том, чтобы дать нравственную оценку труду. Кроме того, многие пословицы имеют не только прямой смысл, но и переносный. Так, например, «Куй железо, пока горячо» или

«Под лежащий камень и вода не бежит» имеют и прямой смысл, который может быть применим и в другой ситуации. Именно переносный смысл пословицы, его метафоричность, делают ее яркой, образной. Недаром в народе говорится: «Поговорка цветок – а пословица – ягодка».

Заключение.

Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Ребята, давайте научимся употреблять пословицы в своей речи, потому что ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме, так что - («Что посеешь, то и пожнешь»).

Литература.

1. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

13. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.

4. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

5. «Взаимосвязанное изучение русского и хакасского фольклора в 5-6 классах национальных школ»/ Абакан, 1995.

6. Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 120]