Музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком. Как добраться, что посмотреть, цены и график работы. Национальный историко-этнографический заповедник "переяслав" Музей архитектуры в переяславе хмельницком

Мы отправились в музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницкий. Учитывая дождливую погоду, мы решили предварительно подготовиться. Из-за возможных заморозков мы обули наш авто в зимние шины Continental ContiVikingContakt 6.

Дорога в 90 км пролетела незаметно, и мы прибыли в Переяслав. Городок не ­большой, но очень красивый и имеет славную историю, отсчет которой ведется со времен Киевской Руси, когда приграничный населенный пункт был по размерам лишь немногим меньше Киева и Чернигова.

По легенде, именно здесь произошло сражение молодого богатыря, киевского князя Владимира и печенежского воина. Украинец победил, поэтому город и назвали Переяславом (производная от «перенял славу»). Позднее Переяслав стал одним из ключевых центров казацкого государства Богдана Хмельницкого, где проводилась и Переяславская Рада. Кстати, сегодня ведутся дискуссии о возвращении городу исторического названия Переяслав. Его также называют городом-музеем, и это – чистая правда.

В Переяславе находится одноименный национальный историко-этнографический заповедник, в состав которого входят 23 музея, 13 из них сконцентрированы в комплексе «Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины» – первый в Украине под открытым небом. Его основали еще в 1964 году, а некоторые экспонаты датируются аж IV веком до нашей эры.

Поражает то, как органично вписались разнообразные музеи – электросварки, меда, хлеба, рушника и другие – в единый комплекс. Входя на территорию, ты попадаешь в атмосферу самобытной украинской деревушки. Даже многочисленные работники, поддерживающие здесь идеальный порядок, выглядят, как местные жители, которые живут в этих чудесных хатках с калиной у ворот.

Из всех экспозиций самую интересную для автолюбителей представляет Музей наземного транспорта. Здесь отображается развитие транспорта еще со времен трипольской культуры.

Есть и сани разных веков, и телеги чумаков, прообразы самосвала и то, что в последствие превратилось в современные автомобили, – тачанки и фаэтоны. Очень интересно проследить связь поколений в конструкторских решениях, принципе работы и обслуживании древнего и современного транспорта. Что характерно, даже элитные транспортные средства, сравнимые с современными Rolls-Royce и Bentley, были изготовлены в украинской глубинке.

Во дворе музея расположился «шиномонтаж» прошлых веков – станки для изготовления деревянных колес телег, на которые натягивается металлический обод. Он послужил своебразным напоминаем о важности правильного выбора шин и своевременного перехода на зимнюю резину.

Так выглядит «шиномонтаж» прошлых веков – станок для изготовления деревянных колес телег, на которые натягивается металлический обод

Ведь в современном мире колеса выглядят совсем по-другому и играют важнейшую роль в безопасности автомобиля. Мы переобулись уже давно – на нашей Сузуки стоит новенький комплект нешипованных зимних шин Continental ContiViking Сontact 6. Выбор именно этих шин был для нас очевидным – именно они победили в тестах зимней резины от “Автоцентра”.

Подробнее расскажет новый выпуск “Завтра туриста” на “Первом Автомобильном”:

Музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком работает без выходных с 9:00 до 17:00. Стоимость входного билета в «Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины» – 15 грн для детей и 30 грн – для взрослых. Посещение отдельных музеев на территории в стоимость не входит и обойдется в дополнительные 5-10 грн. Экскурсия стоит 100 грн для детей, 200 грн – для взрослых (300 грн с экскурсоводом со знанием иностранного языка).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Познакомившись в прошлых частях и погуляв , оказавшегося точкой пересечения всей украинской истории, посетим наконец его известнейшую достопримечательность - музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья, один из самых больших и интересных "скансенов" в постсоветских странах.

Моё любимое место в Переяславе - безусловно, луга в пойме Трубежа, над которыми с одной стороны нависает Михайловская церковь с макетом собора на крыше, а с другой - главки "музейных" церквей, выглядывающие из увитой омелою рощи:

Скансен расположен на самой окраине, практически за городом, и его главный вход смотрит в сторону, противоположную центру - туристическим автобусам не крюк, а пешком идти далековато что из города, что от шоссе. Поэтому мы пошли через эти луга к чёрному ходу, куда ведёт улица со звучным названием Летописная. Ещё снаружи встречает здоровенная водяная мельница и ветхая лодка, о происхождении которых я ничего не нашёл. У чёрного входа же обнаружились мелкие собаки, вроде и не агрессивные... но стоило было повернуться к ним спиной, как одна из них весьма неприятно ущипнула меня за ногу сквозь джинсы. На входе, однако, есть полноценная касса, а за ней пирожковый и сувенирный киоски.

Созданный, как и большинство советских скансенов, в 1960-е годы (открыт в 1964-м), Музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья получился одним из крупнейших - в нём 185 объектов, в том числе 122 постройки: он уступает во всех постсоветских страна лишь киевскому Пирогову (275 построек) и (189 построек), заметно превосходя например львовский , в Риге или архангельские Малые Корелы. При этом в отличие от тех музеев, раскинувшихся по огромной территории, переяславский скансен довольно компактен (700 на 400 метров) и в нём нет проблем с навигацией - всё рядом, схема логична, а подавляющее большинство объектов снабжены подробным описанием на украинском языке. Ну а главная "фишка" переяславского скансена в том, что здесь представлен не только в общем-то весьма однообразный сельский быт, но и ряд нестандартных построек и целых секторов, один из которых - с археологическими древностями и реконструкциями - я показывал в первой части.

3а. по клику откроется в большом разрешении.

Зайдя с чёрного (Нижнего) хода, мы вышли на развилку и стали обходить музей по кругу, на схеме - против часовой стрелки. От развилки налево уходит натуральная сельская улица с хатами крестьянина-середняка, ремесленника-кожемяки и трактиром:

Шинок (корчма) 1890-х годов из села Рудяки близ Переяслава:

Напротив них - одинокая Полесская хата из села Вабля на севере Киевской области: из того немногого, что осталось от Киевского Полесья после Чернобыльской катастрофы, в музей свезено немногим меньше, чем из окрестностей Переяслава. Построена она как натуральная изба, из брёвен концами навыпуск, но хата отличается всё же в первую очередь планировкой - тут хорошо видны компактные сени и две комнаты по бокам.

В комнатах - огромная печь, полесская вышивка и ткацкие станки, но в первую очередь - очень красивые росписи:

А за полесской хатой, внезапно, "хата первых коммунаров". Не знаю, что имелось в виду здесь, но например в Казахстане или Киргизии, странах бывших кочевников, такими застроена немалая часть "закреплённых" в советское время аулов, такая вненациональная сельская архитектура.

Улица приводит к Трёхсвятительской церкви (1741) из села Пищики, :

А в ней - музей украинского рушника. Рушник я до поездок на Украину постоянно путал с вышиванкой, но на самом деле вещи это совершенно разные: вышиванка - сугубо украинская рубаха с орнаментом, рушник - вышитое полотенце, характерное для славян вообще, и на Украине эта традиция лишь лучше всего сохранилась.

И даже в церкви рушники смотрятся органично - ими здесь нередкие украшают сельские храмы или могилы:

Здесь выставлено около 300 рушников (а всего их в фондах музея порядка 4000) из Киевской, Полтавской, Черкасской и Черниговской областей, как старинных, так и советских и новых:

Немного резьбы по дереву - но это не декоративный элемент, а заготовка для вышивания рушника:

За церковью - несколько ветряков (словом "млын", то есть "мельница", в украинской традиции называют только водяные мельницы). Всего их в музее 16, и стоят они тут и там группками по несколько штук. Этот ветряк - пожалуй, тут самый красивый:

Рядом есть и другие усадьбы, но все их не буду показывать - они довольно однообразны, а пост и без этого дутый. Вот это, если не ошибаюсь, хозпостройки в усадьбе богатого крестьянина, чей дом запечталён на вступительном кадре. Странный вкопанный амбар - как я понимаю, омшанник - зимнее убежище для пчёл (по крайней мере таковой в скансене есть и выглядит очень похоже):

В следующей рощице - самая большая в музее Георгиевская церковь (1768) из села Андруши. Внутри у неё и убранство довольно зрелищное , но увы - двери даже в середине дня были закрыты, и как оказалось, у запертых ворот мы окажемся здесь ещё не раз. Рядом - памятный знак с благодарностью царю за восстановленения села, смытого в 1845 году днепровским наводнением.

На той же поляне ещё и гамазей - это переиначенное на украинский манер магазейн (в русском варианте - мангазея), склад зерна или муки:

Усадьба гончара, оказавшаяся закрытой - там внутри гончарные круги и образцы народной керамики, не столь почему-то известной, как народная вышивка. Больше, впрочем, меня впечатлила деревянная резьба кладовой:

И озарённые солнцем снопы, не знаю точно для чего там собранные:

Напротив - избушка хатка на курьих ножках, символизирующая домик знахарки, и Музей пчеловодства - справа видна пара ульев с соломенными крышами, к которым за краем кадра прилагается и хата пчеловода.

Домик знахарки, как я понимаю - дальний павильон Музея лекарственных растений , большая часть которого находится в другой части скансена.

Да одинокая и словно полуподземная часовенка, о которой я просто ничего не нашёл - возможно, малоросский аналог западенских капличек или русских поклонных крестов, словом - место для молитв при дороге:

Усадьба сельского батюшки. Священники в 19 веке были людьми по сельским меркам образованными и много повидавшими, так что и хата его под черепичной крышей, а внутри, пишут, городской интерьер с фабричной посудой.

Где-то здесь заканчивается собственно "этнографический" сектор, в котором даже при более чем компактной территории мы умудрились пропустить пару объектов, как например музей памяти Полесского района , рассказывающий опять же о Чернобыльской трагедии... впрочем, много ли я потерял, не увидев музейную хату, если был в самой , в том числе ?
За этнографическим отделом начинается показанный в первой части археологический, но и его организуют две деревянные церкви, причём обе - Покровские. Храм из села Сухой Яр (1778) вмещает Музей истории украинской православной церкви , куда входит и дом священника, и многочисленные кресты от Средних веков до 19 века, сгруппированные в Казацкое кладбище:

Вторая Покровская церковь из села Остройки под Белой Церковью обходится без музея, но зато старейшая здесь - срублена в 1606 году. Звонница - не родная, а от церкви Иоанна Богослова середины 18 века из села Бушево, и среди в основном небольших каркасных звонниц украинского деревянного зодчества выделяется капитальностью.

А в здешней археологической коллекции не забыли даже Збручского идола - найденный в австрийской части Подолии (Тернопольская область) в 1848 году, ныне он хранится в археологическом музее Кракова, но копией его пытается обзавестись едва ли не каждый уважающий себя музей славянской старины. На самом деле в Подолии с её каньонами просто был самый доступный камень, поэтому там идолы лучше всего сохранились, и вряд ли Збручский идол был совершеннее новгородского Перуна или киевского Велеса, но ничего лучше от славянского язычества до наших дней не дошло.

Где-то на другом краю археологическом сектора освобождённый мужик разрывает оковы эксплуотаторов - об этом памятнике вновь ничего не нашёл, но образ в нём явно советский:

Минуем главный вход, рядом с которых лапидарий и половецкий курган из первой части да ещё одна порция мельниц:

За которыми раскинулся Музей хлеба (1984), по сути дела ещё один сектор, изображающий центральную усадьбу колхоза:

На самом деле речь не столь про хлеб, сколько про использующуюся для его производства технику, от полудеревянных старинных машин, что делались на или на гигантском заводе Эльворти в тогдашнем Елизаветограде, до советских тракторов, кобмайнов и "крылатого хлебороба" Ан-2, который вовсе не случайно прозвали "кукурузник". Рядом с крылом кукурузника - павильон, служивший мастерской для вытёсывания жерновов:

Сюда же затесалась и явно досоветская хата пекаря с соломенной крышей, и скульптура преисполненных либидо хлеборобок из парка колхозной усадьбы.

Ржавая техника выглядит так, будто тут правда заброшенный колхоз, и уверен, подобные сюжеты можно найти не дальше нескольких десятков километров отсюда. Только несамоходный деревянный комбайн начала ХХ века напоминает, что мы в музее:

На главном здании - барельефы, уж не знаю, специально под музей сделанные или снятые с других колхозов. Как бы то ни было, в 1984 году, когда открывался этот отдел, так вполне могли построить и реальную колхозную усадьбу:

Внутри экспозиция от локомобилей до археологических находок, вывернутых когда-то из земли случайным плугом:

А стережёт безопасность колхозников Казацкий пост - тут уже реплика от начала до конца, век этак под 17-й. Похожим образом выглядели в те времена что сибирские остроги, что сечи Дикого поля.

Огромная Пятницкая церковь (1833) из села Вьюнищи - образец уже не украинского, а общероссийского деревянного зодчества, которое называют иногда "дерево под камень". Возможно, это одна из "муравьёвок" (хотя палач литвинской идентичности Михаил Муравьёв-Виленский и был несколько позже), оперативно построенная в каком-нибудь селе, в те годы перешедшем по росчерку пера из ликвидированного греко-католичества в православие. Ныне в церкви Музей космоса , и наверное (если бы она была открыта) несказанно впечатляют ракеты, скафандры и спутники под храмовым сводом. Нынешняя Украина на советском наследстве "замыкает пятёрку ведущих космических держав" (наткнулся на такую фразу, когда писал ), и уж по крайней мере с Украины родом были такие отцы советской космонавтики, как Сергей Королёв или Михаил Янгель.

Ну а дальше тут уже и не скансен, а просто группа музеев, каждый из которых занимает дом или усадьбу через рощу от соседнего. От музея Шолом-Алейхема , собранного в обычной хате из вещей этого родившегося в Переяславе писателя на идиш, я заснял только весьма живописный курятник:

Напротив церкви - стоявшее раньше в городе Почтовая станция 19 века, третья от Киева по Полтавской дороге:

Внутрь мы не пошли, а снаружи больше всего впечатляет герб:

Почтовые станции служили в те времена и чем-то вроде вокзалов, где меняли лошадей (курсирующих от станции до станции) либо отдавали своих на покормить да подковать. Так что рядом с Почтовой станцией - Музей народного сухопутного транспорта, то есть не в меру длинный ангар разнородных повозок от тачки до кареты:

Есть здесь, между прочим, даже чумацкий воз 18 века - чумаки ходили за солью на черноморские и азовские лиманы, рискуя попасть в татарский плен и турецкое рабство, но зато такой воз избавлял село от необходимости покупать соль, тот единственный из жизненно необходимых товар, который крестьяне не могли сами вырастить. Увы, я про этот воз напрочь забыл, так что даже не знаю, попал ли он в кадр.

Рядом под навесами - мастерская колёсников:

Я как-то пролетел мимо Музея украинских народных обрядов , а вот оказавшийся закрытым Музей прикладного искусства во вполне искусно оформленном Панском доме, где жил мелкий дворянин-помещик - не все они обитали в усадьбах с колонными портиками. Само прикладное искусство - советского времени, с УССРовских выставок 1970-71 годов.

А ещё один похожий дом из села Воронков под Борисполем (где, кстати, провёл детство уже упомянутый Шолом-Алейхем) занят техническим музеем Николая Бенардоса . Потомок греческих офицеров с одной стороны и уральских промышленников Демидовых с другой, в 1881 году он изобрёл "Электрогефеста" - электросварку, полностью изменившую многие законы строительства: на старых металлических конструкциях всегда бросается в глаза огромное количество заклёпок. Что интересно - электросварка была практически от начала до конца русским изобретением: теоретически её обосновал в 1802 году Василий Петров , а на практике и в более близком к современном виде внедрил в 1888 году в Перми Николай Славянов . Всего же Бенардос создал около двух сотен изобретений от сельхозтехники до пуль со смещённым центром тяжести, и эти же изобретения, если точнее аккумуляторы с их разрушающими организм парами свинца, его и погубили. Не понял я лишь одного - какое отношение Бенардос имеет к Переяславу? Родился он под Елизаветоградом (ныне Кропивницкий, а до недавнего времени Кировоград), работал в основном в городке Лух нынешней Ивановской области и в Петербурге, "Электрогефеста" презентовал в Париже, а умер в Фастове на правобережной Киевщине.

Неподалёку - вроде бы обходящийся без музея Охотничий домик князя Константина Горчакова, киевского генерал-губернатора в 1877-78 годах (видимо, тогда дом и был построен) и сына "железного канцлера" Александра Горчакова.

Я видел скансены, устроенные на территории старых усадеб (например, под Торжком), но здесь не тот случай - дом перенесён из села Ташань, и на мой взгляд интересен именно как заурядный, то есть наиболее характерный образец своего жанра и эпохи. И уж не знаю, с ним ли вместе привезли деревянную беседку:

Но вокруг натурально усадебный парк и подзаросший пруд с часовенкой на островке:

И старыми деревьями, чьи корни толще, чем у иных - стволы:

Не знаю так же, и откуда этот якорь у дорожки, ведущей обратно к чёрному ходу, но ещё более крупные домонгольские якоря лежат в городе (см. первую часть):

В стороне осталась ещё пара крестьянских усадеб, корчма (видимо действующая), музеи лесного хозяйства и лекарственных растений на месте еврейского кладбища (о котором напоминает памятный знак с надгробием), да и следующие дворы бондаря, ткача и других ремесленников мы прошли быстрым шагом:

Хоть и компактен Переяслав, что город, что музей, да времени было ещё меньше:

Последним запомнившимся экспонатом стала сельская управа:

На чём и закончу расска про Переяслав. По-хорошему, живя в Киеве, сюда стоит съездить как минимум дважды - день на скансен и день на город, вот только чтобы ещё все музеи внутри скансена были открыты... Полный список музеев Переяслава есть в википедии и чуть менее полный на официальном сайте , и даже вскользь упомянуть в трёх постах я успел не все из них: ещё есть музей скульптур на улице Котляревского, картинная галерея, музей народного костюма в Михайловском монастыре и музей истории философии где-то при здешнем скансене. И всё же, подводя итог, скажу, что при всём обилии достопримечательностей Переяслав-Х не очень-то цепляет, и каким-нибудь Прилукам или Ромнам по силе впечатления уступает примерно так же, как музейный экспонат - "действующей" вещи.

В следующих двух частях отправимся на Правобережную Киевщину - в огромный город с названием Белая Церковь.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
. Древняя Русь в музее и городе.
. Город.
Переяслав-Хмельницкий. Скансен.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.

В Переяслав-Хмельницком, тогда я не успела написать отчет о поездке, все время откладывая на потом.

Добавлю еще своих впечатлений.

Также в Переяславе есть то, чего нет в Пирогово в принципе - это различные мелкие музеи. Вход в каждый музей оплачивается отдельно, посетить каждый из них в один приезд представляется мне невозможным. Мы побывали в музее рушника и в музее сухопутного транспорта. Музей транспорта очень впечатлил, в нем собрана уникальная коллекция транспортных средств, единственная на территории Украины - различные телеги, коляски, фаэтоны.

Еще мы очень хотели попасть в музей космоса, само существование которого в народном музее - какой-то сюр, к тому же, музей размещается внутри церкви, но этот музей, к сожалению, был закрыт.

Станционный смотритель музея "Почтовая станция" тоже где-то загулял. В этом минус посещения в "неформатный" день.

Еще на территории музея находится вот такой скелет, это опора старого Паркового моста в Киеве, в 1983-м году он был заменен на точную его копию, а опору передали в музей в Переяслав-Хмельницком. Подробнее про этот мост можно прочитать вот тут.

Музей народного быта и архитектуры в Переяслав-Хмельницком является частью заповедника "Переяслав"; в этом музее собраны образы из бытововй и культурной жизни укринцев, начиная со времен эпохи палеолита до начала 20 века.

Описание места

Всего в музее под открытым небом в Переяславе собрано около 180 объектов народной архитетуры: это и дома со всеми деталями интерьера, орудия труда, бытовые принадлежности, предметы искусства и многое другое. Все сооружения музея окружает зелень: здесь есть много различных растений, два пруда и дендропарк. В сохранившиеся домики можно заходить и осматривать обстановку, максимально точно передающую старинную атмосферу; дома, представленные здесь, датируются 18-19 веком. Помимо домов, здесь также представлены церкви, ветряки, шинок, жилища и святлища 9 века. и даже погребальный саркофаг и скульптуры божеств, созданные до нашей эры.

Чем заняться

Музей быта в Переялаве занимает большую территорию, поэтому здесь можно долго ходить, осматривая достопримечательности. Можно также отдыхать на природе или в местном шинке. В музее работают 13 отдельных музеев, посвященных определенным тематикам: музей укринских обрядов и обычаев, в котором можно подробнее ознакомиться с традициями празднования пасхи или рождества; музей рушника, в котором хранится около 4000 рушников; музей пчеловодства, где можно купить мёд; а также музей лекарственных растений, музей космоса, музей хлеба, музей декоративно-прикладного искусства и другие.

Как добраться

Музей находится на улице Летописная, 2 в Переяслав-Хмельницком, Киевская область. До него можно можно добраться на попутке, машрутке и или автобусе. До музея нет указателей, поэтому необходимо спрашивать дорогу у местных жителей.

Итог.

Музей народного быта и архитектуры в Переяслав-Хмельницком - это брат киевского или , при этом ничем им не уступающий - здесь так же интересно рассмотреть различные вещи, которые когда-то принадлежали людям, жившим на украинской земле. Поэтому невероятная атмосфера в музее гарантирована.