Музей стекла красный май. Музей стекла завода "красный май"

Сразу за Вышним Волочком в эпоху брежневского застоя прямо на обочине дороги можно было купить всевозможные рюмки, вазочки и бокалы, которых во времена всеобщего дефицита было не сыскать в обычном магазине. Всем этим добром торговали из-под полы работники стекольного завода «Красный май», расположенного в двух километрах слева от трассы на берегу реки Шлины.

Крупнейший когда-то завод был основан в 1859 году титулярным советником Самариным. Правда, тогда это был обычный химзавод, выпускающий ламповое масло, купорос, нашатырный спирт и водку. Средств на развитие производства у Самарина не хватало и, тогда он продал производство вышневолоцкому купцу второй гильдии Александру Васильевичу Болотину. Он-то и построил тут первую стекольную печь и переманил к себе известного мастера Василия Векшина, знавшего секрет составления шихты для варки цветных стекол. Став таким образом обладателем, как сейчас сказали бы, инсайдерской информации, Болотин начал выпускать весьма изящные вещицы – светильники, вазочки, графины. На художественно-промышленных выставках в Москве и Нижнем Новгороде они не раз получали золотые и серебряные медали. В обеих столицах Болотин открыл свои фирменные магазины, а часть продукции экспортировал на Восток – в Персию и Османскую империю.

В 1920 году завод национализировали и переименовали в «Красный май». Перед войной он, в основном, выпускал промышленное стекло: светофорные линзы, аккумуляторные сосуды, ламповое стекло. Летом 1945 года на завод пришел государственный заказ на изготовление специального трехслойного рубинового стекла для кремлевских звезд. Прежние, из донецкого стекла, установленные в 37-м году, требовали замены. Результат работы красномайских мастеров теперь может видеть каждый. На изготовление только одной кремлевской звезды им потребовалось 32 т высококачественного люберецкого песка, 3 т цинковых муфельных белил, 16 т кальцинированной соды, 1,5 т борной кислоты и 1,5 т калиевой селитры.

С конца 50-х годов «Красный май» был единственным в мире заводом, где варили уникальное сульфамидное стекло. С помощью всевозможных добавок оно могло принимать до 18 цветовых оттенков – от светло-желтого до почти черного. При этом цвет стекла изменялся в зависимости от температуры и времени обработки. Продукция завода была по-настоящему уникальной. Экспортировали ее в Европу и Америку, где изделия из сульфамидного стекла называли «русским чудом».

Теперь все эти стеклянные вещицы можно увидеть только в музее завода или в антикварных магазинах. Стоят они дорого, потому что завод «Красный май» закрыт, оборудование продано, корпуса стоят пустыми. Два-три мастера, говорят, еще остались.

Части был город и район. Теперь посмотрим на два музея Вышнего Волочка. Это краеведческий, знакомящий с прошлым города, его уникальными каналами и знаковыми людьми, и настоящая Стеклянная сказка или Цветной сон - музей стекла бывшего завода "Красный май", несколько раз даже изготавливающий по правительственному заказу рубиновое стекло для звёзд Кремлёвских башен.

1. Стекольное производство под Вышним Волочком появилось во второй половине 19-го века, когда местный купец выкупил химический завод и основал на его базе изготовление столовой посуды, абажуров и керосиновых ламп

2. Чуть позже появляется производство цветного стекла, когда на завод пришёл опытный стекловар, знающий секрет технологии

3. Продукция завода получала высокие награды на дореволюционных выставках

8. А зверушки, ахах, поглядите, какие!

11. После революции завод национализировали, переименовали в "Красный Май", расширили и модернизировали производство. Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - всё это здесь делалось. Качественную цветную продукцию, занимавшую, как и в царские времена, высокие места на международных выставках, прозвали "русским чудом"

12. В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вот его кусочки

Побывав в этом музее, я уже размечтался, как попаду на производство и сделаю репортаж, но не судьба. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт. Ушла, скажем прямо, огромная эпоха и вырвана целая страница из книги по истории нашей страны, но память осталась. Уже ради этого музея, чтобы снова побывать здесь, я бы вернулся в Вышний летом на круизе "Мостурфлота" или зимой в рамках автобусных туров, так называемых "зимних круизов" этой компании.
Казалось бы, уже почти 17 лет нет завода, но осадочек от этого факта всё равно внутри остался.

13. А это уже Краеведческий музей Вышнего Волочка. Честно скажу, не очень люблю такие, но не пожалел, что побывал в Вышневолоцком. Ему уже более 80 лет, но от экспозиций не веет слоем музейной пыли и сюда не надо нести с собой подушку для сна от скуки. Не так давно здесь всё к тому же реконструировали.

Местные экскурсоводы - настоящие профессионалы своего дела, энтузиасты, готовые часами рассказывать про каждую деталь, про каждый экспонат как про лично им дорого человека и старинного друга. Никаких заученных фраз из путеводителей, никаких "рассказать, да побыстрее бы закончить". Так что музей я всячески всем рекомендую!

14. В Петровском зале можно не только узнать про деятельность царя, сделавшего Вышневолоцкий водный путь по-настоящему судоходным (тем самым соединив Балтику и Каспий и открыв с помощью Вышнего Волочка многие новые возможности для развития России), но и увидеть поднятые со дна каналов пушки, ядра, багры - свидетелей той эпохи

17. Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод.

Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М.И.Сердюков. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов

18. Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым

19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру

20. И современная карта.
После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России

21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто)

22. Смотрите, какой красавец!
Фрегат "Паллада". Первым его капитаном был Нахимов. В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен.
В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне

23. Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века. Как вам факт, что барка поднимала до 130 тонн груза? Я не сначала не поверил)

В Вышнем в связи с переходом с подъёма на сплав суда переоснащались. Рули и мачты снимались, обустраивались помосты, на которых стояли люди, управлявшие 4 огромными вёслами - потесями. На каждую барку сажали лоцмана и 10 рабочих

24. Помните в первой части была часовенка на месте Казанского собора 18-го века, где был зачитан указ Екатерины, даровавшей Вышнему Волочку статус города? Вот таким был этот собор, взорванный в 1930-х

(Это моя первая запись, поэтому прошу не судить строго.)
Этим летом в июле месяце был с семьей на отдыхе в пос. Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области. Бываю там уже не первый раз, и знаю о давно не работающем стекольном заводе. От жены знал, что на заводе существовал музей историчесских экспонатов завода и современные произведения стекольного искусства. Был уверен, что музея уже не существует, т.к. завод уже много лет банкрот, на его территории происходит торопливый распил остатков оборудования на металлолом. И вот, от одного знакомого услышал, что кто-то посещал музей совершенно недавно. Я решил тоже попытать счастья, и пошел на проходную завода, чтобы узнать информацию о времени работы.

Придя туда я узнал, что в музей можно попасть с 9 до 14 часов в любой день, кроме субботы и воскресенья. Так-как было уже поздно, то перенес поход на другой день.
На утро я как штык в 9 утра стоял на проходной. Женщина, которая заведует музеем еще не было, поэтому я разглядывал помещение холла. Там были размещены какие-то игровые автоматы, целый склад, какие-то мотороллеры, квадроциклы, и много чего еще в кучу. Мое внимание привлекла ручка входной двери. Видимо входная дверь из толстенного стекла сохранилась в первозданном виде.

Вскоре пришла зав.музеем. По моему ее зовут Светлана (отчества не знаю). Доброжелательная женщина лет тридцатипяти (это на мой взгляд). Сразу повела меня через территорию завода к зданию музея. К слову сказать, дорожка к музею вся заросла травой, о чем после мне посетовала Светлана.
Открыв замок на двери мы поднялись на второй этаж отдельного здания. Перед моим взором предстали витрины и стелажи полные экспонатов. Такого скопления стеклянных предметов я давно не видел!!! Заручившись разрешением, я начал фотографировать, проходя далее в зал.

Раньше этот завод был очень известен, из уст жены я раньше слышал, что Кремлевские звёзды делали именно на этом заводе, в записях музея нашел подтверждение этой информации. Даже на одной тумбе лежат в качестве экспонатов точно такие же стекла, вот они снизу два треугольничка:

Выяснил, что завод оказывается существует с 1859 года. Основан купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. Немного истории:
Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ» расположен на берегу реки Шлина. Один из крупнейших в стране, он был основан в 1859 году как химический Московским титулярным советником Самариным. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода - купцы Болотины - построили первую печь, на которой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар - обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол - Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. Уже в 1882 и 1886 годах новая продукция завода, «совершенно замечательная по своему разнообразию и неожиданному изяществу» (как оценил ее известный в свое время профессор - «стекловед» А.К.Крупский), была удостоена двух золотых и двух серебряных медалей Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде за богатую цветовую гамму и за тщательность обработки. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод «КРАСНЫЙ МАЙ». С этого времени завод стал расширяться, начали строить новые стекловаренные печи. В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 40-е годы очень важный период в истории завода, когда с честью был выполнен первый правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд. В 1946 году задание было выполнено успешно. В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют «русским чудом» за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, «КРАСНЫЙ МАЙ» являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента.

Оказывается такими могут быть керосиновые лампы:

И вообще меня поразило разнообразие форм и цвета, и всё это стекло в умелых руках мастеров. Вот еще несколько интересных экспонатов:
Забавный сапожок:

Абстрактная ваза:

Олимпийский мишка на графине)))
Интересная абстрактная задумка художника:

Букет из зеленого стекла:
Кувшинчик:

Необычные тыквы)))
Какой благодатный материал-стекло в руках мастера. Цветы очень похожи на настоящие, очень изящные лепестки:

Этот экспонат меня заинтересовал, т.к. в 1981 я сам родился)))

Ходатайство Тверскому губернатору о строительстве завода:

К сожалению фотографии были без подписей... как и все экспонаты в музее.


Вот в таком виде находятся старинные документы и фотографии (приклеенные к стенду, а стенд убран за экспонаты к стене):

Макет печи для переплавки песка в стекло:
На самом деле фотографий очень много, и кто интересуется, может зайти на мою страничку Яндекс-фоток .

Вдоволь поснимав, я решил более не задерживать Светлану. Вместе мы вышли к проходной, где она сказала, что так торопилась, что забыла взять плату за посещение. Я сначала насторожился, но когда мне озвучили сумму в 30 рублей, я расслабился, ведь сделать кучу интересных фотографий стОит определенно дороже. На этом мой поход в музей закончился. Сетую, что забыл сфотографировать саму надпись на здании "Музей завода".
Посещение музея оставило двоякое впечатление. С одной стороны - восхищение работами, с другой - удручающее состояние самого завода, и беcперспективность этого музея. Уже по приезду домой выяснил, что завод выставлен на продажу за 152млн рублей (либо 5,72 млн $). Как следовало из текста сопровождающего объявление: здания и оборудование не представляет ценности и интереса, и подлежат сносу. Интерес представляет инфраструктура: удобство подъезда, собственная ветка ж/д, мощности электричества и газа. То-есть интересно тому, кто решит построить на этой территории завод с нуля.

А вот что удалось узнать о перспективах музея: Новые Питерские хозяева завода пытались вывезти коллекцию в Санкт-Петербург. И видимо хотели "толкнуть" экспонаты с аукциона, но пока возмущенный народ и местная пресса помешала. Подробности в

Музей стекла завода ʺКрасный майʺ расположен в поселке Красномайский, недалеко от Вышнего Волочка, Тверской области. Музей был основан в 1968 году. Здесь представлены изделия конца XIX - начала XX века. Все экспонаты поражают своим богатством цвета и различными способами обработки и декорирования.





Особенно примечательны разноцветные керосиновые лампы с легкими абажурами (лампа Болотина). Сам завод существует с 1859 года. Он был основан как химический Московским титулярным советником Самариным. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода – купцы Болотины – построили первую печь, на которой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар – обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол – Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод ʺКрасный майʺ. С этого времени завод стал расширяться, начали строить новые стекловаренные печи. В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют ʺрусским чудомʺ за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, ʺКрасный майʺ являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента. Экспозиция музея очень богатая - около 4000 экспонатов. Помимо образцов массовых изделий, в музее представлены уникальные творческие работы, выполненные из редких и необычных видов материалов. Следует упомянуть о представленном в музее рубиновом стекле, из которого сделаны кремлевские звезды. Кроме того, заводом изготовлена звезда, установленная в Бузлудже (Болгария). Музей открыт для посетителей в рабочие дни с 9 до 14, стоимость входа составляет 30 рублей. В 2002 году на заводе остановили стекловаренные печи. Даже при плановом холодном ремонте печи слив стекла и следующий после ремонта запуск печи, это процесс долгий и дорогостоящий, а так, при остановке без надежд на будущее, шансов на следующий запуск почти нет. Но, видимо, и восстанавливать производство никто не собирался. Печи с застывшим стеклом просто сломали. Сейчас вся территория завода частично руинирована, частично медленно ветшает.

На обратном пути заехали в это странное место. Нас еще долго не хотели сюда впускать, но гид как-то уболтал кого нужно. Это поселок Красномайский и музей теперь уже бывшего стекольного завода.

Здание администрации советской постройки, но сам завод существует с 1859 года. Правда, начинался он как химический завод. Первый хозяин московский титулярный советник Самарин не нашел средств для развития и продал все производство вышневолоцким купцам Болотиным. В 1873 году была построена первая печь для варки стекла. Визитной карточкой завода уже тогда стало цветное стекло. А это фрагмент заводской ограды.


Завод в 20 годы ХХ века был национализирован и благополучно развивался до нашего времени. Что случилось дальше объяснять, наверное, не нужно. На территории сейчас запустение и руины.


В советское время был открыт музей завода в отдельном здании на территории. Он существует и сейчас, в законсервированном и застывшем состоянии. Там нет отопления и странное ощущение остановившегося времени. Такая зона отчуждения, как в Чернобыле. Как будто все разом остановилось.

А между прочим, здесь огромная коллекция. Даже музей в Гусь Хрустальном так не впечатляет. Это все промышленные образцы, но есть и авторские работы.


Тоже массовое производство. Знакомые плафоны, не?


И еще. А вот решетка авторская, вот не помню то ли выставочная, то ли дипломная работа.

Завод был одним из крупнейших предприятий в стране и производил почти 80% всей продававшейся тогда стеклянной посуды.


Это мало кто знает, но даже рубиновое стекло кремлевских звезд было сварено здесь на заводе "Красный май"! А это самые первые образцы продукции, еще времен купцов Болотиных.


И это тоже.


Завод уже тогда специализировался на создании плафонов для ламп.

Вот чего никогда не понимала, так это создание таких композиций. То ли ваза, то ли светильник.

А это уже авторские работы. Завод особенно прославился сульфидным стеклом, которое называли "русским чудом". Это стекло меняет окраску в зависимости от температуры и времени обработки.


А теперь про остановившееся время. Поясниения к экспонатам напечатаны на машинке.

Музей занимает весь второй этаж здания. Вся экспозиция тоже из тех времен.


Куски этого самого стекла.

И ведь все это авторские работы! То есть не просто типовая вазочка, а целая композиция, где все предметы в одном единственном экземпляре.


А я к сожалению не записала фамилии художников.


А ведь это такое же творчество. Только вот его никто не видит.


Специализация на плафонах и светильниках и в советское время никуда не делась.

Вот только не помню, что дарили партсъезду

А что дорогому Леониду Ильичу)) Но какие-то из этих светильников и сейчас стоят в Кремле. Кажется, все-таки вот эти.

Очень много ваз. Все нестандартные и сами по-себе хороши.


А вот у этой работы я нашла автора. "Родничок" Сергей Коноплев 1974 год. Это была массовая серия, наверное, можно даже найти экземпляры.


Еще вазы. По-моему, они лучше всего смотрятся вместе.


Интересно, как та дальняя композиция называется?)


Вот эти снежно-зеленые нравятся.

Еще интересная вещь - стеклянные цветы. Здесь белые.

А здесь зеленые.


Вазы-жирафы.

Так как получилось очень уж много, сделаю вторую часть.