Негативное пространство в дизайне: советы и практики. Негативное пространство в WEB Дизайне

Отрицательное (негативное) пространство - это свободная от изображения область вокруг объектов съемки. С его помощью можно более эффективно подчеркивать формы и размеры, расставлять смысловые акценты, а также даже самостоятельно формировать несколько составляющих в композиции кадра.

Отрицательное пространство иногда называют также белым пространством. Его концепцию используют в искусстве, дизайне, и скульптуре в течение сотен лет. Негативное пространство в равной степени полезно использовать и для фотографирования, потому что из вероятного среднего фотоснимка можно получить выдающуюся фотографию.


К сожалению, это понятие не многие фотографы улавливают и могут воплотить на практике. Давайте рассмотрим подробнее, что такое отрицательное пространство и как с успехом использовать свои знания по этому поводу, чтобы перевести фотоснимки на более высокий уровень и добиться интересных результатов.

Так как принято считать, что негативное пространство является областью, которая окружает основной объект съемки в вашем фото (главный предмет известен, как «позитивный в пространстве»), то получается, что само определение довольно абстрактное. Например, в снимке снизу позитивное пространство - это лист в заборчике, а желтый штакетник в этом изображении формирует отрицательное пространство.

Отрицательное пространство определяет и подчеркивает основной предмет на фотографии, формирует - обеспечивает «передышку» для глаз, предотвращая сильную перегрузку и загромождение деталями, осуществляя своего рода проводку от зрителя к тем объектам и деталям, которые следует рассматривать, тому что является основным в снимке. При правильном использовании негативное пространство обеспечивает естественный баланс с положительным пространством в композиционной сцене. Получить такой баланс на практике довольно сложно, ведь само определение достаточно субъективное. Но эти навыки тренируются и со временем у вас будет получаться все лучше и лучше.


by Nathalie Rendu

Мозг человека полон предвзятых представлений о том, как выглядят объекты с точки зрения их размера, формы, цвета, текстуры, и так далее. К сожалению, эти предубеждения искажают то, как мы видим всю сцену целиком, именно это и приводит к тому, что фотографии, которые хорошо выглядят в нашем сознании на самом деле не так хороши. Ключ к преодолению проблемы кроется в том, чтобы игнорировать объекты, которые вы собираетесь снимать, а сосредоточиться на промежутках между и вокруг них. Это заставит вас уделять больше внимания композиции и поможет увидеть формы и размеры главного объекта съемки более точно.

Посмотрите внимательно на то, что вы хотите сфотографировать и постарайтесь сформировать кадр таким образом, чтобы положительное и негативное пространство были сбалансированы относительно один другого. Будьте щедры с количеством пустого пространства, которое следует оставить вокруг главного объекта съемки. Не думайте, что нужно втиснуть визуальную информацию в каждый квадратный дюйм кадра.


by Octavian Andrei

Освоение понятия, как следует использовать негативное пространство, требует времени. Мы так привыкли к фокусировки на главном объекте в сцене, что это может показаться странным относиться к нему почти машинально. Однако, если уделять внимание тому, что окружает главный объект съемки и более тщательно подходить к вопросу «воздуха в кадре», несомненно такая практика приведет к созданию более сильных композиций.

Из этого урока вы почерпнёте самое важное, что только может быть в композиции. Концепция позитивного и негативного пространства позволяет работать с любым по сложности сюжетом, независимо от наполнения кадра, и, что самое приятное, не имеет каких-то жестких рамок. Я уверен, что к концу урока у вас не останется сомнений в том, что композиция не бывает правильной или неправильной. Также вы сможете убедиться в том, что любые правила не просто имеют исключения, а вместе с исключениями вписываются в более обширную и гибкую систему, не имеющую ограничений по применению.

Я не случайно подчеркиваю то, что умение распознавать эти пространства на снимке является чрезвычайно важным для понимания композиции. По cути только этого уже достаточно для того, чтобы построить гармоничный кадр. Концепция пространств - это основа, на которую ложатся другие тонкости, расставляющие акценты в кадре. Поэтому этот урок станет самым ценным для вас в ходе обучения.

Но прежде, чем перейти к описанию и применению концепции, давайте ещё раз поговорим о том, как получается фотография, а также о том, какие правила наиболее распространены и почему они не всегда работают.

Как рождается фотография или что такое линейная перспектива

Давайте ещё раз проследим за этим простым и очевидным процессом. Это действительно необходимо ради одного маленького вывода, на который редко обращают внимание.

Начнём с самых азов. Фотоаппарат, также как и человеческое зрение, работает только потому, что есть свет, который отражается (или не отражается) от объектов. Есть свет - видим. Нет света - не видим. Отразившись от любого объекта, свет собирается объективом, у человека - глазом, и попадает на чувствительную к свету поверхность, у фотоаппарата - это плёнка или матрица, у человека - задняя стенка глаза. Любые, даже самые большие, объекты реального мира отображаются в виде маленьких копий, которые рисует свет на чувствительной поверхности.

Если Вам сложно представить, как всё это происходит, то вспомните кинотеатр. Он демонстрирует ровно обратный процесс. Через бегущую киноленту с уменьшенными реальными объектами проходит мощный световой луч, который и формирует изображение на экране.

Такой процесс формирования изображений объектов на плоскости называется линейной перспективой. Название не является случайным. Всё это - преобразование реальных предметов в изображение на плоскости (это и называется перспективой) подчиняется одному простому правилу: чем ближе реальный объект - тем крупнее его изображение. И наоборот, при удалении изображение становится меньше. Размер изображения находится в прямой (линейной) зависимости от расстояния, с которого объект наблюдается. Отсюда и название - линейная перспектива.

Хотя бы в общих чертах вы всё это уже знали, а если и не знали, то теперь можете убедиться, что никакой тайны в самом процессе нет. В чем заключается секрет - так это в управлении этим процессом. Кто-то наверняка подумает про разные объективы, фильтры и всякие технические приемы, но речь совсем не о них.

Единственный вывод, который можно и нужно сделать, состоит в том, что фотограф работает не с реальными объектами, не с их расположением в поле кадра, не с их видом и не с видимым пространством.

Фотограф работает с проекциями реальных объектов, маленькими изображениями на плоскости.

Я ещё раз акцентирую ваше внимание именно на этом. Если вы раньше об этом никогда не задумывались - запомните эту простую фразу. Отныне для вас это “Отче наш”. Вы будете мысленно повторять это каждый раз, когда будете смотреть в видоискатель. Если вы уже всерьёз задумывались над этим вопросом раньше, будьте честны с собой и хорошенько прикиньте, от этого ли принципа вы отталкиваетесь, когда конструируете снимок?

Абсолютно идентичный по своей сути процесс происходит, когда мы работаем с аппликацией. Любые объемные в реальном мире фигуры предстают в виде вырезанных плоских силуэтов. Эти силуэты потом размещаются на плоской поверхности, заполняют её, образуя цельное изображение. Обратите внимание, что при заполнении предоставленной поверхности мы будем внимательно следить за тем, чтобы объекты не накладывались неудачным образом друг на друга, чтобы не закрывались важные детали, не терялись силуэты. Естественным ограничением является и то, что в одной аппликации не удастся уместить бесконечное множество предметов, потому что в какой-то момент всё это превратится в кашу, рисунок будет испорчен.

Фотография работает по тем же принципам: нельзя допускать, чтобы одни предметы мешали восприятию других, нужно внимательно следить за тем, чтобы кадр не “переполнялся”, не превращался в нагромождение. Оставьте только то, что действительно важно.

Итак, когда мы говорим о наполнении кадра, о его содержании, обо всех этих перспективах, объемах и проекциях, речь идёт только об одном: в самом изображении, в кадре, на снимке, на фотографии (называйте, как хотите) по сути нет объектов, нет объема, нет глубины, ничего, что мы там можем увидеть. Для фотографа там есть только набор силуэтов, форм, линий, переходы света и цвета. Даже если вы это прекрасно понимаете, этого недостаточно. На протяжении курса мы будем не просто учиться видеть это, мы будем учиться так думать. Только в этом направлении.

Пейзаж, портрет, натюрморт - нет никакой разницы. Эмоциональная насыщенность, смысловая нагрузка, создание образа - всё это вторичные компоненты, не способные самостоятельно создать удачное изображение. Всё начинается с работы над организацией плоскости снимка. Это небольшое двухмерное пространство надо заполнить такими же двухмерными проекциями. Представьте, что весь мир вокруг - сплошные постеры из картона, плоские картинки разной формы, которые расставлены вокруг вас. Всё, что нужно сделать - выбрать ту, что вас больше всего интересует и, убрав из кадра все лишние картонки, нажать на кнопку.

Если задуматься, то всё это вы уже делали раньше. Где-то более осознанно, где-то менее. Уже успели поднабить немного руку и видите, что снимки со временем стали лучше. У вас уже есть какие-то заготовки и приемы, пусть даже их совсем немного, но они работают. Более-менее понятно, что вот так стоит снимать - и почти всегда получится хорошо, а вот так снимать точно не надо, потому что все эти снимки потом отправляются в корзину. Вы уже знакомы с рядом правил, которые говорят, как надо делать, а как не надо. Вот о них мы ещё раз поговорим. Вернее о том, почему они не всегда срабатывают.

Это мы не проходили или когда правила ошибаются

Вкратце перечислим правила, по которым обучаются азам композиции. Наверняка они все вам знакомы. Если не все, не надо ничего запоминать, они вам больше не пригодятся.

Правила компоновки:

● не помещать главный объект в геометрический центр кадра*

● не помещать главный объект на край, близко к краю кадра или в угол

● не делить кадр линией горизонта пополам

● не делить кадр вертикальной линией

● учитывать направленность форм, движения, взгляда

  • к этому пункту всегда делается оговорка, что в некоторых сюжетах данным правилом можно и нужно пренебречь

Рука об руку с этими незамысловатыми руководствами идёт вездесущее правило третей или “золотое сечение”. Как ни назови, суть всем более или менее знакома, это наша любимая “сетка”, которая вроде как лежит в основе всего и вся (#).


Четкое следование правилу третей нужно не всегда. Но на этой фотографии его применение смотрится отлично

Когда всё это работает? В простых ситуациях.

Берем чашку, ставим на пустой стол, наводим камеру, помещаем чашку в “правое нижнее” перекрестье, жмём на кнопку, получаем простой и лаконичный результат.

Ещё пример.

Выходим на улицу, наводим камеру на едущую мимо нас машину (едет направо), помещаем её где-то в левой части кадра, не у края, чуть ниже серединки, жмём на кнопку - получаем рядовой, но “правильный” снимок. Обратите внимание, уже в этом примере мы не можем четко говорить о перекрестьях сетки, потому что совершенно не понятно, какую часть машины ловить в это перекрестье.

Таких простеньких сюжетов можно снять очень много. И при наличии достойного материала Вы почти гарантированно получите хорошие снимки, которые не стыдно показать. Но что делать, когда сюжет не отличается простотой?

Есть одна невероятно простая и распространённая ситуация, которая приводит все эти правила в замешательство. Во всех формулировках речь идёт о некоем главном объекте. И вот ведь не повезло - главный объект не всегда один.

Два человека, три чашки, пять машин и один велосипед… По этим правилам ничего с ними сделать нельзя. А вот представьте такую картину: крупным планом два велосипедиста едут из точки А из центра кадра в разные стороны, один смотрит вверх, другой на часы. Мозг закипит, но по этим правилам ничего рационального придумать не сможет.

А вот ситуация похуже: главного объекта вообще нет. “Гладкий” пейзаж без выдающихся частей и без горизонта (!), хаотичный рисунок облаков, толпа людей (все в фокусе)… Или вот такая задачка: как по этим правилам снять беспорядок?


Фотограф передает зрителю не сколько конкретный пейзаж, сколько образ зимы, используя для этого набор равнозначных элементов

Есть вопрос, который все эти правила вообще не затрагивают - это крупность плана. То есть насколько крупным должен быть главный объект(-ы) в кадре. Ведь можно сделать не один кадр, исходя из этих советов, но с разным масштабом изображаемого сюжета. В каком направлении здесь двигаться? Лучше больше или меньше? Как много места оставить вокруг?

И последний вопрос, вытекающий из предыдущего - и он тоже не регламентирован данными правилами. Что делать с фоном? Мало того, что непонятно, сколько его должно быть, но надо же ещё определиться, что там будет и как оно расположится в кадре.

Таким образом, можно прийти к логичному выводу: рассмотренные правила четко работают только в некоторых частных случаях, общими их можно назвать с большой натяжкой.

Более того, можно пойти дальше и сказать, что все более-менее четкие правила в фотографии не являются общеприменительными и имеют множество исключений. Это не означает, что ими нельзя пользоваться. Но важно понимать, что в данном вопросе не может быть четких определений, которые бы подходили к каждому сюжету, каждому ракурсу. Нужна более гибкая концепция, к которой мы и переходим.

Концепция позитивного и негативного пространства

Итак, как объединить в универсальную систему всё то, о чем мы говорили выше?

Концепция позитивного и негативного пространства оперирует всего тремя составляющими: это сами пространства и рамка (кадра). Здесь надо отметить, что эта концепция применима к любому изобразительному искусству, не только к фотографии. Ей обучают также будущих художников, дизайнеров. Давайте разберемся, что подразумевают эти три элемента, как их следует воспринимать.

Начнём с позитивного пространства. Это тот участок изображения, который занимает Ваш основной объект съемки. Проще говоря, это как раз то, что вы снимаете. Всё вокруг главного объекта - негативное пространство. Оба пространства лежат внутри границ кадра. На первый взгляд, всё очень просто. Но в то же время, надо понять, что заложено в этом подходе и как этим пользоваться.

Первое, и самое главное, что заложено в этой концепции: в кадре не бывает пустоты. Если вы фотографируете птицу на фоне неба, то это не значит, что в кадре есть только птица. Есть также и пространство вокруг неё, т.н. негативное пространство, которое является частью кадра.

Это же касается и более сложных ситуаций. Например, если из толпы людей резкостью выделить одного человека, то он будет образовывать позитивное пространство, а все остальные - негативное. Интересно, что в данной концепции нет разделения на планы (передний, средний, задний). Потому что, как мы выяснили в начале урока, работа ведется исключительно в плоскости. Если объекты на переднем и среднем, к примеру, планах перекликаются по сюжету, то они будут образовывать одно позитивное пространство. Всё остальное войдёт в негативное пространство.

Пространства могут быть разбиты на части. Если в кадре бублик, то дырка в бублике будет относиться к негативному пространству. Таким образом, негативное пространство будет состоять из большой части вокруг бублика и маленького круга внутри бублика.

Позитивное пространство также может состоять из частей. Например, при съемке нескольких отстоящих друг от друга объектов. Отсюда и отсутствие проблемы с применением к множественным объектам в кадре. В то же время, если объекты соприкасаются, накладываются друг на друга, то они объединяются в одно пространство.

Интересно, что наибольшие трудности возникают при компоновке портретов и пейзажей. Остановимся на портретах (людей). Как правило, наибольшее внимание уделяется лицу, глазам. Их положение в кадре определяется в первую очередь, а про остальное часто забывают. Но человек никогда не состоит из отдельных частей, он существует только целиком, в кадре появляются все части тела сразу. Голова не бывает без шеи, плечи без рук и т. д. Каждый раз мы работаем не только с отдельной частью тела, но и с общим силуэтом, формой, позой. Это не зависит от крупности плана. Концепция позитивного и негативного пространства учит нас двигаться от общего к частному: сначала определить общую структуру кадра, а потом уже работать над деталями. При таком подходе Вы никогда не получите кадр, в котором человек, видимый по пояс, будет находиться внизу кадра так, чтобы его голова умещалась где-то в левом нижнем перекрестье сетки (а всё остальное пространство снимка будет заполнено каким-то мусором).

С позитивным пространством всё понятно, это то, что мы снимаем. Приблизительно понятно, как с этим надо работать. Остается вторая часть вопроса: как работает негативное пространство?

Как работает негативное пространство?

Чуть выше мы говорили о том, что негативное пространство определяется с одной стороны границами позитивного, с другой - границами кадра. Абсолютно справедливо будет сказать противоположное: позитивное пространство определяется границами негативного и рамкой кадра. Одним словом, негативное пространство определяет позитивное. Чтобы не запутаться, обратимся к примерам.

Первая картинка - обычная фотография. На второй чёрным выделено позитивное пространство, т.е. то место, которое занимает объект съемки. Третье изображение демонстрирует негативное пространство (заштриховано черным). Посмотрите, по очертаниям негативного можно легко построить представление о позитивном.

На основе этого явления можно получить изображение, где формообразующим будет не позитивное, а негативное пространство.

Негативное пространство может стать самостоятельным объектом. Этот подход очень часто используется в дизайне логотипов.


Таким образом, мы приходим к тому, что негативное пространство не просто существует внутри кадра в фоновом режиме, а принимает самое непосредственное участие в формировании изображения. Т.е внутри рамки кадра мы всегда работаем не только с объектом съемки, но и с его окружением. И само это окружение не просто заполняет пространство между главным объектом и рамкой кадра, но и участвует в формировании конечного образа, возникающего у зрителя.

Не забывая о том, что всё происходит внутри конкретных границ снимка, можно сказать что: любое изображение формируется из двух частей, двух пространств, которые взаимодействуют между собой, взаимодополняют друг друга.

Вспомните правило компоновки, которое запрещает совмещать объект съемки с краем кадра. Теперь вы можете взглянуть на это совершенно под другим углом. Проблема не в том, что объект сильно смещается в ту или иную сторону, не в том, что обрезается какой-то маленький краешек. Теряется целостность негативного пространства, оно перестает определять границы позитивного, нарушается баланс. То же самое относится к разделению кадра вертикальной линией: происходит разрыв пространств, теряется связь, образ перестает быть цельным.

Как вы могли заметить, появилось одно важное слово - баланс. Оно означает, что позитивное и негативное пространство должны находиться в определенном равновесии. Одного не может быть бесконечно больше другого, и вместе они должны формировать единый образ. Более подробно о балансе мы поговорим в следующем уроке. А сейчас ваша задача состоит в том, чтобы научиться вычленять эти пространства в конкретных сюжетах, на фотографиях.

В веб-дизайне, как и в графическом искусстве, большое значение имеет соотношение элементов. Один из фундаментальных концептов дизайна — негативное пространство. Управляя им, можно контролировать внимание зрителя, ненавязчиво выделять информацию, последовательно переводить взгляд от одного структурного элемента к другому. В этой статье мы разберем основные приемы эффективного использования негативного пространства в веб-дизайне.

Этот термин пришел из фотоискусства и обозначает все то пространство, которое не попало в фокус. Графические дизайнеры часто используют термин “пробел”, имея ввиду любое пустое пространство, чаще всего белого цвета. Здесь же эти понятия будут использоваться как синонимы, независимо от цвета и однородности.

Негативное пространство — это тот каркас, который держит элементы дизайна вместе, задавая ему общий стиль. Пробелы разделяют важные части дизайна, делая их доступными для восприятия. Правильный баланс отрицательного пространства и элементов дизайна — залог успеха.

Микро- и макроуровни негативного пространства

Подсознательно наше восприятие настроено на работу с позитивным пространством, а пробелы помогают сосредоточить внимание на его составляющих. Все пространство между большими блоками дизайна - это макропробелы, все отступы между мелкими объектами дизайна, а также интервалы — это микропробелы. Первые позволяют структурировать части дизайна, а вторые, в свою очередь, обеспечивают нормальное восприятие информации, позволяя дизайну “дышать”. Давайте разберем на примерах:

Для лучшего понимания, как было использовано макропространство, следует упростить дизайн.

Итак, равное расстояние между тематическими блоками задает структуру дизайна и четкость восприятия. По законам композиции пробелы между маленькими блоками должны составлять 1/3 расстояния между большими блоками.

Как мы уже говорили, негативное пространство используется для сбалансирования и выравнивания элементов дизайна. Пробелы расставляют смысловой и структурный акцент. Ниже приведет типичный макет страницы сайта. В первом варианте блоки равноудалены друг от друга, законы композиции соблюдены. Давайте нарушим пропорции и посмотрим, как повлияет неправильное использование негативного пространства на восприятие дизайна:

Это вариант с нарушенными пропорциями:

Неправильное использование пустого пространства может разрушить структуру макета.

Что немаловажно, равные отступы между элементами дизайна одного уровня, например, кнопками навигационного меню или иллюстрациями, обеспечивают однотипность восприятия информации.

Микропробелы — это пространство между самыми маленькими элементами дизайна. Они обеспечивают читабельность размещенного материала. К макропробелам относятся интервалы и отступы в тексте, а также соотношение типографики и графики. Ниже приведены примеры использования микроотступов в дизайне:

В первом варианте размещенный текст слишком большой и близко расположен к изображению, что мешает восприятию последнего. Во втором — отступ подобран правильно.

Как понять, насколько легко визуально воспринимать ваш дизайн? Для этого воспользуйтесь приемом художников — отойдите от монитора на достаточное расстояние, при котором невозможно читать текст, и посмотрите не сливается ли текстовый блок с картинкой. Или ознакомьтесь с удачными примерами уже готовых макетов и воспользуйтесь опытом других дизайнеров:

Однотипность отступов — важный момент в использовании пробелов.

Пример справа смотрится значительно лучше: все дело в равных отступах между заголовком и основным текстом. Текст, да и весь дизайн в целом, становится более простым для восприятия.

Интерлиньяж

Негативное пространство между строками — это интерлиньяж. При его правильном подборе восприятие текста становится гораздо эффективнее. Чем больше текст, тем больше интерлиньяж — соблюдение этого правила сохранит баланс пропорций типографики. Избегайте слишком больших межстрочных отступов: это может привести к тому, что текст распадется на отдельные слова.

Негативное пространство и минимализм

Минимализм в веб-дизайне предполагает минимум графики, выделение важной информации за счет контраста с негативным пространством. Именно в этом направлении дизайна можно увидеть наилучшие примеры работы с пробелами.

Но использование негативного пространства не равносильно минималистическому стилю дизайна. Акцент на пустое пространство дает ощущение строгости, четкости и информативности: дизайн как бы дышит. При этом расстояние между элементами больше, чем мы привыкли видеть, что позволяет уделить время проработке деталей.

Минимум графики и максимум пространства — хороший выбор для “серьезного” дизайна сайтов.

Например, Google — приверженец минималистического стиля — в изобилии использует пустое пространство, что придает дизайну ощущение простоты и лаконичности.

А компания Apple применяет данный метод для структурирования элементов дизайна, благодаря чему увидеть нужный раздел на сайте легко. Что интересно, такого же стиля бренд придерживается и в дизайне своих магазинов.

Минималистические сайты — это яркий пример манипулирования пустым пространством, но в дизайне встречается еще один эффективный метод. Его можно охарактеризовать как нарушение всех правил.

При дизайне следующих сайтов макропространство не унифицировано по однотипному шаблону, элементы дизайна разбросаны как бы в случайном порядке. За счет этого создается ощущение импровизации, творчества, несерьезности. Такой подход хорош для дизайна сайтов игровой, праздничной тематики, а также для органического дизайна, чтобы имитировать “естественное” расположение элементов в дизайне. Обратите особое внимание на микропробелы: несмотря на импровизацию с типографикой все интервалы и отступы соблюдены.

Работая с пустым пространством, вы задаете стиль сайту. Будет это минимализм, перегруженность или органика — все зависит от целей и задач дизайна. Естественно, что несоблюдение структурной иерархии и законов композиции подойдет не для каждого сайта. Все дело в нахождении баланса между элементами дизайна и пустым пространством, а также, в акценте на необходимой информации.

Совсем не пустое пространство

Мы уже говорили о том, что негативное пространство не обязательно должно быть однотонным белым фоном. За последние два года в области веб-дизайна появилась мода на Photo background style. Этот достаточно новый подход в использовании негативного пространства, который уже успел завоевать популярность. Он интересен тем, что внимание посетителя переноситься с позитивного на негативное пространство. То, что раньше было не в фокусе, теперь несет основной эстетический посыл, выражая главную стилистическую идею сайта.

Используя фото как негативное пространство, следует учитывать три основных момента:
- тематичность выбранной фотографии;
- ее стилистическое и эстетическое соответствие целям и задачам дизайна;
- работа с типографикой.

Из практики все мы знаем, что текст лучше читать на однотонном фоне. Решить задачу эффективного восприятия текста помогут дополнительные элементы дизайна, например, подложки под текст. Также не забывайте экспериментировать с прозрачностью и режимами наложения как подложки, так и фотографии.

Использование иллюстраций — еще один интересный прием работы с негативным пространством, принципы применения которого такие же, как и у фото. Хорошо подобранная иллюстрация задает стиль дизайну сайта, подчеркивает основную тематику.

Негативное пространство и логотипы

Использование негативного пространства при создании логотипа — один из любимых креативных приемов дизайнеров. Ведь логотип — это опознавательный знак компании, представляющий собой один символ или короткую надпись. Вместить в него не только название компании, но и смысловой посыл — дело непростое. Ниже приведены примеры логотипов, дизайн которых базируются на негативном пространстве:

Согласитесь, выглядит восхитительно. Такой подход к созданию логотипа, привлекает внимание зрителя, так как креативность всегда запоминается.

Поводя итоги, следует отметить, что залог успеха будущего дизайна состоит в правильном использовании пространства: оно не должно быть перегруженным или напротив слишком пустым. Даже при создании графики в стиле минимализм, глаз посетителя необходимо цеплять за важные элементы. Наличие правильно разработанного негативного пространства поможет передать скрытый смысл, основную идею дизайна.

Пустое пространство в дизайне - это не площадь, на которой ничего не расположено — это способ позиционирования графических и текстовых элементов. Научитесь правильно применять его, и Ваш дизайн станет интересней.

Манипулируя вниманием посетителя при помощи грамотно созданного негативного пространства, проще подвести его к нужной информации.

Мы часто думаем, что для нас плохо молчание, пустота или бесцветность. Мы принимаем их как должное, не думая, что они являются прочной основой контраста. Только тишина позволяет нам понять значение звука. Только негативное пространство позволяет нам чувствовать цвета ярче и глубже, когда они появляются на сцене. И только отсутствие воздуха позволяет нам понять, насколько он важен. Сегодня мы говорим о воздухе в дизайне. Давайте обсудим негативное пространство.

В принципе, негативное пространство — или пустое пространство, как его часто называют, — это область макета, которая остается пустой. Это может быть область не только вокруг объектов, которые вы размещаете в макете, но и внутри них. Негативное пространство — не только определяет границы объектов, но и создает необходимые связи между ними в соответствии с принципами Гештальта и создает эффективную визуальную композицию. Благодаря этому пустое пространство является законным элементом дизайна, который оказывает большое влияние на восприятие пользовательского интерфейса.

«Негативное пространство похоже на холст: это фон, который объединяет элементы в дизайне, позволяя им выделяться», — говорит Мэдс Согаард из Interaction Design Foundation.

Негативное пространство в графическом дизайне часто встречается в логотипах, на иллюстрациях, плакатах и леттеринге​​, где оно становится активной частью визуальной презентации, делая ключевые объекты еще более выразительными. Например, в приведенной ниже иллюстрации блога мы можем видеть, как фоновый элемент (луна) играет роль контрастного отрицательного пространства, что делает космонавта более ярким и динамичным.


В дизайне пользовательских интерфейсов для веб-сайтов и мобильных приложений применение негативного пространства является значимым фактором высокого удобства использования и навигационной способности интерфейса. Негативное пространство вокруг элементов макета также называется макропространством, тогда как пространство внутри этих элементов — микропространством.


В чем разница между белым пространством и негативным?

Короткий ответ: никакой разницы. Эти понятия полностью взаимозаменяемы.

Почему это явление отражается в двух разных терминах? Легко ответить, если проследить происхождение. Термин «белое пространство» происходит из дизайна печати, с тех пор, когда страницы были в основном белыми, поэтому белое пространство было вокруг, между буквами и символами, а также вокруг иллюстраций. Сегодня, используемый в дизайне, этот термин не имеет ничего общего с белым цветом: все дело в пустом пространстве, а не в цвете. Термин «негативное пространство» происходит из фотографии: на фотоснимках, положительное пространство — это то, что привлекает внимание (объекты), и, соответственно, фон — негативное пространство.

Важно помнить, что негативное пространство в веб-дизайне не обязательно должно быть только белым — вы можете использовать любой цвет, текстуру, ровный узор или фоновое изображение.

Почему негативное пространство важно?

Представьте себе, что вы вошли в комнату, полностью заполненную различными предметами. Полки, коробки, сумки, груды книг и одежды, стол, забитый различными вещами. Сможете ли вы сконцентрироваться на таких условиях? Вам действительно нужны все эти вещи прямо сейчас? Сможете ли вы найти то, что вам нужно, и сколько времени потребуется? Это то же самое, что испытают пользователи, открывая страницы без свободного воздуха негативного пространства.

Как клиенты, так и некоторые дизайнеры могут захотеть разместить на одной странице или экране как можно больше элементов и функций, думая, что это будет полезно для потребителей. Но это ошибка: на самом деле пользователям не нужно все сразу. Более того, слишком много элементов без достаточного количества воздуха значительно повышают уровень отвлечения: перегруженные информацией и интерактивными элементами, и пользователям приходится прилагать усилия, чтобы найти то, что нужно. Как заметил Ааррон Уолтер: «Если все кричит, то ничего не слышно».

Среди преимуществ продуманного применения негативного пространства в дизайне мы могли бы упомянуть следующее:

  1. оно поддерживает чтение страницы;
  2. оно улучшает визуальную иерархию;
  3. оно поддерживает визуальную связь между элементами;
  4. оно обеспечивает достаточно воздуха на странице, чтобы она не чувствовалась загроможденной;
  5. оно фокусирует внимание пользователя на основных элементах и уменьшает уровень отвлеченности;
  6. оно добавляет стиль и элегантность на страницу.

Например, давайте посмотрим на целевую страницу Big City Guide. Здесь дизайнер применяет фоновое фото, и оно играет роль негативного пространства. Более того, элементы фотографии и надписи основного элемента взаимосвязаны: это делает отрицательное пространство активным элементом дизайна и придает странице единый гармонический вид.


Грамотное применение отрицательного пространства может оказать значительное влияние на следующие факторы пользовательского опыта.

Читаемость и удобочитаемость: если между элементами недостаточно места, они становятся трудночитаемыми и их восприятие требуют дополнительных усилий. Балансировка негативного пространства, особенно микропространства, решает эту проблему и делает процесс чтения более естественным. Таким образом, негативное пространство напрямую влияет на эффективность типографики на странице.

Брендинг: если вы рассмотрите какой-либо логотип, вы обнаружите, что дизайнеры определяют соответствующее количество негативного пространства вокруг него, чтобы он воспринимался правильно. Нарушение этих правил портит восприятие логотипа.


Исходя из этого, негативное пространство оказывает влияние на визуальное восприятие в таких аспектах, как:

  • текстовое содержимое;
  • графический контент;
  • навигация;
  • идентичность бренда.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Вот главная страница The Big Landscape. Без каких-либо визуальных фреймов и таблиц, из-за сбалансированного использования негативного пространства дизайнер создает сильную визуальную иерархию и позволяет пользователю сканировать различные блоки контента за считанные секунды. Таким образом, дизайн выглядит организованным, но и легким и воздушным. Белый фон и компоновка делают его похожим на страницу журнала, которая гармонично информирует читателя о целях и характере этого сайта.


Другим примером является приложение Upper: здесь негативное пространство черное, что создает отличный контраст с основными элементами интерфейса. Для всего экрана используется только одна прямая линия. Тем не менее, все макеты выглядят организованными и хорошо читаемыми из-за достаточного количества воздуха и без отвлекающих факторов. Пространство также поддерживает стилистическую элегантность, чтобы способствовать эстетическому удовлетворению.