Нормирование качества питьевой воды. Open Library - открытая библиотека учебной информации Нормирование качества питьевой воды лекция для водоснабжения

Гигиеническая характеристика источников водоснабжения.

Источниками воды для централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения могут служить как пресные поверхностные водоемы (реки, озера, водохранилища, каналы и т. п.), так и подземные воды (межпластовые - напорные и ненапорные). В условиях децентрализованного (местного) водоснабжения чаще используют подземные (грунтовые) воды, а также родники.

Для обеспечения высокого уровня качества питьевой воды необходимо выполнение ряда обязательных условий, таких как:

1) соответствующее качество воды источника централизованного водоснабжения;

2) создание благоприятной санитарной ситуации вокруг источников и самой системы водоснабжения (водопровода).

В качестве источников водоснабжения могут быть использованы подземные и поверхностные источники водоснабжения.

Подземные источники имеют ряд достоинств:

1) они в определенной мере защищены от антропогенного загрязнения;

2) они отличаются высокой стабильностью бактериального и химического состава.

На формирование качества воды грунтовых и межпластовых вод оказывают влияние следующие факторы:

1) климат;

2) геоморфологические структуры;

3) характер растительности (литологические структуры).



Подземные водоисточники в зависимости от глубин залегания и отношения к породам делятся на:

1) почвенные;

2) грунтовые;

3) межпластовые.

Почвенные водоисточники залегают неглубоко (2-3 м), фактически лежат у поверхности. Они обильны весной, летом пересыхают, зимой промерзают. Как источники водоснабжения эти воды интереса не представляют

2. Грунтовые воды – расположены в 1-ом от поверхности водоносном горизонте (от 10-15 м до нескольких десятков метров). Грунтовые воды имеют более или менее стабильный химический состав, могут содержать значительное количество двухвалентного железа, которое при подъеме воды наверх переходит в трехвалентное (бурые хлопья). Грунтовые воды могут использоваться для децентрализованного, местного водоснабжения, так как мощность их невелика.

Межпластовые воды лежат глубоко в водоносном горизонте, залегающем (до 100 м) между двумя водонепроницаемыми пластами. Поэтому они надежно изолированы от атмосферных осадков и грунтовых вод. Это предопределяет свойства воды, в частности ее бактериальный состав. Это так называемые напорные, или артезианские, воды.

Гигиеническое нормирование качества питьевой воды

Вода не должна содержать возбудителей кишечных инфекций, токсических химических веществ и радионуклидов в концентрациях, превышающих специальные нормативы При исследование воды из децентрализованных источников особое внимание следует обращать на окисляемость, наличие аммиака, нитритов, нитратов, хлоридов, которые могут свидетельствовать о загрязнении воды физиологическими выделениями человека и животных. Наличие аммиака вызывает подозрение на свежее фекальное загрязнение воды и возможное ее заражение микробами. Нитриты присутствуют в дождевой воде и могут образовываться в результате восстановлеия нитратов и нитрификации аммиака. Нитраты обнаруживаются в болотистых водах, а также могут образовываться из аммиачных и нитритных загрязнителей. Содержание в воде только нитратов может указывать на давнее загрязнение, а содержание нитратов, аммиака и нитритов одновременно - на постянное и длительное загрязнение воды. Хлориды могут свидетельствовать о загрязнении воды хозяйственно-бытовыми стоками. Окисляемость характеризует количество находящихся в воде легкоокисляющихся органических веществ. Органолептические свойства воды - это именно те ее признаки, которые воспринимают органы чувств человека. У определении таких свойств участвуют обонятельные, вкусовые и зрительные, органы чувств. Мутная, окрашенная в какой-либо цвет или имеющая неприятный запах и вкус вода неполноценна в санитарно-гигиеническом отношении даже в том случае, если она безвредна для организма человека.Ухудшение свойств воды отрицательно сказывается на водно-питьевом режиме, рефлекторно влияет на многие физиологические функции, в частности на секреторную деятельность желудка. Основными методами улучшения качества питьевой воды являются ее осветление и обесцвечивание, а также обеззараживание. При необходимости вода подвергается специальным методам обработки: обезжелезиванию, умягчению, обесфториванию или фторированию.Осветление и обесцвечивание являются первым этапом обработки воды в очистных сооружениях водопроводной станции. Осуществляются они путем отстаивания воды в резервуарах с последующей фильтрацией через песчано-угольные фильтры.Обеззараживание является основным процессом улучшения качества воды. Обеззараживание проводят химическими и физическими методами.К химическим методам обеззараживания относятся хлорирование и озонирование.Хлорирование - обработка воды хлором или его соединениями.Доза хлора, взятая для хлорирования, считается оптимальной, если количество остаточного хлора, определяемое в воде после 30-минутного контакта ее с хлором

11. Загрязнение воды и его гигиеническое значение

В настоящее время в России существует две системы ПДК – санитарно-гигиенические, ориентированные на здоровье человека, и рыбохозяйственные, ориентированные на безопасность для рыб как высшего трофического уровня водного объекта (т.е. неявно предполагается, что если обеспечена безопасность для рыб, то автоматически это безопасно и для других гидробионтов). Предельно допустимые концентрации разрабатывались (и разрабатываются) органами здравоохранения (конкретно – санитарно-гигиеническими) и выражают то пороговое значение концентрации химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта, потребление которой (воды) в течение жизни безопасно для здоровья людей.

Предельно допустимые концентрации рыбохозяйственные разрабатываются научными организациями рыбохозяйственной отрасли и также фиксируют уровень концентрации, безопасный для рыб (не указывается, каких видов).

К хозяйственно-питьевому водопользованию (ПДК в ) относится использование водных объектов или их участков в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для снабжения предприятий пищевой промышленности. В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

К коммунально-бытовому водопользованию (ПДК в ) относится использование водных объектов для купания, занятия спортом и отдыха населения. Требования к качеству воды, установленные для культурно-бытового водопользования, распространяются на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест, независимо от вида их использования объектами для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.

При рыбохозяйственном использовании (ПДК рх ) водного объекта обитатели водных объектов используются для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов, и поэтому требования к содержанию загрязняющих веществ более высокие. Более строгое нормирование качества воды в водных объектах рыбохозяйственного назначения связано с кумулятивным эффектом загрязняющих веществ в гидробионтах.

К настоящему времени в РФ установлены ПДК в природных водах для более чем 800 химических веществ. Требования к качеству вод в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, специфичны и в большинстве случаев более жесткие, чем для водных объектов хозяйственно-бытового назначения. Так, рыбохозяйственные ПДК для ряда моющих веществ в три раза ниже хозяйственно-питьевых коммунально-бытовых норм, нефтепродуктов – в шесть раз, а тяжелых металлов (цинка) даже в сто раз. Объясняется такое различие нормативов биологическим накоплением до опасных для жизни количеств вредных веществ при переходе их по пищевой (трофической) цепи.

Для водных объектов одновременно с ПДК используется другой ограничительный норматив – лимитирующий показатель вредности (ЛПВ) вещества, который не имеет количественной характеристики, а отражает приоритетность требований к качеству воды. Суть ЛПВ заключается в том, что загрязнители воды могут оказывать на водные экосистемы и здоровье человека неблагоприятное воздействие по классифицируемым воздействиям, каждое из которых характеризуется своей безопасной концентрацией. То из воздействий, безопасная концентрация которого минимальна по сравнению с остальными воздействиями, и устанавливается как лимитирующий показатель вредности вещества.

Требования к охране поверхностных вод выделяют следующие виды ЛПВ:

    органолептический ЛПВ , изменяющий органолептические свойства воды (органолептические свойства воды - воспринимаемая рецепторами человека совокупность показателей качества воды: запах, привкус, окраска, прозрачность (мутность), наличие пленок или пены на поверхности воды, посторонних включений, плавающих примесей, осадка);

    общесанитарный ЛПВ – определяет влияние вещества на процессы естественного самоочищения вод за счет биохимических и химических реакций с участием естественной микрофлоры;

    санитарно-токсикологический показатель характеризует вредное воздействие на организм человека;

    токсикологический ЛПВ , характеризующий токсическое действие вещества на организм человека и обитающих в воде животных.

    рыбохозяйственный показатель вредности определяет порчу качеств промысловых рыб.

Для загрязняющих веществ, содержащихся в водном объекте, должно выполняться условие:

C i ≤ПДК i

где С i – среднегодовая концентрация в водеi -го вещества; ПДК i – предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества.

При наличии нескольких веществ, относящихся к одной группе лимитирующего показателя вредности, содержание загрязняющего вещества должно соответствовать условию

где m – общее количество веществ данной группы ЛПВ, находящихся в воде исследуемого объекта.

Для комплексной оценки качества поверхностных и морских вод применяется индекс загрязненности вод (ИЗВ), который рассчитывается как сумма приведенных к ПДК фактических значений показателей качества для 6 основных загрязнителей воды:

где 6 – лимитируемое число показателей, используемых для расчета.

Предельно допустимый сброс – это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается сбрасывать данному конкретному предприятию в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций и неблагоприятных экологических последствий.

Согласно ст. 23 Федерального закона (об охране окружающей среды от 2002), при невозможности соблюдения НДС, что практически наблюдается повсеместно, могут устанавливаться лимиты на сбросы загрязняющих веществ. И они устанавливаются на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения НСТ и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных НДС. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Вода, предназначенная для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, должна быть безвредной для здоровья и приятной при употреблении. Поэтому к воде предъявляются следующие санитарно-гигиенические требования: она должна быть бесцветной и прозрачной, не должна иметь постороннего вкуса и запаха, не содержать химические вещества в концентрациях, опасных для здоровья человека, не содержать патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов.

Для того чтобы обеспечить эти высокие требования и предупредить возможность возникновения различных инфекционных и неинфекционных заболеваний, возник вопрос о необходимости выбора показателей, с помощью которых можно было бы судить о пригодности воды для питья.

Первоначально оценка качества воды производилась на основании изучения ее органолептических свойств. В дальнейшем это было признано недостаточным и при оценке качества воды начали учитывать ее минеральный состав, особенно содержание хлоридов и сульфатов (А. П. Доброславин). Затем было предложено много различных схем для оценки качества воды. В некоторых из них предлагалось учитывать местные условия формирования вод, так как вода различных водоисточников в силу особенности почв данной местности, растительности и т. д. может значительно отличаться по своему солевому составу и органолептическим свойствам. В дальнейшем в России для оценки качества воды были приняты нормы Ф. Ф. Эрисмана (таблица 9).

Позднее, в связи с развитием централизованного водоснабжения и созданием системы санитарно-технических мероприятий по улучшению качества воды, санитарное нормирование развивалось в двух направлениях: оценка качества питьевой водопроводной воды и оценка качества воды водоисточников. Первый в Европе стандарт на качество питьевой водопроводной воды был издан в СССР в 1937 г.

В настоящее время в нашей стране действуют два стандарта: ГОСТ 2874-54 - «Вода питьевая» и ГОСТ 2761-57 - «Источники централизованного и хозяйственно-питьевого водоснабжения».

Медицинская служба различных стран также уделяет внимание вопросу нормирования качества воды. В 1958 г. Всемирная организация здравоохранения издала Международный стандарт для качества питьевой воды, в 1961 г. был издан Европейский стандарт. Эти нормы предложены для стран, не имеющих еще официальных стандартов для качества питьевой воды.

Существенным отличием советских ГОСТ является тот факт, что основные критерии для качества воды диктуются необходимостью защитить здоровье населения, а не учетом стоимости санитарно-технических сооружений, необходимых для очистки и обеззараживания воды, как это имеет место в капиталистических странах.

В практике предупредительного и текущего санитарного надзора в области водоснабжения контроль за качеством воды осуществляется путем санитарно-лабораторного анализа воды в водопроводной сети, в местных водоисточниках.

Кроме того, анализ воды проводится при выборе источника водоснабжения, при контроле за качеством исходной воды существующего водопровода, при оценке санитарного режима открытых водоемов и подземных вод.

При контроле за качеством воды в водопроводной сети руководствуются ГОСТ 2874-54. Согласно этому ГОСТ, вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении и не содержать токсических веществ. Относительно органолептических свойств указано, что она должна отвечать следующим требованиям: запах и вкус не более 2 баллов; цветность не более 20º; прозрачность не менее 30 см. При этом нормируется содержание тех веществ, которые ухудшают органолептические свойства воды, а именно: медь - 3 мг/л, цинк - 5 мг/л, железо - 0,3 мг/л, остаточный хлор - 0,3-0,5 мг/л.

Оценка безвредности воды в химическом отношении производится по тем ингредиентам (токсическим веществам и микроэлементам), которые могут оказывать вредное влияние на организм человека: свинца - не более 0,1 мг/л, мышьяка - не более 0,05 мг/л, фтора - не более 1,5 мг/л. Содержание других вредных веществ в каждом случае устанавливается Главным государственным санитарным инспектором СССР на основании материалов Комиссии по разработке предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде. В настоящее время разработаны и утверждены такие предельно допустимые концентрации более чем для 200 химических ингредиентов.

В ГОСТ не включены такие вещества, которые не оказывают непосредственного влияния на здоровье человека (аммиак, нитриты, хлориды и т. д.). В нем предусмотрены санитарно-бактериологические показатели: общее число бактерий (микробное число) - не более 100 в 1 мл воды и показатель фекального загрязнения воды - кишечная палочка (коли-индекс - 3 кишечные палочки в 1 л, или коли-титр 333).

ГОСТ регламентирует общую жесткость воды, которая должна быть не более 7 мг/экв на 1 л.

Лабораторный контроль за качеством воды местных водоисточников осуществляется без специального санитарного стандарта ввиду чрезвычайно большого разнообразия состава природных вод, используемых населением без предварительной обработки.

Основным методом, применяемым при оценке воды источников местного водоснабжения, является санитарно-топографическое обследование местности, данные которого обычно дополняются определением органолептических, химических и бактериологических показателей. Химический анализ воды в данном случае включает определение косвенных показателей, указывающих на загрязнение воды органическими веществами, а именно: аммиака и нитритов, для которых допустимы лишь следы, нитратов - не более 10 мг/л, хлоридов - 20-30 мг/л, окисляемость - 2-4 мг/л. Для оценки воды грунтовых колодцев и родников проф. С. Н. Черкинский рекомендует дополнительно ориентироваться на следующие показатели: прозрачность - не менее 30 см, цветность не более 35-40°, жесткость не более 14 мг/эквл. Коли-титр -не менее 100 мл, микробное число - 300-400 в 1 мл воды.

Лабораторный контроль за качеством воды водоисточников, используемых для централизованного водоснабжения, регламентируется ГОСТ 2761-57. Прежде всего в нем ограничивается содержание сухого остатка (1000 мг/л), так как высокая минерализация воды ухудшает ее органолептические свойства, хлоридов - до 350 мг/л и сульфатов - до 500 мг/л, поскольку в большем количестве они могут оказать Отрицательное влияние на физиологические функции организма. Запах и привкус при температуре 20° допускаются не более 3 баллов, жесткость - не более 7 мг/экв на 1 л воды.

Количество кишечных палочек не должно превышать 1000 в 1 л для воды источников, которая будет использоваться после хлорированиями 10 000 для воды источников, которая предварительно будет подвергаться и очистке, и обеззараживанию. Общее количество бактерий не нормируется.

Контроль за санитарным состоянием открытых водоемов и подземных водоисточников приобрел в последние годы большое значение. Санитарное состояние водоемов и подземных вод изучается систематически для выяснения вопроса о том, нет ли в данном случае загрязнения их сточными водами. При этом обращается внимание на естественные условия водоема или подземного водоисточника, особое внимание обращается на прибрежную зону. Производится исследование воды. Дается качественная и количественная характеристика сточных вод, спускаемых в данный водоем, перечень и состав сооружений по их очистке. Учитываются все виды пользования водой, степень их ограничения в связи с загрязнением водоема и т. д.

Глава 2. Экологическое нормирование и деятельность в области экологического менеджмента
Глава 3 Нормирование качества вод
3.1 Качество вод и виды водопользования
3.2Виды водопользования
3.3Формирование химического состава природных вод
3.4Классификация вод по интегральным показателям качества
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ.
Общее количество воды на земле оценивается в 14000 млн.км3. Однако стационарные запасы пресных вод, пригодных для использования составляют всего 0,3 % объема гидросферы (около 4 млн.км3).
Вода на нашей планете находится в состоянии круговорота. Под действием солнечной энергии вода испаряется с поверхности мирового океана и суши, а затем выпадает в виде атмосферных осадков.
С поверхности мирового океана испаряется около 412 тысяч км3 в год, а количество атмосферных осадков, выпадающих на поверхность морей и океанов, составляют около 310 тыс. км3 в год. Разница и представляет собой речной сток с суши в моря и океаны.
Единовременный запас воды во всех реках земного шара составляет примерно 1200 км3, причем этот объем возобновляется примерно каждые 12 суток.
Речной сток состоит из подземного и поверхностного. Наиболее ценным является подземный источник воды.
В природе не существует воды, которая не содержала бы примесей. Даже атмосферные осадки содержат до 100 мг / л различных загрязнителей.
Централизованное снабжение водой городов, поселков и промышленных предприятий представляет собой сложный комплекс технико-экономических и организационных мероприятий. Их рациональное решение определяет уровень санитарного благоустройства городов и поселков, обеспечивает нормальные условия жизни населения, гарантирует бесперебойную работу промышленности.
Запасы пресной воды ограничены и распределены по поверхности и в земной коре неравномерно.
Огромное количество пресной воды необходимо для функционирования промышленных предприятий. Еще большее количество пресной воды используется в сельском хозяйстве, в рыбоводческих хозяйствах. Повышение жизненного уровня населения также требует больших расходов пресной воды на хозяйственные и бытовые нужды. В среднем один человек расходует около 250 литров воды в сутки. Создается диспропорция между естественным запасом пресной воды и ее потреблением. Возникает угроза дефицита воды. В этой связи возникает вопрос о рациональном использовании водных ресурсов.
Мало кто в наши дни сомневается, что вода, которую мы пьем и используем в быту, нуждается в дополнительной очистке, откуда бы она не поступала – из колодца, артезианской скважины или водопровода. По статистике Госстроя России, в аварийном состоянии сейчас находится около 40% городской водопроводной сети, не говоря уже о загородных коттеджах и
дачных поселках, где качество природной воды зачастую выходит за пределы санитарных норм. В своих докладах на научных конференциях ученые все чаще констатируют, что из нашего крана течет не только не питьевая, но даже не "бытовая" вода.
Вся используемая вода хозяйственно-питьевого назначения предварительно очищается и обеззараживается на очистных сооружениях. Берется она из поверхностных источников. В момент очистки, дойдя до резервуаров чистой воды, она, как правило, соответствует самым высоким нормам СанПиН"а. Однако при движении по многокилометровым магистралям из чугунных и стальных труб, подверженных коррозии, качество ее заметно ухудшается, появляется запах, снижается прозрачность, повышается содержание железа, меди, цинка и других тяжелых металлов, в воду попадают токсичные компоненты и бактерии из конструкционных и герметизирующих материалов. Все это может привести к развитию аллергии и заболеваний крови.
Присутствие в воде бытового назначения механических примесей и соединений железа способствует преждевременному износу сантехники. Жесткая вода образует на сантехнике и кафеле трудноудаляемый налет, накипь в водонагревательных приборах. Стало быть, вода нуждается в дополнительной очистке непосредственно на месте потребления, что особенно необходимо для питьевой воды, чистота которой важна для здоровья человека.
Требования к качеству питьевой воды изложены в действующих ГОСТе 2874-82 "Вода питьевая" и СанПиН 2.1.4.559-96. Но нормативно-методическая база ГОСТа уже не соответствует современным требованиям. Десятки лет данные о качестве воды в Москве не публиковались, такая ситуация сохраняется и по сей день.

Глава 1. Экологическое нормирование

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирований, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права. Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования. В числе основных следует назвать Закон об охране окружающей среды, гл. V которого -- «Нормирование в области охраны окружающей среды» определяет систему экологических нормативов, критерии их установления. Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: ЗК РФ (ч. 5 ст. 13), ВК РФ (ст. 109), ЛК РФ (ст. 62), Законах об исключительной экономической зоне РФ (ст. 30), об охране атмосферного воздуха (ст. 11, 12), о животном мире (ст. 17), об отходах производства и потребления (ст. 18). Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. (с изм. и доп.).

В систему экологических нормативов входят:
      нормативы качества окружающей среды;
      нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
      нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификации, контроля и др. Согласно ст. 22 Закона об охране окружающей среды за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов (Статья 19 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). Природопользование осуществляется путем изъятия природного вещества из природы и внесение в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещения отходов. Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты. Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды (Статьи 25-34 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). Эти нормативы носят название ПДВ - предельно допустимые выбросы в атмосферу; ПДС - предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК - предельно допустимые концентрации; ПДУ - предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, магнитных полей; ПДН - предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий). Нормативы утверждаются Государственным комитетов по охране окружающей среды Российской Федерации. Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на комплексное природопользование, выдаваемых органами управления, где указывается:

    виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
    экологические требования, при которых допускается исполь зование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований (статья 18, часть 3 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1).
Глава 2. Экологическое нормирование и деятельность в области экологического менеджмента

Современная российская концепция экологического нормирования определяет его как деятельность, направленную на установление системы нормативов состояния и нормативов предельно допустимого воздействия на экосистемы, необходимых для эффективного осуществления природоохранного управления. Предполагается, что нормативы состояния должны основываться на тех характеристиках экосистем, которые наиболее информативно реагируют на антропогенное воздействие, значимое для состояния данной экосистемы в целом. Подразумевается также, что, в свою очередь, установление нормативов предельно допустимых воздействий на экосистемы способствует регулированию загрязнения окружающей среды, изъятия природных ресурсов, ограничению антропогенной трансформации экосистем. Таким образом, развитие экологического нормирования призвано обеспечить создание системы реальных, отражающих фундаментальные природные процессы и возможности современных технологий, ориентиров минимизации антропогенного воздействия. Одним из международно-признанных инструментов снижения воздействия на окружающую среду является экологический менеджмент - процесс внутренне мотивированной, инициативной деятельности экономических субъектов, направленной на последовательное улучшение в достижении их собственных экологических целей и задач, реализации проектов и программ, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики. В ряде российских документов (в том числе, в переводах серии стандартов ГОСТ Р ИСО 14000) термин "экологический менеджмент" заменен словосочетанием "управление окружающей средой", что во многом затрудняет понимание сути описываемой деятельности. Строго говоря, окружающая среда не является объектом управления (менеджмента) для экономических субъектов. Планирование деятельности, мониторинг и контроль непосредственно по отношению к объектам окружающей среды предприятиями практически не осуществляются. Основным объектом менеджмента являются различные экологические аспекты деятельности предприятий (например, источники образования воздействия на окружающую среду, использование опасных веществ и материалов, экономическая эффективность экологической деятельности и т.п.). В международных стандартах серии ISO 14000 экологический аспект определен как элемент деятельности предприятия, его продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой. Международный стандарт ISO 14001 содержит рекомендации в отношении системы экологического менеджмента с тем, чтобы дать любой организации возможность сформулировать политику и цели, принимая во внимание требования законодательства, нормативно-технических актов и информацию о значимых экологических аспектах и о воздействии на окружающую среду. В системе экологического менеджмента рассматриваются те экологические аспекты деятельности организации, которые она может контролировать, и влияния на которые можно ожидать. Ядром системы экологического менеджмента является программа - комплексный документ, описывающий организацию деятельности предприятия в области экологического менеджмента, а также конкретные мероприятия и действия по ее реализации, разработанные в соответствии с экологической политикой, целями и задачами. При разработке программ экологического менеджмента предприятия руководствуются принципом последовательного улучшения, то есть достижения лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически возможно. При этом последовательное улучшение необходимо демонстрировать, доказывать заинтересованным сторонам: государственным органам, общественности, партнерам, инвесторам, конкурентам. Оценка выполнения программ экологического менеджмента, демонстрация достижений осуществляются с использованием конкретных показателей, отражающих характер деятельности организации в целом. В числе таких показателей выделяют группы индикаторов, описывающих эффективность системы экологического менеджмента, особенности функционирования основных и вспомогательных производственных процессов и состояние окружающей среды. Показатель эффективности системы экологического менеджмента - специфический индикатор, показатель, отражающий эффективность и результативность внедрения, функционирования и развития системы экологического менеджмента, проявляющиеся в характере деятельности организации. Не вдаваясь в детали, отметим, что относительное изменение числа обращений граждан с жалобами на нарушение предприятием установленных нормативов или, напротив, возрастание активности сотрудников, участвующих в разработке предложений по улучшению экологической деятельности организации относятся к категории показателей эффективности системы экологического менеджмента. Показатель функционирования основных и вспомогательных производственных процессов - специфический индикатор, показатель, отражающий информацию о реальных экологических параметрах производственных процессов. Наряду с широко распространенными в Российской Федерации показателями типа массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов их в водные объекты и объемов размещения отходов, предприятия используют внутренние количественных показателей планирования деятельности в области экологического менеджмента. Среди них следует отметить такие, как удельное потребление чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ, удельные объемы рециклируемых материалов и реагентов, удельные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, удельное образование отходов и их накопление на территории промышленной площадки и т.п. Наконец, в тех случаях, когда это возможно, организации используют при разработке и оценке выполнения программ экологического менеджмента показатели состояния окружающей среды, отражающие сведения о местных, региональных или глобальных особенностях состояния окружающей среды. Как видно, практически все показатели, применяемые в системах экологического менеджмента, так или иначе связаны с нормативами предельно-допустимого воздействия и нормативами состояния окружающей среды. В самом деле, даже жалобы жителей на нарушения, совершенные предприятиями, основываются на представлениях людей о том, до какой степени воздействие экономических субъектов может сказываться на состоянии природной среды. При планировании показателей, отражающих функционирование производственных процессов, во внимание принимается полнота использования ресурсов (связанная с ограничением их изъятия), потери, типичные процедуры, например, обращения с опасными веществами и материалами. Оценка выполнения программ, действенности мер, направленных на снижение антропогенного воздействия, подразумевает организацию систематических наблюдений за изменением выбранных показателей. Наиболее желательны те ситуации, в которых показатели являются измеримыми (в самом широком смысле слова), верифицируемыми не только для самого предприятия, но и для других заинтересованных сторон. Поэтому идентификация экологических аспектов, планирование деятельности, выбор показателей, их обсуждение, согласование позиций хозяйствующих субъектов, государственных органов, общественных организаций представляют собой один из основополагающих этапов развития системы экологического менеджмента. Дальнейшее изложение посвящено обсуждению особенностей экологического нормирования состояния водных объектов, описанию общих, суммарных, частных показателей качества природных и состава сточных вод. При разработке программ экологического менеджмента, при распределении обязанностей между предприятиями, государственными органами и общественными организациями в отношении производственного, государственного и общественного экологического мониторинга эти показатели могут быть использованы в качестве частных и маркерных параметров, отражающих состояние водных систем и особенности антропогенного воздействия на водосборе.

Глава 3. Нормирование качества вод

3.1 Качество вод и виды водопользования.

Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования (ГОСТ 17.1.1.01-77), при этом критерии качества представляют собой признаки, по которым производится оценка качества воды. Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДК в) - это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования. Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДК вр) - это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых. Нормирование качества воды состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта. Правила охраны поверхностных вод устанавливают нормы качества воды водоемов и водотоков для условий хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования. Вещество, вызывающее нарушение норм качества воды, называют загрязняющим.

3.2 Виды водопользования

Виды водопользования на водных объектах определяются органами Министерства природных ресурсов РФ и Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и подлежат утверждению органами местного самоуправления субъектов РФ. К хозяйственно-питьевому водопользованию относится использование водных объектов или их участков в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для снабжения предприятий пищевой промышленности. В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.559-96,питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. К культурно-бытовому водопользованию относится использование водных объектов для купания, занятия спортом и отдыха населения. Требования к качеству воды, установленные для культурно-бытового водопользования, распространяются на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест, независимо от вида их использования объектами для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов. Рыбохозяйственные водные объекты могут относиться к одной из трех категорий:

· к высшей категории относят места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;

Предельно допустимая концентрация вещества в воде устанавливается:

· для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДК в) с учетом трех показателей вредности:

· органолептического;

· общесанитарного;

· санитарно-токсикологического.

· Для рыбохозяйственного водопользования (ПДК вр) с учетом пяти показателей вредности:

· органолептического;

· санитарного;

· санитарно-токсикологического;

· токсикологического;

· рыбохозяйственного.

Органолептический показатель вредности характеризует способность вещества изменять органолептические свойства воды. Общесанитарный - определяет влияние вещества на процессы естественного самоочищения вод за счет биохимических и химических реакций с участием естественной микрофлоры. Санитарно-токсикологический показатель характеризует вредное воздействие на организм человека, а токсикологический - показывает токсичность вещества для живых организмов, населяющих водный объект. Рыбохозяйственный показатель вредности определяет порчу качеств промысловых рыб.

Наименьшая из безвредных концентраций по трем (пяти) показателям вредности принимается за ПДК с указанием лимитирующего показателя вредности. Рыбохозяйственные ПДК должны удовлетворять ряду условий, при которых не должны наблюдаться:

· гибель рыб и кормовых организмов для рыб;

· постепенное исчезновение видов рыб и кормовых организмов;

· ухудшение товарных качеств обитающей в водном объекте рыбы;

· замена ценных видов рыб на малоценные.

На качество природных вод влияют природные и антропогенные факторы.

3. 3. Формирование химического состава природных вод

Формирование химического состава природных вод определяют в основном две группы факторов:

· прямые факторы, непосредственно воздействующие на воду (т.е. действие веществ, которые могут обогащать воду растворенными соединениями или, наоборот, выделять их из воды): состав горных пород, живые организмы, хозяйственная деятельность человека;

· косвенные факторы, определяющие условия, в которых протекает взаимодействие веществ с водой: климат, рельеф, ги
и т.д.................

Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования; при этом показатели качества представляют собой признаки, по которым производится оценка качества воды.

Нормативные показатели качества природных вод разработаны для двух видов водопользования: а) хозяйственно-питьевого и культурно-бытового; б) рыбохозяйственного. Основное нормативное требование к качеству воды водных объектов состоит в соблюдении установленных предельно допустимых концентраций (ПДК).

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) - это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКвр) - это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.

ПДКвр представляет собой норматив качества воды водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей; прежде всего, к этой группе относятся водные объекты по сохранению и воспроизводству ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к недостатку кислорода. Таким образом, введение ПДКвр можно считать определенным шагом на пути экологического нормирования состояния водной среды, учитывающего не только интересы человеческой деятельности, но и в некоторой степени предполагающего ограничение воздействия на гидробионтов (условия, приемлемые для чувствительных промысловых рыб, как правило, благоприятны и для всего биоценоза).

Основным нормативом: сбросов загрязняющих веществ, установ­ленным в России, является предельна допустимый сброс (ПДС) - масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом а данном пункте водного объекте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС - предел по расходу сточных вод и концентрации содержащихся в них при­месей - устанавливается с учетом предельно допустимых концентраций веществ в местах водопользования (в зависимости от вида водопользова­нии), ассимилирующей способности водного объекта, перспектив развития региона и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ меж­ду водопользователями, сбрасывающими сточные воды.

ПДС устанавливаются для каждого источника загрязнения и каж­дого вида примеси с учетом их комбинированного действия. В основе определения ПДС (по аналогии с ПДВ) лежит методика расчета концентрации загрязняющих веществ, создаваемых источником, в контрольных пунктах - расчетных створах - с учетом разбавления, вклада других источников, перспектив развития (проектируемые источники) и т.д.

Общий припиши установления НДС - величина ПДС должна гарантировать достижение установленных норм качества воды (санитарных и рыбохозяйственных) при наихудших условиях для разбавления в водном объекте.

В случае, если значения ПДС по объективным причинам не могут быть достигнуты, для таких предприятий устанавливаются временно согласованные сбросы вредных веществ (ВСС) и вводится поэтапное снижение показателен сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечи­вают соблюдение ПДС.

Расчеты по определению необходимой степени очистки сточных вод, спускаемых в водоем, производят по следующим параметрам:

3)потребление сточными водами растворенного кислорода;

4)биохимическая потребность в кислороде (БПК);

5) реакция воды (рН) и др. (см. табл. 1).