Общество развивается по пути регресса. Научная электронная библиотека. Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций

Введение

Общество никогда не находится в состоянии покоя, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается.

Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.

Прогресс и регресс - (лат. progressus -- движение вперед и regressus -- возвращение) -- наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс -- тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

Целями данного реферата являются: раскрытие понятий прогресса и регресса, характеристика основных научных теорий прогресса и регресса, а также освещение специфики данных понятий в отношении различных сфер общественной жизни (политики, экономики, культуры, социума).

Теории общественного прогресса и регресса.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили легко и беспечно, второй - "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума.

Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.

Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую "информацию к размышлению" о прогрессе и регрессе в жизни общества.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".

Критерии прогресса Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Прогресс и регресс в общественном развитии (лат. - движение вперед и - возвращение) - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступательное разнитие об-ва по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории весьма существенное значение для характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служ

жить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва. Однако и тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, если развитие буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятия «П.» и «Р.» находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико, Дидро, Гегель и др.) признавали П. и пытались его рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны несколько различных подходов к истории: позитивистский, основы к-рого заложены Контом, «историко-культурный» (основоположник - рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский; сторонники - Шпенглер, Тойкби, П. А. Сорокин и др.), «культурно-критический» (Ницше, позднее - Фрейд, Гуссерль и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления П. и р. «Историко-культурная» концепция считает важнейшим способом Изучения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных «типов» культур или цивилизаций с собственными периодами П. и р.

Я пишу много о технологическом и гуманитарном прогрессе, указывая, что первый сильно опережает второй. Тем не менее я не сторонник теории, что в гуманитарном смысле цивилизация наша не развивается совсем.

Сразу оговорюсь, что в данном тексте я буду понимать под гуманитарным прогрессом не только традиционно гуманитарные области вроде образования и прав человека, но и техно-гуманитарные вроде здравоохранения. Граница между техно-гуманитарными и чисто технологическими областями трудно описуема, но примерно ее определить можно, задавая вопрос: «Развиваем ли мы эту технологию ради решения гуманитарной проблемы?» Например, ответ «развиваем биотехнологии, чтобы уменьшить детскую смертность» - это техно-гуманитарная логика. А логика «быстрее - выше -сильнее» (например, создаем более мощное оружие) - исключительно технократичная. Хотя, конечно, есть переходы применения технологий из одной логики в другую.

Так вот, прогресс гуманитарный/техно-гуманитарный трудно заметить по следующим причинам. Всегда трудно наблюдать изменение системы, в которой находишься, изнутри. Технологический прогресс заметить проще, потому что он быстрее: наша жизнь меняется от года к году, и человек может ощутить изменения не в масштабе всей жизни, а в масштабе даже более кратковременной памяти. Кроме этого, технологический прогресс более синхронен в разных частях мира (хотя, конечно, есть регионы, где он почти отсутствует). А прогресс гуманитарный, во-первых, медленный: изменения происходят в масштабе десятилетий, а то и веков, и человеку трудно его заметить из-за разности масштабов исторического и биологического времени. А во-вторых, он происходит достаточно неравномерно: мы, например, можем заметить проявление жестоких практик из Средних веков в показательных казнях, осуществляемых террористическими группами. И дальше происходит психологическая ошибка: из-за того что сейчас в мире в целом таких практик меньше, чем было в Средние века, каждый такой акт становится более заметным, как следствие, нам кажется, что ничего не меняется.

По этим причинам (тезисно еще раз: сложность оценки системы изнутри, длительный период изменений и усиление внимания к проявлениям прошлого в изменившемся настоящем) в оценке гуманитарного прогресса стоит отказаться от наших ощущений и обратиться к фактам. И именно на факты я хочу обратить внимание в этой ссылке: удобная, понятная, интерактивная визуализация по параметрам:

Бедности

Грамотности

Детской смертности

Вакцинации

Свободы

Образования (здесь есть важная оговорка, см. ниже)

Везде указаны источники статистики.

Оговорка про образование: массовое образование в той логике, в которой оно существует сейчас, я бы не назвал гуманитарным прогрессом. Оно не готовит людей к будущему, и нам нужно его сильно перестроить (это отдельная большая тема, здесь из проблем - и редукционизм, и стандартизованность, и исключительная рациональность). Однако в логике исторической перспективы период такого образования, пожалуй, был нужен, поэтому здесь этот показатель вполне необходим среди прочих.

Разумеется, это не отменяет моей позиции насчет сильного отставания гуманитарного прогресса от технологического и желания заниматься именно гуманитарным либо техно-гуманитарным развитием. Обратим внимание, что среди графиков нет, например, графика экологии. По понятным причинам: если бы он был, он портил бы всю картину, потому что шел в прямо противоположную сторону относительно остальных. И это чрезвычайно важно: согласитесь, было бы очень обидно растить все эти гуманитарные составляющие жизни и погибнуть от экологического кризиса. Но я считаю, что повышение именно этих параметров влечет за собой и рост вероятности решения других проблем - в противовес тому, как рост чисто технократичный, существующий в конкурентной логике, и приводит к глобальным опасностям вроде экологического кризиса и техногенной катастрофы. При этом заметим, что в те же Средние века не существовало опасности полного уничтожения: не было такой технологии (вроде ядерного оружия) и не было такой глобальности вреда биосфере. Так что фронт работы огромный. Но в этом движении порой полезно оглядеться назад и заметить, что в целом наша цивилизация, наверное, могла бы быть и гораздо хуже. Таким образом, предлагаю отнестись к этому не с позиции оптимиста и не с позиции пессимиста, а исключительно спокойного реалиста.

Петр Левич, директор департамента взаимодействия науки, технологий и общества Московского технологического института и основатель Future Foundation

Настоящий материал самостоятельно выложен в нашем сообществе пользователем блога admin на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения . Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL [email protected] с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Все знают, что прогресс - это позитивное явление, которое обозначает движение в сторону высшей организации. А вот регресс - это ровно обратное направление от сложного к простому, от высокой организации к низкой, деградация.

Рассмотрим различные взгляды на историю общества с точки зрения этих двух разнонаправленных явлений.

  • Концепция "золотой век". Сначала было общество справедливости без кризисов и проблем, с полным взаимопониманием, после чего оно пошло по пути регрессии: начались споры, войны, упал Эта теория перекликается с историей из Библии про изгнание Адама и Евы из рая.
  • Циклическое развитие. Данная концепция возникла уже в античные времена. В ней говорится, что проходит одни и те же стадии через определённые промежутки времени, всё повторяется.
  • Прогрессивное развитие. Данная идея тоже появилась в античности, но большой вклад в эту теорию внесли французские философы XVIII века.

В христианской религии являлось духовное развитие, возвышение к Богу. Критерии регресса же полностью противоположные. Некоторые исследователи считали прогрессом увеличение и улучшение качества производительности. Но позже стало понятно, что далеко не во всех сферах жизни наблюдается прогресс, во многих областях можно было встретить регресс. Это поставило под сомнение данную модель развития общества.

Составляющие прогресса

В целом выделяются две основных составляющих прогресса:


Можно сделать вывод о том, что история развития общества не может идти линейно, выявляя какие-то закономерности. Она то взмывается вверх в сторону прогресса, то неожиданно встречает регресс. Это особенность, которая является некоторым противоречием развития. Иногда его цена высока настолько, что мы не замечаем, когда мы начинаем тонуть.

Природа будто имеет некий баланс, который нельзя нарушать. Если мы начинаем развивать одну сторону жизни, то с огромной скоростью начинает падать благополучие в другой. Есть предположение о том, что этот баланс можно сохранить, если сделать упор на гуманизацию общества, то есть индивидуальность каждого человека будет признаваться высшей ценностью.

Биологический прогресс и регресс

Это уменьшение числа особей определённого вида, ухудшение многообразия форм, снижение защиты перед внешними факторами. Он может быть причиной полного исчезновения вида

Прогресс в биологическом смысле - это развитие организма или нескольких организмов для наилучшей приспособленности их в окружающей среде. Здесь возможно не только усложнение, но и упрощение организации видов, главное, чтобы повысился уровень выживания в условиях данной среды. Биолог А.Н. Северцов разработал четыре основные характеристики биологического прогресса:

  1. улучшение к окружающей среде;
  2. возрастание количества групповых представителей;
  3. многообразие форм;
  4. расширение ареала.

Существуют различные виды регресса: исторический, биологический, культурный, экономический, социальный и другие. Данный термин означает деградацию общественных или природных форм от высших к низшим, от более совершенных к менее совершенным, словом – движение вспять.

Смысл понятия

Определение того, что такое регресс – преимущественно вопрос философского характера. А выявление причин ухудшения состояния общества или природы – одна из сложнейших задач в науке. Изучаемое понятие противоположно термину прогресс, который означает поступательное развитие социума или окружающей среды к более совершенному уровню организации жизнедеятельности.

Как правило, слово регресс употребляется в тех случаях, когда речь идет о природных либо социально-политических явлениях. Применительно к обществу часто говорят о деградации политических институтов, ограничении свобод и прав личности, о примитивизации управленческих структур. Относительно биологической жизни понятие регресс используется, как правило, для обозначения двух явлений: сокращение или вымирание числа особей и сокращение ареала их обитания, а также потеря органов организма или упрощение их функций.

Упрощение общественной организации

Регресс общества наступает в результате кризиса, через который, как правило, проходят все государства. Но сильные страны с хорошим потенциалом для дальнейшего развития и совершенствования преодолевают этот трудный период и через некоторое время продолжают поступательное развитие, в то время как слабые приходят в окончательный упадок и либо прекращают свое существование, либо поглощаются более сильными соседями.

Подобные процессы происходят из-за упрощения или упадка социальных институтов, что сопровождается ослаблением центральной власти, администрации, управления на местах. Именно данные обстоятельства стали причиной крушения крупных мировых империй (например, Римской державы). Регресс общества, как правило, является следствием серьезных политических катаклизмов, которые нарушают привычный ход истории. Например, вторжение кушанов в Индию во II веке до н.э. привело к падению державы Маурьев.

Упадок природных форм у неподвижных животных

Понятие, что такое регресс, в биологии означает сокращение численности какого-либо животного или растения либо их вымирание. Также данный термин предполагает уменьшение ареала их обитания, что, как доказано наукой, в прошлом не раз приводило к вымиранию целых классов животных.


Причины дегенерации органов у организмов

У животных, которые живут под водой или в пещерах, также отсутствуют органы чувств. Например, у протея отсутствуют органы зрения. Для понимания того, что такое регресс в живой природе, можно привести следующий пример: у взрослых особей протея глаза покрыты кожей, а у личинок этот важный орган находится в зачаточном состоянии. Биологический регресс часто называют мутацией. Изменение организма в худшую сторону часто связано с тем, что животные не могут приспособиться к окружающей среде обитания, что, в свою очередь, ставит под угрозу вымирание целых видов, классов, подгрупп. В наше время под угрозой исчезновения находятся уссурийский тигр, белый медведь, гепард и другие.

Одним из видов дегенерации является морфологический регресс – изменение строения организма. Впрочем, иногда при попадании в более удобную среду обитания организм может развиваться по пути прогресса. Регресс часто связан с тем, что природные условия меняются быстрее, и организмы просто не успевают выработать новые формы жизни, пригодные в иных условиях обитания.

Регресс строения у растений

Вышеописанные процессы происходят и в строении представителей растительного царства. Одним из самых известных примеров данной мутации является заразиха, у которой отсутствуют корни. Вместо этого у нее возникли присоски, которыми она прилепляется к стеблям и высасывает из них жизненно необходимые соки. Здесь следует также упомянуть подводные растения, у которых деформирована форма по сравнению с земноводными: их листья более узкие, поскольку не нуждаются в большом количестве солнечного света. Таким образом, для описания проблемы, что такое регресс вокружающей среде, следует, прежде всего, учитывать среду обитания особей.