Описание-анализ картины В. Васнецова «Баян» (Школьные сочинения). Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян Васнецов баян рассказ по картине

«Баян» 1910 г. Холст, масло 303 х 408 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины Васнецова В.М. «Баян»

«Баян» — работа Виктора Михайловича Васнецова, которая в наше время украшает коллекцию Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

Художник с любовью работал над темой русской истории.

На холсте взгляду зрителя предстает холм, на котором разместились люди в доспехах после очередного боя.

Справа на картине Васнецов расположил и самого рассказчика Баяна, в руках у которого гусли. Он повествует слушателям о минувших ратных битвах, о подвигах русских богатырей.

Позади холма виден лес, речка, луг. Все это надо отстоять русским богатырям, чтобы будущие поколения могли радоваться жизни.

Вероятно, скоро ожидается битва, и сказитель Баян вдохновляет защитников на победу. Лица у всех напряженные, сосредоточенные. Слепому Баяну словно внемлют не только воины, но и грозовое небо, и сильный ветер. Они вторят его повествованию о больших битвах и доблести русского народа.

Среди воинов восседает князь Игорь, глядящий вдаль. Рядом с полководцем сидит задумчивый старец, перед старцем сидит княжеский сын.

Художник хотел передать сплоченность рассказчика и дружины. За холмом находятся остальные дружинники, они тоже внимательно слушают Баяна.

Перерыв в сражениях, музыка и песня – это успокоение в военной жизни.

Васнецову удалось прекрасно отобразить тот период времени, когда дружина отдыхает и набирает сил перед новым сражением. В этом сюжете проскальзывает и мысль о том, что искусство одерживает победу над смертью и болью, заполняет разум людей красотой и душевностью.

МСКОУ СКОШ № 36

г. Озёрска Челябинской области

Виктора Михайловича Васнецова

«Баян»

Урок русского языка в 9 классе

подготовила Горохова Лариса Борисовна

учитель русского языка и литературы



Художественное описание картины

Виктора Михайловича Васнецова «Баян»

Цели:
    познакомиться с творчеством и жизнью художника В.М. Васнецова; учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического, прозаического произведения;
    учить «читать» картину, осмысливать ее содержание; способствовать развитию творческого воображения ребят; совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
    способствовать эмоциональному восприятию картины как
произведения искусства.
Эпиграф (слайд 2) Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами - сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты. Твой взгляд - да будет тверд и ясен, Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен.
Александр Блок
Лексическая работа (слайд 3) БРА́ТИНА, братины, ·жен. (·ист. ). Род ковша, употреблявшегося в допетровское время на пирах для вина. (Словарь Д.Ушакова)
Оргмомент Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Итогом нашей работы будет художественное описание картины, созданной Васнецовым под впечатлением прочитанного произведения.
Слово о художнике (слайд 4)

Учился в духовном училище (-), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н.Г.Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. (слайд 5)

Учился живописи в - сначала у в Рисовальной школе общества поощрения художеств (-), затем в (-). (слайд 6)

Чтобы заработать денег на дорогу, В. М. Васнецов пишет небольшие картинки «Молочница» и «Жница» и разыгрывает их в лотерее. Вырученных денег хватает на то, чтобы доехать до Петербурга.

В 1876 году уже после окончания Академии художеств он пишет картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». В обеих картинах В. М. Васнецов показал себя как художник, глубоко понимающий народную жизнь и умеющий ее изображать. Особенно интересен сюжет картины «С квартиры на квартиру». Художник изобразил бедных, одиноких стариков, бредущих в холодный зимний день по улице вместе со своими жалкими пожитками. Им некуда идти, а окружающим до этого нет никакого дела. Картина наводит на мысли об одиночестве и ненужности человека в этом мире.(слайд 7)

Чтобы заработать на жизнь, В. М. Васнецову приходилось давать частные уроки, рисовать иллюстрации к разным изданиям. Это нисколько не мешало ему учиться. Уже в начале 70-х годов 19 века на выставках Общества поощрения художеств появляются первые картины В. М. Васнецова: «Нищие», «Чаепитие», «Дети разоряют гнезда» и другие.(слайды 8)

В начале 80-х годов В. М. Васнецов знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым, известным меценатом, собравшим вокруг себя выдающихся деятелей искусства конца 19 века. Лето многие из них проводили в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова под Москвой, ставили там небольшие спектакли, сами же играли в них, делали декорации. Лето 1881 года там провел и В. М. Васнецов. Вместе с другими художниками он создал декорации к сказке «Снегурочка», поставленной на любительской сцене С. И. Мамонтова, сыграл в ней роль Деда Мороза. (слайды 9, 10)

В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, "избушка на курьих ножках". В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.(слайд 11)

В творчестве Васнецова появляются новые темы, которые в будущем выделятся в особое направление модернизма – так называемый «русский стиль». Это сюжеты русских народных сказок, былин и отечественной истории.(слайды 12, 13) «Аленушка» - одно из самых проникновенных творений мастера. Васнецов никогда не придерживался в картине точного содержания той или иной сказки. Картина стала первым произведением отечественной живописи, в котором поэзия народных преданий неразрывно слилась с поэзией родной природы. Вершиной мастерства Васнецова стала картина «Богатыри», воспевающая силу и величие защитников родной земли. Васнецову удалось передать в образах героев народные представления о силе и справедливости, олицетворениями которых были для простого народа былинные богатыри.
Семья Васнецова. Автор портретов – Виктор Михайлович Васнецов.(слайд 14)

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы. (слайд 15)

Особая страница творчества В.М.Васнецова - его фресковые работы. В 1885г. он приступил к росписи Владимирского собора в Киеве Это подлинный шедевр храмовой живописи. (слайд 16)

Он работает одновременно над несколькими картинами:"Спящая царевна", "Царевна-лягушка" (1918), "Кащей Бессмертный" (1917--1926), "Царевна Несмеяна" (1914-- 1926)--и рядом других больших композиций. (слайд 17)

Поэтическое сказание привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.(слайды 18, 19)
Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Первая историческая картина "После побоища с " (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи.(слайд 20)
Памятник произведению «Слово о полку Игореве» (слайд 21)

БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве» («соловей старого времени», «вещий» певец); в «Задонщине» назван «в Киеве гораздым гудцом». Имя стало нарицательным для обозначения поэта .

У А.С. Пушкина в «Руслане и Людмиле» имя Баяна употреблено в собственном и в нарицательном значениях.. «(слайд 22)

Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.(слайд 23)

Работа над описанием картины (учебник упражнение №19) (слайды 24-27)

    Что изображено на первом плане картины В.М. Васнецова «Баян»?

На переднем плане картины мы видим высокий холм, на котором изображена группа людей.

    Выделите и опишите основные группы героев картины.

Это воины, расположившиеся на отдыхе. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем. В центре группы дружинников сидит князь. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем мальчик, его сын. Князя Игоря на картине "Баян" легко узнать по головному убору: на его голове шапка, отороченная мехом, а не доспехи. Князь задумчив, в его глазах читается грусть, он серьёзен. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна.

    Опишите главного героя картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица).

Обратите внимание на лица слушающих Баяна людей.

Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли. Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. Его фигура резко выделяется среди остальных.
Баян - худощавый старец в белоснежном одеянии, расшитом узорами. Образ певца динамичен: рот его открыт, рука поднята вверх, чтобы взять очередной аккорд. Зрителю кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы развеваются на ветру . Слушатели, собравшиеся вокруг него, заворожены его исполнением. Музыкальный инструмент у него старый и потёртый, ясно, что Баян с ним никогда не расстаётся. В данный момент он развлекает князя и его воинов во время их недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и преданий, он умеет увлечь слушателей своей мудростью и неподражаемой манерой исполнения.

В «Слове о полку Игореве» о Баяне вспоминается не раз:
Боян же вещий,
Если хотел кому песнь воспеть,
То растекался мыслию по древу,
Серым волком по земле
Сизым орлом под облаками.

Глаза дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.

    Какой фон у картины? Опишите небо и землю. Каков цвет плащей дружинников и певца? Какие тона преобладают в картине?

Вокруг воинов простирается родная русская земля. Неяркая желто-зелёная трава. На переднем плане несколько молодых деревьев и ромашки. В небе застыли хмурые облака, они тоже заслушались Баяна. Погода хмурая, предвещает будущие битвы. Пасмурное небо занимает почти половину полотна. В левой части картины "Баян" мы видим фрагмент ускользающего за горизонт исконно русского пейзажа. Васнецов умело изображает широту и размах родных просторов.

    Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

Из уроков истории всем известно о феодальной раздробленности, царившей в то время на Руси. Небольшое войско князя Игоря не сумело оказать достойного сопротивления половцам. Очень скоро князья поймут, что их сила в единении. Вовсе не случайно в центре слушателей мы видим братину, наполненную вином. Знать использовала золотые и серебряные братины, в быту простолюдинов были медные и деревянные. Подавали в них: пиво, квас и другие напитки. Название посуды и её назначение напоминали о единстве, о братстве. Главная тема картины - единение певца и дружины, их духовная связь. Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной любви к родной земле, гордости за ее великие победы. Картина "Баян" напоминает нам, что все мы – потомки великого народа. Из глубины веков седовласый Баян поет свою хвалебную песню во имя славы и процветания России.
Составление плана сочинения (слайд 28)
    В.М. Васнецов - родоначальник нового, "национального" направления в русском искусстве. Описание картины «Баян»:
1. передний план картины; 2. основные группы героев; 3. главный герой картины; 4. цветовая гамма. III. Впечатление, вызываемое картиной у зрителя.Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал огромный успех и резкую критику своих работ. Его называли "истинным богатырем русской живописи". Это определение родилось не только благодаря образной связи с "богатырской" темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве. (слайд 29)
Максим Горький восторженно писал о художнике: "Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта... А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия". Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.(слайды 30, 31)
В честь художника установлены памятники, в частности, памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием (1992 год). (слайд 32)
Написание сочинения

Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.

В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река. Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту. Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.

Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.

В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью. Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда. Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву. Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады. И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.

Баян на картине Васнецова

Грозен взгляд баяна, удало бьет он по струнам и летит его клик надо полями, и уносится по ветру вдаль.
Хмурен взгляд светлого князя, озарено его чело глубокой мыслью и сомнениями, озабочен он предстоящим походом и надеется на победу. Юный отрок, сын князя Игоря, нахмурил брови, он сидит рядом с князем, в парчовых одеждах и золотых сапогах. Видно, что он страшится предстоящего боя, впервые он пойдет бок о бок, с отцом в поход, но с тем ни менее, он горд и серьезен. Могучие бородатые витязи-богатыри сидят подле, приосанившись в красивых одеждах и доспехах, чутко вслушиваются и внимают они словам пророка. Воины, понуро опустив головы, думают каждый о своем – о доме, семье, Отчизне и многом другом. Некоторые подперли рукой подбородок, спрятав взгляд вниз, чтобы никто не мог разгадать их мысли.

Сказ будоражит воздух, кажется, будто сама природа и мать сыра-земля затаили дыхание.
Как гениально художник передал красочный колорит и насыщенность, как четко, скрупулезно изобразил каждую деталь, каждую металлическую пряжку на ремнях и поясах славных воинов.

Но, несмотря на это темно-серая и голубая цветовая гамма полотна наполняет сердце и душу наблюдателя тревогой и предчувствием опасности, грядущей беды. Чувствуется, что персонажи картины ожидают пришествие войны, темной времен. Именно поэтому, все свита и князь одеты в парадные военные одежды, топоры и мечи наточены, шлемы начищены.

Смотря на картину, поражаешься ее духом, народным единством и воодушевлением. С большой трепетной любовью Васнецов передал свои глубокие чувства к родине, истории, природе. Его картины – это стремление приблизить современного ценителя художественных искусств к сказочным и древнерусским мотивам, зародить в душе крепкие поросли преемства и патриотизма.

Описание картины Баян

«Баян» - картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1910 году. На ней изображены русские воины на привале, которые слушают сказителя по имени Баян (также Боян). Вокруг них простирается русская земля.

Картина написана по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве». В эпосе повествуется о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году. Изображены русские воины в доспехах, со щитами и топорами, князь, его сын, воеводы, старый казак. Они находятся на привале, и расселись полукругом. Князь одет богато, в красные сапоги, кафтан, мантию, воеводы также одеты в мантии. За сыном Игоря сидит старый седой казак, задумчиво подпёрший голову руками. Лица воинов задумчивы, суровы, печальны. В центре полукруга людей стоят чаши с черпаками, рядом в землю воткнуто длинное копьё остриём вверх. За пригорком виднеются головы других воинов.

Баян - слепой сказитель, ведущий свой рассказ и наигрывающий на гуслях. То, что он слеп, видно по его белым глазам. Он одет в длинный белый кафтан с орнаментом. Его поза и выражение лица драматичны, правую руку он воздымает вверх, другой рукой играет на гуслях. Присутствующие внимательно слушают его. Сын Игоря задумчиво смотрит вдаль. Он ещё не был в битвах. Наверняка повествование захватывает его, и он представляет себя в бою.

Сюжет разворачивается в летнее время. Люди находятся на пригорке. За ними простирается лес, вдалеке виднеется река. Небо затянуто облаками, у горизонта оно имеет слегка красный тон. Совсем рядом с сидящими есть совсем молодые ростки деревьев и ромашки. Цветовая палитра картины состоит из несколько тёмных, тревожных тонов. Возможно, действие разворачивается накануне битвы, об этом говорят парадные одежды князя и его воевод, суровые выражения лиц воинов, а также то, что сын присутствует вместе с князем, а не с матерью - на Руси сын отлучался от матери и передавался отцу в исключительных случаях. Красноватое небо у горизонта также может говорить о надвигающейся угрозе.

Картина была написана в довольно тревожное для страны время накануне балканских войн и незадолго до начала Первой мировой войны. Работа была встречена в среде художников и критиков неоднозначно, одни сочли её закатом творчества Васнецова, другие напротив, восхищались ей. Суть картины - в любви к Родине, уважении к далёким предкам, их ратным делам, к исторической памяти.

Школьное сочинение для 9 класса

  • Сочинение по картине Щербакова Вода уходит (описание)

    Щербаков, один из великих художников, который умел писать пейзажи с точностью до мелочей. В своих произведениях он мог показать погоду, время года и саму природу так реалистично, что полотно можно с легкостью спутать с фотографией.

  • Сочинение по картине Зимние забавы 2, 3 класс

    Ребята вышли во двор. Всем нашлось занятие по душе. Мальчик Витя в синей куртке и трико едет, проворно отталкиваясь лыжными палками по проложенной лыжне.

  • Сочинение по картине Решетникова Мальчишки 5 класс (описание)

    Творчество замечательного советского художника Федора Павловича Решетникова позволяет каждому полностью погрузиться в прекрасный мир детства, вне зависимости от возраста зрителя. Самой известной из его картин является

  • Саврасов А.К.

    Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 г. Его родители были простыми московскими меланинами. В четырнадцать лет он начинает посещать московское «Училище живописи и ваяния», спустя два года будет вынужден его покинуть из-за болезни

  • Сочинение по картине Будущие летчики Дейнеки 6 класс

    На переднем плане картины изображена набережная. Аккуратная, высокая, она выложена из отполированного руками и ветром светлого камня


Сочинение по картине Васнецова "Баян"


Знаменитый герой древнерусских былин и сказаний Баян считался символом умелого сказителя, мастерство которого было огромно. О Баяне говорит автор "Слова о полку Игореве". Не оставил он равнодушным и знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, создавшего удивительное по силе полотно "Баян".
Центральное место картины занимают воины, расположившиеся на отдых на вершине холма. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем, который свой рассказ сопровождает игрой на гуслях. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна. Глаза некоторых дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.
В центре группы дружинников сидит князь. Его лицо сурово. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем сидит мальчик, его сын. Он еще не бывал в сражениях. Но его взгляд, устремленный вдаль, о многом говорит зрителям. Вдохновленный сказанием Баяна, он готов ринуться в бой за свободу родной русской земли. Старый казак за спиной княжича подпирает голову руками. Слушая знаменитого сказителя, он, наверное, вспоминает славные битвы, в которых сам принимал участие.
А вокруг воинов и вдохновенного Баяна простирается родная русская земля. Молодые деревца придают картине необычную живость. Даже серое небо над головами людей заслушалось Баяна, длинные волосы которого развевает ветер. Это придает полотну еще больше динамизма.
Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной силой любви к родной земле, гордостью за ее великие победы. Глядя на лица слушателей, можно с уверенностью сказать, что они не дрогнут в минуту опасности, как не дрогнули те, о ком повествует великий старец Баян.

Сочинение по картине В. М. Васнецова "Баян".
Картина "Баян" считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.
Некоторые, например, Нестеров, подвергли её резкой критике, указывая на закат творчества Васнецова. Другие, как Брюсов, напротив, восторгались ею.
Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Панорамность просторов Руси, изображённая на этой картине, обозначает собирательный образ российской природы. Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. В частности, именно он является главным персонажем "Слова о полку Игореве", хотя из своего персонажа автор картины сделал собирательный образ. Его фигура резко выделяется среди остальных.
Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру.
Кстати, рассматривая как-то свой почти написанный холст, Васнецов подумал, не слишком ли "власы вьются", однако, поразмыслив, что для былины чрезмерное - нормально, оставил Баяна как есть.
В отличие от главного героя произведения, окружающие певца богатыри неподвижно сидят, заворожено застыв перед силой голоса оратора. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков. Одно из изображенных Васнецовым лиц было написано с сына живописца, Владимира.
Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.

Описание картины В. М. Васнецова "Баян".
Картина "Баян" освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из "Слова о полку Игореве". Васнецов прославляет старого Баяна.
На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, "в" те события, о которых поет знаменитый гусляр.
Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
Мы понимаем, что Баян - безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.
А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.
Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик - княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес.
Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.
В целом, картина В.М. Васнецова "Баян" - "русское" произведение, наполненное любовью к родной стране.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) хорошо известен любителям русской живописи. Его картины "Три богатыря", "Иван Царевич на сером волке", "Аленушка", "Илья Муромец" красочно и очень живо иллюстрируют старинные былины, сказания и весь русский эпос с его самобытной историей.

Картина "Баян" (1910) также посвящена фольклорно-исторической теме. Ввиду того, что эта работа стала завершающей в столь успешном для художника цикле картин, о ней известно незаслуженно мало. Давайте исправим досадное упущение!

Картина "Баян" создана по мотивам "Слова о полку Игореве", повествующего о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году. Седовласый старик справа – это Баян, певец-сказитель. Он развлекает князя и его воинов во время их недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и преданий, он умеет увлечь слушателей и песней, и неподражаемой манерой рассказчика. Васнецов изобразил певца Земли Русской в тунике и лаптях, подчеркнув тем самым его связь с простым народом.

Князя Игоря на картине "Баян" легко узнать по головному убору: его голову укрывает шапка, а не доспехи. Князь задумчив, в его глазах читается грусть и сомнение. Из уроков истории всем известно о феодальной раздробленности, царившей в то время на Руси. Небольшое войско Игоря не сумело оказать достойное сопротивление половцам. Очень скоро князья поймут, что их сила в единении. А пока, переживая горечь поражения, князь Игорь находит краткое забвение в увлекательных речах Баяна.

Остальными впечатлениями от картины "Баян" с удовольствием поделюсь с Вами в следующей части.