Почему речь бывает невнятной, будто «каша во рту»? Внезапная потеря речи после стресса: как распознать и чем лечить

Затруднения речи — расстройство речевой деятельности, которое препятствует нормальному речевому общению и социальному взаимодействию человека с другими людьми. Можно говорить о наличии нарушений тогда, когда имеются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, если уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, при недостатках речи, негативно влияющих на психическое развитие, которые невозможно преодолеть самостоятельно. Изучают и лечат затруднения речи у взрослых и детей врачи-логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и прочие специалисты.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Причины у взрослых

Возможно внезапное или постепенное развитие нарушений речи. Выделяют такие основные причины, способные привести к данному патологическому процессу:

  • неправильная работа головного мозга (в частности, базальных ганглий – тех частей мозга, которые ответственны за движения мышц тела и за речь);
  • травмы мозга, спровоцированные инсультом или тромбозом;
  • травмы головы;
  • наличие опухолей в головном мозгу;
  • наличие дегенеративных заболеваний, при которых нарушаются когнитивные функции (к ним относятся деменция и болезнь Альцгеймера);
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное потребление спиртных напитков;
  • слабость мышц лица, к примеру, паралич Белла;
  • слишком слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды речевых расстройств у детей

Все затруднения речи у детей разделяются на два типа:

  1. Фонационное (внешнее) оформление высказывания – сюда относятся расстройства произношения речи;
  2. Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания – является системным или полиморфным расстройством речи.

Нарушения процесса речи фонационного оформления высказывания могут быть как отдельными, так и комбинированными. Исходя из этого, в логопедии выделяются следующие разновидности нарушений:

  1. Афония и дисафония – является расстройством либо полным отсутствием фонации вследствие различных патологических изменений в голосовом аппарате. Для данного состояния характерно нарушение силы, высоты и тембра голоса или полное отсутствие фонации. Афония и дисафония могут быть обусловлены функциональными или же органическими расстройствами голосообразующего механизма и возникают на различных этапах развития ребенка.
  2. Брадилалия - представляет собой патологическое замедление речевого темпа. Характерной особенностью является замедленная реализация артикулярной речевой программы.
  3. Тахилалия - патологическое ускорение речевого темпа. Характерна ускоренная реализация артикуляторной речевой программы.
  4. Заикание - является нарушением организации речи, при котором мышцы речевого аппарата пребывают в судорожном состоянии. Патология центрально обусловлена и появляется, как правило, в процессе речевого развития ребенка.
  5. Дислалия - патология представляет собой расстройство произношения звуков, при котором остаются нормальными слух, а также иннервация речевого аппарата. Клинически проявляется в виде искаженного звукового оформления речи, при этом отмечается неправильное произношение звуков либо их замена и смешение.
  6. Ринолалия - является нарушением произношения звуков и тембра голоса, обусловленных анатомическими и физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характерно патологическое изменение тембра голоса, сопровождающееся прохождения голосовой струи воздуха на выдохе и в процессе произношения звуков в носовую полость. Это приводит к образованию в последней резонанса.
  7. Дизартрия - нарушение произношения, отличительной особенностью которого выступает недостаточная иннервация речевого аппарата. В большинстве своем данная патология развивается вследствие церебрального паралича, появившегося в раннем возрасте ребенка.

Затруднения речи структурно-семантического оформления разделяются на две разновидности: алалию и афазию.

  • Алалия – является отсутствием или недостаточным развитием речи, спровоцированным поражением участков отвечающих за речь, расположенных в коре головного мозга в процессе внутриутробного развития или в раннем возрасте малыша.

Нужно заметить, что алалия представляет собой один из самых тяжелых дефектов речи, который проявляется в нарушениях операция отбора и анализирования на всех стадиях рождения, а также приема речевого высказывания, вследствие которого речевая деятельность ребенка выступает не до конца сформированной.

  • Афазия – является полной или частичной потерей речи, к которой приводят локальные поражения головного мозга. Способность нормально говорить может быть утрачена из-за черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухолей мозга, после формирования речи.

Диагностика

Прежде всего, необходимо анализировать жалобы, предъявляемые пациентом, а также анамнез заболевания. Важно при этом учесть, как давно возникли жалобы на тихую, замедленную речь и затруднения в произношении слов и фраз, а также имеются ли подобные проявления у ближайших родственников больного.

Затем необходимо пройти осмотр невролога, заключающийся в проверке нижнечелюстного и глоточного рефлексов, осмотре глотки, наличии истончения (атрофии) мышц языка. Кроме этого, важно проверить рефлексы нижних и верхних конечностей.

Нужно пройти обследование у логопеда, врач сможет оценить показатели речи, определить наличие нарушений темпа, а также трудностей в произношении конкретных звуков.

Осмотр отоларинголога помогает исключить различные объемные процессы (гнойники и опухоли) в полости носа, так как они также способны влиять на голос.

С помощью компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головы можно провести послойное изучение строения головного мозга и определить причину дизартрии (это могут быть опухоли, очаги нарушенного кровообращения, гнойники, очаги распада миелина – главного белка нервной ткани).

Замедленная речь у взрослых, может появиться резко или развиваться постепенно. Причины такого состояния различны: нарушения функционального состояния нервной системы, травмы головного мозга, которые появились после инсульта или тромбоза, или злокачественные новообразования. Для того что бы узнать, что же делать и от чего замедлилась речь, нужна консультация врача. Только специалист может рекомендовать дальнейшее обследование и способ лечения для пациента с такой жалобой.

Речевые трудности, связаны с замедлением речи

Речевые трудности встречаются во многих формах, включая заикание, дизартрию, проблемы с голосом и трудности сочленения. Несчастные случаи могут привести к повреждению мозговых центров или голосовых мышц. Иногда эти патологии исправляются естественным образом, но часто имеют длительные последствия. Некоторые болезни могут вызывать трудности речи из-за дегенерации мышечных и нервных клеток.

У некоторых взрослых проблемы с речью были с детства, а трудности с речью стали проблемой, когда человек стал пожилым. Пациенты описывают это как «препятствие речи», «речевую проблему» или «проблему произношения». Иногда бывает трудно изменить некоторые речевые трудности, которые присутствовали с детства, настолько они встроены. Проблема замедленной речи чаще возникает вследствие проблем и заболеваний людей пожилого возраста.

Травма головного мозга, вызывающая замедленность речи, может быть вызвана опухолью головного мозга, инсультом, церебральным параличом, долгосрочным использованием определенных лекарств или дегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона.

Почему возникает замедленная речь у взрослых

Нарушение речи относится к очаговой симптоматике. Нарушение речи может протекать как по типу афазии, так и в более легкой форме - замедленной речи. Чаще всего у человека есть поражения коры доминантного полушария (у левши - правого). Человек теряет способность частично или полностью пользоваться речью для выражения собственных мыслей и чувств. Еще одна причина расстройства экспрессивной речи при сохранении её понимания (дизартрия). Это поражение мозжечка, базальных ганглиев. Вследствие нарушения этих анатомических структур могут возникать вялые или спастические параличи речевого аппарата: языка, глотки, гортани, мягкого неба, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательной мускулатуры. Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедленна, иногда прерывиста. При этом голос часто слабый и глухой.

Заболевания, провоцирующие появление замедленной речи

Причины нарушения речи у взрослых людей разнообразны по своей этиологии и патогенеза, с симптомами большого количества заболеваний. Замедленная речь может развиваться постепенно, но может внезапно ухудшить качество речи и вызвать дискомфорт у людей.

  • Болезнь Альцгеймера.
  • Опухоли головного мозга.
  • Деменция.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Перенесенный инсульт.
  • Транзиторная ишемическая атака (ТИА).
  • Алкогольная интоксикация.
  • Болезни, влияющие на нервно-мышечные структуры, такие как боковой амиотрофический склероз, церебральный паралич, рассеянный склероз.
  • Операция головы и шеи при раке.
  • Неврологические нарушения функций головного мозга, такие как болезнь Паркинсона у старых людей или болезнь Хантингтона.
  • Плохо приспособлены протезы.
  • Побочные действия лекарств, действующих на центральную нервную систему, такие как наркотические анальгетики и противосудорожные.

Мозг является чрезвычайно сложным механизмом и состоит из многих различных рабочих зон. Когда один или несколько компонентов перестают эффективно работать, часто это может повлиять на язык и речь. Степень тяжести замедления речи зависит от локализации процесса и тяжести повреждения. Воспроизведение речевых звуков может быть очень сложным, поэтому речь замедляется.

Совет врача. При любых изменениях речи нужно обратиться к специалисту, чтобы устранить причину, которая может в дальнейшем угрожать жизни человека

Инсульт как наиболее частая причина замедления речи

Геморрагические и ишемические изменения в сосудах происходят быстро, поэтому симптомы часто появляются внезапно и без предупреждения.

Основными симптомами инсульта являются:

  • Нарушения речи. При повреждении нижних отделов левой лобной доли и нижних отделов теменной у правшей может возникнуть моторная афазия. Больной лишается возможности говорить из-за нарушения речевых двигательных команд. Эти пожилые люди отличаются молчаливостью. Они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно.
  • Головная боль - возможно, с измененным сознанием или рвотой.
  • Онемение или неспособность перемещать части лица, руки или ноги - особенно на одной стороне тела.
  • Проблемы с ходьбой - в том числе головокружение и отсутствие координации.
  • Последствия инсульта сопровождаются стойкими изменениями такими, как: проблемы с мочевым пузырем или кишечником, боль в руках и ногах, паралич или слабость на одной или обеих сторонах тела.

Болезнь Паркинсона сопровождается нарушениями речи

При болезни Паркинсона часто помимо двигательных нарушений есть патологические изменения процессов фонации и артикуляции. Объем изменений речи зависит от преобладания в клинике ригидности, гипокинезии или дрожания, кроме того зависит от соотношения и степени выраженности последних. Патологические изменения речи чаще проявляются замедлением речи, снижением звучности голоса, может возникать афония (исчезновения голоса). Беззвучный шепот (практически неслышимый) делает речь человека неразборчивой, что усугубляется монотонностью и исчезновение интонаций, которые свойственны разговорному языку. У больных с гипокинезией снижается спонтанная речевая активность, их ответы лаконичны, а речь замедленна. При выраженной акинезии речь становится тихой, невнятной, невыраженной и замедленной, поэтому понять пациента становится невозможно. Лишь под влиянием большого волевого усилия человек может произнести слово более громко и четко. Патологические изменения вовлекают артикуляционные мышцы, что приводит к дизартрии, которая становится основной причиной замедленной речи.

Существует много способов, которыми можно пользоваться в повседневной жизни, чтобы речь была более понятной и простой для понимания.

Важно! Если есть опасения по поводу речи и голоса лучше получить консультацию квалифицированного врача или логопеда для оценки степени и дальнейшей коррекции

«Афазия не болезнь», — заявляют неврологи, врачи-логопеды, нейропсихологи. — Системное нарушение речи». Но только ли? Афазия возникает вместе с другими неврологическими и физиологическими нарушениями у пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму. Вот только заметить это расстройство не специалисту, а, например, родственнику больного, не всегда удается с первого раза. «Есть исследования, которые показывают, что именно речевые языковые нарушения влекут за собой самую серьезную и грубую инвалидизацию. Психоэмоционально это тяжелее всего», — считает Мария Иванова, старший научный сотрудник лаборатории нейролингвистики Высшей школы экономики.

Безусловно, психоэмоциональное состояние человека, пережившего инсульт, не должно волновать хирурга. Его задача — спасти жизнь. Реабилитировать пациентов в отделениях восстановительного лечения за 2-3 недели госпитализации невозможно, тем более — вернуть человеку речь. А если нарушена только речь, то таких пациентов в стационарах не держат, болезни нет. Государственные реабилитационные центры для людей с нарушениями речи — всего лишь мечта афазиолога (специалиста, восстанавливающего речь). Давно вы видели нейропсихолога или логопеда в своей поликлинике? В результате, реабилитация пациентов — дело, кажется, самих пациентов и, в лучшем случае, их родственников.

Поэтому если у вас есть деньги, то реабилитация у вас будет соответствующая: в Петербурге можно обратиться и в центры нарушения речи, и к частным логопедам, и к афазиологам. Нет денег? Ну что ж, вы живы, радуйтесь.

Своими силами

Распознать афазию не так просто. Симптомы зависят от локализации пораженной зоны мозга. Даже специалисту не всегда легко определить, почему именно больной не может говорить. Слова в сознании есть, но «афазик» просто не может подобрать слово из всплывающих в сознании, или же объем слухоречевой памяти сужен настолько, что теряется целостное восприятия смысла речи. В российской практике различают семь видов афазии, каждая из них требует особого подхода в лечении.

Научный консультант по афазии, нейропсихолог Николай Клочко уверен, что первая задача родственников в «растормаживании» речи:

— Надо создать активную речевую среду. Речь, прежде всего, — средство коммуникации. Подчеркивать личную заинтересованность афазика в выздоровлении, помочь в поисках новых целей, жизненных смыслов. Самостоятельно заниматься: вначале — растормаживанием речи, позже — формированием речи, опираясь на сохранные звенья. Пособия по реабилитации речи афазиков в последнее десятилетия стали активно издаваться.

Родственникам пациентов приходится брать на себя роль логопеда, учителя, даже родителя, который заботливо пытается заставить малыша сказать первое слово. Только теперь уже не важно, каким будет это слово, главное, чтобы оно наконец прозвучало.

Благоприятный прогноз?

Успех в восстановлении речи во многом зависит от установок самого пациента, его желания и терпения, от окружающей его среды. Благоприятный прогноз развития исследований, посвященных афазии, зависит только от ученых энтузиастов. «Ситуация с финансированием в стране проблематична. Из-за этого какие-то лаборатории, которые предполагали открыться, не смогли этого сделать», — рассказывает Мария Иванова. Психологи, лингвисты, неврологи на собственном энтузиазме пытаются развивать нейролингвистику как научную область. Для этого была создана Летняя школа по нейролингвистике, которая в этом году уже в третий раз собрала под крышей Высшей школы экономики специалистов со всей страны и из зарубежья. Студентов — нейролингвистов с каждым годом все больше, популярность этой области растет, но вопрос финансирования по-прежнему остается подвешенным в воздухе. В условиях, когда сокращается общее финансирование практического здравоохранения, сокращаются расходы на науку, надеяться на развитие этого направления реабилитации сложно. И за какие деньги проводить исследования, пока не ясно ни преподавателям, ни самим студентам.

Полноценное сбалансированное по составу, жидкое стерильное питание, с высоким содержанием белка и энергии, для восстановления людей перенесших инсульт.

Добавляя Нутридринк к рациону, Вы можете быть уверены в том, что человек получит полный комплекс питательных элементов, необходимый для поддержки организма и восстановления.

Предназначен для людей с повышенными потребностями в белке, энергии и витаминах.

Содержит:

  • Белок, который является строительным материалом для клеток и тканей;

  • Углеводы, обеспечивающие чувство насыщения и дающие энергию для всех процессов, происходящих в организме;

  • Полиненасыщенные жирные кислоты Омега 3 и Омега 6, имеющие противовоспалительное действие;

  • Витамины, минералы, комплекс каротиноидов, которые обладают мощным антиоксидантным эффектом и являются природными стимуляторами иммунитета.
  • 3 бутылочки в день в качестве дополнения к рациону;

  • 5-6 бутылочек в день в качестве основного и единственного источника питания.

*Имеются противопоказания . Перед применением необходима консультация специалиста.
Подробная информация о продукте содержится на этикетке.
Длительность приема не ограничена. Минимальный период приема — 1 месяц .
Разрешено к применению у взрослых и детей старше 3 лет
Форма выпуска : пластиковая бутылка 200 мл (300 кКал) с трубочкой.
6 вкусов: шоколадный, апельсиновый ванильный, клубничный, банановый, нейтральный
Производство : Нидерланды. Срок годности: 12 месяцев.

Как правильно применять специализированное питание?


  • Питье через рот — Нутридринк. Введение через зонд или через специально сделанное отверстие (стому) — Нутризон. Это питание нельзя вводить внутривенно (парентерально) !

  • Соблюдать правила гигиены.

  • Применять смеси комнатной температуры.

  • При употреблении специализированного питания через рот самостоятельно, лучше использовать трубочку и пить его медленно небольшими глотками (200 мл в течение 20 минут).

  • Если специализированное питание используется как дополнение к обычному рациону, употреблять его между основными приемами пищи.

  • Открытый пакет или бутылку Нутризона или Нутридринка хранить в холодильнике и использовать в течение 24 часов. Закрытую бутылку хранить при температуре от +5 до +25⁰С.

  • Убедитесь, что у человека, который будет принимать питание, нет противопоказаний: галактоземия, возраст до 3 лет.

Перед покупкой убедитесь в соответствии сроку годности и целостности упаковки

Как мы прозевали инсульт

Итак, моя бабушка. Очень самостоятельный 86-летний человек. Много лет живет одна, сама справляется с хозяйством. Активно общается с подругами, принимает участие во всех общественных мероприятиях района. Мы привыкли видеть ее сильной, энергичной и всеми уважаемой.

Однажды я позвонила ей, как обычно, справиться о ее самочувствии, делах, послушать про очередной совет ветеранов и подготовку к первомайской демонстрации. Но услышала странный глухой голос, вялый и медленный. На все мои вопросы о самочувствии она отвечала, что ничего не болит, но речь была замедленной и тихой - как будто я говорю с человеком, сидящим на дне колодца. Я спросила, как она спала. Выяснилось, что засыпала она накануне плохо, поэтому решила принять снотворное. Я с облегчением вздохнула, решив, что такая вялость обеспечена влиянием снотворного, и занялась своими делами.

На следующий день история повторилась. Только к замедленной речи еще прибавилась депрессия: «Я не доживу до лета» и т.п. Я посчитала, что правильным будет подбодрить бабушку, дать ей стимул - летом мой сын заканчивает школу, будет выпускной - надо обязательно дожить.

И опять ничего не предприняла. Как же я себя теперь за это ругаю!

Когда же и на третий день ничего не изменилось, я побежала к бабушке домой. Она бледная, вялая, всё время лежит, ничего не ест. Вызвала скорую. Они приехали и уже через 2 минуты после того, как они вошли в квартиру, я услышала слово «инсульт» .

Явные признаки инсульта

· Врач просто попросил бабушку высунуть язык - язык отклонился в сторону.

· Попросил поднять обе руки вверх - одна поднялась, а вторая тут же упала вниз.

· Попросил назвать дату рождения - она не вспомнила.

· Провел кончиком карандаша по одной руке и по другой - выяснилось, что одна рука ничего не чувствует (как раз та, которую бабушка не смогла поднять).

Такие простые признаки. Я, конечно, могла бы и сама это проверить, заподозрить и поднять тревогу раньше…если бы знать. Я-то представляла себе инсульт, как настоящий удар: вот человек стоит, идет, и вдруг падает на месте. Теряет сознание, его везут в больницу и ставят там диагноз инсульт. Оказывается, бывает иначе.

У бабушки диагностировали ишемический инсульт головного мозга, который, оказывается, действительно может развиваться постепенно. Но, как объяснил мне потом врач, очень важно начать лечебные мероприятия как можно раньше. Чем раньше начинается лечение, тем меньше вероятность необратимых изменений. Клетки мозга умирают не сразу, какое-то время их еще можно спасти, а также защитить соседние клетки от разрушения, остановить распространение патологического процесса. На это направлено лечение в больнице.

Сначала бабушку положили в реанимацию, где она пробыла сутки. За это время состояние ухудшилось. Когда из реанимации ее перевели в неврологическое отделение, бабушка не могла говорить и вставать, а ведь из дома уезжала «на своих ногах». Врач попросил не пугаться, сказал, что это обычное течение данной патологии. И дальше началось лечение, которое длилось 3 недели. За это время бабушка снова начала говорить и ходить, но от занятий с логопедом отказывалась наотрез, тренировать руку не хотела. И продолжала быть очень вялой, всё время спала.

Пришел день выписки. Лечащий доктор сказал, что всё, что могли сделать в больнице, сделали. Сейчас мы переходим на реабилитационный период , и теперь всё зависит от того, как бабушка будет работать над восстановлением утраченных функций. Конечно, назначили всякие лекарства, номеня продолжало беспокоить безразличие и апатия бабушки.

Дома и стены лечат

А дома за несколько дней всё изменилось. Мы придумали, как сделать занятия интересными.

Не хочет заниматься с логопедом, будем петь песни. Стали включать ей ее любимые песни, она с удовольствием пела, речь стала заметно улучшаться.

Не хочет делать упражнения для руки, придумали ей занятие: писать мемуары. Дали ноутбук, сидит, набирает текст. Волей-неволей пальцы работают. Скоро и чашку смогла держать, и столовыми приборами пользоваться.

А главное - настроение улучшилось. Приходят подружки, рассказывают про аналогичные случаи из жизни Совета Ветеранов. Оказывается, многие из их окружения перенесли инсульт. Кто-то лучше восстановился, кто-то - хуже.

Я смотрю на бабушку, радуюсь каждому ее успеху: на улицу погулять вышла, сама пироги испекла. Но меня никак не оставляет в покое чувство вины - если бы я вовремя поняла, что случилась беда, возможно, состояние бабушки было бы гораздо лучше. Внимательнее нужно быть к своим близким!

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным - различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа - ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие - «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов - моторная, сенсорная, -
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия - нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») - состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи - это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа - эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие - незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор - могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название - маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость - повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия - любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа- невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения - в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия - признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина - закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия - неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина - закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия - человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая - человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая - человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия - нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Наши врачи

Дизартрия

Дизартрия - нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие. Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной - нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией. При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу , чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание). Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
  • псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
  • экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
  • мозжечковая - «скандированная» речь;
  • полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.

Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.

Мутизм

Этиология мутизма сложная - молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.

Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь , но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Дисфония

Врачи ЦЭЛТ подробно разбираются в том, что конкретно произошло с речью человека. Высочайшего класса диагностика и своевременное лечение помогают спастись при нарушениях мозгового кровообращения, растущих опухолях, агрессивных инфекциях.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата - губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования. По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий. Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С). Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи. В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу - морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы - им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи - замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!