Потребность в познании является потребностью. Формирование потребности в знаниях. Развитие интереса к обучению и учебной мотивации. Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало говорят. Один из моих подопечных попал в армию солдатом. Я специально готовлю ребят к ар­мии. На дедовщину я повлиять, конечно, не могу. Но подготовленные мною ребята, в основном сту­денты, великолепно приспосабливались и от дедовщины не страдали. Так вот, один из них мне рас­сказывал, как «деды» с удовольствием слушали его, когда он рассказывал. Он интересно преподносил сведения по географии, физике, биологии, анато­мии, удовлетворял их потребность в познании и по­нимании.

А. Маслоу считает, что в основе человеческой тяги к познанию лежат не только негативные де­терминанты (тревога и страх), но и позитивные им­пульсы, например, любопытство. Этот феномен мож­но наблюдать и у высших животных.

Всех психически здоровых людей влечет к не­познанному. И, наоборот, - все известное, истолко­ванное может вызвать скуку. При неврозах же име­ется тяга к знакомому и ужас перед незнакомым.

Неудовлетворение потребностей в познании мо­жет стать причиной серьезной психопатологии. Часто неврозы возникают у высоко интеллектуаль­ных людей, которые занимаются скучной работой. Многие интеллектуальные женщины заболевали, когда становились домохозяйками, и моментально выздоравливали, когда вновь приступали к работе. То же наблюдается с пенсионерами и безработны­ми. Следующую мысль А. Маслоу я выделил: «Если человек лишен права на информацию, если офици­альная доктрина государства лжива и противоре­чит очевидным фактам, то гражданин такой страны почти обязательно станет циником». Про­чтите ее еще раз. А теперь далее: «Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспор­ным истинам; для такого человека не святы ни­какие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить свои взаимоотношения с людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Бывает и пассивная реакция на ложь - человек становится безынициативным, безвольным, гото­вым к слепому подчинению».

Потребность в познании проявляется с раннего детства. У ребенка она выражена более отчетливо, чем у взрослых. Детей не нужно учить любопыт­ству, но их можно отучить от любопытства, что мно­гим родителям и воспитателям удается сделать. Именно эта трагедия разворачивается в наших дет­ских садах и школах. Может быть, поэтому дети пускаются во все «тяжкие».

Удовлетворение потребностей в познании при­водит к чувству глубочайшего наслаждения, оно ста­новится источником высших, предельных пережи­ваний. Мы часто не отличаем познание от обучения и оцениваем его с точки зрения результата - знает ребенок или не знает, совершенно забывая и не учи­тывая чувства, связанные с познанием, - пости­жение, озарение, инсайт. А между тем подлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. А. Маслоу считает, что именно эти яркие, эмоционально на­сыщенные мгновения только и имеют право назы­ваться лучшими мгновениями человеческой жиз­ни. Может быть, только они и есть человеческая жизнь. Эти данные мне помогут четче сформулиро­вать педагогическую концепцию: необходимо не обу­чение предмету, а обучение познанию предмета.


Кстати, сейчас доказано, что именно в такие мгновения в кровь выбрасываются эндорфины - морфиноподобные вещества, которые вырабатыва­ет сам организм. А это обеспечивает хорошее на­строение, высокую адаптацию, даже предохраняет от инфекций и делает более устойчивым человека к радиоактивному облучению. Не знаю, какие еще доводы мне привести, чтобы стало очевидным, что развитие интеллекта для каждого должно быть един­ственной обязанностью. Ведь мы же люди! Мы не можем быть счастливы, если у нас не будет развит интеллект!

Вот теперь и думайте сами, удовлетворена ли у вас потребность в познании и чего ради вы до сих пор читаете эту книгу.

Стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Само по себе желание понимать носит побуди­тельный характер и является неотъемлемой харак­теристикой личности. Между этими потребностя­ми нет антагонизма, они скорее синергичны. Я за­метил, как понимание сути дела сразу же облегчает состояние человека. Своим подопечным, в том числе и тяжелым пациентам, я всегда говорю правду. Зачастую им сразу становится легче. И вообще, когда мы скрываем что-то неприятное от человека, мы оскорбляем его, считая его глупым, трусливым, слабым, не способным вынести горе, злобным и т.п. А когда от тебя что-то скрывают, то чувствуешь себя идиотом.

Как вы уже поняли, потребности могут быть выс­шими и низшими. Какие же между ними разли­чия? А. Маслоу выделяет 16 различий. Привожу их с небольшими своими комментариями. Мне ка­жется, что знание этих различий имеет практичес­кое значение.

1. Прежде всего, более высокая потребность про­является позже в филогенетическом, эволюционном плане. Потребность в самоактуализации присуща только человеку.

Потребность в удовлетворении пищевого, оборо­нительного и сексуального инстинктов, в общем, совпадают у человека и животных, хотя в процессе очеловечивания мы эти потребности удовлетворя­ем совсем иначе, чем животные. Животные сразу же набрасываются на пищу, сами роют норы или ищут готовые. Мы же идем на работу, зарабатыва­ем деньги и на эти деньги приобретаем себе еду, квартиру и одежду. Сексом мы тоже занимаемся иначе, чем животные. Нам всему надо учиться. Ин­теллект, самое яркое отличие человека от живот­ных, присутствует, а точнее, участвует в удовлет­ворении этих потребностей и приводит к тому, что мы можем получать не только удовольствие, но и наслаждение.

2. В процессе индивидуального развития высшие потребности обнаруживаются позже, чем низшие.

При рождении ребенок имеет только физиоло­гические потребности и в слабой форме - потреб­ность в безопасности. Через несколько месяцев вы­является потребность в любви, принадлежности и признании, далее - потребность в самоактуализа­ции, но только в том случае, если удовлетворены низшие потребности. У детей потребность в само­актуализации появляется довольно рано, но затем часто забивается родителями и школой. Это я не о вас, наш читатель. Ваши родители, конечно, бес­покоились о том, чтобы все ваши способности раз­вивались. Это я о тех, кому препятствовали в этом.

Вот отдельные случаи, которые приходилось на­блюдать мне. Девочка хочет стать актрисой, а мама ее направляет в мединститут. У ребенка способнос­ти художника, а его заставляют приобрести специ­альность бухгалтера и т.п. Конечно, это бывает ред­ко, но на приеме у психотерапевта почему-то в ос­новном бывают те, кто не развил свои способности, хотя по сравнению с другими они не так уж и пло­хи. Более того, большинство моих подопечных пре­восходят в своем развитии средний уровень, но не­редко сами сдерживают свой рост.

Тогда я их спрашиваю: «А доросли ли вы до са­мого себя? Если зря потраченное время вы пустили бы на свой духовный рост, вы были бы выше или остались на прежнем уровне?» Задайте себе этот вопрос, наш дорогой читатель. И если вы на него отве­тите утвердительно, то, следовательно, и вы не до­росли до самого себя. И не успокаивайте себя срав­нениями с другими. Все равно вам рано или поздно будет плохо!

3. Чем выше место потребности в иерархии по­требностей, тем менее она важна для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворен­ной и тем выше вероятность ее полного уничтоже­ния, считает А. Маслоу. Низшие потребности носят биологический характер и доминируют до тех пор, пока человек жив.

Потребности высшего уровня отличаются мень­шей способностью к доминированию. Неудовлет­ворение высших потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как неудовлет­ворение низших потребностей. По сравнению с пи­щей и безопасностью уважение уже кажется рос­кошью.

4. Жизнь на более высоких мотивационных уров­нях означает большую биологическую эффектив­ность, большую продолжительность жизни, мень­шую подверженность болезням. Удовлетворение высших потребностей вызывает высшее наслажде­ние, приводя наибольший выброс эндорфинов и ал­коголя в кровь. А это повышает жизнеспособность организма и служит его росту и развитию. Я даже придумал такой афоризм: скажи, чем ты наслаж­даешься, и я скажу, кто ты. Если человек способен получить наслаждение от симфонической музыки или работ Ницше и Шопенгауэра, приходит в восторг от некоторых положений в Библии и т.п., это свидетельствует о его высоком уровне развития.

5. С субъективной точки зрения, высшие потреб­ности менее насущны. Намеки высших потребнос­тей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглу­шается громкими и ясными требованиями других потребностей, их интонации похожи на интонации ошибочных убеждений и привычек. Умение распоз­нать собственные потребности, т.е. понять, что тебе нужно на самом деле, - само по себе огром­ное психологическое достижение.

Я не случайно выделил это предложение. К со­жалению, многие люди не знают своей природы, не знают, что им нужно. Это результат неверного вос­питания и давления микросоциосреды. Иногда че­ловек делает не то, что ему хочется в соответствии с его природой, а то, что от него требует общество, и перестает слышать намеки высших потребностей.

6. Удовлетворение высших потребностей приво­дит человека к субъективно желаемому состоянию, он испытывает покой, умиротворение, счастье, пол­ноту внутренней жизни. Удовлетворение потребно­сти в безопасности в лучшем случае приведет к чув­ству облегчения и расслабленности, но не сможет подарить мгновений экстаза, иступленного счастья, восторга, понимания, гордости и тому подобных чувств.

7. Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей озна­чает движение в сторону здоровья, прочь от психо­патологии.

8. Для актуализации высшей потребности тре­буется больше предварительных условий (и прежде всего, хорошей подготовки), чем для актуализации низшей потребности.

9. Для актуализации высших потребностей не­обходимы благоприятные внешние условия. Я бы сказал, определенные условия. Иногда благоприят­ные условия могут усыпить потребность в самоак­туализации.

Когда я беседую с детьми, то прежде всего спра­шиваю, кем они собираются стать. Многие из них отвечают: «Не знаю». Эти дети живут в оранжерее, где им создаются все условия и удовлетворяются все желания. Мне страшно за судьбу этих детей. У них нет мотива деятельности. До пяти лет дети обыч­но четко знают, кем станут. И сразу же начинают готовиться к этому. Мальчик, желающий стать крупным военачальником, строит песочные крепо­сти и разыгрывает сражения, девочка хочет стать портнихой и начинает обшивать кукол. Но прихо­дят родители, разрушают песочные крепости и ли­шают мальчика победы, или покупают девочке ши­карную куклу, которой уже не нужно шить одеж­ду, а желание стать портнихой высмеивается. То, что идет от природы, забивается, а то, что хотят навязать ребенку, не прививается. Вот он и не зна­ет, кем ему стать.

Вспоминается мне история одной моей подопеч­ной. Ей бы пойти в актрисы, так родители сделали ее радиотехником, муж - экономистом. Но от сво­ей природы не уйдешь. Она ведь по своей сути была актрисой. Вот она и устраивала ему по ночам сце­ны и довела до инфаркта. А уйти от нее он не дога­дался, так как в детстве его приучили выполнять долг. Вот и пойми, в каких условиях живут дети. Я бы назвал хорошими те условия, которые способ­ствуют развитию способностей детей. Считаю, что в нашей школе самые отвратительные условия со­зданы для особо одаренных детей. Ориентировка на отстающего ученика, с которым возятся все - от учителя до директора школы - приводит к тому, что способные дети, не прилагая каких-либо уси­лий, достигают неплохих для двоечника результа­тов. Они не приучаются к упорному труду, у них отсутствует социальный тренинг, они не прилага­ют усилий для того, чтобы добиваться своего. Окон­чив школу с медалью, а иногда и вуз с красным дипломом, они оказываются беззащитными перед трудностями жизни. И верх берут над ними быв­шие двоечники, которые, не отличаясь большим ин­теллектом, тем не менее, прошли суровую школу борьбы с родителями, учителями и завучами школ, деканами и ректорами вузов.

Так вот, наши отличники, с моей точки зрения, живут в плохих условиях. Сколько от этого теряет общество, трудно себе представить. Я в свое время описал «синдром отличника» и способы его профи­лактики - перестать работать с двоечниками. Ког­да вы видели, чтобы ректор вызывал к себе в кабинет отличника и хвалил его? А вот неуспевающие сту­денты постоянно вызываются к ректору для разбо­рок. Один из моих знакомых - преподаватель вуза, бывший отличник - жаловался, что не может по­пасть к ректору для обсуждения очень важного дела. Тот все время занят разборками с неуспевающими студентами. Я предлагаю ставить двоечникам трой­ки, если уж невозможно их отчислить, а для от­личников создать специальные структуры, где они могли бы соревноваться друг с другом и развивать свой интеллект.

Мне кажется, что ничего страшного не произош­ло бы. Получив диплом, но ничего не умея, двоеч­ник не стал бы работать по этой профессии и не смог бы добиться льгот, так как не прошел бы со­циального тренинга. А может быть, видя, что от­личная учеба поощряется на самом высоком уров­не, тоже стал бы лучше учиться.

10. При удовлетворении и низшей и высшей по­требности последняя приобретает большую субъек­тивную значимость. Ради удовлетворения высшей потребности человек готов идти даже на жертвы.

11. Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовных идентификаций, тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше степень любовной идентификации. (Не путай­те любовь с сексом!) Здесь речь идет о любви.

12. Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные благоприятные гражданские и соци­альные последствия. Чем выше потребность, тем менее она эгоистична. Голод чрезвычайно эгоисти­чен. Это фактически самоудовлетворение. Но стрем­ление к любви уже приводит к взаимодействию с другими и т.д.

13. Удовлетворение высших потребностей при­ближает человека к самоактуализации. Самоактуа­лизированные люди очень похожи друг на друга, даже если живут в разных странах. Все самоактуа­лизированные, т.е. счастливые, люди в конечном итоге взбираются на одну вершину счастья, но толь­ко разными тропами. И вообще, счастье не имеет вариантов, а также пола, возраста, национально­сти, вероисповедания и прочих надуманных разли­чий. Варианты имеет несчастье. И путь развития один, много путей у застоя.

14. Жизнь на высоком уровне и удовлетворение высших потребностей приводит человека к есте­ственному индивидуализму. Он любит себя и лю­бит другого.

15. Чем выше уровень потребностей человека, тем более податлив он для психотерапевтического воздей­ствия. Психотерапевтические методы не могут помочь голодному человеку. Нередко возникает парадокс: чем больше нужна человеку психотерапевтическая по­мощь, тем реже он к ней обращается. Кстати, в пери­оды безработицы, как отмечал В. Франкл, работу в первую очередь теряют невротики.

16. Низшие потребности имеют более четкую ло­кализацию, более осязаемы, более ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более соматичны, чем потребность в уважении. Кроме того, удовлетворение низших потребностей более очевидно, чем удовлетворение высших.

Чтобы удовлетворить потребность в голоде, нуж­но съесть определенное количество пищи. А удовлетворение потребностей в познании не знает пре­делов.

Более того, когда вы начнете жаловаться, что не можете удовлетворить высшие потребности, вас про­сто не поймут.

Так, один весьма благополучный и известный врач, да еще и пенсионного возраста, к которому очень хорошо относились и пациенты и начальни­ки, страдал от того, что не мог оказать помощь ряду тяжелых больных в клинике, где он работал, не было необходимого оборудования. Он ходил по ин­станциям. Его претензий не понимали. Не понима­ли, что же ему нужно. С работы его никто не гнал, частная практика у него была, а он страдал, так как не мог работать в полную силу. В конце кон­цов, он ушел туда, где ему были созданы соответ­ствующие условия для работы.

В этом контексте я хочу подчеркнуть одно поло­жение: потребность в самоактуализации носит биологический характер. Полное здоровье и счас­тье без его удовлетворения невозможны. Просто пока тебе хочется есть и нет квартиры, тебе не до само­актуализации.

Осознание своих истинных потребностей и жела­ний - трудная задача. Для того чтобы наши инстин­кты не были окончательно задавлены, их следует «за­щитить» от культуры, образования и научения.

При таком подходе задача психотерапии - снять внутренние запреты, барьеры, и главными поняти­ями тогда станут спонтанность, естественность, са­моприятие, удовлетворение, свобода выбора, поиск способов наиболее ярко и свободно выразить им­пульсы, идущие из глубины души.

При таком подходе задача совершенствования природы человека может быть реализована только с помощью социальных мер, которые поощряют ин­стинктивные тенденции человека.

О людях, живущих на высших уровнях мотива­ции (самоактуализации), можно сказать, что их поступки и поведение чрезвычайно спонтанны, они открыты, простодушны, естественны и потому выразительны.

Они и есть норма. Вот о них мы сейчас и погово­рим.

Одно из основных качеств психологически здо­рового человека - это возможность контроля. По­ведение человека определяется двумя факторами - эмоциями и разумом. Эмоциональное или экспрес­сивное поведение почти не поддается контролю, его трудно скрыть, подавить, подделать.

Требуется усилие, чтобы ее сдержать. И разум­ное поведение требует усилий. Вот и надо так орга­низовать свою деятельность, чтобы то, что хочется делать, одновременно было бы и нужно и целесооб­разно. Тогда у человека не будет противоречий ни с обществом, ни с самим собой. Так, я хочу писать эту книгу, писать ее целесообразно.

Итак, в здоровом человеке гармонично сосуще­ствуют обе тенденции. Он может отказаться от са­моконтроля, но и контролировать себя, может удо­вольствие на время, он вежлив, старается не оби­жать людей, умеет промолчать и умеет держать себя в руках. Он способен быть стоиком и эпикурейцем, сдержанным и раскованным, искренним и отчуж­денным, веселым и деловитым. Он живет настоя­щим, но умеет думать и о будущем. Здоровый са­моактуализированный человек универсален в отли­чие от среднестатистического человека, он реализует большую часть возможностей, заложенных в его природе. Он движется к абсолютной человечности, т.е. к полному раскрытию своего человеческого по­тенциала.

А. Маслоу проводил исследование самоактуали­зированных людей. Испытуемыми у него стали зна­комые и друзья, общественные деятели и истори­ческие персонажи.

В результате были отобраны четыре категории испытуемых:

Семь очевидных и два условных примера са­моактуализации (современники, обследованы клинически).

Два очевидных примера самоактуализации, (жившие в прошлом люди - Линкольн и То­мас Джефферсон).

Семь очень условных примеров самоактуали­зации известных людей (Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Уильям Джеме, Джейн Адаме, Швей­цер, Олдос Хаксли и Спиноза).

Примеры частичной самоактуализации (пять человек).

А. Маслоу считал, что именно по лучшим пред­ставителям нужно судить о человечестве, а не по кар­ликам, уродам, больным, бандитам и хулиганам. Я решил повторить исследование А. Маслоу. И вот сре­ди тех, кто прошел мои тренинги, я нашел людей, которые стали на путь самоактуализации. Это я могу сказать с уверенностью. У них открылись способно­сти, о которых они и не подозревали, появились до­стижения, о которых они и мечтать не могли. А ког­да я в начале работы говорил им об этом, они смот­рели на меня как на сумасшедшего, а не уходили от меня просто только потому, что им некуда было идти. Все остальные врачи и психологи уже от них отка­зались. Вот у них я и нашел признаки самоактуали­зации (признаки психологически здорового челове­ка), описание которых сейчас и начинаю. Надеюсь, что, ориентируясь на них, вы сможете найти свой путь к самоактуализации.

Духовные потребности

Это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.

Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировозрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.

Потребность в познании-

это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познани может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях - мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное - т. е, идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания - научное и ху­дожественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание - это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование

Это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации - в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание

Это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни

Это, по-видимому, наиболее слож­ная духовная потребность. Она выражается в формировании миро­воззрения - системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концеп­ций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные об­щественные структуры, движения и организации с глубокой древно­сти стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жиз­ни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребно­стей используется широкий набор приемов - дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни, как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.


В выбранном мною высказывании автор выделяет проблему зависимости поведения и характера действий людей от их потребностей. Каждый человек находится под властью своих безграничных потребностей. Удовлетворяя одни потребности, у него появляются другие, и так по кругу.

Автор высказывания, советский психолог Б.Ф.Ломов, полагает, что "Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел". С этим высказыванием невозможно не согласиться, ведь потребности каждого человека - индивидуальны и если один человек ограничивается удовлетворением биологических потребностей, то другой будет действовать абсолютно по иному, удовлетворяя огромный спектр своих потребностей. Следовательно, если одному будет достаточно чувствовать себя защищенным, быть сытым и не чувствовать жажду, то другой человек хочет общаться, развиваться, ходить в театры - и тоже будет счастлив.

Перейдем к теоретическим обоснованиям. Потребность - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма. Потребности бывают биологическими, социальными, духовными. По А.Маслоу потребности делятся на первичные (физиологические, экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные). Именно мотивы деятельности человека связаны с удовлетворение его потребностей.

Помимо теоретических обоснований можно привести ряд конкретных примеров. Хорошим примером может послужить Илья Ильич Обломов - главный герой романа И.А.Гончарова "Обломов". Обломов - домосед, все, чо ему нужно - это вкусно поесть и поспать.

Больше он особо ничем не интересуется и не увлекается. Только его верный друг Штольц и Ольга Ильинская время от времени пытаются "растрясти" Обломова и сводить на светское мероприятие, например, на светский ужин в каком-нибудь доме. Сам Илья Ильич ничего не хотел, кроме вышеназванного, и поэтому почти все его действия ограничивались удовлетворением первичных потребностей. Вторым ярким примером может стать М.В.Ломоносов. Он - пример сильного стремления и огромного желания, тяги к знаниям. Именно его упорство и стремление помогли ему поставить цель и правильно расставить приоритеты перед собой. Цель заставляла его действовать, а значит все его действия были направлены на удовлетворение потребности в знаниях.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что каждый человек действует исходя из своих потребностей и желаний. И именно то, к чему человек стремится и чего желает - и определяет его в жизни.

Обновлено: 2018-02-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел». (Б.Ф. Ломов)

Потребность в знаниях - одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis - знание + logos - учение), или теорией познания.

Познание в целом - творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире.

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности - трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, - потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное - необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания - это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Философия познания

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” - слово греческого происхождения (гнозис - знание и логос - слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания - неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.



При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение - таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Субъект и объект познания в философии

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет - часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии - на его происхождение, культурологии - на культуру, этнографии - на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Подробное представление информации о формировании в потребности в знаниях у учащихся и др. в данной статье.

В качестве действенной стимулирующей силы обучения выступают потребности, интересы и другие мотивы учебной деятельности.

Потребности и интересы как качественные характеристики личности генетически связаны между собой.

Первопричиной возникновения любого интереса являются потребности. Однако любая потребность становится источником интереса опосредственно, через определенный круг потребностей и, прежде всего, через потребность в определенном виде труда.

Потребность есть нужда в чем-нибудь недостающем, отсутствующем, необходимом для поддержания и развития материальной и духовной жизни человека, то есть то, без чего существование затруднено или невозможно.

Интересы есть направленность личности на тот или иной предмет или деятельность с целью их познания и практического овладения ими, сопровождаемая определенными эмоциями, психомоторной и интеллектуальной активностью, волевыми усилиями.

Поэтому интересы, являясь качественной характеристикой личности, регулируют всеми интеллектуальными и идеомоторными ее процессами.

Потребность исчерпывается после ее удовлетворения, интерес же по мере его удовлетворения расширяется, усиливается.

Формирование познавательных потребностей и интересов осуществляется по двум основным направлениям:

  • новизны материала;
  • ориентации учебного материала на перевод житейских представлений на уровень научных, знаний.
  • показ новейших достижений науки,
  • применение знаний на практике,
  • факты из истории науки.

2. Организация познавательной деятельности школьников является стимулом к развитию их познавательных потребностей и интересов при условии:

  • разнообразной самостоятельной работы рассчитанной на успех;
  • использование проблемного обучения;
  • использование системы усложняющихся познавательных задач;
  • выполнение творческих и исследовательских самостоятельных работ.
  • использование средств вызывающих у учеников осознание собственного роста, развитие рефлексии.

Таким образом, мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные потребности и интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными и практически убедительными.

Мотив — это обоснование определенного отношения человека к деятельности и понимание той цели, ради которой данная деятельность совершается.

Все мотивы можно разделить на непосредственные, реально действующие т.е. побуждающие к деятельности в данный момент. И мотивы опосредованные, перспективные, имеющие в виду отдаленную цель.

Непосредственными мотивами могут быть:

  • стремление не отставать от товарищей по классу;
  • желание порадовать родителей хорошей оценкой;
  • вызывает интерес материал предмета, отдельной темы, урока;
  • вызывает интерес сам процесс деятельности (выработка познавательной потребности);
  • авторитет учителя.

Опосредованные мотивы могут быть:

  • социальные мотивы (быть полезным родине, обществу);
  • профессиональные мотивы — подготовиться к поступлению в техникум, институт, училище;
  • этические мотивы (хочу быть образованным и культурным, всесторонне развитым);
  • эстетические мотивы.

При этом не всегда успех в учебе может быть движим положительными мотивами, но они могут быть и отрицательными (эгоистические устремления — желание встать над коллективом, показать свое превосходство).

Успех в учебе может быть сопряжен не с одним мотивом, а с совокупностью многих мотивов. Это говорит о том, что мотивы сосуществуют, взаимодействуют друг с другом, оказывают то или иное влияние друг на друга.

В связи с этим задача воспитания положительных мотивов учения является весьма сложной и ответственной.

Успех в учебе зависит не только от владения навыками, умениями, но и от изменения мотивов его деятельности.

Интерес к обучению, например, способствует изменению отношения к уроку, к учебному предмету у самых ленивых, инертных учащихся.

Вот почему формирование и развитие положительных потребностей, интересов и других мотивов учащихся одна из профессиональных задач учителя.