Правополушарное рисование. Правополушарное рисование карандашом: особенности метода Рисование правым полушарием мозга

В 1952 году Роджер Сперри, американский нейропсихолог, определил, что полушария мозга могут работать не только в тандеме, но и независимо друг от друга. При этом правое полушарие позволяет определить предмет и, на основе интуитивных восприятий, выразить его при помощи творчества. За счет работы этого полушария, обрабатываются зрительные образы, согласно их расположению относительно предметов, места и времени. Фактически, предмет воспроизводится в виде общей картины взаимодействия с окружающим миром.

В 80-е годы XX века, на основании этого открытия был выведен метод правополушарного рисования. Он базируется на развитии активности правого полушария и способности временно «отключить» работу левого полушария, отвечающего за аналитическую работу. В данном случае, когда левое полушарие делает вывод, что у человека отсутствуют способности к рисованию, правое полушарие помогает рисовать воспринятые образы, исключив знания об умении и способностях.

Способы рисования.

Художница Бетти Эдвардс в своей книге по принципам правополушарного рисования подробно описала, как правильно действовать, чтобы получить желаемый результат. Для включения правого полушария в работу, она предложила рисовать предмет вверх ногами или дорисовывать его из частично предложенных линий. При таких действиях левое полушарие перестает видеть смысл и прекращает участвовать в процессе.

Достоинства данного метода.

Правополушарное рисование действует на мозг, как тренажер. За счет включения в процесс правого полушария, его тренировки, у человека появляются дополнительный потенциал для генерирования творческие идей, возможности проявить себя в иных творческих направлениях.

Сам процесс рисования становится легким, рисунки получаются быстро. Практически отсутствуют усилия, прилагаемые к созданию рисунка — происходит прилив творческой энергии. С первых минут исчезает страх перед рисованием. Поэтому метод можно смело считать терапией от усталости и плохого настроения. Художник начинает получать удовольствие от процесса, видя хороший результат и может самостоятельно обучить методу своих родных, близких и друзей. Получившиеся картины можно преподнести в качестве подарка на любой праздник, так как это уже не просто рисунки начинающего художника, а произведения мастера.

Рисование станет не только увлекательным способом попробовать что-то новое, но и превратится в хобби. Метод подходит каждому, независимо от возраста, пола и статуса. Для ответственных людей метод поможет более уверенно и творчески подходить к решению сложных задач. Мамам он станет помощником в развитии ребенка и формировании у него позитивного представления об окружающем мире. Даже дети от одного года могут именоваться художниками, ведь в их рисунках есть свой смысл. Для некоторых детей это станет шагом к великому будущему искусства. Люди творческих профессий смогут качественно и ярко презентовать свои идеи и повысить конкурентоспособность среди коллег. Метод подходит для применения в качестве семейной терапии для объединения пары за одним занятием и налаживания климата отношений.

Правополушарное рисование раскрывает возможности, которые позволяют создать целое художественное произведение:

  • восприятие света, теней и пространства;
  • соизмеримость частей предмета и предмета по отношению к окружающему пространству;
  • определение границ предмета и поля для его рисования;
  • воспроизведение предмета на рисунке без видения самого предмета;
  • включение воображения в процесс.

Отличие метода от привычного подхода к рисованию.

Если этот метод освоен и появилось желание поучиться в художественной школе и пополнить базу знаний общепринятыми основами рисования, стоит быть готовым к тому, что придется переучиваться. Практически все школы применяют технику левополушарного рисования, основанном на аналитической работе мозга. Также стоит отметить, что обучение в данном случае займет много времени и придется предварительно изучить множество произведений известных художников, работавших в различных техниках.

Где можно пройти обучение?

Обучиться использованию техники правополушарного рисования можно на различных мастер-классах, которые проводят художники, решившие дать каждому возможность почувствовать себя талантливым и отошедшие от стандартных методов рисунка.

Мастер-классы проводят на открытых площадках в парках, в школах и частных мастерских. Практически всегда инструменты и материалы для работы предоставляются на месте, что делает обучение более доступным. Важно помнить, что на такие мероприятия требуется предварительная запись из-за большого количества желающих.

Для тех, кто хочет самостоятельно научиться рисованию, предлагаем скачать картинки-срисовки. Они помогут начинающим художникам в обучении:

В заключение можно добавить, что стоит немного поверить в себя, набраться смелости, и откроется яркий мир красок, фантазий и вдохновения.

Правополушарное рисование карандашом – особенный метод, позволяющий освоить рисование за считанные дни. Кажется невероятным? Напротив! Доказано, что даже те люди, которые были абсолютно уверены в своей непричастности к художественному творчеству, могут создавать картины, достойные профессиональной характеристики. Как это возможно и в чем заключается уникальность данного метода , рассмотрим ниже.

Техника правополушарного рисования карандашом

Мастер классы правополушарного рисования карандашом проводятся вовсе не для состоявшихся художников. В школы рисования приходят люди, которые никогда не держали в руках карандаш, чтобы нарисовать пейзаж или портрет. Даже те люди, которые думали, что их удел — крестики-нолики, уже после одного мастер класса правополушарного рисования карандашом могут убедиться в своей исключительности, ведь они увидят свои безграничные возможности.

Правополушарное рисование карандашом проводится для всех людей вне зависимости от возраста и пола. Мужчины и женщины в зрелом и пенсионном возрасте открывают свои способности наравне с молодыми людьми.

Правоe полушарие мозга видит мир таким, какой он есть, без иллюзий и ощущений, которые могут быть навеяны опытом левого полушария. Поэтому основной целью людей, которые хотят освоить правополушарное рисование карандашом является возможность отдохнуть «душой».

В процессе своей работы ученики осваивают несколько приемов изобразительного искусства:

  • создают фон будущего портрета или картины;
  • учатся использовать карандаш;
  • учатся изображать воду, растения, облака и людей.

Ученики школ рисования и участники мастер классов по правополушарному рисованию выполняют специальные упражнения, которые помогают им раскрыть в себе образное мышление, творчество, интуицию и креативность. Руководители школ рекомендуют им провести следующие упражнения :

  • нарисовать изображение в перевернутом виде;
  • вспомнить эпизоды из детства;
  • в течение занятий звучит музыка, которая помогает погрузиться в состояние создающего шедевр человека;
  • стараться увидеть не объекты и формы, а линии и пятна, здесь неважно, умеете вы штриховать, важно правильно распределить темные и светлые пятна.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="" data-uk-scrollspy="{cls:"uk-animation-fade uk-invisible", target:"> div > .uk-panel", delay:300}">






Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Они отвечают за разные аспекты нашей деятельности. С помощью левого полушария мы воспринимаем окружающий мир, можем слышать, видеть, говорить и рассуждать. Слова, звуки, буквы, цифры мы воспринимаем, благодаря работе этой части мозга. Правое же полушарие помогает нам творчески мыслить, мечтать и фантазировать. Соответственно у всех творческих людей больше развита именно эта половина головного мозга.

Так уж сложилось, что люди с аналитическим складом ума не могут мыслить творчески. Левое полушарие у них преобладает над правым. Они с легкостью могут решить сложнейшие математические задачи, а если предложить им нарисовать что-либо, то это будут банальные прямые линии, кружки и овалы. Люди с плохо развитым правым полушарием больше поддаются депрессиям и психическим расстройствам. Чтобы с легкостью выходить из сложных ситуаций и мыслить креативно, необходимо развивать работу этой части мозга.

Развитие правого полушария головного мозга

Развитие правого полушария способствует усилению интуиции, способности ответить на сложные вопросы и открыть множество новых возможностей. Учеными доказано, что помочь активизировать работу этой половины мозга сможет рисование. Его называют правополушарным рисованием.

Для этого потребуется выполнять несколько несложных упражнений. Например: нарисовать рисунок, который висит вверх ногами. Левое полушарие не справится с заданием, для него это не четко поставленная задача, следовательно, в работу включится правое полушарие. Таким же образом можно попробовать нарисовать негатив. Это научит работать с образцами.

Данную методику разработал Роджер Сперри, он впервые опубликовал ее в 1968 году и получил Нобелевскую премию в 1981 году. Правополушарное рисование запускает творческое мышление и помогает понимать самого себя. Окружающий мир открывается в другом цвете, становится живой и доступный.

Методика правополушарного рисования

Методику правополушарного рисования разрабатывала Бетти Эдвардс. Она посвятила этому долгие годы и в результате издала книгу «Открой в себе художника». Легкий язык, которым она изложила суть метода, доступен и понятен для любой аудитории. Бетти Эдвардс утверждала, что рисовать совсем несложно, нужно просто открыть в себе особое видение окружающего. Перестать бояться этого. Каждый человек умеет рисовать, но привычное восприятие мешает этой способности. Более половины людей уверены, что для занятий изобразительным искусством у них нет ни способностей, ни таланта. В своей книге преподаватель доказала обратное и сравнила рисование с ездой на велосипеде. На первый взгляд все достаточно просто: нужно сесть на велосипед, крутить педали, держать равновесие и ехать. Но, как оказывается, все не так легко и не каждому по силам. Чтобы приобрести такие навыки, требуется пройти через множество тренировок. Так и с рисованием. Нужно изображать то, что видишь, только необходимо научиться правильно видеть.

Каждый человек умеет рисовать, но привычное восприятие мешает этой способности. Более половины людей уверены, что для занятий изобразительным искусством у них нет ни способностей, ни таланта.

В книге все пошагово описано. Этой методикой заинтересовалось большое количество художников, педагогов и психологов. Данный метод помогает отключить левое полушарие головного мозга и работать только правым полушарием. Благодаря этому творятся шедевры.

Метод Бетти Эдвардс раскрывает такие возможности:

1. Воспринимать свет и тень.

2. Воспринимать пространство.

3. Определять соотношение предметов и их частей.

4. Восприятие краев предмета.

5. Рисование объектов по памяти.

6. Рисовать с помощью воображения.

Преимущества правополушарного рисования

Во время такого рисования в работу очень быстро включается правое полушарие головного мозга. Благодаря этому можно не только быстро научиться навыкам изобразительного искусства, но и значительно увеличить любую другую деятельность. Мозг начинает работать в полную силу через 30 минут тренировки. Это позволяет экономить физическую энергию, а вдохновение снимает усталость и дает прилив новых сил. Открывается то необходимое видение, в памяти всплывают образы, которые когда-то зафиксировал мозг.

Для кого полезна методика

Данная методика полезна как взрослым, так и детям. Они проявляют интерес к рисованию с первого года жизни. Сначала это каракули, не несущие никакого смысла. В 2 года дети рисуют уже более осознанно и каждая их работа что-то означает. Например: изобразив несколько известных символов (кружочек, точки, палочки), ребенок получит изображение человечка, если он сделает символы больше, получится большой человечек. Так ребенок начинает рисовать свою семью. К 5 годам малыш запоминает еще больше символов и может изобразить то, что видит изо дня в день: дом, дерево, цветок и так далее. В 10–12 лет дети пытаются нарисовать предметы более реалистичными. Не у всех это получается и поэтому желание пропадает, в результате уже во взрослой жизни художественное развитие остается на уровне 12-летнего ребенка. Если же удастся такое желание сохранить - это гарантированный успех и перспектива стать хорошим художником.

Личный опыт

Этот метод вызывает интерес у многих мам, он позволяет им больше заниматься вместе со своими детьми. Это помогает и ребенку, и маме быть более уверенными в своих силах. Доказано, что такая методика благоприятно влияет на беременных. Психика женщины, готовящейся к материнству, очень беспокойна. Правополушарное рисование помогает обрести гармонию и позитивно влияет на малыша в утробе. Не удивительно будет, если родившийся ребенок в будущем станет талантливым и целеустремленным.

Такую методику зачастую используют психологи для решения проблем в семьях. Это помогает открыться с другой стороны всем членам семьи, что приводит к сближению детей и родителей.

В заключении стоит добавить, что правополушарное рисование не только учит художественному искусству, но и изменяет мышление человека в целом. Для жизни человека одинаково важны оба полушария. Ведь художникам тоже необходимо уметь читать, считать, писать и думать. Обучение рисованию практикуется, чтобы раскрыть личность со всех сторон, а не только, чтобы стать художником. Запуск активной работы полушарий помогает достичь гармонии внутреннего мира человека.

Нравится

Глядя на картины великих художников, мы все восхищаемся: «Ах, какой талант!» и где-то в глубине души сожалеем, что не обладаем подобным даром, а так хотелось бы… хоть чуть-чуть! Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! Как это возможно? Давайте разберемся.

Как устроен мозг

Известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.

Американский нейропсихолог Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии за свои работы, как раз занимался исследованиями мозга. Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

Главная идея правополушарного рисования

Как же все-таки переложить художественную задачу с левого на правое полушарие и не будет ли оно тоже возражать)))? Этому вопросу посвятила себя американская преподавательница Бетти Эдвардс. Бетти преподавала и занималась исследованиями в Калифорнийском государственном университете. Результатом ее работы стала книга «Открой в себе художника».

Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, основная идея правополушарного рисования заключена в следующем: чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного вѝдения. Рисование – это несложно. Основная проблема - это умение видеть, а точнее, сам переход в режим «особого вѝдения». Изначально кажется, что предметы мы видим очень даже отчетливо, а проблема как раз таки в том, чтобы реалистично нарисовать этот предмет. Но! Оказывается, все наоборот! Другими словами, человек уже умеет рисовать, но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.

В своей книге Бетти Эдвард сравнивает обучение рисованию с обучением езде на велосипеде. Кажется, все просто: садишься на велосипед, крутишь педали, держишь равновесие и едешь! Но на практике это не получается с первого раза; нужно пробовать и раз, и два, до тех пор, пока не сможешь скоординировать все движения. Так же и с рисованием: нужно взять карандаш и просто нарисовать то, что видишь, только следует научиться правильно «видеть».

С помощью некоторых упражнений можно развить в себе эту способность «видеть» как художник, а, следовательно, и рисовать! Так Бетти Эдвардс предлагает:

Повесить перед собой какой-либо рисунок вверх ногами и попробовать нарисовать его. Левое полушарие не может справиться с этой задачей, так как ему непонятно, что рисовать, оно же привыкло работать с конкретными знаками, поэтому в работу вступает правое.

Попробовать нарисовать двусмысленную картинку, типа вазы-лѝца. Это тоже помогает научиться работать с образами, рисовать то, что видишь (линию, изгиб), а не «раскладывать» на составляющие (лоб, нос, губы).

Рисовать негатив – то есть то, что бы мы увидели, если бы сфотографировали картинку и смотрели на негатив. Или по-другому это называют «рисование пустого пространства»: то есть, рисуем не сам объект, а то пространство, что его окружает. Это также учит работать с образами.

Вообще, в книге приведен ряд последовательных упражнений, которые шаг за шагом раскрывают возможности правого полушария.

Методикой Бетти заинтересовались многие педагоги, психологи и художники, каждый по-своему ее развивал и предлагал собственные методы. Современные психологи также предлагают свои упражнения и методики на семинарах и тренингах.

Например:

Рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.

Рисовать руками. В процессе такого творчества человек как бы становится ребенком, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.

Кому это полезно

Детям. Дети изначально правополушарны. Он воспринимают мир таким, какой он есть – ярким, красочным и интересным, поэтому они такие фантазеры и мечтатели. И уже позже у ребенка развивается аналитическое мышление. Дети раскладывают все на части, изучают буквы и цифры. Традиционная школьная система также больше ориентирована на развитие левого полушария – дети читают учебники, пишут в тетрадках, составляют таблицы и графики. Поэтому, чтобы правое полушарие «не скучало», можно рисовать по данному методу.

Творческим людям. Часто бывает, что талантливый человек проявляет себя не в одном виде искусства. Все закономерно: учась рисовать, человек развивает правое полушарие, а творческое полушарие стремиться проявить себя еще где-то.

Бизнесменам. Эти людям по роду профессии постоянно требуется решать нестандартные задачи, и от оригинальности идеи порой зависит весь успех дела, так что, раскрывшись в живописи, мозг сможет интуитивно находить верные решения и в бизнесе.

И всем тем, кому интересно попробовать что-то новое, развить в себе скрытые способности.

Как учатся рисовать дети

Бетти Эдвардс тщательно изучала и наблюдала, как учатся рисовать дети. Вот что она выявила.

Около одного года дети уже с удовольствием начинают осваивать первые «каракули», хаотично водя карандашом или кистью по бумаге. И это доставляет им большое удовольствие.

Рисунок ребенка 1,5лет

К двум годам ребенок начинает осознавать, что его рисунок может обозначать что-то, что есть в реальном мире. Так, например, рисуется круг, добавляются две точки-глазки, палочка-рот и получается мама. Таким образом ребенок начинает разрабатывать собственную систему символов. С помощью одних и тех же символов рисуется сам ребенок, папа (только побольше), мама (добавляются длинные волосы), бабушка (добавляются очки) и т.д. Маленький художник изо дня в день рисует похожие картинки, оттачивая собственные символы.

Рисунок ребенка 4 лет

Около 4-5 лет ребенок начинает осваивать пейзажи, на которых также изо дня в день повторяется одинаковый домик с окошком и дверью; традиционная земля – зеленая полоска внизу рисунка, небо – синяя полоска сверху, солнце, дерево. Затем девочки начинают рисовать принцесс и фей, а мальчики транспорт и супергероев. В возрасте 10-12 лет у ребенка появляется тяга к реализму, огромное желание нарисовать предмет таким, какой он есть в действительности. Тот, у кого это не получается, просто теряет интерес к рисованию и во взрослой жизни их умение рисовать остается на уровне 12-летнего ребенка. Другая же часть детей все-таки развивают в себе умение «видеть» предмет как художник и добиваются успехов в рисовании.

Таким образом, когда взрослому человеку предлагают что-то изобразить на бумаге, он обращается к системе символов, разработанной в детстве и хранящейся в левом полушарии. Человек лишь мельком бросает взгляд на объект и начинает «выдавать» на бумаге привычные символы: вот символ для глаза, вот для носа, а вот и губы. Как разрешить эту дилемму? Психолог Роберт Орнштейн утверждает, что для того, чтобы рисовать, художник должен отражать предметы подобно зеркалу, воспринимать их точно такими, какие они есть. Таким образом, мы должны выключать доминирующий режим левого полушария и довериться другой, художественной и творческой, стороне мозга.

Рисовать могут все. Нужно только во время процесса перестать думать и анализировать свои действия, а просто погрузиться в процесс творчества))))

Как устроен детский мозг

Как мы уже говорили, дети изначально правополушарны. Примерно до 2-х лет у ребенка доминирует правое полушарие, поэтому дети такие любознательные - им хочется все исследовать, потрогать, попробовать. Затем в работу включается левое полушарие – сначала развивается речь, затем умение писать, читать, считать. В это время очень важно соблюсти баланс в развитии ребенка: обучая раннему чтению, письму, счету (развитие левого полушария), не следует забывать про развитие творческих способностей (правое полушарие). В противном случае левое полушарие становится доминирующим и просто блокирует работу правого, таким образом, человек уже не может полностью раскрыться и реализовать все возможности, которые были изначально заложены природой.

Как заниматься рисованием с ребенком

Конечно, чтобы грамотно направлять юный талант и тактично подсказывать, для занятий с ребенком нужен чуткий психолог, опытный педагог и талантливый художник в одном лице. На первых порах с этой ролью отлично справится мама.) Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария.

* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.

* Зеркальное рисование. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.

Пример зеркально-симметричных рисунков

* Рисование на цветной бумаге. Предлагайте ребенку несколько разноцветных листов, малыш сам должен выбрать, на каком фоне он хочет порисовать. Сам процесс выбора цветного листа уже будоражит воображение, активирует работу с образами и ассоциациями, т.е. «включает» правое полушарие.

Белый зверек на черном фоне. Черный цвет для детей не мрачный, а интересный, так как выбирают дети по контрастности

* Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!

Гармоничное взаимодействие полушарий

И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И даже самым великим художникам в жизни нужно и писать, и считать, и думать. Хорошо, когда развито правое полушарие, прекрасно – когда левое, и замечательно – когда оба. И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.