Презентация «Древние инки. Доколумбовая америка Игры и развлечения

Слайд 2

Художественная культура народов доколумбовой Америки

  • Слайд 3

    Таблица для работы на уроке

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Ацтеки.Тенотчетлан.

    Теночтитлан – это город-государство древних ацтеков, найденный на территории современного Мехико. Теночтитлан был основан примерно в 1325 году прямо посреди озера Тескоко, но просуществовал менее 200 лет и был разрушен Эрнаном Кортесе и его испанскими конкистадорами, которых поразило богатство и великолепие Теночтитлана. В центре города стояло два главных 30-метровых храма в виде пирамид, где ацтеки совершали жертвоприношения: еще у живого человека обсидиановым ножом вырезали сердце и клали его на алтарь. Правители ацтеков жили в громадных дворцах, окруженных шикарными садами возле храмов. Что интересно, в городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Испанцы атаковали город несколько раз и после 70-днейвной осады ацтеки были перебиты, их император Монтесума II был убит, а город почти полностью разрушили, построив со временем на его месте Мехико – владения испанской короны.

    Слайд 6

    Ацтеки

    Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм.

    Слайд 7

    Ацтеки. Великий храм

  • Слайд 8

    Ацтеки.Великий храм

    Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

    Слайд 9

    Игры и развлечения

    Самым важным спортом в Мексике была игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60 метров, в ширину – до 9 и была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатуренными. Из центра каждой боковой стены выступало под прямыми углами над главной частью корта на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо – с отверстием, достаточно большим, чтобы в него проходил каучуковый мяч диаметром 15 сантиметров. Корт, по описанию в Кодексе Мендосы, делился на четыре части, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 10

    Более привычно для нас разделение корта для этой игры на две половины – линией, проведенной от одного кольца до другого. Игроки должны были перекидывать мяч через эту линию, очки давались каждый раз, когда команде удавалось направить мяч в поперечную секцию половины противника. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали что-то вроде щитков, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения или получали такие сильные ушибы, что доктора вынуждены были пускать им кровь.

    Слайд 11

    Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество зрителей. Это было сделать не так-то легко, поскольку зрители старались поспешно пробраться к выходу, в то время как игроки и их болельщики пытались схватить как можно больше жертв.

    Слайд 12

    Церемонии ацтеков были связаны с богами и войнами

  • Слайд 13

    Игры и развлечения

    На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно строились рядом с наиболее важными храмами. В Теночтитланев храмовом комплексе располагались две игровые площадки, посвященные Солнцу и Луне.

    Игра также использовалась в качестве испытания прорицаний. Так, Тескоко поставил в заклад свое царство против трех индюков в матче с Монтесумой, чтобы определить, говорили ли тескоканские астрологи правду, когда предсказали, что вскоре Мексикой будут править чужаки. В двух первых играх победу одержал Монтесума, но Нецауальпилли выиграл следующие три и вышел победителем. Ацтекский правитель, как нетрудно предположить, покинул площадку весьма озабоченным, и прошло не так уж много времени до того дня, когда предсказание сбылось.

    Слайд 14

    Музыка и танцы

    Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки.

    Главную партию исполнял уэуэтлъ, вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой порядка метра и 30 сантиметров в диаметре. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. На боках вырезаны барельефы. Эти вертикальные барабаны можно было настраивать – тон повышался путем нагревания инструмента возле жаровни. Обычно в уэуэтль били руками. Диас отмечал, что барабаны в храмах издавали «печальный звук», который был слышен за 6 миль.

    Меньшие по размеру уэуэтли вешались на шею или зажимались под мышкой.

    Более высокие звуки издавал тепонастли – деревянный гонг в форме горизонтального цилиндра. В него били палочками с каучуковыми наконечниками. Ацтекские гонги часто делались в форме животных или человека, а в стране миштеков их украшали резными мифологическими или религиозными сценками.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Были и трещотки причудливых форм из глины или дерева. К ударным инструментам также относились высушенные тыквы, наполненные семенами или галькой, при тряске они издавали шелестящий звук. Самый большой инструмент из рода трещоток был увешан колокольчиками и деревянными дисками, которые бились друг о друга, когда одним концом инструмент ударялся о землю. Еще один ритмический инструмент – «терка» из зазубренной кости, по которой водили палочкой или краем раковины. Да еще танцоры, чтобы усилить ритмический эффект, прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов.

    Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины (реже из бамбука или кости), они были 6-8 дюймов длиной и могли издавать только определенное количество нот. Обычно нот было пять, что позволяет предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имевшие в целом до шестнадцати клапанов.

    Слайд 17

    Артисты, развлекающие знать. В представлении участвуют музыканты, жонглер, горбуны и карлик.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Майя.Паленки

    Цивилизация майя просуществовала на Земле почти тысячу лет. Это были самые развитые люди в Америке, с которым столкнулись испанцы в ходе завоевания новых земель. Архитектурный комплекс Паленке (Мексика) – один из самых блестящих городов майя, история его насчитывает 9 веков – с конца 1 тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Раньше это была столица Баакульского царства. В Паленке сохранились остатки дворца, несколько зданий и храмов и пирамида, похожая на гробницы фараонов в Египте. Сначала, археологи, ведущие раскопки в Паленке обнаружили в полу одного из храмов необычную плиту и через 4 года работы раскопали тоннель с лестницей, ведущей вниз, и нашли треугольный камень весом более тонны. За этой «дверью» обнаружился каменный саркофаг, внутри которого лежал скелет, чье лицо прикрывала почти невредимая маска из мозаики, инкрустированная нефритом, обсидианом и перламутром. Ученые считают, что Паленке погиб в результате нашествия племен с побережья Мексиканского залива в IX в.

    Слайд 20

    Театр майя

    Археологи из мексиканского Национального института антропологии и истории обнаружили остатки театра майя, построенного для местной элиты около 1,2 тыс. лет назад. Руины сооружения обнаружили в местечке План де Аюта в штате Чьяпас.

    Археолог Луис Альберто Мартос предполагает, что сооружение вмещало 120 человек и предназначался для элиты древнего города майя. Театр был создан по указанию правящей элиты города. На его сцене представлялись произведения, прославляющие правителей, а на представления приглашались только выдающиеся деятели племени.

    Слайд 21

    Театр майя.

  • Слайд 22

    Театр майя

    Это был уникальный театр, находившийся в пределах дворцового комплекса, что делает его отличным от других уже изученных, которые, как правило, располагались в местах, предназначенных для толпы. Он был окружен несколькими постройками, возведенными ранее в 250-550 гг. н.э. Фасад одного из этих сооружений был разрушен для создания сцены и улучшения акустики.

    Возле развалин театра археологи обнаружили изваяния, созданные древними скульптурами в честь богов кукурузы, которая была главным продуктом питания для народа майя. Там также найдены статуи в честь правителей Солнца и летучих мышей.

    Слайд 23

    Слайд 24

    Ранее развалины театров были обнаружены на территории археологического центра Тикаль (Гватемала), созданного в древности народом майя, а также в ряде районов Мексики. Археологическая зона Окосинго расположена в128 км от древнего города Паленке, где ранее археологи сделали ряд важных открытий. По мнению исследователей, обнаруженные там находки существенно расширяют знания о культуре цивилизации майя.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Как считают археологи, город Аютла был создан народом майя в 150 году до н.э. и существовал до 12 века н.э. Он был покинут жителями по причинам, которые пока точно не установили исследователи.

    Археологи INAH предположили, что в 800-850 г. н.э. в городе была узаконена новая правящая династия местной элитой посредством политического театра.

    Слайд 27

    По мнению экспертов, театр использовался правящей группой для легитимизации власти через представление произведений политического характера. Правители публично осуществляли свою власть, используя театр при ведении переговоров или при посольских приемах. Затем возникли конфликты из-за борьбы за власть, была не удавшаяся попытка установить новую династию, и город был заброшен между 1000 и 1100 гг. н.э.

    Слайд 28

    Слайд 29

    Инки.Мачу –Пикчу

    Загадочный город инков Мачу-Пикчу (в пер. с инкского «старая гора») находится в горах, на высоте более 2 тыс. м над долиной реки Урубамбы (Перу). Этот город был построен приблизительно в 1440 г. правителем инков – Пачакутеком. Город был задуман, как священный приют и в 1532 году, когда в империю инков вторглись испанские конкистадоры, все жители города таинственным образом исчезли. 400 лет здесь никто не жил. Конкистадоры так и не дошли до Мачу-Пикчу и не успели его разрушить. Но до сих пор его жители, его точное предназначение, культура и образ жизни инков для ученых – большая загадка. Мачу-Пикчу расположен достаточно далеко от центра древнего государства инков, быть может, только благодаря этому он дожил до наших дней, несмотря на вторжение европейцев.

    Слайд 30

    Театр инков

    В силу исторических обстоятельств сохранилось достаточно мало образцов литературного творчества традиционных культур Америки. Поэтому те редкие тексты, которые существуют, не могут заполнить лакуны в нашем знании литературных и - тем более - театральных традиций доколумбовой Америки.То же, что сохранила история, с недавнего времени доступно на русском языке.Из драм древних инков две ("Апу-Ольянтай" - наиболее известное произведение, "Уткха-Павкар") сохранились полностью и одна ("Суримана") - в виде одного фрагмента-диалога. Поэтические произведения инков создавалась певцами-амаута, которые на основе танцевальной пантомимы и мифолого-исторических сказаний создали и театр. В описаниях хронистов содержатся сведения о постановках различных пьес, которые игрались по несколько в день. Драмы представлялись на площадке округлой формы, сзади отгороженной искусственным лесом. Актёры находились в середине этой площадки (малки).Драмы инков сохранились на языке кечуа (называемом также "руна-сими", т.е. язык человека), который очень труден для перевода

    Слайд 31

    Слайд 32

    Жанры инкской драматругии – уанка (драмы, изображающая исторические события, подвиги полководцев, вождей, правителей) и аранвай (изображающая частную и зачастую вполне бытовую жизнь). Финал не обязательно был светлым (как в "Апу-Ольянтай", "Уткха-Павкар"), допускались и трагические ("Суримана"). Соединение трагизма с комизмом в текстах - нередкое явление (среди персонажей пьес были шуты-каничу).Драмы ставились с музыкой: в текстах видны т.н. арави (песни, 3 - в "Ольянтае", 1 – в "Уткха-Павкаре"), в которых мы видим метафорическое дублирование сюжета.Интересно, что у инков мы видим запрет на представление лиц, продолжающих своё существование, п.ч. это либо влечёт живого в мир усопших, либо создаёт ситуацию раздвоения личности (учёные расходятся в интерпретациях).

    Слайд 33

    Маски инков

    В древней Мексике богов часто изображали в виде масок. Эта деревянная маска бога дождя Тлалока богато украшена мозаикой из бирюзы и другими (цветными камнями. Этого бога можно узнать по совоебразным глазам.Во время ритуальных процессий маски надевали жрецы, таким образом они хотели соединиться с божествами, маски которых надевали. Носитель маски j на время перевоплощался в образ и становился чело-векобогом. Чтобы подчеркнуть свою власть, цари и князья велели класть к себе в могилу такие маски. ; Для многих племен искусство маски было и есть магическим средством, с помощью которого можно приблизиться к отдаленным богам и слиться с их силой.

    Слайд 34

    Слайд 35

    Таблица для работы на уроке

  • Слайд 36

    Домашнее задание:

    1.Достопримечательности Вашингтона.
    2.История появления города.
    3.Герб Вашингтона.

    Посмотреть все слайды






    Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культовые центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.






    В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.






    К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драго­ценными камнями и перламутром.














    Наиболее грандиозное архитектурное сооружение пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.


















    Статуя Коатликуэ Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ богини земли, смерти и весеннего плодородия, матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.


















    В отличие от Египта, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища шла длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.









    Пирамида Кукулькана Одна из вершин зодчества майя девятиступенчатая пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица на территории современной Мексики. Это был главный храм города. На высоту двадцати метров поднимался он над окружающей местностью и определял архитектурный силуэт города. Взору человека, находящегося в любой его точке, неизменно представало это величественное архитектурное сооружение.


    Пирамида Кукулькана К каждой из четырех сторон пирамиды вела лестница, состоящая из 91 ступени, что в сумме давало число 364. Если же учесть платформу на вершине пирамиды, мы получим число 365, равное количеству дней в солнечном году. Девять ступеней террас, разделенных лестницей, образуют 18 секций на одной стороне, что соответствует числу месяцев по календарю майя. Каждая лестница была окружена колоннами с изображениями крылатых драконов.





































    69


    Храм солнца Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода главный храм Солнца «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.
    Сад инков Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели люди, птицы, ящерицы, насекомые были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.



    Рельеф на вратах Солнца Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках.


    Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных бо­жеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изобра­ жением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.


    Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество)





    Слайд 1

    Театр ацтеков, майя и инков.

    Слайд 2

    Художественная культура народов доколумбовой Америки

    Слайд 3

    Таблица для работы на уроке.

    Слайд 5

    Ацтеки.Тенотчетлан.

    Теночтитлан – это город-государство древних ацтеков, найденный на территории современного Мехико. Теночтитлан был основан примерно в 1325 году прямо посреди озера Тескоко, но просуществовал менее 200 лет и был разрушен Эрнаном Кортесе и его испанскими конкистадорами, которых поразило богатство и великолепие Теночтитлана. В центре города стояло два главных 30-метровых храма в виде пирамид, где ацтеки совершали жертвоприношения: еще у живого человека обсидиановым ножом вырезали сердце и клали его на алтарь. Правители ацтеков жили в громадных дворцах, окруженных шикарными садами возле храмов. Что интересно, в городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Испанцы атаковали город несколько раз и после 70-днейвной осады ацтеки были перебиты, их император Монтесума II был убит, а город почти полностью разрушили, построив со временем на его месте Мехико – владения испанской короны.

    Слайд 6

    Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм.

    Слайд 7

    Ацтеки. Великий храм.

    Слайд 8

    Ацтеки.Великий храм.

    Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

    Слайд 9

    Игры и развлечения

    Самым важным спортом в Мексике была игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60 метров, в ширину – до 9 и была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатуренными. Из центра каждой боковой стены выступало под прямыми углами над главной частью корта на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо – с отверстием, достаточно большим, чтобы в него проходил каучуковый мяч диаметром 15 сантиметров. Корт, по описанию в Кодексе Мендосы, делился на четыре части, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 10

    Игры и развлечения.

    Более привычно для нас разделение корта для этой игры на две половины – линией, проведенной от одного кольца до другого. Игроки должны были перекидывать мяч через эту линию, очки давались каждый раз, когда команде удавалось направить мяч в поперечную секцию половины противника. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали что-то вроде щитков, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения или получали такие сильные ушибы, что доктора вынуждены были пускать им кровь.

    Слайд 11

    Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество зрителей. Это было сделать не так-то легко, поскольку зрители старались поспешно пробраться к выходу, в то время как игроки и их болельщики пытались схватить как можно больше жертв.

    Слайд 12

    Церемонии ацтеков были связаны с богами и войнами.

    Слайд 13

    На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно строились рядом с наиболее важными храмами. В Теночтитлане в храмовом комплексе располагались две игровые площадки, посвященные Солнцу и Луне. Игра также использовалась в качестве испытания прорицаний. Так, Тескоко поставил в заклад свое царство против трех индюков в матче с Монтесумой, чтобы определить, говорили ли тескоканские астрологи правду, когда предсказали, что вскоре Мексикой будут править чужаки. В двух первых играх победу одержал Монтесума, но Нецауальпилли выиграл следующие три и вышел победителем. Ацтекский правитель, как нетрудно предположить, покинул площадку весьма озабоченным, и прошло не так уж много времени до того дня, когда предсказание сбылось.

    Слайд 14

    Музыка и танцы.

    Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял уэуэтлъ, вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой порядка метра и 30 сантиметров в диаметре. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. На боках вырезаны барельефы. Эти вертикальные барабаны можно было настраивать – тон повышался путем нагревания инструмента возле жаровни. Обычно в уэуэтль били руками. Диас отмечал, что барабаны в храмах издавали «печальный звук», который был слышен за 6 миль. Меньшие по размеру уэуэтли вешались на шею или зажимались под мышкой. Более высокие звуки издавал тепонастли – деревянный гонг в форме горизонтального цилиндра. В него били палочками с каучуковыми наконечниками. Ацтекские гонги часто делались в форме животных или человека, а в стране миштеков их украшали резными мифологическими или религиозными сценками.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Были и трещотки причудливых форм из глины или дерева. К ударным инструментам также относились высушенные тыквы, наполненные семенами или галькой, при тряске они издавали шелестящий звук. Самый большой инструмент из рода трещоток был увешан колокольчиками и деревянными дисками, которые бились друг о друга, когда одним концом инструмент ударялся о землю. Еще один ритмический инструмент – «терка» из зазубренной кости, по которой водили палочкой или краем раковины. Да еще танцоры, чтобы усилить ритмический эффект, прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины (реже из бамбука или кости), они были 6-8 дюймов длиной и могли издавать только определенное количество нот. Обычно нот было пять, что позволяет предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имевшие в целом до шестнадцати клапанов.

    Слайд 17

    Артисты, развлекающие знать. В представлении участвуют музыканты, жонглер, горбуны и карлик.

    Слайд 19

    Майя.Паленки.

    Цивилизация майя просуществовала на Земле почти тысячу лет. Это были самые развитые люди в Америке, с которым столкнулись испанцы в ходе завоевания новых земель. Архитектурный комплекс Паленке (Мексика) – один из самых блестящих городов майя, история его насчитывает 9 веков – с конца 1 тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Раньше это была столица Баакульского царства. В Паленке сохранились остатки дворца, несколько зданий и храмов и пирамида, похожая на гробницы фараонов в Египте. Сначала, археологи, ведущие раскопки в Паленке обнаружили в полу одного из храмов необычную плиту и через 4 года работы раскопали тоннель с лестницей, ведущей вниз, и нашли треугольный камень весом более тонны. За этой «дверью» обнаружился каменный саркофаг, внутри которого лежал скелет, чье лицо прикрывала почти невредимая маска из мозаики, инкрустированная нефритом, обсидианом и перламутром. Ученые считают, что Паленке погиб в результате нашествия племен с побережья Мексиканского залива в IX в.

    Слайд 20

    Театр майя.

    Археологи из мексиканского Национального института антропологии и истории обнаружили остатки театра майя, построенного для местной элиты около 1,2 тыс. лет назад. Руины сооружения обнаружили в местечке План де Аюта в штате Чьяпас. Археолог Луис Альберто Мартос предполагает, что сооружение вмещало 120 человек и предназначался для элиты древнего города майя. Театр был создан по указанию правящей элиты города. На его сцене представлялись произведения, прославляющие правителей, а на представления приглашались только выдающиеся деятели племени.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Это был уникальный театр, находившийся в пределах дворцового комплекса, что делает его отличным от других уже изученных, которые, как правило, располагались в местах, предназначенных для толпы. Он был окружен несколькими постройками, возведенными ранее в 250-550 гг. н.э. Фасад одного из этих сооружений был разрушен для создания сцены и улучшения акустики. Возле развалин театра археологи обнаружили изваяния, созданные древними скульптурами в честь богов кукурузы, которая была главным продуктом питания для народа майя. Там также найдены статуи в честь правителей Солнца и летучих мышей.

    Слайд 23

    Слайд 24

    Ранее развалины театров были обнаружены на территории археологического центра Тикаль (Гватемала), созданного в древности народом майя, а также в ряде районов Мексики. Археологическая зона Окосинго расположена в128 км от древнего города Паленке, где ранее археологи сделали ряд важных открытий. По мнению исследователей, обнаруженные там находки существенно расширяют знания о культуре цивилизации майя.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Как считают археологи, город Аютла был создан народом майя в 150 году до н.э. и существовал до 12 века н.э. Он был покинут жителями по причинам, которые пока точно не установили исследователи. Археологи INAH предположили, что в 800-850 г. н.э. в городе была узаконена новая правящая династия местной элитой посредством политического театра.

    Слайд 27

    По мнению экспертов, театр использовался правящей группой для легитимизации власти через представление произведений политического характера. Правители публично осуществляли свою власть, используя театр при ведении переговоров или при посольских приемах. Затем возникли конфликты из-за борьбы за власть, была не удавшаяся попытка установить новую династию, и город был заброшен между 1000 и 1100 гг. н.э.

    Слайд 29

    Инки.Мачу –Пикчу.

    Загадочный город инков Мачу-Пикчу (в пер. с инкского «старая гора») находится в горах, на высоте более 2 тыс. м над долиной реки Урубамбы (Перу). Этот город был построен приблизительно в 1440 г. правителем инков – Пачакутеком. Город был задуман, как священный приют и в 1532 году, когда в империю инков вторглись испанские конкистадоры, все жители города таинственным образом исчезли. 400 лет здесь никто не жил. Конкистадоры так и не дошли до Мачу-Пикчу и не успели его разрушить. Но до сих пор его жители, его точное предназначение, культура и образ жизни инков для ученых – большая загадка. Мачу-Пикчу расположен достаточно далеко от центра древнего государства инков, быть может, только благодаря этому он дожил до наших дней, несмотря на вторжение европейцев.

    Слайд 30

    Театр инков.

    В силу исторических обстоятельств сохранилось достаточно мало образцов литературного творчества традиционных культур Америки. Поэтому те редкие тексты, которые существуют, не могут заполнить лакуны в нашем знании литературных и - тем более - театральных традиций доколумбовой Америки. То же, что сохранила история, с недавнего времени доступно на русском языке. Из драм древних инков две ("Апу-Ольянтай" - наиболее известное произведение, "Уткха-Павкар") сохранились полностью и одна ("Суримана") - в виде одного фрагмента-диалога. Поэтические произведения инков создавалась певцами-амаута, которые на основе танцевальной пантомимы и мифолого-исторических сказаний создали и театр. В описаниях хронистов содержатся сведения о постановках различных пьес, которые игрались по несколько в день. Драмы представлялись на площадке округлой формы, сзади отгороженной искусственным лесом. Актёры находились в середине этой площадки (малки). Драмы инков сохранились на языке кечуа (называемом также "руна-сими", т.е. язык человека), который очень труден для перевода

    Слайд 31

    Слайд 32

    Жанры инкской драматругии – уанка (драмы, изображающая исторические события, подвиги полководцев, вождей, правителей) и аранвай (изображающая частную и зачастую вполне бытовую жизнь). Финал не обязательно был светлым (как в "Апу-Ольянтай", "Уткха-Павкар"), допускались и трагические ("Суримана"). Соединение трагизма с комизмом в текстах - нередкое явление (среди персонажей пьес были шуты-каничу). Драмы ставились с музыкой: в текстах видны т.н. арави (песни, 3 - в "Ольянтае", 1 – в "Уткха-Павкаре"), в которых мы видим метафорическое дублирование сюжета. Интересно, что у инков мы видим запрет на представление лиц, продолжающих своё существование, п.ч. это либо влечёт живого в мир усопших, либо создаёт ситуацию раздвоения личности (учёные расходятся в интерпретациях).

    Слайд 33

    Маски инков.

    В древней Мексике богов часто изображали в виде масок. Эта деревянная маска бога дождя Тлалока богато украшена мозаикой из бирюзы и другими (цветными камнями. Этого бога можно узнать по совоебразным глазам. Во время ритуальных процессий маски надевали жрецы, таким образом они хотели соединиться с божествами, маски которых надевали. Носитель маски j на время перевоплощался в образ и становился чело-векобогом. Чтобы подчеркнуть свою власть, цари и князья велели класть к себе в могилу такие маски. ; Для многих племен искусство маски было и есть магическим средством, с помощью которого можно приблизиться к отдаленным богам и слиться с их силой.

    Слайд 34

    Слайд 35

    Слайд 36

    Домашнее задание:

    1.Достопримечательности Вашингтона. 2.История появления города. 3.Герб Вашингтона.


    ДОКОЛУМБОВЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ АМЕРИКИ

    Хоупвелл

    Тольтеки

    Паракас

    Моче

    Могольон

    Анасази

    Наска

    Уари

    Хохокам

    Ольмеки

    Тиуанако

    Сикан

    Майя

    Чибча

    Сапотеки

    Теотиуакан

    Чиму

    Ацтеки

    Инки

    Чавин


    ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ АМЕРИКИ

    Америка была заселена около 40 тыс.лет назад выходцами из Азии.

    Большая часть жителей занималась охотой и рыболовством , но на юге было развито земледелие (картофель, подсолнечник, какао, табак, помидоры, кукуруза ). Из домашних животных были - собаки и ламы . Индейцы не знали железа, плуга и колеса, огнестрельного оружия.


    • Родоплеменные порядки
    • Во главе - вождь
    • Языческие верования, служители культа - жрецы

    МАЙЯ

    Культура майя развивалась на огромной территории, превышающей 325 тыс. квадратных километров, примерно там, где в настоящее время находятся мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, восточная часть штата Чьяпас, большая часть Гватемалы (за исключением узкой полоски Тихоокеанского побережья), Белиз и западная часть Гондураса и Сальвадора. На этой обширной территории представлены самый разнообразный климат, растительность, рельеф, т. е. встречаются различные экологические системы, служившие защитой майя с незапамятных времен.

    Фактически в состав майя входили различные, но сходные по своему этническому составу группы с более или менее близкими физическими чертами, говорившие на различных языках, образующих единую лингвистическую ветвь (до настоящего времени в этом районе говорят на 24 майяских языках) и унаследовавшие одну и ту же культуру.


    Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным - территория месоамериканской цивилизации


    ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У МАЙЯ

    «Великий человек»

    ЖРЕЦЫ

    ЗНАТЬ

    «НИЗКИЕ ЛЮДИ»

    ремесленники

    крестьяне

    рабы (военнопленные, преступники, должники)


    Города Майя создавались из огромных каменных глыб. В центре города возводились пирамиды-храмы наподобие египетских.

    Улицы перпендикулярные друг другу были вымощены каменными плитами.

    Ушмаль – северо-западная столица империи.

    Копан – юго-восточная столица империи.

    Паленке – западная столица империи.

    Тикаль – центральная столица империи.

    Чичен-Ица – северная столица империи.


    КУЛЬТУРА МАЙЯ

    Создан календарь

    Астрономические

    обсерватории

    Математические

    знания

    Письменность –

    иероглифы

    Жрецы –

    хранители знаний


    АЦТЕКИ

    Основной отраслью производства ацтеков было поливное земледелие . Кроме кукурузы, служившей основным питанием, сажали бобы, тыквы, помидоры, бататы, агаву, фиги, какао, табак, хлопок, а также кактусы, на последних разводили кошениль - насекомых, выделяющих пурпурную краску, из сока агавы изготовляли род браги - пульке; кроме нее любимым напитком был шоколад, который варили с перцем.

    Ацтеки разводили индюков, гусей, уток . Единственным домашним животным была собака. Собачье мясо также попало в пищу. Охота не играла сколько-нибудь значительной роли.

    Орудия труда изготовлялись из дерева и камня . Особенно хорошо обрабатывались лезвия и наконечники из обсидиана; употреблялись и кремневые ножи. Главным оружием были лук и стрелы, затем дротики с метательными дощечками.

    Ацтеки не знали железа. Медь, добывавшуюся в самородках, ковали, а также отливали способом расплавления восковой формы.


    ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У АЦТЕКОВ

    РЯДОВЫЕ ОБЩИННИКИ

    ЗНАТЬ

    ИМПЕРАТОР

    ВОИНЫ


    КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ

    Ацтеки славились ювелирными ремеслами. В искусстве отливки, ковки и чеканки золота ацтеки достигли большого мастерства. Бронза появилась в Мексике поздно и употреблялась для предметов культа и роскоши.

    Ткачество и вышивка ацтеков стоят в ряду лучших достижений в этой области. Особенно прославилась ацтекская вышивка перьями. Большого мастерства достигли ацтеки в керамике со сложным геометрическим орнаментом, резьбе по камню и в мозаике из драгоценных камней, нефрита, бирюзы и т. п.

    В городах работали школы , где обучали счету, чтению письму истории, ораторскому искусству.

    Огромное внимание уделялось развитию поэзии.


    ФУТБОЛ АЦТЕКОВ

    ГОРОДА АЦТЕКОВ

    РЕЛИГИЯ АЦТЕКОВ


    ИНКИ

    Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век).

    Они достигли высокоразвитого социального строя, не овладев даже колесом. Поддерживать целостность географически протяжённого государства помогала высокоразвитая система дорог.

    Инки проводили сложные хирургические операции, владели искусством мумификации. Строили каменные строения, не используя цемента, при этом их здания выдерживали такие землетрясения, при которых более поздние испанские строения разрушались до фундамента.


    ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У ИНКОВ

    ВЕРХОВНЫЙ ИНКА

    неограниченный

    правитель

    Издавал законы

    Руководил войском

    Решал вопросы войны и мира

    Правители провинций

    Верховный жрец

    Главный контролер

    «СЫНЫ СОЛНЦА»

    кровные родственники

    Инки

    высшие должности

    ЧИНОВНИКИ

    знать покоренных

    народов

    Контролировали всю страну

    вплоть до каждого

    крестьянского двора

    ОБЩИННИКИ

    Совершенно бесправны


    КУЛЬТУРА ИНКОВ

    ИНКИ - единственная цивилизация доколумбовой Америки, в которой была известна бронза (в Месоамерике была известна только медь). Кроме меди и бронзы, инки выплавляли большое количество серебра, золота и их сплавов, среди которых наиболее известна тумбага (легкоплавкий, обладающий высокими механическими и эстетическими качествами сплав 1 части золота с примерно 2 частями меди). Инки также знали платину.

    Богатейшие памятники ювелирного искусства инков ("золотой сад" в храме Кориканча с растениями, птицами, бабочками, фигурами людей и животных из золота и серебра) погибли почти полностью.

    Основным видом искусства инков была расписная и фигурная керамика , среди которой наиболее интересны "лицевые сосуды", составляющие великолепную галерею реалистических портретов.


    КАЛЕНДАРЬ

    ПОЧТА

    КУЛЬТУРА ИНКОВ

    ПИСЬМО

    ШКОЛА

    КИПУ – узелковое письмо




    • Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
    • У них складывались классовые общества и возникали государства.
    • Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.

    В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки: ведь она была почти изо-лирована от них. Но здесь тоже возникли государ-ства, расцвели цивилизации майя , ацтеков и инков , достигшие значительных успехов в ремёслах, нау-ках, архитектуре и искусстве.

    Люди пришли в Америку около 25-40 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азии. Постепенно они про-двигались к югу, осваивая огромные террито-рии. Редкие контакты с Европой не сыграли важной роли ни для Америки, ни для Евро-пы. Когда в 1492 г. Колумб достиг Америки, её населяло множество племён с разным уров-нем развития; некоторые из них создали высо-коразвитые цивилизации, самые известные из которых — цивилизации майя, ацтеков и инков. Каждая из них не только опиралась на собственные достижения, но и усваивала культурные традиции покорённых народов.

    Колумб решил, что находится рядом с Индией, и назвал мест-ных жителей индейцами. Позже Америка получила ещё одно на-звание — Новый Свет (в отличие от Старого Света — Европы, Азии и Африки).

    По уровню развития государства доко-лумбовой Америки сопоставимы с Древним Востоком. В них использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединённые в общины. Уси-ливалась власть правителей, опиравшихся на чиновников. Большим влиянием пользова-лись жрецы.

    Пирамида майя. Чичен-Ица

    Основным занятием было земледелие, в котором и майя, и ацтеки, и инки достигли высокой эффективности, несмотря на отсут-ствие тяглового скота и самые простые ору-дия труда. Они умело учитывали особенности климата и почвы, создавали террасы для посевов на горных склонах, орошали засуш-ливые земли и осушали болота. Ацтеки соз-давали в озёрах насыпные острова-грядки. Индейцы выращивали кукурузу, картофель, томаты, какао и хлопок.

    Ни одна цивилизация доколумбовой Аме-рики не знала таких широко применявшихся в Старом Свете достижений, как колесо, гон-чарный круг, выплавка железа. Из золота, серебра и меди индейцы делали украшения и предметы религиозного культа. Крупных животных приручили только инки — они раз-водили ламу, которую использовали для пере-возки грузов и получения шерсти.

    Майя, ацтеки и инки придержи-вались разных языческих религий, но у их верований было много общего. Их божества были тесно связаны с небом, небесными тела-ми и явлениями природы, поэтому астрономические наблюдения и календарные вычисления стали частью религиозных обрядов и выполнялись очень тщательно и с поразительной точностью. Свя-щеннодействия сопровождали все повседневные дела. Важную роль играли человеческие жертвопри-ношения.

    Государство Майя и Ацтеков

    В VII-VIII вв. на полуострове Юкатан в Центральной Аме-рике достигла расцвета цивилизация майя. В их городах-государствах (Паленке, Чичен-Ица и др.) процветали ремёсла, науки и искус-ство. Но позже междоусобные войны ослаби-ли их.

    К северу от Юкатана в XIV-XV вв. могу-щественное государство создали ацтеки. Они подчинили окрестные племена. Власть прави-теля ацтеков усилилась и распространилась на всю центральную часть нынешней Мекси-ки. В их столице Теночтитлан насчитывалось до 100 тыс. жителей.

    Поражает техника каменного строитель-ства майя и ацтеков. Его лучшие образцы — храмы в виде пирамид и дворцы правителей, а также поля для ритуальной игры в мяч.

    У майя сложилась система письма на осно-ве иероглифов, дополнявшихся картинками. У ацтеков рисуночное письмо с элементами иероглифов известно с XIV в. Материал с сайта

    Держава инков

    На западе Южной Америки могущественное государ-ство создали инки. С XII в. инки под-чиняли себе соседей. Со временем здесь возникло государство с сильной цент-ральной властью. Его вождь считался потомком Солнца и носил титул Верхов-ный инка. Держава инков протянулась с севе-ра на юг почти на 5000 километров и поко-рила множество народов. Мощёные дороги с навесными мостами и тоннелями соединяли столицу город Куско с окраинами.

    Правителю принадлежала вся земля в госу-дарстве. Он сам получал урожай с «полей Вер-ховного инки», а жрецы — урожай с «полей Солнца». Урожай с остальных земель распре-делялся между всеми.

    Инки создали узелковое письмо кипу (что означает «узел»). Кипу — это шнурок (или палка) с привязанными к нему разноцветны-ми шнурками с узелками. С помощью кипу можно было оживить в памяти важную инфор-мацию (например, по сбору налогов).

    На этой странице материал по темам:

    • Скачать презентацию на тему майя, ацтеки, инки в ср века

    • Доклад страна майя кратко

    • Искусство доколумбовой америки доклад кратко