Презентация на тему: "Изобретение радио А. С. Поповым". Презентация на тему "александр степанович попов" История из жизни

Дом и СемьяДОМ И СЕМЬЯ
Александр Степанович Попов родился 4 марта
1859 (16 марта 1859) года на Урале в посёлке Турьинские
Рудники Верхотурского уезда Пермской губернии. В семье его
отца, местного священника Степана Петровича Попова
(1827-1897), кроме Александра было ещё 6 детей, среди них
сестра Августа, в будущем известная художница.
Отец его был священником в 10 поколении.

Был женат на Раисе Алексеевне Поповой
(Богдановой) и имел трех детей. Семья
всегда поддерживала его. Раиса
Алексеевна переводила для него
зарубежные научные журналы, вела
записи мужа и, будучи врачом, помогала в
его работе.

Образование
В 10-летнем возрасте Александр Попов был отправлен
в Далматовское духовное училище
В 1871 году Александр Попов перевёлся в третий
класс Екатеринбургского духовного училища
В 1873 году он поступил в Пермскую духовную семинарию
После окончания общеобразовательных классов Пермской
духовной семинарии (1877 год) Александр успешно сдал
вступительные экзамены на физико-математический
факультет Санкт-Петербургского университета
Успешно окончив университет в 1882 году со степенью
кандидата, А. С. Попов получил приглашение остаться там
для подготовки к профессорской деятельности по кафедре
физики.
С 1901 года Попов - профессор физики

История из жизни

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
Мало кто знает, но до изобретения радио благодаря
работе А.С Попова, было спасено немало жизней. Так, в
1896 Граф Воронцов-Дашков, заподозрив жену в измене,
в гневе выстрелил в нее из ружья. Затем, поняв что он
натворил, привез жену в больницу. Но лечение не
помогало. Необходимо было извлечь дробь из тела
пострадавшей. Для этого был необходим аппарат для
ренгена, отсутствующий в России. А.С. Попов был
вынужден создать такой аппарат, повторив опыт Ренгена.
Он справился с задачей. Пострадавшая была спасена.

Более того, Благодаря работе А.С. Попова
Аппараты для ренегена были введены в
России повсеместно.
Раиса Алексеевна Попова работала
главврачом в первом Российском Отделе
Рентгенологии

Начало пути

НАЧАЛО ПУТИ
Историю создания радио можно начать с 1893 года. В
этом году, брат царя Алексея дает указ А.С. Попову:
«Начать путешествие по передовым западным странам и
при осмотре изобретений извлечь максимальный опыт»
А.С. Попов соглашается и начинает свое путешествие.
Конечная остановка - Чикагская выставка 1893 года. По
окончанию путешествия стало понятно: Россия ужасно
отстает в развитии электротехники.

В 1888 А.С. Попов впервые применяет на
практике радиоволны с помощью
вибратора и резонатора Герца. Однако о
своем открытии он не сообщает. А.С.
Попов принимает решение улучшить свое
изобретение. И совершенствует его
вплоть до 1895.

Впервые он представил своё изобретение 25 апреля (7 мая по
новому стилю) 1895 года на заседании Русского физикохимического общества в здании «Же де Пом» (помещение для
спортивных упражнений) во дворе Санкт-Петербургского
университета. Тема лекции была: «Об отношении металлических
порошков к электрическим колебаниям». До недавнего времени
ошибочно считалось, что первой публикацией, в которой дано
описание беспроволочного телеграфа, являлось издание
протокола 15/201 указанного заседания - в декабрьском выпуске
1895 года журнала РФХО (о действительном положении дел
сказано ниже, в части посвящённой приоритету). В
опубликованном описании своего прибора, А. С. Попов отмечал
его пользу для лекционных целей и регистрирования
пертурбаций, происходящих в атмосфере; он также выразил
надежду, что «мой прибор, при дальнейшем усовершенствовании
его, может быть применён к передаче <на деле - к
приёму> сигналов на расстояния при помощи быстрых
электрических колебаний, как только будет найден источник таких
колебаний, обладающий достаточной энергией» (позднее, с 1945
года это событие будет отмечаться в СССР как День радио. Работа
в Морском ведомстве накладывала определённые ограничения на
публикацию результатов исследований, поэтому, соблюдая
данное клятвенное обещание о неразглашении сведений,
составляющих секретную информацию, Попов не опубликовал
новых результатов своих работ.

Однако неповоротливость
Российского аппарата управления не
позволила ввести изобретение А.С.
Попова в обиход. Чиновники не
понимали важности нового
изобретения. И это привело к
ужасным последствиям.

Одной из причин поражения России в войне с Японией
считается техническая отсталость Российской армии. В
то время когда корабли Японии были оснащены
радиосвязью даже внутри корабля, Российский флот все
еще использовал азбуку Морзе. А капитан корабля был
вынужден передавать команды экипажу крича в медную
трубу.

Однако даже после поражения власти не сделали
правильных выводов. Чиновники и корона не могла
выделить деньги на создание сети радиосвязи и сбор
приемников. Из-за этого радио конструкции Попова
собиралось в Италии, концерном Маркони.

Спасение Корабля

СПАСЕНИЕ КОРАБЛЯ
В 1899 году броненосец «Генерал-Лейтенант
Опраксин» сел на мель возле острова Гогланд,
что в Финском Заливе. Только благодаря
команде ледокола «Екмак» имевшего на борту
изобретение Попова удалось спасти команду и
корабль. А.С. Попов с П. Н. Рыбкиным лично
пытались установить связь между судами.
Более того, благодаря их работе удалось спасти
50 рыбаков, дрейфующих на льдине, по
счастливой случайности, в том же месте

К сожалению, многие открытия А.С. Попова зарубежные
ученые присвоили себе. Так, американские ученые
присвоили себе открытие Попова – явление отражения
радиоволн от кораблей и факторы препятствия
распространению радиоволн. Более того, были попытки
присвоить себе систему усовершенствованного Поповым
грозоотметчика.

Минный класс

МИННЫЙ КЛАСС
К сожалению, А.С. Попов страдал от сильнейших
головных болей. Более того, революционные
события и смерть всего Минного офицерского
класса, его учеников, друзей и коллег, в войне с
Японией окончательно подкосили его здоровье. Он
умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 46 лет

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Радио Попова … можно сообщить и передать информацию, но нельзя вложить готовых знаний, можно создать лишь предпосылки к их овладению… В.Г. Разумовский

Генрих Рудольф Герц (1857-1894)-немецкий физик, впервые экспериментально доказавший в 1886г. Существование электромагнитных волн. Опыт Герца

Попов Александр Степанович (1859-1906) 7мая 1895г на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал действие своего прибора Гульельмо Маркони

Схема радиоприемника

Передающие, приемные устройства.

Радиостанции.

Трансляционные устройства.

Радиоприемники 30-х годов.

Радиоприемники 50-х годов.

Передающие устройство.

Схема амплитудного модулятора. L C U зву L св

Приемное устройство.

Схема простейшего радиоприемника.

Схема детектора. Сигнал после прохождения диода. Сигнал после прохождения детектора.

Основные элементы связи.

Радиоприемники 60-х годов.

Задание 1 акбавтрадиотргретранслятор спутникщоцэрадиоприемникхэ туахрадиовещаниепрещрадиоп ередачикнякщдиапазоныволн акширинатканалауйгахтантена абоптизмодуляциящзфьюдетек мированиебвычастотаисигнал

Задание 2 Т Я Л У М Т О Р О М А Д О К Е Л Р И Ф Г Е С Т Е Ф К Ь У Н Е К Д И Р Ы И Л Р А Ы З О И Т Е К Т О И Ф Т Н Н И М Р К О Н А А Н А У А Н О У Д И О Д модулятор микрофон физика генератор детектор диод

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобретение радио Поповым

Презентация для 11 класса, в которой разбирается принцип радиосвязи и проводится фронтальный опрос по предыдущей теме....

Изобретение радио А.С. Поповым

Методическая разработка урока изучения нового материала с элементами развития критического мышления у обучающихся предназначена в помощь преподавателям дисциплины «Физика». По целям урок предпол...

Конкурс презентаций «Великие люди России» «Сообщество взаимопомощи учителей сайт» Попов Александр Степанович Выполнил: ученик группы 21 Кузин Ильдус Рауфович Руководитель: преподаватель Дектерева Любовь Николаевна ГБОУ Профессиональное училище № 19

Слайд 2

Попов Александр Степанович Родился 4 (16) марта 1859 в пос. Турьинские Рудники Верхотурского уезда Пермской губернии, ныне Краснотурьинск Екатеринбургской области. Умер 31 декабря 1905 (13 января 1906) в Санкт-Петербурге. Российский физик и электротехник, один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях, в том числе для радиосвязи.

Слайд 3

Александр родился на Северном Урале, в горняцком селении Турьинские Рудники, в семье священника, настоятеля Максимовской церкви Степана Петровича Попова (1827-1897) и его жены Анны Степановны (1830-1903), средним из семи детей. Семья была очень дружная. Старшие - брат Рафаил (18491913) и сестры Екатерина (1850-1903) и Мария (18521871) всегда помогали младшим. Александр, в свою очередь, заботился о младших сестрах - Анне (18601930), Августе (1863-1941) и Капитолине (1870-1942). Кроме основной службы С. П. Попов практически всю жизнь безвозмездно занимался «обучением детей грамоте и закону Божию» в горной школе и в домашней школе для девочек, которую содержал за свой счет.

Слайд 4

За свою за усердную и полезную службу он был награжден многими благодарностями, а также бронзовым (1857), золотым наперсными крестами (1877) и орденом св. Владимира 4-й степени (1986). Его жена также бесплатно обучала девочек-школьниц рукоделию, за что получила благодарность духовной Проявлению интереса Александра к технике консистории. способствовало то обстоятельство, что в кругу знакомых семьи Поповых было много инженеров, выпускников Петербургского горного института. С интересом посещал он рудники и мастерские, сам пытался мастерить разнообразные механизмы. Всю жизнь Попов был благодарен мужу сестры Екатерины В. П. Словцову (1844 - 1934), священнику, как и его отец, научившему его столярному, слесарному и

Слайд 5

Начальное образование Александр получил в Далматовском (1869-1871) и Екатеринбургском (1871-1873) духовных училищах. В 1873 г. Попов поступил в Пермскую духовную семинарию. В этих учебных заведениях обучение для детей духовного сословия было бесплатным, что для большой семьи Поповых имело Религиозное воспитание существенное значение. привило Александру Попову высокие моральные качества, неоднократно отмеченные знавшими его людьми. Общеобразовательные классы семинарии, дававшие знания в объеме классической гимназии с правом поступления в университет, Попов окончил с отличием в 1877 г.

Слайд 6

В сентябре 1877 г. Александр Попов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В Петербург, где в это время жил Рафаил, закончивший историко-филологический факультет Петербургского университета, он приехал с сестрами Анной и Августой. (Анна впоследствии стала врачом, а Августа окончила Академию художеств.) Стипендию Александр Попов получал только на первом и третьем курсах, и свои финансовые проблемы решал репетиторством.

Слайд 7

Попов изобрел новую схему автоматического восстановления чувствительности когерера. В цепь с когерером было включено реле, обеспечивавшее подключение исполнительного устройства электрического звонка, молоточек которого бил по трубочке, встряхивая опилки и восстанавливая сопротивление когерера после приема каждой посылки затухающих электромагнитных колебаний. В зависимости от замыкания телеграфного ключа прерывателя посылка могла быть короткой или продолжительной. Задача обеспечения беспроводной связи была принципиально решена.

Слайд 8

Зимой 1895-1896 гг. Попов занимался совершенствованием радиоаппаратуры. В январе он выступил на заседании Кронштадтского отделения ИРТО, демонстрируя работу переносного приемника с симметричной антенной, аналогичной антенне передатчика (по его словам «для достижения резонанса»). Представителям Морского ведомства, выслушавшим доклад, стало понятно, что изобретено принципиально новое средство связи. Распространение информации об этом было нежелательным. Аппаратуру с рефлекторными антеннами направленного действия Попов использовал во время доклада 24 марта 1896 г. на очередном заседании РФХО. В тот раз между зданиями Петербургского университета на расстоянии 250 метров были переданы азбукой Морзе и слова «Heinrich Hertz». Однако в протокол заседания была записана только одна фраза о демонстрации Поповым «приборов описанных ранее». 14 апреля преподавателем физики ЭТИ В. В. Скобельцыным аппаратура Попова была показана в действии уже в стенах ЭТИ. Ныне эта аппаратура

Слайд 9

Полное описание первой в мире системы радиосвязи было опубликовано в январском номере Журнала РФХО» под названием «Прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний» (1896, т.28, Вып.1.с.1-14). Между Поповым и Дюкрете установилось деловое сотрудничество, позволившее в 1898 г. приступить к серийному производству радиостанций. В 1898-1905 гг. Дюкрете постоянно пользовался письменными консультациями А.С. Попова. В мае 1899 г. во время зарубежной командировки Попов посетил фирму Дюкрете. Морское ведомство России дало заказ на поставку 50 корабельных радиостанций в течение пяти лет.

Слайд 10

Летом 1899 г. Попов был командирован Морским ведомством в Англию, Францию, Германию и Швейцарию для ознакомления с постановкой электротехнического образования и производством аппаратуры беспроволочного телеграфирования. Испытания комплекта аппаратуры, изготовленного в мастерской Е.В. Колбасьева, в соответствии с методическими указаниями Попова проводили П. Н. Рыбкин и начальник Кронштадтского телеграфа капитан Д. С. Троицкий (1857 - 1920). Они обнаружили высокую чувствительность аппаратуры при приеме сигналов на головные телефоны. Из Цюриха телеграммой был вызван А. С. Попов, который исследовал обнаруженный «детекторный эффект» когерера.

Слайд 11

Патенты на «телефонный приемник депеш» Попов получил в России (№ 6066 от 14 июля 1899 г.), а при активном участии Э. Дюкрете - во Франции (№ 296354 от 22 января 1900 г.). В Англии ему выдали патент на конструкцию усовершенствованного когерера (№ 2797 от 12 февраля 1900 г.). Этот приемник открыл новую эпоху в радиосвязи - прием на слух.

Слайд 12

Попов в Минном классе в Кронштадте Однако условия работы в университете не удовлетворили Попова, и в 1883 он принял предложение занять должность ассистента в Минном офицерском классе в Кронштадте, единственном в России учебном заведении, в котором видное место занимала электротехника и велась работа по практическому применению электричества (в морском деле). В Минном офицерском классе Попов проработал 18 лет, сочетая педагогическую деятельность с научными исследованиями. Здесь он начал изучение электромагнитных волн, завершившееся изобретением радио. Попов не пропускал ни одного открытия или изобретения в области энергетики. После опубликования в 1888 работ Г. Герца, открывшего «лучи электрической силы», Попов стал изучать электрические явления. С 1890 по 1900 Попов преподавал также в Морском инженерном училище в Кронштадте.

Слайд 13

Создание новых приборов Поповым С 1889 воспроизводя на лекциях и докладах опыты Герца, Попов видоизменил их, стремясь найти наиболее чувствительный индикатор «электрических волн». В 1894 занялся изучением влияния электрических разрядов на проводимость металлических порошков и сконструировал первый свой (изобретенный Кальцекки-Онести и Э. Бернулли) достаточно чувствительный когерер для обнаружения электромагнитных волн – в виде стеклянной трубки с металлическими опилками. Под действием электромагнитных волн проводимость опилок резко увеличивается. К началу 1895 Попов создал «грозоотметчик», который позволял надежно регистрировать приближение грозы на расстоянии до 30 км. В это устройство входили когерер - приспособление со звонком для автоматического восстановления чувствительности когерера встряхиванием, реле, приводившее в действие звонок, и даже приемная антенна в виде длинного вертикального провода.

Слайд 14

Таким образом, Попов создал прототип первой приемной радиостанции. Он продемонстрировал его 25 апреля (7 мая) 1895 на заседании физического отделения Российского физикохимического общества и прочитал доклад «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», причем высказал мысль о возможности применения грозоотметчика для передачи сигналов на расстояние. 12 (24) марта 1896 на заседании физического отделения Российского физикохимического общества Попов при помощи своих приборов наглядно продемонстрировал передачу сигналов на расстояние 250 м, передав первую в мире радиограмму из двух слов «Генрих Герц». Несколько позднее создал подобные же приборы и провел с ними эксперименты итальянский физик и инженер Г. Маркони. В 1897 он получил патент на применение электромагнитных волн для беспроволочной связи. Благодаря большим материальным ресурсам и энергии Маркони, не имевший специального образования, добился широкого применения нового способа связи. Попов же свое открытие не запатентовал.

Слайд 15

Устройство радио В качестве детали, непосредственно “чувствующей” электромагнитные волны, А.С. Попов применил когерер (от лат. - “когеренция” - “сцепление”). Этот прибор представляет собой стеклянную трубку с двумя электродами. В трубке помещены мелкие металлические опилки. Действие прибора основано на влиянии электрических разрядов на металлические порошки. В обычных условиях когерер обладает большим сопротивлением, так как опилки имеют плохой контакт друг с другом. Пришедшая электромагнитная волна создает в когерере переменный ток высокой частоты. Между опилками проскакивают мельчайшие искорки, которые спекают опилки. В результате сопротивление когерера резко падает (в опытах А.С. Попова со 100000 до 1000 - 500 Ом, то есть в 100-200 раз). Снова вернуть прибору большое сопротивление можно, если встряхнуть его. Чтобы обеспечить автоматичность приема, необходимо для осуществления беспроволочной связи, А.С. Попов использовал звонковое устройство для встряхивания когерера после приема сигнала.

Слайд 16

Срабатывало реле, включался звонок, а когерер получал “легкую встряску”, сцепление между металлическими опилками ослабевало, и они были готовы принять следующий сигнал. Чтобы повысить чувствительность аппарата, А.С. Попов один из выводов когерера заземлил, а другой присоединил к высоко поднятому куску проволоки, создав первую приемную антенну для беспроволочной связи. Заземление превращает проводящую поверхность земли в часть открытого колебательного контура, что увеличивает дальность приема.

Слайд 17

Хотя современные радиоприемники очень мало напоминают приемник А.С. Попова, основные принципы их действия те же, что и в его приборе. Современный приемник также имеет антенну, в которой приходящая волна вызывает очень слабые электромагнитные колебания. Как и в приемнике А. С. Попова, энергия этих колебаний не используется непосредственно для приема. Слабые сигналы лишь управляют источниками энергии, питающими последующие цепи. Сейчас такое управление осуществляется с помощью полупроводниковых приборов.

Слайд 18

Работа Попова по увеличению расстояния приема-передачи радиосигналов А.С. Попов продолжал настойчиво совершенствовать приемную аппаратуру. Он ставил своей непосредственной задачей построить прибор для передачи сигналов на большие расстояния. Вначале радиосвязь была установлена на расстоянии 250 м. Неустанно работая над своим изобретением, Попов вскоре добился дальности связи более 600 м. Затем на маневрах Черноморского флота в 1899г. ученый установил радиосвязь на расстоянии свыше 20км, а в 1901г. дальность радиосвязи была уже 150км. Важную роль в этом сыграла новая конструкция передатчика. Искровой промежуток был размещен в колебательном контуре, индуктивно связанном с передающей антенной и настроенном с ней в резонанс. Существенно изменились и способы регистрации сигнала. Параллельно звонку был включен телеграфный аппарат, позволивший вести автоматическую запись сигналов. В 1899г. была обнаружена возможность приема сигналов с помощью телефона. В начале 1900г. радиосвязь была успешно использована во время спасательных работ в Финляндском заливе. При участии А. С. Попова началось внедрение радиосвязи на флоте и в армии России.

Слайд 19

Продолжая опыты и совершенствуя приборы, А.С. Попов медленно, но уверенно увеличивал дальность действия радиосвязи. Через 5 лет после постройки первого приемника начала действовать регулярная линия беспроволочной связи на расстоянии 40 км. благодаря радиограмме, переданной по этой линии зимой 1900г. , ледокол “Ермак” снял со льдины рыбаков, которых шторм унес в море. Радио, начавшее свою практическую историю спасением людей, стало новым прогрессивным видом связи XX в. За границей усовершенствование подобных приборов проводилось фирмой, организованной итальянским инженером Г. Маркони. Опыты, поставленные в широком масштабе, позволили осуществить радиотелеграфную передачу через Атлантический океан.

Слайд 20

В начале 1897 Попов осуществил радиосвязь между берегом и кораблем, а в 1898 дальность радиосвязи между кораблями была доведена до 11 км. Большой победой Попова и едва зародившейся радиосвязи было спасение 27 рыбаков с оторванной льдины, унесенной в море. Радиограмма, переданная на расстояние 44 км, позволила ледоколу своевременно выйти в море. Работы Попова были отмечены золотой медалью на Всемирной выставке 1900 в Париже. В 1901 на Черном море Попов в своих опытах достигал дальности в 148 км. К этому времени в Европе уже существовала радиопромышленность. Работы Попова в России не получили развития. Отставание России в этой области угрожающе нарастало. И когда в 1905 в связи с начавшейся русскояпонской войной потребовалось большое количество радиостанций, ничего не оставалось, как заказать их иностранным фирмам.

1 слайд

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- ИССЛЕДОВАНИЕ От А. Попова до наших дней Авторы работы: 1.Трусова Наталья, ученица 9 класса МОУ Боровской ООШ 2. Грибова Ксения, ученица 9 класса МОУ Боровской ООШ

2 слайд

ЦЕЛЬ: провести исследование значимости открытия А Попова для развития науки и техники. ЗАДАЧИ: Выяснить, для развития каких направлений науки и техники послужило открытие А. Попова. Провести исследование, что именно произошло в науке и технике по данным направлениям до нашего времени. Выяснить, как совершенствовалась техника, что было открыто, кто и когда сделал открытия. 4 Выяснить, какие новые области применения появились в наше время и чего хотят добиться учёные в ближайшем будущем.

3 слайд

Александр Степанович Попов родился в 1859 году на Урале в посёлке Турьинские Рудники. В семье его отца, местного священника, кроме Александра было ещё 6 человек детей. Жили более чем скромно. Поэтому Сашу отдали учиться сначала в начальное духовное училище, а затем в духовную семинарию, где детей духовенства обучали бесплатно. После окончания общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии Александр успешно сдал вступительные экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета. Годы учения в университете не были для Попова лёгкими. Средств не хватало, и он вынужден был подрабатывать электромонтёром в конторе «Электротехник». В эти годы окончательно сформировались научные взгляды Попова: его особенно привлекали проблемы новейшей физики и электротехники. Успешно окончив университет в 1882 году, А. С. Попов получил приглашение остаться там для подготовки к профессорской деятельности по кафедре физики. Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он поступил преподавателем физики и электротехники в Минный офицерский класс в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В 1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. В этот период всё своё свободное время Попов посвящает физическим опытам, главным образом, изучению электромагнитных колебаний. В 1901 году Попова назначили профессором Петербургского электротехнического института, а в 1905 году его избрали ректором этого института. Попов был Почётным инженером-электриком (1900) и почётным членом Русского технического общества (1901). А.С. Попов 1903 г. (1859–1906)

4 слайд

Вопрос о приоритете Попова в изобретении радио В России Попов считается изобретателем радио. Это не единственный «национальный» кандидат на это звание: в США таковым считается Никола Тесла, во Франции долгое время считался Эдуард Бранли. Общераспространённое же мнение отдаёт приоритет Гульельмо Маркони Сторонники приоритета Попова указывают, что: Критики возражают, что: Попов первый продемонстрировал практичный радиоприёмник (7 мая 1895) Попов первый продемонстрировал опыт радиотелеграфии, послав радиограмму (24 марта 1896). И то и другое произошло до патентной заявки Маркони (2 июня 1896). Первое устройство, которое можно назвать приёмником, создал Генрих Герц в 1888, а приёмник, работающий на когерере, создал Лодж в 1894 г. Приёмник Попова был лишь его модификацией и не содержал ничего принципиально революционного (ибо изменение принципов работы встряхивателя революцией в радиоделе считать нельзя). Не существует документально подтверждённых данных, что Попов пытался заниматься радиотелеграфией до 1897 г. (то есть до того, как узнал о работах Маркони) и посылал радиотелеграммы до декабря этого года.

5 слайд

ВЫВОД: Таким образом, по мнению критиков, «отцом» радио в широком смысле слова является Герц, «отцом» же радиотелеграфии - Маркони, который приспособил передатчик Герца и приёмник Попова (со своими усовершенствованиями) к непосредственной практической задаче - передаче и приёму радиотелеграмм, соединив первый с телеграфным ключом, а второй - с печатающим телеграфным аппаратом. Но в целом постановка вопроса об «изобретении радио» вообще (а не радиотелеграфии и других конкретных форм его применения) по мнению Никольского так же нелепа, как постановка вопроса об «изобретении» земного притяжения. двадцатидвухлетний Маркони

6 слайд

Появление радиосвязи Радиосвязь- способ беспроводной передачи информации на расстояние посредством электромагнитных волн (радиоволн). Это слово произошло от латинского radiare (испускать лучи). Конец XIX века Луиджи Гальвани открывает электричество как явление. 1831 г Майкл Фарадей открыл связь электрических и магнитных явлений. 1865 г Джеймс Клерк Максвелл обосновал электромагнитную природу света, создал математическую теорию электромагнитных процессов Генрих Герц подтвердил в ходе экспериментов теорию электромагнитных процессов

7 слайд

Эдуард Бранли изобрёл когерер (когерер Бранли) Оливер Лодж использовал когерер Бранли для изучения электромагнитных волн 1894 г 25 апреля (7 мая) 1895 г Попов публично продемонстрировал своё изобретение (первая антенна) Март 1896 г Попов передал первую в мире радиограмму, состоящую из двух слов « Генрих Герц». Но своё изобретение Попов не запантетовал. 1897 г Гульельмо Маркони запантетовал это изобретение, слегка изменив конструкцию

8 слайд

Маркони осуществил передачу радиосигналов через Ла-Манш 1898 г 1901 г Маркони провёл сеанс радиосвязи между Великобританией и Канадой. Применил открытие немецкого учёного К. Ф. Брауна - колебательный контур. 1903 г Попов сделал первую попытку передачи по радио человеческой речи, но качество было плохим. 1899 г П.Н. Рыбкин (ученик Попова) предложил слуховой метод приёма радиосигналов

9 слайд

ПОПОВУ ЭТА ПРЕМИЯ УЖЕ НЕ МОГЛА БЫТЬ ВРУЧЕНА- ИЗОБРЕТАТЕЛЬ НЕ ДОЖИЛ ДО ТЕХ ДНЕЙ. Маркони и Браун получили Нобелевскую премию по физике за заслуги в развитии беспроволочной телеграфии. 1909 г При жизни А.С.Попова приоритет его в изобретении системы радиосвязи не подвергался сомнению. Так, когда в 1908 г. в рецензии на книгу А.А.Петровского «Научные основания беспроволочной телеграфии» преподаватель Военной электротехнической школы Д.М.Сокольцов назвал приоритет А.С.Попова в изобретении радио «старой патриотической сказкой», ему немедленно был дан достойный отпор. П.Н.Рыбкин издал брошюру «Работы А.С.Попова по телеграфии без проводов» (1908 г.), в которой доказал приоритет русского ученого в изобретении радио.

10 слайд

ПРИОРИТЕТЫ В НАШЕ ВРЕМЯ При жизни А.С.Попова его приоритет в изобретении радио не подвергался сомнению. В наше время приоритетная борьба возродилась – слишком большое значение приобрело радио в истории человечества. Оно преобразило мир, связав все его точки. И некоторые страны стали принимать меры к пересмотру приоритета А.С.Попова в изобретении радио. В 1947 г. итальянскими государственными организациями была сделана попытка объявить изобретателем радио Г.Маркони. Эта попытка встретила возражение наших ученых. В газете «Известия» от 11 октября 1947 г. была опубликована статья под названием «Изобретение радио принадлежит России». 5–7 мая 1995 г. в Москве под эгидой ЮНЕСКО прошла юбилейная международная конференция. С докладом на ней выступил президент РНТО РЭС им. А.С.Попова академик Ю.В.Гуляев. В своем докладе он убедительно изложил историю изобретения радио, отметив роль предшественников А.С.Попова (М.Фарадея, Дж.Максвелла, Г.Герца, Э.Бранли, О.Лоджа), его последователей, самым знаменитым из которых был Г.Маркони, и подчеркнув ключевую роль самого А.С.Попова. Радиофизика и радиотехника обязаны всем им.

11 слайд

Появление радиосвязи легло в основу развития направлений. РАДИВЕЩАНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ ТЕЛЕГРАФ КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

12 слайд

РАДИОВЕЩАНИЕ Появление радиовещания, то есть способа передачи на расстоянии не только обычных радиосигналов, но и человеческой речи, было связано с изобретением электронной лампы. 1883 г Томас Альва Эдисон, американский изобретатель, открыл явление термоэлектронной эмиссии 1904 г Джон Флеминг, англичанин, создал первый вакуумный диод- стеклянный баллон с нитью накаливания. Ли де Форест изобрёл трёхэлектродную лампу, названную им « аудион». В дальнейшем назвали « триод». 1906 г

13 слайд

1912 г Эдвин Говард Армстронг применил триод для усиления приёма сигналов 1906 г Роберт Либен, немецкий инженер, изобрёл электронную лампу. Александр Мейсснер создал генераторную схему 1913 г Во время 2 мировой войны Армстронг изобретает супергетеродинный приёмник, позволяющий принимать очень слабые сигналы. Начались первые опыты с передачей звуков, музыки и человеческой речи.

14 слайд

Ли де Форест организовал одну из первых « радиотелефонных» трансляций, которая резко повысила интерес американцев к радио. 1916 г Состоялась первая передача в России в Нижнем Новгороде. 1920 г Началось первое в мире регулярное радиовещание в американском городе Питсбурге. 1921 г Появилась первая российская радиовещательная станция в Москве. 1922 г Армстронг построил первую радиостанцию для передачи сигналов, используя устройства частотной модуляции 1933 г

15 слайд

ТЕЛЕВИДЕНИЕ Телевидение- передача изображения на расстояние, осуществляемая путём преобразования светового изображения объекта в электрические сигналы, которые передаются по проводам с помощью радиоволн. Середина XIX века Зародилась идея передачи изображения на расстояние с помощью импульсов электрического тока, сразу после изобретения телеграфа Александр Бейн запантетовал « копирующий телеграф» 1843 г Это устройство представляло собой экран, залитый сургучом. На поверхность выходили торцы плотно уложенных в сургуче металлических стержней, а сургуч выполнял роль изолятора между ними. Чтобы передавать изображение на расстояние, требовалось изготовить металлическое его клише.(с типографским шрифтом). Клише подключалось к источнику электрического питания и накладывалось на плоскость сургуча. Было очень сложным и не нашло применения.

16 слайд

1878 г Адриано ди Пайва, португалец, предложил использовать камеру- обскуру. П.И. Базметьев предложил использовать « телефотограф» 1880 г Константин Сенлек, француз, предложил такую же модель, но изображение не получил. 1881 г Пауль Готлиб Нипков, немец, использует « построчную развёртку изображения». Этот процесс используется почти полвека. 1884 г А.Г. Столетов, русский, создаёт фотоэлемент 1888 г

17 слайд

1898 г Мечислав Вольфке, 15-летний поляк, предлагает передавать сигналы с помощью радиосвязи. К.Д. Перский, русский учёный, выступает в Париже с докладом, в котором впервые применил термин « телевидение». 1900 г М. Дикман и Г Глаге, немецкие учёные, получают патент на системы телевидения, в которых используется электронно- лучевая трубка. 1906 г Б.Л. Розинг, русский электрофизик, получает патент на системы телевидения, в которых используется электронно- лучевая трубка. 1907 г Алан Арчибальд Кемпбелл-Суинтон, шотландец, предлагает использовать ЭЛТ не только в приёмнике, но и в передатчике изображения. 1911 г

18 слайд

1925 г Ованес А. Адамян, Ч.Джекинс, Джон Бэрд независимо друг от друга провели демонстрацию телевизионной аппаратуры. В.К. Зворыкин, ученик Розинга, изобретает передающую ЭЛТ, называет иконоскоп 1933 г В.К. Зворыкин, ученик Розинга, изобретает Кинескоп-приёмную телевизионную ЭЛТ. 1934 г С. И. Катаев в СССР независимо от Зворыкина запатентовал подобное устройство.

19 слайд

В эти годы над созданием и усовершенствованием телевизионный устройств работали многие инженеры и учёные в разных странах. Их усилия увенчались успехом: 1936 г Началось телевизионное вещание в Англии и США. Началось телевизионное вещание в СССР и Германии. 1938 г Первая телевизионная техника могла передавать и принимать только чёрно- белое изображение. Но совершенствование продолжалось! Конец XIX века. Начали работать над создание цветного телевидения. Во многих странах уже существовали системы цветного телевидения. Начало 1950-х г В настоящее время телевизионные устройства используются в научных исследованиях.

20 слайд

ТЕЛЕГРАФ Телеграф- комплекс устройств, предназначенных для передачи информации на большие расстояния с большой скоростью с помощью звуковых, световых или электрических сигналов. (в переводе с греческого « вдаль», «пишу») В XVII веке В Англии стали проводить первые эксперименты с передачей световых сигналов на расстояние. Клод Шапп, француз, построил между Парижем и Лиллем (225 км) цепочку башен, отстоящих друг от друга на расстоянии прямой видимости. 1794 г 1809 г Земерлинг, немецкий изобретатель, реализовал идею использовать электрический ток для передачи сообщений. Ханс Кристиан Эрстед, датский физик, открыл магнитные свойства электричества. 1820 г

21 слайд

1820 г Доминик Франсуа Арго, французский ученый, изобрел электромагнит, была реализована идея воспользоваться магнитными свойствами электрического тока Павел Львович Шиллинг, русский изобретатель, продемонстрировал на съезде естествоиспытателей в Бонне электромагнитный телеграф. 1835 г 1837 г Сэмюэль Морзе, американский художник, изобрел прибор, который мог регистрировать передаваемые сообщения на бумаге. 1844 г, май По телеграфу Морзе отправлена первая телеграмма, по телеграфной линии в Америке между городами Вашингтон и Балтимор (64 км). 1855г Дэвид Эдвард Юз, создал аппарат, который записывал не значки, а буквы.

22 слайд

1850 г Проложен подводный кабель между Францией и Англией, потом между Англией и Ирландией, Италией и Сардинией. 1858 г Проложен трансатлантический кабель между Европой и Америкой. 1866 г Установлена стабильная телеграфная связь между континентами. На помощь электрическому проволочному телеграфу пришла радисвязь- беспроволочный телеграф. XX век А.С.Попов, создав радиоприемник, впервые дал миру не «электрический глаз», а «электрическое ухо», чуткое к информации, передаваемой с помощью лучей Герца в любой точке мира. Он первым, за два года до выдачи патента Маркони, создал систему телеграфии без проводов, систему радиосвязи.

24 слайд

Конец 1940- х г В США были выпущены первые радиотелефоны, которые устанавливались в автомобилях В США были выпущены первые радиотелефоны, которые устанавливались в автомобилях Конец 1940- х г В Стокгольме и Гётеборге уже действует коммерческая мобильная связь, но она насчитывает 26 абонентов. 1960 г Резко снизился вес мобильных телефонов, с 30 кг до 10 кг В Нью-Йорке компания провела первые испытания бытового мобильного телефона, он весил 1 кг на 30 мин разговора 1956 г Апрель 1973 г

25 слайд

1974 г В США уже выделены радиочастоты для частных телефонных компаний В Японии появились телефоны в автомобилях, а в автобусах- платные таксофоны 1979 г Мобильная связь ещё мало доступна, её развитие сдерживается несовершенством развития технологии производства микросхем Шведская компания «Ericsson» установила в Саудовской Аравии мобильную сеть, а чуть позже свои сети появились и во всех европейских странах. В Париже была принята система Groupe Speciale Mobile (GSM), объединившая в себе все лучшие качества, которые были у систем- предшественниц. 1980 г 1981 г 1986 г

26 слайд

1990 г Стали появляться первые сети GSM. 1996 г Финская фирма «Nokia» разработала первый коммуникатор, который совмещал в себе телефон, факс и персональный компьютер. 1998 г Началась коммерческая эксплуатация спутниковой связи и появились мобильные телефоны.

Детство Александр Степанович Попов родился 4 марта 1859 (16 марта 1859) года на Урале в посёлке Турьинские Рудники Верхотурского уезда Пермской губернии. В семье его отца, местного священника, кроме Александра было ещё 6 детей. Жили более чем скромно. Учился в Далматовском и Екатеринбургском духовных училищах.


Обучение В 1873 году он перевелся в Пермскую духовную семинарию. В 1877 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока» в гг. в летнее время заведовал главной электростанцией Нижегородской ярмарки. С 1901 года Попов профессор физики Электротехнического института императора Александра III. В 1905 году учёный совет института избрал А. С. Попова ректором.


Научные исследования Попова Приёмник Попова Попов ввёл в схему автоматическую обратную связь: от радиосигнала срабатывало реле, которое включало звонок, и одновременно срабатывал ударник, ударявший по стеклянной трубке с опилками. В своих опытах Попов использовал заземлённую мачтовую антенну, изобретенную в 1893 году Теслой.





Вопрос о приоритете А.С.Попова в изобретении радио Во многих странах Запада изобретателем радио считается Маркони, хотя называются и другие кандидатуры: в Германии создателем радио считают Герца, в США и ряде балканских стран Николу Тесла. Утверждение о приоритете Попова основывается на том, что Попов продемонстрировал изобретённый им радиоприёмник на заседании физического отделения Русского физико-химического общества 25 апреля 1895 года, тогда как Маркони подал заявку на изобретение 2 июня 1896 года.


Сторонники приоритета Попова указывают, что: Попов первый продемонстрировал практичный радиоприёмник Попов первый продемонстрировал опыт радиотелеграфии, послав радиограмму из двух слов (и то и другое произошло до патентной заявки Маркони) Радиопередатчики Попова широко применялись на морских судах




Работы Попова Попов А.С. Сборник документов: К 50- летию изобретения радио. Сборник подготовлен архивным отделом УНКВД по Ленинградской области. Составили Г.И.Головин и Р.И.Карлина. Попов А.С. О беспроволочной телеграфии: Сборник статей, докладов, писем и других материалов. Под редакцией и со вступительной статьей А.И.Берга.




Музеи Музей радио им. А.С.Попова, г.Екатеринбург Дом-музей Александра Степановича Попова, г. Краснотурьинск Мемориальный музей изобретателя радио А.С.Попова, г. Кронштадт Музей-кабинет и музей-квартира А.С.Попова, г. Санкт-Петербург Центральный музей связи имени А.С.Попова, г. Санкт-Петербург






Памятники Памятник А. С. Попову, г. Екатеринбург, сквер Попова на улице Пушкина. Памятник А. С. Попову, Ростов-на-Дону, Радиочастотный Центр ЮФО, главный вход, пр. Будённовский, 50. открытие состоялось 7 мая 2009 года в День Радио Памятник А. С. Попову, г. Краснотурьинск Памятник А. С. Попову, Петергоф, ВВМУРЭ, главный вход Памятник А. С. Попову, Петергоф, ВВМУРЭ, вход с бульвара Разведчика Памятник А. С. Попову, г. Санкт-Петербург, сквер у станции метро «Петроградская» Памятник А. С. Попову, г. Москва, Аллея учёных, Воробьёвы горы, МГУ им. М. В. Ломоносова Памятник А. С. Попову, г. Рязань, у главного входа в Рязанский государственный радиотехнический университет Памятник А. С. Попову, Кронштадт, сквер у мемориального музея изобретателя радио А. С. Попова Памятник А. С. Попову, г. Пермь (планируется открытие памятника в День города) Памятник А. С. Попову, г. Котка, Финляндия Памятник А. С. Попову, г. Днепропетровск, ул. Столетова Памятник А. С. Попову на территории Одесского электротехнического института связи им. А. С. Попова (ныне Одесская Национальная Академия Связи им. А. С. Попова) Памятник А. С. Попову, г. Омск, территория «Радиозавода им. А. С. Попова», бюст. Обелиск, памятный камень и стела в честь осуществления в 1900 году изобретателем А. С. Поповым первого практического сеанса радиосвязи, о. Гогланд Знак 100 лет радио (1997 г.), г. Севастополь


Улицы В Рязани городская площадь названа в честь А. С. Попова. Улица А. С. Попова есть во многих населённых пунктах: в Екатеринбурге, где он учился, в Краснотурьинске, где он родился в Санкт-Петербурге, где он жил в Кронштадте в Перми, где он учился в Барнауле в Смоленске в Мариуполе (Приморский район) в Рязани в (пос. Соколовка) в Казани в Архангельске в Дзержинске (Нижегородская область) в городе Удомля (Тверская область) в Оренбурге (Оренбургская область) в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) в Пензе в городе Далматово (Курганская область) в городе Тюмень