Проект: «Подводный мир» проект (старшая группа) на тему. Проект "загадочный подводный мир" для детей среднего дошкольного возраста Тема подводный мир детском саду

Норина Юлия Валентиновна

Руководитель проекта:

Норина Юлия Валентиновна

Учреждение:

МБДОУ «Детский сад № 355» г. Самара

С результатами своего краткосрочного проекта на тему «Подводный мир» воспитательница (ДОУ) детского сада знакомит в данной работе, представленной в виде отчета проводимых с детьми интересных занятий.


В представленном краткосрочном проекте «Подводный мир» воспитателем старшей группы детского сада была поставлена цель познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Результатом проектной деятельности в виде краткосрочного проекта в старшей группе ДОУ «Подводный мир» стали практические занятия с детьми в виде игр и упражнений, направленных на формирование у детей понятия об экологии, знакомство с жителями водной среды и усвоение знаний о водных ресурсах планеты.

Данная работа (проект) будет полезна для воспитателей ДОУ при организации проектной деятельности с воспитанниками старшей группы детского сада, а также для родителей детей дошкольного возраста.

Введение

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые в дальнейшей жизни качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Наш проект «Подводный мир » начался с вопроса детей о том, почему в группу для питья стали привозить воду из магазина, почему нельзя пить воду из-под крана? Откуда берется в кране вода и почему она никогда не кончается? А куда уходит грязная вода, которую мы выливаем в раковину?

После беседы о воде, о том, как вода поступает в дома, о том, как человек загрязняет водоемы, и как чистят воду для питья, дети задумались о том, что от загрязнения водоемов страдают их жители. Возникла проблема: как люди могут помочь подводным жителям?

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них.

Цель проекта: познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Тип проекта: исследовательско–творческий, средней продолжительности (1 месяц), интегрированный.

Задачи проекта:

  • уточнять знания детей о воде, о ее основных свойствах, значении в жизни живых существ, уточнять знания детей о классе рыб, углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб;
  • стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
  • расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;
  • вызвать интерес к жизни рыб, желание больше узнать о них, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Этапы:

1. Составление плана – схемы проекта.

2. Погружение в проект (Приложение 1, 2, 3).

3. Практическая часть (альбом «Водная стихия », рисунки детей, конспект комплексного занятия «Реки, речки и моря »).

4. Презентация проекта (Приложение 4, композиция "Морское дно").

  • Какие знания помогут в решении проблемы?
  • Как эти знания можно получить?
  • Что можно сделать, чтобы решить данную проблему.
  • помогать выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  • подсказать, какие предметы и принадлежности можно использовать;
  • спланировать, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта.

В ходе обсуждения дети предлагали различные варианты занятий, игр, действий, которые ответят на интересующие нас вопросы. Все предложения детей были оформлены в виде плана-схемы.

План – схема проекта «Подводный мир»

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ

  • подвижные игры «Караси и щука », Ручеек”
  • игра-моделирование «Мы - капельки »
  • этюды «На болоте », «Море волнуется » ЦЕНТР НАУКИ
  • рассмотрим глобус,
  • рассмотрим книги, картинки, открытки о подводном мире
  • проделаем опыты с водой: прозрачность, текучесть, изменение состояний, давление воды, соленая и пресная вода, образование волны, круговорот воды в природе ЦЕНТР ПРИРОДЫ
  • посмотрим фильм об обитателях реки Волги,
  • понаблюдаем за обитателями аквариума: «Кто живет в нашем аквариуме », «Как рыбы плавают и как отдыхают », «Как дышат рыбы »
  • будем ухаживать за аквариумом - «Наведем порядок в аквариуме ».

ЦЕНТР КНИГИ

  • будем загадывать загадки об обитателях рек, морей и океанов;
  • прочтем стихи о водоемах, их обитателях, прочитаем книги о подводных жителях: А. Глебова «Камешки », Г. Снегирев «Маленькое чудовище », «Колюшка- храбрюшка », «Осьминожек »
  • прочитаем сказки, былины «Садко », «Снегурочка »,
  • составим рассказы по картинам

Подводный мир ЦЕНТР ИГРЫ

  • дидактические игры “Где, чей дом”, “Узнай рыбу по описанию”, “Чей хвост (туловище, голова)”, «Как появляется рыбка »
  • сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе »

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ

  • изготовим из природного материала и бумаги обитателей подводного мира,
  • оформим композицию «Морское дно » ЦЕНТР ИСКУССТВА
  • нарисуем аквариум,
  • нарисуем сказки об обитателях моря;
  • сделаем аппликацию «Дельфины »
  • рассмотрим картины с изображением рек, морей, океанов;
  • будем слушать музыку (из серии «Океаник », «Звуки природы ») ЦЕНТР ЗНАНИЙ
  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Вода вокруг нас”
  • Занятие по ознакомлению с окружающим: “Ходит капелька по кругу”
  • Занятие по ознакомлению с художественной литературой.
  • Беседа по основам безопасной жизнедеятельности “Вода друг – вода враг”

Итоги проекта «Подводный мир ».

  • что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д.;
  • основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление;
  • вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе;
  • существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки;
  • как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание, разницу между морскими и речными обитателями.
  • самостоятельно объяснять связь фактов (используют простое причинное рассуждение потому что: в воде видны предметы, потому что вода прозрачная);
  • самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…: если на улице мороз, то вода замерзает; если воду хорошо очистить, то ее можно пить);
  • делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
  • замечать изменения в аквариуме, ухудшающие жизнь его обитателей, ухаживать за аквариумными рыбками.

Дети нашей группы стали обращать внимание на то, хорошо ли закрыт кран, а если замечают, что вода из крана капает, сообщают об этом взрослым. Также мы обратили внимание на то, что дети стали наливать меньшее количество воды для питья, объясняя это тем, что не хочется выливать оставшуюся воду в раковину.

С большим интересом дети стали дежурить в уголке природы: проявляют аккуратность при поливе цветов, стараются не расплескивать воду из лейки. Внимательно следят за аквариумными рыбками, придумали каждой рыбке имя.

Самостоятельно проводят простые опыты, рассказывают друг другу результаты этих опытов. Приносят в группу новые книги о реках, морях, океанах, о морских путешествиях, с удовольствием рассматривают картинки, делятся впечатлениями об увиденном.

По окончании проекта у детей возник вопрос, чему и кому еще нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений. Эти темы и станут темами новых проектов.

Приложение 1. Подвижные игры, этюды.

1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

3. Игра - моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

5. Этюд «На болоте ». Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Приложение 2. Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

1. «Кто живет в нашем аквариуме ». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.

2. «Как рыбы плавают и отдыхают ». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.

3. «Как дышат рыбы ». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.

4. «Наведи порядок в аквариуме ». Цель: Учить замечать изменения в состоянии аквариума – грязь, на дне, налет на стекле, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах, оценивать эти изменения как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

Приложение 3. Опыты с водой.

1. “Что увидим через воду?”

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.

Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

2. “Как напоить Иванушку чистой водой?”

Цель: познакомиться с процессами очистки воды различными способами.

Оборудование: бумажная салфетка, воронка из бумаги, тряпочка, сор, крахмал, емкости.

Предложить ребятам посмотреть, какая мутная вода в банке. Ее нужно очистить, чтобы Иванушка мог ее выпить, не боясь, что заболеет. А как сделать очистительное устройство?

Дети придумывают различные варианты очистки воды. Предложить детям сделать различные очистительные устройства – фильтры (из бумажной воронки, тряпочки, бумажной салфетки). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выяснить, какой же фильтр лучше очищает воду?

3. «Давление воды ».

Цель: познакомить детей со свойством воды – давлением.

Оборудование: пластиковая бутылка, спица, цветная вода.

Рассказать детям о том, что вода обладает замечательным свойством: она всегда стремится стечь как можно ниже. Сталкивались ли дети с таким свойством? Как это выглядело?

Вода давит на любой погруженный в нее предмет. Чем больше глубина, тем сильнее давление воды. Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия. Для этого нужно проткнуть в бутылке три отверстия и наполнить бутылку водой. Предложить детям подумать, где давление воды больше наверху или внизу.

4. «Плавает или тонет ».

Цель: познакомить детей со свойством воды – плотностью, показать отличие пресной и соленой воды.

Оборудование: два прозрачных стакана, теплая вода, соль, сырое яйцо.

Рассказать детям о том, что соленая вода плотнее пресной, поэтому в соленой воде легче плавать, так как вода лучше держит предметы или человека, как бы выталкивает предметы из воды. Предложить детям растворить в одном стакане с водой как можно больше соли, затем попробовать опустить в этот стакан яйцо, затем переложить яйцо в стакан с простой, пресной водой. Что происходило с яйцом в соленой воде, что – в пресной воде? Подвести детей к выводу о том, что соленая вода плотнее пресной.

Приложение 4. Викторина «Что мы знаем о рыбах».

Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.

Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.

  • Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
  • Рыба гниет с головы.
  • Нем как рыба.
  • И карасей из пруда не выловить без труда.
  • Из костлявой рыбки уха сладка.
  • На безрыбье и рак рыба.
  • Назад только раки ходят.

Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.

  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Русалочка
  • Айболит
  • Путаница
  • Мойдодыр
  • По щучьему велению
  • Садко

Задание 3. Музыкальная пауза.

Пластический этюд «Море волнуется ».

Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.

Задание 5. «Собери и назови».

Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.

Задание 6. «Отгадай загадки ».

Посмотрите, дом стоит, До краев водой налит. Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (Аквариум)

В буйном море – океане Рыба страшная живет, У нее большой живот, Пасть с ужасными клыками. (Акула)

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода)

В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по воде. (Волны)

С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же В мире памятник открыт? (Дельфин)

Все ко дну я прижималась В темноте морских глубин. Незаметной быть старалась – Превратилась в плоский блин. (Камбала)

Через море – океан Плывет чудо – великан, Пряча ус во рту, Растянулся на версту. (Кит)

На дворе зима ли, осень, В глубине родной реки Мы тельняшки гордо носим, Мы лихие моряки. (Окуни)

И на дне морском глубоком, И у самых берегов Кто из рыб электротоком Отгоняет прочь врагов? (Скат)

Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки ».

Подведение итогов викторины.

Список используемых источников

1. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Культурологический подход к социально-психологическому развитию дошкольника / авт.-сост. Пеленкова Л.Л. – Самара, 2008.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.


КИТЫ. Существуют две основные группы китообразных: китообразных: Зубастые киты небольшого размера (дельфины и морские свиньи), так и исполины (кашалоты). Зубастые киты небольшого размера (дельфины и морские свиньи), так и исполины (кашалоты). Усатые киты – гиганты. К ним относится и голубой кит. Усатые киты – гиганты. К ним относится и голубой кит.






КАШАЛОТЫ Кашалот – абсолютный чемпион по ныря-нию на большие глубины. О том, что тот кит способен опускаться на глубину около тысячи метров, знали давно, однако многие детали его поведения оставались неизвестными. С помощью датчиков, прикрепленных к телу животного, исследователям удалось точно хронометрировать каждое глубоководное погружение кашалота и показать, что почти всю свою пищу (кальмаров, осьминогов, рыб)он добывает в толще воды на глубине м. При этом кашалот издаёт характерные звуки, помогающие ему обнаружить потенциальных жертв. Кашалот – абсолютный чемпион по ныря-нию на большие глубины. О том, что тот кит способен опускаться на глубину около тысячи метров, знали давно, однако многие детали его поведения оставались неизвестными. С помощью датчиков, прикрепленных к телу животного, исследователям удалось точно хронометрировать каждое глубоководное погружение кашалота и показать, что почти всю свою пищу (кальмаров, осьминогов, рыб)он добывает в толще воды на глубине м. При этом кашалот издаёт характерные звуки, помогающие ему обнаружить потенциальных жертв.




АКУЛЫ И СКАТЫ. Акулы и скаты – это особая группа рыб. Их главная отли - чительная черта – хрящевой, а не костный скелет. Из этого же материала состоят наши уши Акулы и скаты – это особая группа рыб. Их главная отли - чительная черта – хрящевой, а не костный скелет. Из этого же материала состоят наши уши нос. нос.




ЗМЕИ. Змеи – это безногие пресмыкающиеся. Многие из них живут на поверхности земли, хотя существует и некоторые роющие норы виды. Немногие представители этой группы обитают на деревьях или даже в море. Известно свыше 50 видов морских змей. Некоторые из них очень ядовитые, однако они кусаются только в том случае, когда им грозит серьёзная опасность. Змеи – это безногие пресмыкающиеся. Многие из них живут на поверхности земли, хотя существует и некоторые роющие норы виды. Немногие представители этой группы обитают на деревьях или даже в море. Известно свыше 50 видов морских змей. Некоторые из них очень ядовитые, однако они кусаются только в том случае, когда им грозит серьёзная опасность.






АКУЛЫ. Акулы обычно имеют удлиненное туловище, не уплощенное в спинно-брюшном направлении. Акулы обычно имеют удлиненное туловище, не уплощенное в спинно-брюшном направлении. У пелагических видов оно напоминает своей формой торпеду. Жаберные щели расположены на боках головы. Плавники хорошо развиты, причем скелет правой и левой половины грудного пояса разъединен со спинной стороны. У некоторых видов имеется подвижное веко в переднем углу глаза - так называемая мигательная перепонка. У пелагических видов оно напоминает своей формой торпеду. Жаберные щели расположены на боках головы. Плавники хорошо развиты, причем скелет правой и левой половины грудного пояса разъединен со спинной стороны. У некоторых видов имеется подвижное веко в переднем углу глаза - так называемая мигательная перепонка. формойперепонка формойперепонка


МЕДУЗЫ. В тропических морях обитает несколько видов медуз, некоторые из них употребляются в пищу в Японии и Китае. Ловят медуз сачками или специальными орудиями лова, имеющими вид большого мешка из мелкоячеистой сети, надетого на обруч. Во время прилива или отлива мешок надувается течением, и в него попадают медузы, которые не могут выбраться вследствие своей малоподвижности. По образному выражению китайцев, мясо у медуз "хрустальное". Солят медуз поваренной солью в смеси с квасцами. Соленых медуз добавляют в различные салаты, а также едят в вареном и жареном виде, приправляя перцем, корицей и мускатным орехом. В тропических морях обитает несколько видов медуз, некоторые из них употребляются в пищу в Японии и Китае. Ловят медуз сачками или специальными орудиями лова, имеющими вид большого мешка из мелкоячеистой сети, надетого на обруч. Во время прилива или отлива мешок надувается течением, и в него попадают медузы, которые не могут выбраться вследствие своей малоподвижности. По образному выражению китайцев, мясо у медуз "хрустальное". Солят медуз поваренной солью в смеси с квасцами. Соленых медуз добавляют в различные салаты, а также едят в вареном и жареном виде, приправляя перцем, корицей и мускатным орехом. Самая большая из существующих медуз гигантская арктическая, зонтик которой в диаметре достигает 2,2 м; ее щупальца длиной 35 м. Самая большая из существующих медуз гигантская арктическая, зонтик которой в диаметре достигает 2,2 м; ее щупальца длиной 35 м.






Рыбы - одни из самых красивых домашних животных. Увлечение аквариумом -хобби к которому приходят в любом возрасте. Содержание аквариумных рыбок - одно из самых интересных и увлекательных занятий, оно не только доставляет радость и удовольствие, но и может многому научить. У себя дома вы можете создать маленький подводный мир. Аквариумные рыбки принесут вам много положительных эмоций, расположившись возле аквариума и рассматривая рыбок вы легко забудете про свою усталость. Рыбы - одни из самых красивых домашних животных. Увлечение аквариумом -хобби к которому приходят в любом возрасте. Содержание аквариумных рыбок - одно из самых интересных и увлекательных занятий, оно не только доставляет радость и удовольствие, но и может многому научить. У себя дома вы можете создать маленький подводный мир. Аквариумные рыбки принесут вам много положительных эмоций, расположившись возле аквариума и рассматривая рыбок вы легко забудете про свою усталость. Золотые рыбки как и другие рыбы и растения в неволе требуют бережного и любовного ухода. Но одной любви мало. Необходим определенный объем знаний и опыта. Золотые рыбки как и другие рыбы и растения в неволе требуют бережного и любовного ухода. Но одной любви мало. Необходим определенный объем знаний и опыта.


ЧЕРЕПАХИ. Размеры черепах изменяются в довольно большом диапазоне. Морские виды, как правило, больше наземных и речных сородичей. Самыми большими являются кожистые черепахи, с длиной панциря 2 м и весом более 900 кг. Вымершие сухопутные черепахи рода миолания вырастали до 2,5 м, но самой большой является жившая в меловом периоде морская черепаха, размер одного из обнаруженных скелетов этого вида достигает более 4 метров. Предполагаемая масса этой черепахи до 2, 2 тонн. Самой маленькой из черепах является крапчатая, не превышающая 10 см в длину. Размеры черепах изменяются в довольно большом диапазоне. Морские виды, как правило, больше наземных и речных сородичей. Самыми большими являются кожистые черепахи, с длиной панциря 2 м и весом более 900 кг. Вымершие сухопутные черепахи рода миолания вырастали до 2,5 м, но самой большой является жившая в меловом периоде морская черепаха, размер одного из обнаруженных скелетов этого вида достигает более 4 метров. Предполагаемая масса этой черепахи до 2, 2 тонн. Самой маленькой из черепах является крапчатая, не превышающая 10 см в длину.кожистые черепахимиоланиякожистые черепахимиолания Название класса Asteroidea (морские звезды) происходит от формы тела объединяемых в этом классе представителей иглокожих, имеющих вид звезды, чаще всего пятиконечной, или плоского правильного пятиугольника. Среди животных, доживших до наших дней, морские звезды одна из наиболее древних групп. В морях с нормальной соленостью различных морских звезд всегда можно увидеть у самого берега. Поэтому морские звезды были хорошо известны человеку уже в глубокой древности. Изображения их были обнаружены на фресках 4000-летней давности, найденных при раскопках на острове Крит. Название класса Asteroidea (морские звезды) происходит от формы тела объединяемых в этом классе представителей иглокожих, имеющих вид звезды, чаще всего пятиконечной, или плоского правильного пятиугольника. Среди животных, доживших до наших дней, морские звезды одна из наиболее древних групп. В морях с нормальной соленостью различных морских звезд всегда можно увидеть у самого берега. Поэтому морские звезды были хорошо известны человеку уже в глубокой древности. Изображения их были обнаружены на фресках 4000-летней давности, найденных при раскопках на острове Крит.

Калинникова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №71 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект "Волшебный мир морей и океанов"
Дата публикации: 02.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 71 «Кристаллик» г. Смоленска

Экологический проект

"Волшебный мир морей и океанов"

в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Калинникова Елена Ивановна

Вид проекта:

исследовательско – творческий

Продолжительность:

долгосрочный

Участники проекта :

воспитатели, дети подготовительной к школе группы,

родители.

Цель

проекта :

формирование

экологического

сознания,

воспитание

бережного, осознанного отношения к окружающему миру.

Актуальность:

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы

воспитания экологической культуры дошкольников.

На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из

актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в

целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической

грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются

Ознакомление

окружающим

необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой

личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно

воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к

природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не

сформированы представления об окружающим их мире. Самый большой

пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете:

флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее

педагогами,

родителями

значимости

проблемы,

недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов.

показать,

осознать

уникальность

природных

объектов,

вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь

Земля больше половины состоит из воды), и заложить основы экологически

грамотного

поведения

разработан

образовательный

«Волшебный мир морей и океанов».

Гипотеза проекта.

В конечном итоге, жизненная устойчивость, к которой должен стремиться

каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не

даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим

условием такого обретения является окружающая его, экологически здоровая,

окружающим

выстраивает

личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того,

насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.

Постановка проблемы :

Развитие познавательной активности детей. Вовлечь

активное

освоение

окружающего

овладеть

способами

познания

предметами

явлениями.

Развитие

любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской

деятельности.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении морей и океанов в

жизни человека, основных его обитателях, об источниках загрязнения воды,

его последствиях.

Задачи:

Формировать

экологическую

грамотность

ознакомление

обитателями морей и океанов.

Активизировать

познавательный

обитателям

Закрепить знания о разнообразии подводного мира.

Формировать бережное отношение к природе, воспитывать желание

охранять окружающую среду.

Обеспечить

благоприятные

экологического

развития

Предполагаемый результат:

Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего

мира, умения видеть красоту живой и неживой природы.

Овладеть

понятиями

«морские

животные»,

«моллюски»,

«млекопитающие», «беспозвоночные».

Иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о

питаются,

способах

передвижения,

способах

маскировки, уникальности каждого вида.

познавательный

любознательность

обитателям

подводного мира.

Появление

познания

удовольствием,

желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Взаимодействие с родителями:

Посещение

ребенком

библиотеки

накопления

информации

морях и океанах.

Изготовление книжек – малышек «Подводные приключения».

Помощь в изготовлении макета морского дна.

Организация выставки рисунков на тему: «Удивительный мир морей и

океанов»

Создание коллажа «Кто в море живет?»

Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников».

Взаимодействие с педагогами:

Привлечение музыкального руководителя.

Консультация

экспериментальная

деятельность

дошкольников».

Совместная деятельность с детьми:

Познавательное развитие

Опыты: «Как дышат рыбы под водой»; «Свойства воды»; «Подводная

лодка из яйца»; опыт с губкой.

Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и

фауне подводного мира.

и обсуждение энциклопедий, литературных произведений:

Г.Косов «Азбука подводного мира», С Сахарнов «Кто в море живет?»,

Г.Х.Андерсен «Русалочка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи

А.С.Пушкина «О море», и др.

Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский

«Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на

«Парусник

«Картины

«Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».

Сюжетно-ролевые

«Путешествие

корабле»,

«Подводная

экспедиция».

Развивающая игра «Подводный мир».

Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.

Беседа о профессии водолаза

Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».

Составление кроссвордов, ребусов.

Отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».

Рисование восковыми мелками.

Аппликация «Разноцветные рыбки»; «На дне морском»

Аппликация из картона «Морская черепаха».

Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».

Пластилинография «Необыкновенные рыбки».

Роспись камней «Жители океана».

Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».

Лепка из пластилина «Рыбки играют».

10.Оригами « Морские рыбки».

11.Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».

12.Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы».

13.Прослушивание

слушание

Звуки дельфина».

Речевое развитие

Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.

Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую

Дулепины

«Осьминог»,

Баранова

«Дельфины»,

пословиц и поговорок, загадывание загадок

Физическое развитие

Малоподвижные

больше?»,

«Назови одним словом».

Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки»,

«Ручеек», «Капельки».

Пальчиковая гимнастика «Чайка».

Физкультминутки «Краб»; «Морские звезды».

Заключительный этап проекта:

Развлечение на тему «Волшебство подводного мира»

Конечный продукт проекта:

Методические

разработки

подборка

Список используемой литературы:

Программа

рождения

редакцией

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое

пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов

работников

дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Коломина

«Воспитание

экологической

культуры

детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире

поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей

дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,

Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий

э ко л о г и ч е с ком у

в о с п и т а н и ю:

С р е д н я я,

с т а р ш а я,

подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное

рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В.

Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры,

конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова;

худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.

Скорлупова

«Занятия

старшего

дошкольного

Анна Орлова
Проект в средней группе «Загадочный подводный мир»

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному развитию детей №8»

Проект

в группе среднего возраста

«Загадочный подводный мир »

Выполнила

воспитатель Орлова А. Ф.

г. Приозерск

Вид проекта : информационно-творческий

Продолжительность : кратко - срочный (2 недели)

Участники проекта : воспитатели, дети среднего возраста , родители

Технологичность проекта : проект доступен к реализации другими педагогами

Актуальность темы :

Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир . В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где-либо ещё.

Подводный мир очень красочен , ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей» , а не «исполнителей» , развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей среднего дошкольного возраста.

Цель проекта :

Расширять знания детей о подводном мире и его обитателях и создать условия для реализации творческого потенциала детей через освоение новых способов деятельности и решение проблемных ситуаций

Задачи :

Образовательные :

Познакомить с разнообразием подводного мира , с его значимостью для всего живого на планете.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира .

Развивающие :

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире .

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Развитие речи» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» ,

Этапы реализации проекта :

1 Подготовительный этап.

Подбор и изучение литературы, наблюдения, беседы, вопросы, рассматривание книг, иллюстраций.

Создание необходимых условий для реализации проекта (подбор наглядного материала и литературы для совместной организованной деятельности с детьми).

Оснащение предметно развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей.

2. Основной этап (практический)

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта

3. Заключительный этап

Занятие- развлечение (презентация)

Диагностика (результативно - сравнительный анализ)

Формы работы с детьми

Образовательная деятельность (занятия) ;

Исследовательская деятельность;

-Игры : подвижные , словесные, пальчиковые, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, театрализованные, конструкторские;

Наблюдения;

Экспериментирование;

Чтение художественной литературы;

Создание проблемных ситуаций;

Рассказ воспитателя

Формы работы с родителями

Консультации (размещение информационного материала) ;

Участие в оснащении предметно-развивающей среды по теме проекта ;

Проведение выставки художественной литературы «Жизнь под водой!» .

Создание совместно с детьми творческого макета «Удивительный подводный мир »

Совместная выставка родителей и детей на тему «Обитатели подводного мира »

Продукт проекта

Коллективная работа детей и родителей по продуктивной деятельности :

Создание макета «Удивительный подводный мир »

Совместная выставка родителей и детей : «Обитатели подводного мира »

Приобретение художественной литературы о морских обитателях

Предполагаемый результат проекта

Владеть понятиями «морские животные» , «рыбы» , «моллюски» ;

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды ;

Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

Комплексно- тематический план работы (содержание см. приложение)

Образовательные области Виды деятельности

Познавательное развитие Развлекательный досуг

«Путешествие в подводный мир »

«Волшебная рыбка»

Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка» , «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Русалочка» , «В поисках Немо» , «Подводная братва » .

Развивающие видеоролики :

«Подводные растения . Мир кораллов» , «Многообразие жителей морей и океанов» , «Необыкновенные рыбы» .

«Русалочка» «Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно- печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Лото»

«Соедини точки»

Исследовательская деятельность

«Есть ли у воды вкус?»

«Какого цвета водичка»

«Какие предметы держатся на воде, а какие тонут?»

«Пар – это тоже вода»

«Как сделать морскую воду»

«Соль – это кристаллы»

Рассказ воспитателя

«Чем питаются обитатели подводного мира »

«Почему море соленое»

«Все о ракушках»

«Правила поведения на воде»

«Моря бывают разные»

Наблюдение

За природными изменениями в природе (растениями, дождем, насекомыми, птицами и т. д)

Речевое развитие Словесные игры

«Опиши рыбу»

«Отгадай загадку »

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Чтение худ. лит.

Г. Косова «Азбука подводного мира » , С. Сахарнов «Кто в море живёт?» , А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Русская народная сказка "По щучьему велению", Филиппинская сказка «Почему вода в море солёная» , Г. Х. Андерсен «Русалочка» Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем море. Короткие сказки о море и её обитателях, «Тогда водяной засмеялся» Исландская сказка. «Сказка о море» . Сказка про морского царя и кита.

Разучивание стихов

В. Орлова «Для чего морю наряды?» , «Я рисую море» , Ю. Дулепины «Осьминог» .

Загадывание загадок , разучивание пословиц и поговорок на тему «Подводный мир »

«В озере карп, а на море-краб»

«Рыбу не сваришь, пока не поймаешь»

«Вот тебе ершок, свари ухи горшок»

Викторина

«Чудеса подводного мира » .

«Что мы знаем о рыбах»

Социально-коммуникативное развитие Ситуация общения

«Кого ты знаешь из жителей подводного мира »

«Охрана природы»

«Может ли человек жить под водой?»

«Путешествие в водный мир»

«Чем отличается море от озера, реки?»

Решение проблемной ситуации

«Что делать, чтобы вода в море была чистой?»

«Что будет, если высохнет море?»

Сюжетно – ролевые игры

«Путешествие на корабле» , «Подводная экспедиция »

«Путешествие на корабле в сказочную страну»

«Моряки» .

Полив растений в уголке природы в группе

Уход за цветником и огородом на участке детского сада

Художественно-эстетическое развитие Слушание песен : «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту» ; Дебюсси К. «Море» , эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем» ;

Слушание музыки : «Звуки моря» , «Звуки дельфина» , «Чайки и волны» .

Кукольные спектакли

«Приключения русалочки Ариэль» .

«У самого синего моря»

«Золотая рыбка»

Рассматривание иллюстраций

картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна» , «Девятый вал» , «Чёрное море» , «Ураган на море» , А. Рылов «Море. Камни» , «В голубом просторе» , А. Боголюбов «Парусник в море» .

Рисование

«Обитатели подводного мира »

«Веселый краб»

Конструирование из бумаги

«Смешной осьминог»

Аппликация

«Сказочная рыбка» (коллективная работа)

Физическое развитие Пальчиковые игры

«Морские обитатели»

«Рыбки»

«Посчитай рыбок»

Подвижные игры

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

«Караси и щука»

«Удочка»

Взаимодействие с родителями Консультации

«Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»

«Морские глубины и его обитатели»

«Как познакомить ребенка с подводным миром »

Конкурс для родителей

Выставка поделок «Обитатели подводного мира »

Участие в пополнении ПР среды

Изготовление макета «Удивительный подводный мир »

Впрополнение развивающей среды книгами о подводных обитателях

Итоговое мероприятие Занятие- развлечение «Морские глубины и его обитатели» с использованием ИКТ.