Рождение венеры сандро. Венера Боттичелли - эталон красоты. Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры": описание, интересные факты. «восхищение красотой и боль потери»

Эпоха правления Лоренцо Великолепного, блистательного политика, поэта, покровителя искусств и мецената осталась периодом наивысшего расцвета итальянской и флорентийской культуры. При дворе «крёстного отца Ренессанса» работали такие титаны Возрождения, как Микеланджело ди Буанаротти, Вероккьо, Ботичелли. Благодаря Медичи смог реализовать свой огромный потенциал и обрести мастерскую гениальный Леонардо да Винчи. Хранящаяся в галерее Уфицци картина была написана после возвращения художника из Рима, где он участвовал в создании фресок для Сикстинской капеллы. Наиболее вероятный заказчик - Лоренцо ди Пьерфранческо, двоюродный брат флорентийского герцога. Монументальное полотно украшало его виллу Кастелло.

Творчество Боттичелли, относящееся к периоду раннего Возрождения, находилось под явным влиянием идей неоплатонизма. Одним из его постулатов было утверждение о том, что идеям христианства предшествовала античная мифология. «Рождение Венеры» - одно из четырёх произведений мастера, в основу сюжета которого лёг античный миф. Вдохновило Боттичелли на создание картины не сочинение древнегреческого поэта Гесиода, в котором Венера родилась из пены морской, возникшей из крови Урана после оскопления его Кроном, а поэма «Стансы на турнир». Её автор - придворный поэт Анджело Полициано (Angelo Ambrogini detto Poliziano), воспевший любовь Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Одна из самых прекрасных девушек Флоренции умерла совсем молодой из-за чахотки. По мнению историков живописи, на картинах «Весна» и «Рождение Венеры» изображена именно она. Девушка дивной красоты влюбляла в себя с первого взгляда, а её безупречная фигура считалась эталонной. Боттичелли сохранил верность своему тайному чувству на всю жизнь, воссоединившись с Симонеттой лишь после смерти. Он был похоронен рядом с любимой, как и было указано в его завещании. Об её недолгой земной жизни известно не так много, как хотелось бы. В 16 лет она стала женой Марко Веспуччи, родственника известного мореплавателя. После венчания они переехали во Флоренцию, где были очень благосклонно приняты при дворе Лоренцо Великолепного. Симонетта поразила своей прелестной внешностью флорентийского герцога и его брата Джулиано. Романтические отношения с последним прервал её безвременный уход. Джулиано пережил возлюбленную ровно на два года. Он был убит в церкви в день её смерти в результате заговора. Уникальное сочетание душевной и физической красоты вызывало восхищение у всех, кто знал её. Прелестный образ ССимонетты запечатлён также на картинах Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), в скульптурах Андреа Вероккьо (Andrea del Verrocchio).

Появление на свет Венеры на картине Боттичелли уже свершилось, и она готова сойти на берег с огромной раковины, принесённой сюда стараниями бога ветра Зефира. Работа Боттичелли отражает философскую доктрину флорентийских неоплатоников, считавших земную красоту воплощением Бога, а языческую богиню воплощением его гласа, спасающего душу. На картине - рождение любви, красоты и одновременно сцена богоявления. Но вместо Христа - фигура обнажённой Афродиты, дочери Урана. Застенчиво прикрывающая лоно и грудь, она трогательна в своей чистоте и невинности, не вызывая греховных мыслей. Символизирующий скромность камыш усиливает это впечатление. Её целомудренная нагота не смутила бы даже самого ревностного пуританина.

Справа от неё изображена ора Талло (дочь Фемиды и Зевса), бегущая к ней на цыпочках и спешащая прикрыть наготу пурпурной мантией. Это олицетворение всесилия красоты и одновременно символ перехода в иной мир: в момент рождения или кончины. Нимфа олицетворяет весну, потому на картине повсюду цветы: они падают с неба, ими расшиты мантия и платье. На шее оры - гирлянда из мирта, символизирующая плодородие и стабильность чувств. Рядом с ней - анемон, весенний цветок, олицетворение трагической любви.

Слева - бог весеннего ветра Зефир, которого неоплатоники считали богом любви) и богиня цветов Флора (Хлорида), которые помогают раковине пристать к берегу. От сильного дуновения развеваются пряди роскошных золотистых волос Венеры. На фоне сплетённой в объятии супружеской пары, она кажется немного печальной и отрешённой. Её фигура находится в центре овала, создаваемого руками и наклоном фигур, стоящих рядом персонажей и нижней частью раковины. Поза Венеры, опирающейся на одну ногу, характерная для античных статуй и подчёркивающая изящество и естественность, носит название контрапост.

Новаторство картины Боттичелли - не только в изображении обнажённой натуры в полный рост, но и в использовании различных техник и приёмов: применение холста вместо доски, использование листового золота, получение синей краски из измельчённого лазурита, включение в состав пигментов жира для предотвращения растрескивания красочного слоя и нанесение яичного желтка, позволившее продлить картине жизнь на века.

Картина полна символов, и далеко не все из них ещё расшифрованы. Раковина, на которой приплыла к берегу Венера, - олицетворение лона, давшего ей жизнь. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечных чувств, у её ног анемон, олицетворяющий трагическую земную любовь. Падающие с неба розы в честь прибытия на землю Венеры - предвестники любви и неизбежных страданий, ожидающих в будущем. Апельсиновое дерево - вера в бессмертие.


Картина «Рождение Венеры» - одно из самых известных и признанных произведений искусства в мире, шедевр итальянского ренессанса. Героиня - обворожительная модель и муза Симонетта Веспуччи, которую на картине окружают многие символические и мифологические элементы. Что означают цветы и другие символы на картине?

История написания

Боттичелли написал «Рождение Венеры» между 1484-85 годами и эта работа стала достопримечательностью живописи XV века, богатой своими аллегорическими ссылками. Картина была заказана членом флорентийской семьи Медичи, Лоренцо ди Пьерфранческо, который был дальним родственником Лоренцо Великолепного. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи также поручил художнику проиллюстрировать «Божественную комедию» Данте и «Аллегорию весны». Картина «Рождение Венеры» украшала спальню своего заказчика на вилле в Кастелло, недалеко от Флоренции.

Симонетта Веспуччи

Обворожительная модель и муза, вдохновившая многих мастеров и в том числе Боттичелли, была известной молодой блондинкой из Флоренции. Симонетта Веспуччи - жена Марко Веспуччи, двоюродного брата знаменитого Америго Веспуччи, чье имя было дано новому континенту Америки. Симонетта была легендарной красавицей, и Медичи были одержимы ею, открыто демонстрируя свое восхищение несмотря на ее замужний статус. Симонетта умерла очень молодой, в возрасте 23 лет, и похоронена в церкви Огниссанти во Флоренции.

Сюжет картины

На картине в мифологизированной форме Боттичелли воспевает союз духовного и материального, небесного и земного. Представление мифологических мотивов было основной тенденцией в эпоху Возрождения. Аллегории, взятые из классической культуры, богов Олимпа и мифологии, использовались для выражения гуманистических ценностей. А Флоренция как раз была центром гуманистических исследований.
Venus Humanitas - Венера Человеческая - появляется на свет среди природных стихий. Торжествующая богиня любви и красоты, римляне знали ее как Венеру, а для греков она была Афродитой. Венера, согласно греческому поэту Гесиоду, написавшему Теогонию, родилась из морской пены. Венера чарующе соблазнительна своими женственными покатыми плечами, нежными формами, выразительными руками и пышными волосами. , пленительные портреты которой оставили многие художники (в том числе Пьеро ди Козимо и сам Боттичелли).
Несмотря на необычные размеры ее тела - удлиненную шею и длинную левую руку - Венера Боттичелли - невероятно красивая женщина с гладкой, нежной кожей и золотыми кудрями. Она поднимает ногу, чтобы сойти со своей позолоченной ракушки, и в это время ветер заливает ее цветами. Она рождена для мира как богиня красоты, и зритель является свидетелем этого акта творения.

Другие герои картины

После рождения Венера сошла на берег в раковине, отталкиваемая дыханием Зефира, бога ветра. На картине мы видим Зефира, обнимающего нимфу Флору. Считалось, что дыхание Зефира обладает способностью оплодотворять и создавать новую жизнь. Его объятие с нимфой символизирует акт любви. Справа - служанка (Ора), готовая обернуть плащ, украшенный весенними цветами, вокруг Венеры, чтобы покрыть ее наготу. Она является воплощением одной из греческих богинь времен года (цветочное убранство ее платья говорит о том, что она - богиня Весны).

Техника написания

Стоит упомянуть исключительную технику и прекрасные материалы, используемые для выполнения работы. Долгое время деревянные панели были самыми популярными для написания картин и будут оставаться популярными до конца XVI века. Дополнительную популярность постепенно набирал и холст. Он стоил дешевле, чем дерево, и считался менее формальным, и более подходящим для частных заказчиков.
Ботичелли использовал в процессе написания дорогой алебастр, который сделал цвета еще ярче и качественнее. Кроме того, картина имеет и собственные уникальные разработки художника: Боттичелли приготовил свои пигменты с очень небольшим содержанием жира и покрыл их слоем чистого яичного белка, что было необычной для его времени техникой. Благодаря такое технике картины Ботичелли своей свежестью и яркостью скорее напоминает фреску. Таким образом, она является первой работой, выполненной на холсте, в Тоскане и «первым масштабным полотном, созданным в эпоху Возрождения во Флоренции».

Символика

1. Раковина - отражает океаническое происхождение Венеры, символически соединяясь с рождением человека. Морская красавица-раковина, равно как и ее меньшая сестра, речная ракушка - водный и лунный знак, а также женский символ. Также это эмблема любви, брака и процветания.
2. Зефир - бога ветра.
3. Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, которая питает и дает жизнь. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви.
4. Камыш - символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты.
5. Ора Талло - в греческой мифологии одна из Ор (весенняя), богиня цветения растений
6. Фиалки - луг засыпан фиалками, символом скромности, но часто используется для любовных зелий.
7. Роза - белая роза - это «цветок света», символ невинности, девственности, целомудрия и чистоты, духовного раскрытия, очарования.
8. Остров, к которому Венера прибывает - это Кипр или Ситхерея.
9. Апельсиновое дерево - одно из самых плодовитых деревьев и древний символ плодородия. Апельсин ассоциируется с великолепием и любовью.
10. Маргаритка - символа любви, весны и плодородия.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Около 1484 г. Холст, масло. 172,5 х 278,5 см.

Галерея Уффици, Флоренция

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Осип Мандельштам. « Silentium ».

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», - писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной, и трудно себе представить, чтотриста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв.,мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. И все же это так. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этихмастеров его отделяла целая эпоха.

Боттичеллипринадлежал раннему Возрождению,кватроченто,его младшие современники - Высокому Возрождению, определившемуразвитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, поэтому произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм, их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Лишь когда европейскиеживописцы научились с абсолютной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когдаскучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресокРафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. И Боттичелли, вместе со многими другиминесправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.

Автопортрет Сандро Боттичелли.
Фрагмент фрески "Поклонение волхвов" 1475 г.

Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени - средневековому и раннеренессансному. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту,искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Европейская культура нашла и продолжает находить в его наследии что-то жизненно важное для себя. Что же? Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» - прекраснейшей среди картин Боттичелли,поможет нам это понять.

Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV : вместе с другими крупнейшими художникамирасписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Самый яркийпредставитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжалтрадиции своего деда Козимо и отца Пьеро,просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Власть Медичи снова казалась безграничной, и средитех, кто был отмечен и обласкан ею, - живописец Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478 г.

Первую половину1480-х годовможно назвать античным периодомв творчестве Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов:«Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна»,«Рождение Венеры». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного - Лоренцо ди Пьерфранческо. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.

Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но ипознакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в которыйвходилимыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный, именовался Платоновской академией. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Так, в Венере они виделипрообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота - это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь - связующая сила, движущая мир к Богу». Благоговение,молитвенный восторгперед явлением божества (не важно- языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.

Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим - Кифера). Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора - одна из четырех богинь времен года, Весна. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта - символ вечной любви, у ее ног цветет анемон - первый весенний цветок, также один из символов Венеры. С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.


Зефир и Аура

Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… вся картинасоткана из изысканно-красивых мотивов. Но не это делает еешедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, поэтомув некоторых его работах фрагменты производят большеевпечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).

Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Кроме того, эта яснаясхема - три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, - позволилаБоттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий,невесомых силуэтов, грациозных жестов. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствоведБ. Беренсон, и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.

«Рождение Венеры» - одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей, излучинами берегов. Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером,или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцыбосых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Особую прелесть придает картинето, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев - все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию.

Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви,сплетающиеся в объятии ветры- чувственную. Ветры и оразахвачены движением, они преданно служат богине, но и энергияветров, ипорыв оры- всерастворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающемВенеру. Прекрасная статуя - вотслова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини, и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Он был первым ренессансным мастером,запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести, и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй - Венеры Медичейскойиз флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во времяпребывания в Риме. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» - « Venus pudica ». (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие.) Плоть Венеры - жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой - похожа на мрамор. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы « S » обращают нас к искусству готики.


Сандро Боттичелли. Предположительно портрет
Симонетты Веспуччи. После 1480 г.

Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, - пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Прежде всего исследователей и зрителей занимает вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творениилицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которуювоспевали поэты - возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическимореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты -возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.

Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли,несомненно одно: лицо Венеры - самое одухотворенное извсех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Эти лица похожи не столько чертами, сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Это мечтательная, хрупкая, немного усталаякрасота.


Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли,разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Ее лицо завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Еще секунда - и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так,взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.

Боттичелли с печалью оглядывался на античность - эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие, искусство стало еще раздробленнее и изощреннее, и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности.

Годы создания: 1482-1486
Техника: Темпера, холст
Размеры полотна: 172,5 х 278,5 сантиметров
Место хранения: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Картина «Рождение Венеры » представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Её подгоняет западный ветер, источник которого - бог Зефир, изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Его дыхание наполняет ветер цветами. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица - древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Талло - покровительствовала весне, поэтому именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры.

Мифологическая справка:

Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена, из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Отсюда пошло второе имя богини - Пенорождённая. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь»

«Легенды и мифы Древней Греции», Николай Кун

По факту, в картине «Рождение Венеры » Боттичелли синтезировал христианство и язычество. И в этом нет ничего странного, ведь художник был адептом неоплатонизма, который гласит, что Бог воплощается в земной красоте - как духовной, так и телесной. Таким образом, нагая Венера символизирует и обнажённость души в момент рождения или таинства крещения. «Душа её - суть Любовь и Милосердие, глаза её - Достоинство и Великодушие, руки - Щедрость и Великолепие, ноги - Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.

Моделью для Венеры Боттичелли служила Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Девушку считали первой красавицей эпохи Возрождения во Флоренции. Её называли Несравненной и Прекрасной.

В 1987-м году картину отреставрировали, сняли слой потемневшего лака времён Боттичелли. В основе лака был яичный желток, что надёжно законсервировало работу и сохранило её до наших дней. После реставрации «Рождение Венеры» заиграло новыми, яркими, весенними красками.

Сюжет

В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.

«Рождение Венеры». (wikipedia.org)

Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).


«Весна». (wikipedia.org)

Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.

С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому всегда теперь должна сопровождать Венеру.

Контекст

Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Поэтому для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было абсолютно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.


Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи, до 1520. (wikipedia.org)

Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространенной версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту ее воспевали, богачи и сильные мира добивались ее благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса.

Судьба художника

Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощенная на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.


Сандро Боттичелли. (wikipedia.org)

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.

Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».

В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.

Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.