Скороговорки про семью для детей. Картотека по развитию речи (средняя группа) на тему: скороговорки для развития речи детей

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Поля поле полет, Коля колья колет.

По траве тропа протоптана.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Пошла Поля полоть в поле.

Маргарита собирала маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

У пенька опять пять опят.

Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.

Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.

Скок сорока, скок сорока, слепа с ока, крива с бока.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугатон, буханкую". Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушенок в капюшоне смешон.

Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.

Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Как хорошо пирожок - внутри творожок.

Съел Валерик вареник, а Ванюшка ватрушку.

У ежа и ёлки иголки колки. У ежа ежата, у ужа ужата.

Уж и ужи уже в луже.

Белый снег, белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Наш Сеня накосил стог сена.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Овца, овца, дай хлебца.

Пришел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Кашевар кашу варил, подваривал да недоварил.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки скок -
Сеньку с ног,
Саньку в бок,
Соньку в лоб -
Все в сугроб.

У Сони сани с горки едут сами.

Прохор в сугробе барахтался, барахтался, да не выбарахтался.

По семеро в сани уселись сами.

Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву "Ж" все твержу.
Знаю твердо букву эту.
Я жужжу зимой и летом.

У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.

Гроза грозна, грозна гроза.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку - цап"

Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Грабли сделал крабу краб:
"Грабь граблями гравий, краб".

В пруду у Поликарпа - Три карася три карпа.

На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.

От топота копыт пыль по полю летит.

Во поле кони затопали.

Кричал Архип, Архип охрит.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Вставай Архип, петух охрип.

Глядят галчата на грачат, галдят грачата на галчат.

За деревней с утра тарахтят трактора.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Ты нас мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи.
В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.

На горе дубы, под горой грибы.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Шла Саша по шоссе и сосала сушки.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
Матросы две недели
карамель на мели ели.

Тридцать три корабля
лавировали, лавировали,
да так и не вылавировали.

У черепашьего черепашонка на черепашьих лпчонках черепашьи чоботы.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Всех скороговор
не перескороговоришь,
не перевыскороговришь.

Во-первых: ни в коем случае не стараться произнести ее сразу быстро. Сначала осваиваем скороговорку в медленном темпе, читая ее буквально по слогам, затем переходим на средний темп, и только освоив его, произносим скороговорку с ускорением. Очень хорошее упражнение - не просто читать скороговорку, а поставить задачу, например: дать указание, поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, т.е. использовать разные интонации при чтении.

Во-вторых: произнося скороговорку, можно подключить движение: приседать, боксировать, танцевать, прыгать и т.д. Можно также слова скороговорки положить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.

В третьих: подходить к этому творчески, с "огоньком" ! - и тогда все получится.

СКОРОГОВОРКИ

Для тренировки звуков: р, л, м, н

1. Дробью по перепелам да по тетеревам.

2. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара-краля кралась к Ларе.

5. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

7. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

8. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

9. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

10. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

11. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

12. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

13. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

14. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

15. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

16. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

17. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.

18. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

19. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

20. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

21. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

22. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

23. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

4. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

6. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик.

10. Купи кипу пуха.

11. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

12. Ткет ткач ткани на платки Тане.

13. Водовоз вез воду из-под водопровода.

14. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

15. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

16. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

17. Все бобры для своих бобрят добры.

18. На меду медовик, а мне не до медовика.

19. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

20. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

21. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

22. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

23. У нас гость унес трость.

24. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

2. У осы не усы, не усища, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. Осип охрип, Архип осип.

5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

6. Сачок зацепился за сучок.

7. По семеро в сани уселись сами.

8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

9. Свиристель свиристит свирелью.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

12. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

13. Четверть четверика гороха, без червоточинки.

14. Инцидент с интендантом.

15. Прецедент с претендентом.

16. Константин констатировал.

17. У ежа ежата, у ужа ужата.

18. Жутко жуку жить на суку.

19. Течет речка, печет печка.

20. Щипцы да клещи - вот наши вещи.

21. Тщетно тщится щука ущемить леща.

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!
* * *
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
* * *
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..
* * *

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
* * *

На звук "Р"

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать!"
* * *
- Кра! - кричит ворона. - Кража!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!
* * *

На звук "Ч"

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
* * *

Дифференциация И-Ы

Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.
* * *

Звуки Кь, Къ

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!
* * *
У киски в миске сливки скисли.
* * *

У скалы, у сакли играют ласки в салки.
* * *

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,
В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.
* * *

У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки...
Запасов у мышки - большие излишки!
* * *

Скороговорки

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Встaвaй, Архип, петух охрип.

От топотa копыт пыль по полю летит.

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп,
как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю,
отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

У щучки - чешуйки, у чушки - щетинки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
матросы две недели - карамель на мели ели.
* * *
Ветеp елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А на встpечу ему волк,
Hа ежа зубами - щелк.
Еж иголки показал,
Волк со стpаху убежал.
* * *
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту еж:
"Ты мне спинку не потpешь?"
* * *
Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.
* * *
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
* * *
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
* * *
Чеpной ночью чеpный кот
Пpыгнул в чеpный дымоход
* * *
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
* * *
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!
* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
8. Около кола колокола, около ворот коловорот.
9. Шакал шагал, шакал скакал.
10. Купи кипу пик.
11. Купи кипу пуха.
12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
13. Ткет ткач ткани на платки Тане.
14. Водовоз вез воду из-под водопровода.
15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
16. В один, Клим, клин колоти.
17. Стоит копна с подприкопеночком.
18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь
20. У елки иголки колки.
21. Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
22. Все бобры для своих бобрят добры.
23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
24. На меду медовик, а мне не до медовика.
25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп кипел укроп; как при Прокоп кипел укроп, так и без Проко-
па кипел укроп.
26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонборньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
32. Рододендроны из дендрария.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.
35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
37. Хвалю халву.
* * *

На звуки р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.
3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
4. Клара - краля кралась к Ларе.
5. Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика,
а про подпрапорщицу промолчал.
6. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.
8. На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор.
9. Курфюрст скопроментировал Ландскнехта.
10. Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался.
11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
19. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки.
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
20. Говорили про Прокоповича.
Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича,
про Прокоповича,
про Прокоповича, про твоего.
20. Сшит колпак не по-колпаковски,
вылит колокол не по-колоколовски,
надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
перевыкалпоковать, переколпаковать.
21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.
Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
24. Король¦орел.
25. Курьера курьер обгоняет в карьер.
26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
29. Гонец с галер сгорел.
30. Талер тарелка стоит.
31. Идти на рать, так бердыш брать.
32. Интервьюер интервента интервьюировал.
33. Либретто Риголетто.
34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
36. Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
мыло Мила уронила.
37. Во мраке раки шумят в драке.
38. Жри во ржи, да не ржи.
39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
40. Город Нерль на Нерли реке.
41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
42. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
43. Из-под Костромы, из-под костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,
про крупу, да про подкрупки.
44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
45. Турка курит трубку, курка клюёт крупку.
Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
46. А мне не до недомогания.
* * *

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
2. У осы не усы, не усища, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. Осип охрип, Архип осип.
5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
6. Сачок зацепился за сучок.
7. По семеро в сани уселись сами.
8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
9. Свиристель свиристит свирелью.
10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.
16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше нашли по два гроша.
17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
18. Инцидент с интендантом.
19. Прецедент с претендентом.
20. Константин констатировал.
21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
22. Ценит цеп косец по косовице.
23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
24. У ежа ежата, у ужа ужата.
25. Жутко жуку жить на суку.
26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
27. Течет речка, печет печка.
28. Щипцы да клещи¦вот наши вещи.
29. Тщетно тщится щука ущемить леща.
30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
и не пачкай больше уши.
33. Около колодца кольцо не найдется.
34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.
35. Разнервничавшегося конституцианалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
36. Яшма в замше замшела.
37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит:
ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.
40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

Толковый словарь Ушакова называет скороговорками фразы, в которых сочетание звуков в словах подобрано таким образом, что их сложно произнести в быстром темпе. Они отличаются ритмичностью, часто бывают рифмованными.

Повторение таких сложных текстов на любом языке способствует тренировке четкой дикции. Особенно большое значение имеют скороговорки для детей 7–8 лет, которые уже свободно владеют речью, но иногда имеют проблемы с четким и быстрым выговариванием отдельных звуков русского языка.

Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.

У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры - скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.

Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.

Важно! Родители могут использовать тренировочные фразы самостоятельно в домашних условиях. Также, чтобы лучше заинтересовать маленького человека, можно применять скороговорки с картинками.

Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.

К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров - их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:

  • народные, то есть известные издавна и не имеющие автора - подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке;
  • авторские - сочиненные профессиональными литераторами.

Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.

Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер - это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.

Русские и иностранные примеры

Великий русский лингвист В.И. Даль для своего «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал не только пословицы и поговорки, но и скороговорочные фразы. Его заслуга состоит в том, что он первым из отечественных языковедов собрал, обработал, систематизировал и издал народные скороговорки на русском языке.

Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.

К числу русских народных образцов, не имеющих конкретно авторства, безусловно, можно отнести знаменитого греку, ехавшего через реку, а также следующие фразы:

  1. Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
  4. Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
  5. Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
  6. Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  7. Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
  8. Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
  9. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
  10. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:

  1. Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
  2. В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
  3. Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
  4. Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).

При обучении ребенка иностранному языку очень полезно использовать этот тип упражнений на языке оригинала. Они помогают без зубрежки, в игровой форме освоить артикуляцию и произношение новых звуков.

Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.

Авторские скороговорки

Поэты, пишущие для детей, часто сочиняют скороговорки-стихи, запомнить которые ребенку гораздо проще из-за их рифмованного вида. Они также подчиняются правилам жанра - ритмичному повторению сложных согласных звуков, краткости, юмористичности, и подходят не только для проговаривания, но и для чтения. Вот пример такого веселого скороговорочного стихотворения детского поэта Владимира Приходько, где акцент делается на шипящие звуки русского языка:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки,

А в деревушке Ложки

У них устали ножки -

Обратно в Пешки мышки

Приехали на кошке.

Известное стихотворение поэта Даниила Хармса про Ивана Топорышкина также можно отнести к данному жанру. Такие стихи обычно представляют собой книжную форму - скороговорки с картинками. Благодаря красочным и веселым иллюстрациям они гораздо лучше откладываются в памяти, и читать подобные книги интересно не только детям, но и взрослым.

Интересно! Иногда широко известные образцы этого творчества на русском языке, считающиеся народными, на самом деле оказываются авторскими. Так, лингвист В. Лунин в своей книге «Загадки. Скороговорки», вышедшей в свет в 1999 году, доказывает, что автором текста про кукушку, купившую кукушонку капюшон, является И. Демьянов.

Методика разучивания

Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу - для начала пусть они будут короткие - можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Полезное видео

Подведем итоги

Длительность уроков не должна превышать 15–20 минут, чтобы из них не уходил игровой элемент, а дети не переутомлялись. По окончании каждого занятия нужно непременно похвалить малыша, пусть он поймет, что не всегда удается достичь желаемого с первого раза, но если хорошо постараться и приложить усилия, все обязательно получится.

Скороговорка относится к фольклору, и является фразой, при произношении которой возникают определенные артикуляционные сложности. Скороговорки предназначены не только для развития речи детей, но и для совершенствования речи взрослых. Благодаря звукам, которые в этих простых стишках подобраны специальным образом, речь становится более четкой и красивой.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Скороговорки для детей играют важную роль в формировании красивого и четкого произношения определенных звуков. При произношении важна скорость - именно от скорости произношения зависит успех коррекции речи.

Скороговорки для детей выполняют следующие функции:

  • развитие памяти и внимания;
  • знакомство с народным творчеством, каким и являются скороговорки;
  • развитие дикции, коррекция произношения трудных звуков;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие фонематического слуха.

Скороговорки для детей можно поделить на сложные и простые скороговорки, на современные и старорусские, а также на произношение определенных звуков. Часто в скороговорках встречаются не знакомые слова, значение которых не всем детям будет понятно. Перед началом работы с ребенком необходимо объяснить будет значение каждого незнакомого слова.

В данной статье можно найти как скороговорки для детского сада, так и для домашних занятий. Детям 4, 5, 6, 7 лет будут интересны более сложные скороговорки, на проблемные звуки, а также скороговорка про китайцев (японцев) в оригинале.

Скороговорки для детей на звук Р

Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка. Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может "тарабанить барабан". А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.

Однако, 5 лет - предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р - это простые фразы из 1-2 предложений.

Скороговорки для детей с шипящими звуками Ш-Щ

Скороговорки для детей со звуками Ч-Ц

Скороговорки для детей со звуками З-С

Скороговорки для детей с согласными Б-П

Скороговорки на Руси назывались в свое время чистоговорками, так как главной целью было чистое и четкое проговаривание, а не скорость. Но все же, смысл скороговорки в том, чтобы произнести фразу и быстро, и правильно. Важно, чтобы скороговорки для детей не вызывали у них негативных эмоций, если что-то не получается. Эту проблему можно решить, если тренироваться вместе с ребенком, веселиться и шутить над своими и его ошибками. Тогда малыш будет знать, что взрослые тоже могут ошибиться.

Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н

Скороговорка про японцев (китайцев)

Эта скороговорка довольно популярная, но сложная для произношения. К тому же, версий ее достаточно много. Скороговорка про японцев выглядит так:

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились у них дети: Шах у Циби, Шах-Шарах у Циби-Дриби, Шах-Шарах-Шарони у Циби-Дриби-Дримпомпони.

А вот скороговорка про трех китайцев:

Жили-были три китайца - Як, Як-Ци-Драк, Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Ци-Драк на Цыпе-Дрипе,
Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
у Як-Ци-Драка с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
у Як-Ци-Драк-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.

В принципе, скороговорка про 3 китайцев мало чем отличается от японской.