Современные композиторы классической музыки. «Композиторы XXI века – детям» Андрей Классен Бекетова Нина Александровна Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дошкольного образования. Современные зарубежные композиторы 21 века список

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова - как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности - ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так - великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.


Зарубежные композиторы 20 века. Список

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

Однако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.

  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) - композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и "продвинутость". Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это "В (музыка написана для флейт и фонограммы), "Сиамский концерт" (предназначенный для двух фортепиано), "Сублимации" (для симфонического оркестра), "27 разрушений" (для ударных инструментов) и многие другие.

(р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) - композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется "Безответный звонок", написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений - это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: "Мама", "Признание", "Ветер странствий", "Вдохновение", "Бал в замке принца", "Прелюдия", "Марш", "Вальс", "Колыбельная". Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием "Радуйся солнцу" и "Детский альбом" для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: "Дюймовочка", "Деревянные башмаки", "Вариации мужичок с гармошкой", "Емеля на печке едет", "Грустная принцесса", "Девичий хоровод".

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как "Красная шапочка", "Про Федота-стрельца", "Дети капитана Гранта", "По щучьему веленью", "Пластилиновая ворона" и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей - В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать "Голубой вагон", "Хрюшку", "Чунга-Чангу", "Антошку" и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

развивается во множестве направлений, в том числе и классическом. Не смотря на то, что у многих классическая музыка ассоциируется исключительно с Моцартом и Бахом и считается уделом далекого прошлого, современные композиторы достойны не меньшего внимания. Мы выбрали десятку лучших современных творцов музыки и десятку их лучших композиций. Послушайте – вам понравится!


1. Филип Гласс (Philip Glass)

Филип Гласс является одним из знаменитейших американских композиторов. Его музыка сочетает в себе мощную энергетику таких классиков , как Бах и Шуберт , с минималистическим течением в музыке. Помимо признания в музыкальном мире, работы Гласса заняли исключительно е место и в кинематографе. Его произведения особенно известны киноманам по фильму «Часы» с Мерил Стрип и Николь Кидман в главных ролях. Композитор восхитительно передал атмосферу фильма и тонко затронул темы, которые читались между строк.

Послушайте композицию «Morning Passages».

2. Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi)

Людовико Эйнауди довольно известная персона в мире музыки и не только – помимо своих достижений в развитии академической музыки, он приходится внуком второго президента Италии и кавалером ордена «За заслуги перед Республикой». В музыке Эйнауди переплетаются сразу несколько музыкальных течений, которые на первый взгляд никак не могут быть классикой или сочетаться с ней. Музыка композитора стала еще более знаменита после выхода фильма «1+1» («Неприкасаемые»).

Послушайте композицию «Nuvole Bianche».

3. Ханс Циммер (Hans Zimmer)

Ханс Циммер прославился своим вкладом в популярно е искусство, а именно кинематограф и компьютерные игры. Многие из нас слышали музыку Циммера, но не знали, кто ее автор. А ведь музыка композитора может быть трогательной, торжественной, невообразимо захватывающей и даже жестокой. Вы могли наслаждаться ей во всемирно известных фильмах и мультфильмах «Человек дождя», «Король Лев», «Спирит: Душа прерий», «Гладиатор», «Пёрл-Харбор» и «Пираты Карибского моря».

Послушайте композицию «Dream Is Collapsing».

4. Йохан Йоханссон (Johann Johansson)

Йоханссон представляет композиторов-неоклассиков. Особенностью его музыки является лирика и возвышенность. Композиции заставляют нас забывать о времени и месте – они существуют вне их и дарят слушателям ощущения свободы и восторга. Помимо сольного музыкального творчества , Йохан сотрудничает со многими коллективами самых различных музыкальных направлений, вдохновляя и получая вдохновение.

Послушайте композицию «The Sun"s Gone».

5. Макс Рихтер (Max Richter)

Свою карьеру Макс Рихтер начинал как концентирующий пиантист, исполняющий музыку как классиков, так и своих современников, в том числе и уже упомянутого Филипа Гласса. С момента начала своей деятельности как композитора Рихтер явно дал понять, что он оставит заметный след в музыкальной истории и станет не только классиком, но и одним из популярнейших композиторов мира.

Послушайте композицию «On The Nature of Daylight».

6. Дастин О’Хэллоран (Dustin O’Halloran)

Дастин научился играть на фортепиано самостоятельно – он с детства был необыкновенно увлечен музыкой. Его музыка обладает тонкостью и меланхоличностью, легкостью и грустью. Даже не верится, что этот прекрасный пианист и композитор не имеет академического образования, но стал одним из знаменитых мастеров в мире музыки.

Послушайте композицию «An Form is Dead».

7. Йозеф ван Виссем ( Josef van Wissem )

Ван Виссем сейчас на волне популярности, ведь его музыка вовсю звучит с экранов кинотеатров в фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» с неподражаемой Тильдой Суинтон в главной роли. Композитор умело воспроизвел индустриальную тему, тему вечности, любви и мудрости цинично и романтично одновременно.

Послушайте композицию «The Taste of Blood».

8. Гуннар Мэдсен (Gunnar Madsen)

Гуннар Мэдсен – американский композитор и вокалист, попробовавший себя в игре на фортепиано и гитаре. Помимо этого , Гуннар состоял в музыкальном коллективе The Bobs, но покинув его, начав сольную карьеру композитора. Музыка Мэдсена стала широко известной благодаря звучанию в популярных фильмах и сериалах, таких как «Развод по-американски» с Винсом Воном и Дженнифер Энистон, а также культовом «Сексе в большом городе».

Послушайте композицию «Anna».

9. Кристофер Спелман (Cristopher Spelman)

Кристофер Спелман стал известен благодаря тесному сотрудничеству с кинематографом, особую популярность ему принесла работа над фильмами с известным актером Хоакином фениксом, таким как «Хозяева ночи», «Любовники» и «Иммигрантка» (в украинском прокате – «Роковая страсть»). В последнем фильме, который скоро выйдет на экраны, Спелман выступил не только в роли композитора, но и сыграл небольшую роль.

Послушайте композицию «Sola Perduta Abbandonata».

10. Боб Кристиансон (Bob Christianson)

Боб Кристиансон – американский аранжировщик и композитор, успешно сотрудничающий с кинематографом и телевидением. Наиболее известными работами Кристиансона среди современной публики, в особенности женщин, стало написание музыки для сериала «Секс в Большом городе», в частности для его финальных серий. Музыку Кристиансона смело можно назвать атмосферной, она может показаться простой и понятной, но не спешите списывать ее со счетов – в ней есть и бесшабашность, и романтизм, и экстравагантность.

Послушайте композицию «The View».

Не спешите делать выводы о классической музыке, ведь она такая же, как и привычный нам поп, рок или любая другая современная музыка – она отражает нашу жизнь, реальность, мысли, чувства и нас самих. И, пожалуй, в том и прелесть, что она не загружена словами – она настоящая и простая, как и мы.

Среди этих мелодий найдётся мотив под любое настроение: романтичное, позитивное или тоскливое, чтобы расслабиться и ни о чём не думать или, наоборот, собраться с мыслями.

twitter.com/ludovicoeinaud

Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.


themagger.net

Гласс - одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку более чем к 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора‑минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.


latimes.com

Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент‑композиций, Макс аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты iTunes.

Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать творчество Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его сочинения и каверы понравятся тем, кто любит ретроклассику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.


twitter.com/coslive

Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл‑Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король Лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и перечисленные фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.


musicaludi.fr

Хисаиси - один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Джо прославился благодаря написанию саундтрека к аниме «Навсикая из Долины ветров». Если вы поклонник творений Studio Ghibli или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.


twitter.com/theipaper

Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.


yiruma.manifo.com

Самые известные произведения Ли Рума - Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью‑эйдж‑композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.


fracturedair.com

Американский композитор интересен тем, что , но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».


culturaspettacolovenezia.it

Этот композитор и пианист знает толк и в искусстве дирижирования, и в том, как создавать электронную музыку. Но основное его поприще - современная классика. Каччапалья записал множество альбомов, три из них - с Королевским филармоническим оркестром. Его музыка льётся как вода, под неё отлично получится расслабиться.

Диск, который вы держите в руках, по своему уникален. Впервые за четветрь века на одном диске собраны сочинения московских композиторов среднего поколения, чьи сочинения во многом определяют лицо сегодняшней российской музыки. При всей стилистической разнице, этих авторов объединяет и то, что четверо из них — профессора Московской консерватории, и то, что все эти сочинения записаны ансамблем, с которым они долго и плодотворно сотрудничают. Это «Студия Новой музыки» под управлением Игоря Дронова. Специально для этого ансамбля написаны сочинения Юрия Воронцова и Владимира Тарнопольского. Все сочинения издаются на компакт-диске впервые.

Владимир Тарнопольский
Чевенгур для голоса и ансамбля на тексты Андрея Платонова (2001)

Чевенгур написан по заказу Westdeutsche Rundfunk и посвящен его первым исполнителям - Светлане Савенко, Игорю Дронову и ансамблю «Студия Новой музыки». Для меня Платонов является одним из самых великих русских писателей. Он с пронзительной достоверностью отразил стихийный иррационализм русского сознания и всей русской истории ХХ века. Глубокий экзистенциальный надлом запечатлен в его романе не только на уровне сюжета, но и в самой структуре языка - каждое платоновское слово предельно вещно, оно рождается через преодоление колоссального сопротивления инертной языковой материи.

Следуя за Платоновым, я пытался преодолеть клишированность тембровых амплуа инструментов, сочиняя новые, неклассические спектры звучаний. Для меня было важно преодолеть разделительный рубеж между словом, голосом и инструментальным тембром, чтобы инструменты «говорили», а голос звучал как инструмент, чтобы фонемы слов свободно распределялись между ними.

Мне хотелось воссоздать платоновскую идею одушевления вещи («живой» платоновский паровоз) и воспроизвести моменты полного слияния человека с работающим механизмом. Я искал возможность передать музыкальными средствами платоновское ощущение вселенской потерянности и тоски, подобной той, что слышится в заключительной quasi-солдатской песенке «… и стыдно жить, и грустно уми-рать». Эти слова Платонова стали для меня своеобразной формулой всей нашей истории.

Владимир Тарнопольский

Фарадж Караев
Три багатели (2003)

Три багатели представляют собой не более, чем… Три багатели. Легкие концертные пьесы, написанные за несколько жарких дней августа 2003-го, имеют одинаковое количество тактов с одинаковой сменой метра и одинаковую quаsi-гармоническую «сетку». Это своеобразные орнаментальные вариации, каждая из которой могла бы иметь название 1. Нормальные legati, 2. Странные glissandi и 3. Веселые staccati. В коде движение выходит за рамки формы, принимая все более невнятные очертания - вплоть до полной бессмыслицы.

Фарадж Караев

Юрий Воронцов
Buffatore (2011)

Buffatore переводится с итальянского, как стеклодув. Идея сочинения родилась из мимолётного эпизода, случившегося во время путешествия по Италии не-сколько лет назад. В Венеции мы с женой были лишь один день. Стояла осень. Кажется, была середина октября. Весь день лил дождь. Вода была абсолютно везде. Маленькая мастерская венецианского стеклодува поразила господством двух других стихий - огня и воздуха. Чудо рождения хрупкого стекла сопровождалось скрежетом раздуваемых мехов, шквальными порывами пламени, лязгом множества металлических приспособлений и играючи выполненной тяжёлой физической работой Мастера.

Юрий Воронцов

Александр Вустин
Credo (2004)

Credo для инструментального ансамбля с солирующим фортепиано написано в 2004 по заказу французского издательства Le Chant du Monde для концерта, посвященного 75-летию со дня рождения Эдисона Денисова. Я, однако, не стремился в этом сочинении воспроизводить черты стиля ЭД, скорее это некий разговор с ним с «собственных позиций». Это небольшая, в пределах 10 минут, пьеса-высказывание, своего рода символ творческой веры. В конце, на гребне развития, возникает тембр басовой электрогитары. Credo посвящено первым исполнителям — Михаилу Дубову и Алексею Виноградову в память об Эдисоне Денисове.

Александр Вустин

Юрий Каспаров
Посвящение Онеггеру для 9-ти исполнителей (2005)

Посвящение Онеггеру - достаточно необычная для меня пьеса. Необычная хотя бы тем, что в ней я принципиально использовал не собственный тематический материал. Что-то подобное я делал, когда писал пьесу «Дьявольские трели». Но это было в 1990 году, и тогда моей основной задачей было написать что-то такое, чем не знакомый с современной музыкой советский слушатель был бы заинтригован и увлечен. В 2005 году я, конечно, ставил уже совершенно другую задачу. Мое обращение к Онеггеру не случайно. Это не только потому, что я люблю его музыку. Его книга «Я - композитор» и его статьи, пессимизм Онеггера, его ум и его язвительный юмор также произвели на меня сильное впечатление в годы моего музыкального становления.

«КОМПОЗИТОР XXI ВЕКА»

Один день был посвящен прослушиванию членами жюри аудиозаписей композиторских работ, присланных участниками из дальних уголков России и зарубежья, а три дня конкурсные выступления проходили в присутствии слушателей. Мне довелось наблюдать удивительное содружество и сотворчество участников, членов жюри и публики, пока еще, надо признать, немногочисленной, но однозначно заинтересованной. Похоже, вопрос о количестве слушателей на подобных мероприятиях не снимается с повестки дня, и сама жизнь является «заказчиком» нового конкурса – именно потому, что тотального пробуждения интереса к современной музыке пока не наблюдается. И хочется думать, что молва о конкурсе привлечет к нему в будущем более широкую аудиторию, ибо непридуманным этот конкурс является потому, что среди изобилия разных состязаний именно такого в России явно недоставало, и «Композитору XXI века» вселяющее оптимизм «малое пробуждение» все же удалось.

Оргкомитет и жюри

Учредителем и организатором конкурса выступила Автономная некоммерческая организация «Международная академия музыкальных инноваций», в этом году отмечающая десятилетие своей деятельности. Президент конкурса и глава оргкомитета Игорь Евард вокруг идеи возрождения интереса к современному композиторскому искусству объединил высокопрофессиональных заслуженных музыкантов: народного артиста РФ, председателя Союза композиторов России Владислава Казенина, с честью возглавившего жюри конкурса, профессора ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова Ефрема Подгайца, заслуженную артистку РФ, профессора РАМ им. Гнесиных Рузанну Лисициан, народного артиста РФ, директора Калининградской областной филармонии Виктора Бобкова, а также солистов Московской государственной академической филармонии, лауреатов международных конкурсов Екатерину Мечетину и Кирилла Родина.

Концепция

Конкурс «Композитор XXI века», конечно же, предоставил возможность проявить себя и композиторам, и исполнителям, ибо хорошо известно, что композиторы не могут существовать отдельно от исполнителей, а исполнителям необходимо найти свой современный репертуар. И в данном случае мы имеем дело с конкурсом в конкурсе, который весьма элегантно связал воедино две составляющие рождения новой музыки.

К участию в конкурсе в качестве композиторских работ принимались сочинения, представленные в оргкомитет в форме соответствующего нотного материала и – что особенно актуально для дистанционных участников – в виде аудио– или видеозаписей. Очерченный жанр сочинений ограничивался их предназначенностью либо вокалистам, либо ансамблям различных составов с числом участников, не превышающим пяти. В качестве исполнителей и композиторов к соревнованиям допускались конкурсанты со специальным музыкальным образованием, студенты и выпускники музыкальных вузов и колледжей (не только России). Оценка работ единосоставным жюри осуществлялась по трем независимым номинациям. В композиторской номинации «Премьера года» и исполнительской номинации «Ансамбли» (дуэт, трио, квартет, квинтет) могли участвовать конкурсанты в возрасте от 17 лет без установления верхней границы. В номинации «Академический вокал» были предусмотрены две возрастные категории: группа А (от 17 до 21 года) и группа В (от 22 до 40 лет).

В номинации «Академический вокал» в группах А и Б одно произведение современного композитора любой страны, написанное после 1980 года, исполнялось по своему выбору, а другое – из числа рекомендуемых на официальном сайте конкурса www.muzkult.ru. В номинации «Ансамбли», хотя рекомендованные сочинения также можно было найти на этом сайте, конкурсные сочинения предлагалось выбрать самим авторам: полностью или фрагментарно они должны были исполнять одно или два произведения композиторов любой страны, написанные после 2000 года.

В соответствии с Положением конкурса победители в композиторской номинации «Премьера года» выявлялись с помощью аудиопрослушивания (23 января), а затем и на конкурсных выступлениях полуфинала (24 и 25 января) в Органном зале «На Кисловке». 26 января соревнование продолжилось только для исполнителей: на сцене Большого зала Московского дома композиторов финалисты исполняли по выбору жюри одно из уже представленных ранее сочинений, – то есть победители в номинациях «Ансамбли» и «Академический вокал» определялись по результатам двух туров.

Общее количество заявок было велико, в число участников полуфинала автоматически включались только лауреаты региональных и международных конкурсов. Конкурсанту, желающему участвовать в нескольких номинациях, открывались дополнительные возможности, а концертмейстер (аккомпаниатор вокалиста) мог при желании выступить и в качестве участника ансамбля. За четыре дня жюри ознакомилось с композиторскими работами 39 конкурсантов, прослушало 22 вокалиста и 19 разносоставных ансамблей.

По насыщенности и репертуарному разнообразию программы конкурс оказался едва ли не первопроходцем в своем роде. И хотя далеко не все из услышанных сочинений впечатлили меня в полной мере, три дня «работы» в качестве слушателя вспоминаются с приятным «послевкусием».

Впечатления на фоне результатов

Три дня публичных прослушиваний – в абсолютном исчислении это много или мало? Кажется, что мало, но и за три дня конкурс сумел доказать, что современная музыка – далеко не «страшилка». Новая музыка предстала материализованной в звуках субстанцией явно с человеческим лицом. У меня сформировалось мнение, что по большей части композиторы-конкурсанты стали писать – а исполнители-конкурсанты как раз и выбирать – не произведения с «тягучим скрежетом струн» или ярко выраженной сонористикой (хотя, конечно, среди услышанного встречались и такие примеры), а музыку, непривычно мелодичную для устойчивого клише современных звучностей, выбирали опусы, определенно делающие реверанс в сторону классической традиции, но однозначно экспериментальные, а потому безусловно современные. Это говорит о том, что сформировалось новое поколение музыкантов, явно уставших от «авангарда» и примата в музыкальном произведении в качестве самоцели именно формы – формы, как правило, сложной, изощренно «закрученной», но абсолютно бесполезной, когда нет мелодики, когда сердце музыки не бьется, а ее душа молчит. Формально любой звукоряд вполне можно выдать за музыку, но ведь не каждая последовательность и не каждое сочетание звуков рождает именно ту музыку, которая находит отклик в душе слушателя. Иногда мне кажется, что только отсутствие мелодического дара у иных композиторов и ничто иное провоцирует их на весьма сомнительные, иррациональные эксперименты, ведущие в никуда и явно отдаляющие от себя слушателей. На этом же конкурсе простота и естественность музыкальной выразительности над лабораторными гибридами композиторской формы однозначно превалировала. При этом важно заметить, что «просто» – вовсе не значит «примитивно», а «сложно» – вовсе не значит «хорошо». Так что среди коллапса, к которому привели наиболее радикальные направления сегодняшней композиции, мы что-то упустили, не заметили что-то очень важное – то, что привычную слушательскую индиферрентность по отношению к современным опусам буквально всколыхнуло на этом конкурсе и заставило, наконец, слушать музыку с неподдельным интересом. Именно поэтому всю актуальность обсуждаемого события переоценить крайне сложно. И вот уже на церемонии награждения победителей, состоявшейся сразу после концерта-финала, звучат имена лауреатов и дипломантов.

В номинации «Премьера года» награды распределились следующим образом:
I премия – Татьяна Шатковская-Айзенберг (Москва);
II премия – Алексей Павлючук (Саратов), Александр Типаков (Калуга);
III премия – Эльмир Низамов (Казань).

Звания дипломантов удостоены Вячеслав Семенов (Москва), Николай Михеев (Якутск), Сельби Ниязова (Ашхабад, Туркмения), Нодирбек Махаров (Ташкент, Узбекистан), Мария Егорова (Москва).

В номинации «Ансамбли» лауреатами стали:
I премия – квинтет «Fandango (Москва): Максим Федоров (баян), Семен Денисов (первая скрипка), Иван Муратиди (вторая скрипка), Артем Валентинов (альт), Василий Ратькин (виолончель);
II премия – дуэт «Una sinistra» (Москва): Александр Селиванов (баян), Юлия Америкова (аккордеон);
III премия – Ансамбль Татьяны Шатковской-Айзенберг (Москва): Елизавета Кошкина (скрипка), Мария Власова (аккордеон), Наталья Семенова (сопрано), Никита Морозов (гитара), Рамон Айзенберг (мелодекламация).

Звания дипломантов удостоены квинтет п/р Ирины Красотиной (Москва) в составе Марии Нефедовой (виолончель), Татьяны Федоровой (скрипка), Маргариты Брындиной (фортепиано), Алексея Заводова (кларнет) и Варвары Мистюковой (флейта), а также дуэт (Москва) в составе Максима Золотаренко (виолончель) и Елены Золотовой (сопрано).

Награды в номинации «Академический вокал» (группа Б):
I премия – Мария Патрушева (меццо-сопрано, Москва), Владислав Дорожкин (бас, Москва);
II премия – Даниил Вильперт (баритон, Саратов);
III премия – Елена Золотова (сопрано, Москва).

Звания дипломантов удостоены Гульбану Ержанова (сопрано, Астана, Казахстан), Ольга Вишневская (сопрано, Энгельс, Саратовская область), Дмитрий Сиваков (баритон, Минск, Беларусь), Надежда Орлова (сопрано, Москва), а также (в группе А) – Динара Таубекова (сопрано, Актобе, Казахстан).

Всем лауреатам и дипломантам были вручены ценные подарки – комплекты нот от музыкального издательства «П.Юргенсон». Кроме этого специальная премия по единогласному решению жюри была присуждена лучшему концертмейстеру конкурса – Михаилу Турпанову. Тем участникам, которые не стали ни лауреатами, ни дипломантами, были вручены дипломы за участие. Наконец, абсолютно все участники получили значки с эмблемой конкурса.

В живом исполнении в номинации «Премьера года» мы имели возможность услышать сочинения лишь двух лауреатов и двух дипломантов. Испанские сцены на слова Г.Лорки для сопрано, чтеца, скрипки, гитары и аккордеона «El y Ella» («Он и Она») Т.Шатковской-Айзенберг прозвучали в исполнении ее ансамбля, и этот опус поразивший своей тонкой музыкально-драматургической синкретикой, стал подлинным хитом конкурсной программы. Причина, как бы разумеющаяся сама собой, – его рафинированно стилизованный испанский колорит. Но это сочинение с ярко выраженным постепенным движением от мрака к свету в отношениях двух индивидов подкупает, прежде всего, завораживающей глубиной своего вокально-вербального психологизма, и его успех во многом обусловлен исполнительницей партии сопрано Н.Семеновой. На мой взгляд, этой певице принадлежит и самая осмысленная, самая тонкая интерпретация на конкурсе лирического романса И.Еварда «Гитара» на стихи Г.Лорки в переводе М.Цветаевой. В этой упоительно-чувственной вокальной миниатюре, пользовавшейся у конкурсантов-исполнителей невероятной популярностью (в полуфинале она была исполнена 6 раз), хороша была и меццо-сопрано М.Патрушева, но ее манеру отличала некая «пережатость», «передержанность» вокально-драматического посыла (впрочем, не выводившая из сферы профессионально выстроенного исполнения). Эта певица представила также сочинение дипломанта конкурса М.Егоровой – арию Фаины (на стихи А.Блока) из оперы «Брегет» (по А.Куприну). Но этот, насколько можно судить, вставной оперный номер особо яркого впечатления не произвел, хотя по форме и напомнил вполне «классическую» арию-речитатив.

Фантазия для баса и фортепиано «Три молодца» на слова из собрания народных песен П.Киреевского, написанная А.Типаковым и задорно-лукаво исполненная Вадимом Прикладовским, в конкурсе не участвовавшим, была воспринята как весьма действенный «энергетический антидепрессант». Через отправной фольклорный базис вдруг отчетливо проступило ликование простого и бесхитростного, но очень светлого, солнечного бытия. Между прочим, внутренним светом и экспрессией свободы была наполнена и великолепно ярко прозвучавшая на конкурсе музыка И.Еварда: Квинтет № 3 исполнил квинтет п/р И.Красотиной, а Квартет № 3 – московский квартет п/р Анны Янчишиной. Эти ансамбли доставили истинное удовольствие своей профессиональной игровой формой. Но все же убедительным лидером в этой номинации, исполнившим «космически-экспериментальную» пьесу Е.Подгайца «Ex Animo» для баяна и струнного квартета, стал квинтет «Fandango». Этот опус, несомненно интересный своими звуковыми находками, стал своеобразной одой баяну, звучание которого в контексте современной академической музыки осмысливается сравнительно недавно.

И все же подлинный урожай композиторских работ, воздающих заслуженную дань уважения не только баяну, но и аккордеону, представил на конкурс В.Семенов. Феноменально виртуозный дуэт «Una sinistra» исполнил две его восхитительные пьесы – «Праздник в горах» из «Балканской рапсодии» и «Вальс-каприс». «Вальс-каприс», но в ином переложении, а также «Музыкальное приношение» очень мило и изящно прозвучали в исполнении московского инструментального дуэта в составе баяниста Льва Лаврова и домристки Александры Вороновой. Использование баяна в качестве солирующего инструмента в жанре концерта хотя и вызвало определенный интерес, лично меня оставило равнодушным. В Концерте для баяна с оркестром «Фрески» В.Семенова (переложение для баяна и фортепиано в трех частях), который исполнил инструментальный дуэт из Москвы в составе пианиста Дениса Чефанова и баянистки Екатерины Уткиной, мне больше импонировала партия «оркестра-фортепиано», а не сольного инструмента. Но это, повторю, сугубо личное мнение.

Вернемся к вокалистам. В лице В.Дорожкина два весьма любопытных опуса Е.Подгайца нашли своего идеального интерпретатора: обстоятельно проработанная ария Беса из оперы «Ангел и психотеравпевт» и в особенности тонко-сатирическая вокальная зарисовка «Нос» на слова И.Иртеньева. Если В.Дорожкин – обладатель роскошного благородного баса, то вокальные данные Д.Вильперта существенно скромнее. Однако, несмотря на резонирующее силовое звучание его голоса, отказать певцу в артистическом кураже было решительно невозможно. Он представил арию Мефисто из оперы В.Кобекина «Маргарита» и был единственным мужским голосом, исполнившим «Гитару» И.Еварда. На контрасте это было очень даже интересно, но мне звучание в этом сочинении женского голоса кажется более предпочтительным.

Еще один пример явно обращающего на себя артистизма при весьма скромных вокальных и технических данных – интерпретация, пожалуй, самого «ударного» конкурсного номера, который оставить равнодушным не смог, думается, никого. Речь о достаточно большом, кажущимся бесконечным из-за многочисленных повторов, фрагменте «Тучи в небе тлеют» из оперы И.Соколова «Чудо любит пятки греть». Этот вполне поэтичный текст А.Введенского в «отчаянно бурном» музыкальном сопровождении концертмейстера М.Турпанова и вокальной, на грани гротеска, интерпретации Е.Золотовой неожиданно предстал «гремучей смесью» музыкального сюрреализма и соцреализма. В пандан к этому дуэт М.Золотаренко и Е.Золотовой исполнил «Диптих» для голоса и виолончели Т.Смирновой с названиями частей «Silentium» и «Scherzo pizzicato», в котором в каждой части «на все лады», собственно, и распевались сами названия этих частей.

Вокалисты – представительницы Казахстана Г.Ержанова и Д.Таубекова, а также представитель Беларуси Д.Сиваков – наиболее уверенно заявили о себе в своем национальном репертуаре. Но, говоря о дипломантах, особо хочется сказать о Н.Орловой, певице, которая благодаря своему яркому, полному жизни и артистической свободы выступлению в полуфинале, на мой взгляд, несомненно, должна была претендовать на звание лауреата. Но отчаиваться нет причин: певица еще молода, и ей надо идти дальше, ведь все необходимые задатки у нее есть – чувственный голос и осмысленное интонирование, вокальный драматизм и пластично-мягкое звуковедение. Н.Орлова – единственная, кто обращался на конкурсе к романсу И.Еварда «Ветер» по мотивам произведений Г.Лорки в переводе Б.Дубина и А.Гелескула, и музыкально-поэтическая притча о девушке-водянице единожды пленила своей грустной и холодной романтикой. Но подлинным откровением стало исполнение певицей фрагмента из монооперы М.Таривердиева «Ожидание».

Впечатлений за три полновесных дня конкурса накопилось столько, что хоть целую книгу пиши, но моя цель куда скромнее. И поэтому, завершая разговор о вокалистах и наиболее ярких личных впечатлениях от этого музыкального состязания в целом, вновь обращусь к певице Н.Семеновой. В одном из номеров в номинации «Вокалисты» она солировала в произведении Анны Шатковской «Великий поток» для голоса, струнного квартета и фортепиано на текст суфийской молитвы Хатум: помогал певице Ансамбль «XX век» (Москва), в конкурсе не участвовавший, а партия фортепиано звучала в исполнении композитора. Это сочинение вызвало много споров, но лично меня его живая и яркая эклектика по-настоящему захватила. «Великий поток» увлек в океан медитации, в стихию необычного, но очень органичного содружества вокала и звуковых исканий, в которых многое было невероятно свежо и органично цельно.

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Перед финалом конкурса в Союзе композиторов России состоялся интереснейший разговор в рамках круглого стола на тему «Современная музыка – вечный спор?..», причем присутствовать могли все желающие: и участники конкурса, и музыканты, и слушатели. Тему круглого стола изначально предложила его ведущая – доцент РАМ им. Гнесиных Валида Келле. Начиная разговор и подводя к ситуации, сложившейся на конкурсе, В.Келле заметила, что, по-видимому, кем-то сознательно поставленный в конце темы знак вопроса с отточием, отсутствовавший в ее первоначальной формулировке, ставит эту вечность спора под сомнение. Конечно, спор существует, но при этом мы лишний раз убеждаемся, что желание примирить новое и старое в сфере академической музыки подспудно живет внутри каждого из нас. Однако это, как говорится, уже начало новой главы.

Корябин Игорь
28.02.2013