Страдает ли ольга в произведении обломов. Сочинение на тему «Ольга Ильинская и Обломов. Любовь или нечто иное

1. Образ Ольги Ильинской.
2. Попытки изменить Обломова.
3. Разочарование Ольги.
4. Противопоставление Пшеницыной и Ильинской.

Судьба главного героя романа А. А. Гончарова Ильи Ильича Обломова может с полным правом быть названа нетипичной. В жизни Обломова не было ярких, впечатляющих событий. Каждый день был похож на предыдущий. Илья Ильич отказывался от действий, проводил время в праздности. Но, несмотря на это, судьба подарила ему встречу с Ольгой Ильинской.

Ольгу, безусловно, можно назвать неординарной женщиной. Она не похожа на большинство представительниц слабого пола своего времени. У Ильинской сильный характер, сложившееся мировоззрение и страсть к активным действиям. Окружающие люди относятся к Ольге без особой симпатии и теплоты. В этом нет ничего удивительного, слишком резок контраст между ней и остальными. Люди не слишком благожелательно относятся к тем, кто кажется им непонятным, чье поведение выбивается из общепринятых рамок. Ольга живет по своим правилам. Ее меньше всего беспокоит мнение других. У нее свои критерии оценки, на которые она ориентируется. Ильинская решает перевоспитать Обломова, потому что его образ жизни кажется ей неправильным.

Ольга Ильинская по поведению и складу характера близка к Андрею Штольцу. С точки зрения таких активных и деятельных людей вялый, апатичный Обломов кажется несчастнейшим человеком и нуждается в помощи. Ольга желает помочь Илье Ильичу, решает коренным образом изменить его жизнь.

Нельзя не признать, что Обломов попадает под влияние Ольги. В этом нет ничего удивительного. Слабохарактерный и безвольный человек часто попадает под влияние более сильного. Обломов восхищен Ольгой. Она кажется ему красивой, умной, практически идеальной. Однако ему самому не так уж интересны и важны достоинства этой незаурядной женщины. Обломов живет в своем собственном мире, для которого нет дела до окружающих.

Обломов и Ильинская смотрят на мир с разных точек зрения. Они абсолютно не похожи. Поскольку Илья Ильич все же попал под влияние Ольги, он пытается выполнять то, что она требует от него. Перемены тягостны для Обломова. Ему быстро надоедает играть по чужим правилам, пытаться изменить свою жизнь сообразно чужой воле. И Обломов протестует как может. Пусть у него и слабый характер, но хватает силы противиться влиянию Ольги.

Ольга расстроена, она считала, что ее силы и обаяния хватит для изменения жизни Обломова. Между тем Илья Ильич совершенно справедливо задумывается, любит ли его Ольга, на самом ли деле он нужен ей. Ведь истинная любовь подразумевает принятие человека таким, каков он есть. Это не свойственно Ольге. И поэтому Обломов начинает думать о том, что чувства Ильинской - это замена любви, вызванная естественным для человека желанием любить. Да, он любит ее. Но этого ему явно не достаточно, чтобы путем огромных усилий менять свою собственную жизнь.

Нельзя не задуматься о том, зачем же Ольге Ильинской так необходимо переделать Обломова. Ведь Ольга далеко не глупый человек, она должна сознавать, что попытки вряд ли увенчаются успехом. К тому же стремления воздействовать на другого требует очень много сил. Не могла Ольга и не понимать, что ее желание переделать Обломова, встречало с его стороны непонимание. Илье Ильичу был чужд тот образ жизни, которого требовала Ольга. Он превыше всего ценил собственный комфорт. А Ильинская пыталась его этого комфорта как раз лишить.

Сначала стремление Ольги перевоспитать Обломова можно объяснять просьбой Андрея Штольца. Ведь именно он обратился к девушке и попросил помочь Обломову. Андрей уверен, что у Ильи Ильича может быть иная, красивая, деятельная и плодотворная жизнь. С точки зрения Штольца, незаурядные способности Ольги можно направить на это благое дело. Андрей уверен, что Ольге по силам перевоспитать Обломова. На самом деле Штольц судит по себе. Он сам является человеком активным, деятельным, энергичным. Он с детства дружит с Ильей Ильичем. И по-настоящему страдает от деградации своего друга. Но в своем желании вмешаться в чужую судьбу, Штольц как будто бы не понимает, что Обломов уже взрослый, сложившийся человек. И любые изменения будут бесполезны и напрасны. Но судить Андрея ни в коем случае нельзя. Он пытается сделать то, что может. Не его вина, что попытки оказались бесплодными. Ольга по-настоящему рада, когда Обломов начинает меняться. Это происходит практически сразу, ведь Илья Ильич попал под влияние сильной личности. Ильинская занимается «воспитанием» Обломова не только и не столько ради него самого. Нет, таким образом, она пытается самоутвердиться как личность. Ольга амбициозна, ищет себе достойное применение. И стремление «сделать счастливым другого человека» ей представляется благородным поступком. Ольга считает, что ее задача в приобщении Обломова к привычному для всех образу жизни. Илья Ильич должен выезжать в свет, читать, общаться с людьми, «сбросить с себя сонную одурь». Ольга считает, что у нее достаточно энергии для претворения в жизнь этого замысла. Ильинская уверена, что для достижения желаемой цели она может использовать любые средства. Ольга становится строгой и суровой. Она насмехается над Обломовым, пытается заставить его возненавидеть свою прошлую жизнь, свою леность и бездеятельность. Ольга хочет, чтобы Обломов начал презирать самого себя. Пожалуй, в этом ее ошибка. Нельзя сделать человека счастливым насильно. Если бы Ольга попыталась по-настоящему заинтересовать Обломова чем-то, что показалось бы ему важным, возможно, ее усилия увенчались бы успехом. Но она выбирает другой путь. Насмешки и суровое отношение не приносят должного результата. Мало-помалу Обломов начинает ее бояться. Конечно, это происходит не сразу. Сначала действия Ольги, как кажется ей самой, увенчались успехом. Обломов постепенно меняется, или делает вид, что это происходит. Момент признания в любви Ольге кажется свидетельством того, что ее усилия были не напрасны. Ольга думает, что теперь Обломов выполнит все требования. Но ее резкое и суровое поведение уже стало озадачивать мягкотелого Илью Ильича. Он желает защитить себя от столь бесцеремонного вмешательства в собственную жизнь. Ольга кажется ему чужой и опасной. А от опасности следует прятаться.

Ольга не может предусмотреть, к чему приведут ее усилия. Не столь умна эта девушка, как показалось вначале. Она выбрала неверный путь для воспитания взрослого человека. И Обломов быстро забыл все «уроки», вернулся к тому, что было ему дорого. Какова роль Ольги в судьбе Обломова? Прежде всего, он в очередной раз убедился, что его мировоззрение чуждо окружающих. Благодаря общению с Ольгой Обломов не стал счастливее, и это следует признать.

Между тем попытки воспитать Обломова для самой Ольги оказались важными. Она сделала попытку реализовать себя путем воздействия на другого. Пусть намерение не осуществилось. Но это был для девушки опыт, нужный и интересный. Ведь в жизни незаурядного человека, каковой, безусловно, является Ольга, всегда есть место чему-то новому.

Как ни парадоксально, но Обломов стал счастливее с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Эта женщина является полной противоположностью Ольге. Она не так интересна, элегантна и умна. Но она обладает простой житейской мудростью, которой так не хватает Ольге. Агафья Матвеевна понимает, что не удастся переделать взрослого человека. Она принимает Обломова таким, какой он есть. И жизнь Ильи Ильича на самом деле становится немного лучше. Пшеницына окружила Обломова заботой и вниманием. Она по-настоящему любит его. Илья Ильич разорился, он живет именно за счет Агафьи Матвеевны. Бедная женщина продает свои вещи, чтобы Обломову было на что жить. Илья Ильич уже не может измениться, любые попытки воздействовать на него оказались бы безуспешными. И стремление Агафьи Матвеевны бескорыстно помочь ему свидетельствуют о неподдельной доброте этой простой женщины. Если бы именно в такой ситуации оказалась Ильинская, вряд ли она взяла на себя ответственность за Обломова. Она бы не стала в ущерб себе помогать ему. Ведь это не давало бы ей возможности восхищаться собой, считать себя мудрой наставницей. Ольга эгоистична, это коренным образом отличает ее от Агафьи Матвеевны. Но с другой стороны, нельзя не признать, что ее образ очень интересен и многогранен. Ольга - совершенно особый тип женщины в русской литературе, это сильная личность. Ей не свойственно самопожертвование, ей свойственно желание превратить другого человека в зеркало, отражающее ее собственные достоинства. Ведь именно этого она хотела от Обломова.


Главным персонажем произведения Гончарова Обломов является Илья Ильич Обломов. Это человек, который вырос в дворянской семье. Он привык к тому, чтобы ничего не делать. Он просто лежит целыми днями на диване. Его судьбу пытались изменить многие люди. Одной из таких людей является Ольга Ильинская.

Илья Обломов и Ольга Ильинская познакомились однажды, когда Штольц пытался пробудить Обломова.

Ольга Ильинская решила тоже помочь этому человеку. Но постепенно она поняла, что влюбилась в Обломова. Обломову тоже нравилась эта девушка. Ему нравилось, как она поет, он мог долго слушать ее.

Вот так и полюбили они друг друга. Но Ольга представляла их отношения не так, как Обломов. Начиная пробуждаться от прежней жизни, он писал письма Ольге, признавался в любви. Но ему хотелось продолжать ничего не делать. А Ольга не могла бездействовать. Это и встало между ними. Из-за этого их любовь рассыпалась. Обломов нашел счастье в другой девушке, которая ни к чему его не принуждала.

Так, Ольга Ильинская сделала очень многое для Обломова. Она практически смогла его достать из глубоко сна.

Но все же нелюбовь к труду, привитые с самого детства, оказались сильнее всего остального.

Обновлено: 2017-07-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Женские образы: характеристика и противопоставление. Почему Обломов выбрал Агафью?

Роман « » стал венцом творчества великого русского писателя И.А. Гончарова. Над своим детищем автор трудился долгие десять лет, оттачивая каждую строку, каждую сцену, доводя ее до идеала. Проблемы, которые Гончаров поднимает в своем произведении, не утратили свою актуальность и в наше время. Именно поэтому мы с удовольствием читаем этот великий роман.

Основа сюжета романа «Обломов» заключается в драматических взаимоотношениях главного героя и Ольги Ильинской.

Главный герой произведения - - классический представитель российского дворянства середины 19 века. Обломов ведет достаточно инертный образ жизни. Практически все свое время он проводит лежа на диване, погруженный в мечтания. Чтение книг и газет, Илья Ильич считает пустым занятием, на которое не стоит тратить время. Так бы и жил Обломов, если бы в один день к нему не приехал друг детства – Андрей Штольц. Андрей был полной противоположностью Ильи Ильича. Жизнь так и била из него ключом. Штольц был возмущен таким образом жизни своего друга, поэтому он решает вытащить его из постели и заставить жить по-настоящему.

Друзья начинают посещать различные светские мероприятия, обедать в ресторанах, бывать в театре. В один из дней знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Это знакомство пробудило в Обломове чувства, которых ранее не было. Илья Ильич признается девушке в любви. В свою очередь Ольга понимает эти чувства, как долг по спасению человека. Ведь эти отношения были спровоцированы Штольцем и Ильинской ради спасения Обломова.

Нужно сказать, что справилась со своей ролью отлично. Обломов «просыпается». Он сбрасывает свой домашний халат, просыпается в семь утра, ведет активный образ жизни. По словам Гончарова, Илья Ильич в этот момент проявил свои лучшие человеческие качества.

Обломов переживал «поэму изящной любви». Под чутким руководством Ильинской он наверстал упущенную жизнь. Он проявлял интерес к газетным статьям, иностранной литературе. Правда, Гончаров говорит нам, что Обломов усвоил только то «что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги. Все остальное утопало в сфере чистой любви».

Жизненные проблемы и хлопоты (строительство дома и дороги в родной деревне) не давали покоя Илье Ильичу. Со временем Обломов начал терять уверенность в своих силах, а вместе с ними гаснут чувства к Ольге. Теперь любовь для Ильи Ильича определенный долг. Именно поэтому герои романа вынуждены расстаться.

Обломов находит свое счастье в доме Агафьи Пшеницыной, которая смогла окружить главного героя необходимым уютом и заботой. Смогла возродить для него родную Обломовку. А Ольга вышла замуж за Штольца.

По моему мнению, любовные чувства Обломова и Ольги были обречены с самого начала. Если Илья Ильич отдавался им полностью, то в действиях Ильинской мы видим холодный расчет. Единственное, что было нужно Ольге – изменить Обломова. Именно будущего Обломова она и полюбила. О чем и сказала Ильи Ильичу в момент их последнего разговора. Обломову в свою очередь нужна была забота и душевное спокойствие, которое он нашел в доме Пшеницыной.

Илья Ильич и Ольга были совершенно разными людьми со своими идеалами и ценностями. Именно поэтому их пути разошлись.

Любовь Обломова. Ольга Ильинская и Агафья Пшеничная.
А было ли у Обломова хоть раз прояснение в жизни? Да и не однократно. К жизни его возродила любовь. Любовь двух женщин-одной: утончённой,нежной,изящьной,и другой: хозяйственной,простодушной,искренней. Кто может понять Илью Обломова? Что он ищет в жизни,в женщине? Ведь его возлюбленные были различны как земля и небо. Созревает вопрос: почему Обломов остался с Пшеничной-"простой бабой",а не с божественной Ольгой? Да, найти похожее в этих женщинах нельзя. Даже любили они по-разному. Ольга душевно,высоко,а Агафья Матвеевна-земной,примитивной любовью. Неземная любовь Ольги выражена в сирени,музыке,прогулках по парку,признаниях. Любовь же Агафьи Матвеевны...это вкусный пироггорячий кофе,белые подушки. По-моему любовь Ольги была немного странной: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно,то,напротив,приказывала ему не приходить часто,чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был "усовершенствованный", не тот ленивец-догбряк, который днями лежит на диване. Она любила обломова таким каким хотела видеть его, нарисованного в своём воображении. Она требует искренней любви от Обломова; и после того как они расстались,она долго не может прейти в себя, считает себя умершей. Ольга пробудила в Обломове любовь к жизни,природе,людям она разбудила заснувшую душу которая способна чувствовать,плакать,смеяться. Обломов попал в водоворот любви из которого не мог выбраться! Мысль о женитьбе просто "убивала" его: ведь для этого надо ехать в имение, устраивать хозяйство,иметь деньги на содержание жены; с этими мыслями рассеивались иллюзии о поэтическом идеале свадьбы...Обломов "испугался" Ольги, он боялся той ответственности, которая ляжет на него после свадьбы. Только сейчас он начал понимать,что Ольга не кукла, которую можно держать за верёвочки,а женщина с достоинством. Место Ольги заняла другая. Это Агафья Пшеничная-хозяйка дома,в котором поселился Обломов. Если Ольгу мы видели через душу,глаза,то Агафью через тело. Это была та женщина, которой Обломову можно было только мечтать. Её внешность говорила обо всём:простодушна,добра,ласкова,приветлива,но помимо этого она была отличной хозяйкой. Без её заботы всё хозяйство рухнуло бы. Она оберегала покой Обломова,готовила ему изысканную пищу,поддерживала чистоту его комноты, заботилась о здоровье. Их симпатия переросла в любовь,женитьбю,и обломов не испугался семейной жизни. Он любил жену,сына,семейный быт,ему ничего не надо было-это было его счастье,которое не смогла бы ему дать Ольга. Обломов был счастлив с Агафьей,но он не забывал Ольги. Каждую из этих женщин он любил по своему.

Образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел в русском человеке вообще. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии» - именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини.

И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. «В редкой девице, - подчеркивает автор, - встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла».

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела «Casta diva», он сразу «узнал» ее. Не только Обломов «узнал» Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. «Где она брала уроки жизни?» - с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет «соответствовать», заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается «как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой».

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!» И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. «Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!» - решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» «Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: «Узнав раз, его разлюбить невозможно». С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

«Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали», - писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем (и другие крепостные Захары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это персонаж новой эпохи, деятельный разночинец.

Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, «лишнего человека», имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, первая часть обрисовала обломовщину, вторая часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож -на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчивается летним объяснением в любви, третью часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского «романа». Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная - к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная «барская» страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): первая часть с одним героем - Обломов как таковой, во второй и третьей - сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В четвертой части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная .

Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.