Страшные традиции викторианской эпохи. Пугающие традиции викторианской англии Скульптурные изображения и посмертные маски

Британцы провожают своих близких в последний путь так же сдержанно и элегантно, как и соблюдают прочие традиции.

Когда в семье происходит печальное событие, родственники не занимаются похоронами. Им предстоит оповестить близких и морально подготовить себя к прощанию. Все организационные моменты берут на себя ритуальные агентства, хотя это отнюдь не дешево даже по меркам Великобритании. В среднем похороны в Англии обходятся от 1800 до 4000 фунтов (почти до 6000 $).

После смерти ритуальные агенты сразу же увозят тело в морг, где его бальзамируют, гримируют, одевают Родственникам сообщают, когда прийти на прощание в часовню при крематории или кладбище. На прощании священник читает проповедь, рассказывает о покойном, зачитывает его последнюю волю и некролог. Присутствующие одеваются в черное: мужчины в строгий костюм, женщины в закрытое платье.

Поминки

После похорон устраивают трапезу. Но она не похожа на поминки, к которым привыкли в России. Скорее это просто обед или ужин, где гости общаются, делятся новым в жизни. Трапеза проходит в заранее заказанном ресторане либо в доме семьи умершего. К столу подают легкие закуски и напитки.

Рыдать и слишком горевать на поминках в Англии считается плохим тоном.

С помощью непринужденной беседы гости пытаются отвлечь близких покойного от скорбных мыслей. А те, в свою очередь, стараются не поставить никого в неловкое положение. Если эмоции переполняют, англичанин вежливо просит прощения, выходит из-за стола, и только уединившись, дает им волю.

С XVII столетия в Англии, наряду с традиционным погребением в землю, широко распространена кремация. Так как территорий под кладбища недостаточно, тела сжигают, а прах развеивают по ветру или хранят в колумбарии. На немногочисленных кладбищах места под захоронение довольно дорогие. Кроме того, ежегодно нужно оплачивать поддержание участка.

Место сдается в аренду на 10 лет, после чего ее можно продлить, доплатив деньги, либо же на том месте состоятся похороны другого человека. Кстати, многие россияне жалуются, что в нашей стране под могильные участки выделяется такая маленькая площадь. Тем не менее в России на кладбищах часто ставят и оградки, и столики со скамьей, и удивительной красоты мемориальные комплексы. В Англии же могилы расположены очень близко друг к другу, никак не огораживаются, а присесть и погрузиться в воспоминания о близком человеке можно разве что в ближайшей часовне.

В Англии чтут и уважают память умерших
Например, зажиточные семьи с известным происхождением украшают портретами своих близких
стены домов и с гордостью рассказывают о них потомкам.

Обращение к пользователям

10 необычных траурных традиций в Англии времён королевы Виктории

Время с 1837 по 1901 год в Англии вошло в историю как время правления королевы Виктории. Когда скончался её муж принц Альберт, королева надела траур и не снимала его до конца своих дней. Она больше не связывала себя узами брака и одна воспитывала своих дочерей. Подданные восхищались этим романтическим трагизмом, смерть внезапно стала модной, а скорбь по близким приобрела необычные формы.

1. Экстравагантные желания

Безусловно, большинство людей викторианской эпохи не были одержимы мыслью о собственной смерти, но траур был в моде. Чтобы быть в тренде викторианцы при жизнь оставляли инструкции о том, каким должен быть их погребальный обряд, даже если они были совершенно здоровы. Зная, что эти письма и завещания будут сохранены их семьями навсегда, они оформляли свои «посмертные желания», как будто писали какие-то поэмы, уточняя все подробности, которые приходили в голову.

К примеру, женщина по имени Мэри Дрю написала целую книгу инструкций о том, что делать после ее смерти. У нее случился выкидыш, и она умерла в больнице. Ее последняя воля и завещание были подробно расписаны на 56 страницах.

В викторианскую эпоху получение памятных вещей, которые когда-то принадлежали мертвым, было чрезвычайно важным. Подавляющим большинством предметов, которые завещала Мэри, были украшения для подруг и книги для мужчин. А для друзей, на которых не хватило ничего ценного, Мэри завещала пряди своих волос.

2. Ювелирные изделия из волос

Королева Виктория всегда носила с собой, никогда не снимая, медальон с прядью волос своего покойного мужа принца Альберта. Вскоре эта «мода» распространилась на всех - многие люди носили с собой пряди волос, которые когда-то принадлежали их близким. А самым лучшим способом сделать это считалось превратить волосы в украшения.

С годами люди стали более креативными в создании украшений из волос. Они начали сплетать волосы в замысловатые конструкции, украшая ими броши, серьги и ожерелья. Иногда они даже делали целые венки из волос, собранных у нескольких умерших возлюбленных. Поскольку волосы очень устойчивы к распаду, украшения из них до сих пор замечательно сохранились в музеях.

3. Траурные кольца

Хотя можно было сделать украшения из волос, даже если смерть близкого человека была внезапной и неожиданной, для некоторых людей этого было недостаточно. Но если было известно, что человек умрет в течение нескольких месяцев, иногда даже заказывали специальные украшения по этому случаю. К примеру, Аде Лавлейс был диагностирован рак в 1852 году. В то время это был абсолютный смертный приговор.

Поэтому Ада заказала специальные кольца с гравировкой для своего мужа и старшей дочери. На кольце мужа она написала, что надеется, что их души будут связаны вечно. Несмотря на то, что Ада не очень хорошо ладила с дочерью, на ее кольце она заказала гравировку надписи, что она уважает ее «искренность». Для двух младших сыновей женщина оставила деньги, попросив их купить себе кольца в ее честь. Миссис Лавлейс была не единственным человеком, который заказывал траурные кольца. Документы и дневники викторианской эпохи рассказывают истории о специальных кольцах, которые люди носили ежедневно.

4. Траурное платье

Всякий раз, когда кто-то умирал, семья была социально обязана носить полностью черную одежду каждый день в течение назначенного периода траура. Одежда называлась «траурным платьем» и была символом для остального мира, что люди, носящие ее, испытывают грусть и нуждаются в том, чтобы их оставили в покое. Люди, чьи близкие недавно умерли, как ожидается, не появлялись на вечеринках или других социальных мероприятиях.

Если кто-то, чьи близкие недавно умерли, появлялся на публике в одежде, которая выглядела слишком красочной и веселой, это было признаком неуважения. В 1875 году писателем по имени Кейт Норман Макдональд была опубликована брошюра, в которой утверждалось, что подобная традиция была глупой. Несмотря на это, традиция ношения траурного платья продолжалась еще несколько десятилетий.

5. Траурное белье

Во время викторианской эпохи после похорон близких носили не только траурное платье. Женщины носили все черное вплоть до нижнего белья. В то время смерть считалась не просто модной, она была сексуальной. Женщины использовали мышьяк и опиум, чтобы выглядеть очень бледно и почти «при смерти», потому что женщины, умирающие от туберкулеза, считались очень красивыми. А сочетания этой смертельно-белой кожи с черным бельем было достаточно, чтобы вызвать у людей дикую страсть.

Во время викторианской эпохи люди были очень чопорными и сдержанными на людях, и весьма извращенными без «лишних глаз». Белое нижнее белье считалось признаком невиновности, и обычно использовалось для первой сексуальной встречи женщины в ее брачную ночь. После викторианской эпохи люди стали более откровенно относиться к своей сексуальности, а черное белье стало восприниматься как более эротическое и сексуально агрессивное.

6. Посмертные фотографии


Поскольку фотография стала впервые доступна даже людям среднего класса в викторианскую эпоху, люди почувствовали необходимость помнить, как выглядели их близкие, прежде чем их навеки зароют в могиле. На то время из-за долгой экспозиции для того, чтобы сделать снимок, человеку нужно было оставаться совершенно неподвижным в течение очень долгого времени, поэтому почти все на старых фотографиях хмурились или имели расслабленное выражение лица. Фотографировать мертвых было намного легче. Еще одной тенденцией в викторианскую эпоху была «фотография с духом».

Размытые образы другого человека или лица того же субъекта как бы плавали в воздухе перед тем, кого фотографировали. У сына королевы Виктории, Артура, была «фотография с духом». Во время длительной экспозиции его няня наклонилась перед объективом, пытаясь поправить одежду Артура, и оказалась полупрозрачной на снимке.

Люди, которые занимались оккультизмом, полагали, что призраки нашли способ показать себя посредством фотографии. В Национальном музее науки и средств массовой информации есть коллекция фотографий с духами викторианской эпохи. К концу XIX века люди поняли, что на самом деле это не призраки, но они все равно продолжали делать такие фото для забавы.

7. Эскизы

Не каждая семья могла позволить себе фотографию своего мертвого любимого человека, а некоторые по-прежнему предпочитали рисовать портреты. Художник по имени Джон Колкотт Хорсли добровольно посещал морг, чтобы нарисовать эскизы недавно умерших детей. Многие семьи были слишком бедны, чтобы оплачивать фотографии или профессиональные портреты.

Если он узнавал, что в городе умер ребенок, то Хорсли быстро отправлялся в морг, чтобы успеть зарисовать ребенка, пока его лицевые мышцы еще были расслабленными, и это выглядело больше похоже на то, что ребенок мирно спал, а не был мертв.

Хорсли написал в своем дневнике: «Я считаю своим долгом делать это. На самом деле, если бы я, то кто бы еще делал подобное». Когда умер собственный отец Джона, первое, что он сделал, это вытащил свой альбом. Другие художники делали эскизы членов семьи, пока они были еще живы (к примеру, если люди болели туберкулезом или любой другой болезнью, которая считалась в основном смертным приговором).

8. Скульптурные изображения и посмертные маски

Когда умер муж королевы Виктории, она заказала его потрясающе похожее скульптурное изображение из черного мрамора, которое было размещено в резиденции Фрогмор-хаус. Она всегда находила утешение и спокойствие, смотря на скульптуру любимого. Когда королева Виктория в конце концов умерла, ее похоронили вместе с принцем Альбертом, а на надгробии установили скульптурное изображение из белого алебастра.

В то время богатые семьи часто заказывали алебастровые изображения своих близких. Статуи для семейных гробниц делали на основе фотографий, снятых почти сразу после смерти. Иногда даже после смерти с лица человека делали посмертную маску, чтобы затем изваять еще более похожую скульптуру.

9. Похоронные куклы

Как правило, перед похоронами человека держали некоторое время в открытом гробу, чтобы близкие могли с ним попрощаться в последний раз. Тем не менее, многие люди просто не могли видеть своих мертвых детей. Они заказывали восковые куклы, которые выглядели как их дети, даже использовали настоящие волосы с их головы.

При определенных обстоятельствах (к примеру, если ребенок был мертворожденным, это был выкидыш или ребенок умирал где-то вне дома), то вместо его тела хоронили восковое чучело. Детская смертность была гораздо более распространена во время викторианской эпохи.

10. Конверты и карты памяти

В викторианскую эпоху, если кому-то приходило письмо в белом конверте с черной рамкой, то он знал, что это уведомление о чьей-то смерти. В произведениях Шарлотты Бронте и Чарльза Диккенса подобные конверты с траурной рамкой описываются довольно часто. Идея заключалась в том, чтобы люди знали наперед о трагическом уведомлении в конверте и имели возможность открыть его наедине.

Внутри таких конвертов не всегда были именно письма. Иногда семьи платили за продуманные «карты памяти» с вычурными изображениями. Когда умирал ребенок, карты памяти делали на белой бумаге, чтобы символизировать утерю невинной жизни, а при смерти взрослого их делали на черной бумаге.

С 1837 по 1901 год Королева Виктория правила Англией. Когда ее муж, принц Альберт, умер, она облачилась в черное и заявила, что она в трауре… и больше так никогда из него и не вышла. Королева Виктория так и не вышла больше замуж, а также откровенно наплевала на своих детей, оставив их в полном одиночестве. Для англичан это была невероятно трагичная и романтичная история, поэтому они стали восхищаться ее трауром по любимому мужу. Людям всегда было интересно увидеть, что же там за чертой, и для многих смерть стала источником вдохновения и эталоном романтичной трагичности. А поскольку общее настроение того или иного времени непременно находит свое отражение в тогдашних веяниях моды, совсем не удивительно, что люди Викторианской эпохи начали одержимо культивировать все, что связано со смертью и трауром.

Нелепые завещания


Большинство молодых людей не были одержимы мыслью о собственной смерти, но, конечно же, в Викторианскую эпоху траур был в моде. Люди записывали то, что необходимо сделать в случае их смерти даже тогда, когда они были целиком и полностью здоровыми. Зная то, что их письма и завещания будут храниться в их семьях, писали они это все, как стихи. Одна женщина по имени Мэри Дрю практически написала целую книгу инструкций о том, что нужно сделать после ее смерти.
У нее был выкидыш, и она умирала в больнице. Ее последняя воля и завещание были расписаны на 56 страницах. В Викторианскую эпоху получение памятных вещей, которые когда-то принадлежали мертвым, было чрезвычайно важным для всех. Подавляющее большинство предметов, подаренных Мэри, были украшениями для женщин и книгами для мужчин. Для друзей, оставшихся без чего-либо ценного, Мэри решила оставить свои волосы, которые после ее смерти должны были быть обрезаны.

Украшения из волос покойников


Королева Виктория после смерти своего любимого мужа Альберта в медальоне хранила прядь его волос. Для людей того времени это было вполне допустимым и весьма распространенным феноменом. Многие женщины, которые по какой-либо причине теряли своих возлюбленных, решили пойти по стопам Королевы Виктории и носили в своих медальонах на шее пряди волос покойных возлюбленных. Но время шло, и простыми медальонами англичане стали не ограничиваться. Итак, что же можно было сделать из прядей волос покойника? Креативность в этом плане росла, и из них стали делать полноценные украшения.
Изначально они сплетались в разные замысловатые конструкции, которые потом применялись как броши, серьги, а временами даже как ожерелья. Иногда из волос нескольких умерших людей плели специальные венки, которые украшались разными драгоценными камнями. Поскольку человеческий волос весьма прочен и долговечен, такие своеобразные украшения очень долгое время не портились и имели вполне пригодный товарный вид. На сегодняшний день большинство таких экземпляров до сих пор хранится в некоторых музеях.

Траурные кольца


Хотя украшения из волос можно было сделать, даже если смерть близкого человека была внезапной и неожиданной, для некоторых людей этого было недостаточно. Если кто-то знал, что он умрет в течение нескольких месяцев, он иногда заказывал специальные украшения для этого случая. У одной женщины, в частности Аде Лавлейс, диагностировали рак в 1852 году. В то время это был смертный приговор. Итак, она написала инструкции о специальных кольцах для своего мужа и старшей дочери. Заказывая такое кольцо для мужа, женщина очень сильно надеялась, что таким образом их души будут связаны навечно.
Несмотря на то, что она не очень хорошо ладила с дочерью, Ада сказала, что она чтит ее «прямоту и искренность». Для двух ее младших сыновей она оставила деньги, попросив их купить себе кольца в ее честь. Миссис Лавлейс была не единственным человеком, который решил сделать траурные кольца. В документах и дневниках различных людей, которые сохранились до нашего времени, многие люди в Викторианскую эпоху делали такие своеобразные траурные кольца в память о своих родственниках и возлюбленных, которые носили постоянно.

Траурные платья


Всякий раз, когда кто-то умирал, семья покойного обязана была носить черные одежды каждый день в течение назначенного периода траура по усопшему. Такая одежда называлась «траурным платьем» и служила символом, напоминающим всему миру о том, что эти люди скорбят и нуждаются в том, чтобы их оставили в покое. Люди, чьи близкие умерли совсем недавно, не должны были появляться на каких-либо мероприятиях и празднествах.
Если кто-то, чьи близкие недавно умерли, появлялся на публике в одежде, которая выглядела слишком красочной и веселой, это было признаком неуважения. Подобная традиция потрепала немало нервов почтенным домохозяйкам, которым приходилось регулярно следить за тем, чтобы у всех членов семьи имелась подходящая черная одежда, что было особенно сложно в случае с быстрорастущими маленькими детьми.
В 1875 году некий Кейт Норман Макдональд опубликовал памфлет, где обсмеял этот нелепый обычай, назвав его откровенно бесполезным и глупым. Впрочем, несмотря на тот факт, что многие люди осознавали, насколько нелепо вся эта возня с траурными платьями выглядела со стороны, традиция успешно просуществовала еще несколько десятилетий. 7 апреля 2017, 06:30

Викторианская эпоха, или эпоха правления королевы Виктории (1837-1901) была странным временем, когда ломались одни традиции и зарождались другие – странные и отталкивающие. Возможно, причина состояла в том, что англичане без ума от своих королей, а со смертью мужа Виктории, принца Альберта в 1861 в стране начался повсеместный непрекращающийся траур. В условиях вечной скорби, на смерть близкого человека начинаешь смотреть уже под другим углом. То, что сейчас наводит ужас и вызывает неприятное шевеление волос на голове, тогда было не очевидной, но нормой… В XIX веке умилялись чучелам животных, украшали себя волосами умерших и были без ума от спиритических сеансов.

Спиритизм

Викторианская эпоха известна постоянно возрастающей популярностью спиритизма, историями о призраках и свидетельствами очевидцев, которые могли охладить душу даже самых ярых скептиков.

Сочельник был традиционным временем, когда люди собирались вместе если не для спиритического сеанса, то, по крайней мере, для рассказов о призраках и паранормальных явлениях. Такие вечера у камина или при свечах, когда улицы заполнены густым туманом, сквозь который едва пробивается свет фонарей, были нормой, и общение медиумов с мертвыми являлось обычным делом.

Истории о духах и приведениях были широко распространены в средствах массовой информации, также, с выходом повести классика мировой литературы Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» («A Christmas Carol») в 1843 году, вера в призраков и потусторонние сущности еще больше укрепилась в общественном сознании. В периодических изданиях все чаще стали печатать рассказы о паранормальных явлениях и спиритических сеансах, что избавило людей от надобности передавать такие истории из уст в уста. О призраках на фотографиях стало известно в конце 19 века, задолго до появления эффективных методов мистификации.

Самым сильным двигателем роста паранормальных верований в Викторианскую эпоху, пожалуй, были спиритические сеансы. Такие сеансы пользовались огромной популярностью, и зачастую перед изумленными зрителями вместо призраков появлялись либо куклы, либо люди в костюмах призраков, изготовленных из марли и других материалов.

Посмертные портреты

Вплоть до 1839 года портреты писали кистью по холсту (или дереву) – дело это было долгое и затратное, доступное отнюдь не каждому, но с изобретением дагерротипа обзавестись собственным портретом, или портретом близких и любимых – стало доступным почти каждому. Правда средний класс часто об этом не задумывался, и хватался за голову только после того, как члены семьи «играли в ящик».

Большой популярностью начали пользоваться портреты пост-мортем. А с изобретением carte de visite в середине века, фотографии можно было отпечатать в каком угодно количестве и раздавать всем близким и далеким родственникам и друзьям.

Учитывая высокую детскую смертность, фото-постмортем младенцев всех возрастов стали пользоваться особенной популярностью. В то время подобные изображения не воспринимались, как табу, а были своего рода нормой.

Идея посмертных фотографий так замечательно прижилась, что, в итоге вышла на новый уровень. Фотографы пытались добавить портретам «жизни», и трупы снимались в окружении семьи.

Покойным детям совали в руки их любимые игрушки, а глаза насильно открывали и чем-нибудь подпирали, чтобы случайно не захлопнулись в процессе небыстрой съемки. Иногда ученики фотографа дорисовывали трупу розовые щеки.

Таксидермия

Еще одним, не менее странным увлечением представителей викторианской эпохи была таксидермия. Каждый хотел иметь у себя чучело какого-нибудь животного. Дамы украшали свои шляпы не только настоящими перьями, но и настоящими птицами (правда, мертвыми). Самым известным таксидермистом был Уолтер Поттер. Он создал настоящий музей с чучелами. Самыми посещаемыми экспонатами были котята в виде жениха и невесты.

Печальные украшения

Единственным приемлемым для женщин было ношение в качестве траурных украшений изделий из бурого каменного угля – темный и мрачный он должен был олицетворять собой тоску по ушедшим. Ювелиры, надо сказать, за изделия из угля брали ничуть не меньше денег, чем за украшения с рубинами или изумрудами.

Это носили на первом этапе траура. Год-полтора. На втором, женщина могла себе позволить надеть какие-то ювелирные украшения. Но с одной оговоркой – они должны были содержать в себе волосы. Человеческие. Волосы с головы покойного.

Броши, браслеты, кольца, цепочки, все делалось из волос – иногда их включали в золотое или серебряное украшение, иногда само украшение было сделано исключительно из волос, обрезанных с трупа.

Вдова обязана была носить тяжелую черную вуаль, скрывавшую ее лицо в первые три месяца после смерти мужа. После трех месяцев вуаль разрешено было поднимать на шляпу, что, конечно, существенно облегчало передвижение женщин в пространстве.

Через траурную вуаль не видно было практически ничего. С вуалью на шляпе женщина ходила еще девять месяцев. В общей сложности женщина не имела права снять траур в течение двух лет. Но большинство, вместе с королевой, предпочитало не снимать его до конца жизни.

Безголовые портреты

Если верить всяческим архивам – такой способ фотоманипуляций стоял ровно на втором месте после постмортем-фото.

Позировать со своей головой на блюде, с головой матери в руках и вообще без головы было страшно модно, особенно в Англии. Изображение получалось путем наслоения одного негатива на другой при проявлении фотографии.