Упражнения для дифференциации звуков с и ш. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков – в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Каждый учитель-логопед знает, насколько кропотливой является работа по дифференциации поставленных звуков.

Предлагаю вниманию учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, систематизированный материал – картотеку заданий по дифференциации звуков [с] – [ш].

Картотека содержит в себе 12 карточек.

Керина Елена Александровна ,

учитель-логопед, МДОУ “ЦРР-д/с “Кристаллик”,

г.Абакан, Республика Хакасия

Несколько карточек для ознакомления:

Карточка №7.

1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].

2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.

Сапоги, шуба, маска, квас.

Собака, кошка, лошадь, лиса.

Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Шапка, сапоги, шуба, шорты.

Шкаф, миска, ложка, чашка.

Сосна, ромашка, осина, берёза.

Слива, груша, апельсин, свёкла.

Картошка, капуста, груша, чеснок.

3. Повтори слова:

Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.

4. Измени предложение:

Я слушаю стишок. Ты..Он(она)..Мы..Вы..Они..

5. Выучи:

У киски игрушка – плюшевый мишка,

У мишки игрушка – пушистая киска.

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

Карточка №9.

1. Повтори словосочетания.

Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей.

2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша любит сушки, а соня – ватрушки.

Совушка, совушка, большая головушка.

Вымыли мыши миски для мишки.

Саша мал, Саша с мылом уши мыл.

3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.

У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

Карточка №8.

1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Су-су-су – мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.

2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.

Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель. 3. Выучи:

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шёрстку на спинке, хвостик и уши.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.

Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.

Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш ».

Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.

Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».

Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.

Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.

Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.

В своем занятии я преследовала следующие цели:

Развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.

Развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.

Развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.

Создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.

Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- квадраты синего, зеленого и красного цвета;
- мяч;
- сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Молодцы, присаживайтесь.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.

К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика .

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика .

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

Сжимания пальцев в кулаки;
- вращение кулаков;
- выгибание кистей рук;
- соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово»

Ишка. уба мы. ь
. ова. орока
. камья. анки
. арф. апоги

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках .

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Итог занятия

Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности

Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).

Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва

С - Ш 1

сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.

2. «Запомни, повтори»


4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».

1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 2

Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.

2. «Запомни, повтори»


4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- мешать суп лож/ш/кой

1. Проговаривать

С – Ш 3


2. «Добавь слог СА или ША»


3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок

4. придумай предложения со словами:

- пшенный суп

- сладкие плюшки.



1. «Запомни, повтори»

С – Ш 4


3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- с уш ить дедуш кины с апоги

4. «Запомни, повтори»

Саша – шелест – слушать

спешка – страшно – шесть

сушка – стёклышко - шоссе

1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:

С – Ш 5


2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка

3. «Путаница» - составить из слов предложения:

  1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
  2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
  3. школа, утро, Соня, спешить, в - …
  4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
  5. машина, шоссе, нестись, по - …

4. Выучить

С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.

Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.

1. - Послушай рассказ.

Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».

Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./

2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.

3. Пересказать рассказ.

Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?

№1ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш В СЛОГАХ

ША – САОШ - АССА – ША – САСТА – ШТА - СТА

СА – ШАОС – ОШСО – ШО – СОСТО – ШТО - СТО

ШО – СОУС – УШСУ – ШУ – СУСТУ – ШТУ - ШТУ

СО –ШОИС – ИШСЫ – ШИ – СЫСТЫ – ШТЫ - СТЫ

ШУ – СУЕС – ЕШСЕ – ШЕ – СЕАСА – АША – АСА

СУ – СУЮШ – ЮСША – СА – ШАОСО – ОШО - ОСО

ШИ – СЫ ЯС – ЯШШО – СО – ШОУСУ – УШУ - УСУ

№2ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш В СЛОВАХ

Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.

№3ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Смешные стишки. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Пушистая шапка. Стальной шлем. Толстые шпалы. Веселая шутка. Шумный класс. Сладкий шоколад. Пушистый снег. Большая собака. Скошенный луг. Шумное шоссе. Высокая башня. Соленые волнушки. Пенистый шампунь. Синяя шаль. Лисья шапка. Душистый ландыш. Шелестят камыши. Лесная глушь. Лесная опушка. Спелая вишня.

Шесть котят есть хотят. Шуре сшили шубу. Поспешишь – людей насмешишь. Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет. Ранним утром петушок подал звонкий голосок. Саша ест сушку. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое. Ваша серая кошка сидит на крыше. В слякоть надевай шляпу и калоши. У Сони пушистая шапка. Сашин отец – шахтер. Толстый шмель гудит над кустом шиповника. Солдат доставил шпиона в штаб. Лукошко вишен стоит на столе. Петушок уселся на шест. В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой. В тишине далеко слышен гул самолета. Леша поймал большого усатого сома. Малыши с удовольствием слушают смешные стишки. Пушистая кошка сидит на окошке. Наташа посолила кашу. Саша успешно пошел в шестой класс.

№4ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С -Ш В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки. Сластена Саша любит шоколад. Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс. Шелест листьев осины слышен в любую погоду. Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. В кадушке у старушки соленые волнушки. В нашем классе шесть Саш и пять Миш. Кошка лакает кашку из миски. Собаке налили кашку в старую солдатскую миску. Маша сделала маску мишки. Саша сынишке сшил ушастого мишку. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышей несли шесть грошей. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шесть шестов. Саша сушит сушки. Сколько ушек у шести лягушек? А сколько ушек у шести подушек? У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат. Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится. Брось эту брошь. Надо суметь тут не шуметь. Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мошка летает, а моська лает. У моря – скала, у прибора – шкала. На голове – каска, а в миске – кашка. У малышки соска, а у пахаря – сошка. Остро шило, да мала в нем сила.

№ 5ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - ШВ ТЕКСТЕ

Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.

Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.

В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.

СОБАКА ПУШОК.

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок шалун. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож.

ВОЛК И СОВА.

Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и у меня когти, ты хищница, и я хищник. Почему же встречают нас люди по - разному? Тебя хвалят - расхваливают, меня клянут - проклинают. Нет на земле правды!

А ты, Волк, что ешь - то?

Да всё больше жирных барашков, да козлов, да телят...

Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Потому и встречают нас не по одёжке. а по делам. Хоть мы с тобой и похожи, да совсем не одно и то же!

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.

В школе был большой зимний праздник – елка. Дети долго ждали Новый год, но вот праздник наступил. Посередине зала стояла большая красивая елка. На ней висели разные игрушки: шоколадные шары, мишки, лошадки, хлопушки и много других игрушек. Вокруг елки танцевали дети и пели песенку:

Здравствуй, наша елочка!

Здравствуй, дед Мороз!

Покажи нам, дедушка

Что в мешке принес!

Потом дети пошли гулять на улицу. Прибежал Миша и сказал:

Ребята, будем играть в снежки!

Хорошо, будем, - сказала Маша.

Очень хорошо, - сказала Наташа.

Дети играли в снежки, было очень весело. Миша, Катюша и Маша слепили снежную бабу. Потом пришла мама и увела детей домой.

№6ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-ШВ ТЕКСТАХ

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

Побежала мышка-мать,Мышонку снился странный сон,

Стала кошку в няньки звать.Что не мышонок он, а слон,

Приходи к нам, тетя-кошка,Что в Африку приехал он,

Нашу детку покачать.В слоновью лег кровать.

Стала петь мышонку кошка:Стал спать и там увидел сон,

Мяу, мяу, спи, мой крошка,Что он мышонок, а не слон,

Мяу, мяу, ляжем спать,И что не в Африке спит он,

Мяу, мяу, на кровать!А дома он опять.

Глупый маленький мышонок«Какой мне странный снится сон!» -

Отвечает ей спросонок:Во сне проснувшись, думал он

Очень сладко ты поешь.«Я слон? Или мышонок?»

С – Ш №7ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ

Шла по улице машина,Петушки распетушились,

Шла машина без бензина,Но подраться не решились,

Шла машина без мотора,Если очень петушиться,

Шла машина без шофера,Можно перышек лишиться.

Шла, куда сама не зная,Если перышек лишиться -

Шла машина… заводная.Нечем будет петушиться.

ШИШКИСТРАШНЫЙ СОН

Белка с ветки в свой домишко- Мышка, мышка, что не спишь,

Перетаскивала шишку.Что соломою хрустишь?

Белка шишку уронила,- Я боюсь уснуть, сестрица,

Прямо в Мишку угодила. Кот усатый мне приснится!

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

Большую морковку зайчишки тащили,Лягушка – попрыгушка -

Они от морковки чуть-чуть откусили,Глазки на макушке.

Потом захотелось еще откусить,Прячьтесь от лягушки,

Потом… уже нечего было тащить.Комары да мушки.

С – Ш №8ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СКОРОГОВОРКАХ

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

Слышен шорох в камышах,На окошке крошку мошку

От него шумит в ушах.Ловко ловит лапкой кошка.

В ночной тиши у шалашаПарус наш на совесть сшит,

Чуть слышен шорох камыша.Нас и шторм не устрашит.

Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу.

Садись, гостья желанная, остынет каша манная.

Но руками Маша машет:

Не хочу я кашу вашу!

Задание 1 . а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка.

б) Сравни звуки с и ш по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.

Образец. Сом (с), шум (ш).

Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох.

Задание 3 . а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда.

Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз - с.

С ШС ШСС Ш С и т. д.

б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам.

Логопед показывает детям карточки с изображением стре­лок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответ­ствующий звук.

Образец, с ш

в) Произнеси звук с и ш по условным значкам.
Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с

губы улыбаются, при произнесении звука ш - губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук.

Задание 4 . Произнеси слоги отраженно.

СА – ША ША – СА АСА – АША

СО – ШО ШО – СО АСО – АШО

СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ

СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ

СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ

Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот.

Образец: СА ША СО ШО

ША СА ШО СО

СУ ШУ ШИ СЫ

Задание 5 . Запомни и воспроизведи ряд слогов.

СА-ША -СА ША -СА-ША ША-ША -СА

СО-ШО -СО ШО -СО-ШО СА -СА-ША

СУ-ШУ -СУ ШУ -СУ-ШУ ШУ-ШУ -СУ

Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог.

Образец. Сани (са), шали (ша).

Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит.

б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу).

Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, ко­шу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса.

Задание 7 . Закончи слово, добавив слоги са или ша с опо­рой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком.



Ли.. .(са), на.. .(ша), коле.. .(со), гало.. .(ша), кры.. .(ша).

Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.

У.. .(ши), у.. .(сы), но.. .(сы), мы.. .(ши), кры.. .(сы), кры.. .(ши).

Задание 8 . Произнеси слова парами отраженно.


усы - уши нос - нож

крыса - крыша носки - ножки

миски - мишки нас - наш

Какими звуками отличаются пары слов?

Уши - усы; крыса - крыша; басня - башня; нас - наш;

вас - ваш.


Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.

Задание 10 . Произнеси слова отраженно.

Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услы­шал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый.

Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов.

Задание 11 . Запомни и назови ряд слов.

Спешить - поспешил - спешка; сшить - сшили - расшить; сушь - сушили - засушили - сушка - вы­сушили.

Задание 12 . Вспомни слова, похожие на слово сушь.

Задание 13 . Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Кто ведет поезд?

Что светит днем людям?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

Воспитательница прочитала детям рассказ, и де­ти рассмеялись.

Какой был рассказ?

Задание 14 . Закончи предложения одним словом.

Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом.

Да здравствует мыло... (душистое). И полотенце... (пушистое). И зубной... (порошок). И густой... (гребешок).

Задание 15 . Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш.

Картинки подбирает логопед.

Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.

Задание 16 . Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый.

Задание 17 . Закончи предложение одним словом по опор­ным картинкам.

У зайца длинные... (уши). У кота длинные... (усы). Под полом шуршит... (крыса). На доме но­вая... (крыша). Саша помог... (старушке). У Шуры новые... (сапожки).

Звуки с-ш в предложениях

Задание 18 . Произнеси отраженно словосочетания.

Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая тра­ва. Шелкова головушка, масляна бородушка.

Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосоче­тания.

Задание 19 . Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком.

Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пу­шистый.)

Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие?

У кого шелкова головушка, масляна бородушка?

Задание 20 . Прослушай предложения. Ответь на вопросы.

На болоте растет камыш. Камыш густой и высо­кий. Саша и Сима срезали камыши.

Что растет на болоте?

Какой камыш?

Кто срезал камыши?

Задание 21 . Произнеси предложения отраженно.

Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.

Задание 22 . Составь предложения по сюжетным картин­кам про Сашу и Машу.


Кто поступает правильно?

Задание 23 . Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки.

Как постелишь, так и поспишь. Ой, какой мороз, Все окошки занес!

Береги нос в большой мороз. Сидит, свесив ножки, Как лапша на ложке

Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над мышкой.

Совушка, совушка, Большая головушка. Стоит, как камыш над рекой.

Песней поле не вспашешь. Листья? как живые, шепчутся,

Поспешишь - людей насмешишь. а придет пора - и зашумят. Девять мышей вместе потянули -

Крышку с кадушки стянули.

Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

Отольются кошке мышкины слезки.

Задание 24 . Произнеси скороговорки в трех темпах: мед­ленном, среднем и быстром.

Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Сосна шумит со сна,

Со сна шумит сосна.

Саша мал,

Саша мил.

Саша с мылом уши мыл.

Задание 25 . Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям.

Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам.


У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор.)

И крыша со мной.

(Черепаха.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок -

Остался стебелек.

(Одуванчик.)

Из дома я вышла

И вынесла крышу.

Вернулась домой

Стоит Антошка

На одной ножке.

Гладкое, душисто,

Моет чисто.

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой.

(Белый гриб.)

(П. Расс-Серебряная.)


Конспект занятия.

Тема. Звуки с и ш.