Урок-размышление на тему "Человек и общество" (по рассказу Н.С. Лескова "Старый гений"). Характеристика героя Старушка, Старый гений, Лесков. Образ персонажа Старушка Лесков старый гений анализ произведения кратко

Писатель Николай Семёнович Лесков стал известным не только из-за своего писательского таланта и выразительной речи, но и благодаря глубокому пониманию жизни русского народа. Знание нужд и проблем простых людей получило отражение во всех произведениях писателя.

Николай Семенович Лесков

Например, в повести «Леди Макбет Мценского уезда» автор описывает судьбу отчаявшейся русской женщины, которая ради своей любви пошла на совершение убийства. В рассказе «Человек на часах» писатель повествует о том, насколько далеки друг от друга моральные принципы человека и законы, господствующие в обществе. Произведения Н.С. Лескова имеют различную проблематику, однако ряд затронутых в них вопросов остаётся актуальным даже сейчас. Одной из таких проблем является бюрократия. Именно она занимает ведущее место в рассказе «Старый гений».

По сюжету произведения одна старушка оказалась в затруднительном положении. По своей доброте, стремясь помочь деньгами богатому франту из знатной семьи, она заложила собственный дом. Но франт денег не вернул, и старушке пришлось ехать в Петербург из-за угрозы оказаться на улице с больной дочерью и маленькой внучкой. Но и там справедливость не восторжествовала, так как представители закона не захотели наказывать знатного человека. В итоге проблему смог решить только «Старый гений», хотя и использовал для этого не совсем законный способ.

Возникает вопрос: кто виноват в произошедшем? Можем ли мы обвинять старушку в наивности? С одной стороны, нет. Доброта и сострадание - высокие человеческие качества, судить за которые никак нельзя. Но с другой - основным поводом симпатии старушки к франту была знатность его происхождения.

Лесков умело высмеивает это качество, присущее русскому народу. Он понимает, что это большая проблема, которую необходимо решить, так как подобные случаи - далеко не редкость. Поэтому и старушка, и чиновники, которые искренне сочувствуют пострадавшей, но ничего не делают, боясь франта, виноваты в данной ситуации. Но также виноват и сам франт. О нём известно мало: это человек из хорошей семьи, богат, живет в доме жены, ходит в клуб и снимает дорогие комнаты. Но то, как он поступил с помещицей, достойно порицания. Отнять последний кусок хлеба у несчастной семьи, в то время, как у самого есть средства - подло. Такой человек не вызывает симпатии, но добрая старушка увидела в нем что-то хорошее. Однако почему он стал таким? Ответ прост - виновато общество.

В произведении сказано, что никто не просил его возвращать долги, так как этого человека чрезмерно уважали и боялись. Возможно, сначала франт был честным, но потом, заметив отношение окружающих, забыл о морали и стал жить исключительно для себя. Конечно, нельзя не учитывать характер человека и его личные качества, но произведение Лескова сатирические, поэтому большее значение придаётся факторам, влияющим на человека.

Бюрократическое общество не справляется с поставленными задачами. В нём преступные действия бывают более справедливыми, чем закон. Об этом и пишет Лесков в финале своего произведения. Общество порождает либо людей с мышлением подчинённого, которые трепещут перед законом и более высокими чинами, либо тех, кто уверен, что их действия останутся безнаказанными.

Таким образом, основной виновник произошедшего - общество, основанное на бюрократии, так как именно оно стало одной из причин появления таких людей, как франт. И Лескову блестяще удалось это показать.

«Жизнь прожить — не поле перейти», — гласит народная мудрость. Ровных, прямых путей не бывает. Люди сталкиваются со множеством проблем, требующих нетривиального решения. Но действительность тем и хороша, что всегда находятся те, кто готов прийти на помощь слабым, протянуть им свою надёжную руку. О хитрости и смекалке «пассажного гения», который восстанавливает справедливость, повествует Н. С. Лесков

В 1884 году в юмористическом журнале «Осколки» было напечатано произведение «Старый гений». Николая Семёновича не покидало ощущение «глухого тупика», когда вокруг умирало все благородное и честное. Стремительно шли в гору и занимали руководящие должности те, кто заслуживал исключительно презрения и порицания.

Писатель безмерно любил родину и ощущал душевную взволнованность за её будущее. В рассказе автор подчёркивает, что не готов мириться с бюрократическим произволом и будет обличать нарушение законности в различных его проявлениях.

Жанр, направление

Лесков – представитель реалистического направления в литературе. Мотив обличения чиновничьей вакханалии, происходящей на всех уровнях, красной нитью проходит через рассказ.

Приёмы иронии и сарказма используются мастером с целью заострить внимание читателей на реалиях того времени.

Суть

Добрая старушка, заложив свой домик, занимает великосветскому франту большую сумму денег. Когда подходит срок возвращения долга, молодой человек исчезает, оставляя помещицу в бедственном положении: неуплата кредита грозит ей вместе с внучкой и недвижимой дочерью тем, что вся семья окажется на улице.

Старушка едет в Петербург «искать справедливости», но исполнительные органы власти, выражая ей сочувствие, ничем помочь не могут. Иван Иваныч – чиновник, считающий, что нет ничего невозможного, — предлагает свои услуги. На следующий же день «проворачивает» дело таким образом, что полицейский лично вручает обманщику его расписку о возврате денег. Это позволяет сдвинуть ситуацию с мёртвой точки и вынуждает «афериста» полностью погасить задолженность.

Главные герои и их характеристика

  1. Важное качество старушки-помещицы — «прекрасная честность». Она великодушна, не отказывает в помощи тем, кто к ней обращается, заботится о близких. Неурядицы, периодически возникающие в ее судьбе, заставляют действовать решительно, а не опускать руки. Несмотря на то, что она «обожглась», ее сердце все равно сохраняет веру в человеческую искренность и порядочность.
  2. Иван Иваныч – делец, обладающий замечательным умом и отменной логикой. Ему доставляет удовольствие искать выход из трудных положений. Не в его правилах наживаться на чужих несчастиях (он берёт незначительные суммы за свои услуги), важнее всего – оказание помощи. Порядочность, обязательность, мягкосердечие и гуманность – основные черты характера, вызывающие к нему доверие. Он человек слова и чести, что, прежде всего, располагает других «открыть» ему свои тайны.
  3. Великосветский франт – эгоист, живущий за счет других. Он принадлежит к одной из тех фамилий, перед которой открываются блестящие перспективы. Ежемесячно ему выплачивают высокое жалование по службе, он получает огромные доходы с имений. Казалось бы, есть все, чтобы прожить достойно. Но лицемерное использование людей для увеличения собственного капитала становится его неискоренимой привычкой.
  4. «Сербский сражатель » – помощник Ивана Иваныча, практический исполнитель его идей. Уверен, что все может устроить, только сначала нужно выпить для храбрости. Носит военный костюм, имеет неопрятный вид. Нет постоянного жилья.
  5. Рассказчик второстепенный персонаж, имеющий свое видение происходящих событий. Он выступает в роли наблюдателя, который искренне сочувствует помещице, но не верит в торжество справедливости.
  6. Темы

    Лесков продолжает в литературе тему незащищённости «маленького человека», которая тесно переплетается с главной темой его творчества – праведности.

    Иван Иваныч появляется в повествовании неслучайно. Он — праведник, помогающий нуждающемуся. Старая женщина перепробовала всевозможные варианты, чтобы «приструнить» наглеца, но ничего не получилось. Её охватило отчаяние. Тогда этот загадочный ангел-хранитель словно спустился на бренную землю и помог беззащитной душе. Справедливость восторжествовала.

    Как бы ни изворачивались власть имущие, каких бы «покровителей» себе ни выбирали, путь лжи и унижения себе подобных никогда не принесёт успеха. Правда всегда займёт подобающее ей место.

    Проблемы

    1. Проблема бесправия . Сколько в России судеб, пострадавших от бюрократического аппарата? Бесправна ли личность в нашей необъятной стране? – эти главные вопросы глубоко волнуют автора. Где властвует страх, там владычествует ничтожество. Лесков хотел, чтобы читатели поняли эту мрачную истину.
    2. Проблема безответственности и безнаказанности. Великосветский франт – нахлебник чистой воды. Он живёт на всем готовеньком, привык к безнаказанности. Почему появляются в обществе нахлебники, бессердечно отбирающие последние деньги у обычных людей? Наверняка, они прекратили бы свою «грязную» деятельность, если бы органы исполнения и наказания привлекали бы их к ответственности. В повествовании же ни приставы, ни полиция не смеют наглому обманщику даже слова лишнего сказать, так как очень боятся его влиятельного родственника.
    3. Блат и кумовство. Одна из проблем рассказа – покровительство «родному человечку». Существует в России определённый слой населения, по отношению к которому власть имущие не могут, да и не хотят «принимать меры», кабы себе хуже не было. Бедная старушка как только ни добивалась правды у «высших», но все оказалось тщетно. Молодой бездельник имел некое могущественное родство, что не позволяло его поймать.
    4. Проблема сострадания . Насколько должно окаменеть сердце у человека, лишившего старушку, ребенка и его больную мать дома? Бездушие и бессердечие молодого франта поражают.
    5. Главная мысль

      Непросто сложилась жизнь писателя. Несправедливость, лесть, лицемерие окружали его. Но вера в то, что еще не все потеряно, что всегда найдётся «хороший человек», незаметно творящий добро, помогала ему бороться за справедливость. Эта вера и есть основная идея произведения. Рядом с праведниками всегда тепло и спокойно. Именно такими людьми вдохновлялся мастер, связывая с ними самые светлые надежды на будущее.

      Смысл произведения заключается в том, что надо верить в лучшее, вопреки всему. Тогда непременно появится тот, кто сможет помочь и защитить от невзгод. Русский народ не бесправен. Он обладает смекалкой, добропорядочностью, широтой своей души. Находчивость и желание делать добро помогают человеку занять своё достойное место в жизни.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью. Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • совершенствование навыков пересказа, анализа текста.
  • пробудить познавательный интерес у учащихся;
  • способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
  • создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для сценки – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

– Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем занятии!

Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе проведём урок!

И начать нашу встречу мне бы хотелось вот с таких строк:

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие.
Его найдёт далёкий мой потомок
В творениях моих; как знать?
Душа моя
Окажется с душой его в соединенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
Е.А. Боратынский

Эти строки Е.А. Боратынскогопосвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы, потомки, обращаемся к творчеству этих людей, то, значит, они не просто писатели, они– «великие».

Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским.

Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.

Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах его творчества, как правило, не имеет. На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство, художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся прикоснуться к творческому наследию Н.С.Лескова. Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу «Старый гений».

Вопрос классу:

– Как бы вы, ребята, определили задачу нашего урока? (Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?)

Учитель: Ну, а сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фактами, связанными с именем Лескова. (Индивидуальное задание)

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы»... В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом

Вопрос учителя: Во многом этот период истории (60–е годы 19 века) напоминает мне время, которое мы переживаем сейчас.

– Как вы думаете, что общего между этим периодом времени и современностью?

(Варианты ответов учеников : 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу).

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России? (У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью).

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

II. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?

Значение слова «гений»

Высшая творческая способность.

Человек, обладающий такой способностью.

В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко)

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф к уроку? (Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург. (У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул).

Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту? (Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.)

Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно? (Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»)

Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

«Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками? (Я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70–80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Свой ответ свяжите с современностью. (Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей»).

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Какой общей темой объединены эти плакаты? (Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические).

– Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: А сейчас перед вами эпизод, где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает ): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя? (Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд).

IV. Чтение по ролям или прослушивание записи

– Как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ? (Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку).

Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением? (Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением).

Учитель: Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

Учитель: Ребята, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе? (Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция).

Учитель: Вы должны были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

В.В. Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

«Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)

«Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)

«Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)

«Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. Учитель: Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: «…время Лескова ещё придёт. Лесков– писатель будущего»

Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.

Н. С. Лесков писатель нашего времени!!!

И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.

На этом я заканчиваю нашу встречу. Урока время истекло! Я благодарю вас за ваши ответы, за умные глаза и неравнодушные лица.Желаю всем добра и мира, и помните: «Душа по капле собирает свет!»

Домашнее задание

На партах у вас конверты с заданиями, выберите для себя одно из предложенных.

1. Устно. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?

2. Письменно. Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Символическая оценка.

Взять жетон определенного цвета

Жёлтый – не в полной мере себя реализовал (1б).
Красный – в полной мере себя реализовал (2б).

Н. С. Лесков «Старый гений».

Работа с текстом.

- Когда происходит действие рассказа ? (во 2-й половине 19 в.)

Глава 1-я. - Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

- Как вы понимаете значение слова “вопиющее ”? вызывающий недоумение, негодование, ,

- В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? («чисто из одного участия, выручила из беды», «во имя старой приязни» к его матери))

- Какие черты характера выделяет в ней автор? («добрая старушка»

Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства - домика, в котором проживают.

- Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

- Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

Глава 2.

- Почему хлопоты старушки были безуспешны?

- Почему нельзя приструнить должника? (« Было у него какое-то могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника »)

- О чём это говорит?

- Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“ не вы первая, не вы и последняя”).

- Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

- Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

Глава 3 - Как вы поняли выражение “ надо смазать ” - с. 19?

- Что вышло из затеи старушки “ смазать ”?

- Какой смысл вложен во фразу “ В России невозможности нет ” (19 стр.)? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

- Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности” стр. 20).

- Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

- Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “ Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

- Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие стр. 21).

Глава 4. - Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

- Почему он помог ей деньгами? (пожалел стр. 22).

- Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

- Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? («На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге» - с. 22).

- Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

- Как стилистически окрашены эти слова?

- Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? странный и неожиданный случай (устар.).

Глава 5.

- Кто такой “ Сербский сражатель ”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

- Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги 23 стр.).

- Как он добился вручения бумажки должнику?

- Считаете ли вы гением человека, “ уладившего столь трудное дело ”?

- Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

- Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

- Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? В повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, - это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным - Иван Иванович, и это является еще одним доказательством

- Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

- Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

- Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем

- Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

- Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается.

Это противоречие хорошо видно на примере диалога из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов, не имея фактических доказательств того, что Кирпич резал сумок в трамвае, подбрасывает ему кошелёк, а Шарапов, узнав об этом, сильно возмущается, призывая Жеглова действовать строго по закону. На что Жеглов, человек с раскованным мышлением, лаконично отвечает: « Вор должен сидеть в тюрьме

по своей сердечной доброте и простоте

Зверь травленый

Рассказ «Старый гений» был написан Лесковым в 1984 г., напечатан в журнале «Осколки» за 1884 г. (№ 4 и 5) и перепечатан в сборнике «Святочные рассказы». Неожиданно благополучный исход дела и непосрамлённая доброта героини делают рассказ типичным рождественским.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. Рассказ написан по канонам этого жанра. Автор выражает своё отношение к героям и событиям, происходящим в краткий период времени. В рассказе важна психология героев и социальные причины их поступков.

При этом рассказ динамичен, что свойственно новелле, состоит из 5 крошечных глав, хотя сам занимает 8 страниц. Концовка рассказа оптимистична, совершенно неожиданна и невероятна, что тоже сближает его с новеллой.

Тема и проблематика

Тема рассказа – как честный человек всё-таки может добиться справедливости в несправедливом государстве.

В рассказе поднимается проблема несовершенства российских законов и судебной системы, проблема лицемерия и изворотливости аристократов и чиновников, проблема «маленького человека».

Сюжет и композиция

Название рассказа иронично и многозначно. Эпиграф французского мыслителя-моралиста Ларошфуко настраивает читателя на рассказ о пожилом человеке, решившем какую-то проблему благодаря своей гениальности. Гений действительно пожилой, но не возраст его имеет значение. Эпитет «старый» употребляется скорее в значении «старый как мир», а слово «гений» также применимо к оборотистому господину, никогда не возвращающему долгов. Он – тот мудрец, на которого «довольно простоты». Но о заложенном в название смысле читатель узнаёт уже в конце рассказа.

Рассказ делится на 5 частей. В первой обманутая великосветским франтом старушка едет требовать у него долг в Петербург. Вторая раскрывает суть судебной системы России, её законов. Несмотря на скорое и благоприятное решение суда, никто «не смел» взыскать с должника, имеющего сильных покровителей. В третьей части старушка находит человека, утверждающего, что в «России невозможности нет» и берущегося за 500 рублей (деньги немалые, ведь весь долг составлял 15 тысяч) решить её проблему.

Четвёртая часть описывает колебания старушки, узнавшей, что её должник надолго уезжает за границу, и боящейся отдать 500 рублей неизвестному гению. Пятая часть – развязка, рассказ о хитроумном плане гения, позволившем заставить должника немедленно выписать чек. Образ сербского сражателя (то есть участника войны Сербии с Турцией) – символ той прямоты и простоты, которая побеждает лукавство и изворотливость.

Последний абзац рассказа разъясняет, что же автор вкладывал в понятие «старого гения».

Герои и образы

Главная героиня – старушка-помещица, качества которой – сердечная доброта и простота – стали причиной, по которой её обманул великосветский франт.

Старушка доверчива, судит о франте по тому, что он принадлежит к одной из лучших фамилий. Его ждёт блестящая карьера, у него большие доходы и хорошее жалование. Старушка поступает великодушно, заложив дом и отдав 15 тысяч для помощи петербургскому господину во имя старой приязни с её матерью.

Старушка – вдова чиновника 14 ранга (самого низкого в России). Она владела маленьким домом и у неё на руках были увечная дочь и внучка. Старушка решительна и настойчива, добивается благополучного решения суда и продолжает хлопоты.

Старушка ни секунды не сомневается в победе добра и справедливости и не удовлетворяется утешениями о том, что другим обманутым тоже не видать своих денег. Она простодушна в библейском смысле, желает, чтобы и ей, и всем другим хорошо было. Старушка долго не верит, что должник её, чьё состояние позволяет легко вернуть долг, просто не хочет платить, ведь «он замотался, но человек хороший».

Старушка по природе своей не склонна к авантюрам, но невольно оказывается втянутой в нехорошую историю, так что её даже привлекают к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. И всё же героиня не так проста, как кажется. Она подкупает слуг в доме обидчика и знает обо всех его планах. Именно благодаря этому стало возможным происшествие на вокзале.

Героиня приступает к решительным действиям и доверяется гению только после того, как ситуация становится безнадёжной: дом старушки поступает в продажу, а должник с богатой дамой уезжает за границу, возможно, навсегда. Она доверяется гению и своей интуиции, не умея объяснить рассказчику, почему.

Возможно, старушка верит и франту, и гению потому, что саму её рассказчик характеризует как «женщину прекрасной честности» .

Великосветский франт – типичный представитель петербургской аристократии. Проиграть деньги и занять, не собираясь их отдавать – обычное дело для такого человека. Он недоступен для закона, потому что никто не решится взять у него расписку о вручении бумаги. Всему причиной родство или свойство этого господина.

Господин не отдаёт долг просто потому, что платить не привык. Так Лесков объясняет природу богатства российской аристократии. Но господин ещё и опасен для собственного благодетеля, потому что может сделать неприятность тому, кто будет ему очень докучать.

Господин ненавидим и властями, и заимодавцами, и собственной женой. Он живёт в страхе перед заимодавцами, «постоянно осматривается на всех». Он вынужден отдать долг старушке, «чтобы освободить себя от обязательств о невыезде» .

Старый гений – «старинный чиновник» , «отчаянный дока» , имеющий «чин из 14 овчин» , взявшийся за 500 рублей вручить бумагу должнику.

У него нет никаких рекомендаций, которыми он пренебрегает. Старушка обращается к его помощи от отчаяния. Тем не менее, гений знает себе цену, просит за «гениальные мысли в своём лбу» в 200 рублей, а 300 сулит «исполнительному герою» , который может за исполнение 3 месяца в тюрьме сидеть.

Старый гений берётся за дела только невозможные, его плата скромная (в сравнении с 3 тысячами, которые сулила старушка другим). Он любит своё дело и сам пристаёт к старушке.

В образе рассказчика отражается отношение автора к происходящим событиям. Рассказчик пытается быть объективным, повествуя об истории старушки. Он подвергает сомнению невозможность справедливого наказания для должника, что отражается в словах: «О силе и значении этих связей достоверно не знаю», «не умею тоже вам рассказать в точности» .

Рассказчик – человек мягкий и непрактичный. Сам он вести дел не умеет, поэтому и старушке дать совет не может, а только сочувствует. Он даёт ей недостающие полтораста рублей, даже не надеясь получить их обратно, думая только о помощи ближнему.

В рассказе не указывается, к каким властям обращалась старушка. Автор называет чиновников «вопрошаемые» . Они обвиняют саму же старушку: «Зачем с такими знались», «зачем вы ему деньги давали» . Российский закон оказывается на стороне пронырливого господина. Дом не его, а жены, Которая тоже жаловалась на него в суд. Власти в один голос утверждают, что не защищают его, что им его не жалко и они мечтают наказать хитреца.

Художественное своеобразие

Язык рассказа лаконичен и точен, даже тропы – не средство украшения речи, а средство точного выражения мысли. Например, старушка, получив от рассказчика 150 рублей, «поплыла к своему отчаянному дельцу». Рассказчик точно описывает движения решившейся женщины.

Речь героев и рассказчика изобилует пословицами и афоризмами: «Какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила»; «У кого много, тем никогда много не бывает, а всегда недостаточно»; «Он барин хороший, но только дурной платить»; «В России невозможности нет»; «Кто веры не имеет, с тем делать нечего»; «Сейчас 500 рублей на стол, а завтра же ваша душа на простор» .