Вадим леванов - биография драматурга. Ушел из жизни драматург вадим леванов Вадим леванов пьесы читать

Вадим Николаевич Леванов (13 февраля 1967, Тольятти - 25 декабря 2011, Тольятти) - российский прозаик, драматург, режиссёр.

Биография

Окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1998 году.

Член Союза российских писателей, Союза писателей Москвы, Международного литфонда, Тольяттинской писательской организации, член редколлегии журнала «Ставрополь-на-Волге-Город-Тольятти».

В 1999-2007 годах в качестве арт-директора занимался организацией и проведением международного фестиваля драматургии театра и современного искусства «Майские чтения» в Тольятти, а также был редактором одноименного литературного альманаха. В 2001-2007 годах являлся художественным руководителем Театрального центра Голосова-20 (Тольятти).

Был постоянным участником фестиваля «Новая драма» (Москва). В 2005 и 2007 годах - член жюри, в 2008 г. - отборщик фестиваля.

Пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия», «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге - Город - Тольятти», «Самара», «Самара и Губерния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр. DOC», «Ночь с театром» и др. Пьесы ставились в Москве, Тольятти, Нанси (Франция), Екатеринбурге, Элисте, Липецке, Ди (Франция), Саратове, Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске, Гиссене (Германия) и других городах.

На сцене Александринского театра (Санкт-Петербург) в постановке Валерия Фокина представлены спектакли «Ксения. История любви» по пьесе «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» и «Гамлет».

В 2001 г. в издательстве Les Solitaires Intempestifs вышел сборник пьес «Courtes pieces» на французском языке. В этом же году литературным агентством Вячеслава Смирнова был издан авторский сборник «Пьесы».

Летом 2011 года Вадиму Леванову был диагностирован рак мочевого пузыря 3 степени. В Интернете проводилась кампания по сбору средств на обследование и лечение. Однако, спасти его не удалось. В ночь с 24 на 25 декабря 2011 года Вадим скончался у себя дома, в Тольятти.

Пьесы

  • «Артемида с ланью» (сборник пьес «Сюжеты», № 16, 1995). * Впервые поставлена на сцене «Театром 31» в 2005 году режиссёром Оксаной Глазуновой.
  • «Шкаф» (журнал «Город», № 2 - 2000),
  • «Парк культуры имени Горького» (1996, опубликовано в сборнике памяти Вячеслава Шугаева «Одинокий русский писатель», Тольятти, «Литературное агентство Вячеслава Смирнова», 1999),
  • «Шар братьев Монгольфье» (1998, «Современная драматургия» 3-1998),
  • «Ах, Йозеф Мадершпрегер, изобретатель швейной машинки!» (1998, публ. «Майские чтения 1-98»),
  • «Отель „Калифорния“» («Современная драматургия» 2-2000),
  • «Славянский базар» («Майские чтения» 7-2002),
  • «Монолог (Ты будешь лежать одинокий и мертвый)» (2002),
  • «Сто пудов любви» (2002),
  • «Сны Тольятти» (2002)
  • и другие.

Короткие пьесы:

  • «Вонь» (1996, альманах «Драма Поволжья» 1-2001, Тольятти),
  • «Смерть Фирса» (1998, «Современная драматургия» 3-98),
  • «Выглядки» (1998, «Современная драматургия» 3-98, французский перевод - в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», издательства «Les solitaires intempestifs», 2001),
  • «Раз, два, три» (2001, французский перевод в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», изд-во «Les solitaires intempestifs», 2001) и другие.

Постановки

  • в 1994 году пьеса «Парк культуры имени Горького» была представлена на Всероссийском семинаре драматургов «Щелыково - авторская сцена» (организатор семинара Союз театральных деятелей Российской Федерации (ВТО)), режиссёр Петр Кротенко.
  • в 1997 г. пьеса «Шкаф» была представлена на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке.
  • с 1999 г. «Парк культуры имени Горького» - спектакль «Дебют-центра» (Москва), режиссёр Алексей Конышев.
  • с 1999 г. «Изобретатель швейной машинки» - спектакль «Дебют-центра» (Москва), режиссёр Игорь Корниенко.
  • в 2000 г. пьесы «Раздватри» и «Муха» представлены на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке (режиссёр показа Екатерина Шагалова).
  • в мае 2002 г. документальный спектакль «Сто пудов любви» (авторская постановка, совместно с народным театром «Талисман», Тольятти) представлен в офф-программе фестиваля «Новая драма».
  • в мае 2002 г. пьеса «Сны Тольятти» (часть коллективного документального проекта тольяттинский авторов) представлена на Фестивале Молодой Драматургии (фестиваль «Новая драма», офф-программа), режиссёр показа Екатерина Шагалова.
  • весной 2012 г. спектакль по пьесе «Артемида с ланью» был представлен на IX Бахрушинском фестивале, показ посвятили памяти автора (спектакль входит в репертуар «Театра 31» , режиссёр Оксана Глазунова)
  • 2013 - «Девочки» (реж. О. Калашникова, премьера - 2012). Театр «18+», Ростов-на-Дону.

Награды и премии

  • пьеса «Выглядки» вошла в шорт-лист премии «Три сестры» (Антибукер 1998).
  • пьеса «Шкаф» получила третье место в конкурсе русской сетевой литературы «Тенета-рунет» (1999 г.)
  • лауреат премии губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями (2002 г.)
  • лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова» (Москва, 2004).
  • лауреат премии драматургического конкурса «Евразия» (Екатеринбург, 2007).

Библиография

  • В. Леванов. Пьесы. - Тольятти: Литературное агентство Вячеслава Смирнова, 2001.

Вадим Леванов

(1967-2011)

Пьесы:
«Апокалипсис от Фирса, или Вишнёвый сон Фирса»;
«Аргон и тени»;
«Артемида с ланью»;
«Ах, Йозеф Мадершпрегер — изобретатель швейной машинки»;
«Бильярд»;
«Вонь»;
«Выглядки»;
«Зрители»;
«Кровавыя барыни Дарьи Салтыковой, московской столбовой дворянки, правдоподобное и елико возможно достоверное жизнеописание»;
«Любовь к русской лапте»;
«Муха»;
"Отель «Калифорния»;
«Парк культуры им. Горького»;
«Про Сашу, четвёртого волхва и Рождество»;
«Прощай, настройщик!»;
«Раз, два, три!»;
«Роман с Онегиным»;
«Святая Блаженная Ксения Петербургская в житии»;
«Славянский базар»;
«Смерть Фирса»;
«Сто пудов любви (Письма кумирам)»;
«Ты будешь лежать одинокий и мёртвый»;
«Чжи»;
«Шар братьев Монгольфье»;
«Шкаф»;
«Я умею рисовать лодку».

Прозаик, драматург, режиссер.
В 1998 году окончил Литературный институт им. Горького.
В 1999-2007 годах занимался организацией и проведением международного независимого литературно-театрального фестиваля «Майские чтения» в Тольятти, а также был редактором одноименного литературного альманаха.
В 2001-2007 годах являлся художественным руководителем тольяттинского Театрального центра «Голосова, 20» и группы «Цех драматургов».
Был постоянным участником Фестиваля молодой драматургии в Любимовке и московского фестиваля «Новая драма»: 2005 и 2007 годах — член жюри, в 2008 — отборщик фестиваля.
Автор более тридцати пьес, а также киносценариев, рассказов и эссе.
Один из авторов сценария сериала «Школа».
Пьесы ставились Москве, Тольятти, Нанси (Франция), Екатеринбурге, Элисте, Липецке, Ди (Франция), Саратове, Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске, Гиссене (Германия) и других городах.
На сцене Александринского театра (Санкт-Петербург) в постановке Валерия Фокина представлены спектакли «Ксения. История любви» по пьесе «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» и «Гамлет».
Лауреат многих литературных и драматургических премий.
В 2001 году в России вышел авторский сборник «Пьесы» («Литературное агентство Вячеслава Смирнова»), во Франции — сборник пьес “Courtes pieces” (изд-во Les Solitaires Intempestifs) на французском языке.


Ссылки:
ТЕАТР ДЛЯ СВОИХ ПОПУЛЯРЕН В ТОЛЬЯТТИ И ПОЧТИ НЕИЗВЕСТЕН В САМАРЕ [Репортаж с фестиваля «Майские чтения»-2004]
Самарское обозрение (7 июня 2004)
«НОВАЯ ДРАМА»: ЕВРОПЕЙСКИЙ МЕЙНСТРИМ НА РОССИЙСКИХ ЗАДВОРКАХ [«Культурный слой» братьев Дурненковых в юбилейной программе «Золотой Маски». Анонс и интервью]
Андрей Лебедев, Утро.ру (21 марта 2004)

Нина Беленицкая, Русский Журнал www.russ.ru (4 октября 2003)
РЕАЛЬНОСТЬ СНОВА В ЦЕНЕ [Интервью Елены Греминой о Фестивале молодой драматургии-2003]
Алена Солнцева, Время новостей (18 июля 2003)

Его называют основоположником тольяттинской школы драматургии. Он принимает это утверждение в штыки. «Школа предполагает наличие учителя, - говорит Вадим. - Я же никого не учил. Наше взаимодействие строилось на творческом общении…»

Вадим Леванов. Фото: Вячеслав Смирнов

Вячеслав Дурненков, один из активных участников движения «Новая драма», оценивает роль Вадима в своем становлении эмоционально: «Это великий человек! Я бесконечно благодарен ему за то, что обрел профессию, увидел мир, кардинально изменил взгляд на многое…»

Так случилось, что общение стало для играющих на сцене молодых людей школой драматургии. Сработал принцип - сам сочинил, сам поставил, сам сыграл… С этого «сам» начинался в юности путь Вадима к театру, страсть к лицедейству. Это совпало с театральным бумом, который наблюдался в Тольятти в конце 80-х - начале 90-х годов. Вадим был в числе тех, кто варился в котле студийно-театрального Тольятти.

Еще до окончания школы пошел работать монтировщиком декораций в театр кукол. Режиссером здесь тогда был Александр Розенгартен, человек одаренный, европейского уровня, как говорит Леванов. Вадим столкнулся эдесь с вольницей, присущей творческой богеме. Во время выездных спектаклей приходилось играть на турбазах, в пионерских лагерях, иногда какой-нибудь актер «бесследно терялся» в угаре развлечений, и Вадиму приходилось подменять пропавшего. Благо выездные спектакли часто шли под «фанеру» и надо было лишь «двигать» кукол… Конечно же, он не мог делать это тупо, механически, он играл, и хотя роль его была бессловесной, внутри себя произносил текст, и, как правило, интонации и смысл его собственного спектакля не всегда совпадали с тем, что слышали зрители…

Потом Самарский институт культуры и первые разочарования. Случилось это уже на излете советского строя - из них, молодых и ищущих, по-прежнему пытались делать идеологических работников, ему же хотелось писать, ставить и играть…

И тут возникло самое тяжелое испытание в его жизни - проблемы со здоровьем. Долго пытался восстановиться, но однажды понял, что на это может уйти вся жизнь - бесконечное лечение и ничего другого. Хватит, сказал себе, надо жить дальше, поехал поступать в Москву в Литературный институт им. Горького, на отделение драматургии.

К окончанию института он имел огромное количество контактов в творческой среде, друзей, поклонников - к нему тянулись, в него верили. Начали звать на тематические «посиделки», потом на разного рода семинары и фестивали. Он считает, что не меньше самого института ему дал фестиваль «Любимовка», названный так по месту, где располагалась когда-то дача Станиславского, ставшая, по сути, театральной лабораторией. Сюда приезжали не только драматурги. Здесь собиралась театральная Москва, читали пьесы, разбирали, спорили, соглашались и не соглашались. Здесь когда-то Чехов удил рыбу на Клязьме…

Было еще Щелыково, усадьба Островского, здесь состоялся дебют Вадима уже как сложившегося драматурга - читали его «Парк культуры им. Горького», следом - публикация этой пьесы в альманахе «Сюжеты»…

Дома, в Тольятти, его ждали. И хотя он какое-то время жил в Самаре, предложили руководить театром-студией «Талисман» на Голосова, 20. Здесь же на базе студии проводился поэтический фестиваль «Майские чтения», Вадим предложил расширить рамки - фестиваль стал литературно-театральным. Вскоре о нем заговорили, сюда с удовольствием стали приезжать творческие люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, других городов Поволжья, а потом из разных концов России. Он хотел - и у него получилось - показать, что театр может быть разным, не ограниченным лишь теми формами, с которыми тольяттинцы уже были знакомы. Собственно, и «Колесо», и ТЮЗ, а потом и МДТ охотно поддерживали с ним контакт, участвовали в фестивалях, звали к себе.

Именно тогда появилась группа молодых авторов, ставшая ядром тольяттинской «Новой драмы», - братья Вячеслав и Михаил Дурненковы, Юрий Клавдиев, Кира Малинина. Что, помимо географии, объединило их? Почему возникла именно тольяттинская «Новая драма» - термин, прижившийся в театральных кругах? Вадим Леванов отвечает на этот вопрос так: «Мы все пели гимн своему городу. Это слово - гимн - не должно вводить в заблуждение. Это не «новый сладостный стиль», ласкающий ухо. Это гимн городу контрастов, городу энергичных людей, городу непростых явлений».

Провинция. Можно слышать пренебрежение к тем, кто родом из глубинки, но ведь давно известно: столичный град жив именно провинцией и не только в материальном плане. Самые смелые идеи, самые оригинальные решения рождаются в провинции - многообразной, непростой, тянущейся к прекрасному, пожалуй, энергичнее, искреннее, восторженнее, чем столицы. Объективно обладая центростремительной силой, эти идеи находят свою реализацию где-то в центре, а потом чаще всего возвращаются в ту же провинцию как столичный продукт. Тольяттинские драматурги («удивительный феномен, всплеск, лавина талантов, уникальное явление» - не жалеют восторгов критики) были признаны именно как тольяттинские, хотя пишут они не только о своем городе и ставят их пьесы в лучших театрах мира. «Новая драма» в Тольятти приобрела международный характер. О ней уже написаны исследования, дипломные и научные работы, в крупнейших вузах изучают творчество наших ребят.

Вадим Леванов востребован. Его пьесы ставят в столицах и за рубежом. Его регулярно приглашают во Францию, там когда-то издали его первую книгу. Охотно ставят в Прибалтике. Для жителя Петербурга афиши с именем Леванова стали привычной деталью. В Александринском театре второй год при полном аншлаге идет его «Блаженная Ксения Петербуржская». Вадим Леванов написал пьесу в виде иконописных клейм - очень коротких новелл. Пьеса обращена к истории реальной женщины, жившей в Петербурге в середине XVIII века, к судьбе Ксении Григорьевны Петровой, которая, внезапно лишившись мужа, умершего без покаяния, решила подвигом самоотречения, приняв обличье покойного и продолжив его жизненный путь, отмолить его бессмертную душу. Здесь же в Александринском театре идет и «Гамлет», которого режиссер Валерий Фокин попросил Вадима адаптировать к современности, «перевести» на тот язык, на котором мы говорим.

Сегодня Вадима как никогда занимают дети. С участием британских деятелей культуры несколько лет назад в России стартовал проект Class Act. Дети пишут маленькие пьесы о своей жизни. С учетом того что в творческом процессе принимают участие дети из «горячих точек», все это приобретает особое значение. Детские пьесы все без исключения должны быть представлены в рамках проекта. Юные авторы здесь имеют право участвовать и высказываться наравне со взрослыми. Нет, даже не так, дети имеют здесь преимущество перед взрослыми в отстаивании своей точки зрения.

Для Вадима Леванова, для его отношений с окружающим миром особое значение имеет тема, которую он разрабатывает сегодня, - «Житие протопопа Аввакума». В чем-то этот исторический персонаж совпадает с реальным, ныне живущим тольяттинцем. По своему пафосу, и не только религиозному…

Леванов Вадим Николаевич
Прозаик, драматург, режиссер. Член Союза российских писателей, Союза писателей Москвы

Родился в 1967 году в городе Тольятти Куйбышевской области
1984 - окончил тольяттинскую среднюю школу № 13
1984-1987 - учеба в Куйбышевском государственном институте культуры на отделении театральной режиссуры
1986-1988 - принимал участие в организации и деятельности Куйбышевского Молодежного театра.
1990-1991 - помощник режиссера в Тольяттинском профессиональном театре-студии ВАЗа
1993-1998 - учеба в Литературном институте им. Горького (Москва) на отделении драматургии
2001-2007 - художественный руководитель Театрального центра Голосова-20, город Тольятти
1999-2007 - в качестве арт-директора занимался организацией и проведением международного фестиваля драматургии, театра и современного искусства «Майские чтения» в Тольятти, а также был редактором одноименного литературного альманаха

Автор более тридцати пьес, а также киносценариев, рассказов и эссе. Пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия», «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге - Город Тольятти», «Самара», «Самара и Губер-ния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр.DOC», «Ночь с театром» и других

Пьесы ставились в Москве, Тольятти, Санкт-Петербурге, Нанси (Франция), Екатеринбурге, Элисте, Липецке, Белгороде, Ди (Франция), Саратове, Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске, Гиссене (Германия) и других городов

2002 - лауреат премии губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями
2004 - лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», город Москва
2007 - лауреат премии драматургического конкурса «Евразия», город Екатеринбург.

Валерий ШЕМЯКИН, издательство «Ника»

Дата смерти: Профессия:

драматург

Гражданство:

СССР
Россия

Годы активности:

Вади́м Никола́евич Лева́нов (13 февраля , Тольятти - 25 декабря , там же) - российский прозаик, драматург, режиссёр.

Биография

Был постоянным участником фестиваля «Новая драма» (Москва). В 2005 и 2007 годах - член жюри, в 2008 г. - отборщик фестиваля.

Пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия », «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге - Город - Тольятти», «Самара», «Самара и Губерния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр. DOC », «Ночь с театром» и др. Пьесы ставились в Москве , Тольятти , Нанси (Франция), Екатеринбурге , Элисте , Липецке , Ди (Франция), Саратове , Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске , Гиссене (Германия) и других городах.

В 2001 г. в издательстве Les Solitaires Intempestifs вышел сборник пьес «Courtes pieces» на французском языке. В этом же году литературным агентством Вячеслава Смирнова был издан авторский сборник «Пьесы».

Летом 2011 года Вадиму Леванову был диагностирован рак мочевого пузыря 3 степени. В Интернете проводилась кампания по сбору средств на обследование и лечение. Однако, спасти его не удалось. В ночь с 24 на 25 декабря 2011 года Вадим скончался у себя дома, в Тольятти .

Пьесы

  • «Артемида с ланью» (сборник пьес «Сюжеты», №16, 1995).
  • «Шкаф» (журнал "Город", № 2 - 2000),
  • «Парк культуры имени Горького» (1996, опубликовано в сборнике памяти Вячеслава Шугаева «Одинокий русский писатель», Тольятти, «Литературное агентство Вячеслава Смирнова», 1999),
  • «Шар братьев Монгольфье» (1998, «Современная драматургия» 3-1998),
  • «Ах, Йозеф Мадершпрегер, изобретатель швейной машинки!» (1998, публ. «Майские чтения 1-98»),
  • «Отель „Калифорния“» («Современная драматургия» 2-2000),
  • «Славянский базар» («Майские чтения» 7-2002),
  • «Монолог (Ты будешь лежать одинокий и мертвый)» (2002),
  • «Сто пудов любви» (2002),
  • «Сны Тольятти» (2002)
  • и другие.

Короткие пьесы:

  • «Вонь» (1996, альманах «Драма Поволжья» 1-2001, Тольятти),
  • «Смерть Фирса» (1998, «Современная драматургия» 3-98),
  • «Выглядки» (1998, «Современная драматургия» 3-98, французский перевод - в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», издательства «Les solitaires intempestifs», 2001),
  • «Раз, два, три» (2001, французский перевод в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», изд-во «Les solitaires intempestifs», 2001) и другие.

Постановки

  • в 1994 году пьеса "Парк культуры имени Горького" была представлена на Всероссийском семинаре драматургов "Щелыково-авторская сцена" (организатор семинара Союз театральных деятелей Российской Федерации (ВТО)), режиссер Петр Кротенко.
  • в 1997 г. пьеса «Шкаф» была представлена на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке .
  • с 1999 г. «Парк культуры имени Горького» - спектакль «Дебют-центра» (Москва), режиссёр Алексей Конышев.
  • с 1999 г. «Изобретатель швейной машинки» - спектакль «Дебют-центра» (Москва), режиссёр Игорь Корниенко.
  • в 2000 г. пьесы «Раздватри» и «Муха» представлены на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке (режиссёр показа Екатерина Шагалова).
  • в мае 2002 г. документальный спектакль «Сто пудов любви» (авторская постановка, совместно с народным театром «Талисман», Тольятти) представлен в офф-программе фестиваля «Новая драма».
  • в мае 2002 г. пьеса «Сны Тольятти» (часть коллективного документального проекта тольяттинский авторов) представлена на Фестивале Молодой Драматургии (фестиваль «Новая драма», офф-программа), режиссёр показа Екатерина Шагалова.

Награды и премии

  • пьеса «Выглядки» вошла в шорт-лист премии «Три сестры» (