Владимир одоевский краткая биография. Краткая биография одоевского самое главное Почему одоевский

Русский писатель, журналист, издатель, музыковед, Владимир Федорович Одоевский, был рожден 11 августа 1803 года (по некоторым сведениям, 1804-го) в Москве. Он был последним представителем старинного княжеского рода Одоевских. Отец писателя долгое время пребывал на должности директора Московского отделения Государственного банка, мать - крепостная крестьянка.

В 1822 году Одоевский с успехом окончил Московский университетский благородный пансион, в котором некогда получили образование Петр Чаадаев и Николай Тургенев. В годы студенчества на его мировоззрение повлияли профессоры и философы-шеллингианцы И. И. Давыдов и М. Г. Павлов.

С 1826 года Владимир Федорович стал членом цензурного комитета министерства внутренних дел, и принимал непосредственное участие в составлении нового цензурного устава 1828 года. С момента, когда комитет был переведен в состав министерства народного просвещения, занял должность библиотекаря.

Следует отметить, что, будучи просвещенным и трудолюбивым человеком, самоотдача Одоевского постепенно была оценена. Так, в 1846 году он занял пост помощника директора Императорской публичной библиотеки и заведующего Румянцевским музеем, находившимся на то время в Санкт-Петербурге. А с 1861 года Одоевский был назначен на должность сенатора.

Характерно, что писательская биография Одоевского В.Ф. началась в 1821 году с публикации переводов с немецкого языка в журнале «Вестник Европы». В этом же журнале в период с 1822 по 1823 год он опубликовал «Письма к Лужницкому старцу». Так, одно из писем под названием «Дни досад», характеризующееся негодующим настроением, привлекло внимание А. С. Грибоедова, который вскоре лично познакомился с ним и до конца своих дней оставался его близким другом.

В начале 20-х годов 19 века Одоевского можно было часто встретить на собраниях Вольного общества любителей российской словесности, которым руководил Ф. Глинка. К тому же он регулярно посещал кружок переводчика и поэта С. Раича, являющегося членом Союза благоденствия. В эти же годы Одоевский подружился с В. Кюхельбекером и Д. Веневитиновым, с которым в 1823 году организовал кружок «Общество любомудрия», при этом став его председателем. Следует отметить, что кружок основывался на немецкой философии, а главным ее «проповедником» более двадцати лет оставался Одоевский.

В 1825 году Одоевский и Кюхельбекер совместными усилиями издают альманах «Мнемозина», где печатаются не только сами издатели, но и А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Е. А. Баратынский и другие. Один из участников издания Н. Полевой заметил, что в «Мнемозине» были на то время еще неизвестные взгляды на философию и словесность, посему многие смеялись над альманахом, но вместе с тем многие и задумывались. А ведь Одоевский учил именно задумываться. Более того, его некогда опубликованный в альманахе этюд о светских нравах «Елладий» был охарактеризован В. Г. Белинским как «задумчивая повесть».

В конце 20-х - начале 30-х годов Одоевский с прежним энтузиазмом продолжал исполнять свои служебные обязанности, прибавлять новые знания, а также вырабатывать мировоззрение и опыт в ключе художественной словесности. Доказательством этому послужил его роман-философия «Русские ночи», который Одоевский завершил в 1843 году и издал в 1844 году в одном из трех томов «Сочинений князя В. Ф. Одоевского». Этот роман по большому счету представлял не что иное, как приговор немецкой философии, вынесенный русской мыслью. Основой романа было убеждение в том, что европейская мысль абсолютно не способна разрешить самые важные проблемы, как русской жизни, так и всемирного бытия в целом.

Но вместе с тем роман Одоевского «Русские ночи» дает достаточно высокую оценку творчеству Шеллинга, что вполне очевидно. Ведь в 20-х годах писатель, будучи искренним поклонником философских взглядов Шеллинга, написал целый ряд статей, направленных на осветление проблем эстетики.

Тем не менее, нельзя сказать, что духовная биография Одоевского В.Ф. состоит только лишь из увлечений шеллингианством. Так, в 30-е годы он находился под влиянием мыслей новоевропейских мистиков, таких как Сен-Мартен, Арндт, Портридж, Баадер и другие. Кроме того, некоторое время он всерьез увлекался патристикой, проявляя особый интерес к традициям исихазма. Поэтому роман «Русские ночи» является результатом многолетних размышлений автора о судьбе культуры, смысле истории и будущем Запада и России.

В своих «Русских ночах» Одоевский утверждал, что односторонность - это бич общества, который является причиной всех жалоб и недоумений. В его понимании односторонность является следствием рационалистического схематизма, не способного предоставить полное представление о природе, истории и человеке. По его мнению, только символическое познание может приблизить к истине. Подобные взгляды Одоевского о характере символического познания присущи традициям европейского романтизма, а именно для теории символа Шеллинга и учений Шлегеля и Шлейермахера о роли познания герменевтики, так называемого, искусства понимания и интерпретации. Одоевский уверен, что человек буквально окружен символами, причем это касается не только культурно-исторической сферы, но и природной.

По убеждениям Одоевского, символична сущность и самого человека. Как он утверждал, в человеке имеют место три стихии: одна из них верующая, вторая познающая и третья - эстетическая. Именно эти стихии образуют единство и гармонию, как в человеческой душе, так и во всем человеческом обществе. К огромному сожалению Одоевского, в современной цивилизации он этого не видел. Но вместе с тем он считал, что США частично олицетворяет возможное будущее человечества, и с тревогой писал о том, что близится время вещественной выгоды и полного забвения искренних душевных порывов.

Но нельзя смело утверждать, что Одоевский упорно не принимал научный и технический прогресс. К тому же, он был уверен в том, что с каждым научным открытием на одну причину человеческих страданий становится меньше. Однако, несмотря на бесконечное и стремительное развитие благ цивилизации и технического прогресса, цивилизация Запада из-за своей односторонности, способна предоставить лишь иллюзию полноценности жизни. А за бегство от реальности человечеству рано или поздно придется расплачиваться.

Будучи ярым представителем подобных общественных и философских взглядов, Одоевскому нередко приходилось полемизировать с представителями западной философии и славянофилами, при этом оставаясь убежденным в истинности своих взглядов.

Кроме романа «Русские ночи» одним из известнейших творческих свершений Одоевского были «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою», изданные в 1833 году. Они произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя, превосходя его повести «Нос», «Невский проспект» и «Портрет».

В альманахе «Северные цветы» за 1831 год была опубликована романтическая повесть Одоевского «Последний квартет Бетховена», которая получила положительную оценку Н. Гоголя и поэтессы К. Павловой.

Будучи сотрудником журнала «Современник», Одоевский выпустил светские повести «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1835), продолжающие линию «метафизической сатиры».

Еще при жизни А. С. Пушкина, Одоевский взял на себя ответственность по изданию второй книги «Современника», а после смерти самого поэта выпускал их вплоть до седьмой. Следует отметить, что «Современник» продержался благодаря лишь Одоевскому.

Тем временем писатель продолжает заниматься написанием детских сказок, а изданные в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» входят в состав детских хрестоматий.

Подобный успех ободряет Одоевского и вместе с тем вдохновляет на создание «народного журнала», а именно сборника «Сельское чтение». Таким образом, в период с 1843 по 1848 год были опубликованы четыре книги, переизданные до 1864 года одиннадцать раз. Как справедливо заметил Белинский, Одоевский создал целый вид литературы для простонародья. В статьях сборника писатель в лице дяди, а потом дедушки, Иринея рассматривал важнейшие и сложнейшие для решения вопросы простым понятным для простого человека языком, которым искренне восхищался В. Даль.

30-е годы в творческой жизни Одоевского ознаменовались выходом пьесы «Хорошее жалованье» (1838), описывающей пьесы из быта чиновников.

В 60-х годах писатель начинает заниматься исторической и теоретической ипостасями «исконной великоросской музыки», и как результат, публикует свои работы «К вопросу о древнерусском песнопении» (1861) и «Русская, и так называемая общая музыка» (1867). С этих пор многие начинают его считать поборником официозной народности. А сам Одоевский уверен, что жизнь народа невозможна без духовного и физического сближения с другими народами. Ведь в действительности Одоевский и был всю жизнь посвящен сближению российской культуры и европейской.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Одоевского Владимира Федоровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, Владимир Одоевский как бы предсказал появление Интернета и блогов:

«между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».

Одоевский родился 1803 году в Москве в семье крупного чиновника. Одоевские принадлежали к старинному княжескому роду (отец вел свою родословную от легендарного варяга Рюрика). Их род обеднел к моменту рождения Владимира Федоровича. О тец его умер, когда мальчику не было и пяти лет. Мать вторично вышла замуж, ребенок рос в семье родственников отца, назначенных его опекунами; отношения с ними были сложными. В раннем детстве началась дружба с двоюродным братом - будущим декабристом Александром Одоевским.
В 1816 Владимир Одоевский поступает в Московский университетский благородный пансион, дававший глубокое и всестороннее образование. Юноша с особенным интересом изучал философию, в частности, увлекся трудами Шеллинга. Он посещает литературные кружки, заседания Общества любителей российской словесности. Печататься Одоевский начинает уже в годы учебы: первые произведения («Разговор о том, как опасно быть тщеславным», «Дни досад») выходят в журнале «Вестник Европы».

В 1822, окончив пансион с золотой медалью, молодой человек погрузился в науки, в литературные и философские занятия. Он изучает анатомию, физику, химию, технику, становится завсегдатаем салона Зинаиды Волконской. В 1823 году вместе с университетскими друзьями: Венивитиновым , Кошелевым, Хомяковым создает Общество «любомудрия» (так они перевели на русский греческое слово «философия»). Целью его участников было изучение античных и немецких философов, создание оригинальной отечественной философии, из которой должна была возникнуть новая русская литература. «Любомудры» проповедовали необходимость для литературы не только чувств, но и мыслей, а для науки - не только логики, но и образности. Философия представлялась им всемогущим ключом к великим областям бытия.



В отличие от декабристов, члены общества свою центральную задачу усматривали в просветительстве, в постепенных культурных преобразованиях. Одоевский и Кюхельбекер начинают издавать альманах «Мнемозина», в котором печатаются Пушкин, Грибоедов, Баратынский, Вяземский. Издание это, как и Общество любомудрия, прекращает свое существование после восстания декабристов. Опасаясь преследований, Одоевский сжигает протоколы собраний.

В 1826 Одоевский женится и переезжает в Петербург. Он поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Он является одним из авторов либерального цензурного устава, первых законов об авторском праве.
Все последующие десятилетия имя его широко известно, он находится в самом центре литературной и культурной жизни России, сотрудничает с «Литературной газетой», с альманахом «Северные цветы». Пушкин приглашает его участвовать в издании задуманного им журнала «Современник» (оно продолжалось некоторое время и после смерти Пушкина). В литературном салоне Одоевского собираются выдающиеся писатели (Пушкин, Крылов, Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, Кольцов, Тургенев, Достоевский, Островский, Гончаров), музыканты (Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн), издатели, ученые, путешественники.
Он выступает как философ, прозаик, литературный и музыкальный критик. В 1833 были изданы «Пестрые сказки», вызвавшие восторг Гоголя. В 1834 отдельно опубликован «Городок в табакерке», одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок, выдерживающая сравнение с андерсеновскими и ставшая непременным чтением русских детей. Хрестоматийным детским чтением стали «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» (1838).

Владимир Фёдорович Одоевский. Акварель Ник. Бестужева (Петровский завод, 1833)

Появились несколько романтических повестей с «музыкальными» сюжетами - «Последний квартет Бетховена», «Opere del Cavaliere Giambatista Piranese», «Себастиан Бах»; «российская гофманиана» - повести «Сегелиель», «Косморама» «Сильфида», «Саламандра». Успех имели и его светские повести - «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1835). Главным опытом Одоевского в области художественной словесности стал философский роман «Русские ночи», изданный в 1844 году.
Как государственный чиновник и общественный деятель Одоевский активно занимался просвещением народа. Он был одним из издателей сборников «Сельское чтение», где помещались популярные статьи по самым различным проблемам - от медицинских и гигиенических до религиозно-нравственных. Он стал также одним из основателей Общества посещения бедных и в течение нескольких десятилетий играл видную роль в развитии российской благотворительности.

С 1846 по 1861 Одоевский был помощником директора Императорской Публичной библиотеки и заведующим Румянцевским музеем, хранителем его ценностей, впоследствии положенных в основу Российской государственной библиотеки. В 40-60-е писатель служит при дворе, становится камергером, затем гофмейстером двора, потом действительным статским советником, а в 1861 - сенатором.
В 1862, в связи с переводом Румянцевского музея в Москву Одоевский возвращается в родной город. Там он продолжает службу и участвует в культурно-общественной жизни: способствует основанию Консерватории, Русского музыкального общества, участвует в заседаниях Общества любителей российской словесности и Московского артистического кружка, читает популярные лекции, собирает вокруг себя литераторов, музыкантов, ученых.


Владимир Фёдорович Одоевский. Литография П. Бореля

В 60-е Одоевский уходит из литературы и отдаётся практической деятельности. Он приветствует отмену крепостного права, изучает русские древности в хранилищах подмосковных монастырей, пишет статьи по педагогике, слушает дела в сенате.
За три года до смерти он отвечает на проникнутую скорбным унынием статью Тургенева «Довольно!» статьей «Недовольно!», которая проникнута идеями просветительства и верой в нравственное развитие человечества.
Умер Владимир Федорович Одоевский 27 февраля 1869 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

booksreader.org ›author…vladimir-fedorovich



Теория музыки и музыкальная практика

По воспоминаниям современников, интерес к музыке у Одоевского проснулся ещё в ранней юности. Даже в его маленькой квартирке в Газетном переулке размещалось небольшое кабинетное фортепиано. Особенно его привлекала музыкальная теория. Неприменимость равномерно темперированной хроматической гаммы, используемой в классической музыке, для воспроизведения применявшихся в народной музыкальной практике музыкальных ладов, стала очевидной ему, когда он записывал с голоса народные напевы. Это открытие, сделанное в конце 1840-х, в значительной степени определило направление его дальнейших изысканий и доказало ему действенность методов экспериментальной науки нового времени.

От народной музыки Одоевский перешёл к исследованию древних церковных ладов. Он понял, что и здесь традиция не укладывается в рамки, задаваемые равномерной темперацией, и стал изучать возможности энгармонических музыкальных инструментов. Результаты этих исследований нашли своё отражение в серии статей («Русская и так называемая общая музыка», «Об исконной великорусской песне», речь к открытию Московской консерватории «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки», «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов», «Музыка с точки зрения акустики»).



Одоевский отчасти воплотил свои идеи в созданном им «энгармоническом клавицине». Этот инструмент был заказан у мастера Кампе, проживавшего в Москве и содержавшего в Газетном переулке фортепианную фабрику, перешедшую в конце века к его дочери, в замужестве Смоляниновой. В архиве сохранилась расписка от 11 февраля 1864 о выплате 300 рублей серебром за изготовление инструмента. Хотя Одоевский называл его «клавицином», это было стандартное молоточковое фортепиано, с тем лишь отличием, что каждая его чёрная клавиша делилась надвое, кроме того у него было по одной чёрной клавише там, где обычно их нет — между си и до и между ми и фа. Таким образом, вместо обычных 12 полутонов в одной октаве на инструменте Одоевского имеется 17 «микротонов», что соответствует представлениям Оголевца о возможных логичных темперациях. Этот инструмент хранится ныне в Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве.

Талантливый музыковед, писатель и один из столпов русского романтизма — всё это в равной степени применимо к Владимиру Одоевскому. Потомственный князь, он получил великолепное образование и сделал неоценимый вклад в развитие культуры своей эпохи. Его литературные труды до сих пор крайне высоко оцениваются самыми разными литературными критиками.

  • Отцом Одоевского был князь и руководитель отделения Госбанка в Москве, а матерью – крепостная крестьянка.
  • Лишившись родителей в раннем детстве, он стал последним представителем древнего княжеского рода, одной из старших ветвей Рюриковичей. Сам Владимир, впрочем, почти не придавал этому значения.
  • Одоевского воспитывал его дальний родственник, генерал Закревский. Мальчик жил в Малом Козловском переулке, почти все постройки в котором принадлежали его отцу.
  • После окончания пансиона будущий писатель работал в МВД, где отвечал за вопросы цензуры.
  • Когда Одоевскому было 20 лет, он с друзьями основал «Кружок любомудрия», члены которого читали немецких философов, обсуждали прочитанные книги и зачитывали собственные сочинения на возвышенные темы.
  • Одоевский издавал литературный альманах, где печатались Пушкин, Баратынский и Грибоедов ().
  • Во время работы в императорской канцелярии он стал составителем нового цензурного устава, вступившего в силу в конце 1820-х годов.
  • В середине 19 века Одоевского назначили главой музея, где разместилась коллекция книг, монет и документов госканцлера Румянцева. Перебравшись вместе с экспозицией в Москву, он одновременно руководил местными департаментами сената.
  • За увлечение оккультизмом и мистикой он удостоился звания «русского Фауста».
  • Этот писатель был одним из родоначальников жанра философской повести в России.
  • Одоевский был не только чиновником и писателем, но и любителем музыки. Его считают первым в России автором критических статей о музыке и композиторах, а также являлся автором научных трудов, по которым можно узнать всё о развитии российской музыки за 4 десятка лет.
  • В особняке Одоевского был установлен небольшой орган, который он назвал «Себастионом» в честь Баха. Громкость инструмента оригинальной конструкции зависела от положения особых переключателей.
  • В Москве хранится уникальный клавицин, созданный по теоретическим выкладкам литератора. Внешне он напоминает пианино, у которого удвоено количество черных клавиш. Одоевский считал, что такой инструмент больше подходил для исполнения народной музыки.
  • Двоюродный брат Одоевского Александр был литератором и декабристом.
  • В середине 19 века он участвовал в основании РГО.
  • Литератор предлагал ставить знаки вопроса и восклицания с обеих сторон предложения. Это заимствование из испанского, по его мнению, облегчило бы задачу чтецов.
  • Одоевский иногда подписывался странным набором заглавных букв — К.В.О. и Ь.Ъ.Й. Это первые и последние буквы его титула и имени.
  • В своем незаконченном романе-утопии литератор фактически предсказал изобретение Сети.
  • Он также выпускал несколько журналов для крестьян, в которых простым языком рассказывалось о последних достижениях наук, медицины и литературы.
  • Одоевский вместе с друзьями праздновал Новый год 19 февраля, так как считал день отмены крепостного права началом новой эры.

Одоевский Владимир Федорович краткая биография русского писателя и мыслителя эпохи романтизма, одного из основоположника русского музыкознания изложена в этой статье.

Владимир Одоевский краткая биография для детей

Рассказ о жизни Владимира Одоевского следует начать из того, что родился писатель 13 августа 1804 года в городе Москва. Его отец происходил из давнего княжеского рода, а родители матери были крепостными крестьянами.

В 1816 — 1822 годах он учился в Московском университетском благородном пансионе. Во время обучения начал тесно сотрудничать с журналом «Каллиопа». Кроме того Владимир всерьез увлекся философией Ф.Шеллинга, а позднее познакомившись с ним лично, удивил философа энциклопедичностью своих знаний

Владимир Одоевский принимал активное участие в деятельности «Вольного общества российской словесности» , а в 1823 — 1825 стал главой первого философского кружка в России – «Общество любомудрия». Его центральное произведение «Русские ночи» считается основным литературным памятником по русскому любомудрию.

В 1826 году Одоевский решил переехать в Петербург. Там он поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В эти же годы знакомится с Пушкиным, начинает сотрудничать с «Литературной газетой», а также альманахом «Северные цветы». Он очень сдружился с Пушкиным и когда тот начинает издание «Современника», то Одоевский стал его деятельным помощником и сотрудником. Здесь также публикуется его статья «О вражде к просвещению».

В 1844 году вышло в свет в трех томах его собрание сочинений.

С 1846 года Владимир Одоевский служит в качестве помощника директора Публичной библиотеки и директора Румянцевского музея, в 1862 году возвращается в Москву в связи с его переводом

Расцвет творчества Одоевского приходится на 1830 – 1840 года: в этот период вышел сборник «Пестрые сказки» (1833 год), «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем».

Интересные факты из жизни русского писателя и мыслителя эпохи романтизма, одного из основоположника русского музыкознания изложены этой статье.

Одоевский биография интересные факты

В 1803 году, в городе Москва родился князь Владимир Одоевский, которому уготована судьба писателя, философа, музыковеда. Князь Федор Одоевский, его отец, служил директором в Московском отделении Государственного банка, а мать Владимира была крепостной крестьянкой. В раннем возрасте, оставшись сиротой, Одоевского воспитывалв опекун — двоюродной дядя по линии отца, генерал Дмитрий Закревский

Одоевский совместно с Вильгельмом Кюхельбекером издавали альманах «Мнемозина», в котором публиковались произведения Грибоедова, Пушкина, Языкова и Баратынского

Владимир Федорович пытался написать роман, но так и не закончил работу над ним

В 1823 году Одоевский и его друзья, среди которых были Иван Киреевский, Александр Кошелев, Дмитрий Веневитинов и Николай Рожалин, создали свой собственный кружок - «Общество любомудрия»

Интересные факты из жизни Одоевского: В 1837 году Владимир Одоевский начал работу над утопическим романом под названием «4338-й год: Петербургские письма». В данном произведении Владимир Федорович предсказал будущее, а именно появление таких современных благ цивилизации, как — возможность перемещения в космическом пространстве, ксерокопирование и Интернет

Большое количество своего времени Одоевский посвятил благотворительности . Благодаря стараниям писателя было отремонтировано и приведено в порядок множество детских домов, построено несколько больниц (в том числе и детских), а также им было организовано Общество посещения бедных