Защита природы долг каждого школьника. Тема: природоохранная деятельность школьников. Исследовательская деятельность обучающихся

Главная > Документ

Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №6 с. Хилогосон

ТЕМА:

ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила Намдыкова Виктория Ученица 9 класса Руководитель: Нимбуева Н.Б., учитель экологии МОУ ООШ №6 с. Хилогосон

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..с.3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………с.5. 1. Понятие об охране природы………………………………………………с.5. 2.Природоохранная деятельность школьников…………………………….с.8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….с.10. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...с.11. Введение Актуальность темы Пора бы человечеству понять, Богатства у природы отбирая, Что Землю надо тоже охранять. Она, как мы, такая же живая. И. Трофимова Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Любовь к Родине немыслима без любви и бережного отношения к её природе. Невежественное и равнодушное отношение человека может погубить природу. В последние десятилетия наряду с проблемами ресурсообеспеченности на первый план выдвигаются и такие проблемы, как экологическая, охрана природы. Человечество начинает понимать, что дальнейшее загрязнение окружающей среды грозят его собственному существованию. Вот почему охрана природы стала одной из важнейших государственных и международных проблем. В нашей школе организована работа по шефству над близлежащими к школе экосистемами на протяжении многих лет, благодаря этому поддерживается благополучное экологическое состояние. Цель: изучить проблему охраны природы, используя источники разнообразной экологической информации. Задачи: 1. Рассмотреть понятие охраны природы. 2. Показать природоохранную деятельность учащихся сельской школы Новые, современные подходы к решению проблемы Постоянная природоохранная работа в родной местности, организованная школой даёт возможность расширить и углубить представления у учащихся об охране природы, формирует умение охранять природу от загрязнения и истощения. Наличие противоречивых точек зрения на проблему и желание в них разобраться Проблема охраны природы не является новой, но актуальной на сегодняшнее время. Личные мотивы, обстоятельства возникновения интереса к данной теме Проявление заинтересованности в сохранении природы своей местности, поддержание хотя бы отдельных природных участков в состоянии, способном удовлетворить эстетические потребности человека; пример для учащихся нашей школы; пропаганда предупреждения загрязнения. Основная часть

    Понятие об охране природы
Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости её рационального использования и охраны. Охрана природы – это система научно обоснованных международных, государственных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей. Основная цель охраны природы состоит в создании благоприятных условий для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету.(7с.192) Важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы – атмосферный воздух, воды, почву и др. – охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные системы биосферы. Лишь при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, животных, растений и т.д. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» основные принципы охраны окружающей среды следующие: -соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; -рациональное и неистощительное природопользование; -сохранение биологического разнообразия; -платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; -обязательность проведения государственной экологической экспертизы; -приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и комплексов; -соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др. (3. с.251) Кто-то может посчитать, что охрана природы – удел работников заповедников и других организаций. Однако утверждать это – значит делать вид, что мы сами не отвечаем за то, что делается вокруг нас. Но ведь не случайно Конституция Российской Федерации начинается со слов о нашей ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Государство, имея даже самые лучшие природоохранные органы, не сможет ничего сделать без поддержки большинства населения. Поэтому для каждого из нас охранять природу – это обеспечивать сохранение окружающих видов животных и растений, экосистем, ландшафтов. Потому что: -если рядом с тем местом, где ты живёшь, протекает грязная река, единственный способ сделать воду чистой – это добиться, чтобы в неё не сливались загрязняющие отходы; -если берег этой реки завален мусором – значит, кто-то когда-то должен его убрать. Иначе и мы, и наши дети, и внуки будут обречены жить на грязном берегу; -если в этой реке исчезла рыба, значит кто-то должен создать условия для того, чтобы она смогла вернуться, а при необходимости заселить её снова. (2. с.176) Одна из важнейших задач, стоящих перед всем человечеством, - найти такие способы взаимодействия с природой, которые позволили бы максимально сохранить природные экосистемы и, одновременно, обеспечить развитие общества. (4 с.5) Общество с устойчивым развитием предполагает высокий уровень экологической культуры. Включает в себя знание того, что нужно делать для сохранения окружающей среды, способы и приёмы её сохранения и, главное, подразумевает готовность людей к участию в природоохранной деятельности. Основой экологической культуры является экологическая нравственность – осознание необходимости согласовывать свои действия (или действия группы людей) с интересами природы, восприятие природных богатств как общечеловеческого достояния. Применительно к природопользованию нравственными могут быть признаны только такие действия по отношению к природе, которые её не разрушают. (6 с.370)
    Охрана природы школьниками
Для того чтобы школьники учились любить природу, восхищались её красотой, учились защищать и бороться за её сохранение ведётся активная природоохранная деятельность. Эта деятельность в нашей школе занимает особое место и включает в себя: природоохранные рейды, направленные на выявление нарушений; сбор и распространение экологической информации о близлежащих экосистемах; вовлечение учащихся и населения в природоохранную деятельность и экологическое просвещение населения. Постепенно накапливается местный краеведческий материал, который необходим, так как это знания о крае, в котором родились и жили наши предки, где растёт и живёт наше поколение и будет расти и жить следующее поколение. Валентин Распутин в своем произведении «Чувство Родины» пишет: « Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от вырастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё… природа родного края отчеканивается в наших душах навечно». (1. с. 227) Школьники взяли шефство над участками природы и проводят работу по следующим направлениям: исследования подшефной территории с целью выявления природных объектов, особенно нуждающихся в защите; практические природоохранные мероприятия (ликвидация стихийных свалок, выявление незаконных рубок и др.); просветительская работа с населением и привлечение местных жителей к практической природоохранной работе. Недалеко от села протекает река Блудная. Очень красивые и живописные её берега. Река Блудная - левый приток реки Хилок. Берёт начало на северном склоне Малханского хребта на абсолютной высоте около 1400 м., в среднем течении пересекает Яблоновый хребет. Впадает в реку Хилок в 542 км от устья, в окрестностях сёл Гыршелун и Линёво Озеро. Длина 164 км. Площадь водосбора 4480 кв.км. блудная имеет 117 притоков, длина 95 из них не превышает 10 км. Относительно крупными притоками являются реки Арей, Большой Энгорок, Верхний Мултун, Кутолага. На водосборе насчитывается 205 озёр общей площадью около 4,5 кв.км. (5 с.78) Школьники, принимавшие участие в природоохранных мероприятиях стараются бережно относится к природе, но и положительно влияют на своих сверстников. Основными задачами данной работы являются сохранение биологического и ландшафтного разнообразия природных окрестностей села и поддержание его благополучия. Недалеко от села протекает река Блудная. Очень красивые и живописные её берега. Природоохранная работа помогает школьникам по-другому посмотреть на окружающую природу и вести себя правильно в природе. Школа оказывает немалую помощь в деле охраны природы. Заключение Исследование показывает, что природные окрестности имею важное социальное и хозяйственное значение, а их сбережение, приумножение и охрана являются долгом каждого. Роль законодательства в охране и рациональном использовании природы велика. Однако многое в этом деле зависит от сознания каждым человеком в необходимости бережного отношения к окружающей среде, ответственности за её сохранение. Понимать ценность природы, знать рациональное природопользование, понимать взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека, знать экологические проблемы своей местности, элементарно выполнять правила поведения в природе, участвовать в общественно полезной работе по изучению и охране природы своей местности. Системная природоохранная работа в школе способствует повышению знаний о природе, разностороннему развитию личности, глубокому познанию своего края, воспитанию любви к родной природе.

Литература

    Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / Художники В.Х.Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с. Горлачёв В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарёва Л.Н. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и АБАО. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 210с. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. Корсун О.В. Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Верхнеамурского бассейна. Учебное пособие. – Чита: Экспересс-издательство, 2008. – 216 с. Малая энциклопедия Забайкалья: Природное наследие / гл.ред.Р.Ф.Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2009. – 698 с. Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 384 с. Чернова Н.М. Основы экологии: учеб для 9 кл. – М.:Просвещение, 1995. – 240с.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; учить бережно относиться ко всем компонентам природы.

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе, установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека, обучения анализу материала, формулировке выводов.

Развивающая : способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности, развитию речи, мышления, обогащению словарного запаса.

Воспитательная : содействовать воспитанию гуманной, творческой личности, бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности, обнаруживать связи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать из для необходимости бережного отношения к природе, высказывать свое мнение, работать в группе.

Оборудование: запись песни А. Пахмутовой “Раненая птица”, Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др., запись песни В. Шаинского “Не дразните собак”, презентация PowerPoint.

Эпиграф на доске:

Земля должна быть достойна человека,
и для того, чтоб она была вполне
достойна его, человек должен устраивать
землю так же заботливо, как он привык
устраивать свое жилье, свой дом.
А. М. Горький

Ход занятия

(Обучающиеся заранее рассажены по группам)

I. Актуализация знаний. 3 мин.

Прослушивание песни А. Пахмутовой “Раненая птица”.

Как вы думаете, ребята, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Сегодня мы постараемся ответить на поставленные вопросы и еще раз убедимся в красоте родной природы.

II. Экологические проблемы. 2 мин.

Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Михаил Пришвин сказал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину”.

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Это наблюдается и в нашей Московской области, т. к. она освоена человеком ещё с давних исторических времён. Для неё характерны высокая плотность населения, огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Всё это оказало и продолжает оказывать неблагоприятное влияние на окружающую среду, на её экологию.

II. Экология Московской области.

1. Состояние окружающей среды. 1 мин.

Вспомните, что такое экология?

Как человек влияет на экологию окружающей среды? Каковы последствия этого влияния?

Докажите свою мысль, используя примеры.

2. Работа в группах. 10 мин.

Прочитайте приведенные примеры и предложите выход из создавшейся ситуации.

Постарайтесь предложить какие-то способы улучшения состояния экологии Москвы и Московской области.

Сравните свои предложения по восстановлению окружающей среды и то, что делают взрослые.

(Каждая группа получает свои тексты:

1 группа: состояние воздуха;

2 группа: состояние почвы;

3 группа: состояние водоемов;

4 группа: состояние растительного мира;

5 группа: состояние растительного мира).

Состояние воздуха (1 группа)

В области интенсивно идёт добыча полезных ископаемых, количество которых катастрофически уменьшается. При добыче полезных ископаемых, которая в нашем регионе производится преимущественно открытым способом, разрушаются почвы, остаются открытые карьеры, горы отходов. Отходы нередко сосоставляют четвёртую часть добытых полезных ископаемых. Впоследствии карьеры либо заполняются водой, либо становятся местом свалок. В процессе добычи полезных ископаемых в воздух поднимается огромное количество пыли.

В Московской области и в Москве большое развитие получило производство строительных материалов. Эта промышленность сильно засоряет водоёмы и воздух. Но особый вред окружающей среде наносит производство цемента: от мельчайшей пыли вокруг предприятия гибнут растения и мелкие животные, ухудшаются почвы, страдают заболеваниями органов дыхания люди и животные. Крупные цементные заводы работают в Воскресенске, Подольске, Коломне. Большое количество пыли, отходов, особенно боя, дают стекольные, фарфоровые и керамические заводы.

Машиностроение и текстильная промышленность загрязняют воздух не только пылью, но и веществами с различными запахами.

Особый вред окружающей среде наносят тепловые электростанции и теплоцентрали. Сжигая топливо, они выбрасывают в воздух огромное количество твёрдых частиц, водяного пара, запахов. Несгораемая часть топлива образует много отходов, засоряющих окружающую среду.

Загрязняют воздух сельскохозяйственные предприятия. Огромные пространства вокруг птицефабрик, свиноферм, ферм крупного рогатого скота пронизаны специфическим запахом, отрицательно влияющим на здоровье человека.

Воздух Москвы и области особенно страдает от выхлопных газов транспорта, количество которого в последнее время стремительно увеличивается. Выхлопные газы распространяются вдоль дорог на расстоянии 30 метров, а если нет растений, то они могут распространяться и до 400 метров. Эти газы оказывают вредное влияние на дыхательные пути, сердечную деятельность, зрение, на работу головного мозга человека. Источником загрязнения воздуха являются и стирающиеся резиновые шины. Каждые четыре шины легкового автомобиля за время износа выбрасывают в воздух около 14 килограммов резиновой пыли, а грузового - около 92 килограммов.

На чистоте воздуха сказывается наличие бытовых и промышленных отходов. Вблизи свалок воздух пронизан запахами от гниющего мусора.

Состояние почвы (2 группа)

Претерпевают нежелательные изменения и почвы. Они разрушаются разнообразной техникой, процессом добычи полезных ископаемых. Пыль и различные вещества, выбрасываемые машинами и предприятиями в воздух, оседают на почву, вместе с водой проникают в неё, ухудшая её состав и свойства. Огромные площади заняты свалками. Установлено, что в год один человек даёт 280 килограммов твёрдых отходов. Каждый год под мусорные полигоны отводится до 12 гектаров земли. Эти территории не используются в сельскохозяйственном производстве долгие годы, так как некоторые виды мусора разрушаются очень медленно. Бумага разрушается в течение 2 лет, жестяные банки из-под консервов - 90, алюминиевые - 500, полиэтиленовой пленке надо для этого 200 лет, стекло - почти вечный материал, так как разрушится только через 1000 лет.

Кроме того, в почвах, заваленных отходами, идут нежелательные изменения.

Вырубка лесов, распашка земель усилили разрушительное действие на почву воды и ветра. Это привело к смыву почв и образованию оврагов. При сильных ветрах верхние слои почвы выдуваются.

Состояние водоёмов (3 группа)

Москва и Московская область богаты разнообразными водоёмами. Они обеспечивают водой бытовые нужды населения, промышленное и сельскохозяйственное производства. На это расходуется большое количество воды, следствием чего является истощение запасов воды в нашем крае. Кроме того, потребители являются сильными загрязнителями воды. Сильно загрязняют воду стекольные, текстильные, химические предприятия, предприятия по производству строительных материалов. На территории Московской области насчитывается примерно 200 предприятий - загрязнителей водоёмов.

Другим источником загрязнения вод является сельское хозяйство. В Подмосковье примерно 2000 животноводческих комплексов и птицеферм, отходы которых попадают в водоёмы. На поля вносится большое количество удобрений, часть которых также уходит в водоёмы. В водоёмы поступают канализационные стоки, грязная вода из жилых помещений после стирки, мытья продуктов питания, помещений и т. д. Эти же источники являются и загрязнителями подземных вод. Зонами наибольшего загрязнения воды являются Москва и города Мытищи, Люберцы, Воскресенск, Кашира, Серпухов и др. Они сбрасывают огромное количество загрязнённой воды. Так, в Москве количество сточных вод за 1 час составляет свыше 83 000 кубических метров. В результате река Москва загрязнена так, что в пределах г. Москвы и к востоку от неё воду из реки нельзя использовать в водоснабжении. В ней опасно купаться. Сильно загрязнены Яуза, Ока, Клязьма. Меньше всего загрязнены водоёмы на западе и севере нашей области.

Поверхность Московской области равнинная и сильно заболочена. Течение воды в водоёмах очень медленное. Поэтому на дне водоёмов откладывается много ила, а также мусора, который мы, не задумываясь, сбрасываем в водоёмы. Это тоже ухудшило экологическое состояние водоёмов. Кроме того, в сочетании с вырубкой лесов это привело к обмелению многих рек. Так, в начале XX века река Москва обмелела настолько, что летом её можно было перейти вброд. Погибали Яуза и другие реки Москвы и Подмосковья. Положение было спасено строительством канала имени Москвы.

В пределах г. Москвы свыше 500 прудов, и многие из них не отличаются чистотой. Поэтому ежегодно с наступлением лета проводится тщательная проверка состояния воды в этих водоёмах, а населению даются рекомендации о возможности их использования для водоснабжения и купания. Воду из родников также следует использовать, только убедившись, что вода в них чистая.

Состояние растительного мира (4 группа)

Когда-то территория Московской области была покрыта густыми лесами, которые чередовались с лугами, а на севере и востоке - с обширными болотами. К настоящему времени все эти леса практически вырублены, преобладают леса вторичные, то есть выросшие на месте вырубок. Нетронутые леса сохранились лишь на востоке области - Черустинский лес, на юге в районе Приокско-Террасного заповедника, на севере в верховьях реки Дубны и небольшими участками в других местах.

Сильно изменены болота. Осушение болот, добыча на них торфа отрицательно влияют и на сами болота, и на природу в целом. Высохли многие ручьи и реки, снизился уровень воды в некоторых озёрах. Пожары на сухих торфяниках - настоящее бедствие для Подмосковья: выгорают огромные площади болот и лесов. Причиной пожаров могут быть молнии, но чаще всего пожары возникают по халатности людей: непотушенный костёр, непогашенная спичка, брошенные бутылки и осколки стекла. Стекло как бы собирает, фокусирует солнечные лучи, сильно повышается температура, и сухие трава, торф воспламеняются. Установлено, что из 100 пожаров 97 происходит по вине людей.

Изменился и состав растительного и животного мира. Многие растения, которые пока не занесены в Красную книгу, на территории Московской области стали редкими. Небольшую их часть ты видишь на рисунке на странице 97. В радиусе 100 километров от Москвы практически не встретить белую кувшинку, рогоз, купальницу, можжевельник. Основные причины уменьшения количества, а нередко и исчезновения растений - неблагоприятная экология воздуха, воды, почвы и сборы растений для букетов.

Одновременно значительно увеличилось количество сорняков. В последние годы в Подмосковье сильно размножился борщевик - растение не просто ядовитое, а опасное для жизни. Простое прикосновение к нему может вызвать сильный, долго не заживающий ожог.

Состояние животного мира (5 группа)

Вырубка лесов и хозяйственная деятельность человека не могли не отразиться и на составе животного мира. Сильно пострадали крупные лесные звери. Редкими в наших лесах стали рыси, бурые медведи, косули, северный и благородный олени, а на водоёмах - бобры.

Несколько раз на территории области исчезали лоси. Так, это произошло в XVIII веке. В XIX веке лоси вновь появились в наших лесах, но в начале 20-х годов XX века они вновь были истреблены.

Сократилось количество лесных птиц. Во время войны на озере Киёво совершенно исчезли московские чайки. Местное население в больших количествах собирало их яйца, чем и нанесло ущерб численности этих птиц.

Вместе с тем превращение лесных площадей в сельскохозяйственные угодья привлекло сюда новые виды животных, увеличило количество ранее малочисленных видов, таких, как заяц- русак, мыши, крысы, хомяки; из птиц - жаворонки, серые куропатки и другие, появились и довольно сильно размножились насекомые-вредители растений. Например, колорадский жук не является коренным жителем Подмосковья. Сейчас он - настоящее бедствие для картофелеводов. Быстро увеличивается численность медведок. В городах с большим количеством пищевых отходов сильно размножились крысы. На свалках находят пищу вороны, воробьи, чайки, голуби и другие птицы. Их число быстро увеличивается. При этом рост числа ворон и голубей нежелателен, так как они являются разносчиками некоторых опасных болезней.

В городах, в том числе и в Москве, очень много уже одичавших собак и кошек. Они становятся опасными, так как тоже могут стать источником болезней, например бешенства, гепатита.

3. Обобщение. 5 мин.

Что в тексте для вас оказалось новым?

Что вы можете добавить к написанному?

Какие предложения по восстановлению окружающей среды вы можете предложить? (Высказывания каждой группы)

Вы узнали, что состояние окружающей природы вызывает тревогу. Это угрожает нашей жизни! Надо что-то делать. И действительно, многое делается.

Сильно разрушает поверхность земли и почву добыча полезных ископаемых. На нарушенных участках земли проводят рекультивацию.

(Слайд № 2)

В некоторых местах карьеры заполняются водой, и здесь создаются зоны отдыха. (Слайд №3)

В других местах котлованы сначала засыпают, затем покрывают землёй и используют под посевы и посадки.

(Слайд №4)

Для уничтожения мусора сейчас применяется более экологически чистый способ: строят мусороперерабатывающие заводы.

(Слайды № 5, №6)

Ведётся борьба с оврагами. (Слайд №7)

Для сохранения чистоты воздуха на трубах заводов устанавливаются дымо- и пылеулавливатели. (Слайд №8)

Большое внимание уделяется уменьшению загрязнения воздуха выхлопными газами транспорта. Специальные службы тщательно проверяют состояние двигателей машин. (Слайд № 9)

Огромную роль в сохранении чистоты воздуха играют зелёные насаждения. В нашей школе обучающиеся ухаживают за питомником сосны, подросшие деревца будут посажены в Кривандинском сельском поселении. (Слайд №10).

Заводам и жилищным хозяйствам запрещено спускать в водоёмы воду без очистки. Все сточные воды поступают в канализационную сеть, а затем на очистные сооружения. В городах и многих посёлках Подмосковья действуют подобные очистные станции. (Слайд №11)

Периодически проводится очистка водоёмов, особенно рек, от мусора и илистых отложений. (Слайд №12)

Выяснены растения и животные, которые сильно пострадали от деятельности человека, составлен список таких объектов. Восстановлено большое количество лесов. Молодые и уже достаточно зрелые посадки можно встретить по всей области. (Слайд №13).

В лесах появились природоохранные знаки. Особое внимание уделяется лесам и торфяникам в периоды пожарной опасности. (Слайды №14, №15)

Практически прекращена добыча торфа, что позволит сохранить ещё нетронутые болота. Ставится вопрос о восстановлении нарушенных болот. От возникновения торфяных пожаров в Туголесском Боре отработанные торфяные поля залили водой. (Слайд №16)

Для охраны растений и животных Подмосковья создаются заповедник, задача которых охрана и изучение всех живущих на территории заповедника растений и животных, их разведение. (Слайды №17, № 18, №19)

Ребята, ведется большая работа по сохранению природы, но наша с вами помощь природе необходима.

(Слайд №19)

IV. Экологические правила.

– Как мы с вами можем помочь природе? Давайте составим правила “Помощь природе”.

Учащиеся в группах обсуждают правила и оформляют их на листе бумаги (А3).

(Примерные правила, которые могут составить ребята).

Памятка-правила “Помощь природе”

1. Не разоряй муравейников.

2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.

4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

5. Не засоряй мусором водоемы.

6. Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.

7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.

9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

Ребята, давайте на следующем классном часе познакомим с этими правилами наших первоклассников.

VI. Экологическая викторина “Вопросы Лесовика”.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Он владелец лесов, знает, кто в них живет.
Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки. (Лесовик.)

В класс входит Лесовик.

1. Что такое “замор” рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)

2. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)

3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)

5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)

6. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)

7. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу?

8. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)

9. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)

10. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)

12. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

13. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)

14. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)

Лесовик. Молодцы, ребята!

VII. Итог занятия.

Природа удивительный мир. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Учащиеся исполняют песню “Не дразните собак”.

Используемая литература:

1. З.А. Клепинина Учебное пособие "Край Московский: мир природы" Москва, издательство "Ювента", 2004 г.

2. Воспитание в школе "Классные часы в начальной школе", издательство "Учитель", 2000 г.

3. Интернет-ресурсы. Поисковая система Yandex (картинки).

Классный час на экологическую тему «Судьба планеты в наших руках!» для старшеклассников.

Сценарий классного часа на тему «Судьба планеты в наших руках!»


Биткова Людмила Васильевна, учитель математики первой категории, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесная средняя общеобразовательная школа», посёлок Лесной Зубово – Полянского района Республики Мордовия.
Описание материала: Классный час разработан для учащихся старших классов. Мероприятие актуально в настоящее время, так как каждый человек, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы, учителям географии. Классный час с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.
Возрастная категория участников: учащиеся 10 класса.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: тематический классный час.
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.
Задачи:
- познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
- способствовать воспитанию любви к родной природе;
- пополнение знаний учащихся по экологии.
Предварительная подготовка:
-проведение в классе конкурса рисунков на тему «Планета заболела»;
-подбор материала к классному часу,
-подготовка учащимися кратких сообщений об одной из экологических проблем;
- подбор стихотворений, музыки;
- распределение материала между учащимися;
- составление презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся, сигнальные карточки, картинки с изображением природы,
Оформление класса: на доске выставка рисунков учащихся; прикрепить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи; на доске записать тему и эпиграф к классному часу.
Ресурсы: Компьютерная презентация.

План классного часа.

I. Организационный момент
1.Вступительное слово классного руководителя.
II.Основная часть
1.Выступление учащихся.
2.Экология леса и здоровье человека.
3.Животные и растения в опасности.
4.Свалки - гигантские «гнойники» на теле Земли.
5.Вода – начало всех начал.
6. Конкурс « знатоки – экологи».
III Заключительная часть
IVПодведение классного часа (рефлексия)

Ход мероприятия.

I. Организационный момент

(звучит музыка Ю. Антонова «Колокол тревоги»)
Вступительное слово классного руководителя: (Слайд 1)
Ребята! Сегодня у нас классный час, посвящён экологии. Экология… Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? (Ответы детей) «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура.
Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтёках, выбиты стёкла, сломаны двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса. Мутные отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.
Мы живем странно, неправильно. Охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям.
Набатным колоколом звучит слово «экология» на данный момент. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса. Меня, как и весь народ, волнует этот вопрос. Посмотрите на рисунки (выставка рисунков) и вы увидите страшную картину нашей планеты. Нам нужна такая планета? (Слайд 2)


«Экологическая бомба» для человечества так опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Александр Твардовский одним из первых обратил внимание на взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде. Он писал: Ибо в природе шагу не ступить, Чтоб тот час, так ли сяк, Ей чем - нибудь не заплатить, За этот самый шаг…
Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш классный час «Судьба планеты в наших руках!» . (Слайд 3) Эпиграфом классного часа я взяла слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету».
Послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Стон Земли».

II.Основная часть

Ученик: (Слайд 4)
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!
Ученик: Экология леса и здоровье человека. (Слайд 5)
Экологическая катастрофа – это словосочетание знакомо сейчас всем. Перед человечеством стоит много нерешённых проблем, но одна из главных экология и здоровье. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. «Возвращается» ей не менее 20 миллиардов тон твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Зелёное одеяние земли ежегодно сокращается на 1%. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха, всё больше городов в завесах смога. Почему исчезают леса? Бедность и жадность – движущая сила всего этого. Демографический бум и потребность в сельскохозяйственных землях. Площадь пустынь каждые 10 лет увеличивается на 600 тысяч километров квадратных. И, как следствие, разворачивается генетическое загрязнение планеты, возникают «болезни цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно - психических заболеваний, злокачественных опухолей. Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.


Ученик: (Слайд 6)
Моя планета человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: « Больше не могу!»…(Слайд 7)


Учитель: Многие серьёзные специалисты в тревоге. Они указывают на распространившиеся повсюду « опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, трупы рыб в отравленных реках, завесу смога над городами, птицы в мазуте (слайд 8)


Ученик: Словно гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. (Слайд 9)

Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов:
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик - до 5 лет.
Консервная банка - 10 лет.
Шерстяной носок - 1 год.
Деревянная палка - 4 года.
Деревянная окрашенная доска - 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки - никогда.

«Шрамы» на Земле – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. «Спаси!!!» - просит природа. «Помоги!!! » - умоляет она.
Ученик: Вода – начало всех начал.
Ежедневно человек расходует 150 литров воды. Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2 процента, причем 3/4 из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Все чаще можно слышать о нависшем над человеком питьевом голоде. На привозной воде существует целое государство Алжир. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Нехватка воды ощущается в Греции, где она ценится дороже вина.
Реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря и океаны! Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Затуманились «глаза Земли» - озёра, моря, океаны.
Ученик: (слайд 10) Средиземное море. Океанографы предсказывают, что эта закрытая акватория без приливов и отливов уже 20 лет может превратиться в большой мёртвый водоём! Неужели это мрачное пророчество – верный прогноз?
Ученик: (слайд 11) В предынфарктном состоянии сегодня Чёрное, Азовское моря, которые уже охватил обширный инфаркт. Критические точки там, куда впадают Дунай, Дон, содержащие в своих водах всю таблицу Менделеева и особенно много ртути.


Ученик: Северное море. (Слайд 12) Принц Чарльз, наследник английского престола, назвал его большой клоакой, заявив, что, пока мы будем ждать диагноз врачей, пациент может умереть. А вот диагноз, поставленный учёными – экологами Балтийскому морю. «Балтика похожа сегодня на непомерно тучного страдающего отдышкой человека». Главные враги Балтики – городские и промышленные сбросы: фосфор и азот, попадающие с городскими стоками, вызывают бурный рост водорослей, поглощающих кислород.
Ученик: (слайд13) Буквально задыхается сегодня от сточных вод и чистейшее когда-то Ладожское озеро. Несколько лет назад вся Ладога зацвела! Сине - зелёные водоросли захватили даже центр озера, чего не было никогда.


Ученик: (слайд 14)
Очаг экологического бедствия – Аральское море , «испарившееся» на глазах одного поколения. Когда – то богатое рыбой. Оно ныне на огромных пространствах представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли. Уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии. Как будто бы про Аральское море Федерико Гарсиа Лорка написал: «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня – осталась».


Ученик: Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становятся непригодным для жизни. Такая ситуация в Тюменской области, где добывают нефть. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух. К третьему тысячелетию наступил кризис в отношениях между человеком и природой. Мы живём, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомба замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. «Человек рубит сук, на котором он сидит».
Ученик:
Ты человек, ты только часть природы!
В ответе за планету ты всегда.
Так почему же ты, пусть даже ради пользы,
Приносишь ей так много горя и вреда!
Ученик: (Стихи Р. Рождественского)
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице, летящей во тьму.
Вместе со всею своею немыслимой мощью
Не навреди ненароком себе самому…
Не обольщайся цифирью немедленных Выгод,
реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть,
Лучше остынь и подумай. Не навреди…
Конкурс « знатоков – экологов». (Слайд 15 -16)
Классный руководитель: «Знание – сила» – справедливо утверждает пословица. Сегодня мы убедимся в этом на конкурсе «знатоков – экологов» (У учащихся сигнальные карточки 1, 2, 3).
Тест:
1.Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:
1)пластмасса, 2) стекло, 3) металл.
2.Чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
1) компостировать, 2) сжечь при специальных условиях ,3) переплавить.
3. Вредные выбросы оказывают влияние:
1) только на те регионы, где появилось загрязнение, 2) на близлежащие регионы, 3) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
4. Самая страшная «добавка» к воде:
1) бытовой мусор, 2) пестициды, 3) минеральные удобрения.
5. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1) газы, 2) жидкости, 3) твердые вещества.
6. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей ёмкость. Как вы поступите:
1) выльете свои реактивы туда же, куда и он, 2) объясните ему, почему этого не следует делать, 3) расскажите о его действиях учителю.
7. Человек разбил градусник. Как ему поступить:
1) выбросить остатки градусника в окно, чтобы их не увидели родственники, 2) вызвать представителей ДЕЗ, 3) оставить всё, как есть (убрав разбитое стекло градусника).
8. Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоёма, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
1) очистили берег, выбросив ведро в воду, 2) не обратили бы внимания, 3) отнесли ведро на близлежащую свалку или закопали его в землю.
9. Из-за превышения нормы азотных удобрений, внесённых в почву, у двух человек, работающих в поле, произошло отравление нитратами. Как и должен поступить работодатель:
1) запретить использование минеральных удобрений на полях, 2)посчитать происшествие случайностью, 3) сократить количество вносимых в почву нитратных удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами.
10. В какую почву лучше всего вносить фосфорные удобрения:
1) щелочную,2) кислую, 3) нейтральную.
Классный руководитель:
Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом. Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Ученик:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Чёрные сотрёшь ли, человек?
Ученик:
Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести,
На многое смотрели и… не видели.
Мы думали тогда: так было надо.
Мы рьяно жгли, сушили и рубили.
И, вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля на гниль и пыль сменили.
Ученик: Настало время каждому осознать, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Человек должен понять: всё живое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, всё для нее любимые дети: и человек, и тоненькая гусеница, и крошечная божья коровка. Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой- либо ниточки несущественно. Заблуждение! «Ткань» становится менее прочной и менее яркой, и возвратить потерянное невозможно.
Ученик:
Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная созидательная помощь озеленять, очищать, отмывать, спасать. Беречь и приумножать богатства нашей родной Земли - долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, будет ли плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба. (Слайд17)
Ученик:
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь. (И. Ландо)

III Заключительная часть

Классный руководитель:
- Какие признаки грозной беды являются для планеты?
1.Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.

-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)
-Какие меры по защите планеты вы считаете необходимо применять?
1.Пресечение браконьерской деятельности;
2.Разумное освоение и использование территорий;
3.Охрана редких и исчезающих видов животных и растений;
4.Уменьшение загрязнения окружающей среды.

- А, что вы делаете, чтобы сохранить нашу планету?
Ученик: В нашей школе организовано лесничество. Мы убираем мусор в посёлке, в лесу, по берегу реки Вад.
Огораживаем муравейники.

Делаем скворечники и развешиваем их на деревьях.


Ученик: Ухаживаем за родником.


Ученик: Не рубим деревья, а наоборот сажаем. Ходим на посадку деревьев в лесничество.
Ученик: Не разводим костры в лесу. А если разжигаем, то затем гасим костер, применяя все правила предосторожности, чтобы не возник пожар. В жаркие летние дни следим, чтобы не было возгораний.


Ученик: Бросаем мусор только в контейнеры. Мы должны помнить, что для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия.
Ученик: (слайд 18) Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждой в отдельности! Земля с её биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня! Мир спасёт надежда, она остаётся жить в каждом человеческом сердце.
Ученик:
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость, вдохновенье и заботы,
Древнего родства живые свойства.
Дерево надежды, беспокойства.
Откровения земли и неба.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради.
Это слово из моей тетради.
Всё дарю! И все от вас приемлю,
Только берегите эту Землю!


Ученик:
Всё имеется у вас
На потом и на сейчас
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег.
И я, Земля, одна на всех.
Всё отдать я вам бы рада,
Но обижать меня не надо!
И останусь я тогда
Вся для вас и навсегда.

Подведение классного часа: (рефлексия)

Классный руководитель: Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами классного часа?
Ответы: Тревога. Ощущение опасности. Вера в разум и совесть человека. Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу.
Классный руководитель: Экология! Экологическая катастрофа. Это слово, словосочетание мы слышим часто по телевизору. Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей». И я призываю вас, относитесь к природе сознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению. Планета заболела! Мы должны её вылечить!
Помните: (Слайд 19)
Земля - единственная планета,
На которой возможна жизнь!
Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!
Звучит песня «Звёздная страна».

Презентация на тему: Судьба планеты в наших руках

Сегодня мы постоянно слышим и читаем об экологии, так как от ее состояния зависит, будет ли существовать человечество. Экология, изучая взаимосвязь живых существ в мире, может нам подсказать, как эффективно использовать и сберегать наши ресурсы.

На протяжении многих веков неблагоприятные факторы влияния окружающей среды на человека связывались с природными катастрофами (землетрясения, лесные пожары, наводнения) или с эпидемиями. Со многими из этих факторов человечество научилось успешно бороться, например, с инфекционными заболеваниями (оспа, холера, чума и т.д.).

В связи с приростом населения и модернизацией хозяйства все большее значение для человечества приобретают так называемые антропогенные факторы, связанные с его деятельностью. Начиная со второй половины 20-го века, в эпоху индустриализации, человечество не задумывалось о проблемах окружающей среды. Создание огромного количества металлургических, машиностроительных, химических и других производств позволили войти в эпоху резкого роста потребления, что неизбежно привело к отравлениям и загрязнениям пресных вод, Мирового океана, атмосферы, нарушению зеленого покрова Земли, уничтожению плодородного слоя почвы, истреблению животных и птиц. В результате мир оказался в тисках так называемого экологического кризиса.

Многие ученые считают, что проблема охраны окружающей среды возникла не в результате роста населения или роста производства, а как следствие изменений, произошедших в характере сельскохозяйственного и промышленного производств. Натуральные ткани (хлопок, шерсть) заменяются синтетическими, дерево и сталь вытесняются пластмассами, мыло – детергентами. В сельскохозяйственном производстве ограниченные возможности почвы компенсируют удобрениями. В каждом из этих случаев новая технология требует меньше затрат труда, она экономически выгодна, но наносит урон окружающей среде.

Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно-технический прогресс, недаром наше время называют веком полимеров. Огромное количество и разновидности производимых в настоящее время синтетических полимеров, в отличие от природных, не имеют разлагающих их ферментов и в этом смысле синтетические составы биологически не уничтожаемы. То же самое можно сказать о любых синтетических материалах, которые после употребления сжигают, тем самым, к сожалению, также увеличивается загрязнение воздуха.

В 21-м веке на планете ежегодно добывается и сжигается несколько миллиардов тонн топлива, на что тратится кислорода в тысячи раз больше, чем на дыхание всего человечества. Растущее население Земли потребляет кислород главным образом не столько для своего дыхания, сколько в результате быстрого развития промышленности и транспорта. Специалисты подсчитали, что автомобиль за 1000 км пути тратит столько же кислорода, сколько нужно одному человеку в течение года. В выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся окись углерода, окислы азота, углеводорода, альдегиды, сажа, бензопирен и соединения свинца. Так, один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4-х тонн кислорода, выбрасывая около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных соединений углеводорода. Именно в развитии автотранспорта и связанного с ним загрязнения воздуха выхлопными газами многие ученые видят главную причину увеличения смертности от рака легких.

Из повседневной жизни мы знаем, что без воды совершенно невозможна ни одна из известных форм жизни. Организм человека на 80% состоит из воды, для поддержания своей жизни он должен получать около 3-х литров воды в сутки – в виде напитков и вместе с пищей. На протяжении всей жизни человек ежедневно с утра до ночи имеет дело с водой – пользуется ею для приготовления еды, для питья и просто умывается. Подсчитано, что современный крупный город потребляет 300-600 л воды в сутки на человека. В результате быстрого роста населения земного шара и бурного развития промышленности проблема снабжения человечества чистой пресной водой стала сегодня чуть ли не мировой проблемой номер один.

2017 год Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина объявлен годом экологии. В конце декабря 2016 года в своем выступлении он говорил о мерах, предпринимаемых государством по охране окружающей среды. Особое внимание было уделено эффективному внедрению безотходных технологий, работающих в режиме закрытых циклов, т.е. когда отходы не выбрасываются в атмосферу или водные бассейны, а используются повторно.

Значение охраны окружающей среды в Чеченской республике очень велико. Две военные кампании довели нашу республику к началу 21-го века до экологической катастрофы. Вся биосфера была разрушена. К 1999 году в республике постепенно угасла промышленная нефтепереработка, вместо которой широко распространилась нелегальная переработка на кустарных прямогонных установках. Они производили некондиционный бензин, тем самым нанося большой вред окружающей среде, здоровью человека, а также технике, использующей такое моторное топливо.

Города и села были разрушены, вся инфраструктура уничтожена, водные артерии серьезно загрязнены. Одним словом, экологическая обстановка в нашей республике была в печальном состоянии, но, как показало время, в каждой трудной ситуации есть свой спаситель. Первый Президент Чеченской республики Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров (Дала г1азот къобал дойла цуьнан) заложил начало восстановлению экологической системы в нашей республике. Продолжая путь отца, нынешний Глава Чеченской республики Рамзан Ахматович Кадыров с первых же шагов на посту руководителя региона озаботился проблемами окружающей среды. Он способствовал принятию «Закона об охране окружающей среды в Чеченской республике », который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Благодаря Рамзану Ахматовичу, созданы и создаются заповедники, микрозаповедники, природные памятники, плантации лекарственных растений, национальные парки, зоны отдыха, очистные сооружения сточных вод. В различных районах республики созданы особо охраняемые территории, заказники, ботанические сады, зоопарки, предназначенные для сохранения флоры и фауны.

В Парламенте республики был решен вопрос о создании школьных ученических бригад по выращиванию овощей, фруктов и т.д., что способствует получению экологически чистых продуктов питания и закладывает основы экологического воспитания подрастающего поколения.

Особо важно отметить, что руководство региона эффективно контролирует соблюдение экологических норм при производстве продовольственных товаров. Свидетельством этому – демонстрация продуктов питания и сельхозпродуктов нашей республики на ежегодных выставках ВДНХ в г.Москве, где они неоднократно удостаивались призовых мест.

В год экологии в нашей республике были запланированы и выполнены новые проекты «Наш двор », «Местный дом культуры », «Парки малых городов ». В план развития 500 дворовых площадок Грозного в рамках проекта «Наш двор » вошло озеленение дворовых территорий.

Под руководством Рамзана Ахматовича сделано очень многое в области экологии не только в этом году, но и за последние 12 лет. Часто проводятся субботники по очистке вод и берегов водоемов, озеленению парков и улиц. Жители республики, в свою очередь, активно участвуют во всех мероприятиях, связанных с улучшением окружающей среды.

Каждый человек должен ясно представлять, что сохранение, защита и умножение природных богатств, охрана биосферы на благо будущих поколений является общей задачей, священным долгом каждого из нас. Мы не должны, как говорил Жак-Ив Кусто, угрожать природе, а, наоборот, помогать ей, тогда мы будем иметь чистый воздух, чистую воду и экологически чистые продукты питания.

Заботясь о чистоте окружающей среды, мы с вами, с помощью Всевышнего, будем иметь самый экологически благополучный регион в России, богатый долгожителями, как и в былые времена.

Да поможет нам Аллах!

Али ИСРАИЛОВ

В целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 года №1283-р, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.08.2017г.
22.09.2017 Росприроднадзор С. ОСЕТИЯ. В Северной Осетии оценили доступность финансовых услуг в регионе.
23.07.2019 ИА Чеченинфо ЧЕЧНЯ. Очередная экологическая акция в рамках реализации федерального партийного проекта «Чистая страна» прошла в Заводском районе Грозного.
23.07.2019 ИА Чеченинфо