Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость. Сочинение на тему: Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети Женские персонажи отцы и дети

Тургеневские произведения занимают особое место в русской литературе. Они считаются невероятно лиричными и поэтичными, возможно благодаря мастерски созданным женским образам. В этих образах автор рисовал некий идеал, обладающий не только внешней, но и внутренней красотой. Особенно интересна галерея образов в романе «Отцы и дети». В нём автор показал несколько противоположных персонажей. Например, простая крестьянская девушка Фенечка и эмансипированная городская особа Евдоксия , или великосветская дама Одинцова , неспособная на любовь и её сестра Катерина – натура естественная и простая.

Из всех героинь особенно красочно и с любовью описана Фенечка. Она ассоциируется с чем-то белым, мягким и воздушным, ведь в ней столько естественности и теплоты. Фенечка простая крестьянская девушка, живущая у Николая Петровича и родившая ему сына Митю. Она появляется в романе не сразу, так как стесняется своего двойственного положения. Несмотря на то, что Николай Петрович приютил её у себя и признал ребенка, он ведет себя так, что Фенечка чувствует себя немного скованно и справляется с этим положением лишь благодаря своей природной естественности. Когда она все же появилась перед гостями, она вела себя стеснено, но при этом чувствовалось, что она имела право прийти. Отношение автора в этой героине более чем положительное. Он не только сочувствует ей как сироте, но и любуется ею, говоря, что нет на свете ничего пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках. Хорошо относится к Фенечке даже Базаров . Несмотря на свою угрюмость, с ней он всегда рад общаться.

Полной противоположностью Фенечке показана городская дама, особа эмансипированная Авдотья Никитишна Кукшина. Она также называет себя Евдоксией. Этот персонаж в романе скорее карикатурный, но вовсе не случайный. По всей видимости в середине XIX века появлялось все больше эмансипированных женщин, которые не вызывали у автора симпатию. Эту неприязнь он показал через описание Кукшиной. Мало того, что она была непривлекательная внешне, её также отличали неопрятность, скудоумие и развязность. Увидев её, Базаров лишь поморщился, а услышав околесицу, которую она несла, сделал вывод, что она соответствует её внешности. Однако был одна польза от общения с ней. Именно от Кукшиной Базаров впервые услышал про Одинцову, которой впоследствии сильно увлекся.

Анна Сергеевна Одинцова появляется в романе на балу у губернатора. Будучи фигурой неординарной и отличной от других женщин, она произвела неизгладимое впечатление на Базарова и Аркадия Кирсанова. Каждый штрих в портрете этой женщины указывал на то, что она была дамой из высшего общества с соответствующими манерами: едва заметная улыбка, спокойный взгляд, достойная осанка. Когда молодые люди по её приглашению приехали погостить, они увидели, как размеренна и однообразна её жизнь. Одинцова рано овдовела, унаследовав богатое наследство супруга. Несмотря на то, что она могла позволить себе многое, она предпочитала не нарушать своего безмятежного существования. В её жизни не было мест сильным чувствам, тем более любви.

В противовес ей, её младшая сестра Катя предстает девушкой простой и лишенной высокомерности. Если сначала складывается ощущение, что она находится в тени сестры и полностью под её влиянием, позже это мнение рассеивается. У Катерины есть внутренняя сила характера и индивидуальность. Возможно, именно это привлекает в ней молодого Кирсанова. Поддавшись вначале чарам Анны Сергеевны, впоследствии он выбирает Катю, так как она более близка к природе, естественная и способна любить.

Нельзя представить себе историю русской литературы без имени Ивана Сергеевича Тургенева. Его литературное наследие довольно обширно: Тургенев писал стихи, прозу, драмы. Талант писателя проявился ярче всего в его крупных произведениях – романах и повестях. Именно в них художник всесторонне отразил особенности своего времени, духовный облик современников. Огромная заслуга Тургенева состоит еще и в том, что в своем творчестве он затрагивал общечеловеческие и философские проблемы, волновавшие людей во все времена.
Одной из основополагающих тем творчества Тургенева является тема любви. Важно заметить, что автор часто устраивает своим героям испытание любовью. И это не случайно, ибо через такое же испытание прошел сам Тургенев.
Еще в 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева. Он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. Нельзя без волнения читать строки из письма Тургенева Виардо: «В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною».
Как можно увидеть из всего вышесказанного, Тургенев с большим уважением и трепетом относился к своей возлюбленной и к женщинам в целом. В каждом своем произведении автор отводил особое место женским образам, подчас делая их главными в раскрытии основной темы. Не стал исключением и роман «Отцы и дети». Все произведение насыщено женскими образами, каждый из которых интересен, самобытен и несет свой особый символический смысл.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - многостороннее и очень глубокое произведение. Оно рассматривает множество проблем, от общественно-политических до глубоко личных вопросов любви и дружбы.
Тема любви является одной из главных тем этого произведения. В связи с этим в романе выведено много женских образов. С их помощью автор не только раскрывает многие проблемы, но и высказывает свое отношение к проблемам предназначения женщины, высказывает свою точку зрения на женский характер, женскую судьбу.
В романе выведены женщины разных поколений. К «старшим» относятся мать Базарова Арина Власьевна, мать Аркадия – Маша, бабушка Аркадия – Агафоклея Кузьминишна, тетушка Анны Сергеевны и Кати. Все эти героини, за исключением старой и, по-моему, уже выжившей из ума, тетушки, персонажи положительные. Они, несмотря на разницу характеров, с честью выполняли свой женский долг, следовали своему женскому предназначению. У этих героинь были крепкие семьи, любящие мужья и любимые дети. Недаром у них выросли достойные, хорошие дети: братья Кирсановы, и Базаров, и Аркадий.
К молодому поколению в «Отцах и детях» относятся Катя, Фенечка, Кукшина. Судьбы этих женщин различны. Если Фенечка довольна своей судьбой, то насчет Кати уже возникают сомнения: она стремится к другой жизни, интересной и деятельной, но выбирает довольно посредственного Аркадия. Что ждет ее впереди? Нам остается лишь догадываться.
Авдотья Никитишна Кукшина – образ и смешной, и драматический. Это глубоко несчастная женщина, не сумевшая найти своего женского счастья. Она пытается превратиться в эмансипированную, независимую даму. Кукшина отвергает свою женскую природу, превращаясь в смешное и жалкое существо. Она все еще надеется устроить свою судьбу, мечтает о муже и детях. Но, на мой взгляд, это ей вряд ли удастся.
Особняком в романе стоят образы княгини Р. и Анны Сергеевны Одинцовой. Они во многом похожи и составляют параллель из старшего и младшего поколения. Эти героини спокойной семейной жизни предпочитают нечто другое. Княгиня Р. выбирает жизнь, полную страстей и волнений, Одинцова – полное отсутствие эмоций, но материальное благополучие. Обе героини несчастливы. Как мне кажется, причину этого автор видит в их отказе от семьи, любви к мужу, воспитании детей. Именно в этом, на мой взгляд, Тургенев видит предназначение женщины, ее святой долг и ее счастье.

Тургенев-художник по праву считается знатоком женской природы, поэтом женщин. «Что нам особенно нравится в Тургеневе, — это, так сказать экономия в красках: у него женский образ, большей частью, только набрасывается, редко отделывается; но, несмотря на это, в изображении читателя он всегда вырастает до истинно-художественной законченности», — писал Де-Пуле в 1915 году.

Эта законченность-воздушность свойственна почти всем героиням Тургенева. В романе «Отцы и дети» к этому свойству писателя добавляется его юмор, иронический взгляд на женщину, доходящий порой до язвительной сатиры.

Вот Фенечка, простодушная и непосредственная молодая женщина, «неблагородного происхождения», которую приблизил к себе Николай Петрович. Фенечка добра, наивна, бескорыстна. Однако она честна, открыта, религиозна, у нее свои понятия о порядочности. Она искренне и глубоко любит Николая Петровича, души не чает в маленьком Мите. Вот почему преследования Базарова и подозрения Павла Петровича в неверности глубоко оскорбляют ее. Для Фенечки самым главным в жизни является ее семья — в финале романа она становится женой Николая Петровича.

Другой женский образ в романе — Евдоксия Кукшина. Это молодая женщина, считающая себя сторонницей Базарова, «провинциальная нигилистка». Она необычайно начитанна, находится в курсе всех последних статей, идей, теорий, литературных произведений. В разговоре с Базаровым и Аркадием она упоминает имена Либиха, Жорж Санд, Эмерсона.

Однако все убеждения героини поверхностны. Она просто-напросто поддерживает имидж «передовой женщины», в действительности таковой не являясь. И Тургенев намекает на это в описании интерьера гостиной Кукшиной: «Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос».

Поэтому в описании Кукшиной звучит откровенная авторская сатира, все поведение ее кажется неестественным, деланным, производит неприятное впечатление. «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: „Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?"... Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко... все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно».

Нарочитая развязность и неловкость манер Кукшиной свидетельствуют о ее неуверенности, зажатости, закомплексованности и о постоянном стремлении преодолеть собственные комплексы. Думается, именно об этом хочет сказать Тургенев, описывая ее манеры, то, как она говорит и двигается. «И у ней, как у Ситникова, — замечает писатель, — вечно скребло на душе».

Однако автор нисколько не сочувствует этой героине. Наоборот, Тургенев всячески подчеркивает какую-то нелепость внешнего облика Кукшиной, ее неряшливость, неопрятность, внешнюю непривлекательность. Мы видим Кукшину «растрепанной», в «не совсем опрятном платье», у нее — «сиплый голос», на балу она появляется «безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах».

Смысл этих портретов очень глубок. Столь явная авторская неприязнь, вероятно, связана с представлениями Тургенева о предназначении женщины, о ее внутреннем облике. Любимые героини писателя — Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская — сродни пушкинской Татьяне. Как замечает Г. Б. Курляндская, они «отличаются романтическими порывами, идеальностью мечты, которая связана у них с чистотою нравственного чувства», сами «общественно-нравственные искания» героинь Тургенева неразрывно связаны с их чувствами. Любовь здесь не противостоит духовным запросам, а выступает заодно с ними.

Ничего подобного мы не находим в Кукшиной. Эта героиня «прозаична», ей не свойствен какой-либо романтизм, у нее нет никакой мечты. Любовь, бессознательное стремление к счастью — все это ей не свойственно. Со своим мужем Кук-шина, видимо, рассталась. Писатель как будто лишает героиню данного аспекта личности (основного для женщины, по мысли Тургенева). И это «обезличивание» оборачивается карикатурностью общественно-нравственных устремлений.

Наиболее значительный женский образ в романе — это образ Анны Сергеевны Одинцовой. Одинцова — молодая женщина лет двадцати восьми, богатая помещица, безвыездно живущая в своем имении. Она умна, рассудительна, уверена в себе. Величавое спокойствие Одинцовой, ее чувство собственного достоинства, тонкость и аристократизм подчеркнуты в описании ее внешности.

«Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Судьба этой женщины была нелегкой. Отцом ее был Сергей Николаевич Локтев, карточный шулер, известный в свете аферист. Получив блестящее воспитание в Петербурге, она после смерти отца вынуждена была переехать в деревню. На руках у Анны осталась сестра — двенадцатилетняя Катя. Однако молодая девушка не растерялась: выписав к себе тетку, княжну Авдотью Степановну, она стала заниматься воспитанием сестры. Вскоре Анна Сергеевна случайно встретилась с Одинцовым, богатым человеком, слывшим чудаком, однако не злым и не глупым. Одинцов сделал ей предложение, и она согласилась. Но через шесть лет он умер, и Анна Сергеевна стала вдовой.

В губернии Одинцову не слишком жаловали: там постоянно ходили слухи и толки по поводу ее брака, по поводу дел отца. Однако сплетни эти не трогали Анну Сергеевну. Жизнь ее шла все так же спокойно и размеренно, все тем же заведенным порядком.

Тот же стройный порядок был заведен и в ее доме. Все в течение дня — завтрак, обед и ужин, занятия музыкой, отдых — совершалось в определенное время. Анна Сергеевна не любила никаких изменений и нововведений. «Как по рельсам катишься», — заметил Базаров, гостя у Одинцовой.

Тот же порядок, размеренность царят и в мыслях героини, в ее душевной жизни. Более всего на свете она ценит собственное спокойствие. Ум ее, глубокий и пытливый, требует себе новой пищи, и она с удовольствием общается с Базаровым. Одинцовой интересно поговорить с человеком, который «имеет смелость все отрицать». Она чувствует в нем сильную, яркую, незаурядную личность, и это притягивает ее. Кроме того, как и любой женщине, Анне Сергеевне приятно осознавать производимое ею впечатление. Но это — все, что она чувствует к Базарову. Именно поэтому она и отвергает его любовь.

Основные черты характера Одинцовой — это сила, уверенность и любовь к покою, стабильности и комфорту. Флегматичность проявляется в манерах Анны Сергеевны, в плавности и естественности ее движений, в вежливом участии ее разговора. И Тургенев изображает эти черты несколько иронично. Любовь Базарова не смогла «потрясти» это «спокойствие», не смогла вывести ее из привычного равновесия чувств и мыслей. В этом отношении Анна Сергеевна является женщиной духовно ограниченной, ограниченной теми рамками, в которых она держит свою жизнь, свои чувства и эмоции. Она достаточно консервативна. Базарова же невозможно ограничить какими бы то ни было рамками. Его пылкое признание, сильная и тяжелая страсть, «похожая на злобу», — все это пугает Одинцову. «...Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше», — думает она. Похоже, что Анна Сергеевна вообще не нуждается в любви. Чувство Базарова для нее — «пустота или... безобразие». Впоследствии она удачно выходит замуж «не по любви, а по убеждению».

Если Анна Сергеевна, безусловно, личность неординарная, в, чем-то достойная любви Базарова, то ее сестра Катя, напротив, обыкновенная, посредственная барышня, ничем не выделяющаяся среди юных особ дворянского круга. Катя была воспитана сестрой, бывшей, вероятно, излишне строгой с ней, поэтому девушка недоверчива и немного диковата. Однако в ней есть какая-то особая чистота и неиспорченность. Именно эти черты в ней подмечает Базаров. При всем том Катя далеко не наивна, в ней есть и самостоятельность, и практический ум, и властность. Как заметил Базаров, она и «за себя постоит», и мужа «в руки заберет».

Итак, героини романа представляют собой типы, несколько отличные от прежних «тургеневских барышень». Однако в одном автор не изменяет себе: все женские образы в «Отцах и детях» выписаны мастерски и с любовью. Каждый из них по-своему неповторим, жизненно верен и притягателен.

Женские образы в романе «Отцы и дети»

«Тургеневская девушка» - это уже имя нарицательное, некий идеал, воплощающий в себе внешнюю красоту, духовность и чувство собственного достоинства. «Тургеневским женщинам» присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена («Накануне»), Наталья («Рудин»), Лиза («Дворянское гнездо»). В романе «Отцы и дети» автор изменил своему идеалу. Здесь все далеко не так однозначно, как в его ранних работах.

В романе представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Фенечка - очень нетипичный образ для русской литературы. Долгое время простые крестьянки, такие, какими они являются, не могли стать музами писателей и поэтов. Тургенев взялся за этот образ с нежностью: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах». Этот образ не похож на все, что являлось в русской литературе до и после. Лиза у Карамзина - фактически та же образованная барышня, только для виду названная крестьянкой. У Некрасова крестьянки - гордые русские женщины, останавливающие коней на скаку. Фенечка ни коня не остановит, ни образованностью не отличается. Очень мило подмечены ее малограмотность, стеснительность, простоватость. Это реалистические черты, которые совсем не портят ее образа. Вот Фенечка появилась перед гостями: «Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».

Фенечка - простая дворовая девушка. Она не чувствует унизительности своего положения, она всем довольна. Такой образ мы впервые встречаем в русской литературе, и этим он необычайно ценен.

Следующей в романе выведена Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ проходной и даже карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX в. эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной («Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос»), а также ее внешности и манер («В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?”»).

В Кукшиной неприятны прежде всего мещанство, отсутствие вкуса, желание дотянуться, встать вровень, привлечь к себе внимание. Этот портрет тоже нов для русской литературы. Тургенев описывал современное ему явление и вполне сумел передать отношение к нему.

Центральный женский образ романа - это Одинцова. Каждый штрих в ее портрете указывает на то, что это дама из высшего общества: «достоинство осанки», спокойный взгляд, чуть заметная улыбка: «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Спокойными были не только ее движения и взгляд. Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось «поставлено на рельсы». Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни («тертый калач») и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого.

Казалось бы, идеальная героиня вновь появилась; это все та же «тургеневская девушка», только повзрослевшая. Вряд ли. Отношение писателя к своей героине неоднозначное. Эта женщина хороша всем, но и у нее есть один недостаток: она чересчур расчетлива, практична, слишком владеет собой. Заметно, что это стареющая дама, которая уже никогда не позволит себе прежней глупости, словно это будет хорошей компенсацией за уходящую молодость. Одинцова - одинокий волк, это слышится даже в ее фамилии. Возможно, ее тело действительно очень красиво, как об этом в довольно грубой форме говорит Базаров, но читателю-то этого не разглядеть, а душа Одинцовой симпатии не вызывает. Тургеневский идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради других.