Что означает танец дервишей в белой одежде. Юбочные танцы дервишей. Танец дервишей – молитва или представление

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Поскольку эту церемонию, упрощенно называемую «танец крутящихся дервишей» или, еще проще, «танец дервишей» в оригинальном исполнении можно посмотреть только в Стамбуле, то не воспользоваться таким случаем было бы просто непозволительной роскошью. И я … не воспользовался! График моей работы был слишком плотным, и я или не успевал на представление, или был настолько уставшим, что мне уже было не до шедевров мирового культурного наследия. Но в один из последних вечеров, проходя мимо ресторанчика недалеко от отеля, я увидел знакомую рекламу и на секунду задержал на ней свой взгляд. Этого оказалось достаточно чтобы турок-зазывала нежно подхватил меня за рукав повыше локтя и потащил ко входу одновременно объясняя мне на хорошем русском языке какое счастье и удача ожидает меня всего за 42 лиры.

Далее я, конечно, мог бы расставить в нужном порядке фотографии и описать как все происходило. Но, к сожалению, впечатление от увиденного у меня осталось не самое лучшее - жующие и пьющие, в том числе и вино, зрители лишили мистическую церемонию всякого смысла, изначально в нее заложенного.

Поэтому я решил вместо описания танца дервишей в стамбульском ресторане рассказать о настоящем ритуале сема суфиев братства мевлеви . Но прежде нам нужно познакомиться с некоторыми понятиями, которые необходимы для понимания того культурного пласта, небольшой частью которого является танец вертящихся дервишей. Это очень важно хотя бы только для того, чтобы не выглядеть безграмотными невежами, не уважающими чужую культуру.
И начинать нам придется из далека:

Суфизм – мистика Ислама.

Всего три слова в заголовке – суфизм, мистика и Ислам. Какие-то ощущения рождаются, но точный смысл, если честно, как-то не доходит. Если вы также как и я пребываете в подобной растерянности, не огорчайтесь, мы не одни. Немного найдется на свете людей способных вразумительно объяснить это сочетание, потому, что:

Несомненно одно - суфизм так или иначе связан с Исламом (как минимум отрицанием), и он не ограничивается общепринятой религиозной практикой, дополняя или частично замещая ее мистикой, то есть непосредственным общением с Создателем. Последнее достигается в состоянии транса (экстаза), в которое вводит себя суфий во время радений (коллективных служб) или индивидуально. Важнейшим элементом мистических практик суфиев является пост, уединение и медитация. Образ жизни приветствуется аскетический, но строгого отрицания мира нет.

Суфии, дервиши, факиры.

Я родился и получил образование при советской власти, за что, кстати, ей большое спасибо. Естественно, что о суфиях нам ни в школе, ни в институте в курсе марксистско-ленинской философии ничего не говорили. Но были замечательные советские фильмы про злых и жестоких басмачей, рядом с которыми вертелись и визжали, выпучив глаза грязные и плохо пахнущие (!) оборванцы, которых называли дервишами. Вот так я познакомился с суфиями. И этот путь прошел не только я - думаю, что и ваши первоначальные сведения о дервишах, которые и есть суфии, недалеко ушли от моих!

Почему суфиев называют «дервиш» ? На персидском языке слово «дервиш» означает «стоящий за дверью». Просто и понятно – слышишь стук в дверь, открываешь и видишь потрепанного человека, просящего милостыню, то есть, дервиша.

Есть еще арабское слово «факир» , что означает «бедняк». И оно тоже может означать суфия, если не означает индийского фокусника.
Таким образом, дервиши и факиры тоже, что и суфии.

Ну, и наконец, о самом слове «суфий» . Оно наиболее распространено вне исламского мира и на востоке исламского ареала. В арабском мире используется слово «тасаввуф» .

Происхождение слова суфий имеет несколько версий:

  • Наиболее распространена версия происхождения его от арабского слова «суф» - шерсть, поскольку обычным одеянием суфия была шерстяная накидка.
  • Сами суфии чаще производят свое название от слов «сафа» (чистота), «сифат» (свойство, качество), или от арабского выражения «ахль ас-суффа» - люди, сидящие на скамье (вспомним известную нам мебель «софа») – так назвали группу бедных сподвижников Пророка (с.г.с.), у которых не было жилья и они все время сидели на скамейке под навесом перед мечетью и жили за счет подаяний.

Суфийские братства.

Суфии разделены на братства . Некоторые называют их «орденами» по аналогии с христианскими монашескими орденами, однако такое сравнение более похоже на первое впечатление от непонятого еще явления, чем на определение познанного. Каждое братство имеет свой «путь постижения» (тарика) и свою цепочку наставников (сильсиля) . Первым звеном в цепи наставников во всех братствах считается посланник Аллаха Мухаммад (с.г.с.) . Суфий может получить звание суфия только от наставника, то есть, путем некоторой инициации.

Суфии могут быть бродячими, или оседлыми, проживать в обители, называемой ханака (текке), или даже в собственном доме – ограничений на этот счет нет.

Поэзия суфиев.

Пытаясь хоть как-то передать свой мистический опыт суфии создали великую поэзию, преимущественно на персидском и арабском языках. На самом деле суфийская поэзия достойна звания «величайшая», но инъекция европоцентризма, получаемая большинством из нас с раннего детства, не позволяет мне так рисковать психическим здоровьем читателей. Скажу за себя – вынеся из советской школы, скажем мягко, нелюбовь к стихам я только годам к тридцати добровольно прочитал целую книжку стихов. И это были стихи поэтов суфиев.

В поэзии суфиев среди прочего выделяется любовная и винная темы. Но! Поэзия суфиев использует свой символический язык и для ее восприятия необходимо если не посвящение, то хотя бы некоторое просвещение. Вот один пример из винной поэзии:

Лишь утром голубым блеснет просвет окна
Хрустальный мой фиал налейте дополна.
Ведь люди говорят, что истина горька
Не скрыта ль истина и в горечи вина?

Омар Хайям (Гиясатдин Абу-ль-Фахт ибн Ибрагим Омар Хайям Нишапури), ок.1048-1131, перевод В. Солоухина.

На взгляд большинства из нас речь в этом рубаи идет об утонченной просьбе опохмелиться после ночной попойки. На самом деле здесь звучит призыв к утренней молитве - в символике суфиев молитвенный экстаз описывается как опьянение вином…

Музыка суфиев. Сама (Сема).

Суфийские братства имеют свои техники вхождения в молитвенный транс. Большинство из них основано на медитации путем повторения имен Аллаха. Но есть некоторые братства, которые используют в своих радениях музыку и пение. Это называется «сама» от арабского слова «слушание» . Мусульмане-тюрки произносят слова «сама» как «сема» . Именно оно было написано на рекламном щите в Стамбуле.

Самое известное братство, практикующее сама это братство чиштия из Афганистана. Музыка этого братства получила мировую известность.

О запрете музыки в Исламе.

Тут необходимо сделать одно серьезное замечание – принято считать, что Ислам запрещает музыку . Но ни в Коране, ни в Сунне нет прямого запрета на музыку. Однако авторитетные мусульманские ученые пришли к мнению, что Ислам запрещает музыку, вернее, музыкальные инструменты. Дозволена лишь игра на одностороннем маленьком барабане (бубен без погремушек) и пение женщин в его сопровождении, но! Только на праздниках Разговения (Ураза байрам), Жертвоприношения (Курбан байрам) и на свадьбе!

Отсутствие прямого запрета в источниках Ислама послужило основанием для имама Абу Мухаммад Ибн Хазм аль-Андалуси (имам мазхаба захиритов , скончался в 456 г.х. (1064 год)), настаивавшего на буквальном принятии текстов Корана и Сунны, не принимать запрет музыки.

Отношение суфиев к музыке.

Большинство братств суфиев поддерживает запрет музыки, но некоторые братства разработали для себя свод правил, в соответствии с которым они считают для себя музыку, пение и даже танцы дозволенными. Вот несколько пунктов из этих правил:

  1. Сама (сема) запретна для простого люда, дабы им не потерять своей души, но она позволительна для аскетов, дабы те могли достичь цели всех своих усилий и она желательна для суфиев.
  2. Перед слушанием сама (сема) необходимо иметь намерение достигнуть молитвенного экстаза, совершить омовение и переодеться во все чистое.
  3. В процессе сама (сема) необходимо сосредотачиваться на духовном содержании, а не на красоте голоса или исполнителя.
  4. Сама (сема) есть проявление любви к Богу, а не эстетическое наслаждение. Египетский суфий Зу-н-Нун сказал: «Сама есть восхищение Богом, которое побуждает сердца стремиться к Богу».
  5. И, наконец, запоминаем три арабских слова – макан, заман, ихван, что значит место, время и с кем.

Таковы вкратце некоторые условия дозволенности музыки, принимаемые суфиями. Если вы научитесь воспринимать музыку подобно суфиям, то и для вас она станет дозволенной. Только учтите, что и музыка тоже должна соответствовать – музыку следует оценивать по ее нравственному содержанию!

Кружащиеся дервиши. Amedeo Preziosi, 19 век.

Участвуя в сама (сема) и входя в экстаз (ваджд) суфии иногда совершали непроизвольные движения. Но братство суфиев мевлеви намеренно используют в ритуале сама (сема) вращательное движение для более полного и простого вхождения в транс. За это их прозвали «вертящиеся (кружащиеся) дервиши». На английском – whirling dervishes.


Говорят, суфий и поэт Мевлана Джелаледдин-и Руми (1207-1273) однажды на базаре услышал мелодичный перестук молоточков ремесленников, ковавших изделия из золота. В этих звуках ему послышались слова шахады – «ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХ», повторяя их он впал в экстаз, поднял руки и закружился. Сын Руми, Султан-Велед Челеби , в городе Конья (современная Турция) основал братство суфиев мевлеви, в обрядах которого использовались произведения Руми и его вращающийся танец. Так возник известный на весь мир танец вертящихся дервишей. Этот танец (?) свойственен только братству мевлеви и никаким другим братствам. По тюркской традиции они называют его "сема", а не "сама".

Сема начинается с входа музыкантов. Музыканты могут быть как дервиши, так и простые наемные исполнители. Музыка, которую они начинают исполнять, завораживает и ее звучание постепенно переходит из ушей в грудную клетку и сердце становится центром чувств. Во всяком случае, я именно так прочувствовал этот момент. Под музыку может исполняться декламация священных текстов.


Церемония сема состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свой собственный смысл.

Часть 1. Свидетельство единства Аллаха. В зал по одному входят дервиши. Они кланяются и медленно обходят зал по кругу. На голове у них войлочные колпаки, символизирующие надгробную плиту над собственным эго. Одеты они в черные накидки, которые символизируют могилу их эго. Последним в зал входит шейх.

Дервиши сбрасывают с себя черные накидки и остаются в белых длинных одеждах. Белый цвет символизирует духовное перерождение и готовность к постижению истины. Дервиши скрещивают руки на груди и кладут ладони на плечи. Это положение символизирует число 1 (один) и означает свидетельство единства Аллаха.

Затем дервиши приветствуют шейха. Участие в сема шейха является обязательным.

  • Часть 2. Звуки барабана, символизирующие сотворение мира Аллахом и Его приказ «Будь!».
  • Часть 3. Является инструментальной импровизацией таксим, которая символизирует Божественное Дыхание - первый вдох, давший жизнь всему.
  • Часть 4. Дервиши приветствуют друг друга и шейха. Это приветствие символизирует приветствие душ, скрытых в телесной оболочке.
  • Часть 5. Кружение. Кружение состоит из четырех приветствий (салямов). В конце каждого саляма дервиш встает в позу свидетельствования единства Аллаха.
    Само кружение дервиша символизирует вечное движение Мира и подобно движению планет вокруг Солнца – вращение идет справа налево. Ось вращения проходит через сердце дервиша. Для того чтобы усвоить это движение дервиши учатся вращаться вокруг деревянного колышка, который обхватывают большим и соседним пальцем левой ноги. Руки дервиша поднимаются к верху. Ладонь правой руки обращена вверх, символизируя связь с Небом, а ладонь левой руки обращена вниз, к Земле. Голова дервиша во время вращения обращена к левой руке и наклонена. Некоторые считают, что это соответствует наклону оси земного шара к плоскости вращения.
    • Салям 1. Рождение человека для постижения истины через чувства и познание. Осознание Аллаха как создателя и понимание своего положения создания.
    • Салям 2. Выражает восторг перед величием и могуществом Аллаха и Его созданием.
    • Салям 3. Символизирует перерастание восторга в любовь и принесение разума в жертву любви. Это полное подчинение, уничтожение своего эго в любви и единение с Аллахом. Это состояние высшего экстаза, называемое в Буддизме – нирвана, а в Исламе – фенафиллах. Однако целью сема является не экстаз и потеря сознания, поэтому это состояние прекращается осознанным и прочувствованным свидетельством единства Аллаха.
    • Салям 4. Подобно тому, как Пророк (с.г.с.) восходил к Трону Аллаха и возвращался назад к своей земной миссии, кружащийся дервиш возвращается из состояния фенафиллах к своей задаче в этом сотворенном мире и прекращает свое духовное путешествие и восхождение. Он - слуга Бога, Его Книг, Его Пророков и всего созданного Им мира.
  • Часть 6. Чтение Корана. Обычно сура 2 Бакара, аят 115.
  • Часть 7. Сема завершается молитвой за души всех пророков и их последователей.

Такова общая схема проведения церемонии сема суфийского братства мевлеви. В Интернете довольно много записей танцев дервишей и вы легко найдете их на youtube. Вот один из примеров видео танца дервишей .

Танец дервишей – молитва или представление?

До начала двадцатого века Турция была исламским государством, причем, отличалась от других исламских государств беспрецедентной терпимостью к суфиям. Нет, пожалуй не терпимостью, а даже любовью. Сами турецкие султаны позволяли себе вставать в ряды дервишей. В одном Стамбуле было около 300 суфийских обителей, четыре из которых принадлежали братству мевлеви. Суфии были чрезвычайно популярны среди народа и имели большой авторитет.

После революции младотюрков под предводительством Мустафы Кемаля Ататюрка авторитет суфиев представлял собой реального конкурента новой светской власти. Поэтому Ататюрк в 1923 году издает закон запрещающий суфийские братства и их публичные ритуалы. Только в 1953 году с согласия администрации города Конья было разрешено проводить сема дервишей братства мевлеви, но! исключительно как эстрадное представление. И таковым оно является до сих пор.

Вот почему я смотрел его в ресторане. Но вам советую посмотреть его в более достойном месте!

В Стамбул с ГлобЭкс!

Требуйте туры в Стамбул в турагентстве ГлобЭкс-тур! Пусть порабатают на вас!

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов. Сейчас танец дервишей можно увидеть в Турции на многих представлениях. Но что же это такое «танец дервишей»? Кто такие дервиши? И как зародилось это искусство?

Начнем с того, что расскажем, что мы знаем о дервишах. Дервиш с персидского - «бедняк», «нищий». Дервиши - приверженцы суфизма (мистическое направление в Исламе). У них не было понятия «мое». То есть, дервиш никогда не скажет: «моя шапка». Нет ничего в этом мире, что бы принадлежало дервишу, все принадлежит Богу. Одежда дервишей отличалась в каждом ордене расцветкой, материалами. Но, в основном, все они носили так называемые хирки - верхняя одежда, на голове они носили тюрбаны различной формы, сделанные из сукна или свалянные из шерсти. Под хиркой носили нижнее платье. Каждая деталь костюма имела мистическое значение.

Чтобы стать дервишем, нужно было пройти ряд испытаний. Эти испытания длились 1001 день, и ежедневно будущему дервишу нужно было рассказывать шейху (главе ордена) об искушениях, которые он смог преодолеть. Ордена дервишей существовали во многих исламских странах. В Турции вплоть до 1925 года, когда были запрещены Ататюрком. Но в 50-е годы эта культура вновь стала возрождаться. Дервиши были как странствующими, так и жившими в обителях. Они могли свободно жениться, иметь семью, жить со своей семьей. Но раз или два в неделю были обязаны собираться в обителях для совместных ритуалов.

Существовало несколько суфийских орденов. Самые известные из них Мевлеви (крутящиеся дервиши) и Бекташи. В середине 13-го века в городе Конья в центральной Турции выдающийся суфийский поэт и философ Мавлана Джалаладдин Руми основал суфийский орден «Мевлеви» – орден «Кружащихся Дервишей». Суфизм - древняя традиция духовного совершенствования, ныне распространенная повсюду. Он возник в лоне ислама. Однако некоторые суфийские учителя-шейхи говорят о том, что суфизм нельзя ограничить ни определенной религией, ни определенным историческим периодом, ни определенным обществом, ни определенным языком.

Основной практикой Мевлеви является ритуал вращения или кружения, позволяющий практикующему соединиться с Богом, который, по мнению суфиев, находится в сердце каждого человека.

Ежегодно в городе Конья проводится фестиваль, посвященный памяти основателя этому ордену. Суфии со всего мира и люди, практикующие суфийские кружения, съезжаются сюда, чтобы приобщиться к древней практике единения с Богом через священный ритуальный танец «Сема». Фестиваль Кружащихся (Вращающихся) Дервишей посвящен Джалаладдину Руми.


Музыка и танцы играют огромную роль. Дервиши считали, что только благодаря музыкальным обрядам человек может воссоединяться с Господом и найти просветление. Все движения танцев имеют определенный смысл.

Долгое время танец "Сема" находился вне закона и исполнялся в тайне. В наши дни, наряду с красочными выступлениями на грандиозных шоу, для многих последователей ислама этот танец остается возможностью максимально сконцентрироваться на любви к Богу.

Танец «Сема» танцуется в большом зале помещения дервишей (текке), называемом «семахане» (дом неба). Ритуалы поклонения небу происходят в священные для Ислама ночи, по пятницам и 17 декабря, в годовщину смерти Мевланы.

В такие ночи совершаются молебны, проводятся ритуалы, а затем танцоры, «семазен», занимают свои места в зале и после разрешения шейха начинают кружиться. Всегда есть руководитель, который ведет танец «семазенов».


На голове танцоров, называемых семазенами, возвышается высокая чалма, символизирующая надгробье. Одеты семазены в белые балахоны, символизирующие саваны. Начиная танец, семазен снимает саван, что говорит о том, что он, то есть семазен, готов к процессу духовного очищения. Руки семазен складывает крест - накрест, что символизирует единство Бога. Затем семазен раскрывает объятия и начинает кружиться. Это означает, что он готов обнять весь мир.

Танец начинается под музыку, сочиненную Мустафой Итри. Ударный инструмент символизирует приказ Бога о создании Вселенной. В песне поется о достоинствах Мевланы. При вращениях дервиш направляет правую руку вверх, как бы принимая божественную энергию, а левую вниз, отдавая эту энергию людям. Голову наклоняет к правому плечу. Дервиши вращаются вокруг себя и одновременно по кругу. Первая часть круга символизирует бренный мир, а вторая - мир вечный. Вслед за этим семазены совершают три вращения, что означает готовность к духовному путешествию. По окончании танца все дервиши и зрители начинают ощущать свое единение с Богом». В конце ритуала они падают на колени, показывая этим, что их сознание прояснилось и они более чистыми и просветленными вернулись к людям.

«Неужели у них не кружится голова?» - этим вопросом задавался каждый,
кто хоть однажды видел их странный, ни с чем не сравнимый танец. Этих
уникальных людей называют крутящимися дервишами. Их пляска стара как
мир... или немного моложе. В разные времена, в разные эпохи и в разных
странах дервиши упоенно кружатся сами и кружат головы тысячам зрителей. И
сегодня они стали едва ли не главным символом Турции, эдакой
необъяснимой диковинкой, посмотреть на которую съезжаются тысячи
туристов со всего мира.

Эта «головокружительная» история началась очень давно, в XI веке. В то
время мусульмане заняли господствующее положение во многих регионах
Среднего Востока и Северной Африки. В награду за успешные походы воины
получали власть, земли и золото. Кто-то принимал это как должное, а
кто-то - наоборот. И тогда возникла так называемая духовная реакция на
богатство и комфорт.
.
Многие обеспеченные люди стали принимать земные
блага за искушение, вынуждающее человека забыть о его истинном
предназначении. В знак того, что им ничего не нужно и они добровольно
отказываются от богатств, эти люди начали носить грубые шерстяные рясы,
сшитые вручную. Так появилось новое аскетичное религиозное течение
суфизм (в переводе с арабского «суф» - «шерсть»). Его приверженцев
называли дервишами, что с персидского переводится как «бедняк», «нищий».
Течение не противопоставляло себя общепринятым канонам мусульманства. В
суфизме просто появились обряды и церемонии, доселе не свойственные
исламу. Одной из таких мистических церемоний был завораживающий
головокружительный танец, о котором речь пойдет ниже.

Вечные странники

В определенное время в мусульманском мире возникло множество орденов,
каждый из которых отличался своим сводом правил, своими сложными
ритуалами и собственными порядками. Одно из суфийских сообществ, которое
появилось на раннем этапе турецкой истории и очень популярно до сих пор
- орден крутящихся дервишей Мевлеви. Это религиозная группа, члены
которой - последователи великого персоязычного поэта Мевляны, или
Джалаледдина Руми. Орден обосновался в Центральной Турции, в городе
Конья, где существует и по сей день.
Главным и основным условием вступления в орден считалось отсутствие у
человека какого-либо движимого и недвижимого имущества. Ради служения
Богу дервиш отказывался от всех мирских соблазнов. Для него
категорически неприемлемо было называть вещи «своими». У него не имелось
ничего своего - ни дома, ни обуви, ни одежды, ни еды. Некоторые из
дервишей жили в общинах, но в основном они бродяжничали и обитали вдали
от людей. Дервиши раз и навсегда выбрали себе вечные скитания, долгие
дороги и чужие города.
Такой образ жизни снискал им славу приближенных к Богу, аскетов и
мудрецов. Сегодня дервишами называют вечных странников, главное
богатство которых - открытая душа. Многие почитали за честь и счастье
встретить где-нибудь на пыльной дороге дервиша: такая встреча сулила
большую удачу во всех делах.

Основатель ордена

Поэта Мевляну - Джалаледдина Руми, чьими последователями считают себя
дервиши, еще называют «Наставник с сияющим сердцем». Он родился в
Персии, в городе Балхе (нынешний Афганистан), много странствовал, учился
в Ираке, Иране и Сирии, а потом приехал на территорию современной
Турции, в Конью, где и прожил до конца своих дней. Отец его был суфием и
отдал сына в учение суфийскому мастеру. К концу жизни Руми основал
орден крутящихся дервишей Мевлеви. Поэт покинул материальный мир в 1273
году и был похоронен в Конье. Его тело покоится в мавзолее, к которому
ежегодно приезжают тысячи туристов и паломников.

Небольшой город Конья 700 лет назад был прибежищем писателей, философов и
поэтов, колыбелью турецкой архитектуры и изящных искусств. Творческие
люди, спасаясь от татаро-монголов и крестоносцев, нашли в Конье покой и
пристанище. Где, как не здесь, мог зародиться суфизм и где, как не
здесь, могли придумать дервиши свой таинственный танец? В легендах
описывается, как Руми, услышав ритмичное постукивание молотка о дно
починяемой кастрюли, даже на площадях и базарах был способен на секунду
замереть, а потом начать кружиться в вихре магической пляски.

Таинственный танец

Завораживающее кружение дервишей (Сема) - один из самых мистических и
удивительных танцев на свете. Впрочем, это больше, чем танец, это
ритуал, искусство, которое постигается годами. Кстати, дервиша не сразу
допускают к исполнению Сема. Перед этим будущий танцор проходит
трехгодичное испытание: 1001 день новичок проводит в монастыре, посвящая
первый год служению ближнему, второй - монастырю, а третий - заботе о
своей душе.
Танец крутящихся дервишей начинается с чтения гимна в честь Пророка.
Гимн написал сам Руми. Существует переведенная версия, которую, как
правило, и слушают туристы. Потом под звуки музыки появляются танцоры.
Каждый предмет одеяния дервишей символичен: юбка в пол - это саван,
черная накидка - гроб, конический головной убор - надгробная плита.
Танцоры по одному проходят мимо шейха и кланяются ему, держа на груди
скрещенные руки - этим они показывают, что готовы к сближению с Богом.
Шейх дает им тайные указания, и под звуки флейты и барабана дервиши
начинают кружиться на месте. Для облегчения движения их головы наклонены
набок. Члены ордена вертятся слева направо все быстрее и быстрее,
завораживая зрителей. Во время танца одна рука у дервиша поднята к небу,
а вторая опущена к земле: это означает, что он принимает энергию из
космоса и, пропуская ее через себя, отдает земле и людям. Всю без
остатка.
Музыка играет все громче, люди вращаются все быстрее. Дервиши кружатся
отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и
вокруг шейха и других дервишей. Они не издают ни звука, не производят
ладонями или головой никаких движений.
Во время ритуала дервиши четырежды останавливаются. Эти паузы называются
«селями» (приветствия). Первая символизирует познание существования
Создателя. Вторая совершается в знак восхищения Вселенной. Третья - в
честь любви, рожденной этим восхищением, и перехода в состояние
бесконечного творения. Четвертое приветствие посылается душе, покинувшей
тело для слияния с Богом. Во время ритуала шейх символизирует Солнце, а
остальные вращаются вокруг него, подобно Луне и звездам.
Эта магическая пляска продолжается несколько часов подряд. В конце
концов наступает момент, когда танцующим начинает казаться, будто
вращаются не они сами, а весь мир вокруг них. Это и есть измененное
состояние сознания, мистический транс. Считается, что, находясь в нем,
можно путешествовать во времени, проникать в иные измерения и посещать
далекие планеты.
Когда звучит последний музыкальный аккорд, дервиши падают на колени.
Этим танцоры показывают, что вновь вернулись к людям из своего
удивительного путешествия.

Где увидеть Сема?

Сегодня крутящиеся дервиши - визитная карточка Турции. Каждый год с 10
по 17 декабря в Конье проходит Фестиваль танцующих дервишей. Выбор даты
не случаен: так последователи чтят память Руми, отмечая день его смерти
этим таинственными представлениями.
В середине декабря в Конью приезжают тысячи паломников и туристов. Во
всех магазинах и сувенирных лавках вывешиваются огромные плакаты с
символикой фестиваля. На каждом шагу продаются маленькие фигурки
танцующих дервишей, которые гости с удовольствием покупают на память.
Всю праздничную неделю вход в мавзолей Мевляны (он был преобразован в
музей в 1927 году) свободный. Многие мусульмане приезжают к гробнице,
чтобы помолиться своему святому, для большинства же туристов это
посещение - скорее познавательная экскурсия.
Вообще, на фестивале стараются не раскрывать религиозную подоплеку
красочного действа. Представления проходят не только в главном зале
музея Мевляны, но и на стадионе. Часть торжеств переносится на обширные
площадки, потому что с каждым годом все больше людей приезжает
посмотреть магическое шоу, и прежнее место уже не способно вместить всех
желающих.
Представление не оставляет равнодушным ни одного зрителя, будь то
мусульманин, христианин или атеист. Танец дервишей - прежде всего
искусство, одинаково зачаровывающее всех, независимо от веры и расы.
Конечно, большинство публики воспринимает это как красочное
представление, хотя есть и такие впечатлительные зрители, которые вместе
с танцорами входят в транс.
По инициативе правительства Турции и решению ЮНЕСКО 2007-й год был
объявлен годом Руми в честь его 800-летия. И тогда же ЮНЕСКО причислило
Сема ордена Мевлеви к мировым шедеврам.

Это очень древняя техника. Она легко могла бы кануть в вечность вместе с тысячей других , если бы не ислам, а точнее, если бы не суфии, которые сделали ее одним из основополагающих элементов своего образа жизни.

Знаменитый танец дервишей основан именно на этой технике, а потому мы будем называть ее «суфийское кружение». О данной технике очень хорошо отзывался Ошо и . Оба этих мастера использовали данную технику в своей практике и обучали ей всех желающих.

В психологическом смысле суфийское кружение это настолько мощная практика, что даже единоразовый опыт может преобразить вас и сделать совсем другим человеком.

Что делать?

Вы когда-нибудь видели, как кружатся на месте дети? Делайте точно так же. Кружитесь вокруг своей оси с открытыми глазами. Ваша внутренняя сущность должна стать осью, а тело колесом, которое крутится на этой оси. Постарайтесь делать эту практику максимально раскрепощено. Не думайте о ее мистическом эффекте и прочих серьезных вещах. Лучше всего, если вы будете кружиться так, как это делают дети - максимально радостно и искренне.

Желательно ничего не пить и не есть хотя бы за три часа до кружения по понятным причинам. Желательно, если на вас будет свободная одежда, и вы будете босиком. Весь процесс можно разделить на две стадии – само кружение и отдых. У этой нет четкой продолжительности – она может длиться и несколько часов, впрочем это не самое важное.

Кружиться нужно против часовой стрелки. Правая рука поднята вверх (беру от Бога), а локоть поднят, левая рука опущена вниз (отдаю Земле), локоть тоже опущен. Впрочем хранить все время одно и то же положение рук не обязательно. Вы можете варьировать положение рук в зависимости от своих ощущений. Вообще это довольно гибкая техника - самое главное в ней вращение, а остальное вариативно.

Если вы почувствуете неудобство от вращения против часовой стрелки, то вращайтесь по часовой. Тело не должно быть напряженным. Глаза не закрывайте, но и не фокусируйтесь. Картинка должна поплыть. Храните молчание в процессе кружения

Если допустить, что выполнение техники займет у вас час, то первые 15 минут вращайтесь медленно. Дальше постепенно увеличивайте скорость в течении 30-ти минут, пока не почувствуете как превращаетесь в водоворот . Вокруг вас должна быть буря движения, хотя вы, находясь в центре, остаетесь неподвижными. Такого психологического эффекта нужно достичь.

Продолжайте кружиться до тех пор, пока ваше тело больше не сможет находиться в вертикальном положении. Тело должно упасть само. Не нужно делать этого намеренно и не пытайтесь как-тосмягчать свое падение, если вы были расслабленны в процессе кружения и полностью отдались процессу, то тело само упадет максимально мягко, а земля поглотит вращения.

После того как вы упадете, начнется вторая стадия этой . Перевернитесь на живот так, чтобы пупок слегка соприкасался с землей. Если вам будет слишком уж неудобно лежать в такой позе, то можете лежать на спине. Почувствуйте как ваше тело слилось с землей, будто бы вы маленький ребенок, который прижался к материнской груди.

Лежите с закрытыми глазами. Храните молчание и ни о чем не думайте минут 15. После постарайтесь ничего не делать и хранить внутреннее молчание столько времени, сколько возможно. Некоторые люди ощущают тошноту во время кружения или после него. Пока это находится на терпимом уровне не обращайте на это внимание, если тошнота станет слишком уж сильной прервите .