Этапы развития психолога. История психологии

ВВЕДЕНИЕ

История психологии раскрывает для нас пути поиска, находок, заблуждений и открытий, которые сделаны и задолго до признания психологии в качестве самостоятельной науки, и за последние почти полтора столетия ее развития как целостной системы научных знаний о психической жизни человека. История психологии является комплексной дисциплиной, синтезирующей знания из других отраслей психологии и позволяющей привести эти знания в систему. Она изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы и функций.

Так же в данной работе рассмотрим формирование психологии от направления,которое обусловило некоторую научность психологии в связи с введением метода объективного подхода(бихевиоризм),до диаметрально противоположному направления, где главная роль в психологии отводится личному опыту человека(гуманистический подход).

Современная психология - сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

Основные задачи в работе проследим развитие психологии с древности до наших дней. Рассмотрим особенности современного этапа развития психологии и применение различных подходов для оказания психологической помощи.

Этапы развития психологии как науки

Психология и ее принципы прошли длительный путь развития. Изменился и предмет психологии, методы исследования психики(предмет изучения психологии).

Таблица 1. Этапы развития психологии как науки.

Определение предмета психологии

Характеристика этапа

Психология как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Психология как наука о сознании

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой

Психология как наука о поведении

Начинается в XX в. Задача психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

Первый этап (I).

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. Anima-душа, дух) .Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от греч. Hyle- вещество, материя и zoe-жизнь). У таких натурофилософов как Фалес, Анаксимен и Гераклит- душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось.

Все это рассматривалось как прохождение единой первичной материи(праматерии). Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая- Демокрита и идеалистическая Платона. Согласно Демокриту, душа-это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных и легких, и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей в отличие от последней идеальна. Душа- начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело-начало зримое, переходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа привязана управлять телом. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана Аристотелем, которого по праву считают основателем психологии. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю,- реализация биологического существования организма. Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая.

Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Создаётся обществе естествоиспытателей, активизируется интерес к психологии творчества, возрастает интерес к человеческой личности. Приоритетное значение в науке получает экспериментирование.

Второй этап.(II)

В XVII в. Были заложена методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души психология сознания основным источником знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такой специфическое познание получило название метода интроспекции.

Становление психологический воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых.Р. Декарт заложил основы детерминистской концепции(физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных факторов) поведения и интроспективной концепции сознания(метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов).Д Локк исповедовал опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешний органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Данное положение Д. Локка стало отправным для развития интроспективной психологии. Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики, полагая.что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVIII в. Появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именами Т. Гоббса и Д. Гартли.

Третий этап (III).

Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условным рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. Основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиоритстской психологии.

Четвертый этап(IV).

Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрений, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо сосем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов.

На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи - вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека - ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциации психических явлений.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

2. НАЧАЛО РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

Исходным принципом толкования психологических проблем явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов, отраженных на античном уровне. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной практики умозрительные теории, сыгравшие значительную роль в становлении психологического знания.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего предмета.

Все это дает основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.

Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

3. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других. Поэтому познание человека должно быть направлено на самого себя, на деятельность своей души.

Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность.

Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.

Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу.

В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или т. наз. Метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека.

С именем Сократа связывают так называемые сократические школы , основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. Название это условно, а для некоторых школ, более того, - спорно. И тем не менее каждая из них, по-разному решая принципиальные вопросы античной науки, внесла свой, пусть и неравнозначный, вклад в развитие психологического знания.

4. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ДУШЕ

Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы. Наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию.

Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое.

Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот.

Всякий человек, полагал Платон, стремится к счастью. Но, стремясь к счастью, человек должен вначале получить знание о нем. Сама по себе душа не продуцирует эти знания, ибо они существуют, по мнению философа, независимо от вещей и человека. Ее основная деятельность заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого. При этой деятельности бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным орудиям. Более того, органы чувств не дают нам истинного знания.

У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело действует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделеющая душа в печени.

Вопрос 1. Общее представление о психологии

Представление о психологии на протяжении веков менялись неоднократно. Что она изучает? Душу человека? Его сознание? Его поведение? Какие процессы протекают внутри нас, что один человек при виде опасности испытывает страх, а другой – азарт?

Термин «психология» (от греч. «psyche» – душа, «logos» – учение, наука) впервые появился в научном обиходе в XVIII веке в книгах немецкого философа Христиана фон Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).

Христиану фон Вольфу (1679–1754) принадлежит одна из первых попыток выделить психологию в качестве самостоятельной философской дисциплины. По классификации Вольфа, все философское знание делится на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология, рациональная психология, естественная теология), «науки рациональные практические» (этика, политика, экономика), «науки эмпирические теоретические» (эмпирическая психология, телеология, догматическая физика) и «науки эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).

Психология – это наука, изучающая факты, механизмы и закономерности психики и психических явлений (процессов, состояний и свойств).

Законы психологии показывают:

– как человек познает окружающий его объективный мир, как он отражается в мозге человека;

– как развивается психическая деятельность человека;

– как формируются психические свойства личности.

Основные понятия психологии

Главный объект исследования в психологии – это человек в аспекте психических процессов, состояний и свойств.

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни, психические явления, характеризуемые качественно и количественно (психика и психические явления).

Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика присуща человеку и животным, поэтому в психологии всегда учитывается общность их психики.

Структура психики

· Согласно Зигмунду Фрейду , структура психики человека состоит из трех частей: сознательной, бессознательной и сверхсознательной (по З. Фрейду).

1. Сознательная часть психики или "Я" – это принцип реальности.

2. Бессознательная часть психики или "Оно" – это инстинкты, неосознанные мотивы (основные инстинкты: Эрос – стремление к жизни, Танатос – страх к смерти).

3. Сверхсознательная часть психики или "Сверх-Я" – это традиции, обычаи, законы того общества, в котором живет человек.

· В отечественной психологии сложилось другое понимание структуры психики. Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь, закрепляется в ней в виде психических процессов, состояний, образований и свойств.

1. Психические процессы – это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психические процессы подразделяются на: познавательные (ощущения, восприятие, внимание, представление, память, мышление, речь, воображение), эмоциональные (эмоции и чувства) и волевые.

2. Психические состояния могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель. К ним относят, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

3. Психические образования – это то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним относят: знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

4. Психические свойства человека включают: направленность (что хочет человек?); характер и темперамент (как проявляется человек?) и способности (что может человек?). Они присущи человеку достаточно длительный период его жизни.

Функции психики

Ведущая функция психики – отражение воздействия окружающей действительности.

Она осуществляется через ряд базовых функций:

регуляторная (обеспечивает возможность произвольно, т.е. волевым образом реагировать в ответ на раздражители из внешней среды, помогает человеку принимать решения, достигать заданных целей);

коммуникативная (общение позволяет людям взаимодействовать, осуществлять сложную совместную деятельность, передавать опыт и знания из поколения в поколение, общение делает возможным формирование межличностных отношений);

познавательная (выполняет осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром);

когнитивная (способность человека оперировать полученными знаниями во внутреннем плане своего индивидуального сознания);

конативная (задает изнутри направленность внешнему поведению и деятельности человека: «Разделяй и властвуй», «Отбирай и распределяй», «Я начальник − ты дурак», «Что твое, то мое», «Мне − вершки, тебе − корешки»);

эмотивная (любой объект внешнего мира, с которым мы соприкасаемся, вызывает положительную или отрицательную эмоцию в зависимости от состояния нашего организма);

креативная (психические новообразования личности, осуществляемые по законам подражания, психического заражения, внушения, убеждения, принуждения, побуждения).

Вопрос 2. Этапы развития психологии

Психология как наука возникла примерно полтора века назад. Однако ее предыстория насчитывает несколько тысячелетий.

1 этап – психология как наука о душе.

Такое понимание психологии было дано в античности более 2 тысяч лет назад в донаучный период, т.е. до начала объективных исследований психики.

Наличием души («психе») пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представления о душе основывались на мифах, легендах и религиозных верованиях.

В античности душа понималась как первооснова тела, а главной функцией души считалось придание телу активности . Тело понималось инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.

Возникновение понятия "душа" связано с анимистическими взглядами, известными с первобытных времен.

Анимизм (от лат. anima − душа) − первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизни. Смерть воспринималась как разновидность сна. Души умерших составляют такие же сообщества, как и живые люди, с тем же социальным укладом.

Например, в учении знаменитого математика и философа Пифагора (570 – 490 гг. до н.э.) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Позднее возникли идеи о внематериальной природе души. Анимистические представления уступают место истолкованию души с точки зрения натурфилософов . Натурфилософы трактовали душу как оживотворяющую людей и животных форму элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Одним из наиболее крупных является диалектическое учение Гераклита Эфесского (544 – 483 гг. до н.э.), изложенное в книге «О природе ». Основными свойствами мира, его закономерностями названы всеобщая связь и изменение. Выражение «Всё течет, всё изменяется» стало классическим. А управляет миром Логос.

Под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира.Термин ввёл Гераклит, называя логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность. Всё сущее философ мыслит как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия – самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Огонь души соотносим с огнём мира. Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются, влага, полностью абсорбируемая душой, ведет её к смерти. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: «Познай самого себя». Философ учил: «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок её Логос».

Атомисты Демокрит, Эпикур, Лукреций понимали душу как материальный орган, который управляется материальным началом – духом, а сама она управляет телом.

Основоположник объективного идеализма Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Наибольшее место психологическим проблемам он отводит в диалогах «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб». Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Низшая душа представлена ещё двумя уровнями: А) Низшая благородная часть души. Благородная, или пылкая, душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны: воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т. п. Она всецело действует по велению разумной части души. Б) Низшая вожделеющая душа. Образно это трехчленное разделение души называют «колесницей души».

Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа, а у людей, предающихся телесным излишествам, ведущей является вожделеющая часть души. Подобным образом различались и отдельные народы. Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование благородной души – народам севера, а вожделеющей души – народам Востока.

Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к тому, что от нее имеет бытие. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала.

Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Он различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку: философу принадлежит высшая душа, далее – правитель, государственный деятель, врач, пророк, ремесленник, софист, тиран.

Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии, так, чтобы между ними была соразмерность.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), ученик Платона, – автор крупнейшего в античности трактата «О душе », который считается первым научным исследованием по психологии. Аристотель, как и Платон, усматривает у человека три ипостаси души: растительную, животную и разумную. За исключением ума все остальные (низшие), т. е. «растительная» и «животная», части души подлежат разрушению так же, как и тело.

Душа обладает двумя способностями:

1) Пространственным движением и мышлением. В пространственное движение приводят две способности - стремление и ум. Движет предмет стремления и через него движет размышление, т.к. предмет стремления есть начало для него. Т.о. движущее одно - стремление. С точки зрения Аристотеля, познание проходит путь от восприятия человеком внешних предметов к знанию.

2) Способностью различения и ощущения. Аристотель писал: «Ощущение есть восприятие чувственных форм материи, оно запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество ». Кроме ощущений, душа включает память, воображение и мышление.

Аристотель выдвинул теорию о формировании характера в деятельности.

Свой вклад в представления о психологии внесли многие другие авторы Античности и Средневековья.

Демокрит (460 – 371 гг. до н.э.) исходил из идеи умирания (расщепления) души после смерти. Мозг - место высших душевных функций. Сердце - орган благородных страстей, печень - орган чувственных желаний и вожделений. Выделялось два вида познания - ощущение и мышление. Первое дает единичное представление, оно не может проникнуть глубоко, до уровня атомов.

Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) создал учение о темпераментах.

Эпикур (IV – III вв. до н.э.) считал, что каждый человек находится не только под воздействием внешних сил, но и наделен элементом свободы воли; провозгласил целью жизни удовольствие, понимаемое как свобода от телесных страданий и душевных тревог.

Свой вклад в представления о психологии внесли многие другие авторы Античности и Средневековья. В эту эпоху получил тотальное господство идеализм, связанный с абсолютизацией религиозных представлений.

Плотин (204 – 270 гг.) разработал учение о спасении души. Знание души о себе самой есть внутренний опыт, отличный от опыта, который дают внешние органы чувств. Мир преображается и возвращается к Божественному сознательными усилиями ума и души. Это происходит эстетически (когда душа приобщается к подлинной Красоте), этически (в молитвенном труде, аскетическом подвиге). Истинное блаженство заключается в том, чтобы в состоянии экстаза прийти к полному единению с Божеством.

Аврелий Августин (354 – 430 гг.) в своей «Исповеди» указывает на богатство внутреннего мира человека. В то же время главная цель человека – спасение перед Страшным судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

2 этап – психология как наука о сознании.

Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать чувствовать, желать и назвали сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (эмпиризм).

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему, т.е. абсолютизация опыта.

Фрэнсис Бэкон (1561 − 1626) наметил новую линию исследования души (переход от науки о душе к науке о сознании). Он призвал перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

Бэкон исходил из двойственного учения о душе:

1) Рациональная божественная душа (дух), обладающая памятью, разумом, рассудком, воображением, желаниями (влечением), волей.

2) Чувствующая нерациональная душа, общая человеку и животным, обладающая способностью ощущения, восприятия и выбора.

Бэкон разрабатывал проблемы методологии эмпирического познания. Он выдвинул учение об «идолах познания», т.е. о заблуждениях человеческого разума, вызванных следованием общепринятому, привычками, догматичностью. Для этого предлагалось 1) обратиться к опыту и эксперименту, 2) применить орудия и средства индуктивной логики.

Главный труд – «Новый Органон» (1620). Новый, т.е. идущий на смену аристотелевскому, признававшему путь установления истины из априорных предположений.

Рене Декарт (1596 – 1650) противопоставлял психику и телесность как разные проявления бытия. Тело он отождествил с материей, а сознание – с духом. Телу Декарт также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним.

Психику понимал как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля.

Декарт ввел понятие рефлекса и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части действий человеческих. Тело описывал в терминах физики. Он сформулировал отражательную (рефлекторную) природу поведения, где рефлекс понимался как ответ организма на внешнее воздействия.

Английский материалист Томас Гоббс (1588 − 1679) объявил единственной реальностью механическое движение, законы которого и являются законами психологии. Тем самым психология стала учением о душевных явлениях, возникающих как тени, которые сопровождают телесные процессы.

Нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 − 1677) основным принципом психологии провозгласил детерминизм, согласно которому все явления порождаются действием материальных причин и законов. Законы правящие чувствами, мыслями и поступками подобны геометрическим.

Готфрид Лейбниц (1646 − 1716) психическую жизнь представлял в виде интеграла. Лейбниц разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, которое включает внимание и память). Он выдвинул понятие о бессознательной психике.

Джон Локк (1632 − 1704)− английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Считается одним из выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Он способствовал распространению сенсуализма. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). Поэтому на ней можно написать всё, что угодно. Откуда же всё берётся? Идеи появляются через жизненный опыт, т.е. обучение и воспитание.

Сенсуализм − это теория познания, противостоящая рационализму и заключающаяся в опоре на чувственные ощущения и восприятие (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение).

Новый импульс развитию психологии придали идеи эпохи Просвещения в XVIII веке.

Термин "психология" (от греч. "psyche" – душа, "logos" – учение, наука) впервые появился в научном обиходе в XVIII веке в книгах философа Христиана фон Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).

В XVIII веке появилась психология способностей (Х. Вольф – в Германии, Т. Рид – в Англии). Представители этого направления в психологии считали, что душе изначально присущи внутренние силы.

В трудах французских материалистов созревает учение о психике как функции мозга . Они считали, что начальным моментом мышления являются поступающие извне впечатления, конечным – выражение мысли в слове или жесте, а между этими моментами совершаются нервные процессы в мозге.

  • III. Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы
  • III. Экологические перспективы общества устойчивого развития

  • Психология прошла длительный путь развития, в ходе которого происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Основные этапы развития психологии следующие.

    1-ый этап – психология как наука о душе. Такое определение было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Первый трактат «О душе» был написан Аристотелем. И с тех пор психология стала частью философии, что продолжалось вплоть до второй половины ХIХ века.

    2-ой этап – психология как наука о сознании возникает в ХVIIвеке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В ХVIIвеке Декарт (1596-1650) сказал «Я мыслю, значит, я существую».

    В 1879 г. немецкий ученый Вундт (1832-1920) открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию. Это событие считается началом самостоятельного научного пути психологии. Основным методом исследования был метод интроспекции, самонаблюдения. Простейшими элементами сознания Вундт считал отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения, по мнению Вундта, являются объективными элементами сознания, а к субъективным он отнес чувства.

    В России в 1885 году В.М. Бехтерев (1857-1927) организовал первую экспериментально-психологическую лабораторию, он же основал в 1908 г. Психо-неврологический институт. Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905), который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) дал физиологическую трактовку основным психологическим процессам.

    3-ий этап – психология как наука о поведении (с первой половины ХХ века). Представители данного направления считали, что задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки, не учитывались и не исследовались. Психология как наука о поведении очень активно развивалась в Европе и США. Это направление сохраняется и сегодня и называется бихевиоризм.

    4-ый этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (с середины ХХ века и по настоящее время). Современная психологическая наука развивается по целому ряду направлений. Рассмотрим некоторые из них.

    Психоанализ (от греч. psyche – «ду­ша» + analysis – «разложение, расчленение») – направление в психологии, основанное З. Фрейдом в конце ХIХ века (фрейдизм); развивалось из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структурная схема психики включала в себя три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью собственные чувства, мысли, желания в область бессознательного. Но все же бессознательное проявляется в описках, обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах. В дальнейшем структура психики человека была несколько видоизменена: в ней были выделены три психические инстанции (1920-е гг.):

    1) Оно (Id) – инстинктивные увлечения, главное здесь – удовольствие;

    2) Эго (Ego) – психологическая связь, обеспечивающая взаимодействие Оно с внешним миром;

    3) супер-Эго (Super-ego) – социальные запреты, нормы, идеалы. Эго согласует противоположные силы в психике человека.

    Бихевиоризм (от англ. behaviour – «поведение») – ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека (Л. Халл, Б. Скиннер, Х.Ю. Айзенк). В основе бихевиоризма лежит понимание человеческого поведения как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, недоступных для непосредственного наблюдения механизмов отвергаются как философские спекуляции. Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913 г.). Сильными сторонами бихевиоризма считаются разработанные новые методики эксперимента, вовлечение в психологию математических средств обработки эмпирических данных. Однако бихевиоризм был подвергнут серьезной критике в отечественной и зарубежной психологии за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как воля, мышление, сознание, за игнорирование со­циальной природы психики и, как следствие этого, примитивизацию человеческого поведения.

    Гештальтпсихология – психологическое направление, получившее распространение в Германии в 1910-1930 гг. Берлинской школой был разработан наиболее удачный вариант целостного подхода к анализу определенных психических явлений и процессов. Сводя психологические законы к законам физиологии мозга, гештальтпсихология не отказывалась от методики самонаблюдения. Гештальтисты проводили анало­гию между сознанием, понимаемым как динамическое целое, и электромагнитными полями в физике. Единицей анализа гештальтполя выступают соответственно гештальтно целостные структуры, не сводимые лишь к сумме ощущений, из которых они образованы. Гештальтпсихология подвергла резкой критике структурализм и бихевиоризм и предложила новые понятия, такие как проблемная ситуация, инсайт и т. д. В 1920-е гг. М. Левин пытался усовершен­ствовать слишком уж физические схемы гештальтистов, введя личностное измерение. С началом Второй мировой войны большинство последователей школы перебралось в США. Здесь идеи М. Вергеймера, Д. Келлера, К. Коффки оказали значительное влияние на необихевифизм, когнитивную психологию, развитие системного подхода к науке. Среди наиболее ярких минусов гештальтпсихологии критики (в частности, Л.С. Выготский) выделяли антиисторизм и антигенетизм, с конца 1970 г. интерес к ней появился вновь.

    Гуманистическая психология (от лат. humanus – человечный) – ряд направлений в современной психологии, ориентированных на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения гуманистическая психология выделилась в начале 1960-х гг. В США в 1962 г. под председательством А. Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрела большую популярность и в Европе. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс. В. Франкл, и др. Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимания того, чем является здоровая и творческая личность, ориентированная не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Было постулировано, что цель человеческого существования самоактуализация, суть которой в максимально полном раскрытии и развитии потенциальных возможностей и способностей личности. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. В этом направлении активно используется постулат о целостности человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). И сама гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку этой целостности. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены, и он не принуждается внешними обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

    В отечественной психологии применяется деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, К.А. Абульханова-Славская и др.). В рамках научной школы С. Л. Рубинштейна был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, а работах А.Н. Леонтьева теоретически и экспериментально раскрыта проблема общности строения внешней и внутренней деятельности. В деятельностном подходе постулируются следующие положения: деятельность и психика образуют единство, при этом деятельность выступает движущей силой развития психического отражения; в структуру деятельности может быть включено использование орудий или знаков, что характерно для человеческого (исторического) этапа развития психики. В рамках традиции теории деятельности А.Н. Леонтьева, среди компонентов деятельности выделяют следующие иерархически организованные уровни: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные средства, с помощью которых деятельность реализуется.

    Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки:

    I этап (IVв. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений. Так сформировался исторически первый предмет психологии - душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

    II этап (середина XVII в. - середина XIX в.) - психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания. В этот период были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции, стали изучать феномены сознания, опыта человека на основе самонаблюдения.

    III этап (середина XIX в. - середина XX в.) - психология как наука о поведении. В это время возникает много разных "психологий" со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о "душе" и "сознании" оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

    Основатель научной психологии Вильгельм Вундт (немец), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки - Вундт обозначил право эксперимента на участие в изучении сознания. Еще один психолог того периода был американский ученый Уильям Джеймс создатель теории "потока сознания". Джеймс считал важным вопрос о том, какую ценность душа составляет для человека, чему она служит (направление "функционализм"). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя. Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены 3. Фрейдом , который основал парадигму психоанализа. Для получения исходного материала о глубинных психических структурах и процессах использовался анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забывания, толкование пересказов сновидений, и т.п. Установление особенностей глубинных психологических структур через интерпретацию этого материала составляет существо нового метода, который Фрейд назвал психоанализом. Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж.Б. Уотсоном , в 1913 г. статья "Психология с точки зрения бихевиориста". Предметом изучения становится поведение и активность. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие "реакция", к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность. Уотсон предложил схему S - R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S), порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R). Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер , предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, а вероятные последствия поведения управляют субъектом.

    IV этап (середина XX в. по настоящее время). Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм . Важным психологическим направлениям, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология . Гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Фредерик Перлз (врач-психиатр) считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т.е. бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается "контактная граница" между индивидом и средой; у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт - Перлз считает формированием гештальта, уход - завершением. Главное, по Перлсу - это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения - клише, т.е. стереотипных способов взаимодействия, и игр или ролей, в которых мы притворяемся такими, какими, хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения.

    Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология . Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу 60-е годы 20го столетия. В центре гуманистической психологии - понятие становления личности, представление o необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения. Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т.е. творческая направленность, которая врождена всем, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, "детский" взгляд на мир. Основание концепции Маслоу - его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку "заданы" и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

    • 1. Базовые физиологические потребности.
    • 2. Потребности, связанные с безопасностью.
    • 3. Потребности, связанные с любовью и приятием.
    • 4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.
    • 5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

    Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет. Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно - а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью в человеческом обществе.

    В 60-е годы появилась "трансперсональная психология ". В центре трансперсональной психологии (т.е. "психологии за пределами личности") - так называемые измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф , разработавший метод холотропного дыхания (холотропный - ведущий к целостности). В измененном состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рождения, и символический - духовное воскресение. При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и "отключения" сознания под воздействием специальной музыки (часто говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества). Согласно представлениям представителей этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.