Евгений шварц игровая программа для детей. Добродетельный соблазнитель Евгений Шварц и его оксюморон. Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — краткое описание

Литературная гостиная, посвященная творчеству Е.Л. Шварца Размещено на Евгений Львович Шварц ()










Литературное наследие Е. Л. Шварца Пьесы и сказки: "Обыкновенное чудо" "Дракон" "Голый король" "Тень" "Повесть о молодых супругах" "Снежная Королева" "Два клёна" "Золушка" "Красная Шапочка" "Два брата" "Скаска о потерянном времени" "Рассеянный волшебник" Стихотворения: «Бессмысленная радость бытия…» Бессонница («Томит меня ночная тень…») В трамвае («Глядят не злобно и не кротко…») «…Прощай, дерево…» Случай («Был случай ужасный - запомни его…») Страшный суд («Поднимается в гору…») Юрию Герману («Ты десять лет назад шутил, что я старик…») «Я прожил жизнь свою неправо…»


Сказки для детей Е.Л. Шварца «Скаска - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом» "Приключения Шуры и Маруси" (1937); "Чужая девочка" (1937); "Новые приключения Кота в сапогах " (1937) "Красная Шапочка" (1937); "Золушка" (1938); "Снежная королева" (1938) «Скаска о потерянном времени» (1940); «Скаска о храбром солдате» (1946); «Два клёна» (1953).



Афоризмы Евгения Львовича Шварца Деревья и те вздыхают, когда их рубят. Все мы запутались в своей собственной паутине. Есть вещи более сильные, чем деньги. Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!


Афоризмы Евгения Львовича Шварца Связи связями, но надо же и совесть иметь. Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну, ничего! Я поссорюсь с соседями! Любовь помогает нам делать настоящие чудеса.


Благодарим за внимание! Размещено на

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «СКАЗКА ГРЕЕТ СЕРДЦЕ» (О ТВОРЧЕСТВЕ Е,Л, ШВАРЦА)

Звучит музыка из фильма «Обыкновенное чудо» Небольшая комната в гостинице, в южной стране, две двери: одна в коридор, другая на балкон | сумерки | на диване сидит ученый, молодой человек двадцати шести лет | он шарит рукой по столу – ищет очки.

СЛАЙД 1

УЧЁНЫЙ: Когда теряешь очки, это, конечно, неприятно. Но вместе с тем и прекрасно – в сумерках вся моя комната представляется не такою, как обычно. Этот плед, брошенный в кресло, кажется мне сейчас очень милою и доброю принцессою. Я влюблен в нее, и она пришла ко мне в гости. Она не одна, конечно. Принцессе не полагается ходить без свиты. Эти узкие, длинные часы в деревянном футляре – вовсе не часы. Это вечный спутник принцессы, тайный советник. Его сердце стучит ровно, как маятник, его советы меняются в соответствии с требованиями времени, и дает он их шепотом. Ведь недаром он тайный. И если советы тайного советника оказываются гибельными, он от них начисто отрекается впоследствии. Он утверждает, что его просто не расслышали, и это очень практично с его стороны. А это кто? Кто этот незнакомец, худой и стройный, весь в черном, с белым лицом? Почему мне вдруг пришло в голову, что это жених принцессы? Ведь влюблен в принцессу я! Я так влюблен в нее, что это будет просто чудовищно, если она выйдет за другого.

смеется

Прелесть всех этих выдумок в том, что едва я надену очки, как все вернется на свое место. Плед станет пледом, часы часами, а этот зловещий незнакомец исчезнет.

шарит руками по столу

Ну, вот и очки.

СЛАЙД 2 . РАЗДАЁТСЯ БОЙ ЧАСОВ, ВЫХОДЯТ ВЕДУЩИЕ.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья! Часы предупредили о начале нашей литературной гостиной. Самое дорогое для человека - время. Не будем терять ни минуты. Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнике, точнее сказочнике, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.

СЛАЙД 3

ВЕДУЩИЙ: Сказка – это ведь самое первое, самое древнее, самое вечное, самое тайное, а, значит, и не контролируемое сверху, место встречи новенькой человеческой души с вечным человеческим словом.

ВЕДУЩИЙ: Сказка опирается на вечные истины, которые потому и вечные, что живут вне политики, вне конкретного времени. Эти истины – законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения во всех нормальных обществах.

ВЕДУЩИЙ: Законы эти, если верить Шварцу, таковы:

Добро – всегда побеждает. Не сразу, конечно. Но где-то поближе к финалу – непременно!

ВЕДУЩИЙ: Истина в представлении писателя – тоже обязательно, пусть и в самом конце сказки, но торжествует. А негодяи – непременно получают по заслугам. Торжество этих законов – вот цель общества. Их соблюдение должно быть нормой жизни.

ВЕДУЩИЙ: Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из - под его пера вышло более 20 сказочных пьес для кукольного, драматического театров и кинофильмов.

ВЕДУЩИЙ: Если найдется человек, которому кажется, что он не знаком с творчеством Евгения Львовича Шварца, переубедить его не стоит никакого труда. Достаточно лишь произнести волшебные слова: "Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!", и он воскликнет: "Да это же "Снежная королева" Андерсена!". Так-то оно так, да не совсем… Дело в том, что нет в сказке великого датчанина никаких "пурре-базелюрре", как нет в "Снежной королеве" и образа сказочника, эти слова произносящего. Нет там и мрачного Советника со второй коронной фразой о том, что он "а) отомстит, б) скоро отомстит и в) страшно отомстит".

СЛАЙД 4.

ВЕДУЩИЙ: Продолжим дальше копаться в вашем подсознании… "Я не волшебник, я только учусь", "Какое сказочное свинство!"… Не спешите приписывать эти крылатые выражения Шарлю Перро. В его "Золушке" этого нет и в помине. Все дело в том, что, вспоминая и "Золушку", и "Снежную королеву", вы вспоминаете в первую очередь не книжки, а "важнейшее из искусств" - кино.

ВЕДУЩИЙ: Но мало кто помнит, что оба замечательных фильма снимались именно по сценариям Евгения Шварца, изрядно преобразившего, а точнее сказать - обогатившего классические сюжеты.

СЛАЙД 5.

Золушка входит в королевский замок, навстречу ей устремляется король. Он бежит так быстро, что великолепная мантия развевается за королевскими плечами.

Король. Здравствуйте, неизвестная, прекрасная, таинственная гостья! Нет, нет, не делайте реверанс на ступеньках. Это так опасно. Не снимайте, пожалуйста, перчатку. Здравствуйте! Я ужасно рад, что вы приехали!

Золушка. Здравствуйте, ваше величество! Я тоже рада, что приехала. Мне очень нравится у вас.

Король. Ха-ха-ха! Вот радость-то! Она говорит искренне!

Золушка. Конечно, ваше величество.

Король. Идемте, идемте.

Он подает руку Золушке и торжественно ведет ее.

Король. Старые друзья – это, конечно, штука хорошая, но их уж ничем не удивишь! Вот, например, кот в сапогах. Славный парень, умница, но, как приедет, сейчас же снимет сапоги, ляжет на пол возле камина и дремлет. Или мальчик с пальчик. Милый, остроумный человек, но отчаянный игрок. Все время играет в прятки на деньги. А попробуй найди его. А главное, у них все в прошлом. Их сказки уже сыграны и всем известны. А вы… Как король сказочного королевства, я чувствую, что вы стоите на пороге удивительных сказочных событий.

Золушка. Правда?

Король. Честное королевское!

ПЕСНЯ ЗОЛУШКИ

ВЕДУЩИЙ : Как странно, что Евгений Шварц жил в XX веке. Казалось, он мог приятельствовать с Андерсеном или братьями Гримм. А он выбрал для себя время, когда особенно боялись сказок. В середине 20-х считалось, что сказки затрудняют постижение ребенком нового мира. Потому вся детская литература была под подозрением. А создавать свой сказочный мир было почти безумием.

СЛАЙД 6.

ВЕДУЩИЙ : Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, а другим сведениям в 1895 появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.

СЛАЙД 7.

ВЕДУЩИЙ : Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. ВЕДУЩИЙ : Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

ВЕДУЩИЙ : С раннего детства Женя признавал только те выдуманные истории, которые имели счастливый финал. Этим очень разумно пользовалась мама. Когда наступал час приема ненавистной пищи, например, обеда, мама всегда в это время импровизировала как бы некую сказку. Когда обед приближался к середине, в маминой сказке тотчас обнаруживался какой-нибудь несчастный герой на утлом суденышке в бушующем море-океане. А дальше будущему сказочнику предъявлялся ультиматум: «Доедай все до конца! Если хоть что-нибудь останется на твоей тарелке, они там все на судне утопнут в море!» И несчастный Женя подчищал свою тарелку до полного сияния, только чтобы все у всех и всегда кончалось хорошо.

СЛАЙД 8.

ВЕДУЩИЙ : Уже в детстве, утверждает легенда, маленький Женя умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нем странным образом как-то сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость. В три года научился читать, еще раньше – мечтать, чуть позже решил стать «романистом», и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти.

ВЕДУЩИЙ : Однажды, мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от застенчивости лег на ковер, повалялся у маминых ног и ответил полушепотом: „Романистом“. В смятении своем я забыл, что существует более простое слово – «писатель». Но я не сомневался, что буду писателем...

СЛАЙД 9

УЧЕНЫЙ : В семь лет мне выписали еженедельный журнал «Светлячок», издаваемый неким Федоровым-Давыдовым. Он меня не слишком обрадовал. Был он тоненький. От номера до номера проходило невыносимо много времени. Неделя в те времена казалась мне бесконечной. А кроме всего я жил сложно, а журнал был прост».

ВЕДУЩИЙ : Конечно, с ребенком, живущим так «сложно», родителям было непросто. Рассказывают, что были у маленького Жени брючки. Когда он из них вырос, мама, естественно, решила брючки выбросить. Не тут-то было. Будущий писатель возмутился: как же так? Столько лет брючки старались, работали на Женю, бегали вместе с ним на свидания к соседскому петуху, и вот теперь мама их выбрасывает?! Нет, так не по-людски с любимыми вещами не расстаются! И Женя похоронил любимые брючки, а на могиле произнес в качестве прочувствованного слова монолог Отелло над погубленной им Дездемоной.

ВЕДУЩИЙ : Ясно было, что добром подобные истории не кончатся. Быть беде. В смысле, быть в семье Шварцев – писателю.

СЛАЙД 10.

ВЕДУЩИЙ : Детские годы и юность драматурга прошли в городе Майкоп. Эти места он всегда вспоминал с исключительной нежностью.

СЛАЙД 11.

ВЕДУЩИЙ : Своими писательскими амбициями Женя достал своих родителей, и как только мальчик с грехом пополам в 1912 году окончил реальное училище в Майкопе и дорос из Жени до Евгения, они отослали его в Москву на юридический факультет Университета изучать перспективную, как им казалось, профессию юриста. Два года Шварц честно пытался одолеть юридическую науку, но через два года, так и не сдав экзамен по специальности «римское право», вернулся домой. Перед приездом он отправил родителям знаменитую телеграмму: «Римское право умирает, но не сдается!»

СЛАЙД 12.

Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

СЛАЙД 13.

ВЕДУЩИЙ : В 1917 году Шварц переезжает в Ростов-на-Дону, там его застает революция, а вслед за ней – гражданская война, которая именно в этих краях как раз и начиналась.

ВЕДУЩИЙ : Начинал свой путь в искусстве Шварц – актером. Он приехал из Москвы, вот собственно на что ушли два года учебы в Московском университете, ярким, темпераментным, как сейчас сказали бы, шоуменом, способным держать внимание любой публики каким угодно текстом, а иногда и вовсе без оного. Была у него коронная сценка-импровизация «Заседание суда». Да, это было настоящее, как и положено, заседание суда, с монологами адвоката, прокурора, свидетелей защиты и обвинения, все как у людей.

ВЕДУЩИЙ : Только все участники судебного заседания были не люди, а собаки. Евгений Львович выходил на сцену кабаре и лаял за своих персонажей. Но лаял строго по системе Станиславского. Вживаясь в каждого персонажа. Поэтому за грозного прокурора – лаял так, а за мудрого судью – иначе. Успех этого номера был грандиозный.

СЛАЙД 14.

ОТРЫВОК ИЗ «СКАЗКИ О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ВЕДУЩИЙ : Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по

арифметике, и даже по пению. «Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню». А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все "успею" да "успею". И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием.

Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

ПЕТЯ: Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

ТЁТЯ НАТАША: Кто меня зовет?

ПЕТЯ: Это я. Петя Зубов.

ТЁТЯ НАТАША: А почему у тебя сегодня голос такой хриплый?

ПЕТЯ: А я и сам удивляюсь. Вдруг охрип ни с того ни с сего.

ВЕДУЩИЙ: Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:

ТЁТЯ НАТАША: Ой!

ПЕТЯ (испуганно): Тетя Наташа, что с вами?

ТЁТЯ НАТАША: Как что? Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

ПЕТЯ: Какой же я дедушка? Я - Петя, ученик третьего класса.

ТЁТЯ НАТАША: Да вы посмотрите в зеркало!

ВЕДУЩИЙ: Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что

превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:

ПЕТЯ: Мама!

Бежит и думает:

ПЕТЯ: "Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало".

ВЕДУЩИЙ: Прибежал Петя домой и позвонил три раза. Мама открыла ему дверь.

Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

МАМА: Вам кого, дедушка?

ПЕТЯ: Ты меня не узнаешь?

МАМА: Простите, нет.

ВЕДУЩИЙ: Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят. Идет он и думает.

ПЕТЯ: Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков,

ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики -

те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен,

когда всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут -

ведь я всего только три года работал. Да и как работал - на двойки да на

тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же все это кончится?

ВЕДУЩИЙ : Главная мысль сказки: “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.

ВЕДУЩИЙ : А чем закончится сказка, вы знаете, когда её прочитаете.

СЛАЙД 15.

ВЕДУЩИЙ : А мы продолжаем вам рассказывать сказку о жизни Евгения Львовича. В 1917 году Шварц был призван в армию. Когда случился Октябрьский переворот, Евгений Львович вступил в ряды Добровольческой армии. Он получил сильную контузию при штурме Екатеринодара и был демобилизован. Травма не прошла для его здоровья бесследно – тремор рук сопровождал писателя до конца его дней.

СЛАЙД 16.

ВЕДУЩИЙ : В 1921 Евгений Львович приехал в Петроград. Вскоре он оставил сцену и стал секретарем у знаменитого Корнея Чуковского, помогая ему в литературных вопросах. В 1923-1924 годах Шварц писал фельетоны для изданий Донецка, взяв псевдоним Дед Сарай.

ВЕДУЩИЙ : В 1924 писатель начал работать в детской редакции Госиздата, помогая молодым авторам сделать первые шаги в литературе. Он принял участие в создании и работе изданий «Еж» и «Чиж».

ВЕДУЩИЙ : Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов «Рассказ старой балалайки» - появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»).

СЛАЙД 17.

ВЕДУЩИЙ : Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром.

ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕСЫ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Дом бабушки Красной Шапочки. Бабушка сидит у окна, вяжет.

Бабушка. Выдумали! Тридцать семь и два, даже полтора, так изволь в кровати лежать. Ха! Не на таковскую напали. Горло, так и быть, завязала, а в кровать – нет! Скорее лопну, а в кровать не лягу. Я уж сегодня и на речку сбегала, и за грибами сбегала, и пыль обмела, и чай вскипятила, и даже на гитаре поиграла. Старинный романс. (Поёт.) «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять». Хе-хе-хе! Красной Шапочке об этом не скажу все-таки. Боюсь – заругает. Она строгая у нас. Она…

Вдали раздается крик: «Помогите!» Бабушка вскакивает.

Бабушка. Что такое? Никак, на помощь зовут? (Выглядывает из окна. В руках ее ружье.) Кто там кричит?

Волк (вбегает) . Ой, помогите, ой!

Бабушка. Что такое? Почему такое?

Волк. За мною волк гонится…

Бабушка. Ничего! Сейчас я его застрелю.

Волк. Ах, нет, нет! Вы сами как хотите, а я очень боюсь! Спрячьте меня под кровать. Прошу.

Бабушка. Экий ты какой! Ну, иди в дом!

Видна комната. Волк входит в комнату.

Бабушка. Ну, лезь под кровать.

Волк (басом) . Брось ружье!

Бабушка. Что такое?

Волк. А то! ( Выбивает у бабушки ружье лапой. Открывает гигантскую свою пасть. Проглатывает бабушку.)

Бабушка (из волчьего живота) . Да ты, никак, меня надул. Ты волк?

Волк. А ты думала? Ха-ха-ха! Где твои очки? Вот они. Где чепчик? Вот он. Очень хорошо! Ха-ха-ха!

Бабушка. Не смейся, ты меня трясешь.

Волк. Ладно!

Бабушка. Я знаю, что ты задумал! Ты задумал Красную Шапочку съесть!

Волк. Обязательно.

Бабушка. Только попробуй! Я ей крикну: уходи, съест!

Волк. А я сейчас тремя одеялами укроюсь, – она и не услышит.

Бабушка. Не смей!

Волк укрывается двумя одеялами.

Бабушка. Не смей!

Волк укрывается еще одним одеялом. Бабушку не слышно.

Волк. То-то, замолкла. Ну и жарко же под тремя одеялами. Эй, ты там, бабушка! Не смей меня бить кулаком в живот. Что? И каблуком не смей. Никак, идет! Идет! Воу!

Красная Шапочка вбегает. Видна под окном. В руках у нее букет цветов.

Красная Шапочка. Ну, птицы, до свиданья, дорогие. Спасибо вам за помощь, друзья.

Птицы. Мы подождем! Мы боимся! Нам кажется…

Красная Шапочка. Нет, нет, улетайте! (Вбегает в дом и останавливается, пораженная.)

Птицы. Смотрите на окна. Она испугалась! Подождем, подождем! Посмотрим, посмотрим…

Красная Шапочка. Бабушка, отчего ты такая белая?

Волк. Оттого, что больная.

Красная Шапочка. Бабушка, отчего у тебя такой странный голос?

Волк. Оттого, что горло болит.

Красная Шапочка. Бабушка, а отчего у тебя сегодня такие большие глаза?

Волк. Чтобы тебя получше видеть.

Красная Шапочка. Бабушка! А отчего у тебя такие большие руки?

Волк. Чтобы тебя покрепче обнять. Подойди сюда.

Красная Шапочка. Бабушка! А отчего у тебя такие большие зубы?

Волк (ревет) . Чтоб съесть тебя! (Проглатывает девочку. Укладывается на постели, сбросив с себя все одеяла.)

Птицы отчаянно кричат.

Волк. А-ха-ха! Наконец-то! Молодец! Съел! Победил!

Красная Шапочка. А кто здесь еще у волка в животе?

Бабушка. Кто же, как не бабушка!

Красная Шапочка. Он и тебя съел? Ты, бабушка, не бойся, – мы спасемся.

Бабушка. Учи меня… Будто я не знаю.

Волк. Тише вы там! Не мешайте мне спать!

Бабушка. Отстань! Что это? Он тебя с корзинкой проглотил? Дай-ка мне кусочек пирога. Спасибо. Внучка! Да ты, никак, плачешь?

Красная Шапочка. Это я не от страху, бабушка, а мне обидно, что он меня перехитрил.

Бабушка. Сейчас он тебя, а потом ты его. Ты не плачь, ты думай, как нам спастись.

Красная Шапочка. Я знаю, как нам спастись! Птицы, сюда! Скорее!

Птицы. Ты жива? Девочка! Ты жива?

Красная Шапочка. Да, птицы. Как можно скорее летите все на восток и на восток. На перекрестке двух дорожек стоит человек. Расскажите ему все. Летите! Скорей!

Птицы. Летим. ( Улетают.)

Бабушка. Красная Шапочка, ты на меня не сердишься?

Красная Шапочка. За что?

Бабушка. Я компресс сняла. Уж очень тут жарко.

Красная Шапочка. Давай я завяжу. Сейчас же. Нас очень скоро спасут, а ты простудишься. Нас очень скоро спасут. Слышишь?

СЛАЙД 18.

ВЕДУЩИЙ : Первой супругой Евгения стала Гаянэ Халайджиева. Она была актрисой театра в Ростове-на-Дону. Шварц долго добивался согласия на брак и добился благодаря своему экстравагантному поступку – в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Пара поженилась и в скором времени у них родилась дочь Наталья.

ВЕДУЩИЙ : «Увы, – вспоминал потом Евгений Львович, – наш брак оказался неудачен, потому, наверное, что совершился не на небесах, а в воде ледяного Дона».

СЛАЙД 19.

ВЕДУЩИЙ: В 1927 году Евгений познакомился с братом своего друга на одном из литературных собраний. Тот был с женой Екатериной, которая с первого взгляда покорила сердце сказочника. Долгий тайный роман с Екатериной Ивановной мучил Евгения Шварца, который не хотел причинять боль близким. Однако, в конце концов пара освободилась от прежних браков и соединилась. С Екатериной Евгений прожил 30 лет, до последнего своего вздоха.

ДУЭТ ЭМИЛЯ И ЭМИЛИИ

СЛАЙД 20.

ВЕДУЩИЙ : С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с М. Зощенко). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.

СЛАЙД 21.

ВЕДУЩИЙ : Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.

СЛАЙД 22.

ВЕДУЩИЙ : В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто - «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны - и каждый раз с неизменным успехом.

ВЕДУЩИЙ : После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц. В его фильмах снимались такие блистательные актеры, как Фаина Раневская, Янина Жеймо, Толубеев, Черкасов, Гарин и другие.
ВЕДУЩИЙ
: Первый сборник пьес Евгения Шварца увидел свет лишь после кончины Иосифа Сталина.

ВЕДУЩИЙ : «На свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки...

ВЕДУЩИЙ : Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы.

ВЕДУЩИЙ : Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..?

ВЕДУЩИЙ : Вероятно - для всех! …Так и с драматургией. У сказок и пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста.

СЛАЙД 23.

ВЕДУЩИЙ: Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ.

МУЗЫКА

УЧЁНЫЙ: Шварц жил в сложные времена, когда такие понятия как жалость, сострадание, сочувствие считались устаревшими. Но сказочник Шварц остался одним из немногих, кто продолжал наивно настаивать: http://www.skazka.com.ru/bio/evgenii-shvarc

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы сказать во весь голос то, что думаешь.

Е. Шварц

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Слово ведущего.

Ведущий. За что мы любим сказки?

За то, что они будничную жизнь поворачивают к нам своей удивительной стороной, где самые обычные вещи и люди начинают жить другой жизнью.

За что мы любим сказки Евгения Шварца?

Герои его сказок ощущаются как живые люди. В его сказках, как во всех лучших сказках на свете, добро всегда побеждает зло. Его сказки учат быть великодушными, верными и храбрыми. Уже для многих поколений и детей, и взрослых Евгений Шварц стал постоянным спутником, веселым и мудрым другом, а придуманные писателем меткие и остроумные крылатые фразы гуляют по свету как народные поговорки, а это, согласитесь, бывает не часто.

II. Игра «Вспомните сказку».

Задача учащихся вспомнить, из каких сказок эти слова:

«Я не волшебник, я только учусь». («Золушка».)

«Любовь позволяет нам творить настоящие чудеса». («Золушка».)

«Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники». («Снежная королева».)

«Очень вредно не ездить на бал, когда ты заслужил это». («Золушка».)

«Не стоит говорить о чувствах, когда делаются дела». («Снежная королева».)

«Я себя не просто люблю - я в себе души не чаю». («Два клена».)

«Будете мешать - оставлю без завтрака». («Обыкновенное чудо».)

«Во мне тетя родная проснулась, дура неисправимая». («Обыкновенное чудо».)

«Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, остальное ему». («Обыкновенное чудо».)

Показать портрет Е. Шварца.

III. Слово о писателе.

Ведущий. В жизни Евгений Львович, великолепный красавец, был сердечным и добрым, веселым и праздничным человеком, желанным гостем на детских новогодних елках и на встречах с первоклассниками в детской библиотеке, душой любой компании взрослых, будь это маститые, седобородые профессора или известные писатели. Шварц был замечательным рассказчиком, слушали его со всем вниманием, боясь пропустить мимо ушей что-нибудь смешное и интересное.

Только не надо думать, что он прожил безоблачную жизнь.

Его образование (он поступил в Московский университет на юридический факультет) осталось незавершённым, помешали войны - Первая мировая, потом Гражданская. Правда, воевал Шварц недолго: был контужен - от этого у него всю жизнь тряслись руки. Переболел сыпным тифом, от которого мало кто поправлялся. И всю жизнь потом ему, писателю, писать и печатать на машинке было трудно.

После гражданской войны кем только он не работал: и артистом, и журналистом, и - нужда заставляла - грузчиком в угольной гавани.

Есть досыта ему тоже не всегда удавалось, причем не только в молодости: он был в Ленинграде (сейчас Петербург) в самые Трудные месяцы блокады, его крупная, полная фигура похудела больше чем вдвое.

И писательские его дела далеко не всегда шли блестяще, ведь бывали времена, когда сказка считалась жанром сомнительным, а то и вредным - выдумкой, уводящей от реальности, от практической жизни. Приходилось объяснять, ради чего она рассказывается.

Да и широкое признание пришло к Шварцу после смерти.

В конце жизни он тяжко болел, но жизнерадостность, внимание к людям, любовь к шутке, как и любовь к труду, не оставляли его никогда.

Вот один забавный эпизод из жизни Евгения Шварца, который характеризует его как человека, который понимал толк в хорошей шутке.

В юности он был влюблен в юную актрису, армянку Ганю. Ганя долго противилась ухаживаниям Евгения Шварца и не соглашалась выйти за него замуж. Однажды в конце ноября поздно вечером они гуляли вдоль берега Дона (дело было в Ростове), и Шварц уверял Ганю, что готов сделать ради нее все, что угодно.

А если я скажу: прыгни в Дон? - засмеялась девушка.

Зря она так сказала. Потому что в ту же секунду Шварц перелетел через парапет и прыгнул в ледяную воду прямо как был — в шляпе, пальто и в калошах. Правда, следует признать, что после этого Ганя сразу вышла за него замуж.

Евгений Шварц вырос в семье врачей и с детства полюбил Две вещи: театр и книги. С одинаковым восторгом он читал и перечитывал «Принца и нищего» М. Твена и «Кавказского пленника» Льва Толстого, книги Жюля Верна и Майна Рида, Виктора Гюго и Конан Дойля.

Он сделал свой выбор в раннем детстве, еще не переступив порога школы, еще не написав ни строчки по причине ужасного

почерка. На вопрос мамы: «Кем же ты будешь"?» - он ответил полушепотом: «Романистом», забыв от застенчивости и смятения, что существует более простое слово: «писатель».

И он действительно стал писателем. Его творческая щедрость поражала: не проходило и дня без написанной страницы. Пьесы «Два клена», «Золушка», «Снежная королева», «Красная Шапочка», «Голый король», «Обыкновенное чудо», повести «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси», сказки «Новые похождения Кота в сапогах», «Два брата», цирковое или эстрадное представление, сценарии, воспоминания, литературные портреты - одно шло за другим, один замысел подгонял другой. Фантазия писателя была неистощима, а он сам был великим тружеником.

IV. Представление «Сказки о потерянном времени».

Ведущий. Писатель словно старался не растратить времени зря, как это неосторожно сделали в его «Сказке о потерянном времени» Петя Зубов, Маруся Поспелова, Вася Зайцев и Надя Соколова. Эти ленивые школьники всюду опаздывали, от всех отставали, пока не превратились в молодых стариков или старых ребят.

У ребят осталась одна-единственная возможность вернуть потерянную молодость. Какая? Пробраться в избушку злых волшебников и ровно в 12 часов повернуть стрелку ходиков на 77 кругов назад. Но сначала Пете нужно найти всех собратьев по несчастью.

Игра «Да - нет».

По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью?

(Отвечайте «да» или «нет», «подходит» - «не подходит».)

Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да.)

Старик едет на пожарной машине тушить пожар. (Нет.)

Старик прицепился к трамваю № 9. (Да.)

Старик несет ведро и кисть. (Нет.)

Старушка играет в классики на одной ножке. (Да.)

Старик посыпает тротуар песком. (Нет.)

Старушка играет в мячик. (Да.)

Идет старушка с большой корзинкой. (Нет.)

Евгений Шварц заключает эту хорошо закончившуюся для ребят-лентяев историю следующими словами:

«Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Викторина «Посчитаем».

1. Сколько оборотов стрелки надо было сделать ребятам, чтобы вернуть молодость? (77.)

2. Сколько мальчиков и девочек попало в беду? (4.)

3. Сколько 2-классников и сколько 3-классников было среди них? (Трое третьеклассников и одна второклассница.)

4. Сколько злых волшебников жило в избушке? (4.)

5. Выберите из списка имен детей и злых волшебников имена ребят, потерявших молодость.

Пантелей

Ведущий . Кроме оригинальных сказок Евгений Шварц написал несколько историй по мотивам широко известных сказок, чаще всего - X. К. Андерсена или Шарля Перро, но каждая сказка Шварца - это самостоятельное произведение, настолько в них все по-другому и все по-новому.

Чьи сказки дополнил Евгений Шварц?

- «Новые приключения Кота в сапогах». (Ш. Перро.)

- «Золушка». (Ш. Перро.)

- «Снежная королева». (X. К. Андерсен.)

- «Голый король». (X. К. Андерсен.)

- «Красная Шапочка». (III. Перро.)

- «Тень». (X. К. Андерсен.)

V. Представление сказки «Новые приключения Кота в сапогах».

Ведущий. Кота в сапогах все помните? Чем Кот в сапогах отличается от обыкновенного кота? (Выслушать ответы детей и предложить ответы из сказки Е. Шварца «Новые приключения Кота в сапогах».)

Говорит по-человечьи.

Сказки рассказывает.

Наперегонки бегает.

В прятки играет.

Воды не боится, плавает и на боку, и на спине, и по- собачьи, и по-лягушачьи.

В сказке Евгения Шварца Кот в сапогах заскучал, растолстел без трудностей - живот мешает сапоги надевать - и отправился в путь за сложными делами.

Сначала он помог капитану большого красивого корабля всех крыс извести. А потом спас сына капитана Сережу от чар злой волшебницы. Сережа был на вид мальчик хороший, здоровый, румяный, аккуратный, а вел себя как разбойник: то Кота за хвост дернет, то планер сломает. Это злая волшебница, зеленая жаба ростом с хорошее ведро, силой своего колдовства заставляла Сережу вести себя плохо.

Как спасти Сережу? Коту в сапогах в этом деле помогли все воспитанники детского сада, которые вместе с Сережей приехали летом на дачу. Окружили дети жабу, она раздулась от злости и... лопнула.

Вопрос внимательным читателям:

За спасение Сережи Кот в сапогах получил от капитана и капитанши в подарок... что?

Новые сапоги и шляпу. +

Новый костюм.

Один килограмм молочных сосисок.

Путевку в санаторий.

VI. Представление сказки «Два брата».

Ведущий . Эта история случилась накануне Нового года.

Отправились отец с матерью на три дня в город за елочными украшениями, а дома оставили сыновей, Старшего и Младшего, наказав им не ссориться и не обижать друг друга.

В 6 часов вечера Старший сел читать книжку, а Младший от скуки стал просить: «Поиграй со мной». За это вытолкал Старший Младшего во двор и запер дверь. Когда часы показывали без четверти восемь, Старший опомнился, открыл дверь, но Младший исчез. Вернулись домой родители и обо всем узнали. Поседел отец от рассказа Старшего и тихо сказал:

Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата.

Старший нашел Младшего во дворце злого Прадедушки Мороза, который не любил живых птиц, а любил вечный покой, и спас Младшего. И с тех пор братья живут дружно и счастливо.

Задания для эрудитов.

а) Назовите сказки, которые напоминают вам по содержанию сказку Евгения Шварца «Два брата».

(«Мороз Иванович» В. Одоевского, «Морозко», «Про ленивицу и радивицу».)

б) Сравните просто сказки и пьесы-сказки. Чем замечательны пьесы-сказки? (В пьесе-сказке нет слов автора (кроме ремарок), герои разговаривают друг с другом.)

VII. Представление сказки «Два клена».

Ведущий. Злобная Яга превратила двух мальчиков- братьев, сыновей неутомимой Василисы-работницы, в деревья. Любовь и смекалка матери, помощь сынишки Вани, птиц, зверей и даже избушки на курьих ножках, к которым отнеслись по- человечески, разрушили козни злой Яги.

VIII. Представление сказки «Снежная королева».

Ведущий. Жили в доме со своей старенькой бабушкой Герда и Кей. Кей попал под власть Снежной королевы. Чтобы спасти брата, Герда готова на все.

IX. Представление сказки «Обыкновенное чудо».

Ведущий . Добрый волшебник может делать поразительные вещи: с помощью землетрясений он сбивает масло, ураган заставляет таскать мебель. Однажды он встретил в лесу молодого медведя, голова лобастая, глаза умные, и превратил медведя в юношу с таким условием: если его полюбит и поцелует принцесса, юноша снова станет медведем.

Как вы думаете, чем закончилась эта сказка? (После поцелуя принцессы юноша не превратился в медведя, потому что любовь - самое сильное волшебство на земле.)

А теперь я хочу представить вам две чудесные повести Евгения Шварца о детях - «Первоклассница» и «Приключения Шуры и Маруси».

X. Представление повести «Первоклассница».

Ведущий. Эта повесть - про девочку Марусю, которая поступила в первый класс, подружилась с девочками, полюбила учительницу Анну Ивановну, научившую девочек не только писать, читать и считать, но и следующему:

Вставать и садиться тихо;

Слушаться всех учительниц;

Приходить в школу аккуратными;

Радоваться успеху своих подруг и помогать им в трудную минуту (зачитать).

XI. Представление повести «Приключения Шуры и Маруси».

Ведущий. Перед вами - настоящая приключенческая история. Жили-были две сестренки - Маруся и Шура, семи с половиной лет и пяти лет. Однажды бабушка пошла в магазин, а девочки, не послушав бабушку, вышли на площадку, чтобы посмотреть на жалобно мяукающую кошку, а дверь и захлопнулась. Много страху натерпелись девочки, со многими хорошими людьми познакомились, прежде чем снова попали домой.

Вопрос для эрудитов:

Девочки узнали, как много в доме незаметных помощников - людей, которые оберегают и дом, и живущих в доме людей. Назовите профессии незаметных помощников.

1. Старичок с клещами и молотком в руках - «топит паровое отопление». Это кочегар, истопник.

2. Черный человек, в черной рубахе, с черными от сажи руками и лицом, он чистит трубы. Это трубочист.

3. В фартуке, с метлой в руках, он двор подметает, у ворот сторожит. Это дворник.

XII. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Что ж, дорогие друзья! Пришло время завершать встречу с героями произведений Евгения Шварца. Он, конечно, волшебник, но бег времени не подчиняется никаким чарам. Однако не стоит расстраиваться! Поспешите в библиотеку, найдите на книжных полках те произведения, о которых мы сегодня говорили, и вы вновь окажитесь в стране сказок, волшебства, приключений.

Литература

1. Голованова, М. В. «Я не волшебник, я еще только учусь...»: о творчестве Е. Л. Шварца, 1896-1958 [Текст] / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 2-5.

2. Житие сказочника. Евгений Шварц: Из автобиографической прозы; Письма; Воспоминания о писателе [Текст]. - М., 1991.

3. Корф, О. Б. Е. Л. Шварц (1896-1958) [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от О до Я. - М. : Стрелец, 2006.-С. 52-53.

4. Крыжановский, А. «За что мы любим праздник?..» [Текст] / А. Крыжановский // А. Крыжановский. Шварц Е. Л. Рассеянный волшебник: сказки, пьесы. - Л., 1989. - С. 268-270.

5. Писатели нашего детства. 100 имен [Текст] : биографический словарь: в 3 ч. Ч. 3. - М., 2000. - С. 489-495.

6. Разгон, Л. Евгений Шварц [Текст] / Л. Разгон // Пионер. - 1986. — № 11. - С. 36.

7. Рахманов, Л. Обыкновенный волшебник [Текст] / Л. Рахманов // Л. Рахманов. Шварц Е. Л. Сказки, повести, пьесы. - Л., 1969.-С. 291-300.

8. Сивоконь, С. Безумство храбрых [Текст] / С. Сивоконь // Детская литература. - 1990. - С. 102-106.

9. Тихомирова, И. И. Шварц Е. Л. (1896-1958) [Текст] / И. И. Тихомирова // Очерки о детских писателях: справочник для учителей нач. классов. - М., 1999. - С. 229-231.

10. Шварц Е. Л. (1896-1958) [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 1998, август. - С. 2-3. - (Сказочники).

11. Шварц, Е. Сказки, повести, пьесы [Текст] / Е. Шварц. - Л., 1969.

12. Шварц, Е. Л. «Родина моей души...» [Текст] : из воспоминаний / Е. Л. Шварц. Два брата: сказка. - Л., 1987. — С. 41— 45. - (Читаем сами).

13. Шварц, Е. Л. Два брата [Текст] : сказка / Е. Л. Шварц. - Л., 1987. - (Читаем сами).

14. Шварц, Е. Л. Из воспоминаний о прочитанных в детстве книгах [Текст] / Е. Л. Шварц // Костер. - 2002. - № 2. - С. 13-14. - (Аптека для души).

15. Шварц, Е. Л. Клад, Снежная королева, Голый король, Тень. Дракон, Два клена, Обыкновенное чудо, Повесть о молодых супругах, Золушка, Дон Кихот [Текст] : пьесы / Е. Шварц. - М.; Л., 1962.

16. Шварц, Е. Л. Первоклассница [Текст] / Е. Шварц. - М., 2006. - (Библиотека школьника).

П.Шварц, Е. Л. Рассеянный волшебник [Текст] : сказки, пьесы/Е. Шварц.-Л., 1989.

18. Юбилей сказочника [Текст] // Стригунок. - 1996. - № 5. - С. 4.

Данная презентация является демонстрационным материалом к конференции по творчеству Е.Л.Шварца - русского драматурга 20 века. Она способствует наглядному познакомству учащихся с личностью Е.Шварца, раскрывает своеобразие творчества драматурга и и показывает богатые возможности жанра сказки.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Составила: учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 3 О.В.Маслова
Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь".А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. Е.Л.Шварц русский драматург. Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Е.Шварца прошло в г.Майкопе. Е.Шварц не окончил юридический факультет Московского университета, где учился в первые годы после Октябрьской революции 1917, поскольку начал играть в театрах-студиях – сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 в Петрограде, в «Театральной мастерской». В рецензиях на спектакли «Театральной мастерской» критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он оставил сцену в начале 1920-х годов и работал литературным секретарем К.И.Чуковского, а в 1923–1924 – журналистом различных изданий г.Донецка, в том числе журнала «Забой» и известной за пределами Донбасса газеты «Кочегарка», для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом Дед Сарай. Сотрудничал с журналом «Ленинград». В 1924 Е.Шварц вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам, многие из которых вспоминали о том, что Е.Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая таким образом новичкам прояснить их индивидуальные возможности и намерения.
ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) - 1924 – 1943 г. В эти годы Е.Шварц был близок к группе ОБЭРИУ. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж» (Рассказ старой балалайки, 1925, и др.), издавал детские книги. Вспоминая общественную обстановку тех лет, Е.Шварц писал: «Противники антропоморфизма, сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что, по их мнению, разрешалось делать детским писателям, это создавать некоторые необязательные довески к учебникам». В такой атмосфере рождалась драматургия Е.Шварца. В 1929 Е.Шварц написал свою первую пьесу "Ундервуд". Сюжет ее прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им. Детский образ, воплощающий в себе дружбу и самоотверженность, благодаря которым развеиваются силы зла, стал сквозным образом пьес Шварца – подобно Марусе из "Ундервуда" и девочке Птахе, героине пьесы "Клад" (1933). В 1934 режиссер Н.Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса "Похождения Гогенштауфена" – сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении, где управделами Упырев оказывался настоящим упырем, а уборщица Кофейкина – доброй феей. Пьеса "Тень" (1940), написанная, как и некоторые другие пьесы Шварца, по мотивам сказок Х.К.Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Шварца к современной теме с «идеологически выдержанных позиций» и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы "Брат и сестра" (о спасении детей со льдины) и "Наше гостеприимство" (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда "Одна ночь" (1942), в которой также не было элементов сказки. В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой "Дракон" (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962. Содержание пьесы не сводилось к победе доброго рыцаря Ланцелота над злым правителем Драконом. Могущество Дракона было основано на том, что он сумел «вывихнуть людские души», поэтому сразу после его смерти началась борьба за власть между его приспешниками, а народ по-прежнему довольствовался своим убогим существованием. Ознакомившись с режиссерской экспозицией "Дракона", сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе... Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, – оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, – зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен». Читатель и зритель пьес Шварца мог делать выводы о позиции автора, исходя из конкретных образов и ситуаций, из последовательного раскрытия драматургом психологии персонажей. При наличии глубокого философского подтекста, пьесы Шварца "Голый король" (1934), "Красная Шапочка" (1936), "Снежная королева" (1938), "Золушка" (1946), "Обыкновенное чудо" (1954) и другие антидидактичны; необыкновенное, сказочное сочетается в них с реальным, узнаваемым. По аналогии с «комедиями характеров» критики называли их «сказками характеров». После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его "Автобиография", написанная в 1949 и изданная в 1982 в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли – и в СССР, и за рубежом.

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) «Обыкновенное чудо», «Золушка», «Тень», «Убить дракона» - любимые всеми с детства кинофильмы, снятые по пьесам Евгения Шварца, «главного сказочника» нашей страны. Его сочинения, созданные в самые мрачные годы советской истории, только притворяются сказками. При внешнем неправдоподобии Шварц с поразительной точностью вскрывает суть миропорядка и человеческих отношений. Автор словно смотрит на человека сквозь увеличительное стекло, поражая читателя насыщенностью действия и мысли, сжатостью диалогов и пронзительной точностью оценок – и все это на фоне безобидных сюжетов андерсеновских сказок. Проживут ли лучшие произведения Шварца еще сто лет? Его сказки – не просто политическая сатира на тоталитарный режим. Шварц писал аллегорически, без политических привязок, что и делает его автором на все времена. И.Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». В.Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». Шварц написал около 25 пьес, не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы "Первоклассница", "Золушка", "Дон-Кихот", в которых снимались блистательные актеры Э.Гарин, Я.Жеймо, Ф.Раневская, Н.Черкасов, Ю.Толубеев и др. Пьесы и сказки:"Обыкновенное чудо" "Дракон""Голый король""Тень""Повесть о молодых супругах""Снежная Королева" "Два клёна""Золушка" "Красная Шапочка" "Два брата" "Сказка о потерянном времени" "Рассеянный волшебник"
Стихотворения: «Бессмысленная радость бытия…» Бессонница («Томит меня ночная тень…») В трамвае («Глядят не злобно и не кротко…») «…Прощай, дерево…» Случай («Был случай ужасный - запомни его…») Страшный суд («Поднимается в гору…») Юрию Герману («Ты десять лет назад шутил, что я старик…») «Я прожил жизнь свою неправо…»
Литературное наследие Е.Л.Шварца. "Приключения Шуры и Маруси" (1937); "Чужая девочка" (1937); "Новые приключения Кота в сапогах" (1937); "Красная Шапочка" (1937); "Золушка" (1938); "Снежная королева" (1938) «Сказка о потерянном времени» (1940); «Сказка о храбром солдате» (1946); «Два клёна» (1953).
Сказки для детей Е.Л. Шварца.«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом» Мальчики и девочки, маленькие лентяи и бездельники, теряли понапрасну время. Злые волшебники, ой, как хотели помолодеть. И вот свершилось злое колдовство – мальчики и девочки стали старичками, а старые волшебники помолодели. Когда дети столкнулись с жизненными вопросами: те, кто стар, уже мудр, чего-то добился в жизни, а они могли так и остаться неучами, растерять всех друзей, все прелести школьной поры и молодой жизни, пришлось бороться за то, чтобы вернуть себе украденные годы.Конец у сказки поучительный и добрый: пришлось детям найти друг друга и успеть к полночи добежать до лесной избушки, перевести стрелки назад. Школьники вернули свою молодость, и получили настоящий урок для дальнейшей жизни.
"Сказка о потерянном времени"(1940). Фильм на все времена.«Ска́зка о поте́рянном вре́мени» - фильм по мотивам сказки Евгения Шварца. Снят в 1964 году. Фильм на все времена. Сценарии, созданные Е.Л.Шварцем. 1930 - Настоящие охотники. 1931 - «Товарный 717». Немой фильм. Соавтор В.Петров. 1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым).1936 - На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым).1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым).1938 - Доктор Айболит.1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского.1947 - Золушка (сценарий 1945 года).1948 - Первоклассница.1957 - Дон-Кихот.1959 - Марья-искусница.1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с Николаем Эрдманом).1966 - Снежная королева. Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Шварц. Его сказки - добрые и открытые людям, как и сам писатель - знает каждый, фильмы, по его сценариям, с детства любимы и вызывают только восторг. Николай Павлович Акимов, первым поставивший все лучшие шварцевские пьесы, говорил, что «у них такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». И это действительно обыкновенное чудо, совершенное необыкновенным человеком и писателем Евгением Шварцем.
В 40-х годах судьба связала Шварца с театром Комедии. Именно для театра Комедии он пишет свои пьесы, которые с колоссальным успехом ставит Николай Акимов. «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» стали одними из лучших спектаклей театра. Сам Акимов старается всячески способствовать написанию новых произведений. Иногда Николаю Павловичу приходилось запирать Шварца в комнате, чтобы тот, от рождения немного ленивый и неторопливый, а главное, не любивший ничего планировать, садился и писал новые пьесы. «Шварц - явление исключительное и драгоценное, - говорил Акимов. - Это я заключил рано и тогда же понял, что иметь с ним дело трудно из-за его неорганизованности - он не признавал плана и не умел его сочинить. План рождался по мере писания диалога, и тогда же возникали непредусмотренные логикой ходы и даже персонажи».
Е.Л.Шварц и театр. Е.Л.Шварц и театр. "Странности, забавности текста Шварца были плодом его непрерывных устных упражнений с друзьями. Он был лентяем - писал по необходимости. Обожал болтать и пить чай с друзьями. Будучи очень целомудренным человеком, не был ханжой. Все поколения обожали его" - такую характеристику дает великий режиссер Шварцу. Евгения Львовича постоянно просили создавать советские пьесы. Он пытался, но ничего путного не получалось, так как, видно, Шварц не был способен описывать жестокую действительность, она никак не входила в рамки его широкой фантазии, дара все воспринимать сказочно и необыкновенно. Наверное, поэтому Шварц нашел такое соприкосновение с сказками Андерсена. «Тень» открыла собой жанр философской сказки, а спектакль по этой пьесе стал своеобразным символом театра Комедии, как в свое время «Чайка» во МХАТе. Шварц умел увидеть ироничное и забавное в любой ситуации. Это роднило его с Акимовым, обладавшим ясным и острым умом. Именно Акимову принадлежит идея создания самых любимых и знаменитых сказок - «Тень» и «Дракон». С Акимовым Шварца также объединяет общая работа над фильмом «Золушка», инициатором создания и художником которой был сам Николай Павлович. Я «не волшебник, я только учусь», - эти слова Шварца навсегда запечатлелись в нашем уму. На кинопленке запечатлены и другие произведения по сценариям Шварца. Это любимые всеми фильмы «Снежная королева», «Убить дракона», «Тень», «Обыкновенное чудо». Из всего сказанного о Шварце можно заключить следующее: «Великая объединяющая сила сказочного мира не слабеет… Он сам собою, по всем законам, сказочным и жизненным, включился в борьбу… За силы созидающие - против сил разрушительных» - эти слова, когда-то сказанные Шварцем о Г.Х. Андерсене, с полным правом можно отнести и к нему самому. Театральные постановки. Ленинградский ТЮЗ1929 - Ундервуд - режиссёры А. Брянцев и Б.Зон.1933 - Клад- режиссёр Б. Зон.1939 - Снежная королева - режиссёр Б. Зон Кот в сапогах - режиссёр П. Вейсбрём. 1954 - Два клёна - режиссёр П. Вейсбрём.Театр Комедии1940 - Тень - режиссёр Н. Акимов.1941 (12 августа) - Под липами Берлина - режиссёр Н. Акимов.1962 - Дракон - режиссёр Н. Акимов.Центральный детский театр1948 - Снежная королева – режиссеры О. Пыжова, Б. Бибиков.Снежная королева - режиссёр А. Некрасова. Театральные постановки. Московский Театр киноактёра1956 - Обыкновенное чудо - режиссёр Э. Гарин.Московский театр «Современник»1960 - Голый король - режиссёр О. Ефремов.Московский драматический театр имени К. С. Станиславского1960 - Снежная королева - режиссёр Е. Завадский.Московский театр музыки и драмы Стаса НаминаСнежная королева - режиссёр Г. Карпов.«Свободный Театр»2003 - «Голый Король» - по сказкам Ганса-Христиана Андерсена и пьесе Е. Шварца, режиссёр А. Артименьев. Театральные постановки. Театр «МЕЛ»1994 - Снежная королева (спектакль театральной студии).2005 - Снежная королева - режиссёр Е. Махонина.2006 - Сказка о потерянном времени - режиссёр Е. Махонина.2010 - Голый король - режиссёр А. Асташкина (спектакль театральной студии).Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой2006 - Дракон - режиссёр В. Мирзоев.Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова2008 - Тень - режиссёр А. Назаров.2011 - Золушка - режиссёр А. Назаров.Немецкий театр1947 - Тень - режиссёр Густаф Грюндгенс. Экранизации произведений Е. Л. Шварца. 1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро.1959 - Марья-искусница - режиссёр Александр Роу.1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга».1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Эраст Гарин и Хеся Локшина.1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария Владимир Лифшиц, режиссёр Александр Птушко.1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский.1971 - Тень - авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, режиссёр Надежда Кошеверова.1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров.1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brьder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клена».1988 - Убить дракона - авторы сценария Григорий Горин, Марк Захаров, режиссёр Марк Захаров.1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн.1991 - «Тень, или Может быть, все обойдется». По мотивам пьесы «Тень». автор сценария и режиссёр Михаил Козаков, композитор Владимир Дашкевич. Пьеса Е.Шварца "Дракон" (1942-1944). Это история о странствующем рыцаре Ланцелоте - чудаке без шлема и шпаги - бесстрашном и одержимом идеей совершать подвиги во благо человечества, снова вышедшем на тропу войны с силами зла. Но вся суть в том, что непонятно, кто все же стоит в этот раз у него на пути - трехглавое чудовище, 400 лет терроризирующее город, или же сами люди - жители этой мрачной местности, чьи сердца совсем недавно бились хоть неровно, но трепетно, хоть и сбивчиво, но «человечно», ну а теперь поглощены безразличием и отшлифованы лицемерием Дракона. Вопросы для обсуждения. 1.Перечитайте диалог Эльзы, Шарлеманя и Ланцелота за ужином.- Как ведут себя Шарлемань и Эльза в самые страшные часы своей жизни?- Как понимаете реплику Кота: “Самое печальное в этой истории и есть то, что они улыбаются”?2. Перечитайте эпизод вызова Ланцелотом Дракона на бой.- Почему Шарлемань вмешивается в диалог Ланцелота и Дракона?- Как речь и поведение характеризуют Шарлеманя?3. Перечитайте диалог Эльзы и Генриха в финале 1-го действия, в начале 2-го действия.- Как ведет себя Эльза в ответ на предложение убить Ланцелота?- Почему она берет отравленный нож с собой?- Какую роль в развитии драматического конфликта и выстраивании характера Эльзы играет эпизод, когда она на глазах ошеломленного чудовища выбрасывает нож в колодец? Вопросы для обсуждения. 3. Сделайте вывод: Как Эльза и Шарлемань относятся к власти Дракона? - Как горожане относятся к власти Дракона? -Как ведут себя горожане накануне боя? Что говорят? Как это их характеризует?- Как встретили горожане победу Ланцелота? Что говорят? Как это их характеризует?- Как горожане относятся к власти Дракона? Что случилось с их душами?-Как Генрих и Бургомистр относятся к власти Дракона? 4. Как ведут себя Генрих и Бургомистр после победы над Драконом? Как это их характеризует?2. На чем держалась власть Дракона? Почему горожане не сопротивляются абсурду, неправде, несправедливости? Пьеса "Тень" (1940), написанная
Пьеса "Тень" (1940), написанная по мотивам сказок Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире.
Пьеса "Тень" (1938-1940). Это история о том, как Тень ушла от Ученого и начала головокружительную карьеру, в конечном счете получив власть. Завладев Принцессой - невестой Ученого - оклеветав его и заставив отвернуться от него друзей, Тень так и не смогла победить чистую и наивную, добрую и честную душу Ученого. Это сказка о том, как доброта и любовь могут победить бездушное и нечеловечное в любом из нас.
Пьеса "Тень" (1938-1940). Вопросы для обсуждения. Кто главный герой пьесы "Тень". Имеет ли значение, что второе действующее лицо названо "тень"? Какими средствами создается характер героя драматического героя? Какой главный? Почему? Имеет ли возможность сам автор дать своему герою характеристику в пьесе. Почему? Почему пьеса так называется? Что вынесено в заглавие идея или тема? Пьеса "Обыкновенное чудо" (1944-1945). Волшебное чудачество таково: превратить медведя в прекрасного юношу, да и посмотреть, чем дело кончится. А что, если его полюбит принцесса? Но где это видано, чтобы единственная наследница престола, дочь взбалмошного короля-отца, всегда окруженная свитой, взращенная в богатстве и атмосфере дворцового лицемерия, влюбилась, да еще и в... медведя?! Ведь если полюбит заколдованного юношу кто-то из племени человеческого, то придется возвратиться ему в царство зверей. Что же может спасти ситуацию? Элементарно! Нужно всего лишь обыкновенное чудо! Афоризмы Евгения Львовича Шварца. Деревья и те вздыхают, когда их рубят. Все мы запутались в своей собственной паутине. Есть вещи более сильные, чем деньги.Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди! Мы, настоящие феи, до того впечатлительны, что стареем и молодеем так же легко, как вы, люди, краснеете и бледнеете. Горе старит нас, а радость - молодит. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! Любовь помогает нам делать настоящие чудеса. Е.Л.Шварц – великий русский драматург. В последние годы писатель жил в Комарово под Ленинградом. Незадолго до смерти переехал в Ленинград, где и умер 15 января 1958 года. Похоронен на Богословском кладбище, рядом в 1963 году была похоронена его жена - Е.И. Шварц (1903-1963). Могилу драматурга отыскать непросто, особенно не зная, как выглядит надгробие. В дальнем конце Богословского кладбища, прямо на узенькой Невской дорожке, находятся два одинаковых белых креста - могилы Е.Л. Шварца и его жены.