Иван тургенев. Тургенев как человек и художник - биографический очерк евгения соловьева Страна в которой долго жил тургенев

Иван Сергеевич Тургенев прожил жизнь в борьбе с обстоятельствами и самим собой. Предлагаем взглянуть, насколько удачной оказалась «битва за душу», и какую цену русскому классику пришлось заплатить за свои слабости?

Мать

Деспотичная Варвара Петровна являла собой худший образец не только русской помещицы, но и матери. От ее тиранства страдали все: от крепостных до любимого сына Ивана. Не заломившие шапки крестьяне отправлялись в Сибирь, а непослушный сын, не пожелавший сначала служить, а затем долго не возвращавшийся из заграничной поездки, лишен средств к существованию. Маленького Ивана мать «драла» собственноручно чуть ли не ежедневно. Впрочем, долгое время Тургеневу удавалось противостоять желанию взбунтоваться против родительницы. Она повелевает и он едет в Германию, чтобы продолжить обучение. Затем, вновь пытаясь угодить матери, не слишком рьяно добивается места в Министерстве внутренних дел в отделе этнографа Даля. Вскоре, правда, он подает в отставку и получает наказание за свое желание заниматься «бумагомаранием» – мать настолько сокращает ежемесячное содержание, что он с трудом может оплачивать собственный обед. Перед смертью Варвара Петровна «подарит» двум своим сыновьям – ушедшему в отставку и «жившему как попало» Николаю и «волочившемуся за певичкой» и жившему за границей Ивану - по имению, правда, не подписав дарственные и продав за бесценок запасы для будущей посевной. Тургенев не сможет смириться - в пылу ссоры он бросит матери: «Да кого ты не мучаешь? Всех!», на что услышит от побелевшей от злобы Варвары Петровны: «Нет у меня детей!» Сын предпримет несколько попыток помириться с матерью – в надежде на разговор он будет ежедневно из маленького отцовского имения Тургенево проходить 18 верст. Но мать вскоре умрет, не оставив никаких распоряжений, так и не простив непослушного сына.

Полина Виардо

За удачу на литературном поприще Тургеневу придется заплатить высокую цену. Почти 40 лет продлится его «увлечение» ролью «русского друга». Одержимость к Полине Виардо будет диктовать свои правила. Его представят оперной диве 1 ноября 1843 года – и с этого момента жизнь уже не будет прежней. Он станет ее самым преданным поклонником, проводя долгие часы на третьей лапе белого медведя, шкура которого была расстелена на полу петербургской уборной его «ангела». Стараясь затмить более удачливых воздыхателей Виардо, он будет щедр на подарки и цветы. В погоне за личным счастьем, с едва мерцающей надеждой на взаимность, он последует за «неподражаемой» в Европу. Со временем он станет хорошим другом семьи Виардо. Испытывая материальные трудности, будет жить за их счет, а получив наследство, сможет отблагодарить друзей. Жизнь в замке Куртавнель в 60 километрах от французской столицы станет лучшим временем для Тургенева: любимая женщина рядом, он дышит с ней одним воздухом, он каждый вечер слышит ее божественное пение. Он счастлив, хоть и получает долгое время всего лишь королевскую снисходительность. Тургенев не сможет победить это искушение, питая надежду рано или поздно полностью обладать этой женщиной. Он получит желаемое, правда, на очень короткое время.

Страх

В критической ситуации не сможет Тургенев победить и свой инстинктивный страх. На учебу в Германию он отправится на корабле. Начавшийся на судне пожар и охватившая всех паника заставят молодого Тургенева проявить трусость. Он будет отчаянно расталкивать пассажиров, стремясь первым занять место в спасительной шлюпке, не замечая среди терпящих бедствие детей и женщин. Ужас пожара продиктует лишь одно желание – спастись. Позже в автобиографическом рассказе «Пожар на море» он напишет: «Я помню, что схватил за руку матроса и обещал ему десять тысяч рублей от имени матушки, если ему удастся спасти меня». К счастью, никто не пострадает, но к радости спасения примешается горькое чувство стыда, которое еще долгие годы будет отравлять жизнь Тургенева.

Медные трубы

Мечтал ли Тургенев однажды достичь славы самых великих? Конечно, но можно ли его в этом упрекнуть? Первую свою поэму «Стено», написанную в подражание байроновскому «Манфреду», он покажет профессору русской литературы Плетневу. Доброжелательный и обладавший прекрасным чутьем Плетнев найдет произведение посредственным, однако, порекомендует автору продолжать поиски и даже пригласит его на один из литературных вечеров. Именно в прихожей Плетнева Тургенев впервые увидит Пушкина – своего кумира. Чуть раньше он посетит лекцию Гоголя по всеобщей истории и будет крайне разочарован, увидев перед собой шептавшего что-то несвязное, ужасно смущавшегося человека, который, ко всему прочему, слабо разбирался в предмете, о котором говорил. Позже он познакомится с Достоевским, который покажется ему вычурным, неловким и нелепым. Достоевский станет для Тургенева олицетворением того, что он не принимал в людях: многословие, отсутствие такта, экстравагантность. Тогда он еще не будет знать, что именно Достоевский станет его главным соперником в литературной карьере. Тургенев творил в одно время с Толстым и Некрасовым, Фетом и Добролюбовым, Эмилем Золя и Проспером Мериме, Флобером, Ги де Мопассаном, Джеймсом, Теккереем, Диккенсом. И он станет классиком русской литературы, написав «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Он будет много переводить, открывая для европейцев русскую литературу и даруя соотечественникам лучшие произведения западных классиков.

Друзья

Из всей плеяды знаменитостей, которые окружали Тургенева, отношения со многими переросли из чисто деловых в дружеские. Впрочем, ранимый и субъективный Иван Сергеевич мог решительно прекратить любые сношения с друзьями, не поняв мотивацию поступка или не приняв мнения. Так, после публикации в «Современнике» статьи Добролюбова, в которой прозвучала критика «Накануне», Тургенев поставит Некрасова перед выбором, а когда тот выберет Добролюбова, Иван Сергеевич уйдет из «Современника» и прекратит общение с лучшим другом. Аж на 10 лет поссорился Тургенев и с Достоевским по причине несогласия с темами и героями романа «Дым». На долгие 17 лет Тургенев перестанет общаться с Львом Толстым - ссора начнется из-за разности взглядов на методы воспитания. В частности, Толстой посчитает неискренней ситуацию, когда «разряженная девушка» (внебрачная дочь Тургенева) будет чинить одежду бедняков. Замечание крайне заденет Тургенева: он утратит самообладание, резко ответит, хотя это было не свойственно его натуре, и, якобы, даже бросится на Толстого с кулаками. Дело могло завершиться дуэлью, но, к счастью, убийство не состоялось. Интересно, однако, что обычно первые шаги к примирению делал не Тургенев.

Революция

Французская революция 1848 года застала Тургенева в Брюсселе, и через полчаса он уже мчался в Париж, чтобы стать свидетелем коренных перемен. Но увидев кровь, массовые расправы, напрасные жертвы, одержимость своего друга Бакунина, который ликовал в буйстве угнетенных масс, Тургенев понял, что не способен на активную борьбу, решительное действие, и главное – он не готов пойти на крайности. Миролюбивый по своей натуре и склонный к размышлениям он, несомненно, мечтал о лучшем мире и иной жизни для людей, однако, не был сторонником революционного кровопролития. Созерцание к французским событиям позволило ему четко осознать, что его призвание – размышления, любовь и работа. Интересно, что став после смерти матери полноправным хозяином имения Спасское, он даст возможность откупиться лишь нескольким крестьянам. Да, он осуждал крепостное право, однако, как и многие люди того времени, считал, что предоставленные сами себе мужики пропадут. Крайние меры и решительные действия были явно не для Тургенева. Он предпочитал смирение и созерцание.

Дочь

И все же иногда он бунтовал, нарушал запреты (например, опубликовал запрещенный некролог на смерть Гоголя), шел наперекор обстоятельствам, поддавался искушениям, но поднимался и продолжал путь. Яркой иллюстрацией исправления ошибки может служить отношение Тургенева к внебрачной дочери, которую он «вырвал» из цепких «объятий» бабушки, относившейся к девочке как к прислуге. Тургенев сначала переправил Пелагею в Петербург, а затем попросил Полину Виардо взять дочь на воспитание. Так русская девочка с новым именем Полинетта (или Полина) оказалась во Франции. Правда, после смерти отца барышня попала в крайне затруднительное финансовое положение, ведь свое состояние Тургенев завещал Полине Виардо. И эту страсть он победить не смог. Впрочем, если бы Тургенев устоял перед всеми искушениями, то он был бы не человеком, а святым.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) является одним из величайших классиков мировой литературы. Он написал множество замечательных произведений. Среди них можно назвать "Вешние воды", "Первая любовь", "Ася", "Отцы и дети", "Накануне", "Дворянское гнездо". Все они пользуются огромной популярностью и в наши дни. Именно с лёгкой руки великого классика появился такой термин как «тургеневская девушка», олицетворяющий чистоту и невинность.

Однако сама личность Тургенева не всегда соответствовала тем нравственным высотам, которые воспевались в его романах. Примечательным здесь является то, что писатель частенько проявлял поразительную безответственность по отношению к своим коллегам. Доходило до того, что он подводил людей и, тем самым, ставил себя в очень неудобное положение. Но давайте рассмотрим поподробнее эти неприглядные черты характера любимого всеми классика. Стоит также заметить, что они ни в кой мере не умаляют заслуг Ивана Сергеевича перед мировой литературой.

Тут нужно сразу пояснить, что нетленные шедевры талантливого автора печатал журнал "Современник". С продаж изданий и шли гонорары. Руководили журналом Николай Алексеевич Некрасов и Иван Иванович Панаев. У Некрасова была настоящая коммерческая хватка, но с годами накопились различные долги, и с деньгами возникли трудности.

Авдотья Яковлевна Панаева (гражданская жена Некрасова) вспоминала:
"В 1850 году накопилось чрезвычайно много долгов у "Современника". А тут Ивану Сергеевичу Тургеневу понадобилось срочно 2 тысячи рублей. Деньги немалые, и собрать такую сумму было чрезвычайно сложно. Но нам был поставлен ультиматум - либо мы выдаём деньги, либо даровитый писатель уходит в "Отечественные записки". Некрасов с Паниным перепугались и заняли требуемую сумму под большой процент.

Прошло полгода, и опять случился конфуз из-за Ивана Сергеевича. От него ждали рассказ, чтобы напечатать в очередном номере журнала. Но рассказа не было, а сам автор не показывался в редакции больше недели. Это было удивительно, так как он всегда приходил к обеду, а если не к обеду, то к ужину. Некрасов, естественно, переживал, ездил несколько раз к нему на квартиру, но не мог застать дома.

Однако вскоре писатель сам появился и произнёс: "Ругайте меня, господа, браните, но случилась скверная штука. Рассказ дать не могу, но напишу другой в следующий номер". Это заявление привело Некрасова в состояние волнения. Он начал спрашивать, что за причина, что случилось. На что Иван Сергеевич ответил: "Свой рассказ я продал в "Отечественные записки" и получил за него деньги. Понимаете, мне срочно были нужны 500 рублей. У вас эти деньги я просить не мог, так как уже брал 2 тысячи. Пришлось обращаться к конкурентам. Те уже выдали мне требуемую сумму".

Некрасов и Панаев тут же заявили, что 500 рублей всегда бы нашли. Они предложили писателю вернуть взятые деньги и получить у них требуемую сумму. Дело упрощалось тем, что рассказ ещё не был передан в редакцию "Отечественных записок".

В результате долгих уговоров Тургенев согласился получить деньги и передать рассказ "Современнику". Он долго сокрушался по этому поводу, и заявил, что теперь ему придётся переходить на другую сторону улицы, если он увидит Краевского Андрея Александровича (редактор-издатель "Отечественных записок"). После этого случая Ивану Сергеевичу был открыт неограниченный кредит в журнале Некрасова и Панаева".

Личность Тургенева характеризуется ещё одним примечательным случаем. В 1838 году будущий писатель находился в Германии. Он путешествовал на корабле, и на нём случился пожар. Пассажиров спасли, и никто не пострадал. Но во время пожара, когда вокруг всё полыхало, Иван Сергеевич проявил поразительное малодушие.

Он бросился к матросам, которые сажали в шлюпки детей и женщин, и начал умолять их посадить его в шлюпку вне очереди. При этом он отталкивал других пассажиров, обещал матросам большие деньги и всё время жалобно повторял: "Я не хочу умирать молодым, спасите меня!"

Оказавшись на безопасном берегу, будущий великий классик испытал чувство огромного стыда. А слухи о его малодушии и трусости очень быстро стали известны в обществе. Молодой человек стал предметом язвительных шуток и насмешек. Некоторые из хороших знакомых от него просто отвернулись. Со временем, правда, история забылась. Сам же писатель по прошествию лет отразил её в новелле, которую назвал "Пожар на море".

Иван Сергеевич Тургенев. Личность и судьба писателя

урок русской литературы, 9 класс

Цель: Дать обзор жизненного и творческого пути писателя,

ХОД УРОКА.

  1. Вводно-мотивационный этап. Психологический настрой
  2. Актуализация прежних знаний. Проверка д. з. Наизусть отрывок из «Мёртвых душ», тест
  3. К числу немногих творцов, кому жизнь «далась, открыла свои родники» принадлежал

И.С. Тургенев, о котором не6изменно и справедливо говорят как об удивительно возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном лирике в русской прозе 19 века. За долгие годы о Тургеневе сложилось представление как о писателе «светлом, без излома». Однако он был человеком с глубоко драматическим мироощущением. В воспоминаниях друзей и современников Тургенев предстает довольно противоречивой личностью-грустным, потому что боялся быть счастливым, общительным и в то же время замкнутым; у него зачастую слово расходилось с делом, он имел некоторую долю тщеславия. И он же поражал своим сочувствием к людским бедам, неотталкиванием.

Самым дорогим детским воспоминанием писателя был Спасский сад, уже тогда старый и великий. Этот сад уже тогда много значил для Тургенева. ОН укрывал его от жестоких домашних порядков, дарил покой и тепло, недостающих в родном доме, в одиночестве становился добрым другом.

С садом в родовом имении Спасском-Лутовинове в сознание будущего писателя вошло глубокое чувство природы и больше – чувство Родины. Даже приближаясь к конечной черте, Тургенев вспомнит о нем и попросит в письме к другу Я.Полонскому поклониться саду, а с ним и Родине…

  1. Деление на группы. Выступления учащихся. Темы выступлений:

1.Детство. Страница первая - «Мать». Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и по-своему обаятельной. По отношению к троим сыновьям - заботливая и нежная, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
Страница вторая - «Несколько слов о любви». Может быть, именно от матери сформировались противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение «прекрасной половине человечества» и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; - день, когда мне не светили Ваши глаза, - день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!», которое может быть прочитано на уроке.
Страница третья - «Отец». Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец будущего писателя Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а в повести «Первая любовь» изобразил его «трепетно и влюбленно». (В лекцию можно включить краткое сообщение ученика о проблематике и поэтике повести «Первая любовь» с обобщением ранее изученного.)
Страница четвертая - «Впечатления детства». Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери Федор Иванович Лобанов учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту. (Здесь возможен показ видеоматериалов о Спасском-Лутовинове или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых.)
Страница пятая - «Первое произведение». Литературную деятельность Тургенев начинает как поэт. 1843 г. - создана поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки». (Можно прочитать вслух несколько отрывков из поэмы или стихов о любви, посвященных Татьяне Бакуниной.)
Страница шестая - «Записки охотника». 1852 г. - Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1841 по 1851 г.). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 г. «Обвинительный акт крепостничеству» - так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» - спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс». (Следует обобщить информацию о рассказах из «Записок охотника», изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно, например, «Бежин луг», «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Живые мощи» и др., вспомнить особенности их содержания и формы. Возможно и сообщение заранее подготовленного учащегося о сборнике «Записки охотника», его содержании, структуре, проблематике и поэтике.)
Страница седьмая - «Либералы». Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. (О причинах разногласий с редколлегией журнала, романе «Накануне», статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» расскажет учитель или прозвучит сообщение учащегося.) Следует подчеркнуть, что Тургенев - либерал 1840-х гг. В 1860-е гг. это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины… Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время… слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, - пуще всего означало любовь к народу».
Страница восьмая - «Последние годы». В 1880-е гг., умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался Тургенев 22 августа 1883 г., покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге. Его поэтическим завещанием, обобщившим философские размышления о жизни, стали «Стихотворения в прозе». (Следует вспомнить изученные ранее «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и прочитать некоторые стихотворения в прозе о вечных проблемах бытия: любви, смерти, творчестве, отношении к Родине, например «Деревня», «Старуха», «Путь к любви», «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Роза» и др. (по выбору учителя).)
Итог урока. Сложность жизни И. С. Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М. Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов… он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что, ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал „добрые чувства“, то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные „добрые чувства“… но те простые, всем доступные общечеловеческие „добрые чувства“, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».

2 Годы учебы. 3. Начало литературной деятельности. 4. Расцвет творчества.

  1. Учитель. Тургенев и Белинский. 1842-1852.

Тургенев познакомился с Белинским в конце 1842 года в С.-Петербурге. Около пяти лет длилась их дружба, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Великий критик поддержал литературные начинания молодого писателя. Тургенев вспоминал: «Он так благосклонно отозвался обо мне, так горячо хвалил меня, что, помнится, я чувствовал больше смущения, чем радости». С тех пор Тургенев стал частым гостем в небольшой петербургской квартире критика, где встречались единомышленники. Друзья Белинского стали друзьями Тургенева. Он сблизился с Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем и другими писателями.

В 1847 году Тургенев уехал за границу. Готовился к поездке на воды и больной Белинский. Он отправлялся за границу в первый и последний раз в жизни. Они не только встретились, но Тургенев для Белинского стал нянькой (слово Белинского). Вспоминая потом о своих встречах с Белинским Тургенев отмечал, что его друг очень скучал за границей, его очень тянуло в Россию. В конце сентября Белинский выехал на родину, не оставив надежды на выздоровление: у него была злейшая чахотка.

Тургенев не забывал о Белинском. Когда в 1861 году был закрыт «Современник», он писал: «Мое старое литературное сердце дрогнуло, когда я прочел о запрещении «Современника. Вспомнилось его основание, Белинский и многое…»

ТУРГЕНЕВ И ПОЛИНА ВИАРДО.

1843 год остался навсегда памятным Тургеневу. Осенью в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала 22-летняя певица Полина Виардо-Гарсия. Почти ребенком начала она свою карьеру, с огромным успехом выступала в городах Европы. Несмотря на свою молодость, она успела завоевать признание святил музыкального мира. Поэты посвящали ей стихи, все восторженно говорили о ее бархатном голосе. Тургенев тоже был покорен ее талантом, не пропускал спектаклей. Вскоре ему представился случай отправиться на охоту с мужем Виардо, затем он познакомился с певицей. На всю жизнь полюбил ее. И с юношеских лет до последних дней жизни Тургенев остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.

  1. Работа по составлению синквейна.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обозначающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

  1. Закрепление. Учащиеся в парах пишут синквейн.

Создание синквейна:

Тургенев

Возвышенный, гармоничный

Думает, создает, сочиняет

«Все волновало нежный ум»

5.Рефлексия

Федорович Светлана Вольдемаровна,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Вишнёвская средняя школа»

Тайыншинского района СКО,

стаж работы – 30 лет

  1. Домашнее задание. Прочитать повесть «Вешние воды»

Русский писатель, член-корреспондент Путурбургской Академии Наук (1880). В цикле рассказов "Записки охотника" (1847 — 52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах "Рудин" (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), повестях "Ася" (1858), "Вешние воды" (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе "Дым" (1867) и "Новь" (1877) изобразил жизнь русских крестьян за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882). Мастер языка и психологического анализа. Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Биография

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

С переездом семьи в Москву в 1827 будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства он знал французский, немецкий, английский языки.

Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Познакомился и сдружился с Н. Станкевичем и М. Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Провел за границей более двух учебных лет, сочетая занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии.

Вернувшись в 1841 на родину, поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: познакомился с Гоголем, Аксаковым, Хомяковым. В одну из поездок в Петербург — с Герценым.

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

В 1843 Тургенев поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Еще до отъезда отдал в "Современник" очерк "Хорь и Калиныч", который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника".

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в "Современнике", ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии.

В 1853 было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856.

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями облегчила переход к роману.

Летом 1855 в Спасском был написан роман "Рудин" и в последующие годы романы: в 1859 — "Дворянское гнездо"; в 1860 — "Накануне", в 1862 — "Отцы и дети".

Ситуация в России быстро менялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимал активное участие в этом процессе, стал негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал "Колокол", сотрудничал и с "Современником", собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862 — 1863 относится его полемика с Герценым по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876).

Следуя за семьей Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Парижской коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.

Началось общественное оживление среди учащейся молодежи, среди широких слоев общества. Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь снова восстановилась и стала быстро расти. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа (3 сентября н.с.) 1883 Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.