Как стать кукольным мастером. Календарь профессий. … Не знает, как дожить до отпуска и за что ей всё это

По сравнению с величественной и ухоженной Консерваторией, скромное здание ее театрального факультета на пресечении улиц Рабочей и Горького выглядит бедным родственником, донашивающим обноски состоятельных членов семьи. В коридоре со мной раз пять здороваются незнакомые люди: такова одна из традиций театрального факультета – здороваться с каждым, кого видишь при встрече. Актеров театра и кино театральный факультет саратовской Консерватории выпускает каждый год. Кукловодов – раз в четыре года: и востребованность меньше, и специфика особая. В 2013 году народная артистка России Татьяна Кондратьева набрала новый курс: 23 человека. TSR побеседовал с ребятами о тонкостях профессии и особенностях обучения.

В основе своей кукловоды проходят те же дисциплины, что и обычные актеры – вокал, сценическая речь, танцы, но к ним еще добавляется обучение работе с куклами.

– Когда набираем мы, многие абитуриенты сначала поступают на «драму», а если не проходят - идут на кукольное отделение, - признается Татьяна Петровна. - В этом наборе количество тех, кто поступал к нам, было выше: были люди, которых приглашали на «драму», но они пошли к нам.

Управлять куклами не проще, чем людьми, даром, что они тряпичные или деревянные. Начинают обучение с простого шарика, который надевают на палец, и «ручек» – имитации кукол, которые покрывают всю руку. Для начала нужно разработать пластику рук, овладеть техническими задачами – пройтись, сесть. Следующий уровень сложности – научить реагировать шарик на слова, создав иллюзию, что перед вами живой объект, который чувствует и думает.

– Если у куклы есть определенное лицо, значит, есть определенный характер, а здесь [показывает на безликий шарик], мы может творить все, что угодно, есть поле для фантазии, - говорит студент Владимир Решетов.

Потом переходят к куклам посложнее, например, планшетным, их студенты называют «платочками». Самая сложная в управлении – марионетка, новичкам дают управлять руками такой куклы.

– В драматическом плане тебе надо заставить зрителя поверить, в то, что ты переживаешь. Когда ты кукольник тебе надо заставить зрителя поверить в то, что чувствует кукла, деревяшка. Это сложнее. Особенность кукольных спектаклей – работа в команде. В кукольном спектакле с одной куклой работают три человека, а в драматическом сам за себя отвечаешь. Если я, например, в плохих отношениях со своим партнером, то нам приходится уживаться, - поясняет Владимир.

При поступлении будущие кукловоды показывают этюд с кукольными ножками, сделанными из подручных материалов.

– Кто-то из одноразовых или настоящих ложек делал, кто-то из палочек, кто-то из папье-маше, кто-то башмаки шил. Педагоги смотрели, насколько нам нравится это делать,- вспоминает Ирина Собгайда.

Идеальный рост для кукловода – около 170 сантиметров. Тем, кто выше, приходится приседать, чтобы не выглядывать из-за ширмы. Тем, кто ниже, – вставать на котурны – высокую деревянную платформу, крепящуюся к обуви.

Физически работать с куклами тяжело, заболевания рук для кукловодов профессиональные, из-за этого они раньше выходят на пенсию.

Есть куклы, которые весят до 5-6 килограммов, но студенческие тренировочные куклы гораздо легче, не дотягивают до килограмма.

– Куклу невозможно быстро переодеть во время спектакля, это очень тяжело. Если кукла появляется, например, зимой или летом, в разной одежде или с разными предметами, то это две разные куклы, - рассказывает Александра Божнева.

Изготовлением кукол в Саратове занимается мастер театра «Теремок», бывший ювелир. Кукол базового уровня ребята делают сами, показывают Петрушку из папье-маше: «Одежду и палку мы ему сделали, голову – предыдущий курс», - со следующего семестра пойдут перенимать опыт у мастера из «Теремка».

График студентов театрального факультета с 9 утра до 10 вечера, включая выходные дни, большую часть времени занимает подготовка к дисциплинам, репетиции.

Многие кукольные спектакли предусматривают участие не только кукол, но и человека, поэтому актер-кукловод должен быть универсален.

Саратовский зритель, чтобы мы там ни говорили, от тухлой провинциальной жизни не имеет недостатка в театрах различного направления. Есть и крупные государственные, и маленькие экспериментальные театры. Но почему-то кукольное искусство в нашем городе ассоциируется большей частью с детским развлечением. Хотя куклы давно уже часть мировой культуры: японский кукольный театр Бунраку, например, охраняется ЮНЕСКО как шедевр мирового культурного наследия. Может, когда-нибудь и русского Петрушку начнут охранять.

Беседа заканчивается аплодисментами в мою честь. На театральном факультете так принято - оканчивать занятие овацией.

Автоматоны // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9. – (Что это?).

В статье журнала рассказывается о механических куклах – автоматонах: о том, когда они появились и какие существуют виды автоматонов.

Андрюшина, Л. П. Кукла – неизменная спутница человека: из опыта профессионалов: [сценарий урока для дошкольников] / Л. П. Андрюшина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. - № 9. – С. 3-6.

В ходе занятия дети знакомятся с традициями игрушечного мастерства и видами русских народных лоскутных кукол, а затем, пытаются смастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом.

Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 221 с. - (Игровая деятельность в ДОУ).

Игры и игрушки являются важнейшей составной частью образовательного пространства детства. Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает.
В данном пособии представлены развивающие познавательно-игровые занятия для детей 2-7 лет и рекомендации к организации игрового пространства, разработанные в соответствии с ФГТ.
Книга содержит сведения о зарождении кукольных производств, промыслов в России и за рубежом.
Литературный материал в приложениях можно использовать для организации праздников, развлечений, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, для чтения детям и заучивания наизусть.
Пособие предназначено для работы с детьми во всех видах дошкольных образовательных учреждений.

Гумерова, М. Игрушки петербургских детей / М. Гумерова, Е. Князева // Обруч. – 2013. - № 5. – С. 28-31.

В статье подробно рассказано о том, во что играли дети эпохи «первого в России детского сада», какие игрушки предназначались для знатных людей, а какие для простого народа, из каких материалов делали кукол в 19 веке и о многом другом. Статья подготовлена на основе материалов Государственного музея истории Петербурга.

Куклы из Японии // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9.

В статье журнала рассказывается о японских куклах-неваляшках - дарума, дворцовых куклах – госё-нингё, «плачущих куклах» - кокоэси и куклах исё-нингё.

Сухарева, Т. Е. Внеклассное занятие «Кукла – дело серьезное»: [сценарий]/ Т. Е. Сухарева // ПедСовет. – 2012. - № 11. – С. 2-7.

Во время занятия учащиеся знакомятся с историей развития кукол на Руси. Сценарий содержит познавательную беседу, кукольное представление и танцевальные задания

Казунина, И. Кукла в моде и в истории / И. Казунина // Обруч. – 2012. - № 6. – С. 35-36.

В статье рассказывается о том, что благодаря нарядам кукол можно познакомиться с историей моды, её великолепием и причудами, а также о том, когда в России появилась профессия кустарихи-одевальщицы.

Гордеева, И. Н. Хоровод любимых кукол: карусель загадок: [сценарий праздника для детей 7-8 лет] / И. Н. Гордеева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. - № 10. – С. 51-52.

Во время праздника учащиеся знакомятся с миром кукол вместе с Петрушкой, Ванькой-Встанькой, Матрёшкой, Плюшевым Мишкой, Мальвиной и Красной Шапочкой, а также участвуют в интерактивных заданиях и отгадывают загадки о куклах.

Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре: [сценарий занятия для дошкольников] / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.

Во время занятия дошкольники знакомятся с типологией традиционных русских народных кукол, с описанием современной куклы, сравнивают традиционных кукол с игрушками массового производства, а затем, пробуют сделать своими руками куклу «Нянюшку» и Ангелочка.
Приложениями к сценарию являются конспект занятия «Игрушки» (в разновозрастной группе), конспект мастер-класса «Технология изготовления кукол» и консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Федосова, Т. Хина мацури – праздник кукол: [сценарий познавательно-развлекательных занятий для детей среднего дошкольного возраста] / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 23-28.

Во время занятий дошкольники знакомятся с традициями проведения фестиваля кукол – Хина мацура в Японии – праздник для маленьких девочек, который японцы отмечают 3 марта. В домах обязательно устраиваются небольшие выставки кукол в национальных японских одеждах. Предлагаемый сценарий занятий не только знакомит детей с этим праздником, но и позволяет проявить творческие способности во время изготовления японских вееров и изображения сказочных добрых и злых животных.

Живые куклы: [сказки: для мл. шк. возраста] / худож. Е. Володькина. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2012. - 101, с. - (Литературные сказки для младших школьников). - Содерж.: Любимая игрушка / В. Ливанов. Кукольная комедия / В. Виткович, Г. Ягдфельд.

В сборник вошли произведения известных писателей В. Ливанова, В. Витковича и Г. Ягдфельда.
Девочке Кате на день рождения подарили новую игрушку – нарядного клоуна с бубенчиком на колпаке.
Её старенький и заштопанный плюшевый Мишка страшно переживал и даже ушел из дома, потому что был уверен: Катя больше не будет любить его как прежде, ведь на нем не было ни блестящего костюма, ни жабо, ни колпака…
Чем закончилась эта история, Вы узнаете из сказки «Любимая игрушка».
В Воротниковском переулке Москвы в доме № 7,когда маленькая Тата заболела, а её мама ушла в аптеку за лекарством, пришел очень странный господин, назвавшийся Могэсом, и на глазах у перепуганной девочки превратил ее вредную соседку Лилю в куклу!
Каково же было удивление Таты, когда выяснилось, что ее игрушечный повар совсем недавно работал в настоящем кафе, а кукла с чайника была ленивой управдомшей из их двора.
О том, смогут ли куклы снова стать людьми, и что им для этого придется сделать и осознать, Вы узнаете, прочитав «Настоящую комедию».

Иванов, А. Д. Загадка старинной куклы: повесть / А. Д. Иванов, А. В. Устинова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 237 c. - (Детский детектив). -ISBN 5-04-000953-4 (в пер.)

Происходит вооруженное ограбление галереи старинных игрушек. Трое в масках уносят всё! Хозяйка галереи в отчаянии. Пятеро друзей начинают расследование и даже не подозревают, что за ошеломляющее открытие их ждет!


Каменная, Г. А. Приключения старой куклы: сказоч. повесть / Г. А. Каменная; рис. Л. Коммунар. - М. : Махаон, 2003. - 32 с. : цв. ил. - (Малышам о хорошем).

Эта повесть рассказывает о сказочных приключениях куклы, о дружбе и преданности старым друзьям. Книга предназначена для детей дошкольного возраста.


Келли Ф. Тайна тряпичной куклы: [повесть] / Келли Ф. ; [пер. с англ. С. И. Бестужевой]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 219, с. - (Черный котенок)(Детский детектив).

Ночью в доме, где гостят на каникулах члены Детективного клуба, появляется таинственная незнакомка. Кто она такая? И почему ее так интересует старая тряпичная кукла? "Здесь кроется какая-то тайна!" - решают Холли, Трейси, Белинда и начинают новое расследование…


Кукольный бунт: То самое происшествие, которое записал под диктовку куклы Мими А.А. Федоров-Давыдов: сказки - М. : Профиздат, 1992. - 39 с.

"Вот так штука!.. На елке горели два восковых огарка, которые слабо освещали темную залу. А по полу двигалась целая процессия. Впереди шла кукла Матрешка, за ней Япончик, потом Робинзон, Полишинель, Петрушка, - да всех и не перечислишь...
Любопытнейшие приключения в кукольном мире, свидетелями которых стали маленькие Таня и Боря, наверняка заинтересуют детей, читателей этой занимательной книги.

Курчевский, В. В. Художники и куклы: [рассказы: для детей дошк. возраста] / В. В. Курчевский; худож. В. В. Курчевский. - М. : Малыш, 1989. - с. : цв. ил.

Книга содержит сказки познавательного характера, в которых главный герой - кукла по имени Чуфело Марзуфело знакомит ребят с другими куклами: из мультфильмов, из кукольного театра и из мастерской художника.

Моргунова, Л. Умницы-куклы: [стихи] / Моргунова Л. ; [худож. С. Болотная]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям).

Стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Никитина, Н. Вот какие куклы! : [стихи] / Никитина Н. / [худож. Н. Князева]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям). -ISBN 5-94582-753-3

Еще одно стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Фарфоровая кукла: [рассказ-страшилка] // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 23.

Девочка по имени Оля очень хотела фарфоровую куклу, но ее мама не могла ей купить эту куклы, потому что он очень дорого стоила.
Однажды странная старушка, хитро улыбаясь, подарила Оле куклу, ту самую, о которой Оля так мечтала!
Какие события последовали в жизни Оли и ее родителей после этого необычного подарка Вы узнаете, прочитав этот рассказ.


Шишкова-Шипунова, С. Генеральша и ее куклы: [роман] / С. Шишкова-Шипунова. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 350, с.

Все смешалось в доме генерала. В его семье все складывалось удачно - карьера неизменно шла в гору, идеальная жена, у которой есть роскошная и дорогостоящая коллекция кукол. И вдруг жена генерала исчезает из роскошного трехэтажного особняка на берегу моря... Похищение? Несчастный случай? Эта история показана глазами жены генерала и почти детективная история оборачивается психологической драмой.


Спрашивайте эти книги и журналы в библиотеках города Пскова!


Мастера-кукольники


Петербургский музей кукол - один из первых негосударственных музеев России, был создан в 1998 году при научно-методическом руководстве Российского Этнографического музея.

Основу музейных фондов составили несколько частных коллекций, которые сегодня пополняются современными авторскими и антикварными куклами.

Петербургский музей кукол - это единственный музей в Санкт-Петербурге, наиболее полно рассказывающий о куклах.

В 9 залах постоянной экспозиции, среди которых залы интерьерной куклы, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников, залы "Театр и маскарад" и "Лесное царство", а также демонстрационные мастерские по изготовлению сувенирной куклы открывают посетителям мир кукол.

Важную часть экспозиции музея составляют куклы, текстильные коллажи, маски, выполненные студентами постановочного факультета Академии театрального искусства.


В пражском музее представлено более двух с половиной тысяч кукол Барби и три тысячи аксессуаров.

Среди коллекционных кукол можно увидеть куклу Барби в образе популярных звезд музыки и кино, как, например Шер, девушки Джеймса Бонда, Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор или Шакиры.

Также имеются Барби в образе знаменитых и популярных детских персонажей - Шрека, Гарри Поттера, Джека Воробья и Анжелики из фильма «Пираты Карибского моря», а также представителей саги «Сумерки».


Памятники куклам – литературным персонажам

В 2013 году в Самаре была открыта бронзовая скульптура Буратино - героя сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".

Открытие скульптуры было приурочено к 130-летию со дня рождения писателя Алексея Толстого, который в Самаре провел свои детские годы.

Скульптура находится у ворот самарского литературного музея: бронзовый Буратино стоит, высоко подняв вверх руку с ключиком, у его ног - большая книга.

Памятник создавался на основе образа главного героя советского фильма "Приключения Буратино".

Скульптура литературному персонажу Ханса Кристиана Андерсена Оле-Лукойе является символом детского кукольного театра "Огниво" г. Мытищи (Московская область).
Она была установлена в 2006 году на территории театрального сквера.

Памятник гармонично дополняет здание театра, которое было отреставрировано в 2004 году, и стало своим внешним видом напоминать сказочный замок.

Скульптура представляет собой фигуру Оле-Лукойе, который стоит на одной ноге на шаре и держит в одной руке зонт, а на другую - одета кукла.

Оле Лукойе - литературный персонаж Ханса Кристиана Андерсена, основанный на народных сказках.

Имя Оле Лукойе состоит из двух частей: Оле - датское мужское имя, Лукойе переводится как «Закрой глазки».
Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям.
Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками, который помогает им видеть красивые приятные сны, а непослушным детям Оле Лукойе открывает зонт без картинок и эти дети проводят ночь без сновидений.


Скульптурная группа «Памятник героям сказки Буратино» в Гомеле (Беларусь) расположена у здания Театра Кукол в сквере им. А.А. Громыко и состоит из следующих скульптур: слева от входа в театр – дразнящийся Буратино, справа у входа – Карабас-Барабас на тротуаре – Артемон, который везёт небольшую открытую карету, а в карете сидит Мальвина.

Скульптуры были установлены в 2007 году, автор скульптур – Валерий Кондратенко.


Скульптуры «Пьеро и «Мальвина и Артемон» в Киеве встречают зрителей у входа в Киевский академический театр кукол и появились здесь вместе с новым зданием театра, построенном в 2005 году.

Замечательные бронзовые скульптуры, изображающие героев сказки Алексея Толстого, сразу настраивают гостей на атмосферу чудесной сказки, волшебства и радости.

Фигурки сказочных героев настолько полюбились взрослым и детям, что сразу после их появления возникла традиция – нужно потереть нос Артемону, и все желания сбудутся. Зрители явно не пренебрегают этой забавой – нос пуделя отполирован до золотого блеска.

Скульптура Пьеро выполнена в полный рост персонажа и целиком вылита из бронзы.
Пьеро облачен в костюм с длинными рукавами, его левая рука протянута в сторону входа в театр, он словно приглашает детей внутрь заведения.


Стихотворения о куклах


Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.
2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?
4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...
5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.


Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.


Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть


Профессия "Кукольник" в рубрике "Проверено на себе" на телеканале "МИР"


Международный день кукольника: закулисье


Мультфильм "Лунтик. Любимая кукла"


Ответы на загадки: 1. Кукольник. 2. Театр кукол. 3. Марионетки. 4. Петрушка. 5. Кукловод. 6. Петрушка. 7. Матрешки.
8. Барби.

В детстве мы все играем куклами, а вырастая, забываем свои любимые игрушки или дарим их малышам, считая, что взрослые куклами не играют. Но оказывается, что есть исключения! Куклами, но только уже театральными, взрослые играют, и это становится их профессией. Кукловождение – целое искусство, которому учатся и в котором совершенствуются всю жизнь. В последние годы артисты Магаданского областного театра кукол стали частыми гостями в Омсукчанском районе, и для ребятни каждый их приезд настоящий праздник. А уж если юные омсукчанцы едут с родителями в Магадан, то обязательно стараются побывать на спектакле в театре кукол. Кукловод – нелегкая профессия, но очень интересная. Стать кукольником может не каждый, но если твоя душа стремится на сцену, если ты талантлив и тянешься к искусству, то вполне можешь им стать. Получить профессию актера-кукольника теперь стало возможным не выезжая за пределы Магаданской области. На базе Магаданского Колледжа искусств совместно с областным театром кукол в 2014 году открывается отделение «Актер театра кукол». Подробнее об этой уникальной профессии рассказывает художественный руководитель ОГБУК «Магаданский областной театр кукол» Дмитрий Шаповалов.

– Кукольники – универсальные актеры. Студенты, закончившие кукольное отделение, работают в театрах других жанров – драматических, музыкальных, оперы, балета, цирка. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер, – подчеркнул Дмитрий Юрьевич. – Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передавая тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее. Актеры кукольных театров могут работать в шоу-бизнесе, ставить концертные номера, различные представления, пародии. Они организовывают праздники, и, конечно же, снимаются в кино. Это неудивительно, ведь наряду с учебной дисциплиной «мастерство актера с куклой» студентам-кукольникам преподается «мастерство актера в живом плане». К примеру, и актеры драмы, и актеры-кукольники изучают такие творческие дисциплины, как мастерство актера, сценическая речь, танец, грим, сценическое движение. Но помимо всего, кукловоды еще изучают мастерство актера с куклой и технологию изготовления куклы. Что это дает? Поясню. Если выпускник Колледжа искусств, отделения «Актер театра кукол», захочет работать в Магаданском музыкальном драматическом театре им. Горького, то у него есть все шансы стать актером драмы, а вот возьмут или не возьмут на работу в театр кукол выпускника Российской академии театрального искусства (РАТИ), это уже 50 на 50. Среди сотрудников театра кукол есть выпускники Магаданского Колледжа искусств. Знакомьтесь, артист-кукловод Мария Бондаренко, родилась и выросла в поселке Синегорье. В 2005 году закончила Колледж искусств по специальности «постановщик театрализованных представлений, преподаватель». Как и многие школьники, Маша занималась в театральном кружке. Именно там она и полюбила театр. – На базе синегорского Дома культуры один из выпускников Колледжа искусств ставил спектакль. Эта постановка была его дипломной работой, – делится воспоминаниями Мария.

– Мне посчастливилось сыграть главную роль, с которой, по мнению зрителей, справилась успешно. После этого я приняла решение поступать в театральный, но опоздала… Чтобы не терять целый год поступила в колледж, тогда еще училище искусств, и не жалею об этом. Учиться мне нравилось. Мы окунулись в творческий процесс с первой минуты. Мы не только учились, но и вели активную концертную деятельность на различных площадках Магадана, гастролировали по районам области. Затем Мария продолжила обучение в Хабаровском институте культуры по специальности «режиссер любительского театра». Говорит, что учиться было легко, так как колледж дает хорошие базовые знания. После института пришла работать в театр кукол. – Я рада, что связала свою жизнь с театром кукол, – продолжает она.

– Мы дарим детям радость. Нигде больше нельзя увидеть столько детских улыбок. Счастливые детские лица – вот наша лучшая награда! Омсукчанец Дмитрий Мартынов тоже выпускник Магаданского Колледжа искусств. В 2011 году он с отличием окончил отделение «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по специальности «постановщик театрализованных представлений». По итогам обучения Дмитрий был включен в справочник «Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области - 2011» и являлся участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы». – Я с детства мечтал стать актером, – говорит Дмитрий.

– Так как в Магаданской области Колледж искусств единственное учебное заведение, выпускающее специалистов творческих профессий, то и вопрос, куда пойти учиться, не вставал. Учиться было очень интересно. В колледже замечательные педагоги, хорошая материально-техническая база. После учебы я вернулся в Омсукчан, работал в Центре досуга и народного творчества, а потом руководил театральным коллективом в Центре дополнительного образования детей. Затем меня пригласили работать в театр кукол. Начинать было сложно, ведь это только со стороны кажется, что управлять куклой легко. Для кукловода очень важны физическая сила, координация движений, ловкость. Помимо того, что куклой надо управлять, ее еще надо и озвучивать.

И нтересуюсь у Дмитрия, какими чертами, по его мнению, должен обладать актер-кукольник?

– Обязательно чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом, – отвечает он.

– Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление. Он должен уметь разбудить море эмоций, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Продолжая разговор с художественным руководителем театра, прошу Дмитрия Юрьевича разъяснить, какие вступительные испытания ждут абитуриентов, желающих поступить на актерский факультет Магаданского Колледжа искусств.

– Абитуриенты проходят предварительные отборочные прослушивания, – поясняет Шаповалов, – которые призваны обеспечить постепенный отбор молодых людей, имеющих призвание к профессии актера и обладающих необходимыми сценическими данными. Лица, не допущенные к следующему предварительному отборочному прослушиванию, к вступительным экзаменам не допускаются. Для проведения каждого этапа отборочного прослушивания и экзамена по специальности – конкурса абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, позволяющих выявить его творческую индивидуальность и сценические возможности. Для выявления способности к выразительному образному мышлению абитуриенты должны прочесть наизусть басню, стихотворение, отрывок из прозы. Желательно, чтобы при этом были включены в программу произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны подготовить исполнение двух-трех песен или романсов. Для ознакомления с возможностями поступающего в области физического развития, его пластическими данными, проверки координации движения и ритмичности абитуриент должен быть готов к исполнению элементарного танца, специального этюда по заданию экзаменатора. Для ознакомления с общим уровнем культуры поступающего, кругом его интересов, с его познаниями в области литературы, драматургии, изобразительного искусства, театра, музыки проводится специальное собеседование, то есть коллоквиум, на котором могут быть заданы вопросы об актуальных событиях общественно-политической жизни страны, международного положения и так далее. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены по специальности, допускаются к письменному тестированию по русскому языку и литературе.

Спрашиваю у Дмитрия Шаповалова: какие плюсы и гарантии есть у поступивших в колледж?

– На протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, успевающим выплачивается стипендия, преподавание профессиональных дисциплин ведется работниками театра кукол, – отвечает он. – Немаловажным является то, что и во время учебы, и после студенты смогут работать в театре. А те, кто решат поступать на базе основного общего образования (9 классов), вместе с аттестатом о среднем образовании получат и диплом о среднем специальном образовании!

– Дмитрий Юрьевич, когда начнутся вступительные испытания и какие документы необходимо предоставить?

– Вступительные испытания начнутся с 6 июля. При подаче заявления о приеме поступающий предъявляет: документы, удостоверяющие личность (оригинал или заверенную копию); документ о среднем (полном) общем или основном общем образовании (оригинал или заверенную копию); 4 фотографии 3х4. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть представлены поступающим лично, направлены через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением и описью вложения, либо в электронно-цифровой форме на официальный e-mail колледжа. Зачисление проводится при условии обязательного предоставления оригиналов документов об образовании государственного образца. Если абитуриент по результатам вступительных испытаний не может быть зачислен в колледж на места, финансируемые из областного бюджета, то ему предоставляется возможность обучения на местах

с оплатой стоимости обучения по договору.

– Где абитуриенты смогут узнать более подробную информацию о поступлении и куда подавать документы?

– За справками абитуриенты могут обращаться к ответственному секретарю Колледжа искусств Анастасии Александровне Болдыревой. Телефон приемной комиссии (413-2) 65-03-47. Адрес колледжа: г. Магадан, ул. Якутская, 46А, каб. 313, тел/факс: (413-2) 60-54-55. E-mail: [email protected].

В завершение беседы Дмитрий Шаповалов обратился к старшеклассникам, к тем, кто сегодня еще решает, куда пойти учиться: «Если вас заинтересовала профессия актера-кукольника, но вы сомневаетесь, стоит ли связывать свою жизнь с театром кукол или нет, приходите к нам в гости, посмотрите все сами. Будем рады встрече с вами».

От себя хочу добавить, что приходя в театр кукол, с порога попадаешь в особый сказочный мир. Мир, в котором куклы становятся живыми, а действо, происходящее на сцене, манит, завораживает и возвращает тебя в счастливое, неповторимое время – в детство. Ты смотришь на актеров и веришь, что это ожившие сказочные персонажи. А покидая театр кукол, понимаешь – кукловод – не просто профессия – это призвание!

Светлана МАРТЫНОВА