на тему: «Чудесные превращения кляксы»
(кляксография )
Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс).
Развивать творческое воображение.
Предварительная работа.
Наблюдения на и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?
Воспитатель читает детям отрывок из «Истории Мальчика, который хотел стать художником» (книга И.А.Лыковой «Цветные ладошки»).
Материалы.
Краски – акварельные, гуашевые; цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свёкла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение Д.Чиарди «О том, кто получился из кляксы».
Вчера принесла мне в подарок сестра
Бутылочку чёрных – чёрных чернил.
Я стал рисовать, но сразу с пера
Кляксу огромную уронил.
И расплылось на листе пятно,
Стало помалу расти оно:
Слева – хобот, а справа – хвост,
Ноги – как тумбы, высокий рост…
Я немедленно к чёрной туши
Пририсовал огромные уши,
И получился, конечно, он, -
Вы угадали – индийский .
Ребята, а что такое клякса?
Да, клякса – это пятно неопределённой формы, которое получается, если нечаянно разлить цветную жидкость – краску или тушь. Из – за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить во что угодно или в кого угодно.
Давайте и мы сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи.
Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу?
Верно: можно ставить отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги.
Штамповать срезом свёклы, которая оставляет следы своего сока.
Рисовать лужицу мягкой кисточкой, зубной щёткой.
Нанести на лист бумаги немного туши и раздуть её из трубочки или соломинки в разные стороны.
Давайте мы с вами изобразим разные кляксы на отдельных листочках разными способами. экспериментируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе – неопределенность, неожиданность, необычность формы.
Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
После того, как дети освоят несколько способов и создадут по нескольку клякс, предлагаю оживить кляксы – превратить их в живых существ или в предметы.
Дети, внимательно рассмотрите свои кляксы, поворачивайте листы бумаги в разные стороны. Вот, например, моя клякса: если неё посмотреть так, она похожа на человечка, только нужно дорисовать глазки и ротик; а если кляксу перевернуть, она напоминает цветочек, только пририсую стебель и листочки.
А в кого превратятся ваши кляксы? (Тихо спрашиваю у каждого ребенка о его ассоциациях, замыслах, помогаю нерешительным )
Выполняют работы. Устраивается общая выставка «живых» клякс.
Дата публикации: 05.12.17
Конспект занятия по рисованию в старшей группе.
Рисование –экспериментирование «Чудесные превращения кляксы» (кляксография)
Цель: познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования, развивать творчество, воображение. Развивать дыхательную систему. Активизация речи. Обогащение словаря: клякса, кляксография.
Задачи: создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.
Материалы: листы А4 на каждого ребёнка, баночки с водой, трубочки для напитков на каждого ребёнка, краски гуашь, жидко разведённая гуашь (для клякс), пластиковые ложечки или пипетки, газеты для сминания и штамповки, срезы овощей (картофель, свекла), салфетки для рук.
Принесла мне в подарок сестра
Бутылочку
Чёрных –чёрных чернил.
Я стал рисовать, но с разу с пера
Кляксу огромную уронил.
И расплылось
На листе пятно, стало помалу расти оно:
Слева –хобот,
А справа –хвост,
Ноги – как тумбы,
Я немедленно
К чёрной туше
Пририсовал
Огромные уши,
И получился,
Конечно, он,-
Вы угадали –
Индийский …. (слон)
Как вы думаете, что такое клякса?
Это пятно неопределённой формы, которое получается, если нечаянно разлить цветную жидкость – краску или тушь. Из –за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.
Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи. Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу?
(молодцы хорошо)
1 способ:
Покажу вам несколько способов, подойдём к первому столу и посмотрим. Здесь можно поставить печать комком бумаги. Для это нужно взять лист бумаги любого размера, смять его в комок, и обмакнуть в краску, потом поставить отпечаток на лист бумаги.
2 способ:
Подходим к следующему столу, здесь ставим оттиск печатками из свёклы.
3 способ:
И следующий способ. Зачерпываю ложечкой жидкую гуашь и капаю на лист бумаги, получилась клякса. Теперь беру трубочку и «выдуваю» из кляксы гуашь в разные стороны, направляю трубочку. Посмотрите, что получилось. Эта техника рисования называется «кляксография», т. е. рисование кляксами или из клякс.
Теперь попробуйте сами, выбираем себе кружок, берём стульчик и садимся за тот стол где такого же цвета кружок. Поработаете за одним столом, затем перейдём за другой. Ваша задача освоить несколько способов и на своём листочке создать по 3-5 клякс. И главное в кляксе – неопределённость, неожиданность, необычность формы.
Для начала нашего творчества сделаем пальчиковую гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
(помогать детям, подсказывать как лучше)
Посмотрите какие разные кляксы у вас получились!
Пока наши кляксы сохнут, мы сделаем физ. минутку.
Ходит осень по дорожке
промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
А теперь предлагаю «оживить» кляксы-превратить их в живые существа или предметы. Нужно внимательно рассмотреть кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны.
Вот моя клякса, если на неё посмотреть так, она похожа на уточку, только нужно дорисовать клювик и лапки; а если кляксу перевернуть, она напоминает испуганного зайчонка – сидит под кустиком, дрожит, вот только ещё одно ухо нарисую.
А в кого превратятся ваши кляксы? (Воспитатель тихо, на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах и ассоциациях, нерешительным детям помогает советами или косвенными вопросами)
Дети рисуют. Затем все рисунки собираются в одном месте(выставка).
Посмотрите, все рисунки отличаются друг от друга. Кто запомнил, как называется техника в которой мы рисовали??(кляксография). Вам понравилось рисовать кляксами? Вот какие замечательные рисунки получились у нас.
Римма Синчукова
Занятие в старшей группе по рисованию-экспериментированию (кляксография) «Чудесные превращения кляксы»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения «Детский сад
комбинированного вида №3 Лесозаводского городского округа»
Конспект занятия
По рисованию – экспериментированию
«Чудесные превращения кляксы »
(кляксография )
Старшая группа .
Составила :
Воспитатель
Синчукова Римма Ивановна
г. Лесозаводск
Цель :
Научить детей использовать в рисовании не традиционные формы.
Задачи :
1. Создать условия свободного экспериментирования с разными материалами инструментами (художественными и бытовыми, показать новые способы получения абстрактных изображений. (клякс )
2. Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс )
3. Развивать творческое воображение, фантазию в оформлении работы.
4. Воспитывать эстетическое отношение в работе.
Предварительная работа :
Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?
Чтение И. А. Лыковой «Цветные ладошки»
Материалы и оборудование :
Акварель, гуашь, туш. Мягкие кисточки разных размеров, кисточки-флейцы, зубные щетки. Срезы овощей, тряпочки, губки, бумага для сминания, баночки с водой, трубочки.
Ход занятия.
Воспитатель : Читает детям стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы »
Принесла мне в подарок сестра
Бутылочку
Черных-черных чернил
Я стал рисовать ,
Но сразу с пера
Кляксу огромную уронил
И расплылось на листе пятно,
Стало помалу расти оно :
Слева – хобот,
А справа – хвост
Ноги как тумбы,
Высокий рост…
Я немедленно к черной туше
Пририсовал огромные уши ,
И получился, конечно, он-
Вы угадали -
Индийский….(слон)
Вос-ль.: Ребята, а вы знаете, что такое клякса ?
Дети : Пятно.
Вос-ль.: Да, это пятно неопределенной формы, которое получается, если разлить цветную жидкость или краску. Из-за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превращать в кого или во что угодно.
Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы , а потом превратим их , в кого захотим или в того, на кого они будут похожи.
Дети, как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу .
Дети высказывают свои предложения.
Вос-ль.: Молодцы, а вот еще несколько способов. Обратите внимание
Ставит отпечаток губкой, тряпкой, комком бумаги;
Штампует срезом свеклы, которая оставляет следы своего сока;
Рисует лужицу мягкой кисточкой, кисточкой флейца, зубной щеткой;
Наносит на лист бумаги немного цветной жидкости (туши) и раздувает стороны.
Вос-ль.: А теперь приготовим наши пальчики к разминке «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы ритмично сжимают в «замок» и разжимают)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
(одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяют одноимённые пальцы : большой с большим; указательный с указательным и т. д.)
(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(кисти рук опустить в низ, встряхнуть)
Вос-ль.: А теперь, ребята, проходите к столам и самостоятельно изобразите на отдельных листочках кляксы разными способами . В ваших кляксах самое главное их неопределенность, неожиданность, необычность формы.
(Дети проходят к столам, создают несколькими способами по 3-5 клякс )
Вос-ль.: А сейчас ребята, мы с вами немного «оживем» кляксы . Превратим их похожими на живые существа или предметы.
Ребята, рассмотрите свои кляксы , поворачивая листы бумаги в разные стороны.
Вот эта клякса , если присмотреться, похожа на уточку. Только нужно дорисовать клювик и лапки .
А в кого превратятся ваши кляксы ?
(Воспитатель тихо, на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах, ассоциациях. Нерешительным помогает советом или косвенным вопросом.)
Вос-ль.: Какие чудесные работы получились у нас. Давайте все наши рисунки выложим на выставку «живых» клякс и полюбуемся своими работам.
Ольга Глинина
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Чудесные превращения кляксы»
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию
«Чудесные превращения кляксы »
(рисование к технике «кляксография » )
(Базовая площадка №1 от 22.11.2016г. «Познавательное развитие » )
Старшая группа
Цель : создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами.
1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография » . Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс ) . Совершенствовать технику рисования акварельными красками, используя при этом смешивание красок.
2. Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс ) .
3. Развивать познавательную активность, творческое воображение, фантазию, мышление, цветовосприятие, чувство композиции.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие , художественно-эстетическое развитие , речевое развитие , социально-коммуникативное развитие , физическое развитие .
Используемые материалы.
Раздаточный :
Белые листы бумаги формата А - 4 (на каждого ребенка) ;
Краски акварельные и гуашевые (на каждого ребенка) ;
Кисточка широкая (на каждого ребенка) ;
Трубочки для коктейля (на каждого ребенка) ;
Баночки с водой (на каждого ребенка) ;
Клеенка, салфетка (на каждого ребенка) .
Демонстрационный :
Образцы в технике «Кляксография » ;
Алгоритм выполнения техники «Кляксография » .
Методы и приёмы.
Наглядные (показ, демонстрация) ;
Словесные (рассказ, беседа, объяснение) ;
Практические (создание сюжета) .
Предварительная работа.
Рассматривание картинок и рисунков, выполненных в технике
«Кляксография ;
Выдувание воздуха через трубочку.
Экспериментирование с разными бытовыми инструментами (старые зубные
щетки, срезы овощей, тряпочки, губки, газеты и т. д.).
Наблюдение на прогулке и беседа о том, на что похожи лужи, облака?
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Поздоровайтесь друг с другом и гостями, улыбнитесь, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Воспитатель.
Скажите, пожалуйста, вы верите в волшебные превращения ?
Каких сказочных волшебников вы знаете? (Баба-Яга, Снежная Королева, Джин и т. д.)
Где водятся волшебники?
В фантазиях твоих!
С кем водятся волшебники?
А с тем, кто верит в них!
Воспитатель.
Сейчас мы наденем сказочные фартуки и превратимся в маленьких волшебников, а трубочка будет нашей волшебной палочкой. И окажемся в волшебной мастерской «Юный художник » .
2. Основная часть.
Чтение стихотворения Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы » :
Вчера принесла мне в подарок сестра
Бутылочку черных-черных чернил.
Я стал рисовать, но сразу с пера
Кляксу огромную уронил .
И расплылось на листе пятно,
Стало по малу расти оно :
Слева - хобот, а справа хвост,
Ноги - как тумбы, высокий рост…
Я немедленно к черной туше
Пририсовал огромные уши,
И получился, конечно, он, –
Вы угадали? Индийский (слон) .
Воспитатель.
Ребята, скажите пожалуйста, что такое клякса ?
Правильно, это пятно неопределенной формы, которое получается, если нечаянно разлить цветную жидкость – краску. Из – за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.
Мы сначала нарисуем кляксы , а потом превратим их во что захотим .
Как вы думаете, как можно поставить или нарисовать кляксу ?
Обобщить в ходе беседы разные способы рисования клякс .
Мы уже познакомились с некоторыми способами рисования клякс . Сегодня познакомимся с еще одним способом.
Воспитатель.
Будем рисовать сказочную поляну. Сказочная она потому, что рисовать мы ее будем необычным способом, с помощью волшебной палочки.
Что у нас вместо волшебной палочки?
Правильно, трубочка.
Мы научимся рисовать с помощью трубочки и кляксы , не просто рисовать, а выдувать рисунок из кляксы с помощью трубочки . Этот способ рисования тоже называется – кляксография .
Чтобы начать творить волшебство, нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Физминутка «Помощники» .
Воспитатель.
Теперь усаживайтесь поудобнее, внимательно слушайте и смотрите.
Волшебную поляну мы начнем рисовать с солнышка. Для этого нужно сначала поставить с помощью кисти и краски кляксу на том месте , где будет солнце, в верхнем углу листа.
Каким цветом солнце? Значит и краска нам понадобится желтого цвета.
Я ставлю кляксу , и вы на своих листах тоже поставьте, пожалуйста, кляксы желтого цвета .
Затем трубочкой, не задевая краску и лист, начинаем раздувать кляксу , поворачивая его в разные стороны так, чтобы получились лучики у солнца.
Я раздула лучики, и вы раздуйте у своего солнышка.
Солнце ярко светит, пригревает землю и от тепла стала расти трава. Скажите, пожалуйста, каким цветом трава? Значит нам понадобится краска зеленого цвета.
Поставьте, пожалуйста, внизу листа несколько клякс зеленого цвета и с помощью нашей волшебной палочки раздуем травинки от кляксы на полянке .
Воспитатель.
Солнышко стало пригревать еще сильнее и на самых высоких травинках зацвели цветочки. Выберите, пожалуйста, самые высокие травинки и поставьте на них кляксы красного цвета . Волшебная палочка опять сотворит чудеса – от кляксы раздуем цветочки .
3. Рефлексия.
Воспитатель.
Вам понравилось творить чудеса ?
Посмотрите, пожалуйста, какие красивые и яркие у нас получились рисунки. Молодцы!
Кем мы сегодня были? Что помогало нам в рисовании? Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?
Сегодня наше путешествие по мастерской «Юный художник » закончилось. Спасибо большое, молодцы!
Воспитатель.
Давайте попрощаемся с нашими гостями. Рисунки унесем в группу и оформим выставку «Юные волшебники» .
Используемая литература.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
2. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.: цв. вкл.
3. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» : учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2013. – 144 с.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие » ): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Цветной мир» , 2014. – 216 с. перераб. и доп.
Публикации по теме:
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Снеговик» Конспект НОД образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Снеговик» с применением ИКТ, игровых.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Золотая осень» Разработала: Воспитатель ГБДОУ № 52 Приморского района Боброва Антонина Игоревна Санкт-Петербург, 2016 Используемые технологии: Пластилинография,.
Конспект занятия по дизайн-деятельности с детьми старшей группы «Чудесные превращения» План проведения образовательной деятельности с детьми занятия с детьми старшей группы на тему: «Чудесные превращенияя». Форма организации.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Цель: создание условий для развития познавательной активности детей путем экспериментирования в художественно-эстетической деятельности.
Конспект НОД по рисованию (подготовительная группа)
Тема: Чудесные превращения кляксы.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД, воспитывать дружелюбное отношение к своим товарищам, доброжелательно оценивать работы друзей.
Познавательное развитие: показать новые способы абстрактных изображений.
Речевое развитие : активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас.
Художественно-эстетическое развитие : развивать творческие способности детей, воображение.
Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей в соответствии со стихами, развивать мелкую моторику.
Активизация словаря: клякса, кляксография, трубочки для коктейля. Материал: трубочки для коктейля, краски акварельные, кисти, бумага для рисовавния.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке и беседа о том на что похожи облака, на что похожи лужи? Чтение отрывка про мальчика, который хотел стать художником.(книга И.А. Лыковой «Цветные ладошки»)
Ход НОД
1.Организационный момент.
Дети вы верите в волшебство? (ответы детей)
Какие волшебные предметы вы знаете? (ответы детей)
Предлагаю всем детям стать волшебниками.
2.Чтение детям стихотворения Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы»
Вчера
Принесла в подарок сестра
Бутылочку
Черных-черных чернил.
Я стал рисовать,
Но сразу с пера
Кляксу огромную
Уронил.
И расплылось
На листе пятно,
Стало помалу
Расти оно:
Слева – хобот,
А справа – хвост,
Ноги – как тумбы,
Высокий рост…
Я немедленно
К черной туше
Пририсовал
Огромные уши,
И получился,
Конечно он, -
Вы угадали –
Индийский…
(СЛОН).
Физминутка
Раз, два, три, четыре. пять -
Мы идем гулять (дети шагают на месте)
Мы в окошко поглядели, (повороты головы влево - вправо)
Мы на солнце посмотрели
И панамочки надели (поднять руки вверх и положить кисти на голову)
Зашагали по дорожке -
Влево ножка, вправо ножка, (дети шагают на месте)
Носом - вдох и выдох - ртом,
Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)
- Что такое клякса?(пятно неопределенной формы) (ответы детей)
Давайте мы с вами будем волшебниками и нашими волшебными палочками нарисуем кляксы, а потом их превратим в кого захотим.
Показ- нанести немного гуаши на бумагу и подуть из трубочки.
Дети рисуют.
Физминутка: под веселую музыку дети выполняют танцевальные движения.
3.Выставка детских работ.
В кого превратились ваши кляксы?(рассказы детей о созданных волшебных образах)
Что вы узнали нового?