Народный праздничный костюм. Идеал русской красоты проговаривание способов с действий

Цель урока:

  • сформировать представление о русском народном женском костюме;
  • развивать воображение, умение создания украшения и работы в группе;
  • воспитывать интерес к русской культуре и ее традициям.

ХОД УРОКА

1. Приветствие.

2. Сообщение темы.

3. Музыкальный эпиграф – фрагмент песни “Русская красавица”.

4. Литературный эпиграф (стих О.Островской “Русский костюм”).

Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец– украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.

Давайте ребята, посмотрим,из чего же состоял женский костюм.

– Это рубаха, сарафан, головной убор.

Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.

5. Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский)

– А где еще можно увидеть народный костюм?

Кто из вас знает, название женских головных уборов?

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.

СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ :

Девушки носили –

ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент

ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.

КОКОШНИК (Кокоша-курица) – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.

ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, Здесь же пришивались ленты– завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.

– Чем же украшали головные уборы?

Это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.

6. Показ слайдов с головными уборами.

7. Физ. минутка.

8. Практическая работа по группам.

Вам предстоит сегодня быть мастером-украшения, т.е. дизайнером и украсить нарисованную вами девицу кокошником, украшения вы придумываете сами, используя подготовленный материал(крупы, фасоль, горох) и заранее приготовленную форму кокошника. Приклеиваете их и раскрашиваете.

Даже сегодня, когда на улицах уже не встретить барышень в кокошниках, сарафанах да с длинными русыми косами, классический образ русской красавицы ассоциируется именно с традиционными национальными нарядами, характерным внешним обликом.

Сегодня мы обсудим идеал русской красоты и поговорим, что же такое русская красота.

«Белолица, черноброва.. кровь с молоком.. русская краса — длинная коса.. красна девица..», — эпитетов, передающих суть русской красоты, множество.

Но главный нюанс, который отличает нас, наших красавиц от не менее прекрасных иностранок и их понятий идеалов — это душевность и искренность.

Хлеб-соль, гостеприимство, добродушие, материнство, простота, природа, деревня, сильный характер — это то, без чего кокошник смотреться не будет.

Каким был идеал русской красоты в разные эпохи и каков он сегодня?

Кроме женской красоты есть, конечно, и другие ниши проявления прекрасного в понимании наших соотечественников, но все же женский образ занимает в нем одно из первых почетных мест. И чаще всего, когда говорят о красоте, имеют ввиду непосредственное ее воплощение в слабом поле. В России, кроме женщин, красива природа…

Помимо национальных черт — идеал женской красоты изменчив, непостоянен… позавчера — это корсеты, золотые локоны, маленькая ножка, курносый нос, покатые плечи, скромный взгляд, вчера — огромные глаза с макияжем стрелками, небольшой рост, женственная и «объемная» фигура при тонкой талии, сегодня (хоть и пропаганда пытается нас увести от поколения параметрам 90-60-90 и задать новый, более размерный формат — все тщетно, пока в моде худышки) — «сделанная внешность», 16-сантиметровые шпильки, пухлые губы и т. д.

Но кроме того, что с идеалом красоты не все так просто и у каждого он может быть свой, для русских есть ряд характерных черт, выделяющих их из толпы иностранцев. Конечно, у кого кровь, что называется, смешана, бывает, и отличить трудно от остальных «метисов», но все же русских (касательно красивых внешних черт) чаще видно, чем не видно.

Какие они эти черты? Разберемся по порядку.

Многое зависит от эпохи и того, какая мода царила в ней, но даже несмотря на разность деталей — всегда было что-то общее, что соединяло образы русских красавиц сквозь века, социальные слои.

Очень многое поведают об эпохе продукты творчества, например, если сегодня есть СМИ, Интернет, свет, электричество, нано-технологии, то было время, когда ничего этого не существовало… А.С.Пушкин писал романы, стихи под светом горящей свечи, Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев, Лев Толстой создавали свои бессмертные шедевры, живя в лесных гущах. И героини их творений были квинтэссенцией не только идеального женского образа, но и идеального образа русской девушки.

Вспомним таких культовых русских женщин, как Татьяна Ларина, Анна Каренина, Наташа Ростова, Соня Мармеладова, Ольга Одинцова… И хотя Соня Мармеладова, как кому-то может показаться, лишний персонаж в этом списке — она несет особую символичность, раскрывая в своей героине одну из сторон потенциала русской души: оставаться чистым и невинным даже в грязи…

Кто-то из русских литературных классиков наделял своих героинь необыкновенной красотой, причем абсолютно отличающейся по параметрам в разные периоды жизни страны, например, если веком ранее ценились тонкие женские талии, затянутые в корсеты, то веком позже покатые плечи, аристократические черты лица.

Кто-то делал упор на внутреннюю красоту, перекрывающую недостаток внешней или преображающей все вокруг так, что все параметры становятся не столь важны, сколь важна личность героини.

Но что у одних, что у других за внешней оболочкой следовало нечто большее. . Достоевский вкладывал в красоту способность переворачивать мир, у Толстого красота нередко фигурировала (особенно в некоторых рассказах) как некая мистическая роковая сила, парализующая волю, Тургенев создал знаменитый образ тургеневской девушки… И хотя по правилам — эта самая тургеневская девушка необыкновенной красотой не обладает, можно сказать, красоту ей придавали ее бурная внутренняя жизнь, многоранный мир, благородные манеры, скромность.

А.П.Чехов отмечал, что в человеке все должно быть прекрасно…

Да, если говорить о том времени, то красота и ее сохранность прочно ассоциировались с чистотой, непорочностью, то есть, считалось, что чем дольше девушка ходит девицей — тем красивее она.

После замужества другим средством продления жизни прекрасной внешности было рождение нескольких детей, беременности вроде как способствовали расцвету женской красоты. На деле, конечно, все не совсем так было… но тем не менее — сегодняшнее положение дел абсолютно противоположно существовавшему тогда.

Женский образ в русских сказках, если говорить о положительных героинях, это всегда красивые, добрые, скромные девушки с косами ниже пояса, в длинных сарафанах.

«— Я в одной папиной книге,— у него много старинных смешных книг,— прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза,— ей-богу, так и написано: кипящие смолой!—черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки,— понимаешь, длиннее обыкновенного!— маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,— я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание!

А ведь оно у меня есть,— ты послушай, как я вздыхаю,— ведь правда, есть?» (И.Бунин, «Легкое дыхание»)

Сегодня самыми яркими и красивыми героинями книг, написанных русскими писателями, россияне назвали Маргариту («Мастер и Маргарита» Булгакова), Анну Каренину, Екатерину (из «Грозы» Островского), Татьяну Ларину.

Благородные, аристократические барышни превращались с течением времени в более осовремененных. От пышногрудых работящих крестьянок и утонченных, образованных барышень с покатыми плечами к куклам Барби (стереотип привнесенный с Запада). Ведь не зря раньше детям читали сказки Пушкина, а в нынешнее время, со стартом уже около 20 лет назад, в нашу жизнь ворвались новые игрушки, новые сказки.

Ничто так не формирует сознание взрослого поколения, как уже сформированное в детском возрасте посредством игрушек, СМИ искаженное понимание ценностей . 20 и более лет назад в России стали появляться куклы Барби, Синди и т.д., девочки, игравшие с ними — давно стали женщинами.

Образ искусственной красоты прочно «въелся» в сознание представительниц слабого пола, более молодое поколение уже воспринимает всех Барби как пережиток прошлого и создает свои креативные форматы красоты.

Общество делает идеал или идеал делает общество? Пожалуй, и то, и другое. Когда людей нужно было «загнать» в трудовую кабалу — красавицей становилась крестьянка, когда провозглашался курс на образованность — в моде становились аристократические черты, и у разных социальных категорий по-разному. Сегодня, например, чтобы индустрия моды жила, косметика продавалась и много других сфер продвигалось и целей осуществлялось — популярные гламурные форматы.

Кто-то говорит о том, что русские женщины самые красивые, и за границей их сразу видно, из причин красоты отмечают то, что наша нация не слишком чиста, и мы собрали все лучшее от всех народов, кто-то убеждает, что в русских ничего особенного, более того — они слишком простоваты. По опыту туристов, бывавших в разных странах, с которыми я имела общение, могу сказать, что красивые женщины есть везде, но русские, без субъективности, действительно красивее.

А еще, на взгляд иностранцев, русских женщин (за что их и любят) отличает даже не внешность, а покладистый характер , отсутствие феминизма, готовность смиряться перед главой семьи, на фоне ушлых и знающих свои права (да еще и часто и не особо красивых) иностранок наши прекрасные «золушки» смотрятся намного выигрышнее. Впрочем, тенденция феминизации жива и среди наших женщин.

Что касается фенотипа русских, то у наших соотечественников чаще встречается прямой профиль носа, светлые глаза, светлые волосы.

«Сочетание признаков, характерных для русских популяций (в сравнении с западноевропейским центральным вариантом):

Сравнительно светлая пигментация. Доля светлых (около 30 %) и средних оттенков волос, светлых оттенков глаз (45-49 %) повышена, доля тёмных - снижена;

Средний рост бровей и бороды;

Умеренная ширина лица;

Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;

Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья» (Википедия)

В 17-м веке побывавший в России путешественник архидиакон Павел Алеппский так описал местных жителей и их быт:

«…в доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами… …Знай, что женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны»…

Марко Поло писал в самом конце XIII века про население современной ему России: «народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры…»

Если раньше русские отличались невысоким ростом, то сегодня каждое новое молодое поколение «все подрастает»: «Сто лет назад средний рост пятнадцатилетних москвичей составлял 147 сантиметров, в 1923 году — 157 сантиметров, а в 1982 году — 170 сантиметров».

Средний рост взрослого русского мужчины сегодня — 175 см (голландцев, к примеру, 184 см), женщины — 162 см (у китаянок — 154 см, средний рост женщин в Нидерландах – 168 см).

Мнения россиян о том, что такое «русская красота»:

«Русская красота — это светлые, русые или каштановые волосы, светлые глаза (серые, светло-зеленые, голубые), светлая кожа, правильные, или близкие к правильным, черты лица, лицо овальное либо умеренно круглое».

«Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что каждый, кто всерьез интересовался дореволюционной историей России и разглядывал множество дошедших до нас фотографий той эпохи, обязательно отмечал для себя красоту запечатленных на них людей.

Это касается и русской аристократии, и простых служащих, и еще более простых крестьян.

Какая-то совершенно удивительная красота запечатлена на их лицах. Спокойная. Возвышенная. Не кричащая. Настоящая красота, словно подсвечиваемая откуда-то изнутри, из самых сердечных глубин. Совсем не похожая на современный нам глянец и гламур, где за косметикой, фотошопом и пластической хирургией порой и живого человека-то не увидишь.

И ладно бы речь шла только о великих князьях и принцессах (когда смотришь на фотографии представителей Императорского Дома, сомнений не остается: выражение «белая кость, голубая кровь» явно не с потолка взято). Так ведь у представителей иных сословий — то же самое» (Русская народная линия).

Что думают о красоте русских женщин иностранцы:

«Среди русских женщин встречаются две крайности: одни бросают все силы на образование и саморазвитие и почти не интересуются косметикой, другие, напротив, тратят слишком много денег на уход за внешностью. И им это удается» (комментарий израильского косметолога).

«Многие иностранные мужчины говорили мне, что поражаются, как много красивых женщин на русских интернет-сайтах, и такого количества красивых женщин нет в их странах.

Мой знакомый русский мужчина был в Америке, и рассказывает, что был поражен, что на улицах практически нет красивых женщин. Красивых женщин мало, и все они по дорогим автомобилям сидят – разобраны. Моя подруга, придя на встречу с американцами, спросила одного из них, почему он приехал искать жену в Россию. Как вы думаете, каков был ответ? “У вас красивые женщины”».

«Отмечается, что русские женщины настолько серьезно конкурируют на брачном рынке, что представляют реальную угрозу для местных женщин («русские женщины идут», где «идут» понимается как нашествие, которое нельзя остановить). Естественной реакцией является обвинение россиянок в аморальном поведении (25% всех контекстов): в беспринципности, в легкой доступности и в занятии проституцией (для русских женщин свойственно «заняться проституцией и заработать любым способом»). Однако иностранки отмечают красоту россиянок (38% контекстов)».

Правда, с красотой русских женщин не все так однозначно, действительно, красавиц среди россиянок много, но используют они свою внешность нередко не в лучших целях . В программе канала Россия «Красота по-русски» не только о красоте россиянок, но и немного неприглядной стороне «торговли» ей…

Типичных русских красавиц становится меньше, но все же, если судить по тем, кого считают героями россияне — то не все так плохо. Оксана Федорова на Барби не похожа, настоящая… но эталоном для обычных россиянок со средне статистическим ростом 160 см — она вряд ли может быть.

Уход за собой среди современных дам начал приобретать маниакальную форму, но надо понимать, что и время другое.. если стали популярными увеличенные губы, «сделанные» части тела, неестественность во внешности — ничего уже не изменить, это нужно просто пережить, так всегда было: наступает переизбыток подобных модных явлений и людям самим становится противно.

Уже скоро натуральность будет на вес золота (только все равно ухоженная натуральность). Ну и благодаря обилию ухоженных женщин — стали за собой следить те, кто махали рукой, а ныне поняли, что смотрятся серо рядом с другим — это же все-таки плюс.

Самыми красивыми российскими актрисами 20-го века россияне считают: 1 место: Ирина Алферова (Констанция из «Д’Артаньян и три мушкетёра»), 2 место — Светлана Тома («Табор уходит в небо»), 3 место – Анастасия Вертинская («Человек-амфибия», «Алые паруса»), Светлана Светличная, Наталья Кустинская, Татьяна Веденеева, Вера Алентова и др.

Что касается лиц современности и того, кого же из знаменитостей россияне считают красивыми, то одной из самых красивых женщин России россияне считают Оксану Федорову.

Еще есть в этом списке: Алина Кабаева, Алена Шишкова (модель), Валентина Зеляева (российская модель), София Рудьева (модель), из актрис, певиц: Марина Александрова, Елена Корикова, Елизавета Боярская, Анна Плетнева, Наталья Рудина (Натали), Александра Савельева, Светлана Ходченкова.

Эталон красоты русского мужчины в понимании российских женщин и в целом — более лаконичен. Мужчина у нас все-таки должен быть не столько красивым, сколько мужественным. Самые красивые мужчины, согласно данным статистики — в Италии. О ком же тогда мечтают женщины?

О добром молодце из сказки, принце на белом коне, русском богатыре, мужественном работяге? Слабый пол отдает приоритет внутренним качествам, хотя внешняя приятность важна. Даже красавцы в списке известных людей прославились далеко не красотой: Павел Астахов, Роман Абрамович, Дмитрий Певцов, Дмитрий Исаев (актер), Максим Аверин, Павел Воля, Антон Макарский.

Конструкт урока изобразительного искусства

по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 «Б» специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Класс: 4 «Б»

УМК: Школа России Программа: НеменскийБ. М. «Изобразительное искусство»

Тема урока: Красота человека. Образ русской красавицы. Рисование портрета.

Цель: развитие эстетических потребностей в процессе составления портрета русской красавицы, определение наиболее эффективные способов достижения результата, определение способов изображения портрета и способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (обучающиеся о коммуникативные УУД познавательны е УУД (общеучебные): формулирование цели; поиск и выделение информации (логические): определять наиболее эффективные способы достижения результата, анализируют способ изображения портрета;

Предметные: демонстрируют знания о способах решения проблем творческого и поискового характера, в процессе составления портрета русской красавицы.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств.

Развивающие: развивать регулятивные УУД (обучающиеся о существляют самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, умеют эффективно организовать своё рабочее место, осуществляют познавательную и личностную рефлексию); коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать); познавательны е УУД

Коррекционно-развивающие: стимулировать познавательную деятельность в процессе изображения образа русской красавицы; развивать контроль, самоконтроль, оценивание и самооценивание, осознанную саморегуляцию познавательной деятельности посредством анализа выполненных работ; формировать способности к организации собственной деятельности и проведения на основе плана изображения портрета; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мыслительных процессов; расширение словарного запаса.

Образовательные:

    Изобразительная:

    Техническая:

    Композиционная:

    Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изображения.

    Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

    Принцип наглядности.

    Принцип систематичности и последовательности.

    Принцип доступности.

    Принцип целостности

    Принцип деятельности

    Принцип психологической комфортности

Принципы воспитания

    Создание положительного эмоционального подъёма

    Воспитание через взаимодействие

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

    Словесные: беседа, объяснение

    Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

2. По дидактическим целям:

    Методы проверки и оценки знаний.

3. По уровню включения в продуктивную деятельность:

    Объяснительно-иллюстративные

    Частично - поисковые

4. Методы развития психических функций:

    Постановка проблемы или проблемной ситуации

5. Метод развития познавательного интереса:

    Формирование готовности к восприятию.

Методы воспитания:

1. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

    Поощрение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения :

Демонстрационные: доска, образец портрета,репродукции художников, презентация PowerPoint .

Индивидуальные:, инструкционная карта рисования дерева, пейзажа; плотный лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски, кисти, восковые мелки

Тип урока: .комбинированный

Структура урока:

    1. Организационно-мотивационный момент (1мин).

      Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (3мин).

      Восприятие (5мин).

      Показ способов действий (5мин).

      Физминутка (3 мин).

      Словесное проговаривание способов действий (9 мин).

      Применение способов действий (9 мин).

      Анализ способов действий (3мин).

      Рефлексия учебной деятельности (2мин).

Информационные источники:

1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.2.

2. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В. Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.

3. «Изобразительное искусство. 4 класс» / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2014

Макет доски:

18 октября.

Классная работа.

Тема:

Цель:

Ход урока:

Этапы урока

Методы

обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный момент.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.

Методы развития познавательного интереса: приём создания психологического комфорта.

Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим свое хорошее настроение.

Пожалуйста, присаживайтесь!

Меня зовут Екатерина Романовна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Проверим готовность к уроку. Я называю учебные принадлежности, а вы проверяете, есть ли они у вас и наводите порядок на столе.

Сегодня на уроке потребуется: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти.

Желаю вам на уроке быть успешными в творческой деятельности.

Демонстрируют : регулятивные УУД (обучающиеся о существляют саморегуляцию, умеют эффективно организовать своё рабочее место)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.

По источнику получения знаний – словесный: беседа; наглядный: демонстрация,

По уровню включения в продуктивную деятельность – частично-поисковый, проблемный

Методы развития познавательного интереса: художественное слово.

А чтобы определить тему нашего урока, посмотрите на изображения

Ребята, давайте их сравним. Во-первых, вспомним в каком жанре они изображены? Как он называется? Это портрет, натюрморт или пейзаж? (портрет)

Почему? Что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека.

О чём нам может рассказать портрет? (о человеке)

Хорошо.

Рассмотрим еще. Кто изображен на всех картинах? (девушки).

Как вы считаете, это красивые девушки? Их можно назвать русскими красавицами? Почему?

Скажите, ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»?

(Красивая коса, румяные щеки, красивый наряд)

Молодцы, я вижу, что вы уже имеете представление о том, как выглядела русская красавица.

Ребята, а хотели бы вы еще больше узнать о русской красавице?

Тогда, как вы думаете, какая тема урока у нас будет?

А тема урока звучит так, прочитай пожалуйста. (Образ русской красавицы).

Значит, что мы на уроке сегодня можем узнать?

Узнать, как выглядела русская красавица.

А что мы научимся изображать?

Научиться изображать русскую красавицу.

Согласны работать по такому плану?

Образ красоты человека у каждого народа свой. В русской крестьянской культуре образ женской красоты – это мягкость, нежность, величавость.

Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души.

Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу.

Вглядитесь в лица русских женщин, какой у них взгляд?

– они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние, рядом хочется посидеть, погреться.

Посмотрите на их одежду? Какую одежду они носили? Как она называется? (показываю на картине) Кокошник, сарафан,рубаха.

И при этом ее праздничный наряд – диво дивное. Одежду русские женщины шили и украшали сами, вкладывая в нее душу, проявляя настоящий талант художника.

Значение вышивки забывалось, а традиция украшения осталась. У женщин поверх рубахи надевался сарафан.

А какие головные уборы носили русские красавицы?

В повседневной жизни девушки носили косу.

В праздничные дни голову русской женщины украшал дивный по красоте убор, шитый жемчугом, цветным бисером, каменьями, разноцветными нитями.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, сорока, кичка.

Взгляните на репродукции русских художников. Как вы думайте, что художник пытался до вас донести через эту картину? (предположения детей). Величественный светлый образ простой по характеру души крестьянки, восхищение от грации ее и «русского» духа в ее глазах и позе.

Ребята, вы готовы сегодня по пробовать изобразить русскую красавицу? (Да)

Демонстрируют: регулятивные УУД (обучающиеся о существляют саморегуляцию);

коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать);

познавательны е УУД (общеучебные): формулирование цели урока.

3. Восприятие

Задача:

формировать зрительный образ правильного рисования портрета

Изобразительная : учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

По источнику получения знаний – словесный: рассказ, беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность –частично-поисковый,

Ребята, а как мы будем располагать наш лист при рисовании портрета?

(Вертикально)

Как же рисуется портрет?

Что мы должны для этого узнать?

Проведем небольшое расследование

Посмотрите друг на друга.

Какую форму имеет голова? (круглая, овальная).

Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)

В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.

А где расположены глаза? (под бровями)

Примерно на середине лица.

Посмотрите друг на друга.

Так ли это?

Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.

Какой формы у человека нос?

Где он расположен на лице?(нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа- на одной линии с глазами).

Какой формы у человека рот? (большой круглый, находится ниже носа)

Вы должны помнить о мимике лица

Выражении, которое зависит от настроения человека.

Какое может быть настроение у человека? (радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное).

Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.

Познавательны е УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

4. Показ способов действий

Задача:

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

По источнику получения знаний – словесный: объяснение, беседа; рассказ,

наглядный: демонстрация, иллюстрация.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы самоконтроля.

Ребята, посмотрите, как я нарисовала портрет русской красавицы. Сейчас я расскажу, как я это делала.

С чего начнем рисовать? (с головы). Какую форму имеет голова? (овальную). Итак, первым шагом, я нарисовала голову.

Для того, чтобы лицо было симметрично, я расставила точки и соединила их.

Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Лицо рисовать довольно сложно.

Рисуем шею. Шея по ширине равна ширины головы, по длине - ее высоты. Плечи шире головы в 2 раза.

Прорисовываем части лица. Рисуем нос.. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

Портрет почти готов. Осталось придать ему индивидуальные черты и превратить в русскую красавицу. Я нарисовала девушке яркий красный с желтым кокошник, нарисовала зеленые глаза. И часть сарафана у меня тоже красная.

познавательны е УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

5. Физминутка

Задача: Снять усталость, мышечное напряжение.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (художественное слово)

А теперь отдохнем, вставайте со своих мест.

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Глаза вправо, влево, по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

Глаза закрываем. Теперь снова поморгали.

Молодцы, продолжаем работу.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция.

6. Словесное

проговаривание способов с действий.

Задачи:

Воспроизвести план работы над портретом

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изо.

Применение способов действий

Задачи:

Цветовая

бражения.

По источнику получения знаний – словесный: беседа; объяснение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

Ребята, сейчас я вас научу рисовать портрет русской красавицы. Послушайте и посмотрите внимательно, как мы будем выполнять работу. Сейчас мы начнем с вами выполнять работу все вместе. Возьмите простой карандаш

С чего начнем рисовать? (с головы).

Возьмите эскиз головы, который лежит у вас на парте. Разместите его на листе бумаге не слишком высоко и не сильно низко, чтобы вы смогли нарисовать девушке красивый головной убор. Посмотрите, как я разместила шаблон на своем листе. Теперь обведите его. (обвожу сама).

На ваших шаблонах есть точки. Поставьте эти точки на линии овала. Вот так. Теперь соединим точки, которые расположены друг напротив друга. Вот так как у меня, посмотрите.

Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Теперь возьмите шаблон шеи и плеч, обведите шаблон. Я обвожу с вами.

Прорисовываем части лица. Рисуем нос. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Тут нужно учесть важный фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. Постарайтесь нарисовать глаза не слишком близко и не слишком далеко друг от друга.

Рисуем верхнее веко и нижнее. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на верхнем веке, там и на нижнем.

Прорисовываем рот. Рисуем верхнюю губу, придаем девушке небольшую улыбку. Уголки рта немного приподнимаем. Затем нижнюю губу. Она немного шире верхней.

Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.

А сейчас давайте придадим нарисованному лицу телесный цвет? Как вы думаете, как мы его можем получить? (смешать краски)

Кто - нибудь из вас знает, как смешать краски, чтобы получить цвет лица?

Итак, возьмем белый цвет, немного желтого и немного красного. Смешаем их. И закрасим лицо и часть шеи. Посмотрите.

Хорошо. А пока лицо сохнет, придайте портретам ваших красавиц индивидуальные черты. Нарисуйте красивый сарафан, головной убор. Подумайте, что это будет. Лента, кокошник или сорока. Не забудьте про красивые русские косы, которые были у девушек той поры.

Ребята, посмотрите на доску, какие головные уборы можно изобразить. Постарайтесь их оформить в яркие цвета.

Не забудьте стереть лишние линии.

Практическая работа детей и коррекция возможных ошибок.

Не симметрично расположены части лица.

Не правильное расположение частей лица.

Не прорисованы индивидуальные черты лица.

познавательны е УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и

предметом изображения

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изображения

8. Анализ способов действий

Задача : проанализировать нарисованные портреты.

По источнику получения знаний – словесный: беседа.

Анализ работ

Что изображено? (портрет)

Чей это портрет? (русской красавицы)

Какое настроение у нее?

Какой у нее характер?

С помощью чего вам удалось передать такое настроение и характер?

Познавательные УУД:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД

Осуществляют анализ своей творческой деятельности

9.Рефлексия

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.

По источнику получения знаний – словесный: беседа.

Метод развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Рефлексивный прием: Незаконченное предложение.

Что вы нового узнали сегодня на уроке?

Что для тебя было самым интересным?

Все ли мы задачи выполнили. Узнали как выглядит русская красавица? Как?

Научились изображать красавицу в своих рисунках?

Кто доволен своей работой, поднимите руки.

Еще раз взглянем на нашу выставку. Посмотрите какие красавицы у вас получились.

Уже звенит звонок, уберите все с парт.

Спасибо всем за урок, мне было приятно с вами работать!

До свидания!

Регулятивные УУД (обучающиеся о существляют самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, осуществляют познавательную и личностную рефлексию); коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Красота человека 4 класс Урок 5

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь


  • Цели: изучить изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой занятия; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
  • Вид деятельности: рисование.
  • Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.

  • Портрет – произведение изобразительного искусства содержащее изображение одного или нескольких человек.
  • Портретист – художник, специалист в области портрета.
  • Русский костюм - национальная одежда.
  • Идиллия – небольшое поэтическое произведение изображающее безмятежную жизнь.

  • Что такое жанры в изобразительном искусстве?
  • Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
  • Вы уже занимались рисованием в этом году, к какому жанру можно отнести ваши рисунки? (Пейзажи.)

  • Здесь развешаны картины,
  • Сколько хочешь ты глазей -
  • Стенды вот, а вот витрины.
  • Нынче ты пришел в музей.
  • На любой здесь вкус картины.
  • Что же любит зритель наш?
  • Роща с красною рябиной -
  • Это, милый друг,... .
  • Лес и поле, луг и речка,
  • Голубые небеса,
  • Распрекрасные местечки Смотрим мы по полчаса.
  • И. Агапова

  • Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам также придется отгадать загадку.
  • Мы картины очень любим
  • И на все дадим ответ:
  • Вот девчонка в пестрой шубе -
  • Это, милый друг, ...
  • Нарисована здесь мама,
  • Дед и бабушка за ней.
  • Мы портреты вставим в рамы
  • И повесим на стене.
  • И. Агапова

  • Прежде чем вы начнете изучать портреты великих художников России и создавать свои рисунки, давайте настроимся на занятие. Сядьте удобно, откиньтесь на спинки стульев. Сделайте сколько глубоких вдохов и выдохов. Прикройте глаза.
  • Педагог произносит фразы, которые школьники повтор за ним.
  • Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
  • Я умею различать картины по их жанрам и могу рассказать о них.
  • Мне нравится изучать картины великих художников.
  • Мне нравится заниматься рисованием.
  • Мне нравится заниматься аппликацией и конструированием.
  • Мои руки станут умелыми.
  • Я старательно выполняю все задания.
  • Я стараюсь делать все, что просит педагог, и научусь делать все очень хорошо.
  • Прошу вас глубоко вздохнуть и открыть глаза.


  • Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворцами графа Шереметева.
  • И. Аргунов был талантлив, талант его заметили, ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.

  • Но одной из его лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция которая размещена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.

  • Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор художник Константин Алексеевич Коровин. Слово идиллия означает согласованность, идеальный образ. И действительно на своей картине художник передает характер такой идиллии.

  • Во многих книгах вы уже встречались с описанием образа девушки или женщины - русской красавицы.
  • Я напомню вам один знаменитый отрывок - описание царевны Лебеди из сказки Пушкина.
  • Тут она, блестя крылами,
  • Полетела над волнами
  • И на берег с высоты
  • Опустилася в кусты.
  • Встрепенулась, отряхнулась
  • И царевной обернулась.
  • И сама-то величава,
  • Выступает, будто пава.
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.

  • А вот описание русской крестьянки, которое создал другой русский поэт - Н. Некрасов.
  • Есть женщины в русских селеньях
  • С спокойною важностью лиц,
  • С красивою силой в движеньях,
  • С походкой, со взглядом цариц, -
  • Их разве слепой не заметит,
  • А зрячий о них говорит:
  • «Пройдет - словно солнцем осветит!
  • Посмотрит - рублем подарит!»
  • ...Красавица, миру на диво,
  • Румяна, стройна, высока,
  • Во всякой одежде красива,
  • Ко всякой работе ловка.

  • . Начинайте рисунок портрета анфас с овала (он может быть более или менее продолговатым, в зависимости от формы головы), разделенного линией пополам по вертикали. Горизонтальная линия также будет делить овал пополам, проходит она на уровне переносицы и внутреннего угла глаза - слезницы. Пересечение этих линий, образующих так называемую крестовину, будет контрольной точкой, от которой нужно строить остальные части лица. Чтобы соблюсти верные пропорции лица, необходимо определить отношение его ширины к высоте.

  • Намечаем все части лица, Нос по высоте лица укладывается приблизительно три раза и имеют форму призмы.
  • Изображая глаза, нужно помнить о том, что у каждого человека они имеют индивидуальный рисунок. Он определяется величиной глазных яблок и тем, как они расположены в глазничных впадинах. Разрез глаз также различается. Расстояние между глазами равно размеру одного глаза. Исключения зависят от физиологических особенностей человека, к примеру близко или далеко посаженных глаз.
  • Рисуем линию рта. Намечаем уши.

  • Далее намечаем расположение зрачка, ширину открытой части глаза, толщину верхнего и нижнего века. Делаем очертания носа более реалистичными. Рисуя рот, учитывайте то, что его ширина всегда больше ширины основания носа. Намечаем рисунок губ, показываем их характер.
  • Мочки ушей при ненаклоненной голове изображаются чуть выше линии рта, а их верхние точки - немного ниже линии бровей.

  • Прорабатываем все части лица более детально.
  • Определяем теневую сторону лица, тоном помогаем выявить форму. Усиливаем тон в местах, где форма уходит в тень: на скуле, левой части лба, подбородке, верхней губе, левом крыле и внизу носа, на шее. Поверхность лба делится на несколько плоскостей - переднюю, боковые и верхнюю. Ориентиром при этом служат лобные бугры. Следует тоном показать границы этих плоскостей.
  • Детально нужно проработать нос, так как он находится к нам ближе всего и контраст свети и тени на нем будет наиболее явным. На конечном этапе в некоторых местах следует детально проработать волосы, а также сделать выразительные глаза, наметить линию плеч.

  • Что такое пейзаж?
  • Что такое портрет?
  • Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
  • Какие принадлежности вам понадобились?
  • Какие портреты вы рисовали?
  • Какие правила надо выполнять при рисовании портрет.
  • Какие детали народных костюмов вы использовали в ваш портретах?
  • Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?

  • Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся образ женской и мужской красоты.
  • Вызвать интерес к изучению традиционной обереговой одежде Древней Руси.
  • Воспитывать уважение к своеобразиям национальной культуры.
  • Обучить изображению мужчины и женщины в традиционной одежде Древней Руси.

Оборудование

Для учителя репродукции:

  • Иван Билибин – иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Поди туда – не знаю куда”, “Перышко Финиста Ясно-Сокола”;
  • Н.К Рерих – эскизы к балету “Весна священная”;
  • Борис Ольшанский “ Встреча”;
  • В.Н. Васнецов – “Три царевны подземного царства”, эскизы костюмов к опере
  • “Снегурочка”, “Три богатыря”, “Царевна-несмеяна”, “Царевна лягушка” Народный костюм: мужская рубаха, женская рубаха, понева, очелье (береста), бусы, пояса, лапти.

Для учащихся: листы бумаги, карандаши, кисти, гуашь, емкость для воды.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов, домашнее задание.

У каждого народа складывается свой образ красоты человека. Он отражается в традиционной одежде, в мужском и женском праздничном костюме. Рассмотрим красоту образа человека Древней Руси.

Давным-давно ушел из повседневного обихода традиционный костюм. Уже к началу 19 века его полностью вытеснила из города европейская мода, завезенная в Россию Петром 1. И только крестьяне продолжали носить привычную для себя одежду и доставали в праздники старинные наряды из бабушкиных сундуков. А жизнь русского традиционного костюма нашла свое продолжение в книжках -сказках Ивана Билибина, в картинах Виктора Васнецова, Бориса Ольшанского, Рериха. Художники тщательно воссоздали подробности славянской одежды – яркое узорочье мужских рубах и украшенные вышивкой наряды девушек – щеголих. Как ни странно, но мужской костюм не очень изменился с древних времен. Та же подпоясанная рубаха, штаны, лапти, на голове очелье, шапка.

Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи подчас единственной. Для будничной одежды шили не вышитые рубахи, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Удивительно ли, что с рубахой народ связывал немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.

Глубокий смысл имели и сами украсы. В давние времена еще был жив обряд “чтение узоров”. В одно из сел собирались, из ближних и дальних хуторов, девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре – пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем – сарафан, поверх него три – четыре нарядных передника. Пришедшие на праздник парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала
Красное солнце с моревами.
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы.

Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д.

Вот некоторые символы:

Символ Значение Символ Значение
Росток Солнце
Мир,
Белый Свет
"Замкнутый огонь"
Земля Земля, раскрытая Весной
Поле вспаханное Поле засеянное
Берегиня Древо Жизни
Вода Вода

Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар- птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.

Бусы, браслеты, кольца, серьги – дополнения к нарядному женскому костюму Повязка, венец или очелье – головные уборы девушек – оставляли открытыми сверху волосы и косу, которая была девичьей гордостью и украшением.

Посмотрим внимательно на детали одежды Русичей, изображенные великими русскими художниками (Б.Ольшанский, В.Васнецов, И.Балибин, К.Н. Рерих).

Закрыли глазки и представили красоту образа человека. Кто представил, берем простые карандаши и начинам рисовать.

Практическая часть.

А теперь переходим к следующему этапу. Сегодня мы с вами создадим народный праздничный костюм.

Поэтапность выполнения работы:

  • вспоминаем основные пропорции фигуры человека;
  • компонуем изображение на листе;
  • дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;
  • прорабатываем изображение цветом.

Практическая часть – дифференцируемое задание:

1-я группа – сильный уровень.

Задание: изобразить праздничный народный костюм, постараться более детально прорисовать детали костюма.

2-я группа – средний уровень.

Задание: нарисовать эскиз праздничного народного костюма.

3-я группа – слабый уровень.

Задание: отобразить элемент костюм.

Выставка работ учащихся.

На подиуме и на доске размещаем детские работы. Законченные лучшие работы отбираются на школьную выставку “Мир глазами детей” и “Царство художника”.

Домашнее задание. Кто не успел дорисовать, закончить работу дома. Ребята, постарайтесь побольше узнать о духовной стороне искусства своих предков. Расспросите бабушек, дедушек, родителей о русских народных праздниках, как они проводились. Какие обычаи, традиции и обряды были и есть в вашей семье.

Сегодня мы с вами узнали частичку нашей истории, приоткрыли тайну узоров старинных вышивок, познакомились с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки и прапрадедушки. И мы с вами сделали вывод, что наши предки умели создавать и носить Красоту, как отражение своей духовной силы и окружающего мира.

Урок окончен. Всем большое спасибо.