Самостоятельная техника медитации випассана. Из отзывов других людей. Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Введение в технику.

Випассана - один из самых древних методов медитации, существующих в Индии. Утраченный в древности, он вновь был открыт Готамой Буддой более 2500 лет назад. Випассана означает "видеть вещи, как они есть в действительности": это процесс самоочищения с помощью само-наблюдения. Сначала мы наблюдаем естественное дыхание, чтобы достичь концентрации ума. С таким обостренным осознаванием мы продолжаем наблюдать изменчивую природу тела и ума и переживаем вселенскую истину непостоянства, страдания и отсутствия эго. Такое достижение истины путем прямого опыта и есть процесс очищения. Этот путь (Дхамма) - универсальное лекарство от всех проблем, он не имеет ничего общего ни с какой религией или сектой. Поэтому его могут практиковать все - свободно, не вступая в конфликт с расой, кастой или религией, в любом месте, в любое время, этот метод окажется одинаково благотворным для всех и каждого.

Чем Випассана не является:
- Это не церемония или ритуал, основанный на слепой вере.
- Это не интеллектуальное или философское развлечение.
- Это не клуб общения или место веселого отдыха.
- Это не бегство от проблем повседневной жизни.
Что такое Випассана:
- Это техника, которая способна уничтожить страдание.
- Это искусство жизни, которое позволяет каждому человеку эффективно работать на благо общества.
- Это метод очищения ума, который дает возможность спокойно и уравновешенно решать сложные жизненные проблемы.
Медитация Випассаны устремлена к высочайшей духовной цели всеобщего освобождения и полного просветления. Цель не в том, чтобы просто излечить физическую болезнь, хотя, как побочный продукт духовного очищения, могут пройти многие психосоматические болезни. Фактически, Випассана устраняет три [основных] причины всех несчастий - влечение, отвращение и неведение. С помощью непрерывной практики медитация освобождает напряжения повседневной жизни и ослабляет узлы, связанные со старой привычкой неуравновешенно реагировать на приятные и неприятные события.
Хотя Випассана, как техника, разработана Буддой, практиковать ее могут не только буддисты. Люди многих религий испытали пользу медитации Випассаны, не обнаружив никаких конфликтов со своим вероисповеданием. Не требуется ничего адаптировать: техника основана на том, что у всех людей одни и те же проблемы, а значит и сама техника, которая может решить эти проблемы, также применима для всех.
Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.
Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.
Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.
Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.
То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.
Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.
При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.
Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.
Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.
Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.
Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.
Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.
Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!
Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.
Запомните: то, что проще, — правильнее.
Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.
Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.
Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.
Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.
Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.
Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

Стояние. Колонна энергии.

Если вы спокойно стоите, к вам немедленно приходит определенная тишина. Попробуйте постоять в углу своей комнаты. Просто стойте тихо в углу, ничего не делая. Вдруг внутри вас энергия тоже останавливается. Когда вы cидите - это поза мыслителя; когда вы стоите, энергия течет как колонна, и распределяется поровну по всему телу, Стояние - прекрасно. Попробуйте это, может быть кого-нибудь это будет прекрасным. Вы можете постоять в течение часа, это просто чудесно. Просто стоя и ничего не делая, не двигаясь, вы обнаружите, что в вас нечто поселилось, утихло, произошло центрирование, и вы почувствуете себя колонной энергии. Тело исчезает.

Ошо рассказывает о подъеме энергии, который часто чувствуют люди, начинающие выполнять Випассану. В Випассане иногда может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным, так как вы так тих и энергия не рассеивается. Обычно главная часть энергии рассеивается, и вы истощаетесь. Когда вы просто сидите ничего не делая, вы становитесь тихим озером энергии, озеро все время увеличивается. Оно почти доходит до точки где оно переливается через край - и тогда вы становитесь чувствительными. Вы ощущаете чувствительность, даже сексуальность - как будто все чувства стали свежими, помолодевшими, живыми; как будто с вас осыпалась пыль, вы приняли ванну и очистились душем. Такое случается. Вот почему люди - особенно буддийские монахи, которые делали Випассану годами - много не едят. Им это не нужно. Они едят только раз в день - и то очень скудную пищу и в малом количестве; вы в лучшем случае назовете это завтраком... и только один раз в день. Они не спят много, но они полны энергии. И они не отшельники - он тяжело работают. Это не так, будто они не работают. Он колют дрова и работают в саду, в поле, на ферме, они работают целый день. Но с ними что-то произошло, и теперь энергия не рассеивается. А поза сидения - очень хорошо способствует сохранению энергии. Поза лотоса, в которой сидят буддисты, такова, что все конечности тела встречаются - нога на ноге рука на руке. Это точки, откуда выходит и утекает энергия, так как для того, чтобы происходила утечка, нужно нечто заостренное. Потому-то мужской половой орган -заострен, так как он должен терять массу энергии. Он почти что предохранительный клапан. Когда внутри вас слишком много энергии, и вы с ней не можете ничего поделать вы высвобождаете ее сексуально. В половом акте женщина никогда не высвобождает никакой энергии. Вот женщина и может заниматься любовью со многими за одну ночь, а мужчина не может. Женщина может даже сохранять энергию, если она знает, как это делать, она может даже ее получать. Из вашей головы не высвобождается изнутри никакой энергии. Природой она была сделана круглой. Потому что мозг никогда не теряет никакой энергии, он сохраняет, так как он - самый главный центральный управляющий вашего тела. Он должен быть защищен - и он защищен круглым черепом. Энергия не может стекать с какого-либо круглого предмета. Вот почему все планеты - Земля и Солнце, и Луна, и звезды - все круглые. Иначе они бы утратили энергию и умерли. Когда вы сидите, вы становитесь закругленными: рука касается другой руки. Потому, если одна рука высвобождает энергию, она дает ее другой руке. Нога касается другой ноги, и, сидя таким образом, вы становитесь почти круглым. Энергия движется внутри вас. Она не выходит наружу. Вы ее сохраняете, вы мало-помалу становитесь озером. Постепенно вы почувствуете, что наполненность в области живота. Вы можете быть пустым, вы могли не поесть, но чувствовать некую наполненность. И возросшую чувствительность. Но это добрый знак, очень добрый знак. Наслаждайтесь этим.
Випассана - техника буддистской медитации, которая активно распространяется сейчас во всем мире благодаря деятельности С.Н. Гоенка и его помощников. Известно, что эту технику просветленный Будда лично передавал своим ученикам. Техника проста. Надо следить сначала за дыханием, а затем за ощущениями в теле. Легко объяснить, и даже понять, что надо делать.

Благодаря одному хорошему человеку пару лет назад я услышал про курс медитации Випассана (Vipassana). С тех пор медленно но уверенно приближался тот день, когда я таки подал заявку на участие в этом курсе. Процедура надо сказать не такая уж и доступная, спрос на курс с каждым годом растет и места разбирают в считаные часы, если не минуты. Но ничего, проснулся в 6:30, начало регистрации в 7:00. В 7:01 честно заполнена анкета и дело в шляпе, подтверждение получено. Спустя пару месяцев настал день “Ч” и я отправился на Випассану.

Что такое Випассана и как это работает?

Чтобы не пересказывать уже существующее официальное описание, приведу его 1:1 с официального сайта Випассаны:

Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», - одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное средство от всех несчастий - как Искусство жить. Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье - полное освобождение.

Випассана - это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат - уравновешенный ум, полный любви и сострадания.

Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.

Сразу отмечу, что меня, человека в определенной степени притязательного, приятно порадовала последовательность и логичность подачи курса. Каждый теоретический этап сразу же подкрепляется практикой и примерами. Что называется пофилософствовали о вечном - а теперь давайте поработаем. Грамотно.

Никаких богов, никакой религии, статуэток, поклонений или молитв. Интерьеры очень аскетичные, аккуратные, никаких излишеств.

В течении 10 дней вы полностью отключаетесь от внешнего мира. Все мобильные телефоны и другие отвлекающие гаджеты придется сдать. Десять дней нельзя ни с кем разговаривать, ничего писать или рисовать, никакой коммуникации. Исключение - вопросы менеджеру или ассистенту учителя. Необходимо строгое и волевое соблюдение всех правил. Первые дня два такие изменения переносятся довольно причудливо. Но потом привыкаешь, а на десятый день не очень-то и хочется возвращаться во всю эту городскую суету. Но именно для этого 10-й день и сделан адаптационным, когда за территорию центра выходить еще нельзя, но общаться уже можно.

Суть же самой практики основана на остро сфокусированном наблюдении за своим телом и ощущениями, которые то появляются то исчезают, тем самым иллюстрируя один из базовых законов природы - все меняется, ничто не вечно, все приходит и уходит. И хорошее и плохое. Всегда.
Осознав этот феномен мы перестаем испытывать одержимость к любому объекту, событию, процессам и даже привычкам. Одержимость любую, и со знаком плюс и со знаком минус. Любая одержимость в конечном итоге приводит к страданиям. Но любовь, сострадание, симпатию и страсть при этом никто не отменял, и это очень важный момент.
Если мы что-то или кого-то теряем, перестаем чем-то обладать, что-то не получается - это грустно, это вызывает негативные эмоции. Мы расстраиваемся, плачем, портиться настроение - это нормально и естественно, надо просто это принять, что так бывает, но мы не должны позволять этим событиям одолевать нами длительное время и оседать на глубинном уровне подсознания. Ровно тоже самое и с позитивными ситуациями. Свалилось на голову наследство в миллион? Это приятно, но эмоции надо обуздать, они не должны вскружить голову и породить глубокое переживание и привязанность к этому успеху (Санкхара). Успех и радость, как и горе - не вечны. Вспоминаем “зебру”: то черное, то белое - ну и что? Улыбаемся и машем:) Так вот через практику медитации Випассана мы на реальном опыте работы со своим телом перестраиваем наш ум так, что он не просто на поверхностном и теоретическом уровне начинает понимать что “и это пройдет”, а на глубинном уровне начинает автоматически сглаживать все пиковые эмоции и становиться более нейтральным и уравновешенным. И это круто.

Возвращаясь к наблюдению за ощущениями на своем теле. В повседневной жизни мы этого просто не замечаем и не можем замечать. От силы почувствуем что-то, если посадим синяк, если укусит комар и зачешется, появится зубная боль или начнет выпрыгивать из клетки сердце - это максимум на что мы способны. Наш ум очень грубый и поверхностный. На протяжении этого курса шаг за шагом я стал замечать все больше и больше тонких ощущений на теле. Это невероятно! Каждая часть тела, каждый участок кожи - везде и почти всегда что-то происходит. Тело постоянно живет, дышит и меняется. Конечно это не новость. Но пережить этот опыт не на словах а на деле - это совсем разные вещи с разным “выхлопом”. И даже тут я замечал как появляются привязанности к тем или иным хорошим ощущениям, в принципе, к их присутствию или их отсутствию. Фокус в том, что отсутствие ощущений в тот или иной момент на том или ином участке - это тоже нормально, не надо сидеть и пыхтеть в надежде что-то из себя выдавить. Подождал пару минут, понаблюдал, если сейчас ничего нет - значит нет. И с этим тоже надо работать.

Зачем люди проходят курс Випассана?

По сути это гигиена и очистка ума на нескольких уровнях. Как почистить зубы или постирать грязную одежду. Раз в какое-то время просто необходимо делать генеральную уборку в этом чулане, но поддерживать чистоту конечно надо постоянно, в идеале каждый день уделяя этому хотя бы какое-то время. Благо ни тренажерных залов ни дорогих абонементов для этого не надо. Медитировать можно фактически где угодно, сидя, лежа, стоя, даже на ходу.
Наведя порядок на всех уровнях нашего ума, работа мозга становится более эффективной, существенно повышаются шансы избавиться и от многих заболеваний, имеющих психосоматическую природу и не только. И тому тоже уже есть множество научных подтверждений.

Какие были замечены минусы в течении курса Випассана?

Ну, прям так больших минусов или разоблачений я как не старался но пока найти не сумел. Возможно со временем что-то всплывет. Но есть определенные вещи, которые мне показались странноватыми, во всяком случае здесь, в западном мире с западными традициями они выглядят чуть непривычно.

Одна из странностей - это так называемый “chanting”. Небольшие аудио записи с своеобразным пением на языке пали учителем Гоенкой. Не смотря на то, что смысл этих текстов весьма трезвый, добродушный и логичый, в любом случае эта традиция мне осталась не до конца ясна. Тем более что язык пали в западной цивилизации никто не понимает. Возможно это помогает сконцентрироваться? Благотворные вибрации? - Не знаю. Меня это скорее отвлекало. Но спишем это на древность учения и его зарождение в Индии, с соответствующими традициями.

В медитационном холле, согласно висящей инструкции, нельзя вытягивать ноги в сторону учителя. Не вяжется вообще никак и ни с чем, о чем они говорят и чему учат. В общем я это правило нарушал постоянно, не со зла конечно и не в пику, сохраняя уважение и почтение и учителю и его ассистенту. Просто нужно было размять колени и ноги, не тревожа своих соседей, никакого криминала.

Ассистент учителя сидит на небольшом возвышении. Во время интервью или вопросов, в непосредственной близости, чувствуешь себя не очень уютно. С другой стороны конечно такое положение оправданно в большом холле при работе с большим количеством людей, чтобы всем было видно “ведущего” и ему было видно всех.

Каких знаний мне не хватило на первом 10-ти дневном курсе Випассаны?

* * *
Необходимо заранее немного проработать растяжку ног, для более качественных ощущений в процессе медитации. Это необходимо молодым людям в более менее нормальной физической форме, они в основном сидят на полу на специальных подушках. Тем кто постарше или у кого проблемы со спиной или ногами, корячиться и мучаться совершенно нет смысла. Надо просто попросить стул или поддержку для спины, всем этим обычно центры оснащены. В общем просто попробуйте посидеть хотя бы 30 минут с ровной спиной не двигаясь на стуле или на полу, со скрещенными ногами, на коленях или на корточках - как угодно. Вы все сразу поймете сами, где и что следует подтянуть.

Идея техники совсем не в том, чтобы сесть в позу лотоса и левитировать. Сидеть вы можете как вам удобно. В любом случае, сидя сконцентрировано и на одном и том же месте вы рано или поздно почувствуете дискомфорт в том или ином месте, в той или иной мышце - это часть техники, этот дискомфорт или болевые ощущения необходимы и они вполне преодолимы, ничего страшного. Но порой попотеть придется.

UPD. обсудив этот вопрос с опытным бойцом, все же поправлюсь. Готовиться как-то особенно смысла все же нет. Надо переживать те ощущения, те индивидуальные чувства, которые у вас возникают. Растянуты вы или нет - не имеет никакого значения. Это все часть опыта, ценного опыта. Как только вы начнете пытаться создать “идеальные” условия - вы начнете препятствовать естественному ходу событий, “свободному потоку”.

* * *
На курсе часто используется термин Санкхара. Но что это такое (в деталях) понять было не просто. Формулировки были на мой вкус не достаточно точными и однозначными. В конце курса в результате дискуссии с коллегами по цеху мы вывели суть этого термина.
Санхкара - ментальный след, формирование, после пиковых переживаний и реакций, хороших или плохих. Он может остаться и осесть в нашем подсознании на долгие годы, что служит причиной появления самых разных комплексов, одержимостей, болезней, внутренней напряженности, и страданий.
Иллюстрирующий пример из курса: вы проводите рукой по воде - остается след но он пропадает быстро; по песку - след остается чуть дольше, но скоро его разметет ветер; если выцарапать линию ножом по дереву или камню - след останется на долгие долгие годы.
Практикуя медитацию, мы на глубинном уровне перестаиваем наш ум так, чтобы он реагировал на пиковые и эмоциональные нагрузки сдержанно и не так эмоционально и глубоко. Наблюдая (но не привязываясь) свои эмоции и ощущения на теле, мы не даем им слишком много воли и силы над нами же. Таким образом новые рубцы (Санкхары) не появляются, а старые рубцы постепенно выветриваются снимая глубинное внутреннее напряжение, обиды и переживания.

* * *
Упоминание слова “страсть” в русских аудио лекциях, которые они перевели с английского “passion” следует, с моей точки зрения, интерпретировать как “одержимость”. Философия учения не подразумевает, что все должны обриться в монахи и ограничить себя во всем. Основная мысль философии в Золотом правиле нравственности и совершении любых действий с добрым побуждением, даже если кому-то в итоге придется начистить до блеска петачок. Этот момент важен, чтобы не превратиться после техники в растение или божий одуванчик.

* * *
Если случится, что ночью вы не можете окунуться в глубокий сон - не страшно. Две ночи подряд я глубоко спал может часок-другой, находясь в основном в состоянии бодрствования, и в момент подъема ум привычно начинает ворчать “Ты же не выспался, тебе будет целый день плохо!” - но в этот раз он ошибся. Чувствовал я себя прекрасно по той причине, что сон по сути нам нужен как раз для того, чтобы дать отдохнуть телу и очистить ум. Если же тело и так особо не напрягается а ум очищен через медитацию - сон становится нужен постольку-поскольку. Пугаться этого не стоит, это нормально, хоть и необычно.

* * *
Что бы вам не говорили, что бы вы не слушали и не услышали - анализируйте сами. Задавайте себе и ассистенту учителя вопросы.

Диета и распорядок дня на Випассане

Записываясь на курс надо понимать, что наше тело и ум очень плотно переплетены и взаимосвязаны. Поэтому для более тонкой работы с умом нужно и более тонкое и здоровое тело. В течении 10 дней любителям алкоголя, сигарет, картошечки фри, чипсиков, колы, мяса и прочих “благ” цивилизации придется сделать как минимум паузу. Диета строго вегетарианская. Это овощи, тушеные, запеченные, вареные, жареные, свежие салаты, семечки, мед, овсянка, мюсли, вкусный хлеб, травяные чаи, вода, какао, пара видов молока, фрукты и так далее. Частенько балуют неплохими десертами на вегетарианкой основе. Иногда конечно еда бывает совсем непривычной и даже безвкусной. Но это еда, она нужна для того, чтобы наше тело функционировало, в первую очередь.

4:00 - Утренний колокол, подъем
4:30-6:30 - Медитация в зале или в своей комнате
6:30-8:00 - Перерыв на завтрак и отдых
8:00-9:00 - Общая медитация в зале
9:00-11:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
11:00-12:00 - Перерыв на обед, отдых
12:00-13:00 - Отдых и личные встречи с учителем
13:00-14:30 - Медитация в зале или в своей комнате
14:30-15:30 - Общая медитация в зале
15:30-17:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
17:00-18:00 - Перерыв на чай с фруктами
18:00-19:00 - Общая медитация в зале
19:00-20:15 - Лекция в зале или в наушниках на родном языке
20:15-21:00 - Общая медитация в зале
21:00-21:30 - Время для вопросов в зале
21:30 - Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

Как записаться на курс и сколько это стоит?

Запись происходит на официальном сайте Dhamma.org . Для этого вам надо выбрать ближайший центр и найти ближайший курс. Обычно запись надо производить за пару месяцев до проведения курса. В обязательном порядке все новички должны пройти 10-ти дневный курс. После этого разрешается посещать и короткие 3-5 дневные курсы или приезжать в центры помогать в качестве волонтера.

Курс проводится абсолютно бесплатно. Вся организация имеет огромное количество центров по всему миру и существует исключительно на пожертвованиях, при чем пожертвования вы можете оставить только по завершению курса, если сочтете уместным и нужным. В течении десяти дней проживание, питание и все остальное не будет стоить вам ни копейки, верней, чтобы быть более точным, ваше пребывание там оплатили через пожертвования другие студенты, прошедшие курс до вас.

Ни один человек на курсе не получает зарплату или финансовый доход с этого мероприятия. Во всяком случае такова их официальная позиция. Все задействованные в хозяйственных процессах люди - волонтеры.

Позже, осознав масштабность организации на общественных началах, я был просто поражен как это все потрясающе устроено и работает. Пожалуй, до сих пор я пока не видел ничего подобного. Формирование 21-го века, существующее и развивающееся фактически вне государства и вне капиталистических законов, несущее полезные и практические знания на благо всего человечества, вне религий, полов, рас, возраста, политических взглядов или гражданства. Потрясающе!

И как она жизнь после Випассаны?

Сам себе задаю этот вопрос и сам попытаюсь на него ответить. Конечно эффект определенный чувствуется. Пропало внутреннее напряжение, которое я испытывал ввиду весьма насыщенной жизни и плотного рабочего графика.
Как минимум я вернулся в свою идеальную форму по весу, скинув 4 кг за 10 дней. Начал видеть и запоминать интересные сны. Пережил давно забытый опыт сна во сне. На курсе я впервые почувствовал существенные изменения к лучшему с вяло тлеющим в фоновом режиме недугом, который меня сопровождал в течении лет уже 20-ти (желудок). Думаю заслуга режима, диеты и спокойствия. Сейчас же стараюсь два раза в день практиковать медитацию, утром и вечером минимум по пол часа, это совершенно не сложно и поскольку техника медитации сейчас ясна. Со знанием дела даже приятно этим заниматься.

На долго ли? Посмотрим. Надеюсь что да.

p.s. очень рекомендую детально изложенную публикацию доктора медицинских наук Пола Р. Флейшмана “Практический и духовный путь: Введение в медитацию випассана” . В ней Пол описывает свое видение Випассаны, с высоты 40-летнего опыта практики.

Пара затравочек:

* * *
“Хочу дополнить свое вступление учителя медитации словами о том, что медитацию нельзя свести к «технике, преподаваемой техником». Я собираюсь сделать упор на то, что медитация - это живой варьируемый личный опыт”

* * *
“Намерение медитирующего - наблюдать ощущения в теле, но подлинная сущность медитации проявляется во взаимосвязи ума и тела.”

Как утверждал Будда, причина страданий человека кроется в привязанности к телу и уму. Людям нравится смотреть на приятные вещи, в то время как неприятное зрелище вызывает отвращение, однако и в том и в другом случае это иллюзия, вызванная оценочными суждениями ума. То же самое касается всех остальных органов чувств – какие-то вещи вызывают негативные эмоции, какие-то – позитивные. Казалось бы – избегай всего неприятного, стремись к тому, что доставляет удовольствие, и обретешь счастье. Однако все не так просто. Следуя учению Будды, счастье такая же причина страданий, как и несчастье. Получив страстно желаемое, человек начинает опасаться потери того, что далось с таким трудом – он уже не в состоянии наслаждаться своим достижением в полной мере.

Через некоторое время, обретенное постепенно начинает терять свою ценность в глазах человека – вещи надоедают, отношения теряют свою остроту, ощущения притупляются. Ум начинает искать новых впечатлений и все начинается сначала – желание, стремление, достижение, страх потери или разочарование.

Как же остановить этот вечный бег по кругу?

Випассана – реальность как она есть

Обычный человек ежесекундно культивирует умственное отношение к окружающей действительности, его ум постоянно занят диалогом с самим собой, построением различных мысленных конструкций, воспоминаниями о прошлом и размышлениями о будущем.

Если внимательно понаблюдать за собственным умом, можно ясно увидеть, что мысли и чувства являются нашим собственным творением, за которое мы несем полную ответственность. Обращая внимание на постоянное изменение собственных чувств, можно научиться воздерживаться от эмоциональных реакций. Оскорбленный ум порождает оскорбленные чувства, которые раздражают и тревожат. Наблюдение за собственными мыслями позволяет избежать негатива.

Буддизм, как и некоторые другие учения, утверждает, что человек это не тело, не эмоции и даже не ум, а нечто большее. Различные медитативные практики направлены как раз на поиски истинной сути.

Випассана пожалуй самый распространенный в буддийской традиции вид медитации. Можно сказать, что это суть учения Будды. Сатипаттана-сутту (Гимн пробуждения сознания) можно назвать инструкцией по практике випассаны, оставленной Буддой для ищущих освобождения.

Практика випассаны

Будда говорил своим монахам, что они должны пойти в уединенное место, сесть и практиковать четыре типа внимательности, которые помогут развитию осознанности:

  • кайанупассана (постоянное наблюдение за телом);
  • ведананупассана (постоянное наблюдение за ощущениями);
  • читтанупассана (постоянное наблюдение за умом);
  • дхамманупассана (постоянное наблюдение за содержанием ума).

Кайянупассана — медитация на теле. Она включает в себя наблюдение за дыханием (анапана-сати). Осознанные вдохи, выдохи и их соединение – суть этого метода. Наблюдая за дыханием, подъемом и опаданием живота, ум перестает блуждать в мысленных дебрях, концентрируясь на ощущениях. Однако не следует погружаться в дыхание – чрезмерная концентрация на какой-либо части тела приводит к тому, что ум перестает осознавать. Блуждание ума прекращается, мысли успокаивается, но и только – истинную мудрость таким способом не обрести.

Веданупассана — осознанность чувств. В этой технике следует концентрироваться на таких чувствах, как желание и отвращение, приятных и неприятных. Помня о чувствах, наблюдая их, можно понять, что они не являются чем-то постоянным. Эта идея непостоянства «опрокидывает три нездоровых корня» — жадность, заблуждение и отвращение, что в свою очередь, приводит к мудрости.

По своей природе чувства можно разделить на пять видов:

  • физически приятное чувство;
  • физически неприятное чувство;
  • психически приятное чувство;
  • психически неприятное чувство;
  • сбалансированное или нейтральное.

Непрерывно и отстраненно наблюдая за своими чувствами, дистанцируясь от них, человек учится отделять себя от своих эмоций. Прежде чем бурно отреагировать на оскорбление или обиду, следует дать себе маленькую паузу, спросив себя – почему я так реагирую? Что именно вызывает такой негатив? Как правило, после этого негативная реакция не возникнет или будет не такой бурной.

Читтанупассана — осознание разума. Здесь предлагается сосредоточиться на различных функциях разума: пробуждении желаний, их растворении; пробуждении гнева, его действии и т.д. Таким образом, сдерживаются потоки мыслей возникающие в уме. Это можно сравнить с контролем над изменениями ума, которому учит йога Патанджали.

Наблюдая за своими мыслями и отделяя их от себя, человек учится понимать, что он не эти мысли и не разум их порождающий. В начале практики отрицательные мысли меняются на положительные. Впоследствии следует освободить свой разум и от них тоже. Истинная цель — освободиться от каких-либо привязанностей вообще, неважно ненависть это или любовь. Поначалу существует постоянный наблюдатель за процессом, но с упорной практикой даже этот очевидный наблюдатель исчезает.

Дхамманупассана — осознанность умственных объектов. На этой заключительной стадии випассаны следует концентрироваться на пяти умственных препятствиях (лени, гневе, сомнении, похоти, жадности); пяти совокупностях цепляния ума (формирование форм, самих формах, их восприятии, возникновении чувства, как следствия, и умственной реакции на них); шести внутренних основаниях чувств (корнях глаз, ушей, носа, кожи, языка и ума); и, наконец, одним положительным элементом является созерцание семи факторов просветления.

Это приводит к истинной мудрости и достижению освобождения от экзистенциальных страданий. Такова схема випассаны-бхавана – «видения как есть».

Випассана Гоенки

В современном мире обычному человеку трудно по примеру учеников Будды бросить все, пойти и сесть практиковать. Да и уединенное место в наше время найти не так легко, особенно тем, кто живет в мегаполисе. Именно с учетом современных реалий в 70-х годах ХХ века Шри Сатья Нараян Гоенка создал собственную версию випассаны.

Для достижения ощутимых результатов желающим рекомендуется пройти 10-дневный ретрит в специальных медитационных центрах. Фиксированная плата за обучение и проживание в таких центрах не взимается, они функционируют за счет добровольных пожертвований, которые каждый практикующий вносит по окончании ретрита. Техника медитации, которая преподается на таких курсах, хотя и восходит к буддийской традиции, не требует смены религиозных убеждений. Гоенка утверждал, что Будда не учил сектантской религии, а учил Дхамме – пути освобождения, который является универсальным.

Участникам, практикующим методику випассаны Гоенки в медитационных центрах, предлагается воздерживаться от любых других религиозных или медитативных практик на протяжении всего курса. По приезду следует отключить или сдать мобильные телефоны и по возможности избегать контактов с окружающими. Запрещается читать и слушать музыку. Несмотря на то, что обычно участников курса селят по нескольку человек в комнате, организаторы настоятельно рекомендуют не вступать в разговоры между собой. Важным условием получения результата от практики является соблюдение молчания в течение всех 10 дней. Почти все свободное время посвящается медитациям – как групповым в общем зале, так и уединенным. Часть времени уделяется лекциям и объяснениям что именно и как делать.

Во время такого курса, ум, лишенный притока внешних впечатлений поначалу пытается концентрироваться на внутренних ощущениях и переживаниях, однако интенсивная медитативная практика не дает ему такой возможности.

Медитация випассана – одна из самых древних техник освобождения души и тела от грязных помыслов, груза проблем, замещение их гармонией и внутренним удовлетворением. В результате вы получаете полное освобождение, которое и считается наивысшим счастьем.

Происхождение медитации випассана

Родина техники – далёкая и загадочная Индия. Именно в этой стране зародилось новое учение, которое 2500 лет назад усовершенствовал Готама Будда. Медитацию он представлял не только как искусство жить, но и как лекарство от всех телесных болезней. С тех времён техника передавалась по длинной цепочке от учителя к его последователям – и дошла до наших дней практически не видоизменённой.

Один из лучших преподавателей медитации – господин Гоенка, который в середине XX века родился в Мьянме. Изучению новой техники он посвятил целых 14 лет, после чего отправился в Индию: тут он поселился и начал преподавать випассану всем желающим. Через его лекции прошли сотни тысяч людей, причём не только индусов. Чтоб получить знания к нему съезжались представители всех рас и религий с разных континентов планеты.

Суть медитации

Слово «випассана» означает умение видеть внутреннюю природу вещей, воспринимать их такими, какими они есть на самом деле. Индийцы считали, что с её помощью через самонаблюдение можно изменять своё внутреннее «я», сделать личность более сильной и выносливой. Человек, занимающийся медитацией випассана, на основе личного опыта и полученных знаний пытается сосредоточиться на той невидимой нити, которая неизменно связываем ум, сердце и тело.

Фокусируясь на физических ощущениях, которые формируют телесную жизнь, он пытается связать эти состояния со своей душой. Это так называемое путешествие от низших до высших потребностей человека, при этом главной точкой назначения является уравновешенный разум, который переполняет любовь к ближним и сострадание (этому также помогает ). В результате, человек реально осознаёт свои потребности и желания, откидывает ненужные заблуждения, становится спокойным, учиться владеть собой и получает удовлетворение от гармонии внутри себя.

Первый способ медитации випассана

Всего существует три методики, каждый человек выбирает ту, которая ему наиболее понравилась. Суть первой техники в осознании. Чтобы вы не делали, вы должны чётко понимать, что сейчас происходит с вашим телом, сердцем, разумом. Например, делая утром зарядку, не забывайте задумываться над каждым движением. Не выполняйте упражнения по инерции, неосознанно, механически. Если поднимаете ногу, думайте об этом, осмысливайте и растворяйтесь в этом.

Это касается и других ваших действий на протяжении дня: принимая душ, осознавайте прохладу и влагу, обедая – вкус и запах продуктов, читая – шуршание страниц и свете ночника. Тоже касается и умственной деятельности. Какая бы мысль ни посещала вас, останавливайтесь на ней, при этом оставаясь только в роли наблюдателя. Осознавайте их, но не оценивайте, не отождествляйте, не анализируйте позитивнее и негативные стороны. Это не должно быть частью медитации випассана.

Вторая методика

Основана она на осознании своего дыхания. Все мы знаем, что при вдохе наш живот поднимается, при выдохе – опускается. Исходя из этого, вторая техника – это осознавать движения своего чрева. Думайте о том, что в этот момент живот поднимается и опускается: с каждым вдохом и выдохом жизненные силы и энергия, находящиеся в середине, тоже двигаются от низа к верху и обратно. Древние люди верили, что чрево – особенное место в теле человека. В нём зарождается жизнь, поэтому источник бодрости и мудрости следует черпать именно из живота.

Если первый способ являет собой три шага (осознание тела, разума и эмоций), то второй – это только одно действие – мыслить только о движениях чрева. При этом ум и сердце умолкают, эмоции и чувства исчезают.

Третий способ

Это осознание своего дыхания. Настройте и попробуйте почувствовать, как воздух проникает в ноздри, наполняет тело и останавливается в своей пиковой точке – животе. Далее осознавайте, как он выходит из вас через нос, уже являясь более тёплым, чем поначалу. Эта техника более подходит мужчинам. Так как они, занимаясь силовыми упражнениями или тяжёлыми видами спорта, привыкли контролировать своё дыхание. Вдох-выдох чётко через ноздри – для них привычное дело. Что касается женщин, то большая их часть дышит именно животом, одновременно это не всегда удаётся представителям сильного пола.

Они помогут вам сделать медитацию эффективной, что приведёт к желанному результату:

  1. Выделяйте на технику один час в день. Не делайте выходных, ведь только регулярность – залог того, что вы быстрее придёте к цели. Не рекомендовано проводить сеанс за час до сна и через час после приёма пищи.
  2. Найдите удобное место. Оно необязательно должно быть тихим и уединённым. Главное, чтобы, находясь в нём, вы чувствовали себя комфортно и уверено.
  3. Подберите позу. Удобное положение тела помогут вам сконцентрироваться и расслабиться. Глаза при этом должны быть закрыты. Спина – прямая и ровная.
  4. Купите скамеечку для медитаций или специальные подушки – с их помощью вам будет легче полностью раствориться в технике сеанса.

Курсы медитации випассана

Заниматься в обществе других людей, всегда весело и продуктивно. Поэтому если у вас не получается практиковать технику наедине, запишитесь в общую группу для занятий. Обычно, курс длиться 10 дней, на протяжении которых участники изучают випассана и применяют полученные сведения на практике.

Выделяют три этапа тренировок. Первый предусматривает на время 10 дней занятий полный отказ от алкоголя, наркотических веществ, интимных отношений, лжи, воровства и убийства. Соблюдение простых правил морали помогает успокоить разум, который, в противном случае, будет слишком возбуждённым для нужного самонаблюдения и осознания. Второй этап – оттачивания умения сосредотачиваться на дыхании, третий – на ощущениях всего тела, не реагируя на них.

Как записаться на курсы

Для того, чтоб вас взяли в группу, не нужно иметь предварительного опыта медитаций. Все, что вам нужно, это желание и целеустремлённость. Следует также ознакомиться с расписанием курсов в России или другой стране вашего проживания. Обычно объявления о наборе легко найти в интернете. Тут же вы заполняете анкету, регистрируетесь и внимательно читаете Кодекс дисциплины.

Курсы обычно проводят в тёплое время года: начинают весной, а заканчивают осенью. Расписание занятий появляется всегда в начале года, а зарегистрироваться можно за месяц–два до начала курсов. Плату за сеансы от вас не требуют. Финансирование основано на добровольных пожертвованиях: ваших и тех участников, которые закончили тренировки, ощутили результат и теперь хотят помочь другим людям.

Выводы

Результат не приходит по мановению волшебной палочки. К нему ведут долгие часы медитации. Но если не пропускать занятия, не лениться, то уже через несколько дней вы почувствуете, что проблем в жизни стало меньше. Чем дольше вы используете технику, тем получаете больше свободы, освобождения от несчастий.



Вернулся со своего второго курса Випассаны. Там 10 дней медитации по 10 часов в день и полное отсутствие коммуникаций с другими людьми. Кто не в теме - прочитайте . Во второй раз впечатления спокойнее, а результаты интереснее. Сейчас объясню, что это такое, как работает и чем может быть полезно.

Первые впечатления

Отзывы людей после первого курса звучат так: «Это невероятный опыт! Я стал добрее/спокойнее/всё понял! Это изменит твою жизнь! Ты обязательно должен попробовать!». Звучит как секта.

Сравните: «Я начал бегать по утрам, уже 10 дней бегаю. Ощущаю себя потрясающе! Настроение, работоспособность и сон улучшились. Это изменит твою жизнь! Ты обязательно должен попробовать!». Спасибо, я как-нибудь сам решу.

Первые впечатления всегда такие, не обращайте на них внимание.

Что это

Приведу аналогию. Бег - это упражнение для тела. Вам говорят: «Бегайте по 15 минут, следите за дыханием и пульсом». Такие упражнения развивают ноги и дыхалку. Есть тренеры и курсы по обучению бегу.

Випассана - это упражнение для ума. Вам говорят: «Сидите полтора часа с ровной спиной, не двигайтесь, наблюдайте ощущения на теле, но не реагируйте на них». Тренирует равновесие ума и понимание вещей. Есть учителя и курсы по обучению этой технике.

Как это работает

На курсе технику объясняют в терминах на древнем языке Пали. Самому на опыте понятно, а другому человеку объяснять тяжело. Поэтому я взял бумагу, ручку и Википедию и за 10 часов восстановил процесс с медицинской точки зрения. Будет сложно, приготовьтесь.

Каждому ощущению мозг почти автоматически даёт эмоциональную окраску - возникают чувства и эмоции . Чувство - процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Эмоции - те же чувства, но не к объекту, а к ситуации в целом. Дальше я использую чувства и эмоции как синонимы. вики 1 вики 2

Мозг реагирует не только на ощущения, но и на собственные эмоции.

Например, кто-то случайно поцарапал вам машину, и вы разозлились. Событие уже прошло, но вы злитесь ещё 8 часов. То же со страхом, грустью, радостью, интересом, виной, удовольствием.

Получается цепная реакция из эмоций, которые не дают трезво взглять на ситуацию, осознать её и пережить . По одному из определений, переживание - особая деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни. вики

Проще говоря, переживание - это осознание и накопление опыта.

Но запускается этот процесс, только когда эмоции улягутся. Если что-то отвлечет, эмоция будет вытеснена в подсознание и останется там как психологический комплекс .

Если эмоция была вытеснена, и вам снова поцарапают машину, реакция будет двойной:

Да сколько, @#$%^, можно?!!

Если эмоция была пережита и осознана, реакция будет более взвешенной:

Хм, второй раз поцарапали. Вероятно, здесь ставить машину не стоит. Вот и знак висит...

Получается такой процесс

Сенсорная информация → воспринимается в форме ощущений → в ответ появляются чувства и эмоции → запускается цепная реакция переживаний → которая заканчивается накоплением опыта или вытеснением проблемы в подсознание.

Чем больше у человека пережитого и осознаного внутреннего опыта, тем лучше он понимает ситуацию и разумнее действует.

Чтобы этот опыт получить, нужно перестать множить новые эмоции и спокойно разобраться со старыми. Вот этим я и занимаюсь во время медитации.

Как перестать множить эмоции

  1. Избавиться от внешних раздражителей.
  2. Успокоить ум.
  3. Наблюдать ощущения и эмоции, но не реагировать.
  4. Позволить мозгу вспомнить, осознать и пережить всё, что его волнует.

Разберём практические аспекты.

Как избавиться от внешних раздражителей

Отправиться на курс медитации, где будет 10 дней покоя. Расписание известно, следить за временем не надо, заботиться о еде не надо, вспоминать о работе тоже, связи с внешним миром нет, внутри разговаривать нельзя, читать и писать нельзя, а сама медитация проходит в тихом тёмном помещении.

Как научиться успокаивать ум

Дать ему подходящий объект для концентрации внимания. Лучше всего подходит дыхание - наблюдать, но не пытаться управлять им. И одновременно держать спину прямой. Если замечтаться и согнуть спину, через 10 минут она начнёт болеть. Это гарантированно вернёт ум из грёз в реальность. Система с болевой обратной связью научит концентрироваться на дыхании кого угодно. На это уходят первые 3 дня или 30 часов практики.

Как научиться наблюдать эмоции и чувства

Тут есть хитрость. Эмоции всегда сопровождаются физиологическими проявлениями. Даже если эти эмоции на основе воспоминаний. Вспомнил грузовик на встречке - сердцебиение ускорилось, кулаки сжались, лоб нахмурился. Вспомнил тортик - слюна потекла. вики

Чувство опасности часто воспринимается как неприятные ощущения в животе. Арт-директору не нравится плохой дизайн, и он морщится. Подавление эмоций не работает - они всё равно проявляются в микровыражениях и других физиологических параметрах - на этом эффекте работает полиграф . Сильные эмоции проявляются физиологически сильнее, слабые - слабее (вики), но обязательно проявляется.

Как научиться различать самые тонкие ощущения

Нам поможет явление адаптации и сенсорная депривация.

Органы чувств адаптируются к силе внешних раздражителей. Например, чувствительность глаз в темноте увеличивается до 200 000 раз (вики). Если избавиться от сильных ощущений, мозг начнёт различать слабые.

Сенсорная депривация - частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия. Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускает процессы внутренного подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики. вики

Если сидеть в зале для медитации в тишине и полутьме без движения, мозг начнёт различать очень тонкие ощущения. Можно почувствовать разницу температуры входящего и выходящего воздуха при дыхании, процесс сокращения разных отделов сердца, напряжение между бровями при воспоминании о царапине на машине.

Випассана

Когда у человека настолько повышается чувствительность, он учится сканировать тело с головы до пяток, находить ощущения, связывать их с эмоциями и наблюдать. Это и есть техника медитации Випассана. Оставшиеся 7 дней и 70 часов практики уходят на это.

За это время вспоминается, переживается, осознаётся и завершается много эпизодов. На интеллектуальном уровне это происходит в форме инсайтов - неожиданных, отчасти интуитивных прорывах к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

На первом курсе люди часто замечают, что у них очень много обрывков мыслей. Что они постоянно отвлекаются. Что большую часть времени они проводят в разных фантазиях, а не в реальности. Вспоминают и переосмысливают поступки. Понимают причины реакций других людей. Это самые частые и самые первые инсайты. Ещё примеры в отзывах и по ссылкам ниже. Дальше всё очень индивидуально.

7 дней практики Випассаны на курсе - как несколько лет в обычной жизни.

Почему 10 дней

10-дневный курс позволяет освоить технику и пережить несколько серьёзных эмоциональных спадов и подъёмов в безопасном окружении. Тогда приходит спокойствие и уверенность.

За более короткий срок спокойствие и уверенность не придут. Курсы медитации по вечерам не могут дать подобного эффекта в принципе.

Техника и курсы

Самой Випассане, как технике медитации, 2500 лет. Техника одна и та же, разные учителя преподают её немного по-разному. Я занимался по программе С. Н. Гоенки . По его программе преподают в 290 центрах медитации почти во всех странах мира. Обучение идёт по аудио-видео-записям Гоенки. На курсе всегда есть сертифицированный учитель для ответов на вопросы по технике медитации, и управляющий для решения бытовых вопросов.

Существуют другие курсы Випассаны, но я про них ничего сказать не могу.

Существуют другие техники медитации. Те, которые связаны с наблюдением за дыханием и умом должны давать похожий эффект (по словам Гоенки). Те, которые связаны с произнесением слов или визуализацией образов - могут давать какой-то свой эффект, но не тот, что здесь описан.

К чему нужно быть готовым

Технике 2500 лет, на таких курсах преподаётся с 1800-х годов, сам Гоенка стал учителем 50 лет назад, и последние 20 лет программа обучения уже не меняется даже в мелочах. Это делает курс крайне традиционным. В таком виде курс точно работает, но в нём много вещей из прошлого.

Техника подходит людям любой религии и атеистам. Есть всего несколько моментов, где что-то объясняется кармой, реинкарнацией и прошлыми жизнями. Эти вещи можно отбросить, они не влияют на технику.

Целью медитации заявляется достижение счастья и просветления. В принципе, техника позволяет последовательно избавиться от всех негативных эмоций и стать абсолютно счастливым. Но так далеко заходить необязательно. Можно работать с тем, что беспокоит сейчас, и действовать по ситуации.

  • Курс ведётся в записи 1991 года в низком качестве с шумами.
  • Гоенка - индус со скрипучим голосом, весёлый, миролюбивый. Он непохож на Учителя из фильмов про монахов. Голос может раздражать.
  • В начале и в конце каждой медитации Гоенка своим скрипучим голосом поёт песни на древнем языке Пали. Звучит устрашающе.
  • В конце каждой медитации ученики зачем-то хором произносят «Сааду. Сааду. Сааду». В зале висит отдельная табличка, объясняющая, что делать это необязательно и даже вредно, если не понимаешь, что это значит. «Сааду» - значит «Согласен». Произносится в ответ на реплику «Пусть все в мире будут счастливы». Это мило.
  • По вечерам лекции про технику. Термины даются на языке Пали и потом объясняются, но воспринимать сложно.
  • Первые 3 дня ничего непонятно. Сидим, наблюдаем дыхание, ничего не происходит. Я выше объяснил, как работает первый этап и что будет на втором, так что вам будет понятнее.

Стив Джобс регулярно медитировал, но в другой технике - дзадзэн . Её цель похожая - успокоение тела и разума. Объекта наблюдения нет. Нужно настолько успокоить тело и ум, чтобы нечего было наблюдать.

В офисах Гугла есть комнаты для медитации, а один из инженеров создал курсы внутри компании и написал книгу , но я не знаю, какая там техника медитации.

Из отзывов других людей

«Випассана - очень простая, рабочая и практическая штука, за которой, как случается с подобными штуками, стоит такая глубина, что затруднительно даже подступиться к описанию. Примерно как с „e = mc²“.» → Александр Горник , 2-й раз

«Как бы ни хотелось скептику обвинить Гоенку в попытке промыть нам мозги, придраться тут не к чему. Будда создал учение, идеально подходящее для атеиста или агностика. Випассана зиждется на шила (по сути, старый добрый категорический императив - кто будет с ним спорить?), самадхи (концентрация ума - очень полезный в жизни навык) и панья (мудрость).» → ЖЖ

«Техника считается универсальной и нерелигиозной, но по вечерам много говорят о Будде. И учат заповедям, как и религии, -  быть добрым, сострадательным, любить всех, не убивать, не воровать, не лгать. Но каждый может взять из техники то, что ему полезно.» → Наталья Молина

«Сам же мистер Гоенка в записи меня жутко раздражал. Во-первых, голосом. Во-вторых, интонациями. В третьих, он очень любил повторять одно и то же слово, или одну и ту же фразу по десять раз, что просто выводило из себя, несмотря на всю випассану» → Георгий Вербицкий

«У всех одна цель - чтобы ты правильно понял технику. Организаторы лучше тебя знают что надо для этого делать и все эти ограничения очень точно продуманы и основаны на опыте. Плюс, широчайше применяется здравый смысл и я не нашёл никаких противоречий с тех, как бы организовал ограничения я сам, как бы хотел, чтобы они работали в отношении меня. Свободу мою никто не трогал.» → Пётр Диденко

«Конечно, не обошлось и без психоделических переживаний. Традиция випассаны славится своим равнодушием к „спецэффектам“. „Попытайтесь это игнорировать и возвращайтесь к практике“, - типичный ответ учителя неофиту по поводу ангелов, с которыми он общался во время медитации. Но мой второй и третий день курса, а так же пару дней в середине - сытный бульон для испытывающего психоделический голод.» → Александр Янкелевич

«Постепенно ты понимаешь, что объективно, а что приходяще. Ты понимаешь что ощущения - очень объективны, у тебя появляется критерий объективности, её образец.» → Пётр Диденко , 2-й раз

«Прошел почти месяц. Вечером я медитирую и мгновенно засыпаю. Я рано встаю, шести-семи часов для сна теперь вполне достаточно. А раньше была соней. Я научилась концентрироваться, поэтому мне легче работать. Радуюсь простым вещам, меньше раздражаюсь, и если что-то не так, мысленно повторяю „И это пройдет“. Помогает!» → Наталья Молина

«В организации, созданной Гоенкой, и ритритах, проводимых ею, очень сильны подражательные и культовые тенденции. Техника способна ускорить и обострить Деперсонализацию и диссоциативные расстройства (как определено в DSM-IV). В описании и рационализации техники много теоретизирования и необоснованных утверждений. Выгоды, которые преподносятся, как результат практики Випассаны, нуждаются в перепроверке.» → Harmanjit Singh

«После медитаций дома я чувствовала себя дерганой и нервной - хотелось бежать и срочно делать все и сразу, хоть разорвись. Но был и положительный эффект - я стала в разы больше успевать, постепенно успокоилась и нашла равновесие випассаны и реальной жизни. Я больше не медитирую специально, но научилась поддерживать состояние концентрации, пока хожу, еду в метро или даже жду лифта. И если наблюдаю ощущения, как нас учили, то даже в самые мерзкие моменты жизни могу совершенно искренне улыбнуться.» → Женя Пронина

«Если бы не медитация и связанный с ней тяжелый умственный и физический труд, это был идеальный отпуск.» →