С. Бал в доме Фамусова Горе от ума Грибоедов А. С Бал в доме фамусова горе от ума

В комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова важное место занимает сцена бала. В этом вы убедитесь, прочитав эту статью. В ней представлен анализ эпизода "Бал в доме Фамусова".

Подготовка сцены бала

В комедии сцена бала подготавливается заранее. Развитие действия с позиции идейного конфликта этой пьесы предвосхищается монологами Фамусова и Чацкого, в которых противопоставляются идейные убеждения и взгляды "века минувшего" и "века нынешнего", выявляется также неприятие обществом мыслей и идей главного героя, который представляет передовую дворянскую молодежь в России 10-20-х годов 19 века.

Проводя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", следует отметить, что явления и картины, предшествующие этой сцене, имеют большое значение. Стремясь добиться признания у Софьи в начале третьего действия, Чацкий подает ей сам повод для насмешек: "Не правда ли, смешон?" Он отождествляет любовь, которую испытывает к этой героине, с безумием. Реакция девушки на это сравнение и послужила основой для быстро разнесшейся на вечере у Фамусова сплетни.

"Галерея типов", представленная на балу

Как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", сцена эта является типичной картиной, изображающей царящие в то время нравы. Это "галерея типов" Москвы. Каждая приглашенная к Фамусову семья состоит из повсеместно распространенных представителей тогдашнего общества. Она разыгрывает свою собственную маленькую комедию.

Чета Горичей

Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану можно начать с семьи Горичей, поскольку она приезжает первой. Платон Михайлович, муж, - сослуживец и старый друг Чацкого. Он был в молодые годы живым, подвижным и веселым человеком. Сейчас, по словам Чацкого, этот человек "ленив" и "спокоен", он позабыл товарищей и "шум лагерный". Думается, что до замужества Наталья Дмитриевна также знала главного героя довольно хорошо. Судить об этом можно по ее реакции при встрече с Александром Андреевичем: "Ах! Александр Андреич, вы ли?" Эта женщина - яркий пример женской власти. Она убила в своем муже своими заботами о его здоровье живость, присущую ему в молодости. В результате он превратился в безвольного человека. Жена полностью подчинила супруга постоянными волнениями о его здоровье, замечаниями. В этой паре роль мужа сведена до уровня забавы, игрушки в руках жены. Он сам признается, что скучна.

Чета Тугоуховских

Продолжая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", переходим к следующим гостям. После Горичей появляется чета Тугоуховских: княгиня и князь вместе с шестью дочерьми, которые представляют, "контингент невест", по словам Гончарова. Поведение этих дам соответствует полностью тому, как Фамусов описывает московских барышень: "вкус", "отменная манера". Они умеют по моде "принарядиться" "дымкой", "бархатцем" и "тафтицей". К разговорам о нарядах сводятся все их диалоги.

Поведение гостей во время бала подтверждает, что в этом обществе определяющими являются деньги и чин. Княгиня Тугоуховская отправила уже было к Чацкому мужа посватать дочерей, однако, узнав, что Александр Андреевич небогат и не служит нигде, начала звать князя обратно.

Прием "говорящих фамилий"

Грибоедов в комедии использует прием "говорящих фамилий", традиционный для классицистических пьес. Князь Тугоуховский служит ярким тому примером. Он считает единственным своим недостатком глухоту. Этот человек плохо слышит сам и вынужден по нескольку раз переспрашивать, приставив слуховую трубку к уху. Как и Платон Михайлович, Тугоуховский находится в подчинении у своей жены. Настолько незначительна его роль в семейной жизни, что он не произносит в течение бала никаких слов, кроме различных междометий типа "У-хм!"

Старуха Хлестова

Старуха Хлестова, что доказывает проведенный нами анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), является пережитком екатерининского века. Это "Фамусов в юбке", ярая крепостница, которая в обществе держится уверенно, высказывает смело свои суждения, зная, что никто возражать ей не смеет. Эта героиня старается всеми силами защитить "подлейшие черты" "прошедшего житья", выступая против всего нового, что может изменить действующий порядок, в частности, образования.

Загорецкий

Следующий персонаж, без которого была бы неполной представленная на балу галерея типов, - это Загорецкий. Он описывается как "плут" и "отъявленный мошенник". Об этом знают все, однако принимают этого человека всюду, поскольку он "мастер услужить". Загорецкий предлагает учтиво Софье билет на спектакль, соглашается во всем с окружающими, поддакивает всем.

Чем вызывает Чацкий неприязнь гостей?

Чацкий умудряется на балу вызвать раздражение и неприязнь у всех гостей, которые присутствуют у Фамусова, своими резкими высказываниями и едкими замечаниями. Проведя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", кратко изложенный в этой статье, мы заметили, что этим главный герой приближает развязку общественного конфликта, который состоит в столкновении с "веком минувшим" "века нынешнего". Например, он говорит колкости графине-внучке, которая "целый век" сидит в девках.

Характеристика фамусовского общества

Сплоченность, единство, согласие - важные характеристики описанного в эпизоде бала общества. Единство заключается в том, как оно восприняло речи Чацкого. Фамусовская Москва столь же единодушна была и в распространении сплетни о том, что Александр Андреевич якобы а также в быстроте, с которой она разнеслась благодаря господам N. и П.. Вы можете убедиться в этом, проведя самостоятельно анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Вывод: общество исключительно единодушно.

Всех героев объединяет эта сплетня. Пущенный слух о сумасшествии Александра Андреевича - единственное оружие против его речей. Таким образом московский "свет" выразил отношение к поведению этого героя. Сплетня является средством раскрытия характеров, причем это относится не только к главным, но и к второстепенным персонажам. Например, Платон Михайлович не верит сначала в сумасшествие Чацкого, но вынужден его признать, когда понимает, что так считают все.

Завершая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану, скажем пару слов о том, чем же закончились все эти события для главного героя. Трагичен для Александра Андреевича финал. Он узнает, что слух был пущен Софьей - девушкой, в которую он влюблен. В финале сцены от Чацкого отвернулись все гости, и герой оказался одинок среди толпы.

Итак, как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), данная часть произведения играет в комедии важную роль. Происходит кульминация любовного и общественного конфликта. Приближается также благодаря этому эпизоду развязка. Перед зрителем на балу предстает галерея типов барства Москвы первой четверти 19 века.

Мы провели анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Краткое содержание этой сцены не исчерпывается изложенными событиями. Мы отметили лишь основные, необходимые нам для анализа.

В произведении Грибоедва «Горе от ума» эпизод «Бал в доме Фамусова» является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества.

Чацкий — свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией для дочери Фамусова, Софьи, но и нежеланным гостем в доме Павла Афанасьеввича.

Уже в начале комедии было понятно, что разрыв Чацкого с обществом был неизбежен. Во время своей поездки, Александр Андреевич отвык от московских нравов. Увидев Фамусова, заискивающего перед Скалозубом, Чацкий не может удержаться от резких слов. Для него мерзко чинопочитание и лицемерие, которые уже давно стали обыденными вещами для общества Фамусова.
Но как и Павел Афанасьевич, так и его люди — обычные жители Москвы того времени. На балах собираются те люди, у которых устаревшие взгляды на жизнь. Своих детей они выдают за таких же, как и они, хвастаются они очередными платьями. Конечно, Чацкий со свей правдой тут не к месту.

Так и Александр Андреевич не пришелся по душе дочери Фамусова. Обиженная Софья, как бы невзначай обронив фразу «он не в своем уме», разорвала до конца все отношения с Чацким. Слух о нем распространился очень быстро, каждый хотел передать другому эту новость. Они не могли простить колкостей со стороны Александра Андреевича. А так как гости читали себя верхом общества, то проще было бы сказать, что Чацкий — сумасшедший или беглый преступник.

Даже после всего, что произошло за время бала между Чацким и обществом Фамусова, приглашенные продолжали вальсировать, а сам Александр Андреевич остался наедине со своими терзаниями. Пожалуй, это проигрыш в довольно долгом поединке между благородством и низостью.

    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
  • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова.

    Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего».

    Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями классицизма: не как увеселительное заведение, а как кафедру, трибуну, с которой автор может высказать важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки, и ужаснулось им, и посмеялось над ними.

    Столкновение Чацкого с фамусовской Москвой, носительницей этих пороков, с самого начала комедии кажется неизбежным. Кон­фликт стремительно развивается с первых же явлений пьесы и до­стигает апогея в сцене бала.

    Грибоедов постепенно расширяет круг персонажей. Сначала мы знакомимся с домом Фамусова – с представителями московской аристократии (сам хозяин) и чиновничества (Молчалин). При чте­нии второго акта у читателей создается впечатление о военных кругах (появление Скалозуба). В третьем акте происходит раскры­тие и углубление образа Молчалина, когда Чацкий вполне осозна­ет, какой жертвы ради любви требует от него фамусовская Мос­ква. И, наконец, сам бал.

    Рутина столичного «света» является здесь во всей красе. Это типичные представители «века минувшего», который и не собира­ется сдавать свои позиции. Это создатели «общественного мне­нья», беспощадные судьи, чей приговор не подлежит сомнению, чей образ жизни, семейный уклад и воззрения незыблемы, единственно верны.

    Роль исследуемого эпизода состоит еще и в том, чтобы пока­зать читателю и зрителю наиболее полную картину мира, против которого так яростно восстает Чацкий.

    Незадолго до того Фамусов произносит знаменитый монолог «Вкус, батюшка, отменная манера…» Эта пространная похвала завершается такими словами:

    Решительно скажу: едва

    Другая сыщется столица, как Москва.

    И вот Москва – в доме Фамусова.

    Предстают Горичи – молодая светская дама и «муж-мальчик, муж слуга, из жениных пажей». Чацкий удивляется столь быст­рой перемене в образе жизни своего бывшего товарища. Кстати, автор постоянно подчеркивает эту характерную особенность светского общества – мужчины находятся в странной зависимо­сти от женщин, не стремятся быть главными и довольствуются жалкой ролью. Считают ли они ненормальным такое положение вещей? Вовсе нет, мужчины вполне довольны, хотя Платон Михайлович и картинно сетует на свою несвободу Чацкому.

    Вот появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми: не отличающиеся друг от друга дочери; княгиня, цель жизни которой – удачно выдать их замуж; престарелый князь «на посылках» (будущее Горича).

    Приезжают графини Хрюмины – бабушка и внучка. Образ ба­бушки – это итог жизни светской дамы: «когда-нибудь я с пала та в могилу». Это несчастное существо, едва не рассыпающееся на ходу, – непременный атрибут любого бала. Таков удачный, бла­гонамеренный путь светской дамы, свершить который стремится каждая барышня, в том числе и Софья: замужество, роль в свет­ских гостиных, почтение окружающих… Итак до того момента, когда «с бала да в могилу».

    Здесь и полноправный член фамусовского общества Антон Ан­тонович Загорецкий. Старуха Хлестова, одна из тех, чей суд со­ставляет «общественное мненье», характеризует этого героя так:

    Лгунишка он, картежник, вор;

    Я от него было и двери на запор;

    Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

    Двоих арапченков на ярмарке достал;

    Купил он говорит, чай в карты сплутовал;

    А мне подарочек, дай бог ему здоровья!

    А уже в самом конце появляется Репетилов – пародия на рево­люционера. Смысл его лихорадочной деятельности выражается в словах: «Шумим, братец, шумим…»

    И вот среди этого общества полупровинциальной Москвы, где «мненье света» составляют бабушки, тетушки, дочки и внучки, где нет высших «жриц», а раздаются лишь благоговейные голоса о суде Татьяны Юрьевны и Марьи Алексеевны, появляется Чацкий.

    Он даже не пытается найти себе место в этом мире, где важен не человек, а степень его нужности, способности услужить. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Так может ли считать московский свет Чацкого здравомыслящим человеком? Ведь это значило бы, что его убеждения разумны, нор­мальны. Нет, он опасен для общества, ибо несет разрушение. Ес­тественно, что его объявляют вне закона. Чацкий для фамусовскойМосквы либо преступник, либо сумасшедший. И самому обще­ству удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого лишь плод больного воображения, ему можно даже посочувствовать:

    А Чацкого мне жаль.

    По-христиански так; он жалости достоин…

    Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Это главное. По­тому и клевете Софьи так легко и быстро поверил свет. «Безум­ный по всему», – выносит приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. И с этого момента на Чацком клеймо безумца. Глав­ный герой, видя окружающих, слушая их, в концеконцов и сам про­износит:

    … из огня тот выйдет невредим,

    Кто с вами день пробыть успеет,

    Подышит воздухом одним,

    И в нем рассудок уцелеет.

    Чацкий и фамусовское общество несовместимы, они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой, а окружающие предстают перед ним лишь как средоточие пороков. Он видит не реальных людей со свои­ми слабостями, изъянами, пусть даже малыми достоинствами – перед ним нечто вроде кунсткамеры, сборища монстров. И потому Чацкий оскорблен, удивлен, досадует на себя за то, что решился пуститься в рассуждения перед такими людьми. В сцене бала разрешается основной конфликт пьесы. Трагическое одиночество главного героя чувствуется здесь особенно остро. Чацкий лишний в этом мире ханжества и лицемерия. И не просто лишний – он смертельный враг, а потому изгой. Все реплики, все монологи героя, направленные против устоев фамусовского общества, оказываются пока бесполезными. Трудно сказать, что время его не пришло. Чацкий первый в ряду «лишних» людей русской литературы. Всегда лишний. Всегда одинокий. Но, несмотря ни на что, вечный борец. Вечная совесть эпохи…

    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
  • Средняя оценка: 4.0

    «Горе от ума» - одно из самых знаменитых произведений русского писателя А.С.Грибоедова. Персонажей комедии мы часто видим в окружающих нас людях, а знаменитые крылатые фразы нередко используем в повседневной жизни. В произведении просматривается два конфликта: любовный, между Софьей и Чацким, и общественный, между Чацким и Фамусовым, которые актуальны и в наше время. Центральной частью произведения является эпизод с балом в доме Фамусова, где происходит кульминация обоих конфликтов.

    Первой Чацкий встречает Наталью Дмитриевну, супругу его давнего друга Платона Михайловича Горича. Александр дивится изменениям, которые произошли с Горичем после женитьбы: некогда военный человек безропотно слушает свою жену, а та чрезмерной заботой не дает ему вставить и слова, выставляя подкаблучником. Далее Чацкий попадает в поле зрение князя Тугоуховского с женою и шестью дочерьми, которые поначалу интересуются не женат ли Александр, но узнав о том, что он не богат, их интерес сразу же пропадает. Не прошли стороной и графиня Хрюмина с внучкой, которая отпускает в сторону Чацкого несколько ехидных замечаний и которую в конце ссоры он называет «подражательницей модисткам».

    Казалось бы, появление Софьи должно было отвлечь внимание от Александра. Действительно, как только «Софья от себя выходит: все к ней на встречу». Но Чацкий в разговоре с Платоном продолжает с иронией удивляться фамусовскому обществу, саркастически усмехаясь и шутя над Антоном Антоновичем: «Не поздоровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал». Рассорившись со всеми гостями бала, Чацкий встречает родственного в своих стремлениях и идеях Репетилова, на деле оказавшегося пустым подражателем.

    Московскому обществу, которому была присуща застойная и размеренная жизнь, отвергавшему стремление Чацкого к переменам, новизну его идей и взглядов, не трудно было поверить во внезапно возникнувший слух о безумии Александра. Это становится завершением общественного конфликта фамусовского общества и Чацкого, и тот, в пылу бросает:

    Дряхлеющих над выдумками, вздором, - Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

    Любовный же конфликт Чацкого с Софьей приходит к кульминации после того, как Александр узнает правду о любви Софьи к Молчалину. Его сердце разбито, чувства растоптаны, а сам он унижен. В гневе покидая дом Фамусовых, Чацкий насмешливо и запальчиво выкрикивает:

    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!

    В произведении Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются такие понятия как благородство и низость, честь и неверность, мнение общества и мнение «врага исканий». Автор раскрывает двуличность Молчалина, лицемерие Тугоуховских, вранье Загорецкого, обличая тем самым «прошедшего житья подлейшие черты» Московского общества.

    См. также: Спектакль "Горе от ума" (режиссер-постановщик: В. Иванов, Малый театр, 1977 г.)

    "Он не в своем уме", или как случайно опрокинутая фраза сделала Чацкого изгоем общества.

    Бал в доме Фамусова является важной частью всего произведения, кульминацией общественного и развитием любовного. В сцене бала выражена основная идея произведения: противостояний представителей устаревших и передовых взглядов.

    Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет.

    Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.

    На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне.

    Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.

    У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно.

    Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда.

    В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения.

    В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: « И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев».

    Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними.

    Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту.

    Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можно ль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!».

    В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.