Столпотворение вавилонское и рассеяние людей. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов

Воздвигая подобную колоссальную башню, строители ее хотели поставить памятник своему выдающемуся искусству и тем самым обессмертить себя в глазах всего потомства; быть может, к этому присоединялись у них и властолюбивые замыслы создать такой опорный пункт владычества, откуда удобно было бы простирать свою власть на возможно большее количество народонаселения; наконец, в намерении строителей, вероятно, было и желание помешать осуществлению божественного пророчества о всеобщем рассеянии потомков Ноя () созданием такого центра, который был бы виден для всех и снова объединил бы всех вокруг себя.

и сделаем себе имя,

прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

Начальные слова текста: «прежде, нежели» в еврейском тексте выражены союзом ken, который вполне допускает и другой перевод его, равнозначащий греческому μή и русскому «чтобы не»; в этой последней форме он оттеняет основную мысль текста о преступности замыслов строителей.

Смешение языков и расселение народов

Быт.11:5. И сошел Господь посмотреть город и башню,

Всеведующему не нужно воочию видимое нисхождение, так как Ему открыты все, даже самые сокровенные помышления человеческого сердца (; ; ), следовательно, это выражение – антропоморфическое, указывающее на производство божественного суда над человеческими предприятиями (; ). «Господь снисходит на землю, когда, не предоставляя последующих событий воле людей, Он готовится чудесным образом расстроить их планы. Господь снисходит видеть город и башню, потому что создание их доказывало глубокую порчу души, и этим выражением указывается на то, что Господь обратил особое внимание на грешников и решил предпринять меры к разъединению их» (Властов).

которые строили сыны человеческие.

«В обширном смысле это название принадлежит всем людям, благочестивым и нечестивым, и указывает на их естественное ничтожество перед Всемогущим (сыны человеческие, или Адамовы, значит «сыны персти»); но здесь идет речь, вероятно, о членах нечестивого Хамова племени, которые были главными виновниками предприятия и обманом вовлекли в оное членов благочестивого племени» (еп. Виссарион). Это подтверждается и библейским контекстом, из которого видно, что и в предыдущее время главным строителем городов выступает потомок Хама же – кушитянин Нимрод ().

Быт.11:6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

Быт.11:8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

Быт.11:30. И Сара была неплодна и бездетна.

Важная подробность, приготовляющая к последующему повествованию ().

Выход Фарры из Ура в Харан

Быт.11:31. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.

Моисей здесь не объясняет нам мотивов переселения Фарры из его отечественной земли, но в ином месте () он и сам отчасти указывает, а другие священные писатели и прямо говорят, что это было сделано им в силу особого божественного повеления (; ), имевшего, очевидно, своею целью сохранение дома Фарры от заражения всеобщим идолопоклонством (). Из южной области Ура Халдейского Фарра со всеми перечисленными здесь членами своего семейства двинулся на север в землю Ханаанскую, т. е. к пределам Сирии и Палестины; но на пути своего переселения они сделали более или менее продолжительную остановку в Харране, области, лежавшей при реке Белии, на прямом пути между Низибией и Гаргамами, нередко встречающейся в клинообразных текстах и известной также по знаменитой битве Красса с парфянами.

Быт.11:32. и умер Фарра в Харране.

Даже и самому Фарре, как тронутому идолопоклонством (), не суждено было видеть земли обетованной, а определено умереть на пути к ней – в Харране.

Воды потопа обновили лицо земли, но не изменили падшую природу человека. Поползновение к греху осталось. Уже через четыре поколения после потопа (при Фалеке, сыне Евера) произошло событие, которое имело большие последствия в истории человечества. Речь идет о попытке построить в долине Сеннаар башню высотою до небес (Быт 11, 4), которая получила название Вавилонской . У строителей башни было два мотива, оба — греховные. Первый: сделаем себе имя (Быт 11, 4), то есть прославимся. Вызвано это желание было гордыней и славолюбием. Это — те самые пороки, которые привели к гибели допотопное человечество. Второй мотив был также богопротивным. Строители говорили: построим город и башню и сделаем себе имя прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт 11, 4). В этом проявилось явное противление воле Бога, Который сказал: плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле (Быт 9, 7). В Священном Писании строители названы сынами человеческими (см.: Быт 11, 5). Ранее так были названы потомки Каина. В описываемом событии это выражение применено к потомкам Хама. Хам был сыном Ноя, но он совершил тяжелый грех — крайне непочтительно посмеялся над своим отцом.

Хотя инициатива исходила от хамитов, вероятно, весь тогда еще немногочисленный род человеческий участвовал в попытке воплотить эту горделивую и безумную затею, потому что наказание (смешение языков) коснулось всех. Господь сказал: сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт 11, 7). Множественная форма глаголов (сойдем и смешаем ) указывает на собеседование всех Лиц Божественной Троицы.

Что надо понимать под выражением смешение языков? Ориген, христианский писатель начала III века, считал, что Ангелы Хранители дали каждому народу свой язык и они перестали понимать друг друга. Исключение коснулось лишь еврейского народа, который, будучи жребием Самого Бога, сохранил язык, данный Господом еще Адаму. Это мнение разделял блаженный Августин: еврейский язык был языком Адама, остальные же народы получили новые в результате смешения.

Бог рассеял людей по всей земле, и они перестали строить башню. Город получил название Вавилон , что означает — смешение . Событие это не только засвидетельствовано в богодухновенном Писании, но также своеобразно преломилось и запечатлелось в исторической памяти народа языческого. Ассиролог Джордж Смит расшифровал и в 1876 году опубликовал халдейский текст, в котором рассказывается: «Вавилон преступно обратился ко злу и начал строить великую башню. Малые и великие принялись за работу. <...> Но ночью бог ану совершенно прекратил их труд. Во гневе своем он излил также пред богами свой тайный совет рассеять их повсюду и обратить свое лицо против них; дал повеление сделать чуждым язык их и воспрепятствовать работе их» (цит. по: Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1998. Т. 1. С. 219).

В христианской литературе Вавилонская башня стала символом богоборчества . Город Вавилон, выросший на месте строительства башни, в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова как символ развращенного и богопротивного мира противопоставляется прообразу Святой Церкви — небесному Иерусалиму.

В смешении языков видится благое попечение Промысла Божьего о людях. Если бы род человеческий соединился под властью одного царя, каким стал бы, вероятно, сын Хуша Нимрод, человек «жестокий и гордый» (как пишет святой Иоанн Златоуст), то все бы находились под тяжким гнетом.

Главная же причина смешения языков была в том, чтобы сохранилось и не исчезло в зарождавшемся язычестве истинное боговедение . Подтверждение этой мысли можно найти в том, что автор книги Бытия пророк Моисей сразу же после рассказа о рассеянии народов повествует о благочестивом Аврааме, сохранившем веру в Истинного Бога.

Урок24.Вавилонское столпотворение. Смешение языков.Буква Фита

Задачи:

· ребёнок узнает, что слово «хам» заимствовано из греческого языка, где оно является собственным именем Хама, сына Ноя; и употребляется в значении грубого, наглого человека;

· придёт к выводу, что причиной смешения языков явилась человеческая гордыня;

· познакомится со свидетельствами очевидцев, утверждающих, что ковчег находится на горе Большой Арарат, во льдах горного озера на самой вершине горы.

№ м-ф

Названия медиафайлов

Праведный Ной (икона)

02/видео

Начало строительства башни: 1 мин 21 с

03/видео

Вавилонская башня: 27 с

Вавилонская башня

05/видео

Смешение языков: 28 с

06/видео

Рассеяние народов: 1 мин 5 с

Араратские горы

Большой Арарат

Распятие с черепом Адама

I.Старославянская азбука. Урок 16

II. Проверка дз.

Ребята зачитываютнайденные определения.

Учитель зачитывает определение слова «хам» из этимологического словаря :«Как нарицательное имя в значении «грубиян» , «мужик крепостной». Возникло на базе церковнославянского ХАМЪ, заимствовано из греческого языка, где оно является собственным именем библейского Хама, надсмеявшегося над наготой своего отца Ноя».

В энциклопедическом словаре такое определение: «Хам - один из трёх сыновей Ноя, от которых «населилась вся земля» после всемирного потопа. Проклят Ноем, в лице его сына Ханаана, за то, что надсмеялся над наготой отца.

В переносном смысле имя Хам - употребляется для обозначения человека из «простонародья», необразованного, грубого, позднее стало нарицательным, обозначающим грубого, наглого человека».

А в словаре Владимира Ивановича Даля сможем прочитать, что хамы - это подлый народ.

Вот почему людей наглых, грубых, непочтительно относящихся к другим людям, называют хамами.

· Вспомните, какполучилось, что праведный Ной опьянел (м-ф 01. Праведный Ной) ? (Он ещё не знал свойств вина).

По мнению святого Иоанна Златоуста, именно Нойизобрёл искусство возделывать виноград. Библия говорит о том, что вино Богдал людям для поддержания здоровья, т.е вино - это своего рода лекарство.

· Как вы думаете, что будет с человеком, если онвыпьет целую упаковку, пусть дажесамого хорошего лекарства?

Совершенно верно, он может получить сильнейшее отравление или даже умереть.

Ной первый познал свойства вина. И Библия не случайно рассказывает нам, что произошло с Ноем: чрезмерное употребление вина сделало его как бы мёртвым, беззащитным. Через это Господь как бы говорит нам: « Вино - это лекарство, будьте с ним осторожны!»

Перед тем, как открыть человеку вино, Господь показал, что может быть, если это лекарство употреблятьнеосторожно. Есть даже такое выражение «злоупотреблять вином».

· Как вы его понимаете? (Употребление вина во зло, т.е. когда оно приносит не пользу, а вред).

Откройте тетради на стр. 50 и прочитайте тему урока.

Ной прожил 950 лет, Он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали ослабевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой,всё ещё продолжительной жизни,люди быстро умножились. Сначала они жили вместе одной большой семьёй, недалеко от гор Араратских, в одной стране, которая называлась Халдейскою страною, и говорили на одномязыке.

Со временем стали возникать первые послепотопные государства. Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства был Нимрод из потомства Хама... Это был «сильный зверолов» и по своему характеру напоминал первого строителя городов - Каина. Нимрод основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов. Такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирного царства, в котором потомки Хама заняли бы господствующее положение. Гордыня их дошла до того, что они, составив совет, решили в знак своего могущества и явного богоборчества построить «башню вышиною до небес» (м-ф 02/видео. Начало строительства башни: 1 мин 21 с).

· Как вы думаете, почему их задумку можно назвать преступной и опасной?

Преступной потому, что вытекала из гордости, переходящей в богоотступничество и богоборчество, и опасной потому, что выходила из среды хамитов, успевших уже отличиться своим нечестием (м-ф 03/видео. Вавилонская башня: 27 с)

И вот работа закипела. Люди стали обжигать кирпичи и заготавливать земляную смолу. Заготовив строительный материал, люди начали строить башню (м-ф 04. Вавилонская башня ). «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» .

Люди, не понимая языка друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, они назвали Вавилоном, что значит смешение (м-ф 05/видео. Смешение языков: 28 с) .

Рассеяние народов по земле имело положительное значение. Во-первых, люди не попали под власть таких деспотов, как Нимрод, и, во-вторых, человечеству, расселенному по всей земле в виде отдельных племен и народов, представлялась полная свобода развивать свои национальные способности, а также устраивать свою жизнь сообразно с условиями местожительства и историческими особенностями (м-ф 06. Расселение народов: 1 мин 05 с).

Есть люди, которые сомневаются в реальности событий, описанных в Библии, и, что, дескать, история Ноя, не более чем миф.

Но как ни странно, первое подтверждение истории Ноя учёные нашли именно в мифологии.

Ученые этнологи обнаружили 59 легенд о потопе у аборигенов Северной Америки, 46-в Южной Америке, 17-на Ближнем Востоке, 23-в Азии, 31-у древних европейцев и 37-в Австралии Океании.

(На усмотрение учителя : "Не один из нас, ныне живущих, не происходит от изначальной расы людей, полностью погибшей. Все мы берем свое начало от Девкалиона. Люди первой расы были высокомерные гордецы. Они не держали своего слова не давали приюта странникам, были глухи к мольбам. "(Греческая легенда).

"Прошло много времени после Куму Хумоа - первого человека. - Сообщает гавайская легенда. -Вся земля погрязла в грехе и богам перестали поклоняться. Один человек был праведным. Его звали Нуу. "

"Девкалион со своими женами скрылся в огромном судне. Туда же пришли кабаны и лошади, львы и змеи и другие звери. Он всех их вместил." (Греция).

"Старик построил огромный корабль и поместился в него со всей своей семьей и множеством животных" (Аборигены Кубы.).

"Нуу сделал огромное каное. Залез в него, взяв запася пищи растения и животных".(Гавайцы.)

"Желая навести потоп Бог предупредил Нота и его жену Нету, сказав: "выдолби огромный кипарис. На нем ты спасешься в Роттоцоти. Волны будут высотою до небес. "Так они и сделали, и Бог закрыл дверь" (Легенда ацтеков).

"Разгневанный Бог Мбенга собрал дождевые облака и из них полились потоки воды на обремененную землю." (Легенда о. Фиджи).

"Земля неожиданно открыла свои шлюзы. Полил страшный ливень. Реки вышли из берегов" (Греки).

"Разлившиеся реки затопили открытые равнины и унесли с собой высокие хлеба, могилы, стада, людей и храмы. Тела погибших плавали как стволы деревьев. Они были подобны рыбным икринкам в море. Города, холмы и горы медленно погрузились в бездну. Теперь все стало океаном. Волк плывет рядом с овцой. "(Латинский поэт. Овидий.)

"Каждый день шел дождь, каждую ночь шел дождь. Небо обрушилось. Земли не было. Все животные утонули. Суши не стало. "(Индейцы Атапасканы).

"Заблудившаяся птица долго искала землю, где она могла бы сесть, но крылья ее не выдерживали и она падала в море" (Овидий)

"Бог переполнил мир водой. "(Лапландия).

"Погибли все, кроме Девкалиона, который благодаря своей добродетели был спасен. И от него произошла новая раса людей".(Греки)

"Год спустя вода стала отступать".(Трансильвания)

"Подул резкий ветер и высушил землю".(Персия)

"Он выпустил ворона, который сначала не вернулся, а затем остался клевать мертвые тела, но затем прилетел, держа в клюве зеленую ветвь".(Индейцы Мекоакен)

"Все спасшиеся, а их было восемь, приплыли к Мбенге".(Фиджи)

Египтяне говорили о том, что боги очистили землю большим потопом, после которого спаслись лишь немногие пастухи. Индусы говорят, что Ману спасся от потопа на корабле, который рыба притащила к горе. Английские друиды также говорили о вторичном заселении земли посредством благочестивого патриарха, посланного наказать людей за их великое развращение. Гренландское предание утверждает, что однажды з

ъемля пошатнулась и все люди утонули, за исключением одного мужчины и одной женщины, которые вновь заселили землю.)

Хотя все эти легенды и имеют ряд своих особенностей и сильно загрязнены языческими наслоениями, но все они сходятся в трех главных деталях:

Произошло разрушительное наводнение;

Существовал корабль для спасения;

Человеческий род был спасен в лице нескольких человек (чаще всего одной семьи).

Многие предания сообщают, что люди спаслись на высокой горе. Здесь, очевидно,воспоминание об остановке ковчеге ковчега на горах Араратских.

· Как вы думаете, почему у различных народов, не связанных друг с другом, живущих на разных континентах, имеются очень близкие по содержанию предания о потопе и спасении избранных людей?

(Предположения детей).

Потомки Сима, Хама и Иафета, разойдясь по всей земле, унесли с собой и историю Ноя и передали её своим потомкам.

Второе подтверждение историчности всемирного потопа принесла современная геология, наука о строении, составе и истории земной коры, обнаружившая в земных породах свидетельство вселенской катастрофы.

· Как вы думаете, какая находка могла бы дать бесспорное подтверждение всемирному потопу и истории Ноя?

Конечно, находка Ноева ковчега!

· Вспомните, что Библия говорит о том, где остановился ковчег?

В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских (м-ф 07. Араратские горы). Почему сказано об Арарате во множественном числе? Потому что есть Большой Арарат и Малый Арарат. Большой Арарат (м-ф 08. Большой Арарат) - это гора высотой 5165 метров, т.е. более 5 км. Вершина этой горы почти на километр покрыта льдом. А на самой вершине находится горное озеро, где ледяной покров значительно меньше.

Сегодня наука располагает неопровержимыми фактическими данными о легендарном ковчеге.

Ещё в Ш веке до Р.Х. историки, среди которых были и вавилонские, писали, что в Араратских горах лежит древний ковчег,и с него люди отдирают смолу, чтобы использовать её как противоядие или амулеты.

И в 1 веке по Р.Х. находим сообщения, что многие приносили с Арарата частицы ковчега.

В 19 веке появилось несколько сообщений о видевших останки ковчега.Турки же рассказывали, что даже побывали внутри корабля, который имел отсеки, большинство из которых было заполнено льдом.

В 1893 году доктор Ноури из Иерусалима отправился в путешествие

(в верховья Евфрата). По возвращении он рассказал об остатках корабля в вечных льдах: «Внутри он весь был полон снега, борт снаружи был тёмно-красного цвета… Передняя и задняя часть …достижимы, а средняя часть остаётся подо льдом».

Обмерив ковчег, Ноури пришёл к выводу, что его размеры идентичны приводимым в Библии.

Спустя 24 года, в 1916 году русский лётчик Владимир Ростовицкийзаметил на вершине Арарата каркас огромного корабля. Затем по приказу императора Николая II была сформирована экспедиция, которая прибыв на Арарат, нашла ковчег, проведя все необходимые измерения и фотосъёмку. Однако, грянувшая вскоре революция похоронила весь богатейший материал, добытый экспедицией. Вот как об этом рассказывает сам Владимир Ростовицкий, который также участвовал и в экспедиции: «Я сделал несколькокругов над ним. Он был размером с городской квартал, как современный боевой крейсер. Он лежал на берегу озера, на четверть уходя в воду. С одной стороны его корпус был частично разобран, а на борту зияла квадратная дверь шириной около шести метров. Это показалось мне необычным. Ведь даже сейчас корабли не имеют таких больших дверей… Внутри ковчег состоял из сотен отсеков, некоторые были небольшими, но попадались и просторные помещения с высокими потолками. Дерево было покрыто похожим на воск веществом, а мастерство с которым был сделан корабль, указывало на высокий уровень строителей. Специалисты предположили, что конструкция сделана из олеандра, дерева семейства кипарисовых, которое не гниёт…»

Немногим более 50-ти лет назад альпинистами были предприняты две попытки отыскать Ноев ковчег, но они закончились неудачно из-за снежных бурь.

В холодные годы ковчег покрыт льдами и снегом и не виден, а в жаркие годы летом часть его обнажается, но это бывает очень редко.

Обнаружить ковчег удалось французскому альпинисту Фернану Наварре в 1955 году. Наварре нашёл ковчег вмёрзшим в лёд того самого горного озера, которое находится на вершине горы, на высоте 5 км и сумел вырезать кусок обшивки корабля.Радиоактивный анализ, проведённый в нескольких странах,подтвердил возраст постройки - около пяти тысяч лет. Наварре удалось своими снимками и научными исследованиями подтвердить существование Ноева ковчега.

После него на Арарат поднималось ещё несколько экспедиций, приносивших новые свидетельства и куски обшивки. Но около 30-ти лет назад турецкое правительство запретило подъём на гору .

Как гласит Священное Предание, когда начался потоп, Ной взял с собой в ковчег, как великую святыню череп Адама. Затем он отдал её старшему сыну Симу. Сим построил город Иоппию, затем соорудил жертвенник, под которым положил голову Адама,и невдалеке от этого жертвенника основал город Иерусалим, что значит «мир Божий», т.е. то место, где человечество должно примириться с Богом, место распятия Христа Спасителя. Затем это место завоевали потомки Хама, и место, где лежала голова Адама пришло в запустение. Но по памяти народ называл это место «Голгофой», что по-еврейски означает «череп, лоб». По древнему преданию, Христос был распят над тем местом, где была захоронена глава Адама, и кровь, истекавшая из ран Иисуса, через расщелину в земле просочилась глубоко в скалу и обагрила череп Адама. Это означало, что грехи человечества смыты Кровью Христа Спасителя После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

Презентация из цикла "Священная Библейская история Ветхого Завета" о Вавилонском столпотворении и рассеянии человечества по учебнику архиепископа Вениамина (Пушкаря), митрополита Владивостокского и Приморского (2,0 Мв, pptх).

Строительство городов, Нимрод, Вавилон, рассеяние народов, идолопоклонство.

Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации серии «Библейская история – Ветхий Завет» можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

Демонстрационный flash-ролик управляется также, как и презентация - щелчком по слайду или по управляющим кнопкам. Через панель flash-плеера можно выйти в полноэкранный режим.

Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сенаарскую долину, которая находилась между реками Тигром и Евфратом. Плодородная почва и другие благоприятные условия Месопотамии привлекали сюда послепотопное человечество, и вскоре здесь начала развиваться цивилизация. Возникли первые послепотопные государства, такие как Шумерское, Аккадское и Вавилонское.

Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства и покорителем Ассирии был Нимрод из потомства Хама... Это был «сильный зверолов» и по своему характеру напоминал первого строителя городов Каина. Нимрод основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов.

Не удивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, в которой потомки Хама заняли бы господствующее положение. Гордыня их дошла до того, что они, составив совет, решили в знак своего политического могущества и явного богоборчества построить «башню вышиною до небес». Предприятие, несомненно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное. Преступное потому, что вытекало из гордости, переходящей в богоотступничество и богоборчество, и опасное потому, что выходило из среды хамитов, успевших уже отличиться своим нечестием. И вот работа закипела. Люди стали обжигать кирпичи и заготавливать земляную смолу. Заготовив строительный материал, люди начали строить башню.

«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». (Быт. 11:6-8).

Люди, не понимая языка друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, они назвали Вавилоном, что значит смешение. Событие «смешение языков» нельзя отождествлять с появлением новых языков. Языки появились постепенно, тогда же, при строительстве башни. Господь смешал их понятия, так что люди не стали понимать друг друга.

Событие - смешение языков и рассеяние народов по земле - имело положительное значение. Во-первых, люди избежали угнетения и политического деспотизма, что неминуемо произошло бы, если бы они попали под власть таких деспотов, как Нимрод. Во-вторых, рассеянием человечества Господь предотвращал возможность крайнего религиозного и нравственного развращения; и в-третьих, человечеству, расселенному по всей земле в виде отдельных племен и народов, представлялась полная свобода развивать свои национальные способности, а также устраивать свою жизнь сообразно с условиями местожительства и историческими особенностями.

Но, уходя все дальше и дальше в неизвестные для них земли, люди постепенно стали забывать предания об истинном Боге. Под влиянием грозных явлений окружающей природы люди сначала стали искажать истинное понятие о Боге, а потом и совсем забыли Его. Забывая истинного Бога, люди, разумеется, не становились абсолютными атеистами, в глубине их духовной природы жило религиозное чувство, у них осталась потребность в духовной жизни, их души тяготели к Богу. Но, потеряв понятие о невидимом Боге, они стали обожествлять предметы и явления видимой природы. Так появилось идолопоклонство.

Идолопоклонство выражалось в трех основных видах: сабеизме - обоготворении звезд, солнца и луны; зоотеизме - обоготворении животных; и антропотеизме - обоготворении человека. Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в Месопотамии, Египте и Греции.

Волны греха и суеверия, затопляя землю, опять грозили искоренить в сердцах людей истинную религию, а вместе с ней и надежду на грядущего Мессию, Который должен освободить людей от рабства греху и нравственной смерти.

Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.

Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

Но, прежде чем разойтись, потомки Хама, увлекая за собою и других, задумали построить город и в нем башню , на подобие столпа , высотою до небес, чтобы прославиться и не быть в подчинении у потомков Сима и Иафета, как о том предсказал Ной. Они наделали кирпичей и принялись за работу.

Эта гордая затея людей была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал язык строителей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Тогда люди были вынуждены бросить начатую постройку и разойтись по земле в разные стороны. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки Сима остались в Азии, Потомки Хама ушли в Африку, но часть их также осталась в Азии.

Недостроенный город прозван Вавилоном , что значит смешение. Вся же страна, где был этот город, стала называться землею Вавилонскою, а также Халдейскою.

Расселившиеся по земле люди постепенно стали забывать свое родство, и стали образовываться отдельные, самостоятельные народы или нации , со своими обычаями и языком.

Господь видел, что люди больше научаются друг от друга злым делам, чем добрым, и потому произвел смешение языков, и разделил людей на отдельные народы и дал каждому народу отдельную задачу и цель в жизни.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 11 .

Появление идолопоклонства

Когда люди разошлись по всей земле, они стали забывать невидимого истинного Бога, Творца мира. Главной причиной этому были грехи, которые удаляют людей от Бога и затемняют разум. Праведников становилось все меньше, и некому было учить людей истинной вере в Бога. Тогда стала появляться среди людей неправильная вера (суеверие). Люди видели вокруг себя много дивного и непонятного, и вместо Бога они стали почитать солнце, луну, звезды, огонь, воду и разных животных, делать их изображения, поклоняться им, приносить жертвы и строить им храмы или капища . Такие изображения ложных богов называются идолами , или кумирами , а народы, поклоняющиеся им, называются идолопоклонниками , или язычниками . Так появилось на земле идолопоклонство.

Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам , который оставался верным Богу.



Авраам

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей - язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: "Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные ", то есть в этом народе - в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: "Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству". Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

После этого земля Ханаанская стала называться обетованною , то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною . Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.



Авраам сказал Лоту: "Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево".

Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского , он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.

Мелхиседек благословляет Авраама

Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.

Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.

Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек , который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским , принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.

О Мелхиседеке - его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды : слово салим значит мир . Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив , - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.

Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": главы 12, 14, 15, 16, 17.