Почему люди воюют друг с другом? Примат примату — волк. Почему люди постоянно воюют и сколько это будет продолжаться

Истинные причины войны, как правило, всегда скрыты. Важен лишь повод.
Троянская война началась вовсе не из-за Елены Прекрасной, а потому что Троя перекрыла грекам путь в их черноморские колонии и стала жёстко контролировать проливы.
Я удивляюсь названиям военных операций последних лет: «Мягкая сила», «Принуждение к миру».
Военную операцию в Ливии «Одиссея. Рассвет» правильнее было бы назвать «Троянский конь Одиссеи». Как известно, «Троянский конь» демократии греков казался подарком мира, но на самом деле в нём скрывалась коварная захватническая операция.
История повторяется. Вот только как бы сегодня «троянский конь» не оказался «ящиком Пандоры».

Опыт показывает, что все вопросы можно решить за столом переговоров. Но если война возникает, это значит, что кому-то нужна война.

Ситуация накануне второй мировой войны была столь же неопределённая, как и сейчас.
Чтобы оправдать нападение на Польшу в 1939 году, гитлеровцами была создана спецгруппа, которую переодели в форму польских пограничников (предварительно всем сделали смертельный укол). Эта спецгруппа совершила нападение на жителей приграничных немецких деревень. Ну и с целью защиты мирных немецких граждан, была развязана вторая мировая война.

Нападая на СССР, под флагом борьбы с большевизмом, Гитлер хотел получить доступ к природным ресурсам нашей страны. Население было ему не нужно и подлежало уничтожению.
История учит: когда предательски подставляешь другого, то следующим оказываешься сам...

Есть мнение, что под флагом войны за освобождение Гроба Господня, крестоносцев использовали для покорения других земель и, в частности, для разграбления Константинополя.
Так и сейчас: со словами «с нами Бог» под знаменем христианской любви к ближнему, бомбят этих самых ближних…

Налицо «конфликт цивилизаций», как и предсказывал Самюэль Хантингтон в книге "Столкновение цивилизаций».

С началом каждого века люди верили, что наступает век мира и прогресса, и человечество наконец-то избавится от войн. Однако войн не становилось меньше, а количество человеческих жертв только росло, как и жестокость самих военных действий. Раньше воевали томагавками, теперь тоже «томагавками» – крылатыми ракетами.

Война никогда не прекращалась. Она лишь меняла свои формы, исходя из условий наиболее эффективного достижения результата.
За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн!

Не претендуя на теоретичность и полный перечень, выделю следующие виды современных войн, которые существуют наряду с «горячей» и «холодной» войной.
1\ экономические войны («игра на понижение» цен с целью подрыва экономики стран-экспортёров)
2\ финансовые войны (с целью подрыва национальной финансовой системы)
3\ информационные войны (использование СМИ для дискредитации соперника)
4\ интернет-войны (использование интернета для информационной войны и нарушения систем управления)
5\ антитеррористические «операции» (бомбёжки баз боевиков на территории других стран)
6\ идеологические войны (формирование оси «стран-изгоев» и создание «образа врага» в лице вероятного противника).
7\ межнациональные войны (создание межнациональных конфликтов с целью расчленения страны по принципу «разделяй и властвуй»)
8\ торговые войны (использование «эмбарго» (запрета) на торговлю со странами «изгоями» с целью подрыва их экономики)
9\ цивилизационные войны (наиболее целостный взгляд изложил Самюэль Хантингтон в книге "Столкновение цивилизаций»).

«Война — это всегда результат борьбы за передел власти и к тому же наилучший способ её укрепления, поскольку именно в состоянии войны без диктатуры не обойтись. Так всегда было, есть и будет, когда в борьбе за влияние, людей будут одурачивать, называя бойню межнациональными конфликтами, борьбой за суверенитет или обороной от агрессора. Войны, как и любые другие конфликты, происходят потому, что кто-то начинает считать себя лучше, обосновывая этим необходимость эксплуатации менее развитых народов» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Образ врага является психологически необходимым для сплочения народа и самоидентификации. Это так называемый эффект «мы и они». Правители создают «врага», обвиняя его во всех бедах, таким образом отвлекая от истинных причин и манипулируя людьми.

Новейшие технологии нейролингвистического программирования позволяют внушить, что чёрное это белое, а белое это чёрное, и человек будет верить в то, что агрессор на самом деле не агрессор, а защищающаяся сторона.

В мире идёт постоянная борьба за ресурсы. Ресурсов Земли на всех не хватит. Подсчитано, что только чтобы поддерживать уровень жизни в США, потребуются все ресурсы планеты.

Германия перед второй мировой войной имела самый высокий уровень жизни населения. Но им показалось мало. Гитлер объяснял мотивы начала войны тем, что не может обеспечить растущий уровень жизни немцев без внешней экспансии. Он не коммунизм хотел победить в России, а получить доступ к её природным ресурсам.

Сейчас мотивация та же: борьба за природные ресурсы, за нефть, газ, воду…
Как сказал один известный политик: «В мире идёт борьба не за рынок и не за права человека. За территорию! Как и тысячи лет назад племя идёт на племя: "У вас лучше вода — мы вас уничтожим и будем пить вашу воду".

Лицемерие и цинизм политиков (они называют это «прагматизм») не знает пределов. Выдумали жупел «Аль-Каиду», и под флагом борьбы с террористами ведутся самые настоящие полномасштабные войны.

Война — признак интеллектуального бессилия или коварства властителей. Таким образом они решают задачу повышения собственного рейтинга за счёт чужих жизней. Властители, развязывающие войну, не любят свой народ, если они вообще кого-то любят. Ведь политиком, как и любым человеком, в конечном итоге управляет либо ненависть, либо любовь.

То, что сейчас судят многих бывших правителей, это справедливо. Хотя победителей – не судят. А некоторым даже за развязывание войны присуждают премии мира.
Муфтий Чечни Султан Мирзаев считает, что экс-президент США Джордж Буш заслужил смертную казнь. "Хусейна повесили за то, что он убил пять тысяч курдов, но Джордж Буш убил более двух миллионов - это по официальным данным. Если есть в мире справедливость, нужно и Буша повесить на том же столбе, где повесили Саддама Хусейна".
Президент Ельцин признавался, что в рай он точно не попадёт…

Каждого, кто совершит тяжкий грех, неотвратимо и в строго определённое время настигнет возмездие. Это закон такой — отложенного возмездия. Его не может избежать никто. Чем больше грех, тем дольше время отложенного возмездия. Каждое совершённое преступление не остаётся безнаказанным, возмездие всегда наступало — тем позже, чем более велик был государственный деятель и весомей грех.

Когда царь Агамемнон, возглавлявший войско греков, возвратился с победой в Троянской войне и застал свою жену Клитемнестру с любовником Эгисфом, то был убит по приказу своей жены, по одним источникам, ею самой, по другим источникам (по Гомеру) – любовником Эгисфом.

Сегодня борьбой за демократию уже никого не обманешь. Сценарии «цветных революций» почти не отличаются. Достаточно назваться «повстанцем», чтобы запросить огневую поддержку с воздуха с целью ликвидации своего политического противника. Для защиты мирного населения начинают бомбить это самое население, при этом избегая слова «война».

«Кому-то война, а кому-то мать родна».
«Лес рубят» политики, а «щепки» тысячами гибнут под «томагавками».

Воюют элиты, а гибнут люди!

Президенты сводят друг с другом счёты, а гибнут при этом ни в чём не повинные люди.
Как и всегда: паны дерутся, а у хлопцев чубы трещат.

Кому-то перед выборами нужна маленькая победоносная война, кто-то хочет скрыть свои грязные делишки, кто-то укрепить доверие к собственной валюте. Ведь держится валюта не только на экономической мощи, но и на мощи военной, которую нужно постоянно подтверждать.

Со времён Эйзенхауэра (президента США) правители – заложники военно-промышленного комплекса. ВПК требует заказов, а значит перевооружения армии, и значит войны.
Сегодня мир опять втянулся в гонку вооружений. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, расходы всех стран мира на оборонку в сумме достигли беспрецедентной величины - за 2008 г. на эти цели было потрачено $ 1464 миллиарда. Если сравнивать с показателями 1999 г., затраты на военную промышленность выросли на 45%.
Даже мировой финансовый кризис вряд ли заставит правительства стран отказаться от перевооружения армии.

В мире признают только силу.
С исчезновением Советского Союза в мире утрачено равновесие, и теперь сильнейший диктует всем, как жить.
Со слабым противником не разговаривают – его просто бомбят.
Вначале нападают, а потом придумывают себе оправдание.
Целятся в диктатора, а попадают в народ!

Они думают не о людях, они думают о нефти!
Экономика (бытие) определяет сознание. Мы рабы потребительской экономики, подчинившей наши силы и мысли. Надо изменить экономику, тогда изменится сознание.
Именно требования экономики (зависимость от сырьевых рынков) толкают к войне страны, зависящие от нефти и газа.

Война всегда была борьбой за вытеснение (уничтожение) экономического конкурента.
Война – это всегда конфликт интересов, какими бы именами это не называлось; конфликт, в котором каждый считает себя правым.

Ныне военные действия начинают даже во время Олимпийских игр.
Остановить может только угроза применения ядерного оружия.
Элиты воюют, лишь когда чувствуют собственную неуязвимость.
Ещё отец истории Геродот говорил: «Каждый должен искать наименее уязвимое для себя положение и потом уже начинать войну».

Мир очевидно меняется, но никто не знает как.
Складывается новый мировой порядок. При этом реализуется древняя стратегия: «разделяй и властвуй».
Демократическим режимом извне управлять гораздо проще, чем режимом диктаторским.
Хотя известно отношение «демократов» к «своим» диктаторам: «он, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын»!

Нет ни хороших, ни плохих, есть лишь друзья и враги врагов.
Все оценки лишь выражение собственных эгоистических интересов.
Нет ни добра, ни зла, есть конфликт интересов.

Каждый воюет за восстановление справедливости – то, как её понимает!
Место справедливости заняли национальные интересы.
Никого не интересует истина, а лишь собственные желания и потребности.

Идёт животная борьба за выживание. Одни эксплуатируют других. А всё остальное лишь служит прикрытием этой борьбы за наилучшее существование.
Каждый хочет выжить за счёт другого. Цель оправдывает средства, и все средства хороши.

Идеология социал-дарвинизма побеждает либеральную идею – выживает сильнейший. И сильнейший всегда прав.
Ложь и насилие, насилие и ложь правят миром!

Люди не изменились – как и всегда борются за власть!
Кто сильнее, тот и прав.
Миром правит сила, причём сила недобрая!

Хватит дипломатической вежливости, пора назвать вещи своими именами – передел мира вступил в свою активную фазу. Впереди нас ждёт последняя война – Армагеддон!
Кто-то уже живёт в ожидании скорого конца света.

Все убедились, насколько политика грязное дело, где двойные стандарты обычная практика.
Что мы видим: насилие и ложь, насилие под прикрытием лжи, и ложь под прикрытием насилия.
Некоторые признают только авторитет силы. Но «не в силе Бог, а в правде»!

Иллюзия эпохи Просвещения – надежда, что знание сделает людей лучше – постепенно исчезла.
Миром правит Её Величество ЛОЖЬ!
За разговорами о демократии стоят технологии захвата власти новыми группировками.
А за так называемой «моралью» скрывается коварный обман простодушных.

При полном отсутствии морали, инстинкт самосохранения не уберегает от войны.
Соблазн использовать своё силовое превосходство затмевает разум, и толкает на путь инстинктивных драк. Ощущение силы опьяняет, а в конечном итоге приводит к саморазрушению.

Тайный смысл международной дипломатии состоит в отстаивании своих интересов за счёт чужих, или, проще говоря: кто кого будет эксплуатировать, присваивая сверхприбыли.
Вся суть человеческих ухищрений – заставить других работать на себя (за себя).

Очевидно, что стратегия национального эгоизма ведёт к нарастающей энтропии – распаду и хаосу!
Все хотят мира, но мира с позиции силы, проводя в жизнь известное изречение древних: «хочешь мира, готовься к войне».

Война сегодня – это самоуничтожение!
Бороться надо не за гегемонию, а за гармонию!
Воевать не друг с другом, а сообща! Все вместе против финансового кризиса или глобального потепления. В противном случае кончится тем, что мы потеряем нашу планету!

Почти сто лет назад, после окончания первой мировой войны, Освальд Шпенглер написал книгу «Падение Запада» (нам она известна как «Закат Европы»). Освальд Шпенглер пришёл к фаталистическому выводу о неизбежном падении Запада. Причина – в утрате моральных абсолютов!

Наверное, глупо сейчас иронизировать по поводу «загнивающего Запада». Но то, что в последнее время Запад предпочитает решать все конфликты путём войны свидетельствует о духовном тупике этой цивилизации.

Прогресс нации определяется её духовными устремлениями! Стремление же ко всё большему комфорту — самый короткий путь к войне!

Сегодня европейская империя переживает период экспансии. Согласно непреложным законам истории империя должна либо постоянно расширяться, либо исчезнуть с лица земли.
Ныне место морали занял прагматизм: что мне выгодно, то и хорошо, то и есть для меня «добро». Исходя из этого, и война может не быть «злом», если отвечает национальным интересам – цель оправдывает средства.
Но война, как и любое применение силы при разрешении конфликта, свидетельствует о беспомощности, ограниченности и духовной слабости.

Никто не хочет считать себя «мировым злом», и все хотят стать частью «золотого миллиарда». Но «золотой миллиард» один, а потому естественна конкуренция среди желающих попасть в этот миллиард, чтобы не работать, и чтобы на тебя работали другие.

Очевидно, что одинаковый высокий стандарт жизни для всего населения невозможен. Каждый должен иметь то, что заработал.
Свою задачу правители видят в сохранении иерархического порядка, в котором каждому определено своё место в соответствии с приносимой пользой.

Понятно и похвально стремление каждого национального лидера обеспечить высокий уровень жизни для своего народа. Но не за счёт других!
Пока люди будут иметь цель лишь повышение материального благосостояния, конфликты неизбежны. Конкуренция приводит к противоречиям, а в конечном итоге к войнам.
Должен быть приоритет духовных ценностей. Ибо духовные ценности объединяют людей, а материальные разъединяют.

Мы живём в глобальном мире, и потому своё будущее должны рассматривать в аспекте всечеловечности. В условиях глобального мира всякое обособление губительно. Все мы в одной лодке!

Мир становится всё более тесным, природных богатств всё меньше, а не желающих трудиться всё больше. Никто не хочет делиться своими преимуществами, оберегает их, стремясь закрепить своё превосходство. Налицо конфликт интересов.
По мере истощения природных ресурсов эти конфликты будут нарастать. Причем уже не из-за нефти, а из-за питьевой воды.

Люди всегда воевали за выживание. Каждый хочет выжить за счёт другого.
Почти любое открытие люди используют прежде всего с целью убить конкурента.

Если мы, каждый из нас, будет тянуть одеяло на себя (а все мы в одной лодке), то мир погибнет!
Нужно сотрудничать, а не конкурировать.

Нужна новая парадигма сосуществования в противовес древнеримской «мир с позиции силы».
Причина войны не в «–измах», а в природе людей.

Возможно, человечество не может без войн.
Быть может, войны это биологическая саморегуляция планеты.

Видимо, порочна не только цивилизация, но и само создание – человек!
Человек порочен по своей греховной природе. Каин первый убил Авеля.
Правы древние, утверждая, что мир лежит во зле.

Если людям не хватает ума жить мирно, без войн, может быть стоит позвать инопланетян, чтобы они нами управляли?
Автор известного бестселлера «Воспоминания о будущем» Эрих фон Дэникен, на основе анализа различных исторических источников, предсказывает появление инопланетян уже в декабре 2012 года.
В ООН даже создали подразделение по подготовке к контакту.
Видимо, без инопланетян нам точно не разобраться.

В фильме «День, когда остановилась Земля» показано, что даже инопланетяне не спасут нас, если мы сами не изменимся. Та же мысль прослеживается и в известном романе Станислава Лема «Солярис»: люди должны перестать воевать друг с другом!

Настала пора спасать Землю от людей.
Даже глобальная катастрофа в Японии не отрезвила человечество.
В то время, когда все должны помогать Японии, люди продолжают воевать. Это какое-то безумие!

Такое ощущение, что правители чего-то не договаривают, пытаясь оперативно, под сурдинку землетрясения в Японии, решить свои проблемы.

А может, и вправду, пусть сильнейший правит миром, чтобы люди не передрались, власть-то деля?

Ну не хотят люди жить мирно, – что с этим поделаешь. И не надо никаких апокалипсических астероидов – скорпион-человек уничтожит себя сам!
Япония погибает безо всяких атомных бомбардировок!
Кстати, фильм «Гибель Японии», снятый в 1973 году, заканчивается тем, что японские переселенцы едут в поезде по какой-то другой стране... и пейзаж похож на Россию.

Ощущение, будто всё происходит по какому-то давно прописанному глобальному сценарию, и наш мир запланированно летит в пропасть самоуничтожения.

Кто-то скажет, что я нагнетаю. Но русскому сознанию всегда было свойственны апокалипсические настроения.
Наверное, я пацифист и толстовец, – сторонник «непротивления злу насилием».

Почему люди не могут жить мирно, почему им обязательно нужно подраться? Потому что они по природе своей звери? Но только человеческий вид (homo … sapiens как-то язык не поворачивается произнести) ведёт внутривидовую борьбу в таких огромных масштабах. Львы не воюют с львами, гиены с гиенами, никто не добивает сдавшегося.

Мир существует в равновесии, мир и есть равновесие. Сейчас это равновесие утрачено, и самый сильный стремится подчинить себе всех. Баланс сил нарушен, что грозит войнами за господство.
Но мир существует не благодаря господству, а благодаря ЛЮБВИ!

Нельзя допускать войн, потому что во время войны человек очень быстро звереет.
Цивилизационный слой культуры очень тонок, и человек в экстремальных условиях быстро превращается в животное, желающее выжить несмотря ни на что, даже убивая себе подобных.
Люди – это животные с лёгким налётом цивилизованности, которым нужно постоянно напоминать, что каждый из них Человек!

Или, быть может, неизменна самоубийственная природа человека?

В человеке постоянно борются два начала: разрушительный эгоизм и спасительный альтруизм.

Возобладает ли человеческий разум над силой инстинкта? Не знаю. Я не очень верю в человеческий разум. Люди в большей степени животные, и подчиняются инстинктам. И хотя человеческий разум слабая надежда, другой у нас нет. Разве только инстинкт самосохранения.

Согласно психоанализу, в человеке наряду с инстинктом любви (Эрос) присутствует инстинкт разрушения (бог смерти Танатос). Они взаимно уравновешивают друг друга. Они сосуществуют в человеке в динамическом равновесии, обеспечивая в жизни как творчество, так и разрушение.

Тяга к любви столь же велика, как и тяга к смерти. Человеческая природа, возможно, самоубийственна. Жажду разрушения сдерживает лишь жажда созидания. Жажде смерти может противостоять только жажда любви. Поэтому ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

В чем заключается великий кризис современности?
Альберт Швейцер вплотную приблизился к пониманию "страшной правды, заключающейся в том, что по мере исторического развития общества и прогресса его экономической жизни возможности процветания культуры не расширяются, а сужаются".

Надо понять, что мы уже не просто воюем друг с другом, а воюем с Планетой!

С детства запомнилась повесть известного американского фантаста Гарри Гаррисона «Неукротимая планета». Главная мысль повести – люди сами создают себе врагов и формируют враждебность своим страхом и желанием бороться с врагом. Люди только тогда смогли «укротить» «неукротимую планету», когда преодолели враждебность в себе и настроились на любовь.

Почему люди воюют? Наступят ли долгожданные мир и покой, или все же наша цивилизация сама себя уничтожит? Почему рекой текут наемники и добровольцы в Сирию? Им не важно, за кого воевать, лишь бы скорее в бой. Почему сирийские боевики все больше стремятся дестабилизировать ситуацию во всем регионе? Человечество воюет с начала своей истории, именно с этого времени конфликты на Земле постоянны, не было ни дня без войны, хотя бы в одной точке планеты, но кипит сражение.

В последнее время ученые находят все больше свидетельств того, что мы не первые, кто живет на этой планете. Античные историки много писали о погибшей Атлантиде и Лемурии. Находка легендарной Трои Шлиманом показывает, что древним грекам можно верить. Но если эти великие цивилизации действительно существовали, то что же с ними случилось? Как они погибли?

и камней в древних городах показывает, что они были уничтожены в результате ядерной бомбардировки. Время стирает многие следы и с неохотой раскрывает свои секреты. Ответить на вопрос "почему люди воюют", поможет лишь глубокое изучение нашего доисторического прошлого.

Каждый народ готов к войне, ему лишь нужен яркий, харизматичный предводитель. монголов и татар покорили развитые Русь, Хорезм и Китай, их кони прошагали тысячи километров по восточной Европе, хотя буквально незадолго перед этим монгольские племена воевали только друг с другом, стремясь захватить власть. Чингисхан поставил всех под свое знамя, это был мудрый человек, который знал, что сила в единстве. И небольшое, безнадежно отставшее в своем развитии племя стало господствовать на большей части Евразийского континента. Яркие лидеры способны повести народ за собой даже в самое пекло.

Но почему люди воюют? Почему их стремление уничтожать себе подобных растет с каждой минутой? Природа заложила в нас базовые инстинкты, "отключение" которых невозможно. Они помогают человеку выжить в самых Но главными были, есть и остаются лишь три из них - это самосохранение, стремление размножаться и стремление к превосходству. Если сидящие в глубине каждого сознания инстинкты потревожить, то человек начинает стремиться достигнуть цели, несмотря ни на что. Яркие личности, такие как Ленин или Гитлер, способны были завести толпы людей своими лозунгами. Именно такие люди творили историю. Конечно, их действия привели к войне. Но та, в свою очередь, тоже является мощнейшим двигателем прогресса. Война толкает страну не только в пучину хаоса и разорения - она заставляет правительство вкладывать средства в развитие оборонного комплекса, что, со своей стороны, положительно сказывается и на общем научном развитии страны. Возможно, что война - это своего рода кровопускание на огромном теле цивилизации-гиганта. А возможно, это единственный способ дальнейшего выживания всей цивилизации. растет, и уже сложно поручиться, что всем будет достаточно ресурсов. Уже сейчас треть земного шара страдает от голода. Кто же сможет быть уверенным, что не придет к власти очередной безумный политик, который объявит войну всему миру?


Война - это страшнейшее бедствие на земле. Какова же история первой войны? Стремление одного человека доминировать над другим заложено в нас с самого рождения, вот почему люди воюют. В древние времена свою силу и правоту можно было доказать лишь в бою. Со временем стремление к превосходству начало отражаться в масштабах сначала поселений, потом в их объединениях, а в XX веке уже в глобальном мировом конфликте, во время которого было использовано Первая война началась сразу же после встречи на одной поляне двух древних мужчин, двух отцов семейств, которые одновременно облюбовали одну и ту же площадку для жилья.

XXI век на дворе, а воз и ныне там. Может быть, дело в каких-то глубинных основаниях человечности? Война... Война всегда была частью человеческой истории. Более того, есть сведения, что шимпанзе и муравьи тоже ведут войны. Почему мы этим занимаемся? Вот десятка самых распространённых гипотез. Разумеется, они не только различны, но и по-своему схожи.

«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью» («Дхаммапада» I, 5).


1. Мужчина = воин

Ряд эволюционных психологов полагает, что всё дело, как нетрудно догадаться, в эволюции (у них на любой вопрос готов такой ответ!): сильные и воинственные мужчины чаще других получали доступ к женщинам и другим ресурсам, производя на свет больше потомства. Собственно, ради спаривания всё это и делалось: создавались союзы с другими мужчинами, планировались набеги и т. п. Когда семьи стали создаваться чуть более цивилизованным образом, воинственные коалиции пригодились для того, чтобы отбирать ресурсы для своей семьи. Таким образом, говорят нам, возникли общество и государство. Иными словами, от идеи государства неотделима идея армии. И об этом много писали не только психологи, но и философы, вспомните хотя бы Хосе Ортега-и-Гассета.

У этой гипотезы, впрочем, есть любопытное ответвление, которое возводит нашу воинственность к последнему общему предку людей и обезьян. Поскольку шимпанзе демонстрируют поведение, похожее на человеческие войны, такое предположение выглядит как минимум логичным. Иными словами, мужчины стали воинами задолго до появления нашего с вами вида и даже рода.

2. Месть хищникам

Эссеист Барбара Эренрайх полагает, что вышеприведённая гипотеза плохо согласуется с фактами. По её мнению, корни войны следует искать в древнем страхе перед хищными животными. На протяжении всей человеческой эволюции (и прежде всего на её ранних этапах) перед нашими пращурами стояла задача скрыться, убежать, спастись от хищников, которые были и сильнее, и быстрее. Но как только в распоряжении двуногих появилось подходящее оружие, охотник и жертва поменялись местами. По-видимому, охота на хищников выполнялась в ритуальных целях, а со временем на смену животным пришли люди, и мы стали совершать кровавые набеги на соседей. Г-жа Эренрайх пытается доказать свою правоту ссылкой на то, что для большинства людей война не является психологически комфортным мероприятием и требуется радикальная перестройка психики в процессе своего рода ритуалов (магические заклинания с высоких трибун, шаманское вызывание духа патриотизма, призывание духов предков, представление о чести мундира и знамени, все эти бесконечные парады). Война, делает она вывод, пример усвоенного поведения, а не врождённого.

3. Убедительный ястреб

Когда разгорается общественная дискуссия по поводу конфликта с той или иной страной, всегда есть ястребы, требующие положить конец напряжённости силовыми действиями, и голуби, призывающие к переговорам. Лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман в соавторстве с Джонатаном Реншоном написал статью, в которой утверждал, что ястребы побеждают чаще, поскольку именно такая идеология отвечает нашим врождённым оптимистическим (sic!) устремлениям. «Психологические исследования показали, что подавляющее большинство людей уверены в том, что они умнее, привлекательнее и талантливее среднего обывателя, а потому переоценивают свои шансы на успех, - вещал учёный дуэт в журнале Foreign Policy. - Кроме того, людям свойственна иллюзия того, что у них всё под контролем. Они постоянно преувеличивают степень своего влияния на последствия своих поступков».

Иными словами, мы идём на войну, потому что ошибочно верим в неизбежность победы.

Несколько иной, но очень похожий взгляд на ситуацию гласит: как только мы понимаем, что в нас видят угрозу (тем более - если нас боятся), мы переходим психологический рубикон и отказываемся от рационального взгляда на вещи, предпочитая риск. Поэтому, вместо того чтобы исчерпать сначала все мирные альтернативы, мы начинаем войну в угоду ястребам.

4. Перенаселение

Томас Мальтус учил, что война - неизбежный результат роста населения в условиях ограниченного доступа к ресурсам. Эта идея по сей день пользуется популярностью. Стэнфордский экономист Рэн Амбрамицки поясняет: население мира увеличивается в геометрической прогрессии, а рост производства продуктов питания отстаёт. Если мы, чувствуя приближение катастрофы, начинаем экономить и рожать меньше детей, ситуация остаётся под контролем. В противном случае того же эффекта природа добивается сама - с помощью войн, голода и эпидемий.

5. Юный задор

Эта гипотеза сейчас особенно популярна. Считается, что всплеск жестокости (и война в том числе) - следствие увеличения доли молодых людей, лишённых возможности проявить себя на мирном поприще. Если не направить их энергию вовне, они передерутся между собой и нанесут вред нашему обществу.

6. Стадное чувство

В кризисное время у общества включается инстинкт самосохранения. Отбрасывается всякая рациональность. Инакомыслие подавляется. Единственная ценность - сплочённость рядов. Есть только «мы» и «они». Для многих людей с незрелой психикой (о чём можно прочитать, например, у Эриха Фромма) это прекрасная возможность решить извечную проблему своей психологической идентичности, и немудрено, что они хватаются за неё при первой же возможности.

7. Продолжение торговли

Некоторые социологи (особенно испытавшие влияние идей Карла Маркса) полагают, что не следует искать корни войны в мутных водах эволюции или психологии. По их мнению, война всего лишь разновидность политического манёвра, который развивался параллельно со становлением цивилизации. Мы всегда вступаем с кем-то в переговоры - и группами, и поодиночке. Перед нами постоянно встают вопросы о распределении ресурсов, о социальной справедливости и пр. Сторонник этой модели Дэн Рейтер писал, что войну не следует воспринимать как отказ от дипломатии, это продолжение торговых отношений другими средствами. С началом войны переговоры не прекращаются, и как только сторонам удаётся прийти к соглашению, заключается мир.

8. Страх смерти

Данная гипотеза исходит из того, что люди образуют культурные группы (племена и народы), поскольку им надо знать, что после смерти от них что-то останется. Это одна из тех успокоительных подушек безопасности, благодаря которой мы не боимся смерти. И мы всё время опасаемся, что кто-нибудь уничтожит нашу культуру и сотрёт память о нас с лица земли. И вот мы точим мечи и возбуждаем воинственный дух, чтобы на всякий случай напасть первыми. Мы готовы умереть за свою культуру, чтобы после нас что-то осталось. В нас воспитывают это чувство патриотическими рассказами о предках, которые били врага и на Куликовом поле, и на Курской дуге. Мы гордимся ими, чтобы быть уверенными, что потом точно так же будут гордиться нами.

9. Примитивная агрессия

Агрессия - инстинкт, способствующий выживанию. Животное, чтобы его не убил более сильный и голодный представитель того же вида, демонстрирует отказ от агрессии, готовность к послушанию (посмотрите, как котёнок играет с взрослым: я тебя кусаю только понарошку). Мы, с одной стороны, ведём себя похожим образом. С другой стороны, человек как общественное животное в процессе социального развития выработал иные стратегии выживания: в особых случаях агрессия разрешается - по отношению к заранее назначенному врагу.

10. Обратимая социальная адаптация

В начале XX века антрополог Маргарет Мид высказала мысль о том, что война вовсе не обязательное следствие нашей агрессивной, конкурентной натуры. Это, скорее, социальная адаптация, от которой мы вполне могли бы отказаться по своей воле. Для этого совсем не обязательно проводить социальные преобразования и ждать, пока все вокруг станут лучше. Можно начать с себя. Есть даже хороший учебник на эту тему, которому уже пара тысяч лет. Называется «Дхаммапада».

Подготовлено по материалам io9.

Россия, Пермский край, г. Пермь, пос. Новые Ляды

МАОУ "СОШ №129"

Учителю начальных классов

Порохницкая Г.Г.

Введение

Основная часть

Глава 1. Что такое война

Глава 2. Почему люди воюют

Практическая часть: опрос школьников и анализ полученных данных

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

У меня есть маленькая сестренка, ей один годик. Я часто с удовольствием с ней играю. Она очень милая. Мама и папа говорят, что все в детстве такие милые и славные. Почему же с возрастом люди меняются? Откуда возникают в них злоба, агрессия, ненависть?... Недавно мы с папой я посмотрели фильм «300 спартанцев», и меня поразил их метод воспитания маленьких детей. В детях с детства воспитывали воинов. Зачем? Я спросил об этом у папы, а он сказал, что вся история человечества - это история войн, сколько люди есть, столько они и воюют, а победители потом переписывают историю. Его ответ очень удивил меня, и я решил разобраться в этом непростом вопросе - почему люди воюют?

Гипотеза: люди воюют, потому что им чего-то не хватает.

Цель моей работы : установить причины возникновения войн на Земле

Задачи: узнать

​ что такое война

​ почему люди воюют

​ как можно предотвратить войны

​ почему мы должны знать о войнах и помнить о них

​ провести анкетирование, проанализировать и сделать выводы

Глава 1. Что такое война

Соперники в искусстве брани

Не знайте мира меж собой;

Несите мрачной славе дани,

И упивайтеся враждой!

Пусть мир пред Вами цепенеет,

Дивяся грозным торжествам

Никто о Вас не пожалеет,

Никто не помешает Вам.

А.С. Пушкин

Война - это вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Война между людьми практически означает то же самое, что и поединки между животными: силовое разрешение соперничества, в котором выигрывает сильнейший. Правда, он не всегда оказывается прав. Войну, как известно, начать легко, закончить трудно, выиграть - невозможно. (Слайд 2)

Холодная война - политика, заключающаяся в нагнетании напряжённости, враждебности в отношениях между странами.

Война нервов - об обоюдном нервном напряжении кого-либо.

Война - конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме военных(боевых) действий между их вооружёнными силами. Как правило, война имеет целью навязывание оппоненту своей воли. По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными средствами». Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война - это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей.(Слайд 3)

Тотальная война - это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия.(Википедия).(Слайд 4)

Глава 2. Почему люди воюют

Почему люди воюют? Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за Родину, за веру, за идею, из-за религии, за свободу, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать. (Слайд 5)

Из-за религии - крестовые походы, арабо-израильски е войны

за природные ресурсы за счастье

за дешевую рабочую силу люди воюют за власть

за богатства за Родину

(СССР против фашистской Германии)

(1941-1945гг.)

за территории

(фашистская Германия против стран антигерманской коалиции 1939-1945гг.)

Войны существуют почти столько же, сколько на Земле существует человек. Историки подсчитали, что за 5600 лет на Земле было всего 294 года мира. Представляете! Вначале люди воевали, чтобы захватить чужую территорию или имущество. (Слайд 6)

Руководители страны или племени обычно начинают войны, как только осознают, что кто-то им угрожает. Как и животные, люди охраняют свою территорию, свои семьи и запасы еды. Цивилизованные народы сегодня живут на территориях, которые завоевали когда-то их предки.

Иногда происходило и так, что солдаты сражались друг с другом, не отдавая себе четкого отчёта в том, почему они это делают. Они просто подчинялись вышестоящему начальству, которое в свою очередь подчинялось ещё кому-то. (Слайд 7)

Человек часто подражает животным. Он угрожает, прежде чем действовать. Конечно, он не издаёт воинственный клич и не воет, но все это с успехом заменяют запугивания по радио, в газетах или по телевидению.

Часто происходит другое - враги не сражаются, а стараются устрашить друг друга, создавая огромные армии и накапливая запасы оружия. Если они и переходят к военным действиям, то это делается руками маленьких племен и группировок. Они получают оружие и начинают чувствовать себя сильными, после чего и начинают сражаться между собой. (Слайд 8)

Разница в психологии

Люди обратили внимание на то, что одни народности не как не могут ужиться с другими. Степняки беспрестанно воюют с людьми леса, горцы - с жителями равнин, бедные и горячие южане - с богатыми и флегматичными северянами. Разница в психологии между горцами и равнинниками видна. Горцы более импульсивны, менее сдержанны, более «дикие». С точки зрения цивилизованного человека, равнинные жители более спокойны и терпеливы. (слайд 9)

Только на равнине могла родиться поговорка «один в поле не воин». В горах и один воин: тропинки узкие, вдвоем с трудом разойдешься. При удачном стечении обстоятельств, какие-то 300 спартанцев в ущелье, могут закрыть путь многотысячной персидской армии. В горах с флангов не обойдешь. И это обстоятельство не могло не отразиться на менталитете горных народов. Горец - прямой и неувертливый в психологическом плане человек. (Слайд 10)

Разница в психологиях (как, в общем-то, и любое другое различие - в цвете кожи, например) порождает «психологическую разность потенциалов», которая чревата пробоем. Поэтому «искрит» между горцами и равнинниками постоянно. (Слайд 11)

Например: тибетцы в Китае, чеченцы в России. Очень ярко это проявилось в бывшей Югославии. Там 2/3 территории - горы. Боснийцы и косовцы - в основном горные жители, а вот сербы в основном живут на равнине. (Слайд 12)

Вероисповедание у горных и равнинных жителей тоже разное, что придает этимконфликтам межрелигиозный оттенок. (Слайд 13)

Чтобы как то решить проблему горцев и равнинников, при Сталине, например, применялся особый способ усмирять горцев - насильственное переселение горцев на равнину. Оторванные от гор горцы становились более спокойными, по крайней мере, внешне. (Слайд 14)

Чтобы избегать войн надо все- таки уметь договариваться!

Войны - следствие напряжения земной коры (Слайд 15)

По данным института химической физики считаются, что дело в тектонике плит, на которую влияют процессы на солнце. В горах возникают магнитные аномалии. Эти аномалии усиливаются перед землетрясениями. Магнитные колебания влияют на скорость прохождения химических реакций в водных растворах, человек на 70% состоит из воды, а его мозг на 90%! Проявляются магнитные аномалии наиболее ярко в поведенческих реакциях. Например, у саранчи повышается плодовитость. У людей повышается агрессивность, появляются всплески гениальности. В годы повышенной магнитной активности рождается больше всего произведений искусства.

Как правило, происходит это обычно так: сначала возникает какая- нибудь межнациональная резня, а потом собственно землетрясение. После которого все сразу успокаивается. Точно так было в Карабахе, в Спитаке, в Чечне, Румынии. (Слайд 16)

Всему виной климат (Слайд 17)

По данным Московского энергетического института на формирование менталитета народности влияет изменения климата. Например, в холодный период создается больше произведений искусства, религий, философий. Это как бы взлет духовности цивилизации.

По расчетам данного института, в России будет эпицентр глобального изменения климата, прогнозируется очень сильное потепление. В отдельных районах (Таймыр, Ямал, Новая Земля) примерно через 25 лет на 6 - 8 градусов вырастет среднегодовая температура.

В связи с потеплением, возможно, изменится и менталитет людей, в россиянах станет больше черт южан - вспыльчивости, повышенной возбудимости.

Глава 3. Когда же на земле закончатся войны

Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокой ненависти! (Слайд 18)

Когда же на Земле закончатся войны? Об этом очень четко написано в Библии, в пророчестве Исайи: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись вместе с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

Видимо когда сбудется пророчество Исайи, закончатся на Земле войны».

Каждый здравый человек понимает, сколько горя приносит война! Люди хотят жить в мире и согласии, хотят строить дома, засевать поля, растить детей и быть уверенными в завтрашнем дне. Мы - жители мирной страны! Но если враги нападут на нашу землю, каждый встанет на защиту Отечества! .. (Слайд 19)

В пословицах русский народ выразил своё отношение к войне:

Береги Землю любимую, как мать родимую.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Мир строит, а война разрушает.

Умелый воин не дрогнет в бою.

Худой мир лучше доброй ссоры.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Свет победит тьму, а мир войну.

Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.

Мир-добродетель цивилизации, война - ее преступление.

«Придёт день, когда ложь исчезнет с лица земли. Не будет насилия и воровства. Прекратятся войны, оставшиеся в живых, будут знать цену жизни, и будут оберегать её». (Слайд 20)

Практическая часть

Мною была разработана анкета, с целью изучения причин ссор детей, школьного возраста, и путей выхода из конфликтных ситуаций. В анкетировании приняли участие учащиеся 2в, 3а, 4а классов в количестве 64 человек. В ходе моего исследования выяснились следующее: (Слайд 21)

* все дети хоть раз в своей жизни ссорятся, при этом 60% испытывают обиду,

* всем опрошенным - 100% нравится дружить,

* только 20% ссор заканчиваются настоящей дракой,

* в 80% случаев ссора приводит к последующему перемирию, а еще в 70% к дружбе,

* только 10% ссор длятся больше одного дня,

* постоянных врагов имеют уже 50% младших школьников,

* улыбаться любят все школьники, при этом без повода - 60%,

* 100% детей хотят дружить, а не ссориться.(Слайд 22)

Вывод: На основании приведенных цифр, я делаю вывод, что ссоры и обиды - это неотъемлемая часть жизни любого человека. Но, выпустив "пар", - негативную энергию, мы снова ищем дружбу и хорошие отношения.

Анкета

(Выбери ответ)

1.Ссорился ли ты в своей жизни с другими людьми?(да, нет)

2.Что являлось причиной ссоры? (личное оскорбление, материальные ценности, не знаю)

3.Что ты чувствовал при этом? (обиду, ненависть, разочарование)

4.Чем заканчиваются обычно твои ссоры? (перемирием, дружбой, дракой)

5.Как долго длятся твои ссоры? (несколько минут, несколько дней, долго)

6.Как долго ты хранишь обиду? (забываю сразу, несколько дней, помню всегда, записываю)

7.Как часто ты пускаешь в дело кулаки? (никогда, иногда, постоянно)

8.Часто ли ты решаешь дело мирным путем? (всегда, иногда, никогда)

9.Часто ли ты улыбаешься окружающим? (всегда, зависит от настроения, никогда)

10.Есть ли у тебя враги? (да, нет, не знаю)

11.Что тебе больше нравиться дружить или ссориться? (дружить, ссориться)

Анализ анкетных данных:

вопросы

1.​ Ссорился ли ты в своей жизни с другими людьми?

Да

90%

90%

100%

нет

10%

10%

2. Что являлось причиной ссоры?

Личн. оскарбление

Матер. ценности

Не знаю

60%

10%

30%

50%

50%

40%

60%

3. Что ты чувствовал при этом?

обиду

ненависть

1.​ Разоч разочарование

60%

20%

20%

60%

20%

20%

60%

10%

30%

4. Чем заканчиваются обычно твои ссоры?

Перемирием

дружбой

1.​ Драко дракой

30%

50%

20%

80%

20%

50%

30%

20%

5. Как долго длятся твои ссоры?

несколько минут

несколько дней

долго

90%

10%

70%

30%

60%

40%

6. Как долго ты хранишь обиду?

забываю сразу

несколько дней

помню всегда

записываю

70%

10%

20%

10%

90%

40%

10%

40%

10%

7. Как часто ты пускаешь в дело кулаки?

никогда

иногда

постоянно

30%

70%

70%

30%

40%

50%

10%

8. Часто ли ты решаешь дело мирным путем?

всегда

иногда

никогда

40%

60%

90%

10%

30%

70%

9. Часто ли ты улыбаешься окружающим?

Всегда

зависит от настроения

никогда

50%

50%

10%

80%

10%

30%

70%

10. Есть ли у тебя враги?

Да

Нет

Не знаю

70%

20%

10%

40%

40%

20%

50%

25%

25%

11. Что тебе больше нравиться дружить или ссориться?

Дружить

ссориться

100%

100%

100%

Заключение

Значимость проведённой мною работы состоит в том, что мне удалось узнать о том, что такое война, понять, что причины возникновения войн разные.

В дискуссии с одноклассниками были найдены разные способы предотвращения драк и ссор, ведь они тоже являются причинами возникновения войн. (Слайд 23)

Анкетирование, которое я провёл, показало какие разные по характеру люди, и что в каждом есть доброта. Какое это замечательное качество! Ведь добрый человек никогда не начнёт войну! (Слайд 24)

Подбирая пословицы о войне, я ещё раз убедился в том, какой мудрый русский народ!

Я также понял, что всем людям нужно знать и помнить о том, что война - это зло, и нужно делать всё, чтобы не допустить развязывания войн.

Я думаю, что каждый человек должен понимать, что жить в мире - это счастье! (Слайд 24)

Список литературы

1. А.С. Пушкин, сборник стихов.

2. Библия.

3. Большая детская энциклопедия (военные тайны). Москва 2005г.

4. Всемирная история, энциклопедия. Москва 2007г.

5. Журнал «Огонек», 1999г. №24.

6. Интернет-ресурсы

7. Пословицы и поговорки.

Почему из всех животных воюют друг с другом только люди? Это потому, что мы такие умные? Или, наоборот, мы стали такими умными, потому что были агрессивными? Или некоторые животные тоже могут под настроение истреблять себе подобных? Попробуем мирно разобраться.

Текст: Тата Олейник

Вся история человека - это история войн. Попутно, конечно, еще изобреталось колесо и мытье рук, но любой открывший учебник истории неизбежно утонет в обилии взмыленных конских крупов, окровавленных мечей и прорывов линии Мажино.

Даже самые великие литературные произведения древности - это в основном вдохновенные повествования о том, как Ахилл выдирает сухожилия из Гектора, Шива раздает пинки асурам, прекрасный Усивака изничтожает дом Тайра, а Кухулин, сломав спину своему другу Фердиаду, говорит по этому поводу несколько добрых, прочувствованных слов. Про Библию и говорить нечего: там сплошное избиение младенцев от первой страницы до последней.


Учитывая, что биологически человек - каннибал и падальщик, другого поведения от него, наверное, ждать было бы наивно. Тем не менее за годы эволюции этот хищник набрался такого альт­руизма и таких способностей к сопереживанию, состраданию и милосердию, что если смотреть на человечество с какой-нибудь Альфы Центавра, то, наверное, можно было бы ожидать, что уже к палеолиту homo как бы sapiens отложит в сторону свой древний каменный топор и преисполнится любви и благости. Нет, ну в самом деле, как можно плакать над увядающим цветочком, а потом идти выпускать кишки своим соседям?

Откуда в нас эта интересная шизофрения? Почему человек так долго формировался как животное вою­ющее и что происходит на этом фронте сейчас? Очень любопытные ответы на эти вопросы дают последние исследования антропологов и социопсихологов.




За всю обозримую историю не было ни минуты на планете, когда где-нибудь не шла бы война, и до XX века примерно 7–10 процентов населения Земли погибало в результате военных действий (в XX веке резко возросшая численность населения обрушила этот процент, невзирая на несколько войн мирового масштаба). Надо сказать, что человечество так и не придумало ни одной обширной идеологической системы, которая однозначно говорила бы, что война - это что-то плохое: все религии так или иначе поддерживали святое право одной группы людей резать другие группы людей, если, конечно, очень хочется. Отдельные пацифисты всегда воспринимались большинством как существа малахольные, плохо понимающие важность исторических моментов.

При этом собственно убийство - отнятие жизни человека - практически всегда считалось преступлением. С одной оговоркой: убийца действовал один или в небольшой группе. Как только группа становилась большой, то любое убийство, совершенное ею, называлось ли это войной, казнью, революцией или подавлением бунта, получало полную моральную индульгенцию.

И вот этот момент - человек имеет право убивать, если находится в группе, но не имеет, если он один, - объясняет очень многое про природу войны и человека. Правда, очень долго на него не обращали внимания.


Существуют десятки теорий, объясняющих феномен войны: Фрейд объяснял ее агрессией и тягой к смерти, Мальтус - борьбой с перенаселением, Гегель - законами диалектического развития общества, Ленин - классовой борьбой. В последние годы появилась масса замечательных теорий: пассионарности, возрастного дисбаланса (чем моложе население в обществе, тем охотнее оно воюет), экономические и рационалистические теории. И все они замечательно показывают, в каких условиях люди охотнее воюют, но не отвечают на главный вопрос: зачем они вообще это делают? То есть понятно, что победители получают какие-то блага, но в целом война практически всегда разорительна для всех сторон и крайне невыгодна для абсолютного большинства ее участников. Приятно, конечно, получить на халяву кувшин, две циновки и моложавую рабыню - но стоило ли это риска остаться без головы? Обрати внимание, что сплошь и рядом люди воюют вообще без шансов на какую-либо награду. Достаточно изучить историю военных конфликтов между примитивными племенами папуасов Новой Гвинеи, где каждое племя находится в перманентном состоянии жестокой войны со всеми остальными, где любой незнакомец воспринимается одновременно убийцей и жертвой и где смерть от естественных причин для мужчин (да и для многих женщин) является событием исключительным. Люди просто живут тем, что уничтожают друг друга. Забота о пропитании, жилье, потомстве там второстепенна, на первом месте стоят постоянная бдительность, страх перед врагом и ненависть к соседям.

В общем, если бы люди тратили столько же усилий, сколько тратят на войны и на поиски компромиссов, они бы, несомненно, сумели решать все мировые вопросы, проливая одну-единственную жидкость - чернила.

Биологи и этологи, робко пытавшиеся внести в дискуссии свои предложения, обычно жестко выставлялись за дверь. Ладно, говорили им, вы еще можете что-то вякать про секс, психику или там, про генетику, но война к биологии никакого отношения не имеет. Звери не воюют. Покажите нам зяблика с гранатометом - тогда поговорим.

И зяблик таки нашелся. Ну, то есть не совсем зяблик…

Факты о войне

90% всех компьютерных игр, выпускаемых в мире, предполагают, что игрок будет развлекаться убивая. Игры, в которых нужно лечить, растить или строить, пользуются куда меньшим спросом, особенно среди мужской аудитории.



Самая короткая война в мире - это война 1896 года между Великобританией и Занзибаром. Она продолжалась 38 минут - именно столько времени понадобилось британской эскадре, чтобы разнести дворец султана и выкурить оттуда правителя. Во время войны погибло 500 человек, все - занзибарцы.



Самая длинная война - вой­на между Нидерландами и архипелагом Силли, на котором проживает около 2000 человек. Она продолжалась 335 лет. Жертв ни с той ни с другой стороны не было. Мир был подписан в 1986 году.


Зверские манеры


Животные действительно не воюют. Они могут драться, кусаться, царапаться, выгонять со своей территории и вести брачные сражения, но в плане полномасштабных боевых действий у них имеется большой ноль в анамнезе. Хищники могут охотиться группами, но, встретив группу-конкурента, они не станут выстраиваться в шеренгу и смыкать штыки; отдельные особи могут сцепиться, но в целом группы будут стараться держаться подальше друг от друга. Знаменитые «войны муравьев» тоже не являются войнами в человеческом понимании: это просто хищнические набеги на муравейники другого вида с разорением этих муравейников. Охота - да. Но не битва.

Разумность приматов обусловлена их агрессивностью


А вот чтобы группа одного вида целенаправленно ходила истреблять представителей другой группы, относящихся к тому же виду, - нет, образцов такого плана природа человеку не показывала. До поры до времени. А точнее, до середины 1970-х годов, когда исследовательница Джейн Гудолл, специализировавшаяся на изучении шимпанзе в естественных условиях, выпустила книгу, свидетельствующую о том, что шимпанзе воюют. Именно воюют, без каких-либо разночтений. Самцы (иногда и самки) группы собираются в боевые отряды и стараются незаметно пробраться к стоянке другой группы, попутно жестоко избивая, а иногда и уничтожая встретившихся им «врагов», в том числе и детенышей.


Биолог, временно превратившаяся в летописца, детально описывает такие вылазки: «Шестеро взрослых самцов группы Касакелы, один самец-подросток и одна взрослая самка, оставив младших шимпанзе стаи, направились на юг, а затем услышали крики шимпанзе, доносившиеся с той стороны, и застали врасплох самца Кахамы - Годи. Один из самцов Касакелы повалил убегавшего Годи на землю, сел ему на голову и прижал его ноги, а остальные в течение десяти минут били его и кусали. Наконец один из нападавших бросил в Годи большой камень, после чего нападавшие убежали. Годи смог подняться, но он был тяжело ранен, истекал кровью, тело его покрывали укусы. Годи умер от ран. На следующий месяц три самца Касакелы и одна самка снова отправились на юг и напали на самца Кахамы по кличке Де, который на тот момент ослабел из-за болезни или предшествовавших драк. Нападавшие стащили Де с дерева, топтали его, кусали, били и вырывали у него клочья шкуры. Сопровождавшую Де самку, у которой была течка, нападавшие заставили пойти вместе с ними на север. Два месяца спустя Де видели живым, но истощенным настолько, что позвоночник и кости таза торчали из-под шкуры; у него отсутствовали несколько когтей, была оторвана часть пальца на ноге. После этого его не видели. В феврале 1975 года пять взрослых самцов и один самец-подросток Касакелы выследили старого самца Голиафа из стаи Кахамы. Восемнадцать минут они били его, колотили и пинали, наступали на него, поднимали и швыряли навзничь, таскали по земле и выкручивали ему ноги...»



Самое интересное то, что совсем недавно обе эти группы были одной. Она разделилась после расхождения лидеров. Все члены этой группы были близкими родственниками, испытывавшими до «развода» добрые чувства друг к другу.

Книга Гудолл вызвала огромный скандал, особенно в лагере поклонников теории о том, что настоящая жестокость в природе свойственна только человеку - существу, от природы оторвавшемуся.

Увы, дальнейшие исследования ученых подтвердили наблюдения и даже расширили их. Выяснилось, что военные вылазки (правда, менее жестокие и реже приводящие к смертям) совершают и другие обезьяны, например гиббоны и павианы. Даже травоядные гориллы и паукообразные обезьяны периодически встают на тропу войны, чтобы как следует навалять соседям.




Вопрос «почему» все еще продолжал витать в воздухе. Наблюдаемые Гудолл шимпанзе не страдали от бескормицы, у них были вполне обширные охотничьи угодья, способные прокормить и большее число представителей вида. Возникало ощущение, что они совершают такие набеги просто из удовольствия. Глумление над трупами и радостные танцы вокруг них казались актом бессмысленной и неоправданной жестокости. И почему шимпанзе - такие умные, привязчивые и эмпатичные, так трогательно сотрудничающие друг с другом и заботящиеся о безопасности своих ближних - вдруг превращаются в обезумевших садистов? Какие механизмы позволили эволюционировать и закрепиться такому явно вредному для вида свойству?

И тогда возник следующий вопрос: а вредному ли? Самые жестокие воители среди приматов - это шимпанзе, они же являются самым разумным из ныне живущих видов (если не считать людей, конечно). Так что появилось раньше - разумность или жестокость?

В групповых сражениях побеждали не сильнейшие, а умнейшие


Ряд исследователей полагают, что жестокость воюющих приматов - это следствие их высокоразвитой способности к размышлению и состраданию. Именно потому, что умеют понимать чужую боль, они причиняют ее, испытывая агрессию и возбуждение. И это возбуждение, страх и эмпатия становятся своего рода наркотиком, который совершенно нельзя добыть иначе, как только муча себе подобных. Единственные детеныши, которые осознанно калечат маленьких животных и приходят в возбуждение, глядя на их агонию, - это шимпанзята (опять-таки если отвлечься от человека). Котенок может изувечить мышь, но он не будет задумываться о чувствах мыши - он просто играет дергающимся клубком. Детеныш шимпанзе прекрасно понимает, что птичке с оторванной ножкой больно, - он демонстрирует поочередно и страх, и жалость, и злорадство, играя своей живой игрушкой*.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Так, пожалуй, уволюсь. Я и раньше был не самого лучшего мнения о всяких обезьянах, но после такого раскрытия карт я, право, начинаю чувствовать себя в вашем обществе некомфортн »


Но большинство эволюционных психологов все же придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что как раз разумность приматов обусловлена их чрезвычайной агрессивностью по отношению к себе подобным.



Если собрать воедино различные теории на эту тему, то все происходило примерно так.

Предки приматов жили в местности, в которой постепенно началась жестокая конкуренция за ресурсы. Расселение вне привычного ареала по каким-то причинам долгое время было затруднено, и популяция страдала от периодических голодовок, после чего начались активные стычки между ее членами с целью, например, каннибализма или просто регуляции численности (такие картины мы можем наблюдать у некоторых современных видов, например у львов, гиен и крыс). Вот тогда и оказались крайне выгодными мутации, которые ориентировали особей на альтруизм по отношению к «своим», то есть самым близким родственникам, и на агрессию к «чужим» - более дальним родственникам. Будучи от природы существом, не слишком хорошо вооруженным для уничтожения себе подобных, в отличие от львов, гиен и крыс, предок человека и обезьян не мог легко убивать соперников в одиночку. Зато объединившись группой, можно было истребить всех лишних кузенов и троюродных дядюшек.

Достаточно крупное животное-собиратель, нуждающееся в большом количестве белка, не специализированное на травоедении и не обладающее мощными клыками, когтями или зубами, сделало ставку на сотрудничество и на агрессию к чужакам. Миллионы лет оно совершенствовалось в этих замечательных навыках. Часть его потомков научилась скакать по деревьям и питаться листиками, так что у растительноядных обезьян такие вылазки являются, скорее, атавизмом. Но вот обезьяны-мясоеды вынуждены были и дальше тренировать свой патриотизм и непримиримость к врагам, так как проще всего было получить белок из такой же обезьяны, если, конечно, подкараулить ее толпой и оторвать у нее вкусные и питательные ноги (шимпанзе, будучи не таким выраженным каннибалом, как человек, тоже не брезгуют поеданием частей тел убитых, прежде всего детенышей).

И да, в групповых сражениях побеждали не сильнейшие, а умнейшие. Наблюдательные, осторожные, с высокими способностями к коммуникации, взаимопониманию и взаимовыручке. Те, которые старались не допустить никаких свар в своей группе (вспомним тот важный момент, что убийца-одиночка у нас всегда изгой, так как личная агрессия, особенно по отношению к «своим», не приносит бонусных очков группе, а отнимает их).

Так что не разум породил агрессию, а, вероятно, наоборот: наш большой и умный мозг мы получили в подарок от прапрадедушки, который с его помощью успешно добывал мозги поменьше.

Вот такие интересные новости приходят к нам из мира птичек и зверюшек.


Прокляты навеки


И что же, человек так и обречен пожизненно быть «человеком убивающим», раз уж такая видовая специализация получилась?

Представим себе отца семейства, который нежно целует детей и жену, поправляет вязаное одеялко на младенце, гладит киску, треплет за ухом собачку, подсыпает пшена канарейке, а потом берет берданку и идет стрелять в мерзавца, который покусился на мир и покой в любимой семье. Готовы ли мы его понять? Конечно готовы! По крайней мере, на данном этапе развития общества. Защита своих, особенно самок и детенышей, у нас находится в таком приоритете перед всеми иными формами сострадания, что даже тогда, когда мы видим в кино нападения на мирные домашние гнездышки, у нас сжимаются кулаки и шерсть встает дыбом на хребте. Способность человека к любви и состраданию поистине безгранична, с ней может сравниться только ярость по отношению к угрожающим тому, что мы любим, - наша ли это семья, имущество или спасаемый нами от забоя кит.

Осталось только поделить мир на «своих» и «чужих». Для шимпанзе «свои» - это те шимпанзе, с которыми он контактировал последнюю пару месяцев. Или не только шимпанзе, но и, скажем, те же собачки или любимые плюшевые игрушки - в общем, то, что шимпанзе недавно обнюхивал, оглаживал и почитал своим.



У человека с его обширнейшими коммуникациями и сверхнакачанным мозгом все куда сложнее. Он может искренне ненавидеть соседа по коммуналке и горячо любить своего президента, хотя соседа он нюхает ежедневно, а президента никогда в глаза не видел (хотя телевизор пытается исправить ситуацию). Он просто вырос в сознании, что «свои» - это его самый лучший в мире народ, возглавляемый самым лучшим в мире вождем, и это не обсуждается. Даже вполне развитого и цивилизованного человека можно в считаные недели превратить в пылающего ненавистью шимпанзе, если ежедневно из специальных ящичков доверительно рассказывать ему, как проклятые печенеги делают колбасу из христианских младенцев, а порочные финикийцы планируют десантировать свою морскую пехоту в его санузел.

А вот если из этого же ящика, или с церковных кафедр, или со страниц хороших книг постоянно повторять, что все люди - братья, все дети нуждаются в защите, что нельзя обижать слабых, какого бы цвета у них ни были жабры, и вообще «не тронь птичку, положь собачку», то понятие «свои» вполне может растянуться до объемов Галактики и даже сверх того. И все эти пацифисты прошлого - Эразмы Роттердамские, Викторы Гюго, Франциски Ассизские и Львы Толстые - в конечном счете расширяют-таки эту Галактику. Не для всех, неравномерно, но процесс идет.

Вот японский писатель XVII века пишет сказку про разбойника, который грабил и убивал людей, а потом его поймали и приговорили к казни в кипящем масле. В котел кинули и маленького сына разбойника, и, когда масло стали заливать, разбойник, спасаясь от жара, встал на ребенка ногами, и «зрители над ним смеялись». Семнадцатый век, просвещенный писатель. А ведь сегодня даже в ИГИЛ мы вряд ли наберем зрителей, которые сумели бы посмеяться над таким зрелищем...

Потому что человек, к счастью, меняется - меняется стремительно и к лучшему. Вид растерзанных тел врагов все меньше радует пуб­лику, если не брать совсем атавистических особей. Чем безопаснее мы себя ощущаем, тем больше добросердечия мы готовы изливать на головы своих ближних и дальних. Чем больше нам твердят из каждого утюга, что насилие недопустимо, тем более мы склонны с этим соглашаться.

И наоборот: там, где, забрав рычаги информации, к власти приходят обезьяны, очень скоро почти все общество покроется дикой шерстью. Особенно та часть общества, образование которой по своей малости и чахлости не сможет выступить надежным щитом, защищающим от страха и ненависти к «чужим». К счастью, информация в современном мире не знает границ, и с каждым годом тоталитарным властителям этой планеты все труднее по-настоящему заряжать свой народ страхом и ненавистью, если на самом деле этому народу ничто не угрожает.

Так что с шимпанзе, в общем, можно начинать прощаться - до худших времен. А то кто знает, как там на Альфе Центавра эволюция шла.


Фото: Everett Collection / East News; Getty Images; Rex Features / Fotodom.ru; Shutterstock.