Ассоциативные карточки. Как дать волю интуиции и подсознательной мудрости

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
  • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

«Мне трудно открываться перед людьми, - признается 29-летняя Евгения. - Я пришла к психологу, но не могла заставить себя говорить. Тогда он выложил стопку карточек с пейзажами и предложил рассмотреть их. Некоторые мне понравились, я отложила их в сторону. Психолог спросил, почему я выбрала именно эти. Постепенно я разговорилась…» Эти карты - особые, не игральные и не гадальные.

«Их называют метафорическими или ассоциативными, - объясняет психолог, директор издательства «Генезис» Екатерина Мухаматулина, - потому что представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Другое название - терапевтические карты, поскольку их используют в своей работе психологи».

Индивидуальный смысл

На фотографии - вечерняя пустынная улица, освещенная редкими фонарями. «Это образ одиночества, - считает 32-летняя Анна, - так вот и я бреду по жизни одна, без спутников, и уже начинает темнеть, и это пугает меня». Совсем по-другому воспринимает это же изображение 45-летний Иван: «Трудовой день заканчивается, и можно наконец отдохнуть, пройтись по городу, и никто меня не будет дергать», - объясняет он свой выбор.

Метафорические карты - это не психологический тест, хотя в работе с ними, как и во многих тестах, также задействован механизм психологической проекции. В чем же различие?

«В тест набор всех возможных результатов заложен еще до того, как мы приступили к его выполнению, - объясняет создатель нескольких колод метафорических карт, психолог Галина Кац. - Пройдя тест, мы в итоге получаем готовый вывод о нашем характере, способностях или состоянии, это уже зависит от цели тестирования. С картами все иначе. Выбор той или иной карты сам по себе ничего не говорит. Здесь нет готовых результатов, есть процесс: мы предполагаем, вносим уточнения, размышляем и постепенно углубляемся в смысл».

Этот путь можно проделать самостоятельно либо вместе с психологом, задача которого в этом случае - двигаться вместе с нами, не забегая вперед.

Снизить тревожность

Почти все, кто пришел к психологу впервые, испытывают в той или иной степени беспокойство. Непросто сразу довериться другому человеку, к тому же пока малознакомому. Непросто говорить о проблемах, которые пугают или вызывают чувство стыда. Гораздо легче начать с обсуждения картинки, ведь тогда можно побыть какое-то время в тени. Говорить не о себе, а об изображении и контролировать меру своей откровенности. Это особенно ценно для тех, кому трудно находиться в центре внимания.

«Многие готовятся к неприятному или трудному разговору с психологом, а разглядывать картинки - это простая деятельность, в которой никто не может потерпеть неудачу, поэтому напряжение быстро спадает», - замечает Галина Кац.

Карточки можно задействовать в любой момент, когда клиент испытывает тревогу и появляется необходимость помочь ему почувствовать себя в безопасности.

Найти путь к важным темам

Немногие заранее знают, к какому результату они хотели бы прийти в ходе психотерапии. Некоторых приводит в кабинет неясное чувство неудовлетворенности. В чем его причина, откуда оно возникло и что именно хотелось бы в жизни изменить - эти вопросы могут стать началом психотерапевтической работы. Взяв в этот момент в руки колоду, можно подобрать символические изображения «как есть сейчас» и «как я хочу, чтоб было», сделав их видимыми.

«Мы живем в визуально-ориентированной культуре, - подчеркивает психолог Галина Кац, - поэтому зрительные образы легче воспринимаются и служат отправной точкой для разговора. Если бы мы больше слушали музыку, наверное, могли бы обращаться к мелодиям. Но нам привычнее смотреть. Поэтому мы предлагаем картинки, которые пробуждают воображение».

Метафорические карты помогают не только в начале психологической работы. Они позволяют затронуть табуированные или трудные для обсуждения темы, такие как насилие или инцест.

«Многим клиентам проще показать соответствующую карточку, чем назвать словами то, что с ними произошло», - замечает Галина Кац.

Например, клиентка не может произнести вслух: «отец бил меня», но она выбирает карточку с изображением замахнувшейся руки. Затем с помощью психолога находит в себе силы описать все, что случилось. Так благодаря метафорическим картам снимается запрет на высказывание, и чувства наконец находят свое выражение.

Для разных целей

Некоторым нравятся карточки с конкретными изображениями (дом, яблоко), другим удобней работать с абстрактными образами. Предпочтения зависят от привычек мышления и восприятия. Психологи часто предлагают клиенту несколько наборов на выбор. Например, колода из двух частей: карты покрупнее изображают разные тела, мужские и женские, в домашней или официальной одежде или обнаженные, а на картах размером поменьше размещаются… головы. Можно выбрать тело и приставлять к нему разные головы. Или наоборот.

Получаются странные, иногда фантастические комбинации - на женском теле, облаченном в домашний халат, курчавая голова негритенка. Эти существа-гибриды обретают смысл в контексте психологической жизни клиента. «Голова может символизировать разум или совесть, - поясняет Галина Кац, - а тело - желания, физическую жизнь».

Есть другие наборы карточек, например колода, подходящая для разговора о детстве. На одной карточке - ребенок держит за руки обоих родителей, на другой выглядывает из-под крышки большого сундука. Эти колоды подходят для работы и со взрослыми, и с детьми. Специально для детей созданы колоды с крупными, яркими и более простыми рисунками. Они помогают детям осваивать социальные навыки: быть дружелюбным; задавать вопросы; просить другого перестать, если тот делает нечто неприятное...

Есть «Коуп-колода» («cope» по-английски «преодоление»), созданная для работы с травмами. Она делится на две части: половина карт изображает травмирующие ситуации, например физическую травму. Вторая половина показывает разные ресурсы для преодоления: поддержка друзей, творчество. С их помощью можно рассказать о том, как мы обычно справляемся с трудными ситуациями, и найти новые, еще не задействованные, возможности.

Как выбрать

Если мы подбираем метафорические карты для себя, для размышлений, медитации или обсуждения с друзьями, то выбор зависит от цели и от нашего вкуса. Здесь все имеет значение - и тематика (например, набор «Окна и двери» подходит для размышления над способом взаимодействия с внешним миром, а «Пути-дороги» - для осмысления жизненных путей), и цветовая гамма, и даже то, матовые карточки или глянцевые.

«Глянец многие воспринимают как нечто более радостное и оптимистическое, - замечает Екатерина Мухаматулина, - но есть и те, для кого он символизирует отстраненность, это как бы «чужая жизнь». Сейчас в издательстве «Генезис» можно купить некоторые наборы в двух вариантах, матовом и глянцевом. Однако профессионалы предпочитают матовые, они больше подходят для психологической работы».

А если мы собираемся обратиться к психологу? «В этом случае выбирать нужно не карточки, а специалиста, который с ними работает, - подчеркивает Галина Кац. - Карточки сами по себе только вспомогательное средство, они не метод психотерапии, а только ее инструментом». При этом они универсальны, их используют психологи, практикующие самые различные подходы, от юнгианского до когнитивного.

Давайте поиграем

С помощью этих карт можно играть. Вот только проигравших не будет, все выиграют.

Рассмотрим для примера игру «К вашему несчастью». Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

Задача другого игрока - «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».

Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».

Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» - здесь простор для фантазии.

«Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, - объясняет Галина Кац, - а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме. В «ваше несчастье» хорошо играть в семье или с коллегами, потому что в любой группе почти всегда присутствует скрытая агрессия». А игра помогает снять возникающее из-за этого напряжение.

Подробную информацию о метафорических картах можно узнать на сайтах издательства «Генезис» и психологического центра «Креативный мир» .

Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё. Таким образом, МАК поднимают из глубины нашего подсознания самскары — бессознательные впечатления, которые определяют нашу реакцию на те или иные жизненные ситуации. Другое название МАК – терапевтические карты, поскольку они помогают исцелять душу.

Как и зачем применять метафорические ассоциативные карты?

  • Метафорические ассоциативные карты полезно применять, когда вас что-то тревожит или беспокоит, но вам трудно сформулировать и понять причину беспокойства. В такой ситуации МАК помогут вам заглянуть внутрь себя и найти ответ.
  • Метафорические ассоциативные карты могут помочь взаимопониманию между людьми особенно в случаях, когда трудно обсудить какую-то проблему. МАК помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.
  • Метафорические ассоциативные карты – это инструмент профессионального психолога, психотерапевта и коуча, применяемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они экономят массу времени при диагностике и выявлении проблемы клиента. Они оказывают неоценимую помощь для работы с рационализированным клиентом и с плохо осознающим свои чувства.
  • Метафорические ассоциативные карты — это один из инструментов развития интуиции, творческих способностей, открытия своих талантов. С их помощью мы, взрослые, снова научаемся как мыслить образами, картинками.
  • Метафорические ассоциативные карты – это игра, в которую можно безопасно и с полным удовольствием играть с собственными и чужими детьми, родителями, супругами, коллегами, друзьями, знакомыми и первыми встречными. Игра в которой не будет проигравших, все выиграют. Игра, которая помогает выстраивать отношения, помогает лучше узнать и понять себя и тех, кто вовлечён в игру.

Метафорические ассоциативные карты обладают следующими достоинствами:

✔МАК интернациональны и могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов;
✔работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;
✔МАК помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность;
✔МАК – это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям;
✔МАК помогают убрать защитные барьеры психики;
✔МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания;
✔МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке;
✔МАК могут использоваться при толковании сновидений
✔МАК могут использоваться в качестве заместителей на расстановках по Хеллингеру – при работе терапевт-клиент один на один;
✔МАК помогаю найти ресурс для решения проблемы.

Главное при — ваше искре

нне намерение. И тогда, вы удивитесь на сколько много карты знают о вас и вашем внутреннем мире! Вот такие эти Волшебные карты.
Если Вас заинтересовали возможности Метафорических ассоциативных карт, вы можете поработать с ними самостоятельно или обратиться к специалисту.

Сегодня все чаще в работе психологов используются метафорические карты. Проводится множество обучающих семинаров и вебинаров по картам, даже целые фестивали, посвященные работе с колодами. Это направление, этот инструмент работы приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?

Что такое метафорические карты?

На изображении представлены карты и слова из колод " " и " "

Метафорические карты представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. Что на них изображено? Может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

© « » Г. Кац, Е. Мухаматулина

Метафорические карты также имеют и другие названия и у каждого из вариантов есть право на существование:

    Ассоциативные карты – карты вызывают у человека различные ассоциации из его жизни, опыта, которые актуализируют чувства и проблемы;

    Проективные карты – трактовка карты всегда индивидуальна, каждый человек видит именно то, что каким-либо образом перекликается с его внутренними ощущениями;

  • Психологические карты / терапевтические карты – карты являются инструментом в работе психологов, психотерапевтов.

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это не новое направление в психологии, не проективная методика, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе психолога.

На какие возрастные группы рассчитаны метафорические карты?



Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами – на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе, в коучинге и т.д.

Зачем нужны метафорические карты?


На изображении представлена карта из колоды " "

Метафорические карты – помощники на разных этапах работы психолога.

1. Помощь в установлении контакта с клиентом .

Не так-то просто пришедшему на консультацию человеку взять и разговориться, поведать подробно о своих чувствах и переживаниях (тревога, защита, отрицание – причин может быть много). Не так просто завоевать внимание ребенка на консультации. Карты же могут помочь на начальном этапе. Для ребенка карточки становится увлекательной «игрой», для взрослых «игра» с картинками позволяет расслабиться, создает некое безопасное ощущение. Таким образом, зрительная метафора позволяет установить контакт и войти в проблематику клиентов в достаточно безопасной, «игровой» форме. При работе с группой это так же позволяет создать более теплую обстановку, начать работу.

2. Снятие барьеров, защит.

Зачастую человеку сложно сказать о проблемах напрямую. Когда клиент говорит не о себе, а описывает то, что видит на изображении – снимаются барьеры. С помощью карт человек начинает раскрываться, они помогают вынести проблему «во вне» и начать говорить о темах, на которые наложены внутренние запреты, табу.

3. Обращение к подсознательному .

В изображениях карточек зашифровано множество посланий. Рассматривая, описывая карту, клиент может понять то, чего не понимал до этого. Открываются возможности восприятия, которые протекают за пределами сознания.

4. Актуализация проблем .

Карты позволяют осознать, прочувствовать и вербализировать актуальные, волнующие проблемы. Несмотря на то, что изображение на карточке содержит различные мелочи, детали, клиент увидит именно то, что соответствует его актуальному состоянию.

5. Поиск новых вариантов решения .

Разглядывая и описывая карты, человек включает фантазию, запускает механизм ассоциаций, которые могут привести клиента к самым неожиданным решениям, взглядам и открытиям!

Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом ее сила.

© « » Г. Кац, Е. Мухаматулина

Как работать с метафорическими картами?



На изображении представлены карты из колод " " и "

Общие стратегии работы.

Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:

    Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.

  • Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.

Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

    работу с изображениями;

  • работу со словами .

Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами». Можно сочетать обе стратегии, и работать с двойным рядом карточек.

Выбор колоды и техники работы.



На изображении представлены колоды " ", " " и " "

На выбор колоды карт влияет тематика колоды (Женская идентичность, Мужская идентичность, Детские переживания, Образ Я, Отношения в паре и др.), стиль, изображения и цвета. В работе может использоваться как одна, так и несколько колод – это зависит от того, какие цели ставит перед собой психолог (сузить проблему, сфокусироваться на чем-то, или же наоборот расширить проблематику).

Помимо общих стратегий работы с картами существуют и конкретные техники. Конечно, каждый психолог сам решает, какие техники использовать, руководствуясь конкретной ситуацией. Нет четко установленных правил. Здесь специалист абсолютно свободен в выборе и даже имеет право придумывать что-то свое.

В нашей статье приведем некоторые варианты техник работы с метафорическими картами:

  • Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему и ведет с ней диалог;
  • Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карточке. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части, и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
  • Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;

Подробнее о принципах и техниках работы с ассоциативными картами можно прочитать в книге « » (авторы - Г. Кац, Е. Мухаматулина).

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что работа с метафорическими картами не предполагает просто распечатанные из интернета изображения. В психотерапевтической работе с метафорическими картами все имеет значение – формат, материал, покрытие (иногда может сыграть роль, глянцевое или матовое покрытие карты) и, конечно же, мастерство психолога!

В нашем интернет-магазине «Книги по психологии» вы можете приобрести колоды метафорических ассоциативных карт и литературу по работе с ними в .

Также приглашаем в наш , который находится в г. Москве (метро ВДНХ, ул. Ярославская, д. 14, корп. 1.), где вы сможете получить консультацию наших сотрудников по интересующей вас продукции и самое главное – рассмотреть, пощупать, почитать инструкции и приобрести интересующие вас колоды.

Расскажу вам о методах работы с метафорическими ассоциативными картами, которые можно использовать для развития творческого потенциала.

Первая встреча с этими красочными картинками состоялась у меня несколько лет назад, когда моя подруга и коллега Маша принесла колоду с развеселыми жителями индейского племени (колода «Морена») и провела со мной короткую сессию.

Впервые во время коуч-сессии я включала не ум и логику, а какие-то другие опции. Смотрела на загорелых, крепких и веселых жителей племени, и в моей голове рождались чувства, ассоциации, включались эмоции.

Это была совсем другая работа. Более глубокая и настоящая.

Потом я стала изучать метафорические карты как инструмент для своей практики. Читала, как психологи используют их в своей работе, исследовала уникальные случаи исцеления с помощью карт (физического и эмоционального).

В тот момент я посчитала этот инструмент чересчур серьезным для себя.

Применять карты можно как в индивидуальной, так и в командной работе по развитию подсознания. Люди очень индивидуально реагируют на них. На одной и той же картинке один видит что-то очень темное и страшное, другой - вдохновляющее и прекрасное.

Периодически карты возвращались в мою жизнь.

Колода TanDoo об отношениях ассоциируется у меня с солнечным летом. Однажды мы с Машей загорали на даче и говорили о важном. В помощь себе мы взяли TanDoo, а в этой колоде есть два типа карт: красивые, схематически прорисованные картинки с мужчинами и женщинами в разных необычных ситуациях и положениях, а также небывалые дорожные знаки.

Я помню карты, которые вытащила тогда, помню свои ощущения от этих карт.

С того лета я начала играть с метафорическими картами. Сначала в своих закрытых группах, где я проводила разные программы. Потом в своем живом журнале.

Предлагала темы для исследования, прикладывая к ним разные колоды. Участники озвучивали запрос, называли цифры и получали карту для своей ситуации. Потом писали ассоциации, которые первыми приходили на ум.

Так эта работа-игра развернулась в полную силу. На основе всех проведенных в моем ЖЖ игр (и тех игр, которые я проводила в гостевом формате - в гостях у других блоггеров) можно написать целую диссертацию.

Люди очень индивидуально реагируют на карты. Глядя на одну и ту же картинку, кто-то видит что-то очень темное и страшное, а другой - что-то вдохновляющее и прекрасное. Практически все получают очень нестандартные, красивые и изящные ответы на свои запросы или находят поддержку в мыслях и намерениях.

Почему так происходит, как работают карты? Давайте рассмотрим виды и типы карт, способы работы с ними (в том числе для самоисследования) и ответим на эти и другие вопросы.

Откуда взялись карты?

Есть целое семейство метафорических ассоциативных карт, которые выпускаются под названием «Оh-cards» (oh-cards.ru).

Интересно было узнать, что изначально колоды карт формировались по полотнам известных художников: Поля Гогена («Таити»), Иеронима Босха («Босх»). И печатались эти карты для любителей искусства.

Искусство принимает совершенно другие, более доступные формы, и в компактной форме карточных колод максимально приближается к обычным людям. Если при созерцании монументальных полотен человек играет пассивную роль, то созерцание того же произведения в карточном формате может пробудить у него собственный творческий импульс...
Произведение искусства возникает не только в момент создания его автором, но и каждый раз рождается заново при его восприятии каждым конкретным зрителем. Который, таким образом, тоже приобщается к процессу творения.

Самая первая колода «О» («Oh») задумывалась именно в аспекте «Искусства в карточном формате». Потом оказалось, что карты больше пригодны как идеальный инструмент для терапии, самоисследования и развития творчества.

Почему ассоциативные карты так хорошо работают?

У нашего ума есть «проверочный список», и он выдает нам этот список в ответ на любой вопрос.

Первые мысли, которые приходят в голову - это социально одобренные или социально значимые решения. Или кем-то навязанные или накрепко засевшие в голове стандарты.

Когда вопросы задаются напрямую, в лоб, ум сначала пробегается по этому списку, а ничего нового в нем нет! Новых, ярких решений, инсайтов, открытий - нет! Сознательный ум консервативен, ему сложно искать новое и выходить из зоны комфорта.

Все новое, вкусное, интересное находится в бессознательном - там, где живет интуиция. Чтобы включать бессознательный разум, искать в нем нетривиальные решения, нужно мастерство и умение. Нужны игры, метафоры и ассоциации и карты - отличный способ «отключаться» от сознательного (ведь прямых ответов на карте не найти!) и подключаться к бессознательному, творческому.

В работе с картами включается «сила спонтанного диалога между двумя полушариями мозга: благодаря совместной работе этих противоположных начал пробуждается интуиция и рождается оптимальное решение».

В каких ситуациях нужны ассоциативные карты?

В терапевтической работе с детьми и молодежью.
- В психотерапии взрослых.
- При повышении квалификации и в наставничестве.
- В групповых тренингах на креативность, коммуникабельность и развитие навыков руководителей.
- Для работы со снами.
- Как средство для тренировки интуиции и внутреннего голоса (для самостоятельной работы или игры в компании).

  • «Карты для самопознания могут выявить способность создания собственных историй в повествовательной игре вместе с другими рассказчиками».

С колодами карт можно играть в любопытнейшие игры, придумывая рассказы и истории, а потом рассматривая в этих историях себя. Сейчас существует множество игр, построенных на работе с ассоциациями. Например, Имаджинариум или Диксит.

  • «Карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал».

В современном мире как никогда нужно умение быстро реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В играх с ассоциативными картами как раз и вырабатывается такое умение. Еще тренируются гибкость и фантазия, которые нужны в повседневной жизни при возникновении непредвиденных ситуаций.

  • «Игры с ассоциативными картами учат нас смотреть в будущее открыто и без страха».

Если мы в игре можем принять решение в неожиданной для нас ситуации и соответственно отреагировать, то и в жизни сможем смело идти навстречу новому и неожиданному, справляться с ним спонтанно, творчески и интуитивно.

Виды и типы карт

Для себя я разделила карты на следующие группы:

Карты с рисунками (абстрактными или конкретными);
- карты с рисунками и словами (при этом рисунок играет ведущую роль);
- карты со словами (рисунок как фон или дополнение).

В семействе «Oh-cards» мне нравятся следующие колоды:

  • Уже упомянутая мной «Морена» .

В этой колоде есть сцены из жизни обитателей тропических лесов, а есть карты с разными следами.

«Следы являются отпечатками событий. Ступить в чьи-то следы означает делать то же, что и оставивший следы, жить так же, как он. Мы, по сути, это и делаем, разглядывая картинки в колоде: ступаем в следы людей, живущих такой жизнью, о которой мы бессознательно тоскуем, которой мы с удовольствием сами бы жили».

Здесь живо воспоминание о чудесном времени, когда люди еще не выделились из прочего животного мира и чувствовали свое единство со всем живущим. Особенность народа Шингу состоит в том, что он продолжает жить в таком единстве, тогда как для нас, современных людей, это только красивая иллюзия. Гармония жизни, в которой человек является частью окружающей его природы, видна в каждой картине Вальде Мара. Игроку предоставляется возможность найти в самом себе эту гармонию. Если это получается, значит, нам удалось еще сохранить свою детскость, которая отваживается мечтать.
Вальтрауда Киршке «Клубника за окном»

  • Карты «Экко»

Здесь совсем другой формат работы, так как в творческий процесс включатся сами участники!

Карту предлагается положить на чистый лист бумаги и раскрасить его, дорисовать что-то свое. В результате на всем листе бумаги «вырастает картина».

После можно убрать карту и заполнить белое пространство под ней.

Как и в других ассоциативных картах, речь не идет о достижении какого-то результата или выигрыше любой ценой...Игрокам требуется дать волю чувствам и раскрепостить фантазию при разговоре о том, что они увидели в картах и что нарисовали. Такой игровой вариант (как почти во всех играх с ассоциативными картами) может стать как просто веселой совместной игрой, так и ступенькой к серьезному разговору.
  • Карты для саморазвития «Кларо»

Профессионально отпечатанные, с яркой залакированной рубашкой и пустой передней стороной - эти карты можно самостоятельно заполнять рисунками, цитатами, стихами, чем угодно. Затем покрыть их специальным фиксатором и использовать для развития своего подзознания и интуиции.

Широкий простор предоставляется духу изобретательства, фантазии и творчеству - как в создании карт, так и в открытии разнообразнейших вариантов игр.

Карты для развития креативности

  • «Zebra Cards»

«Zebra Cards» - прекрасные карты, работаю с ними с удовольствием и в индивидуальных сессиях, и в командных, и в тренингах.

Использую эту колоду в личной работе, очень хорошо помогает в работе с предпринимателями и командами.

Здесь большую роль играют надписи. На каждой карте дано описание какого-то животного и стратегии его действий, схематичное изображение этой стратегии.

На одной стратегической сессии заказчик и организатор этой самой сессии выбрал карту «Опоссум». Стратегия действия: знает, когда притвориться мертвым. Каждый раз, когда уважаемый предприниматель начинал выступать с пламенной речью об эффективности и продуктивности, я в шутку просила его притвориться опоссумом. И он слушал свою команду.

Если серьезно, то с помощью этих карт можно придумывать новые продукты. Например, как связать новшество в автомобилестроении и качества хамелеона? Создать машину, которая меняет свой цвет в зависимости от настроения хозяина. Или искать ответы на свои запросы, а то и задумываться о том, почему сейчас выпала та или иная карта.

  • «Туфельки и шляпки»

По моему мнению, сугубо женская колода. Я играла с ней в Израиле и не успела изучить все способы работы.

Однако карты любопытные, с ними можно играть «в открытую» - выбирать туфельки и шляпки по ситуации и обсуждать их. А можно «в закрытую». Я, по-моему, вытащила чепчик и изящные ботфорты, а потом решала, как это отражает мою ситуацию.

Получилось весело, как это обычно бывает с картами.

  • «Деревья-коучи»

Например, отвечая на вопрос: «Какое дерево отражает твои жизненные ценности», я выбираю большое раскидистое дерево. Оно стоит на берегу речки и отражается в ней. Ведущая спрашивает меня: «Как крона этого дерева может описать твои жизненные ценности?».

Я всматриваюсь в дерево по-новому, и слова, которые приходят на ум, можно отнести к моим жизненным ценностям.

Непраздные вопросы - и глубокие размышления, которые приводят к любопытнейшим выводам.

Слова и картинки лишь помогают нам пробудить интуицию, увидеть новые повороты, посмотреть с другой позиции. А вытащенная карта становится зримым воплощением потаенного знания о самом себе.

Хотите верьте, хотите нет, но это работает!

Как можно играть с картами?

В игре с ассоциативными картами правило только одно и оно такое: то, что игрок увидит в своих картах при первом на них взгляде, таковым и остается, никакие новые интерпретации и толкования не допускаются.

Очень важно бросить взгляд на карту и тут же дать ответ, чтобы обогнать рассудок и дать слово интуиции, игровым способностям. Отключить внутреннего цензора и выпускать все, что придет.

Взлетим - потом разберемся!

Можно просто вытягивать себе «Карту на день» из любой колоды и задавать ей один вопрос. Например: «От чего мне нужно избавиться, чтобы продвигаться вперед?» или «Какой ресурс мне сейчас нужен больше всего?».

Или же воспользоваться одним из многочисленных вариантов:

1. Сочинять собственные сказки или истории и развивать креативность . Выглядит это так: каждый игрок по очереди вытягивает карту, и, глядя на нее, спонтанно произносит фразу.

Следующий продолжает, так складывается история. Каждый участник может выбрать по три карты. Сложнее всего, конечно, будет последнему - ему придется завершить сказку.

В таких играх взрослые веселятся, как дети, потому как колода бросает вызов игрокам, устраивает проверку их фантазии и выстраивает неожиданные и яркие сюжеты.

Помимо веселья такие сказки или истории (если их записать, а после - прочитать) могут многое поведать нам о нас самих.

2. Вытянуть одну карту и коротко выступить на тему «Мне снился сон» , опираясь на картинку, которая выпала.

Рассказать, где ты сам обитаешь в этой истории, о чем думаешь в этом сне, как себя чувствуешь. Потом можно представить себя каким-то другим участником этой карты (личностью, животным или предметом) и представить себя самого с точки зрения этого участника.

Как будто этот участник картинки рассказывает что-то о том, кто этот сон видит.

Ключевой вопрос: «Какая из моих сторон представлена посредством этой карты?»

Вот что получилось у одной участницы онлайн игры в моем ЖЖ:

3. Обозначить какой-то запрос (цель, задачу). Выбрать карту и назвать десять ее свойств, которые сразу же бросились в глаза (цвет, структуру, концепцию, характеристики, персонажи).

Выписать их списком, а после к каждому пункту прописать - каким же решением он может являться?

Подытожить и выбрать самые вдохновляющие варианты.

Я - профессионал (автор Любовь Мошинская)

Выберите три карты (открыто):

Я в профессии - в начале пути.

Я как профессионал сегодня.

Идеал: я, каким мне хотелось бы быть в профессии.

Расскажите, почему именно эти карты, что для вас важно на каждом из этапов.

Из карт, лежащих рубашками вверх, выберите четвертую карту: что поможет достичь идеала?

Шесть карт для творческого планирования жизни

  1. Исходная ситуация. Кем я являюсь сейчас, в момент, когда ступаю на Путь к своей цели.
  2. Аспект цели или мечты. Что мне нужно учитывать? На чем концентрироваться?
  3. Препятствия на пути к цели.
  4. Ресурсы для преодоления препятствий.
  5. Готов ли я начать?

Еще 17 способов работы с метафорическими картами

1. Знакомство (упражнения-ледоколы в тренингах)

Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту: в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.

2. Групповое генерирование идей

Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них на руках.

После того, как каждый озвучит свою идею, может быть, даже не одну, следующий участник задает проблему.

3. Проекционная техника

Можно делать одному или с кем-то.

Выбрать из колоды карту, на которой изображен образ, на который, как вам кажется, вы похоже больше всего. Выбрать - это значит просмотреть карты и найти наиболее похожую на себя.

Далее необходимо описать этого персонажа или этот образ. Кто он, что он делает, что с ним делают, о чем он думает, чего он хочет, что у него хорошо получается и не очень хорошо, в чем ему нужна помощь и т.д.

Все, что вы говорите от лица персонажа, - это ваша проекция, все это есть в вас самих. Если хотите более глубоких открытий, замените «он» или «она» на «я». И попробуйте проговорить все то же самое, но от своего имени.

Возможно, какие-то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. Задумайтесь над каждой сказанной фразой.

4. Подарки ко дню рождения

Не знаете, что подарить? Открывайте карты по одной и ловите поток идей. Используйте колоду карт как сундук с подарками.

Персонажи, цвета, места, которые изображены на картинках, становятся спусковыми крючками, благодаря которым быстро возникают идеи.

5. Вопросы про отношения

Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.).

Вытащите вслепую пять карт:

1. Что не работает в отношениях?
2. Что я приношу в отношения?
3. Что вторая сторона приносит в отношения?
4. Что работает в отношениях?
5. Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?

6. Как я тебя вижу - обратная связь

Похоже на способ № 3, только необходимо выбрать карту, которая больше всего, по вашему мнению, напоминает вам партнера (друга/подругу, мужа, брата, коллегу и т.д.).

Потом рассказываете, почему вы выбрали именно эту карту. Какая частичка вашего партнера отражена на картинке? Чем персонаж похож на вашего партнера? Какие внешние и внутренние характеристики у них схожи и т.д.

Способ можно использован как развлечение, как способ знакомства, как способ дать и получить обратную связь, если это сложно сделать в прямом общении.

7. Кинофильм

Карта - это застывший кадр киноленты.

Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)?

Что было «до»?

Что будет «после»?

Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен. В самом конце рассказ от имени режиссера (режиссер тот, кто работает с картой): какова на самом деле задумка?

Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.

8. Анализ / самоанализ
В конце тренинга, оперативки, разговора вытягиваешь карту и отвечаешь на вопрос: «Что было самого важного в этом?».

Вытягиваешь следующую карту: «Какие будут первые шаги после этого?». Кратко и полезно!

9. Фотокадр

Каждый вытягивает карту и встает в позу, которая на ней изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально!

10. Препятствия и ресурсы

Одна карта - что помогает в решении задачи, вторая - что мешает, третья - новое направление в решении проблемы.

11. Развитие позитивного мышления

Игра состоит из двух этапов.

Сначала карты-картинки из любой колоды быстро делятся на две стопки: «позитивные» и «негативные». Делается это без долгих обдумываний.

Затем берутся все карты из «негативной стопки» и одна за другой интерпретируются как «позитивные». После описания негативных характеристик карт можно закончить рассказ позитивным заключением.

12. Знакомство с привычным

Участнику группы (клиенту, игроку) предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации в своей жизни.

Затем клиент вытягивает восемь карт из колоды и раскладывает их по следующей схеме:

  1. Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.
  2. Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.
  3. Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.
  4. Взгляд на происходящее с собственной ладони.
  5. Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.
  6. Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.
  7. Взгляд на происходящее глазами соседского кота.
  8. Взгляд на происходящее глазами психиатра.

13. Диалог с самим собой

Смешайте две разные колоды и спонтанно, руководствуясь чувствами, выберите пять карт, с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, девушкой (юношей), взрослым, пожилым человеком.

Организуйте их беседу друг с другом.

Игроки получают или вытягивают вслепую по две карты, смотрят на них.

Каждый участник открывает и выбирает одну карту, которая символизирует проблему, и одну - решение этой проблемы.

По мере готовности каждого следует краткое объяснение-рассказ группе о проблеме и ее решении.

Если работа индивидуальна, можно использовать третью карту (из любой другой колоды) как переход между одним состоянием и другим.

15. Моя история (в том числе для диагностики изменений)

В начале работы (тренинга, консультирования) вытянуть вслепую пять карт, расположить их в удобном для себя порядке. Кратко рассказать, о чем эти карты, как они соотносятся с жизненной историей.

По окончании работы (консультирования, курса, тренинга) взять эти пять карт, расположить их в соответствии с нынешним своим состоянием и взглядом на ситуацию. Рассказать историю по-новому.

При проработке тяжелого, травмирующего события можно, рассказав о нем, тут же (не меньше трех раз) проделать это упражнение. Снижается негативный заряд ситуации, снимается зацикленность на ней.

16. Вчера, сегодня, завтра

Каждый игрок тянет вслепую три карты и переворачивает, когда придет очередь говорить - чтобы ассоциации были спонтанными.

Открыть карты и решить, какая подходит ко «вчера», какая соответствует «сегодня», какая - «завтра».

Описать историю. Отдельные моменты описания должны быть связаны и указывать направление из прошлого в будущее.

17. Рисунок

Вслепую вытянуть карту, расположить на листе так, чтобы было комфортно, и дорисовать картину так, как кажется правильным, так, чтобы карта стала ее частью.

Либо можно вытянуть карту открыто, соответственно состоянию, и нарисовать картину-состояние, чтобы позволить эмоциям выразиться, быть легализованными.

Использование карт в повседневной жизни

Вот как работает с картами писатель Стюарт Вейр:

Писательство

Карты «Сага» и «Мифы» часто помогают мне придать творчеству новый импульс.

Отвлекаясь на минутку от работы, я вытаскиваю карту, и картинка, изображенная на ней, дает новое, неожиданное направление мыслям. Даже карта, которую я уже не раз вытягивал до этого, приобретает для меня новое значение.

Состояние, в котором я нахожусь, обуславливает смыслы, которые нахожу в картах, и отражается в нюансах возникающей истории.

Развитие духа

Мир образов питает мой дух и позволяет мне ступить на новую территорию и пересечь необжитую местность. Даже если история, возникшая благодаря карте, не имеет определенного отношения к моей сиюминутной работе, все равно в процессе работы с картами меняется мое видение проблемы, и я постепенно выбираюсь из трясины творческого кризиса.

Точно так же, как я применяю карты для творчества, использую их для решения каких-то житейских проблем. Причем история, возникшая благодаря картам, обычно не имеет отношения к реальной проблеме.

По мере пробуждения творческого потенциала расширяются мои возможности видения, а в поле зрения попадают новые возможности решений.

Возникающие решения являются побочными продуктами придуманной истории. Выявление скрытых резервов творчества означает открытие новых возможностей выбора, вместе с этим - принятие во внимание новых решений.

Метафорические карты - удивительный инструмент. Мощный, ресурсный, вдохновляющий и открывающий новые грани. Попробуйте карты в работе! И вы увидите, что решения могут даваться легко, а задачи решатся - играючи.

Дайте волю интуиции и подсознательной мудрости! Если у вас есть вопросы - пишите, обсудим!