Бал как он проводился в европе. Балы в России и в Европе. Петровские ассамблеи. Бал Венской Филармонии

Балы вчера, сегодня, завтра

Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.

Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденция.

С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.


Допетровская Россия не знала балов. Начало им положено Петром I заведёнными тогда ассамблеями. Петровские балы всегда открывались польским гавотом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. При Анне Иоанновне балы были в большом ходу. Любимая поговорка императрицы Екатерины II была: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает» , и в силу этого она особенно поощряла балы с танцами, достигшими при ней значительного развития. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что свидетельствуют даже люди, видавшие великолепие Версаля. С тех пор балы вошли в жизнь, как обычное увеселение.

Однако настоящей бальной столицей Европы принято считать Вену.



Балы в Венской государственной опере стали даваться ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Исключением стала Вторая мировая война. Тогда балы были прерваны вплоть до 1956 года, когда бал вернулся в стены Венской государственной оперы. С тех пор традиция ежегодного проведения Венского оперного бала нарушалась лишь однажды. В 1991 году Венский Оперный бал был отменен из-за Войны в персидском заливе.

Сегодня Венский Оперный бал является одним из главных ежегодных светских событий в Европе и каждый раз собирает более 5000 гостей, которые ночь на пролет танцуют в государственной опере.

Сезон там начинается в новогоднюю ночь с роскошного Императорского бала и продолжается до конца февраля – по нескольку балов в день. Свой есть у каждой профессиональной ассоциации: Бал фокусников, Бал охотников, Бал фармацевтов... Билеты можно купить по Интернету, но побеспокоиться о них стоит заранее. Например, на знаменитый бал в Венской опере собирается весь цвет Европы и Америки, поэтому билеты стоит заказать за полтора-два месяца.

Балы в России

В русском обществе были приняты два типа балов - большой и малый.
На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т. е. около 12 часов ночи. Заканчивался такой бал к 8 часам утра.



Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет
высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу.


Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I. Картина неизв. худ. Начало 1830-х

На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье; хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т. е. прикладывались щечками).

При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался.
Если бальное платье женщины имело трен , то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону трена стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол.
Офицеры никогда не танцевали с оружием , его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях.
Танцевать без перчаток считалось недопустимым . В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно. Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин.

Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера
Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. П одобное оскорбление могло быть поводом к дуэли . За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль.

Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде.
Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало.
По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя.
Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы.
Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с ней пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме. На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер - будущий претендент на ее руку.

Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку.


James Hayllar 1829-1920

Бальный этикет

« В танцах проявляется и галантность кавалеров, и чарующая сдержанность дам...»

( Выдержки из Ball Room Guide, "Правила поведения на балах".)

§1 . Каждый танцор должен строго следовать установленному порядку танца.

§2. Перед каждым танцем несколько тактов музыки, исполненных по сигналу распорядителя, дадут понять танцорам, что пора занять свои места на паркете.

§3. Все указания распорядителя следует неукоснительно соблюдать.

§4. Танцуя по окружности зала, не следует разрывать круг и танцевать сбоку другой пары или прямо перед ней. Количество пар, танцующих одновременно должно соответствовать вместимости зала и составлять от 16 до 24. После нескольких туров пары должны отойти в сторону и дождаться, пока не придет их очередь.

§5. Недопустимо совершать более двух кругов танца.

§6. Круговой танец для небольшой компании займет 15 минут и до 20-30 для большого числа гостей. Между танцами следует делать перерывы по 8-10 минут.

§7. Только распорядитель должен давать указания оркестру.

§8. Конфликты, возникающие между джентльменами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

§9. Распорядитель решает, будут ли допустимы дополнительные туры.

§10. Никому не должно быть дозволено танцевать в тяжелых ботинках и верхней одежде, также как и без перчаток.

Если переходить от общих слов к конкретным правилам балов, то, в первую очередь, мы должны отметить, что поскольку хороший вкус подразумевает чувство меры, размер бального зала должен быть соотнесен с числом гостей. Зал не должен быть ни слишком пустым, ни слишком тесным. Лучше всего, без сомнений, когда гости стоящие по периметру как раз охватывают зал.

Также мы расскажем немного о том, как следует одеваться к балу . Есть универсальное правило, как для джентльменов, так и для дам. Одежда должна быть как современной, хорошо пошитой из дорогого материала, и настолько простой, насколько возможно.

Для джентльменов это – черные костюмы, белые рубашки, желтые или белые перчатки, бальные туфли или кожаные ботинки. Одежда не должна стеснять джентльмена, поскольку если он не чувствует себя на балу также свободно как и у себя дома, то ему лучше дома и оставаться. Тем не менее, легкость не должна перерастать в нахальство, поскольку после паясничания, это – самый большой промах для любого пола. Не забывайте, легче хорошо танцевать, нежели хорошо себя вести.

Считается неприличным танцевать с одной дамой более трех-четырех раз, даже если вы находитесь в близких отношениях. Разговоры должны происходить на пониженных тонах и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

В целом, джентльмен не может быть чрезмерно внимателен к своей партнерше, и должен помнить об этом, оставаясь рядом с ней после приглашения на танец. Приглашения задолго до начала бала на частных танцевальных вечерах считаются невежливыми и никогда не должны превышать трех танцев.

То, что мы сказали о выборе простого костюма для джентльмена, в еще большей степени применимо к дамским нарядам. Также дамы не должны перегружать себя украшениями, потому что ни что так не свидетельствует о дурном вкусе, как танцующие цветочные клумбы. Особое внимание следует уделить выбору перчаток и платка , которые всегда являлись эталоном хорошего вкуса.
Кроме того, даме следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу – это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды и, в общем, все, что расходится с законами красоты должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к джентльмену должно всегда быть размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать джентльменам, пригласившим их на танец – признание, которого достойно любое внимание. Поведение дамы должно быть доброжелательным, но ни в коем случае кокетливым, поскольку ничто так не опускает оценку женщины или девушки в мужских глазах, если он не дурак, как кокетливое поведение. Он решит, что ухаживания, обращенные к незнакомцу – это ухаживания, обращенные ко всем, следовательно, не стоит воспринимать это на свой счет.

Обязанности распорядителя

§1. Устроители бала должны собраться за 15 минут до начала бала.

§2. Они должны установить порядок танцев и распределить между собой обязанности.

§3. Когда дамы входят в залу, церемонемейстер должен ознакомить их с порядком танцев и сопроводить до кресел.

§4. Вежливость и предупредительность по отношению к дамам - первейшая обязанность распорядителей.

§5. Также в обязанности распорядителя входит представления незнакомых людей.

Распорядитель должен делать все, чтобы гости чувствовали веселье и удовольствие!

Венские балы, или как почувствовать себя Золушкой February 5th, 2006

Венские балы - ничего подобного нет больше в мире!Сейчас трудно даже сказать с определенностью, где и когда состоялись первые балы: в средневековых ли замках рыцарей, в королевских ли дворцах?


Слово «бал » произошло от немецкого и в переводе означает «мяч». Когда-то в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые в прошлом году вышли замуж. Каждой из них дарили мячик, наполненный шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для сельской молодежи угощения и танцы, наняв на свои средства музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или баллов, т. е. вечеринок с танцами.

Венские балы имеют древнюю историю. До наших дней дошли подробные описания танцевальных праздников, проводимых в столице Австрии ещё в Средние века. Так торжество, устроенное в 1347 году в честь венгерского короля Людвига Великого, по сообщениям хрониста, занимало все дни и ночи в течение целой недели и потрясало всех присутствующих своим великолепием и размахом. Спустя чуть более 100 лет в Вене состоялась встреча другого венгерского короля с немецким кайзером, и на этот раз всё также закончилось грандиозным приемом с танцами, настолько блестящим, что современники даже повесили по этому случаю памятную доску на одном из венских домов.


Однако, апогеем в истории балов в Вене называют Венский конгресс 1814-1815 годов, куда съезжались все самые влиятельные монархи для решения судьбы послевоенной Европы, но балы их занимали, по свидетельству историков, куда больше, чем дипломатия.


Расцвет же венских балов наступил в XIX веке и связан с популярностью вальса, обязанной, конечно, «королю вальсов» Иоганну Штраусу.

Так Вена и по сей день сохраняет за собой титул мировой столицы балов.

В бальный сезон в проходит около 300 балов, которые начинаются с 31 декабря и продолжаются почти до конца февраля. Балы проходят в старинном дворце Шенбрунн (летней резиденции австрийских императоров Габсбургов), Хофбурге (Kaiserball открывает «сезон балов» в Вене в новогоднюю ночь!), Ратуше и др., но главным и самым значительным из которых не только в Австрии, но и во всей Европе является бал, который проводится в здании знаменитой венской Оперы.

Каждая уважающая себя корпорация в эти дни устраивает свой бал: бал венских флористов - «цветочников», бал рестораторов (владельцев кафе и ресторанов), бал медицинских работников (Vienna Physicians" Ball), юристов (Lawyers" Ball), бал инженеров (Engineers" Ball), охотников (Hunters" Ball), аптекарей (Pharmacists´ Ball), студенческий бал, бал сексуальных меньшинств (так называемый бал радуги) и даже, говорят, общество слепых организует свой собственный бал. Бал в этом случае - это не просто праздник музыки и танцев, это еще и возможность собраться вместе единомышленникам, людям, которых объединяет одна профессия или общее дело.

(информация взята отсюда )

Каждый бал имеет своё очарование. Бал цветов (Blumenball), например, превращает Ратушу в море цветов, а бал конфет (Bonbon - Ball ), который раньше назывался «Сладкая ночь», привлекает посетителей сладкими сюрпризами. Кстати, «Бал конфет», проходящий 28 февраля в концертном зале Konzerthaus в этом году посвящён Зальцбургу - городу Моцарта.

Чтобы почувствовать себя Золушкой, Наташей Ростовой… или принцем, надо не много на первый взгляд - бальное платье для женщин, фрак и бабочку для мужчин, и обязательное умение танцевать вальс! И если среди венцев мало кто не умеет танцевать вальс, ведь уроки танца входят в программу среднего образования наравне с математикой и литературой, а в 16 лет по традиции все юноши и девушки без исключения поступают в школы танцев (вот что значит стиль жизни!), то у нас, пожалуй, не каждый может похвастаться таким умением (не то, что школьный вальс, на собственной свадьбе теряемся! :-))…


Танцуют на балах всё больше классические танцы: венский и медленный вальсы, фокстрот, польку, ча-ча-ча, румбу и бугги…


На «Alles Walzer!» - Танцуют все!» - бал считается открытым. Когда-то танцевальную процессию открывали дебютантки - девочки из аристократических семей. Но теперь только бал в Опере может себе позволить ежегодно приглашать молодое поколение австрийских аристократов.


Сохранилась еще одна из старинных бальных традиций - «дамский взнос». Его суть заключается в том, что все приглашенные дамы получают от организаторов празднества подарок - какую-нибудь ценную безделушку. Медальоны, вееры с названием бала, небольшой сувенир (на вроде хрустальной фигурки от Сваровски;-)), крошечные книжки в маленьком сундучке и т.п. Ведь, несомненно, любому захочется оставить что-то на память о прошедшем вечере!

Билеты на балы, говорят, различаются по стоимости довольно сильно, т.к. зависят от мероприятия и от места в зале - от 100 евро до 16 000 евро.


В последнее времястало модно проводить Венские балы в разных частях света - в Бангкоке и Токио, в Дубае и Нью-Йорке, Будапеште, Праге, в Стамбуле, Риме и у нас в Москве. Но в любом случае, никакая «подделка», пусть даже самая безупречная, не заменит оригинала.


Я точно знаю, что однажды и я буду на Венском балу кружиться в ритмах вальса до самой ночи. Вот помяните мое слово - буду обязательно! ;-)


Что такое бал? Бал – это большой танцевальный вечер под живую музыку классического жанра, как раньше говорили в старину «вечернее собрание обоего пола для пляски». От обычных развлекательных танцевальных вечеров бал отличается особой торжественностью, пышностью, аристократизмом, строгим этикетом, живой классической музыкой и классическим набором танцев, следующих, как правило, в заранее определенном порядке.

Слово «бал» присутствует во всех европейских языках и звучит абсолютно одинаково (фр. bal, итал. ballo, нем. Ball, рус. бал), но его этимология в разных языках отличается. Например, в итальянском языке «il ballo» происходит от глагола ballare, что означает «танцевать». Таким образом, «ballo» - это танец, пляска. А «der Ball» в переводе с немецкого языка означает мяч. Его связь с балом, в классическом понимании этого слова, восходит к древней традиции.

В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

Когда появился первый бал? Во времена рыцарских турниров? Или ещё раньше? Сложно сказать. Балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников. Считается, что начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. во французском городе Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской.

В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко. Балы получили широкое распространение только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при короле Генрихе IV. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV - с тех пор они составляют существенную часть большинства придворных празднеств.

Для балов выработался со временем, первоначально во Франции, определённый церемониал. И вместе с тем лица третьего сословия получили возможность, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.

В годы Великой французской революции центр бальной культуры переместился в Вену, где и сейчас сосредоточена вся бальная жизнь.

Балы делились на две категории. Это были придворные и общественные балы. Придворные балы являлись официальными мероприятиями. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей.

Общественные балы устраивались всеми существующими на тот период сословиями и имели довольно свободную форму проведения и широкий круг участников. Можно сказать, что бал был основной формой общения и развлечения для большинства городских жителей.

Были также детские балы, домашние балы, балы – маскарады. История балов чрезвычайно разнообразна. Менялась мода, традиции, танцы. Но одно оставалось неизменным. Самое главное для бала, да и для танцев в целом – это взаимоотношения мужчины и женщины – именно этот мотив руководил людьми при создании балов во все времена.

Бал – это, прежде всего, место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души. Черты, которые характеризуют бал – это аристократизм, утончённость, достоинство, красота.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.

На сегодняшний день, если говорить о России и в целом о Европе, наибольшее распространение получили спортивные бальные танцы, а место балов заняли соревнование и конкурсы по бальным танцам. Современные конкурсы и соревнования имеют ряд особенностей. На соревновании не так важны эмоции и общение между людьми. Большее значение имеет достижение спортивного результата, что несколько отличается от изначальной идеи, с которой проводятся балы.

Но история бала продолжается… Современный балы чрезвычайно разнообразны по стилю и форме проведения бала. И, конечно, очень популярен традиционный венский бал. Венские балы появились в современной России относительно недавно, но достаточно быстро приобрели широкую известность среди населения столичных городов. Как и прежде, балы делятся условно на «придворные» - балы для высшего света, элиты, политиков и дипломатов – и на «общественные», которые проводятся губернаторами, муниципалитетами, местными организациями и просто любителями. На какой бал хотите попасть Вы? Решать Вам!

В первой половине XIX века в Вене в период масленицы, т.е. с первого января и до конца праздника, каждый вечер (!) давалось до 250 балов. В элегантных заведениях и огромных залах, число которых постоянно увеличивалось (некоторые залы вмещали до 8000 гостей), а так же в театрах и при дворе, вальсировала не только аристократическая верхушка, а танцевали и простые горожане, желавшие забыть будни и окунуться в волшебный мир вальса. Все это происходило даже в частных домах и окраинных кафе.

… Сколько смысла, феерии, грациозности и изящества каждый вкладывает в это понятие! Балы в Австрии происходили, еще начиная со времен средневековья, но их расцвет пришелся на первую половину XIX столетия. Ежегодно зима становилась сезоном балом, они проходили практически каждый день, начиная с празднования Нового года, и заканчиваясь масленицей, являющейся предшественницей пасхального поста. Балы проходили в императорском дворце, и в особняках австрийских аристократов, а танцующим было тяжело определиться с выбором гостеприимного хозяина, который открывал бал в своем доме. На территории Вены ежедневно проводились сотни балов по разным адресам, именитые граждане получали приглашения, в некоторые дни насчитывалось более 250 балов, и это только за один день! Балы происходили и в театрах, нередко после просмотра посетителями увлекательного спектакля или прослушивания оперных арий. Элитные помещения и просторные залы с высокими потолочными сводами, освещаемые неярким светом хрустальных люстр, могли вместить до восьми тысяч гостей бала - изысканных джентльменов и дам в шикарных бальных платьях. Но балы были развлечением не только для элиты, но и для обычного простого народа, и интеллигенции, и купечества, и небогатых мещан, только такая публика допускалась не на все приемы. В особые дни для них устраивались балы в королевском дворце, а в остальное время менее респектабельные горожане проводили свои балы - на окраинах Вены, в дешевых ресторанчиках и кафе, или прямо во дворе жилых домов.

Вена и вальс уже давно стали синонимами, и такие ассоциации появились еще со времен существования Австро-Венгерской монархии. История венского вальса, неотделимая от бессмертных творений Штрауса, насчитывает уже два столетия, а любовь к вальсу и балам не утрачивает своей популярности. Вальс танцуют все жители Вены - и бедные, и богатые, и молодые парни и девушки, и люди средних лиц, и даже жители австрийской столицы весьма преклонного возраста. А искусствоведы до сих полемизируют на тему исторического развития вальса как одного из видов бальных танцев. Все сходятся во мнениях, что вальс родился не во дворце, и не в особняках аристократов, а на окраинах городах, во дворах и на первых этапах своего развития был танцем, характерным для простого люда, которые в движении выражали свою чувственность и эротичность.

Предшественником вальса можно назвать танец «лендлер», известный на территории Германии, начиная с XVII века, этот танец являлся излюбленным развлечением простого народа, особенной популярностью он пользовался в приальпийской местности, а главной характеристикой танца ««лендлер» являет такт в три четверти, как и у возникшего впоследствии вальса. В середине XVIII столетия в лексиконе австрийцев появляется слово «walzen», которое нашло отражение даже в толковых словарях того времени, оно означало кружение в такт. В течение короткого периода вальс становится любым танцем аристократии, он вытесняет популярный в королевских дворцах на протяжении столетий танец менуэт. Развитие вальса происходило при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, это с ее высочайшего разрешения туры вальсы стали перемежать менуэт, а впоследствии Вена из музыкальной столицы империи превратилась еще в столицу вальса, а умение танцевать его - главным признаком воспитания и хорошего тона. Даже французский император Наполеон Бонапарт, посватавшись к принцессе из Австрии, постигал искусство танца, а учил его лучший учитель, специально приглашенный из вены для этой цели.

Вальс пользовался популярностью не только в Европе, но и на территории Российской империи, а история запечатлела грандиозный бал, устроенный русским царем Александром I во время известного Венского конгресса, проводившегося в 1814-1815 годах. Вальс выполнялся русскими красавицами в роскошных нарядах, а между танцами гостям подавались лучшие блюда русской кухни, просторные залы отличались роскошью и изыском. Популярность вальса сказалась и на произведениях лучших композиторов того времени, музыку для вальса писали и Шуберт, и Карл Мария фон Веберн, сумевший дать новое направление в музыке, придав вальсу дополнительную грацию и изыск, а композитор Ланнер сделал вальс подлинно триумфальным видом танца. На развитие вальса повлияла и конкуренция между композиторами, среди которых находился и сын великого Штрауса, именно ему впоследствии будет присвоен титул «короля вальса». Соревнуясь между собой, композиторы доводили свои произведения до совершенства, а жители города даже могли сосчитать, где, когда и сколько проводилось балов, и кто их давал.

Многие современные историки выдвигают мнение, что именно вальс стал спасительным средством для Австрии, предотвращая народный гнев, который в других странах превращался в кровопролитные революции. Вальс немного стирал социальные грани, а разделение на классы становилось немного размытым, но далеко не все балы стирали классовые грани. Так, на «Придворный бал» приглашалась лишь аристократия, настоящие «сливки общества», а его правила были строго расписаны, отступления от этикета не допускались. Ситуация изменилась в 1899 году, когда монархию постигло горе, в тот год умерла любимая страной императрица Элизабет, которую австрийский император Франц-Иосиф называл ласковым прозвищем «Сиси». С тех пор император потерял интерес и балам, и вальсам, а «Придворный бал» был отменен навсегда. В тот период пальма первенства перешла к «Оперному балу», который ранее также проводился в просторных залах императорского дворца, и лишь с 1899 года переместившийся в просторное здание Венской оперы.

Во времена смуты, революции и войн Вена забыла и о балах, и о вальсах, но уже после установления Первой австрийской республики любимая традиция получила дальнее развитие, «Оперный бал» был возрожден, он не проводился лишь в тяжелые годы второй Мировой войны, когда ни жителям Австрии, ни ее руководству было не до танцев. Война и разрушения уже давно остались в прошлом, «Оперный бал» проводится ежегодно, по традиции начинается именно в последний четверг масленицы, как и в давние времена. Его открытие ровно в 22:00 часа начинается с одновременного кружения в вальсе, в котором принимают участие 200 пар - молодых парней и юных красавиц в бальных платьях. Приглашение на бал торжественно получают самые красивые девушки, не только из Австрии и других стран Европы, но и со всего мира, а решение о допуске на бал принимает специальный Комитет, членов которого невозможно ни уговорить, ни разжалобить, ни подкупить. Чтобы дебютировать на «Оперном балу», каждая дебютантка должна доказать Комитету свое владение искусством вальса, как правосторонним, так и левосторонним. И только самые лучшие из них после успешно сданного экзамена могут надеть стилизованную корону - непременный атрибут всех дебютанток бала. А форма короны ежегодно изменяется, над ее внешним видом работают лучшие дизайнера, и каждый проект и эскиз подвергается тщательному рассмотрению, при этом, после долгих совещаний, будет выбран лишь один эскиз, который члены комитета сочтут наилучшим. Членами Комитета могут быть только женщины из аристократических семей или современного высшего общества, состоящего из политической элиты, как правило, Комитет начитывает все 3-5 человек.

Несмотря на прошедшие два столетия, когда на балах танцуется вальс, ни Венский бал, ни сам танец не утратили своей популярности, а аналоги «Оперного бала» ежегодно проходят не только в других европейских столицах, но и в Азии, и в Африке, и в Америке. Классический бал проводится и в арабском мегаполисе Дубае, в турецком городе Стамбуле, азиатских столицах Токио и Бангкоке, в итальянском Риме, вальсы не чужды и жителям России, а в Москве проводятся ежегодные балы, подобные «Оперному балу» в Вене. Чехия, Словакия и Венгрия, которые уже давно получили независимость, также не забыли лучшие традиции Австрийской империи, а их столицы Прага, Братислава и Будапешт становятся на короткое время столицами балов и вальса. При этом довольно часто оркестр, способный передать чарующую классическую атмосферу времен Шуберта, приглашается из самой Вены. Венский бал чем-то напоминает сказку, так не похожую на современную реальность, а незабываемая обстановка словно переносит гостей праздника на два столетия назад, заставляя их забыть о жизни в третьем тысячелетии. Но каждая сказка рано или поздно приходит к концу, и бал заканчивается…

P.S. Фотографии сделаны на Венском Балу в Москве в 2007 году, но очень достойно передают общую праздничную атмосферу этого действа.