Музыкально – театрализованное занятие в подготовительной группе «путешествие в деревню колобково. Музыкально-театрализованное занятие с детьми подготовительной группы на тему "путешествие в страну вообразилию" Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

« Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников »

Актуальность

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого принятия музыкального образа, поэтому возникает необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Все вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы.

Цель:

Основная цель – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.

Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение». Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля. Театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность, сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает речь детей. Это – конкретный зримый предполагаемый результат.

Задачи и методы:

Создание условий для творческой активности детей и родителей.

Последовательное знакомство детей с видами театров.

Совершенствование артистических навыков.

Раскрепощение ребенка.

Работа над речью и интонацией.

Коллективные действия (в танцах, играх).

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

Импровизационность.

Гуманность.

Систематизация занятий.

Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2 младшей группы, родители.

Вид проекта:

Творческий.

Длительность проекта:

Учебный год: сентябрь-май.

Предполагаемые результаты:

1.Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

2.Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика.

3. Формирование опыта социальных навыков поведения.

Используемая литература:

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.

Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984 – 146 с.

Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.

Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 – 240 с.

Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92стр.

Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. // Дошкольное воспитание. – № 11. - 2002. – С. 12

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.

Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.

Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21

Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.

Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. – 71 с.

Основная часть.

План проекта - этапы

Подготовительный

1.Определение темы, цели, задачи, проблемы.

2.Составление плана-схемы проекта.

3.Сбор, накопление материала.

Основной

Работа с сотрудниками ДОУ.

Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.

1.Проведение теоретического семинара для воспитателей ДОУ на тему: «Виды театров и их рациональное использование в ДОУ».

2. Консультация для воспитателей «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности».

3. Консультация для воспитателей «Развитие театрализованной деятельности как форма проведения творческих развлечений с детьми».

4. Смотр-конкурс театральных уголков в группах.

5. Проведение открытых занятий по театральной деятельности воспитателями младших групп.

6. Проведение педагогического совета на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста».

Работа с родителями

Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.

1.Проведение бесед, консультаций, анкетирования.

2. Организация выставки – конкурса театральных кукол и декораций (сделанных руками родителей).

3.Организация совместного развлечения с использованием элементов театральной деятельности.

4.Викторина для родителей «Дети и театр».

Работа с детьми.

1.Проведение цикла занятий, игр.

2.Подготовка и показ открытого занятия «Мы играем в театр».

Заключительный

Презентация проекта, показ открытого занятия на КМО.

Этапы работы

К театрализации привлекаются и педагоги, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями изготовили декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.).

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности

Театрализацию в работе с детьми применяем с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности будут усложняться, дети будут инсценировать небольшие сказки, поэтические произведения.

С малышами уделяем внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используем упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. В работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми сочиняем маленькие истории, все вместе придумываем диалоги героев.

В танцевальном творчестве внимание уделяем воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях используем различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т.д.

В процессе работы добиваемся выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнять других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Проект рассчитан на год обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей.

I. “Театральный букварь”, так называемая “первая ступенька”, представляют собой цикл интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации, а также музыкально-слуховых ощущений.

Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка.

Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

В процессе занятий у детей формируются:

Навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);

Развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

Формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”

Формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);

Закладываются основы сценической речи;

Формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.

II. “Музыкальный театр”, так называемая “вторая ступенька”, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.

Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в разделе программы “Музыкальный театр” призваны объединить все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала при создании музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров.

Методики

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективными, которые мы используем при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяем такому виду деятельности, как, ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, театрализованные представления.

На занятиях широко используем методы развивающего обучения, с помощью которых решаем стоящую перед нами учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные нами цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

Ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С. Станиславский, Л.А. Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

В работе также используем ритмопластику, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестереотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Выводы:

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Элеонора Александровна Смола
Конспект музыкального занятия «Мы артисты» с использованием театрализованной деятельности (старшая группа)

Конспект музыкального занятия «Мы артисты »

с использованием театрализованной деятельности

(старшая группа )

Программные задачи :

Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, пантомимики. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие способы общения.

Развивать у детей навыки совместной деятельности , чувств общности, умение выражать свое настроение.

Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией , произношением.

Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.

Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения договариваться и действовать сообща.

Предварительная работа :

Игровые упражнения : «Приветики» , «Я сам»

Двигательные упражнения : «Осенние листочки» , «Камешки» .

Пальчиковые игры : «Рыбак» , «Ёжик» , «Мыши и кот» .

Разучивание этюдов : «Ёж» , «Заяц» , «Подарки» , «Кочерыжка» .

Чистоговорки : «Медведь» , «Лебеди» .

Ход занятия:

Дети заходят в зал их встречает муз. руководитель, становятся в круг.

«Музыкальное приветствие »

М. р : Ну, здравствуйте ребята!

Дети : Здравствуйте!

М. р : Как ваше настроенье?

Дети : Очень хорошо!

М. р : Пора нам заниматься?

Дети : Да, да,да!

М. р : Мы будем все стараться ?

Дети : Также, как всегда!

М. р : Будем танцевать и песни распевать, прошу, ребята,вас за мною повторять! (дети повторяют за педагогом движения и превращаются сразу в мышат, затем в щенят, пропевая это приветствие).

М. р : Ай, тили- тили-тили

Мы поутру в сад ходили (идут по кругу)

Вот нас… повстречал (называем имя)

Как же он нас, привечал?

Дети : А вот так!

Добрый день!

(Проигрываем все варианты детей)

М. р : Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости, поприветствуем их.

«Музыкальное приветствие » .

М. р : (обращается к детям)

Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная »

Артистами хотите стать ?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(примерные ответы детей : изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в бабочку, осу?

Дети : Жесты и, конечно, мимика.

М. р : Не печенье, не ватрушки

Не сметану, не ирис

Любим мы играть в игрушки

Днем и ночью, подивись.

Тут машинки, зайки, мишки,

Вот мячи, а вот шары.

Выбирайте, ребятишки, все,что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?

Дети :

Музыку

Настроение

Игрушки

М. р : Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем ее отгадать.

(дети располагаются на ковре полукругом)

Упражнение двигательно – игровое «Любимая игрушка» .

М. р : Я вам загадаю загадку про одну интересную игрушку, а вы попробуйте отгадать :

Быстрее ветра я скачу,

"Цок-цок,"" – копытами стучу,

Я громко ""иго-го"" кричу,

Садись на спину – прокачу!

(Лошадка)

М. р : Ребята, а вы знаете, что такое «ипподром» (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме, давайте сядем на стульчики.

Игра на координацию речи и движений «Ипподром» .

Лошадки стоят на старте - дети сидят на стульях, руки на коленях.

Лошадки скачут -хлопают ладошками по коленкам и щелкают языком

Лошадки перепрыгивают через барьер- «Ап!» -один хлопок по коленям

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер-«Ап!Ап!» -2 хлопка по коленям обеими руками

Лошадки скачут по песочку - потирают ладони и произносят «Шур! Шур! Шур!»

Лошадки скачут по камушкам - «А-а-а!» - кулачками стучат по груди

Лошадки скачут по болоту – «Чвак! Чвак! Чвак!» -хлопки ладонями по коленям

Лошадки скачут мимо трибун девочек. - «А-а-а!» - кричат девочки

Лошадки скачут мимо трибун мальчиков - «А-а-а!» - кричат мальчики

Лошадки приближаются к финишу – дети хлопают ладонями по коленям и щелкают языком с убыстрением темпа

Лошадки приближаются к финишу – «Ух!» -выдохнуть воздух

Поздравляю вас! Вы все вместе пришли к финишу! – все хлопают в ладоши.

М. р : А как вы думаете, как еще можно двигаться?

Ответы детей : парами, врассыпную, движение спиной и т. д.

М. р : Давайте наши «лошадки» выполнят эти движения! (дети под музыку двигаются по залу , выполняя различные задания)

М. р : У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные лошадки. А как вы думаете, можно ли научить лошадок говорить? А с помощью чего?

(варианты детей, конечный вариант – чистоговорка)

М. р : Ребята, давайте сядем на стульчики и послушаем наших артистов . Кто желает выступить? (3-4 варианта)

Примерные варианты чистоговорок :

Стоит воз овса, возле воза овца.

Собака сидит на цепи.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кошка спит, а мышку видит.

Ежик лежит под ёлкой.

Лёжа хлеба не добудешь.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Мальчик чистит лошадку щеткой.

Щенок играет с мячом.

Са-ша-ша- Соня моет малыша.

Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

М. р : Молодцы, ребята, вы очень хорошо рассказывали чистоговорки, а я предлагаю отдохнуть. Давайте станем парами.

Психогимнастика «Руки» .

Руки знакомятся сначала на себе

Руки ссорятся затем с другом

Руки мирятся

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Начинаем счет опять!

М. р : А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз. (дети достают цветные квадраты, в этот момент педагог раскладывает на ковре большие квадраты с заданием)

А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте свой этюд.

Показ этюдов детьми.

(разыгрываются знакомые этюды)

М. р : Вам понравились этюды? (выслушать мнение детей)

А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг и показывают мимикой настроение)

Молодцы, ребята, справились с заданием. Предлагаю поиграть.

Игра «Молчанка» муз. Е. Макшанцевой.

Раз, два!- мы молчим!

Ничего не говорим (изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)

Раз и два, и раз и два

Мы с тобой друзья! (кружатся со своей парой)

(игра проводится 2 раза)

М. р : Вы теперь все друзья! Вот и наша встреча подошла к концу. Давайте закончим нашу игру веселой песней.

«Песня о дружбе» .

Музыкально-театрализованное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Безопасность в лесу»

Цель: Закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; развивать внимание, память, инстинкт самосохранения; воспитывать дружелюбие, желание помочь в беде.

— Ребята, какое сейчас время года?

По каким признакам вы это определили?

Пригрело солнце, стало тепло, на деревьях появились листочки, расцветают цветы.

Да, в такую погоду очень хочется отправиться в лес на прогулку. Давайте это мы и сделаем.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки». Движ. М.Ю.Картушиной

Большие ноги шли по дороге (идут по залу, каждый в своём направлении),

А маленькие ножки бегут по дорожке (бег в рассыпную)

Вот мы с вами, ребята, пришли в лес. А давайте вспомним каких лесных жителей мы можем в нём встретить.

Комплекс упражнений «Лесная зарядка» Движ. М.Ю.Картушиной

1.Раз, два, три, четыре, пять,будем дружно мы шагать (маршируют друг за другом)

2.Быстро бегают зайчишки, озорные шалунишки (бегут по залу).

3.А теперь крадётся волк. Страшный волк – зубами щёлк (крадутся на носках)

4.Ну а мишка косолапый широко разводит лапы (покачиваются с ноги на ногу, руки в стороны).

5.Лиса спинку наклоняет, выпрямляет, выпрямляет (наклоны вперёд, ударяют по коленкам руками.)

6.Рядом с ёжиком присядем, а потом на ножки встанем (приседания).

7.Рядом белочки резвятся, прыгают и веселятся (прыжки на двух ногах).

8.А когда цветок найдут, — нежный аромат вдохнут (восстановление дыхания).

Вспомнили мы с вами, какие звери в лесу живут. Некоторые уж тут как тут.

Слушание музыки «Зайчик»

(Ведущий показывает игрушку зайчика)

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, ест морковку. Кто это?

Давайте покажем, как зайчик прыгает.

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» (М.Ю.Картушиной)

Посмотрите, что за пальчик,

Ловко прыгает как зайчик.

На бревно и на пенёк

Прыг да скок, прыг да скок.(раздвигают пальцы левой руки и указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаются к пальцам левой руки).

Какой весёлый зайчик. А как он умеет плясать?

Зайка, зайка, попляши,

Наших деток посмеши.

Топай, топай, лапками,

Серенькими лапками.

Танец-игра» Зайчик и детки»(М.Ю.Картушина)

К деткам зайчик прибежал, перед нами прыгать стал (игрушечный зайчик в руках ведущего скачет)

Прыг-да скок, прыг-да скок, попляши со мной дружок. (под музыку дети выполняют танцевальные движения).

-(Ведущий смотрит на зайчика) Хоть с нами зайчик потанцевал, но что-то он не весёлый (делает вид, что слушает зайчика). Ребята, зайчик мне рассказал, что он сам, без мамы убежал гулять и заблудился. А разве можно детям одним убегать и гулять? (нет, только со взрослыми)

Лисичка пришла и платочек принесла. Эй, ребятки, эй, ребятки, поиграем с вами в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять, буду я сейчас искать.

Игра «Прятки с платком» (М.Ю.Картушина)

Очень любим в прятки мы играть, очень любим прятаться и искать (идут по кругу).

Вы скорее приседайте, глазки быстро закрывайте (приседают, закрывают глазки)

(Проигрыш) (Ведущий накрывает одного ребёнка платком).

Вы к платочку подходите, кто там спрятался скажите. (Узнают дети, кого нет).

Самое главное правило должны все уяснить: без взрослых в лес нельзя ходить.

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

Домой больше не дойти.

В лесу надо держаться всем вместе, рядом со взрослыми. Но если вдруг потерялись вы из вида взрослого, то кричите громко, чтобы можно было найти друг друга по голосу.

Давайте позовём маму зайчика, она нас услышит и придёт. (зовут, около кустика появляется игрушка мамы –зайчихи).

Услышала нас мама-зайчиха (ставит игрушку зайчика около мамы-зайчихи).

И малыш-зайчик, я думаю. Больше без мамы не будет гулять.

Слушание музыки «Лисичка»

(Ведущий берёт игрушку лисичку)

Хитрая красавица в лесу живёт,

Хвостиком помашет, след свой заметёт.

Рыжая шубка – её краса,

Рыжая плутовка. Это лисонька –лиса.

Превратимся в зайчиков и поиграем с лисичкой.

Игра «Зайчики и лисичка» (муз. Финаровского. Игра прятки с платком.)

Ох и хитра наша лисичка, она может любого уговорить пойти с собой. Разве можно идти с незнакомыми людьми?

Нет, нельзя! Как бы вас не уговаривали, надо идти только с теми, кого вы знаете!

(Ставим игрушку лисы возле куста)

Уходи, Лисичка, спасибо, что с нами поиграла, но с тобой мы никуда не пойдём. Правда, ребята?

Посмотрите, идёт мишка,

Он такой лохматый,

Идёт, идёт мишка.

Мишка толстопятый.

Стихотворение с движениями «Мишка косолапый» (М.Ю.Картушина)

Мишка косолапый по лесу идёт (пальчиками «идут» по коленям)

Шишки собирает, песенку поёт (одной рукой берут шишку и кладут в корзинку – на другую ладошку)

Вдруг упала шишка мишке прямо в лоб (первая рука поднята, затем ею слегка ударяют по лбу)

Мишка рассердился и ногою топ («рычат»-р-р-р, хлопки по коленям)

Больше он не будет по лесу гулять (качают головой и пальчиком влево-вправо перед собой)

Сядет он в машину (показывают «руль»- крутят им перед собой)

И поедет спать (складывают ладошки под щёчку – «спят»).

Мишка, мишка, поднимайся,

Косолапый, просыпайся (мишка спит).

Тихо дети подходите

Мишеньку не разбудите,

Подойдём к нему скорей,

Будем топать веселей.

Игра с медведем

1.Дети по лесу гуляли и медведя увидали,

Он под ёлочкой сидит, притворился будто спит.(ходят по залу в рассыпную)

2.Дети к мишке подходили, косолапого будили:

Просыпайся и вставай, и скорей нас догоняй.(мишка просыпается, ловит детей).

(Ведущий показывает на мишку)

Посмотрите, что-то мишка наш грустный стал. Может,он заболел? Нужно позвать лесного врача, который лечит всех зверей. Зовут его Доктор Айболит.

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лисица,

Белка, зайка и волчица.

Давайте позовём доктора Айболита (зовут доктора, он приходит)!

(Доктор Айболит несёт свою сумку.)

У кого температура?

Есть таблетки и микстура,

Сидит мишутка, хмурится,

Может, температурится?

Мишка с нами играл, может лапку оцарапал?

Сейчас посмотрим. Помогите мне, подержите мишку, ребята.(Дети держат медведя, а доктор Айболит осматривает его, лапку бинтует. Проводит беседу о том, что нужно быть осторожным во время игры, не брать в руки острые предметы, палки. Не драться ими, не бросать камни, ведь они могут нанести травмы. Не нужно бегать быстро, толкаться – это может приносить вред здоровью.)

(Ведущий берёт медведя.)

Мишка снова наш здоров,

С нами танцевать готов!

Звонче музыка играй,

Всех на танец приглашай!

Танец «Стужа»

(Ведущий показывает игрушку белочки с грибом мухомором, ягодами)

Вот белка озорная, весёлая, смешная.

По лесу гуляет, грибы, ягоды собирает.

-(доктор)Нет, нет, такие грибы и ягоды, как собрала белочка, нужно выкинуть, а лучше их совсем не брать (берёт мухомор).Это, ребята, гриб-мухомор, он хоть и красивый на вид, но очень опасен. Его нельзя кушать никому, потому что им можно отравиться.

Если хотите грибочки покушать, то лучше собирайте съедобные грибы со взрослыми, они лучше знают, какие нужно собирать, чтоб потом из них приготовить вкусную еду.(показывает веточку с ягодами). Много есть в лесу ягод. Которые можно кушать, а есть много опасных. Поэтому ягоды в лесу нужно собирать со взрослыми и очень осторожно. Следить, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. Они внешне очень красивые, не вызывают опасения, но они очень опасны. И если сомневаетесь, то лучше их не берите.

Много грибов выросло на полянке, все они съедобные – давайте их соберём и отдадим белочке – ведь она любит их кушать.

Игра «Собери грибы» (дети собирают грибы в корзинки)

-(доктор) (берёт мобильный телефон) Да! Это я- доктор Айболит! Что случилось? Скоро буду. (обращается к детям) Хорошо мне с вами, ребята. Но срочно нужна моя помощь. И я побегу, ведь я лечу всех лесных зверей. До свидания. (уходит)

(ведущий обращает внимание детей на кустик, возле которого игрушка ёжика)

Посмотрите, кто под ёлкой бегает с иголками?

Сам на ёлочку похож, знаем мы, что это… (ёж).

(замечает ведущий возле ежа коробку спичек)

Что это у тебя, ёжик? (берёт спички) Коробок спичек. Как тебе не стыдно? Разве ты не знаешь, что спички – это не игрушка. Все наши малыши знают: с пожаром в прятки не играют, все запомнить должны: спички детям не нужны! (показывает на плакаты по пожарной безопасности)

1.Будь всегда осторожен с огнём, а не то он станет нашим врагом.

2.Надо помнить, надо знать – их опасно поджигать.

3.Костёр разводи только со взрослыми. Не жги сухую траву, листья.

4.Костёр в лесу не оставляй, уходя, заливай водой, засыпай землёй.

5.Дети, помните о том, что нельзя играть с огнём (убирает спички) .

Лучше, ёжик, с нами поиграй, шишки-мышки с нами собирай.

Пальчиковая игра «Мышки-шишки М.Ю.Картушиной

Ходит ёжик по дорожкам, по лесу, по лесу (поочерёдно вытягивают руки вперёд)

Любит рыться в старых листьях по валежнику (пальчиками по коленям «скребут»)

Уж я ёжику –ежу (руки полочкой)в поле тропку покажу(вытягивают руки вперёд).

Где падают мышки, еловые шишки (потирают прямые ладошки друг о друга).

Хорошо в лесу, весело, встретили с вами много лесных зверей, узнали о том, как надо вести себя в лесу, чтобы быть здоровыми, не попасть в беду.

Слушание музыки «Дождик» (муз.Косенко)

Смотрите, ребята, стал понемногу дождик накрапывать. Я думаю, что нам нужно домой скорей идти. А чтобы не промокнуть- откроем зонтики и с весёлой песней пойдём домой, сказав спасибо лесу за прогулку.

Песня «Цветные зонтики»

(каждая группа, спрятавшись под зонтик в руках у воспитателя, поочерёдно уходят в группы)

Театрализованное занятие-игра

МУЗЫКА ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА

Разработала музыкальный руководитель,

воспитатель-методист

ГБ ДОУ ЛНР ЯСКТ№8 «Берёзка»

Валентеева Галина Владимировна

Оформление зала: зал оформлен в виде некоего «волшебного» загадочного леса. Из бумаги и ярких лоскутков изготавливаются необычные, невиданные цветы, деревья, кусты, развешиваются бабочки и птицы.

Из кубиков и лавочек изготавливается подобие нотного стана, на котором будут размещаться «девочки-нотки».

Дидактические пособия и атрибуты: дидактическое пособие «Радуга» со звучащими металлическими пластинками, воспроизводящими звучание звукоряда; дидактическое пособие (карточки) «Звуки музыкальные и шумовые», корзинка с нотками и скрипичным ключом.

Действующие лица: дети - семь ноток-девочек, семь сказочных птичек, две Божьих Коровки и Жук, Музыкальный кот;

взрослые: Музыкальная Лесная Фея, Чёрная Пауза,

Ведущая - музыкальный руководитель.

Дети под весёлую музыку заходят

в зал змейкой.

Ведущая : Ребята, мы оказались с вами в «волшебном» лесу. Нас ожидает прекрасная встреча со сказкой.

Сказка, приходи скорее:

Любит сказки детвора,

С музыкальной Лесной Феей

Познакомиться пора.

Она всё знает и умеет,

Она здесь главная в лесу,

Волшебница - Лесная Фея

Ест землянику, пьёт росу.

Проверит - всё везде в порядке,

Проверит каждый стебелёк,

И с птичками сыграет в прятки,

И детками песенку споёт.

Дети исполняют песню «Добрый лес»

с солистами сл. и муз. З.Роот

Песня “ Добрый лес”. Сл. и муз. З.Роот.

Манит лес своей доброй прохладой,
И звенит у пригорка ручей.
Кружат в вальсе и звери, и птицы.
Песнь свою им поет соловей.

Припев.

Милый лес, добрый лес
«Полон» сказок и чудес.
Мы к тебе все спешим,
Подружиться с тобой хотим!

Ты с любовью нам даришь подарки
Сладких ягод и вкусных грибов.
На зеленой лежали мы травке,
В небе плыл хоровод облаков.

Ведущая:

Дети, нежно посмотрите,

Феи рядом, не спугните,

Совсем рядом с нами сказки,

Приоткройте сердца глазки,

В этой леса тишине будет сладко как во сне.

Колыбельку там качает,

Фея песню напевает,

Божьей маленькой коровке,

На листочке ей так ловко

Мягко тихонько лежать

Душою в небо воспарять.

Танец Двух Божьих Коровок и Жука.

(Медленный вальс)

Появляется Лесная Фея

Музыкальная Фея:

Я не бабочка, не мушка,

Я - крылатая девчушка,

Дуну вам сейчас в лицо

Я волшебною пыльцой:
Чтобы все мечты сбывались,

Все желанья исполнялись,

Вот что я, друзья, умею,

Я ведь сказочная Фея.

Дети говорят вместе с Феей с показом движений

Полон мир волшебных духов, широкий жест рукой

Полон сказок и чудес,

Хочешь знать, что воет вьюга, «рулетка» руками
И что шепчет ветру лес. раскачивает поднятыми руками

Что весной щебечут птицы, «крылышки»

И о чём звенят ручьи, волнообразные движения
Я могу тебе присниться,

Тайны рассказать свои сдувает с ладошки блёстки

Только никому не смей

Раскрывать секреты Фей . грозит пальчиком

Ведущая:

Здравствуй, хозяйка прекрасного царства,

Ну-ка, свои покажи нам богатства.

Фея:

Богатства мои, ведь они возле вас,

Те, что ласкают детский ваш глаз,

Сейчас я вам царство своё покажу,

И много чудес про него расскажу.

Звучит музыка леса

Ведущая:

Как прекрасно в волшебном лесу,

Оказывается этот лес наполнен музыкой.

Фея:

Я рисую радугу в целый небосвод,

А идёт по радуге мой волшебный кот. Выходит Музыкальный кот

Семь цветов полосок разные совсем,

Музыкальных ноток нарисую семь.

Дидактическое пособие «Радуга»

Радостно по ноткам ходит котик стук,

Каждая полоска издаёт свой звук.

Кот ударяет музыкальным молоточком

по пластинкам металлофона

Красная полосочка ноткой «ДО» звучала, (Выбегает и представляя себя

Оранжевая весело нотку «РЕ» качала, делает «пружинку» каждая нотка)

Желтая тянула «МИ» тепло и нежно,

Зелёная трубила «ФА» прилежно,

Голубая ласково нотку «СОЛЬ» пропела,

Синяя полосочка с ноткой «ЛЯ» взлетела,

Цветом фиолетовым нотка «СИ» лилась,

Песнка на этом не оборвалась,

Заплясал зеркальный разноцветный свод,

Очень музыкальный у меня есть кот.

ПЕСНЯ- ТАНЕЦ НОТОК

«Весело в танце кружимся»

сл. С.Богомазова, муз. Д. Львова-Компанейца

Весело в танце кружимся Сколько сегодня радости,

Музыка всем слышна, Как ты хорош, денёк!

С песенкой мы подружимся, Знать не хотим усталости,

Песенка всем нужна! Спляшем ещё разок!

Припев: Отлично жить на свете ля-ля-ля-ля

Нам без веселья просто нельзя!

Пусть ярче солнце светит ля-ля-ля-ля!

Все мы танцуем, все мы друзья!

Музыкальный Кот:

Ах, какой чудесный дом,

Много ярких красок в нём,

Если их передружить

Можно радугу сложить.

Вместе с нотами потом

Мы о радуге споём,

Будут радовать ребят

Краскоряд и звукоряд!

Фея:

Сегодня со мной, ребята, случилась необычная история

Задевая лес дремучий, радугу носили тучи,

Над полями, над лугами,

Над большими городами,

Чтобы мог увидеть каждый

В небе радугу однажды.

Вдруг из радуги-дуги на листочки, на травинки,

На цветочки, на тропинки

На волшебных нитях семь бусинок спустились:

Пролетая по лесу, я собрала их в лукошко,

Чтобы вам показать

Вот танцует солнца луч -

Это мой скрипичный ключ.

С ним изучим без забот

Семь весёлых звонких нот.

Чтоб легко запоминать,

Мы их будем называть:

Села утка на гнездо- Нотки рассказывают про себя

Это будет нотка «ДО»; и показывают карточки. Затем

кладут карточку в корзинку и

Спит лиса в своей норе - прячутся в коробку.

Это будет нотка «РЕ»;

Кошку с дерева сними-

Это будет нотка «МИ»;

Нотка «ФА»- как зелёная фея

ФА-ФА-ФА повтори поскорее;

Нотка «СОЛЬ» - это солнечный зайчик,

Веселится, прыгает, скачет.

У реки поёт «ЛЯ» - лягушка,

Мне вторят в камышах подружки;

В речке блещут караси -

Это будет нотка «СИ»!

Все ноты: ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ,ЛЯ,СИ -

Песни любят на Руси.

Фонограмма «шум»

Ведущая:

Лесная Фея, а почему нотки так громко спорят, пищат, да ещё и на разные голоса?

Ведущая:

Ребята, придумайте примеры музыкальных и шумовых звуков, но вы непременно должны помнить, что музыкальные звуки - это те, которые мы можем спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Дидактическая игра «Отгадай

звук»

Детям необходимо рассмотреть карточки

с рисунками, определить музыкальные и

шумовые звуки.

В это время Чёрная Пауза молча

разбрасывает по залу содержимое

корзинки (ноты и скрипичный ключ),

смеётся и исчезает.

Фея:

Ой, друзья, посмотрите, пока мы с вами играли, кто-то рассыпал по траве все нотки.

Выбегают семь ноток, они суетятся,

толкаются, потом проговаривают

«дзынь- ля, ля» и приседают.

Ведущая:

А нотки лежали и печалились, что не слышно уже их музыки и никто теперь не сможет сыграть ни весёлой песенки и ни танца. Вдруг издалека послышалось

Ворона:

Кар, кар,кар!

Ноты:

Кто это так громко и неприятно поёт?

Ворона:

Берегитесь Чёрной паузы, она охотится на звуки, и когда они замолкают, сразу занимает их место. А сейчас она мчится сюда. Прячьтесь скорее!

Нотки по очереди:

Куда же нам прятаться?

Мы же остались без нашего домика, без ключей!

С перепугу мы даже забыли как нас зовут!

А без этого всего мы не вспомним ни одной мелодии, чтобы прогнать песней Чёрную паузу!

А как весело пели дети, которые нас знали!

Ох, бедные мы, бедные, беспризорные!

Настал наш конец!

Фея:

И тут они услышали пение, которое лилось с высоты. Это была такая чудесная песенка, что нотки заслушались и даже забыли про свои беды!

ПЕСНЯ ПТИЦ

«Кто придумал песенку»

сл. Л.Дымовой

муз. Д. Львова-Компанейца

Распевает песенку радостный ручей,

Распевает песенку сразу сто грачей.

Стриж поёт на дереве, солнышком согрет

Что нигде, что нигде лучше песни нет!

За окошком песенка целый день слышна,

Кто придумал песенку? - Солнце и весна,

Подхватили песенку в тот же самый миг

Воробьи, воробьи чик-чирик, чирик!

Птички:

1. Нотки, нотки, мы вас знаем

И поэтому так славно поём!

2 . Не беспокойтесь, мы спасём вас от Чёрной паузы,

спрячем и снова научим петь.

3 . Вот посмотрите, что это лежит рядом с вам?

Ноты: Это нотная тетрадь!

Птички:

4 . Вот тут вы и спрячетесь. Это и есть ваш домик!

В нотной тетради живут ноты!

5 . Все они расположены на пяти линейках, как бусы на ниточках,

и между линейками тоже.

6 . Эти пять линеек называются нотным станом.

7 . А к разгадке, где живут ноты на линейках или между какими-то из них нам нужен ключ! Ну-ка, ищите его в траве!

Нотки ищут ключ.

Нотки:

1 . Вот он! Вот! Теперь уже совсем скоро мы будем на своих местах!

2. А поможет нам в этом скрипичный ключ!

3 . Дома никакая Чёрная Пауза нас не испугает!

Птицы: А сейчас вспомним, где чьё место, т.к. Скрипичный Ключ или как его ещё называют Ключ Соль, что открывает?

Нота «СОЛЬ»: Я вспомнила! Я вспомнила! Ключ Соль открывает нотный стан и показывает моё место на второй линии. Я -нота «Соль»!

Нота «ДО»: А я очень любила сидеть на маленькой лавочке у нотного стана!

Фея: Это не лавочка, а добавочная линия. А если ты сидела на ней - то твоё название - Нота «ДО»!

Птицы: А теперь, нотки, мы вас расставим по местам и напомним имена.

Игра с нотами. (Лавочка и кубы

имитируют линии нотного стана).

1 Птичка: Кто сидит как на скамейке

На добавочной линейке?

Знаем ноты мы давно:

Это нота будет «ДО»

Нота «ДО»: У ноты «ДО» забот полно

Мне дело важное дано,

Я - основа звукоряда,

Мне быть всегда на месте надо!

Занимает своё место на

импровизированном нотном стане.

2 Птичка: Кто-то спрыгнул со скамейки,

Очутился под линейкой,

Мы найдём её везде -

Это будет нотка «РЕ».

Нота «РЕ»: Я- «РЕ», я радость всем несу,

И для подруг ромашки рву,

Как ручеек пою всегда,

И всем издалека слышна.

3 Птичка: По линеечкам носилась

И на первой зацепилась,

Нарисуй её, возьми,

Это будет нотка -«МИ».

Нота «МИ»: «МИ» обожает мир, покой,

Волшебный месяц золотой,

О красоте я всё мечтаю

И ей напевы напеваю!

4 Птичка: Так уютно ей одной

Между первой и второй,

Две линейки как софа -

Это будет нота «ФА».

Нота «ФА»: «ФА» - фантазёрка и поэт,

Есть у меня велосипед

Крылатый, с ярким фонарём,

По небу мчу всегда на нём!

5 Птичка: На второй линейке нота,

Нам сыграть её охота!

В поле выросла фасоль -

Это будет нота «СОЛЬ»!

Нота «СОЛЬ»: «СОЛЬ» любит солнца яркий свет,

Светлей и чище нотки нет,

Да, я фасоль в саду ращу,

Вас непременно угощу!

6 Птичка: Между третьей и второй

Нота - песня, ну-ка спой!

В ней слова лишь ля-ля-ля -

Это нота будет «ЛЯ»!

Нота «ЛЯ»: Домик мой из лепестков,

Я большой знаток цветов:

Лесных, садовых, луговых

Сама похожа «ЛЯ» на них.

7 Птичка: На линейке третьей нота,

Вот и вся наша работа,

Больше нот ты не проси,

Это будет нота «СИ»!

Нота «СИ»: Нота «СИ» всегда скромна,

Последняя в ряду она,

Я обожаю сны и сказки,

И голубые деток глазки!

Фея: У каждой нотки жизнь своя,

Но вместе все они семья,

В ней семь волшебных «я» живут

И звонко песенки поют!

Птички и нотки исполняют песню

«Семь дорожек»

сл. М.Танича, муз. В.Шаинского

Над рекой, над городом
Вырос мост, вырос мост.
Это встала радуга
Выше звёзд, выше звёзд.

Семь дорожек светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.

Мы подкову-радугу
Разогнём, разогнём.
И в косичку радугу
Заплетём, заплетём.
Семь дорожек светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.

Не растает радуга
Насовсем, насовсем.
Мы разделим радугу
Всем, всем, всем.
Всем, всем, всем.
Семь дорожек светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.

Появляется Черная Пауза

Черная Пауза: Я -Пауза, я остановка в музыке, кусочек тишины,

Поэтому мне звуки не нужны!

Всем молчать! Сейчас я все ноты проглочу, чтобы на

свете не было музыки!

Фея: Но тут звонко зачирикали Птички

Птички чирикают, а нотки напевают!

Черная Пауза: От вас такой шум, даже уши заложило, ещё заболеешь

тут с вами!

Чёрная Пауза исчезает!

Фея: Все очень обрадовались и запели заключительную

песню о дружбе.

Песня о дружбе.

Все мы вместе собрались,

Друг, вокруг ты оглянись,

Ты поймёшь, когда мы вместе,

Не страшимся злобы, мести,

Радость, дружба, звонкий смех

Собирают вместе всех!

Фея: С помощью дружных нот мы можем исполнить любую музыку,

от которой радуется и поёт душа!

Ведущая: Люди тоже похожи на звуки. Они такие разные, но у каждого есть свой талант, свой дар, полученный от Бога. Самый главный талант - это доброе сердце, спешащее на помощь. И нет на свете ничего дороже доброты, любви и дружбы!

Литература:

« Музыкальные театрализованные сказки» С.Я Школьник, Л.С. Загребельная, Н.Л. Келина, «Ранок», 2008

«Музыкальная сказка» - занятие - проэкт для детей старшего дошк. возраста журнал ДНЗ №9 2011г.

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012