Биография художника айвазовского и его картины. Иван константинович айвазовский биография и картины. «Стыдно отворачиваться от своей народности, тем более такой маленькой и угнетенной», - говорил Иван Константинович

Расскажу пару слов о моем любимейшем, с детства, надо признать художнике - Иване Константиновиче Айвазовском.
Много интересного в его судьбе, как и в творчестве.

Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Его отец Константин (Геворг) после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию, знал несколько языков.

Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье разорившегося, как известно, купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года. Священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».

Портрет И.К.Айвaзовского, работы Тыранова А.В. 1841 г. Маэстро моря всего 24 года.

Об Айвазовском много писали современники. Они пространно изображали счастливую жизнь, шумную славу художника, его огромное трудолюбие и исключительную плодотворность. Сам же художник показывался ведущим уединенный образ жизни, ушедшим целиком в созерцание морской стихии. Все так, но и он не избежал первого и второго браков... так же как и многих интересностей Судьбы.

Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.
С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море".

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

Вторая жена — Анна Никитична Саркизова.
Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Большего романтиа, надо признать, у нас больше не было! В сердцах же земляком он остался как человек, видящий и чувствующий проблемы простого народа, простого мужика.

Дом Айвазовских в Феодосии. 1902 г.

До сих пор в Феодосии живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.

Дом-музей И.Айвазовского в Феодосии сегодня.

При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.

Вид Одессы с моря. 1865 г.

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.

Штиль на море. 1876 г.

В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер. К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...".

Известного английского мариниста Дж. Тернера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
(дословный перевод)

Буря. 1857 г.

В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведён в звание академика Петербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.

Итальянское побережье, весер. 1858 г.

В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них этапные произведения "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн". Из стен его мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.

Девытый вал. 1850 г.

Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.

Черное море. 1881 г.

В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому".

Фонтан И. К. Айвазовского - своеобразная визитная карточка Феодосии.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.
Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

Фонтан И.К. Айвазовского сегодня. Феодосия

Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра". За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно.

Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн".

Среди волн. 1898 г.

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Спокойное море. 1863

Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран

Айвазовский И.К. Портрет работы Лорис-Меликова. 1888 г.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Взрыв турецкого корабля. 1900... Последняя, неоконченная картина И.К.Айвазовского.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.

Морской залив. 1900 г.

Могила И.К.Айвазовского. Феодосия

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци:

«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»...

Вот это - живопись! Вот это - Жизнь певца моря! Вот это - пример для поколений! а не...современное искусство, извините!
Хотелось бы иметь хорошего художника на борту, когда поедем нашу

Иван Константинович Айвазовский . Годы жизни: 1817-1900.

Факты биографии. Детство

Вдохновенный поэт моря, «певец волны», Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Детство его было нелегким. В десять лет он стал работать «мальчиком» в кофейне. Первым его учителем рисования был городской архитектор, который однажды застал его рисующим эскадру кораблей на стене дома одной почтенной горожанки. С помощью богатых покровителей Айвазовский поступает в Симферопольскую гимназию, а в 1833 году в Петербургскую академию художеств.

Учеба и первое творчество

Началась новая жизнь . Принятый на казенный счет в академию, талантливый юноша сразу же обратил на себя внимание. В 1835 году на академическую выставку он представил картину «Этюд воздуха над морем», которая привлекла к себе многочисленных зрителей.

Судьба свела молодого художника с выдающимися современниками - художником К. П. Брюлловым, композитором М. И. Глинкой, баснописцем И. А. Крыловым. На академической выставке 1836 года Айвазовский встретился с Пушкиным. Образ великого поэта на всю жизнь запечатлелся в душе художника. Картина «Берег моря ночью» - первая дань Айвазовского памяти поэта.

Академия художеств посылает его в Крым для создания картин, изображающих крымские приморские города. И Айвазовский возвращается к морю. Он пишет виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи. Во время поездки в Крым сближается с командирами Черноморского флота - Лазаревым, Корниловым, Нахимовым.

Слава художника

Весной 1840 года Академия художеств отправила одаренного юношу в Италию для усовершенствования в живописи. Здесь, в Италии, к Айвазовскому приходит слава. На художественной выставке в Риме были его картины: «Неаполитанская ночь», «Буря», «Хаос» («Сотворение мира»). О талантливом художнике заговорили газеты. Ему посвящали стихи.

В 1843 году Айвазовский с выставкой своих картин путешествует по Европе. Морская живопись в середине XIX века была мало распространена, и уже это привлекало всеобщее внимание к работам Айвазовского. По предложению французского правительства на выставку в Лувр художник представил три картины «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии».

Один критик в своем хвалебном отзыве о картинах Айвазовского написал, что, по слухам, художник собирается навсегда остаться в Париже и принять французское подданство. Это сообщение настолько оскорбило Айвазовского, что он запросил у Академии художеств разрешения на два года раньше срока вернуться на родину.

И вот он опять в России. Совет Академии художеств присвоил Айвазовскому звание академика. За выдающиеся заслуги в области морской живописи художник был причислен к Главному Морскому штабу. Ему присвоили звание первого живописца и право носить морской мундир. Поручили написать виды русских первоклассных портов и приморских городов: Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Гангута, Ревеля. Художник полностью отдался этой работе и за короткий срок выполнил этот заказ.

Белинский о творчестве художника

Айвазовский в это время писал много и других картин. Петербургские аристократы в погоне за модой завалили Айвазовского бесчисленными заказами. Художника наперебой приглашали в великосветские салоны. В доме князя Одоевского Айвазовский познакомился с Белинским. Эта встреча очень помогла художнику. Белинский сказал, что картины Айвазовского, совершенные по форме, полны такой безмятежности, что усыпляют у зрителя чувство общественного долга. Айвазовский закрылся у себя в мастерской. Он забыл обо всем - о заказах знатных вельмож, о светских салонах. И вскоре он принес Белинскому свою новую картину.

Художник изобразил людей, спасающихся после кораблекрушения. Грозное море не утихает и в любую минуту готово поглотить этих мужественных людей. Но воля к жизни победит, стихия отступит перед бесстрашием человека.

Белинский был в восторге от картины.

Возвращение в Феодосию

Ранней весной 1845 года Айвазовский по совету Белинского уезжает в родную Феодосию, к морю, без которого немыслимо было его творчество.

Почти ежегодно Айвазовский приезжал с выставкой своих картин в Петербург. Каждая поездка приносила новый успех художнику. В 1850 году Айвазовский написал свою самую значительную картину «Девятый вал».

До конца жизни он жил в Феодосии, Много энергии вложил художник в экономическое развитие и благоустройство города. Айвазовский мечтал, что в его городе будет создана школа для начинающих художников. Он даже разработал проект такой школы и обращался к царю, но поддержки не получил. Тогда он решил на свои деньги построить художественную галерею, куда будут приходить молодые художники, которым он передаст свое умение и опыт.

Галерея была построена. Слава о ней распространилась по всей России. В Феодосию приезжали любители со всей страны, чтобы увидеть его новые картины: «Радуга», «Солнечный день», «Черное мере», «Среди волн».

Последние годы жизни

В последние годы жизни Айвазовский вместе с Репиным пишет картину «Пушкин на берегу Черного моря». Уже глубоким стариком он создает картину «Среди волн». Десять дней писал эту картину художник. Она была так велика, что не помещалась в мастерской.

До последнего дня художник не расставался с кистью. Смерть наступила неожиданно. 2 мая 1900 года утром Айвазовский еще работал, а ночью перестало биться сердце великого художника моря.

Т. Яковлева, кратко о биографии, жизни и творчестве великого художника Ивана Константиновича Айвазовского

3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  • Энциклопедия пейзажа . - М : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • David Marshall Lang , Armenia: cradle of civilization , Allen and Unwin, 1970, стр. 245
  • Г. С. Чурак Иван Айвазовский . « 17 (29) июля года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Айвазов­ский».
  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский».
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Г. С. Чурак (заведующая отделом живописи второй половины XIX и начала XX века Третьяковской галереи). Иван Айвазовский . « 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский».
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось ».
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счёл нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению».
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он свободно говорил на шести языках: турецком, армянском, венгерском, немецком, еврейском, цыганском, также владел почти всеми наречиями нынешних дунайских княжеств… » Цит. по: Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 8.
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887.
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХVII-летняя деятельность .- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4. «Въ семейств? И. К. Айвазовскаго сохраняется преданіе, что его предки были турецкаго происхожденія. Его прад?дъ, сынъ турецкаго военачальника, ещё будучи ребёнкомъ, едва не былъ заколотъ солдатами при взятіи Азова въ 1696 году. Спасъ его армянинъ, которымъ онъ впосл?дствіи былъ усыновленъ.»
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

    «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»

    «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

    Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями» .

  • Микаелян В. А. И. К. Айвазовский и его соотечественники. (рус.) // Вестник общественных наук НАН РА. - 1991. - № 1 . - С. 65 .
  • Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму. - Симферополь, 1970
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  • В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0
  • Иван Айвазовский: К 200-летию со дня рождения / Т. Л. Карпова. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016. - 360 с.
  • Г. Чурак. Иван Айвазовский. - Москва. 2007
  • Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. - Крым, 1971.
  • Почетные граждане Феодосии (неопр.) . Официальный портал Правительства Крыма .
  • И. К. Айвазовский сообщил М. И Глинке три татарских напева, из которых два композитор использовал в лезгинке, а третий для Andante сцены Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила».
  • А. П. Чехов. Собрание сочинений, том 11, стр 233. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1963
  • И. К. Айвазовский - Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)
  • Rogachevsky, Alexander. «Ivan Aivazovsky (1817-1900)». Tufts University. Archived from the original on 19 March 2014.
  • «Ivan Constantinovich Aivazovsky». Art Renewal Center. Retrieved 30 September 2013. One of the greatest seascape painters of his time, Aivazovsky conveyed the movement of the waves, the transparent water, the dialogue between sea and sky with virtuoso skill and tangible verisimilitude.
  • «Այվազովսկի Հովհաննես Կոստանդնի » (in Armenian). National Gallery of Armenia. Archived from the original on 19 March 2014.
  • Оставил о себе бессмертную память
  • Minasyan, Artavazd M. How Did I Survive? / Artavazd M. Minasyan, Aleksadr V. Gevorkyan. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2008. - P. 56. - «Aivazovsky, Ivan Konstantionvich (real name: Hovannes Gevorgovich Aivazyan) (1817–1900) – grand Russian artist-painter of seascapes, ethnic Armenian. Aside from his artwork, I.A. was also known for his valuable contributions to the developments of the Russian and Armenian cultures of the 19th century. He lived and worked in Feodosia, Crimea. He was buried there according to his will. A sign on his tombstone, written in ancient Armenian, has a quote from the 5th century "History of Armenia" by Moses Khorenatsi says: "Born as a mortal, left the immortal memory of himself."». -
  • За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

    Конечно, Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?..


    Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов. 102×73 см.

    «Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

    Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

    Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

    Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

    К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое , — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

    Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

    Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842, 92×141 см.

    «На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений» , — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

    Иван Константинович Айвазовский. Среди волн. 1898, 285×429 см.

    Главное - начать, или В темпе Айвазовского

    Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

    Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

    В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь» . Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.

    Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.
    Айвазовский у мольберта.

    «Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

    Творчество как радость

    Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение» , — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

    Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

    Пленэр VS мастерская

    О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

    Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е

    Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи. 105×71 см.

    О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

    «С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят… Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже…

    Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

    — День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

    Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

    — Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

    На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца…»

    Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889, 18×27 см.

    Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

    Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

    Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море. XX, 202×276 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849, 192×123 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892, 73×45 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Императрица Мария" во время шторма. 1892, 224×354 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841, 26×38 см.

    Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (…) красуется воздух и вода» . Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

    Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

    Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал. 332×221 см.

    Как смотреть на картины Айвазовского

    Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует» .

    Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабляКонстантин Айвазовский не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Но однажды такое случилось и с ним — он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Помешала смерть. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу. Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва — того, что возьмет зрителя за душу. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.

    Взрыв корабля. 1900

    Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841, 100×74 см.

    Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

    Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

    Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.

    Если вы любите морскую тему, предлагаем посмотреть картины Айвазовского — фото с названиями (самые знаменитые) представлены ниже.. Мы переплели вехи жизни с творчеством и лучшими картинами мариниста.

    Черное море (1881)

    Это зрелая работа, созданная им в 64-летнем возрасте. Сначала маринист назвал картину «На Черном море начинает разыгрывать буря», сократив позже до «Черного моря». Об этом полотне высоко отзывались даже самые ярые критики-современники творчества Айвазовского, считавшие, что романтизму пришел конец.

    Айвазовский Иван Константинович (Гайвазовский) – сын армянского предпринимателя. Родился в Феодосии в 1817 году, там же и умер в 1900. Он учился в Академии Художеств Петербурга у М.Н. Воробьева и Ф.Таннера (французского мариниста). Работал в Крыму, как «пенсионер» Академии (1830-1840), в это же время посетил Англию, Францию и еще несколько стран.


    Еще одна картина, написанная в лучшие годы творчества Айвазовского. Этот период искусствоведы называют «голубым». В серии работ художника читается особая манера исполнения, появившаяся у мариниста после 1870 года.

    В каждом из произведений Айвазовского чувствуется романтизм. Это веяния того времени – отойти от обыденного и окунуться в мир за пределами серых будней. Айвазовскому удавались морские баталии и изображение стихии. Искусствоведы с твердостью в голосе заявляют, что полотна художника – самые эмоциональные шедевры 19 века.


    Айвазовскому 81 год. Он отходит от привычных кораблей, мелких фигур. Сейчас все его внимание занимает море. Художнику заказывали еще несколько работ в эти его годы, но именно эту работу считают главным наследием Айвазовского. Он оставил картину любимой Феодосии, где она до сих пор и находится.

    Художник много путешествовал не только по России, но и по Европе, бывал на Средиземноморье. С 1845 года преимущественно жил и работал в Феодосии. Еще в 1840-х годах, благодаря точности и быстроте кисти, а также эмоциональному настрою и тяготению к героике полотен, заслужил мировую славу. Стал академиком в 1845, профессором в 1847, почетным членом Академии Художеств в 1887.


    Айвазовский родился и периодами жил в Феодосии, поэтому ей уделено столько внимания. Это одна из самых спокойных работ художника.

    Не обошло его влияние французских мастеров морского пейзажа К.Верне и Е.Лоррена. Со временем, избавившись от резких контрастов и «кулисной» композиции, он обретает подлинную живописную свободу. Особенно это чувствуется в его изображении бескрайней и буйной мощи стихии моря, в его закатах и оживающем на волнах свете луны, в отваге людей, сражавшихся с морской стихией («Девятый вал», о чем мы поговорим немного позже).


    Свои лучшие шедевры Айвазовский всегда создавал быстро – ему требовалось от силы 2 дня. Особенно, когда работа делалась по вдохновению, а не по заказу, получалось лучше всего. Маринист начинал с быстрого наброска с указанием главных элементов и источников света. А потом он отправлялся в мастерскую и уже по памяти восстанавливал каждый оттенок. Именно так и появилась работа «Море. Коктебельская бухта».

    В его работах поразительное сочетание яркости и тонального единства, тонких решений светотени и, конечно, вечно живая чарующая вода. Айвазовский за свою жизнь написал немногим больше 6 000 картин, а еще много акварелей и рисунков.


    Одна из самых лучших картин «голубого» периода.

    Став с 1844 года живописцем при Главном морском штабе, принял участие в морских компаниях. Его полотна: «Буря на Черном море», «Георгиевский монастырь», «Чесменский бой», «Вход в Севастопольскую бухту» – овеяны духом величественной героики. Писал Иван Айвазовский и пейзажи, особенно интересны кавказские и украинские, и на религиозные темы, а ряд своих работ посвятил истории Армении.

    Батальное полотно с изображением корабля русской флотилии. Несмотря на общий драматизм сюжетного момента, Айвазовский гордился русскими моряками, которым удалось победить в этом непростом бою. «Чесменский бой» относится к раннему периоду творчества мариниста.

    Будучи человеком состоятельным, Айвазовский также известен как благотворитель, активно помогавший градоустройству Феодосии, где и можно наиболее полно познакомиться с его творчеством в картинной галерее, носящей его имя.


    Айвазовский ненадолго покидал родную Феодосию. Даже когда Санкт-Петербург открыл перед ним все двери со званиями, славой и деньгами, маринист всей душой устремлялся домой, к морю.

    Осев в доме на побережье, художник навсегда остался предан морю. Оно стало его музой и главным героем для картин. Постоянно общаясь с моряками, художник знал о суевериях, которые жили в их кругах. Знал о роковой девятой волне, которая несла судам только гибель.


    С первых дней выставочных показов картина превратилась в шедевр. В тот же год ее купил для Эрмитажа сам Николай I. Сегодня «Девятый вал» — это и есть Айвазовский. Это лучшая и самая известная его работа.

    На этом мы заканчиваем изучать картины Айвазовского. Фото с названиями (самые знаменитые) добавьте себе в закладки и поделитесь в комментариях, какая из работ вам понравилась больше всего.