Чудеса Матроны: реальные истории людей. Святая Матрона Московская блаженная. «Сила моя в немощи совершается

История Русской Православной Церкви, как и Вселенской, полна чудесными историями святых и монахов, целителей и просто служителей, которых Господь избрал. И, вопреки злым словам гонителей церкви, эти истории относятся не к началу веков, но и к совсем недавнему времени.

Хорошим примером является житие святой Матроны Московской, которая жила в XX веке на территории СССР.

Житие святой Матроны

Житие матушки Матроны полно чудесных историй и свидетельств . Святую многие знают, некоторые даже застали ее при жизни.

Преставление Матроны

Лаврские монахи знали старицу и уважали ее, поэтому все они посетили ее похороны.

Жизнь после смерти

Через тридцать лет после смерти страдалицы Матроны Московской ее могила на Даниловском кладбище стала целью многих паломников.

Кто-то приезжал посетить могилу в качестве почтения, кто-то приходил помолиться, веря, что и после смерти святая сможет помочь. Люди стекались со всех областей России, приезжали и из-за рубежа.

Блаженная при жизни была глубоко верующей, истинной православной служительницей. Ее сердце было полно сострадания к людям и любви. Добрая слава о ней не умерла вместе с ней, но живет уже более сорока лет после ее смерти, точно так же, как и подвиг ее христианской веры в благочестии и целомудрии.

Житие преподобной Матроны Московской

История святой Матроны Московской

Совершенно неизвестно, кем станет потом, во взрослой жизни, ребенок-инвалид.

История хранит множество случаев, когда хворые, болезные, увечные младенцы вырастали в титанов духа или интеллекта.

Не из таких ли и тот малыш во чреве растерянной матери, которого ныне требуют ликвидировать как ненормально развивающегося?

Дайте ему шанс.

Одна из самых любимых московских святых, Матронушка Московская (Матрена Дмитриевна Никонова), родилась слепой и увечной. Это было в 1881 году. Четвертый ребенок в бедной семье, она выросла все же в любви и заботе родителей. Очень рано проявилась в ней прозорливость. К ней шли советоваться изо всех окрестных сел.

На семнадцатом году у нее полностью отнялись ноги, и до конца дней своих она оставалась обезноженной.

Потом была революция.

Братья стали большевиками, и оставаться в родительском доме означало подводить их. Жалея их, Матронушка уехала в Москву.

Слепая и беспомощная, она останавливалась там, где примут Христа ради. Она жила в самых невозможных условиях – угловой жиличкой у пьяной хозяйки, в рабочей теплушке, где ей бывало так холодно, что волосы примерзали к стене.

Люди шли к ней сплошным потоком – за советом, утешением, надеждой. Потом началась война, и поток людей к Матронушке стал еще гуще. Она молилась о воинах, о пропавших без вести, безошибочно определяла, кто жив, а кого отпевать и поминать, проповедовала, учила, спасала.

Блаженная Матрона отошла ко Господу в 1952 году. Ее мощи находятся в Москве, в Покровском монастыре. В 1999 году она причислена к лику святых.

За день до смерти она сказала:

– Все, все приходите ко мне на могилку и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, и я буду вас видеть, и слышать, и помогать.

И помогает.

Каждому, кто обращается к ней с молитвой. Слепая, увечная, безногая деревенская девочка из бедной крестьянской семьи. Ее родители – ее не бросили. Почему же другие бросают, убивают своих детей?

Из книги Вам поможет святая блаженная Матрона Московская автора Чуднова Анна

Из книги Настоящая помощь в трудный час. Помощь тех, кто всегда помогал людям! Энциклопедия самых почитаемых святых автора Чуднова Анна

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ МАТРОНЫ

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова Анна

Каков год рождения блаженной Матроны Московской? Иеромонах Иов (Гумеров)Когда мы в 1997 году приступили к подготовке материалов к прославлению старицы Матроны Дмитриевны Никоновой, уже существовали о ней публикации. В жизнеописании было сказано, что она родилась в 1881 году.

Из книги Молитвы Матроне Московской автора Лагутина Татьяна Владимировна

История святой Матроны Московской Совершенно неизвестно, кем станет потом, во взрослой жизни, ребенок-инвалид.История хранит множество случаев, когда хворые, болезные, увечные младенцы вырастали в титанов духа или интеллекта.Не из таких ли и тот малыш во чреве

Из книги Матрона Московская. Молитвы и обращения к Святой автора Чуднова Анна

Глава 7. Предсказания святой блаженной Матроны Московской В самом раннем детстве у Матронушки проявился ее пророческий дар. Она могла и человека предупредить об опасности, и рассказать, что ждет его дальше, и о судьбе России будто все знала наперед. Конечно, поначалу речам

Из книги Спасибо Матроне Московской автора Владимирова Елена

Житие святой блаженной Матроны Московской Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Всего в 20 километрах от этого села находится знаменитое Куликово поле, на котором 8

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Предсказания Святой Матроны Первые предсказания будущего Матрона стала делать еще в детстве.Так, рассказывают, что в 1894 году она попросила у матери куриные перья. Выбрав самое большое и красивое, девочка ободрала его, приговаривая: «Вот так обдерут нашего царя-батюшку».В

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

Конец пути земного и начало пути небесного Святой Праведной Матроны Московской Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам. Когда во время службы в Троице-Сергиевой лавре 3 мая 1952 года на панихиду подали

Из книги "Дети небесного града" и другие рассказы автора Зоберн Владимир Михайлович

К помощи блаженной Матроны Московской прибегают В случаях тяжелых неизлечимых болезней: онкология, инсульт, ВИЧ Для благополучного исхода операций Во время болезни детей В помощи в делах житейских: при кражах, ограблениях, угрозах жизни Для помощи в решении

Из книги автора

Чудесные случаи помощи по молитвам святой Матроны Московской Первое, что я хотела бы сделать, это поблагодарить Господа за все! За все испытания, которые он нам дает, за друзей и врагов, за здоровье и болезни, за любовь и за чудо просто быть. И самое главное – за таких

Из книги автора

Как просить помощи у Матроны Московской? Протоиерей Максим Козлов говорил: «К святой блаженной Матроне вы можете молитвенно обращаться, как и к любому другому святому Православной Церкви, которых мы призываем на помощь вслед за Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой

Из книги автора

Любимые молитвы Матроны Московской Молилась Матрона всегда громко. Те, кто знал ее близко, говорят о том, что молитвы эти были общеизвестные, те, которые читают в храме и дома – «Отче наш», «Да воскреснет Бог», девяностый псалом, «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия

Из книги автора

Посмертные чудотворения святой Матроны Здесь мы изложим всего лишь небольшую часть рассказов о чудесной помощи блаженной Матроны.Сначала отметим повествование Марии, послушницы Белопесоцкого монастыря, г. Ступино Московской обл.: «По молитвам блаженной матушки

Из книги автора

Детство блаженной Матроны Московской Блаженная Матрона родилась в 1881 году в селе Себино Тульской губернии. Это село расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля.Ее родители - Димитрий и Наталия - были благочестивыми крестьянами, честно трудились,

Михаил
«Помогала, конечно, и не раз!»

Наиболее важные моменты в моей жизни:

По её святым молитвам, я обрёл собственное жилье в любимом районе Москвы (был реальный шанс уехать на другой конец города);

Я нашёл очень хорошую работу, о которой и мечтать не мог (это было двенадцать лет назад, но я до сих пор здесь работаю!)

С той поры при любых сложностях у нас нет сомнений, куда обращаться. Мы едем на Даниловское кладбище в часовенку над местом, где была погребена святая Матрона Московская. Всё ей рассказываем и знаем, что по её молитве к Господу Богу проблема наша разрешится обязательно. Внучки мои часто просят меня съездить с ними к матушке даже без причины. Просто помолиться и побыть рядышком.

Чудес по молитвам святой Матроны происходит много. Год назад мы решили построить деревянный храм в честь святой блаженной Матроны в Пакшеньге. Это на юге Архангельской области, в Вельском районе, в разорённом и растащенном бывшем колхозе-миллионере «Россия». Там живут замечательные люди; добрые, светлые, отзывчивые, но, как и везде в северных деревнях, малообеспеченные.

По молитвам к святой и по милости Божьей за год отстроили фундамент и стены, заказали звонницу и купол. Это ли не чудо?! Уверен, что и внутреннюю отделку сделаем, и иконостас возведём, и алтарь оборудуем. С начала строительства больше ста местных жителей приняли святое крещение. Молится святая блаженная матушка Матрона и помогает.

Елизавета
«Меня с биржи берут в очень серьезную организацию»

Далее было плачевное состояние с работой у моего брата, и я во второй раз Матронушке читаю акафист, и его на следующий день принимают на постоянную работу в это градообразующее предприятие, хотя туда попасть совсем нереально, притом, что брат был без высшего образования. Я думаю, меня поймут те, кто живет в таких маленьких городах.

И в третий раз, буквально недавно, Матронушка опять мне помогла с работой, устроившись на которую, я сразу забеременела и ушла в декрет, чему очень рада!

Дария
«Не могла долго забеременеть»

Здравствуйте! Я живу в Австралии. Прилетая в Москву, всегда прикладываюсь к мощам Матронушки. Просила о ребенке, так как не могла долго забеременеть, и моя молитва была услышана через месяц.

Чуть позже мне явилась Матронушка во сне и предупредила о грядущей большой беде, и как это испытание выдержать. Не представляю свою жизнь без святой Матронушки. Даже на таком отдаленном континенте она слышит нас и помогает. Слава Богу за все!

Мария Остапенко
«Помогла встретить супруга»

Матронушка помогла мне встретить моего супруга!

По молитвам к ней прошло онемение в кистях рук!

Спасибо, родненькая!!!

Татьяна Кашигина
«Врачи вынесли вердикт: аборт по медицинским показаниям»

В 2009 году я забеременела. На второе УЗИ попросила мужа пойти вместе, как оказалось не зря… Женщина-врач, которая при мне же собрала консилиум и вынесла вердикт: «Девочка. Шесть месяцев (22-24 недели). Тератома крестцово-копчиковой области. Аборт по медицинским показаниям».

Дальше помню себя плачущей в кабинете генетика, который мне внушал, что ребёнок будет инвалидом, наши детские хирурги не умеют оперировать, делают трубочки сбоку вместо прямой кишки. И я обрекаю ребёнка на мучения.

Я помню, как вышла к мужу и говорю: «Ты представляешь! Девочка!» А в голове сумбур такой и мысль крутится: «Это же девочка, она же маленькая, беззащитная». И надо сказать, что с самого детства (по Божьему промыслу) я имела великий страх перед абортами. Больше всего на свете я боялась абортов!

Мама тоже сильно переживала, плакала, а вскоре увидела на телеканале «Союз» передачу про Матронушку (и это большое чудо, что неверующая мама первая «вспомнила» про Бога!). Потом, возвращаясь с работы, увидела на остановке объявление с приглашением в паломническую поездку к Матронушке в Москву. Мама позвонила мне и сказала, что нужно ехать.

Матушка приняла меня очень тепло. Около раки мы пробыли дольше, чем положено, но никто нам и слова не сказал. Затем сходили в храм и набрали святой водички. После этого я потихонечку начала воцерковляться. Пособоровалась, причастилась.

Настало время рожать. Я молилась, как могла. Врачи поставили много диагнозов (гестоз, многоводие), ноги булькали от отёков, было сильное защемление нерва, только муж меня поднимал, сама кричала от боли, не могла встать, а молилась нормально! Стояла, боялась присесть! С трепетом молилась! Уповала на Господа и ни о чём больше не заботилась.

В предродовом мне пришлось наблюдать «консилиум» врачей, когда врачи кричали друг на друга и отказывались принимать у меня роды, наконец, «отфутболили» меня к заведующей, сказав, что это её интересный случай, вот пусть сама и принимает. Она предложила мне сделать кесарево сечение.

Во время операции я чувствовала чьё-то присутствие. Женский голос помогал мне читать молитву Матроне Московской, объяснял, что в молитве важно каждое слово, в каждом слове заложен смысл.

Дочку отвезли в детскую больницу, в хирургическое отделение. На второй день муж покрестил дочку, а в храме, куда он обратился, ему дали иконку Матронушки и велели молиться ей. Операцию делали на третий день после рождения, она длилась три часа. Ребёнок находился всё это время и ещё несколько последующих дней на грани жизни и смерти. Помню, как родители и муж приехали в роддом после детской больницы и стояли с мрачными, аж чёрными лицами. Я их спрашиваю: «Ну, что? Умерла?» Они отрицательно покачали головами, но вид был такой, что всё плохо донельзя.

Через несколько дней дочка пошла на поправку. На девятый день меня выписали из роддома, а дочку перевели из реанимации в терапевтическое отделение, где мы и встретились. Лежали долго. Чудес маленьких и побольше было много! При выписке к нам приезжали журналисты, брали интервью, снимали дочку на камеру. Врачи не верили, что ребенок будет ходить, но он зашевелил ножками.

Моя свекровь в Бога не верила. Когда я ещё собиралась беременной ехать к Матронушке, она меня отговаривала, уверяла, что чуда не будет. И вот, после нашей выписки они со свёкром прочитали в газете, которую они всю жизнь выписывали, маленькую статью под заголовком «Саранские врачи совершили чудо», и в статье узнали меня и свою внучку. Свекровь после этого побежала и купила иконку Матронушки!

С тех пор храм является неотъемлемой частью нашей с дочкой жизни. Матронушка – член нашей семьи, и с этим согласен даже наш, к несчастью, неверующий папа (муж).

Дивен Господь во святых Своих!!! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!!!

Ольга
!Обронила кошелёк с иконкой матушки Матронушки за сто километров от дома!

Моли Бога о нас, матушка Матронушка! Помогала ВСЕГДА!!!

Горячо просила о работе - помощь получала на следующий день (не единожды)!

Молила о сыне, чтобы определил, кто его друзья, бросил кривую дорожку, уберегла сыночка матушка Матронушка!

Обронила кошелёк с иконкой матушки Матронушки с освящённым лепестком за сто километров от дома. Сильно горевала о том, что другой такой иконки нет. Кошелёк привезли на работу абсолютно чужие люди через три дня, иконка была на месте! Спасибо Богу за все!!! Моли Бога о нас, матушка Матронушка!

Анна. Одесса, Украина
«И вдруг для меня открылся целый мир»

В Бога я верила так, как мне было удобно: пойти в храм, когда там никого нет, поплакать о наболевшем, получить просимое и забыть о Нем до следующей проблемы...

Однажды, по случайному стечению обстоятельств, меня пригласила в гости одна знакомая, и вечер мы провели за уютной чашечкой чая. На тумбочке у неё лежала книга «Житие святой Матроны Московской», и мне очень хотелось почитать её, но я не решалась попросить... И когда я уже собиралась домой, эта девушка неожиданно предложила мне взять книгу. Я прочла её за два дня по дороге на работу.

И вдруг для меня открылся целый мир: маленькая бедная старица, всю жизнь гонимая, отдаёт всю себя на служение Богу и людям... И вот я - здоровая и сильная, но не делающая ровным счетом ничего хорошего, даже помолиться для меня в тягость...

И с этого момента всё перевернулось... Спустя несколько месяцев я смогла причаститься, в праздник Преображения Господня! Сейчас жизни не представляю без Бога, без Церкви... Много ошибок, падений, но иного пути в жизни не вижу...

И за всё благодарю матушку святую Матрону. Прошу у неё прощения, что редко вспоминаю её в своих молитвах, но, несмотря на это, она для меня как частичка сердца, всегда безгранично дорогая и родная.

Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас, грешных!

Биография блаженной Матроны обросла невероятным количеством народных домыслов. Встречалась ли она со Сталиным? Видела ли бесов, влетающих через форточку? Занималась ли она заговариванием водички и прочими колдовскими делами?

«Я понимаю тяжесть подвига юродства, но народная гипертрофизация определенных святых, фамильярное их наименование — Ксеньюшка, Матронушка — мне непонятны… Экзальтация православных при почитании блаженной Матроны мне представляется чуждой православию и больше свойственной католической практике». Такое мнение можно встретить, и нередко. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. Однако блаженная Матрона — это удивительный человек, проживший жизнь веры, и плоды этой жизни очевидны для Церкви, прославившей старицу в лике святых в 2004 году.

Наш текст — попытка представить историю блаженной Матроны без мифов и домыслов, которые распространены сегодня и, к сожалению, иногда создают несовместимый с христианством образ святой. Итак, какой же была почитаемая сегодня миллионами старица, чья жизнь пришлась на тяжелые годы гонений и войны?

Нежеланный ребенок

В психологии, популярной в наши дни как среди светских людей, так и среди верующих, небезосновательно принято искать корни многих жизненных проблем человека в его детстве и даже во внутриутробном развитии. Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку…

Матрона родилась в 1885 (по другим данным — в 1881) году. Незадолго до появления дочери на свет Наталье Никоновой приснился сон: ей на плечо садится белая птица с человеческим лицом и плотно сомкнутыми веками. Женщина, вспомнив этот сон, сочла его за знак и передумала отдавать дитя. И тем больше утвердилась во мнении, что сон не пустой, когда увидела новорожденную дочь: девочка появилась на свет с пороком развития, анофтальмией: глазные яблоки отсутствовали или были крайне недоразвиты, веки — сомкнуты.

В жизни многое причудливо переплетено, и стоит упомянуть о приюте, который чуть не стал будущей блаженной домом. Этот приют организовали граф Юрий Александрович Олсуфьев и его жена, Софья Владимировна. Богобоязненный и деятельный человек, чьим духовником был оптинский старец Анатолий (Потапов), Юрий Александрович руководил и строительством храма-памятника в честь Сергия Радонежского тут же, на Куликовом поле, а в годы советской власти спасал от разграбления Троице-Сергиеву лавру. В 1938 году его жизнь оборвалась на расстрельном Бутовском полигоне, а жена Юрия Александровича, Софья Владимировна, скончалась пятью годами позднее в заключении, в Свияжском монастыре…

Первые чудеса

В Москве есть несколько мест, связанных с блаженной Матроной. Самое известное - Покровский монастырь, где находятся мощи святой, но есть и другие места, связанные с ее именем - где жила Матрона Московская, где ее отпевали.

С ужасами советской власти Матрона столк-нется позже, а сейчас она простая маленькая слепая девочка. Только во время совершения над ней таинства Крещения стало ясно, что все-таки — не простая. Вот как это вспоминал староста церкви Успения, где крестили будущую блаженную, Павел Иванович Прохоров: «За два дня до крестин в церковную сторожку заходил священник о. Василий из деревни Борятино, что в 5 км от села Себино. Это было накануне какого-то праздника. Этот-то священник и крестил Матрюшеньку. Когда во время крещения священник окунул ее в купель, из купели до потолка поднялся столб или пара, или легкого благоухающего дыма, я точно не помню. Священник был крайне удивлен, сказав при этом: “Я очень много крестил младенцев, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят“».

Окружающие все больше замечают, что подрастающую девочку выделяет среди сверстников не только врожденное увечье, но какая-то нездешняя мудрость и… прозорливость. Нет, это еще обычный ребенок, который тянется к играм и с радостью бегал бы босиком по деревенским улицам. Но на этих улицах — другие крестьянские детишки с их детской еще жестокостью. Возьмут крапиву, окружат Матрону и бьют ее, обжигают то с одной стороны, то с другой: отгадай, кто тебя лупанул, ну, отгадай, ты же особенная! Однажды дети посадили Матрону в яму и потешались, наблюдая, как слепая девочка пытается выбраться на ощупь.

Видя переживания своей маленькой прихожанки, отец Василий утешал ее, говоря: игры не то, к чему ты призвана, у тебя есть нечто большее, чем у этих детей.

Так с ранних лет незрячая ушла туда, где не нужны глаза, — во внутреннюю жизнь души. Сама добиралась до храма, где отстаивала службы в уголке. А ночью еще в очень малом возрасте пробиралась в красный угол, неизвестно как, но снимала иконы — и они были ее первыми «игрушками».

Было множество случаев, которые не оставили сомнений в том, что девочке открыто гораздо больше, чем взрослым. Одним из них стало предсказание смерти отца Василия: однажды ночью Матрона перебудила всех, сказав, что батюшка умер. Кинулись к нему в дом и действительно нашли священника только что скончавшимся. В другой раз девочка предсказала пожар, который произошел на следующую же ночь.

Родственница Никоновых рассказала и такой случай: «Однажды Матрюшенька говорит: “Мама, сходи к батюшке, у него в архиве на таком-то ряду, от низу четвертый, лежит книга, а в ней изображена икона Царицы Небесной «Взыскание погибших». У нас в храме нет такой иконы. Сходи и скажи батюшке, чтобы он ее принес”. Книгу с изображением действительно нашли, икону для храма написали, а список с нее Матрона впоследствии везде возила с собой, когда начались ее скитания.

Был и такой случай. Однажды отец Матроны, Дмитрий Никонов, не захотел идти в храм вмес-те с женой, и она пошла одна. Отец молился дома, читал службу, а мать, по-видимому, больше переживала из-за мужа и отвлекалась на свои мысли, чем молилась. Когда она вернулась, Матрюша сказала: “Отец был в храме, а тебя там не было”. — “Как это? Откуда же я только сейчас вернулась?” А девочка говорила о внимательной молитве, а не о фактичес-ком присутствии в стенах церкви».

Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить.

Первое путешествие и переезд в Москву

В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…».

А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами.

Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. «Жила» не всегда повернется язык сказать — скиталась по подвалам, сараям, по квартирам, где нельзя было долго задерживаться, чтобы не подставить хозяев. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей.
Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать.

Как ребенок…

Годы идут, и перед нами уже зрелая женщина. Мы знаем ее по редким фотографиям, на самой известной из которых Матрона сидит на кровати, положив маленькие пухлые ручки на коленки, сидит с совершенно неподдельной бесхитростной улыбкой на лице. Какая она теперь?

Есть один рассказ, который может это передать.

Из деревни Тульской области, соседней с Себино, шли брат с сестрой — продавать корову в Жаворонках, под Москвой. А по дороге потеряли документы: и свои личные, и на корову… Брат запаниковал: «Найдут без документов, подумают, что корову украли! Сейчас не забалуешь, кругом вооруженный патруль. Всё, позору не оберешься! Удавлюсь я! Удавлюсь!» — «Эх, дурак ты, дурак! Как тебе не стыдно такое говорить! Давай просить Матронушку — авось поможет», — сказала сестра. «Да как поможет, если сама сидит на койке где-то в Москве, слепая от рождения?»

Но все-таки попросили…

До Москвы добирались 10 дней и везде находили ночлег, хотя кому интересно в лихое время пускать домой чужих, да еще без документов, да еще с коровой на привязи. Однажды в избу, где брат с сестрой остановились, приехал патруль. Но хозяева как-то неожиданно стали гостей выгораживать: «У нас все свои». Те благополучно добрались до места, продали корову и, возвращаясь, решили заехать к Матроне. Блаженная им предстала такой: сидит на высокой кровати, в синем платье, волосы расчесаны на две стороны, ножки свесила, как малый ребенок, а сама смеется. Пришедшие и рта не успели открыть, а она им:

— Ну и задали вы мне работку! Всю дорогу вела их корову за хвост! Вот, веди им корову, а еще показывай, где живут хорошие люди, где на ночлег пустят.
А когда прощались, Матрона повернулась к брату и сама едва смех сдерживает.
— Как так вышло, Ваня, что сестра, которая тебя моложе, обозвала тебя дураком? Ай-яй-яй! — И продолжала, пока бедный Ваня замер с открытым от удивления ртом: — Паспорт можно выправить за десять рублей… «Удавлюсь! Удавлюсь!» — уже по-доброму передразнивает парня. — Больше таких глупостей не говори! — И погрозила маленьким пальчиком.

Пожалуй, вот и портрет. Пожалуй, потому и «Матронушка»: маленькая женщина, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой на лице — нет ни одного фото, где бы она не улыбалась.

Страшные годы

Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, «ежовщина» — страшные 1937-1938 годы, когда пропадали люди, повсюду царила атмосфера страха и доносительства, а потом — пришла война. Огромное море человеческого горя. И люди тянулись за утешением и надеждой, за исцелением души и тела. Свидетельствуют, что нередко Матроне Бог открывал судьбы воюющих на фронте, по ее молитвам возвращались те, кого считали без вести пропавшими. Одной женщине, которой трижды приходила «похоронка» на мужа, блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко», и действительно, муж вернулся в 1947 году.

Она говорила людям слова, ни в коей мере не противоречащие христианству: верьте, что Бог есть и Его силой все уладится; носите крест, молитесь, чаще причащайтесь, не верьте снам, не теряйте никогда надежду, учитесь владеть собой. Она не учительствовала, жалела людей, гладила их по голове, давала конкретные советы в конкретных ситуациях, часто — с юмором, всегда — с радостью. Болеющим советовала причащаться чаще, и болезнь — даже серьезная, будь то туберкулез или эпилепсия — отступала. «Надо владеть собой, терпеть»; «Господь сам все управит!»; «Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу».

И совершались чудесные вещи — эти истории можно рассказывать бесконечно — а поток посетителей не иссякал.
Сохранилось множество свидетельств помощи святой, но о ней самой, о подробностях ее жизни в столице известно меньше, чем о ее делах. По сути вся ее жизнь сводилась к молитве и помощи людям. Знавшие ее при жизни вспоминали, что у Матроны на лбу даже образовалась ямка от постоянного крестного знамения: старица молилась и ночами.

Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года. О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти?» — «Боюсь», — бесхитростно ответила блаженная. И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Отпевал ее в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице священник Николай Голубцов. 4 мая, на день Жен Мироносиц, при большом стечении народа блаженная была похоронена на Даниловском кладбище, рядом с одним из не-многих действовавших тогда храмов.

1 мая 1998 года, по благословению Патриарха Алексия II, честные останки старицы были перенесены в Покровский ставропигиальный женский монастырь на Таганской улице, где они находятся и по сей день. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. В 2013 году Священный Синод установил дополнительный (помимо 2 мая) день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта (по н. ст.).

«Бабьи басни»

К сожалению, в сложившемся почитании блаженной Матроны есть вещи, частично или полностью противоречащие православному мировоззрению.

Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.

«Книга Ждановой содержит слишком много оскорбительных для христианского слуха высказываний, которые звучат от имени Матроны. И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон…» — пишет участник одной из интернет-дискуссий. И как его упрекнуть? Как удивляться, что в народном сознании после таких историй имя блаженной Матроны тесно переплетено с именем болгарской колдуньи Ванги?

Во-первых, книга Зинаиды Ждановой — первое неофициальное житие блаженной Матроны, имевшее в свое время колоссальный успех, — была рассмотрена Синодальной комиссией по канонизации святых и подвергнута жесткой критике. Церковь не рекомендовала ее как источник сведений о святой Матроне, несмотря на то, что Жданова лично знала старицу. Впоследствии и сама автор призналась, что в этой книге очень много придуманного ею…

Комиссия ориентировалась на другую версию жития — «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы». И в частности, в этом тексте можно найти следующие слова: «Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых “целитель“ входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты (об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни). Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви знает много таких примеров <…> Матрона читала молитву над водой <…> Содержание этих молитв мы не знаем, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает <…> вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей».

Во-вторых, увы, нельзя откреститься от времени, в которое жила блаженная. Ни для кого не секрет, что в деревнях процветали и колдовство, и обрядоверие. Один пожилой житель Ижевска, перебравшийся в город из деревни, рассказывал, как не могла умереть его родственница, старуха-колдунья, чей ведовской «дар» не приняли ни дочь, ни внучка — а, не передав свои знания, согласно народному поверью, ведьма не может умереть. Как разбирали деревенские жители крышу и совершали другие действия, чтобы душа несчастной старухи могла освободиться от тела. Такие истории — казалось бы, в атеистическое время — были почти обыденностью в деревнях и вместе с жителями перекочевали в советские города. В сознании непросвещенных людей до сих пор перемешаны гадания на святки и святой праздник Рождества Христова, «Битва экстрасенсов» и телетрансляция пасхального богослужения, молитвы и гороскопы — все это так!

Поэтому некоторые почти оккультные моменты, которые можно найти в первом «житии» Матроны, до сих пор многими воспринимаются в порядке вещей.

Так, безусловно, одобрение рвоты после причащения для христианина немыслимо. Даже если священник случайно прольет Причастие на пол, богослужение останавливается, и это место в полу выжигается огнем или вырубается — настолько серьезно Церковь относится к пре-творенным в Тело и Кровь Господни хлебу и вину. Когда оптинского старца Иосифа (Литовкина) спрашивали, как поступать, если у больной, причастившейся в 6 часов вечера, после полуночи была рвота, он отвечал: «От Причастия прошло много, и тут укорного ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты». Это благоговейное отношение, не в пример описываемому З. Ждановой.

Цитаты о бесах — тоже иллюстрация совершенно нехристианского отношения к темным силам. Преподобный Антоний Великий говорил о бесах: «Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери».
Приписанные блаженной Матроне слова о наградах от Господа — еще одно противоречащее духу христианства свидетельство. Оптинский старец Макарий писал о подобном: «Из одного этого, что странник говорит вам <…>, что “весь град его молитвами держится”, нельзя поверить его святости; нигде не видим в житиях, чтобы святые или праведные сами о себе так проповедовали, а напротив, считали себя прах и пепел и недостойными, а благодать Божия действовала чрез них».

Вот еще один не согласующийся с православным мировидением рассказ, якобы записанный со слов блаженной Матроны Зинаидой Ждановой. Будто накануне блокады Ленинграда солдаты пытались вскрыть гробницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, за что он, восстав, грозил «утопить в крови и уморить голодом» Петербург… «Рассказ об “утоплении в крови”, — пишет церковный историк Андрей Зайцев, — полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в новозаветный канон). Например, в “Евангелии детства Христа” есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним». Безусловно, человек, хорошо знакомый с Евангелием, способен вычленить нечто несродное ему из «народных житий». Если же знакомство поверхностное — возникают такие печальные заблуждения и мифы. Как заметил возглавлявший с 1989 по 2011 год Комиссию по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной». Если такова осторожность даже к словам самих святых, то тем более — к словам о них других людей…

Очередь

Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал некоторых верующих (или называющих себя таковыми) в том, что они стремятся больше к чудесам, колдунам и исцелениям с помощью «водички», «землички», чем к Причастию и молитве… И современные священники с болью говорят: «На Крещение, на “медовый“ Спас, в Вербное воскресенье — храм битком, яблоку негде упасть. Люди толкаются, спешат освятить мёд, яблоки, вербы, набрать побольше святой воды <…>, тогда как Христос предлагает каждый день на литургии нечто несоизмеримо большее — Самого Себя. А нам подавай мёд и водичку!…»

Потому бывает, что человеку, подкованному в вопросах церковного учения, и нелегко дается очередь в Покровском монастыре, где столько разговоров можно услышать и о том, с какой ноги правильно к мощам блаженной подступать, и о снятии сглаза при помощи иконы, и еще много «удивительных» вещей.
Но достойно ли порицать людей, которые в любое время года стоят здесь? Не берут ли и они на себя интуитивно подвиг, без которого трудно помыслить христианство? Малую лепту, оформленную в труд, — приехать сюда, мерзнуть в очереди или, наоборот, задыхаться от жары, рядом с теми, кого Бог пошлет… Эта вереница, эта очередь человеческого горя тянется веками, тысячелетиями. И какими бы мы ни казались себе просвещенными, знающими, что христианство прежде всего — о Христе, разве вправе мы насмехаться над теми, кто в отчаянии и ужасе перед ударами жизни стоит вот тут?

«Ледяной дождь, пронизывающий ветер, очередь людей огибает храм… Я одета в легкие демисезонные туфли, на плечах плащик. И таких — раздетых, как я — много… Топчусь, молюсь, прошу подарить здоровье моей мамочке. Прошло два часа. От холода с колен пошла жгучая боль по всему телу. И тут я понимаю, все… больше не могу. “Господи, смилостивись, дай сил!“ Еще час прошел, холод сковал диафрагму, чувство, что легкие перестают дышать. Звоню родной сестре, плачу, жалуюсь, прошу поддержать меня в решении уйти, сил больше нет. Сестра слушает, ей очень жалко любимую сестренку, всхлипывает вместе со мной, но молчит. Она понимает, это ради мамы… ради мамочки…» Это рассказ Елены Александровой (Елена Александрова. Мама и матушка. — Сайт ), одной из женщин в очереди, одной из тысяч. И здоровье мамы, кстати, пошло на поправку…

Какими словами можно было бы описать трудную и праведную жизнь блаженной Матроны, и эту очередь, и сотни и сотни рассказов-благодарностей людей за помощь, полученную по молитвам святой? Быть может, этими? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28)

Встреча блаженной Матроны со Сталиным: было или нет?

Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов», Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об этом мы находим все в той же книге З. В. Ждановой, о достоверности сведений в которой уже немало сказано в нашей статье. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. К такому же заключению пришла Синодальная комиссия по канонизации святых, подчеркнув, что ни в одном историческом документе или свидетельстве нет даже намека на «встречу», и все это — не более чем выдумки.

Тем не менее миф был подхвачен в определенных кругах и до сих пор имеет своих сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме появилась икона художника И. И. Пивника «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало, в основном, протест прихожан: «икону» потребовали убрать из храма. Так комментировал это событие на пике дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: «Разговоры о святости Сталина — кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов». Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала игумена Дамаскина (Орловского), а также священников, лично знавших З. В. Жданову

День рождения Матроны Московской - знаменательный день, когда на свет появилась святая, помощница и заступница, женщина с удивительной судьбой и силы воли. Миссия Матроны на земле стала понятна семье и окружающим людям еще при рождении и крещении младенца.

В статье:

День рождения Матроны Московской

Матрона появилась на свет в девятнадцатом веке, в Тульской губернии, селе Себино, что находится в Епифанском уезде . Точный год и дата рождения святой не ясны: в разных источниках указываются и 1885-й и 1881-й, и годы между ними. Одни называют как дату рождения Матроны Московской 22 ноября 1881 года. Хотя тогда велась перепись населения, а при крещении записывали имя и год человека, но все утеряно.

К 132 дню рождения святой Матроны Московской на родине открыли музей.

Святая родилась слепой. Незрячей рожденная уже в следующем столетии и Изначально родители хотели сдать младенца в приют, но матери, богобоязненной и глубоко верующей женщине по имени Наталья, дочь во сне пришла в облике необыкновенно красивой белой птицы с лицом человека, но глаза закрыты. Наталья сочла подобное божьим знамением и пересказала сон мужу, столь же верующему и благочестивому Дмитрию. Совместно они решили не отдавать девочку, хоть и жили небогато.

При крещении, когда священник Василий (он почитался прихожанами как человек просвещенный, обладающий немалой верой) опустил Матрону в купель, над ней поднялся столб легчайшего благоуханного дыма с запахом церковного ладана. Тогда Василий сказал, что дитя ждет необыкновенная участь, и чтобы при необходимости или нужде у девочки родители шли к нему. Сам удивился такому повороту событий.

Матрона и впрямь избранница Бога: с младенчества соблюдала пост. Не пила молоко из материной груди по средам и пятницам, спала двадцать четыре часа в сутки, добудиться ее невозможно. По свидетельствам современников, родилась с отметиной на теле в форме крестика. Когда мать ругала за то, что Матрона снимала нательный крест, отвечала, что есть собственный. И Наталья решила, что неправильно ругать дочку за это и сочла подобное явление очередным знаком божьим.

Детские годы Матроны

Дом в селе Себино Тульской области, где родилась блаженная Матронушка. Фото 6 октября 2001 г.

Божьих знаков оказалось немало - начиная от физических особенностей девочки и заканчивая способностями, и их иначе как чудотворными назвать нельзя. Матрона не имела глаз: глазницы прикрыты веками, что не размыкались. Она имела иное, духовное зрение, невероятные слух, осязание и обоняние.

С детства она много времени проводила в красном углу перед иконами, в молитвах и мыслях о Боге. Деревенские детишки измывались над ней, дразнили и всячески мучали, Матрона нашла товарищей и друзей среди икон святых. Помимо природной тяги ко всему небесному, сама жизнь укрепила Матрону в мысли, что спасение есть в вере.

Способности к исцелению проявились лет с семи или восьми - девочка лечила больных, избавляла страждущих от недугов телесных и душевных. В этом возрасте удивила мать, сказав, что скоро у ее дочери будет свадьба. Мать позвала священника и причастила девочку. Вскоре к дому Натальи и Дмитрия подошла процессия, многие люди спрашивали Матрону. Здесь и проявился чудесный дар исцеления: просившие благословения уходили домой здоровыми, хотя многие имели неизлечимые болезни или увечья.

С ранних лет будущая Матрона Московская отмечена талантами, даром предвидения. Духовного состояния, он помогал прозревать будущее. Ощущала, когда приближается опасность, предсказывала общественные или стихийные бедствия. Имела духовную и телесную чистоту, потому ее молитвы огромной силы – исцеляли от хворей, утешали в скорби, избавляли от нужды.

К чудотворице потянулись просящие со всей России. Из местных деревень и селений, из дальних краев люди приезжали, поверив слуху о необыкновенной целительнице. Привозили больных, не встававших самостоятельно, безнадежных. В благодарность за спасение они оставляли семье подарки, порой щедрые. Слепая девочка превратилась в главную кормилицу.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Себино с приделом Матроны Московской

Детские годы Матроны прошли в храме - близ дома Никоновых располагалась церковь Успения Божьей Матери. Как сказано выше, родители Матроны хранили в душах глубокую веру в Христа и посещали богослужения, старались не пропускать ни одного. Поэтому дочь спервоначала ходила в храм с родителями, а после - сама, она запомнила дорогу до деталей и не нуждалась в проводнике. У нее было свое привычное место: за входной дверью, слева, где она недвижимо стояла при службе. Там ее и находила мать, когда не докричалась дочери.

С самого детства будущая святая знала молитвы, соблюдала пост. Годы жизни Матроны Московской наполнены трудностями и препятствиями, но Бог оставался внутри души. Матрона приняла судьбу со смирением, как подобает истинно православному человеку.

Зрелые годы святой Матроны

Необыкновенный дар целительства сделал Матрону известной. Но девочка не гордилась: она начинала путь к истинной святости. В четырнадцать лет с помощью благочестивой девицы Лидии Яньковой , дочери зажиточного помещика, отправилась в паломничество по святым местам, посетила духовные столпы – Киево-Печерская лавру, Троице-Сергиеву лавру. Побывала в Санкт-Петербурге, а также других крупных и малых городах, священных местах России.

Отец Иоанн Кронштадский отметил Матрону, когда та пришла в Адреевский собор на служение. Подозвал девушку к себе, назвал преемницей. Со свойственной прозорливостью отец Иоанн предугадал особое служение Матроны во время грядущих гонений на православную церковь и годах большевистско-коммунистического террора.

Размеренная и обустроенная жизнь Матроны Московской закончилась в семнадцать лет - у целительницы отнялись ноги. Для многих подобный поворот судьбы – повод укорить Бога и усомниться в Его воле и провидении, но не для Матроны. Девушка наперед знала, что встретит женщину, и она лишит дара передвижения. Матрона не роптала на судьбу. До скончания дней, еще полвека, она смиренно несла этот крест по жизни, помогала страждущим и ничего не просила для себя.

Икона написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре.

Всю жизнь Матрону окружали иконы. В той комнате, где она провела годы, – целых три красных угла. Иконы висели на стенах до потолка. Поспособствовала святая и созданию одной из них: с ее помощью собрали средства на создание иконы «Взыскание погибших ». Образ Богоматери имел чудодейственную силу, на долгие годы стал объектом паломничества. Во время жестокой засухи икону выносили на луг, служили молебен. И начинался дождь, поивший землю живительной влагой. Такова сила Божьей Матери.

Искавшие спасения во Христе, исцеления руками Матроны потоки людей не ослабевали с годами. Она помогала больным и скорбящим, просила за них, молилась за людей, какое бы зло они ни чинили. Молитва Матроны над водой давала особые силы: пившие исцелялись. Не обладая никаким церковным саном, Матрона не дерзала освящать воду, это право священника или монахини, она творила чудеса, скромно о них умалчивая. А, как мы знаем, скромность - украшение добродетели.

Годы жизни при большевиках

Во время семнадцатого года, когда к власти пришли большевики, братья Матроны стали убежденными коммунистами и активистами села. Присутствие в доме православной сестры, к которой ходили люди со скорбями, было для них как бельмо на глазу. Братья боялись, что подобное родство опасно для них и их семей – в те годы набирала обороты антирелигиозная и антиправославная, направленная на искоренение веры в Христа кампания.

Не держа зла на своих заблудших братьев, матушка покинула родное село и переехала в столицу России, где жила до конца своих дней. Многие считают, что это событие - точка отсчета, поворот судьбы, где исчезла сельская святая и родилась Матрона Московская. Путь оказался нелегким: жизнь Матроны в Москве сопровождали тяготы, лишения и опасности. Приходилось скитаться по квартирам, перебиваться с хлеба на воду, опасаться прихода милиции – могла нагрянуть по доносу соседей приютивших хозяев. Чудесный дар помогал святой предсказывать приход милиции. Он спасал саму и ограждал владельцев квартиры от ареста.

Со слепой провидицей происходили жуткие вещи: в одном из домов, где жила, было так холодно, что волосы женщины примерзли к стене. В другой раз, зная о грядущем приходе милиции, Матрона намеренно осталась в квартире. Милиционеру сказала, что не убежит, потому что слепая, но ему нужно поторопиться домой. Тот послушался матушку и спас жену, которая могла сгореть при пожаре. После этого милиционер наотрез отказался арестовывать Матрону.

Матрона продолжала принимать людей днем, слушать просьбы. Ночью молилась. Не спала, подобно подвижникам древности. Дремала на жесткой лежанке. Молитвы спасли многих от заблуждений и погибели, от утраты души.

Предсказала Матрона и грядущие мировые войны. Утешила: Россия не падет, но будет страдать до избавления от захватчиков. Сказала, что в Тулу враги не войдут. Все подтвердились.

Помощь ее также действенна. Не отказывала матушка никому, кроме людей лукавых, со злым умыслом. Во всякой заблудшей душе она видела свет, но человек сам не искал спасения, приходил лечиться. Тех, кого могла, спасала, несмотря на давление коммунистической власти.

Второго мая 1952 года Матрона Московская отошла в мир иной. Ее похоронили на Даниловском кладбище, куда долго ходили люди. И сегодня место погребения Матронушки привлекает тысячи паломников из России и заграницы. Смерть стала началом канонизации и прославления как святой и посланницы Божьей .

Праздник святой Матроны Московской