Реформы образования петра 1 таблица. Факторы, способствующие реформам. Упразднение патриаршества и создание Священного Синода

Церковную реформу Петра I следует рассматривать не только в контексте остальных его государственных преобразований, которые создали новую Россию, но и в контексте церковно-государственных отношений предыдущего периода.

Прежде всего в рамках того конфликта, между царской и патриаршей властью, который разворачивался практически на всем протяжении XVII века. И прежде всего, в который был включен отец Петра – царь Алексей Михайлович. Сам этот конфликт имел довольно глубокие и понятные причины. XVII столетие – это время, когда российское государство превращается из монархии, основанной на представительстве сословий, когда государи русской земли опирались на органы, так, или иначе выбранные сословными представителями, превращается в абсолютную монархию. Абсолютный монарх опирается на профессиональное чиновничество, не обязательно связанное с какими-то официальными сословными группами и на такую же более, или менее постоянную армию. Этот процесс превращения в государство абсолютистского типа имел место по всей Европе. Раньше, или позже этот путь проходили все европейские государства – Англия в XVI веке, Франция в XVI-XVII столетиях и так далее. И непременным обстоятельством, непременным атрибутом этого превращения государства в новую государственную формацию был конфликт с Церковью, который принимал более, или менее тяжелые и даже кровавые для Церкви формы.

Мы можем вспомнить в данном случае реформацию в Англии при Генрихе VIII, или более мягкие формы такого же взаимодействия абсолютистского государства с Церковью во Франции. По тому же пути шла и Россия и уже во второй четверти XVII столетия при первых Романовых, государство так, или иначе ставило задачи по ограничению церковной самостоятельности. Одним из первых такого рода актов было Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года, когда государство забрало у иерархии определенные судебные функции над людьми, которые заселяли церковные имения. Всеми это было воспринято, как один из первых шагов к секуляризации, к отобранию этих самых церковных имений в пользу государства, что и произошло позже уже в XVIII столетии. Именно Соборное уложение стало главным поводом для конфликта царской и патриаршей власти в XVII столетии.

Для Петра этот опыт конфликтных отношений был очень актуален. Он прекрасно помнил взаимоотношения своего отца с патриархом Никоном и в данном случае реформа по упразднению патриаршества должна была быть понята именно в этом ключе. Другое дело, что Петр, видимо, далеко не сразу пришел к тем формам взаимоотношений Церкви и государства, которые стали характерны для всего последующего имперского периода. После смерти последнего патриарха XVII – патриарха Адриана в 1700 году, Петр берет паузу в 21 год. Правда уже в 1701 году он воссоздает, упраздненный за несколько десятилетий до этого монастырский приказ, который как раз и управлял со стороны государства церковными имениями и владел судными функциями по отношению к людям, населявшим эти церковные имения. То есть в самом начале Петра интересует фискальный аспект, его интересуют доходы церковных имуществ, которые приносят соответственно патриаршая область и другие епархии – прежде всего патриаршая область, те владения, которые были в распоряжении патриарха, именно ими управляет монастырский приказ. Но где-то к концу великой Северной войны, которая как раз шла 21 год, Петр постепенно нащупывает новую форму государственно-церковных отношений. Потому что в течение этого двадцатилетия было не ясно, созовет Петр Собор, даст санкции на выбор нового патриарха, или будет что-то иное. Петр видимо и сам по началу не был уверен в том решении, которое он примет. Но в 1721 году он находит сотрудника, который может ему предложить новую схему государственно-церковных отношений – епископа Псковского и Нарвского Феофана Прокоповича, которому Петр поручает составить новый документ – Духовный регламент, который бы описывал новые взаимоотношения Церкви и государства. Согласно Духовному регламенту патриаршество упраздняется, взамен патриарха учреждается коллегиальный орган – Святейший Правительствующий Синод.

Причем Духовный регламент – это довольно интересный документ, это не столько собственно закон, сколько публицистическое произведение, которое обосновывает новые отношения Церкви и государства в имперской России. Синод – это коллегиальный орган, члены которого назначаются императором, он зависит от него, а не избирается Церковным Собором, Синод зависит от него, от императорской власти. Состав Синода по началу должен был носить смешанный характер – в него должны были входить, как представители монашествующего духовенства, так и белого духовенства, то есть женатые священники, так и епископы. И глава его при Петре назывался президентом духовной коллегии. Это позднее, как правило в него будут назначаться только епископы и руководить Синодом будет первоприсутствующий член. Так упраздняется патриаршество, а вместе с ним почти на 200 лет русская Церковь забудет и о Церковных Соборах.

Через год в 1722 году Петр дополняет синодальное устройство одним очень важным указом, согласно ему, формируется должность обер-прокурора Святейшего Синода. Причем первоначальный указ Петра об утверждении этой должности сформулирован достаточно в общих выражениях – это должен быть офицер трезвого поведения, который должен следить за порядком в Синоде. Но, что такое порядок в Синоде? Должен ли этот офицер вмешиваться в делопроизводство Синода, следить за разбирательством дел, или он должен прежде всего следить за тем, чтобы синодалы не подрались случаем, если у них возникнет какое-то острое разногласие? Это не было сказано в указе Петра. И поэтому на протяжении всего XVIII века обер-прокуроры толковали положения указа в соответствии со своими склонностями. Кто-то, кто был настроен достаточно активно вмешиваться в церковные дела – трактовал его в пользу расширения своих функций, а те, кто воспринимали обер-прокурорскую должность, как своего рода почетную пенсию, почетную синекуру, стремились не вмешиваться в эти дела.

XIX век будет веком действительного расцвета обер-прокурорской должности. Но это будет уже другой сюжет.

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;
второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа


первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей - на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров . Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат - орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий


Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий , целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.


Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Военные реформы — кратко

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

  1. Введение с 1705 года регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска - рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой;
  2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности - строительство заводов по производству вооружения, текстильных мануфактур, металлообработки и т.д.;
  3. Повышение эффективности военного управления - издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);
  4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры - строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов;
  5. Развитие военной школы - открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс., а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Экономические реформы Петра I Великого — кратко

Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав.

Денежная реформа

Не меняя внешнего вида серебряных проволочных копеек, начиная с 1694 года на них стали ставить даты, а затем и снизили вес до 0,28 г. С 1700 года начинается чеканка разменных медных монет — денег, полушек, полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка.

Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль. Денежная система была преобразована в десятичную (1 рубль=100 копеек=200 денег), а процесс чеканки монет модернизирован - начал применяться винтовой пресс. Для удовлетворения потребностей экономики Пётр I создал пять монетных дворов.

Налоговая реформа

Первая перепись населения 1710 года основывалась на подворном принципе учета податных и выявила, что крестьяне объединяли свои дворы, обнося их единым забором, чтобы уклониться от уплаты налогов.

Указом 26 ноября 1718 года Петр I начал вторую перепись, по правилам которой записывалось не количество дворов, а конкретные лица мужского пола. (подушная перепись)

Введение подушной подати

После окончания переписи в 1722 году (было насчитано 5 967 313 человек мужского пола), производились расчеты сборов, достаточных для поддержания армии. В итоге подушная подать была установлена в 1724 году — с каждой души (т.е. каждому мужчине, мальчику, старику принадлежащему к податным сословиям) полагалось платить 95 копеек.

Реформы в области промышленности и торговли

Монополии и протекционизм

Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф , запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Социальные реформы — кратко

В сферах образования, здравоохранения и науки

Большая часть образовательных учреждений создавалась ввиду необходимости подготовки для армии и флота новых типов войск или собственного офицерского состава. Одновременно с организацией различных специализированных школ (инженерной, горной, артеллиристской, медицинской и т.д.) детей дворян отправляли заграницу, а из Европы приглашались ученые и инженеры, которых обязывали обучать наиболее способных людей на производстве. Обязательное получение начального образования встретило сопротивление — в 1714 году, одновременно с созданием цифирных школ, Пётр I был вынужден издать указ, запрещающий жениться молодым дворянам не получившим образования.

Медицина нуждалась в поддержке государства, а государство нуждалось в полевых хирургах - поэтому основание в 1706 году Московского госпиталя решало сразу две проблемы. Для обеспечения государственных и частных аптек (которым была предоставлена монополия на аптечную деятельность) необходимыми лекарственными травами в 1714 был основан огород на Аптекарском острове.

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке. Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами.

Культурные реформы

Культуру русского народа можно достаточно четко разделить на время до Петра I и после него — настолько сильным оказалось его стремление привить европейские ценности и изменить устоявшиеся традиции Русского царства. Основной причиной и источником вдохновения культурных преобразований царя стало его Великое посольство — путешествие по Европе в 1697-1698 годах.

Ключевыми нововведениями были:

  • Разрешение на продажу и употребление табака
  • Новые правила в одежде и внешности
  • Новое летоисчисление и календарь
  • Открытие кунсткамеры (музея редкостей)
  • Попытки организовать общественный театр (комедиальная храмина)

Сословные реформы

Сословные преобразования Петра I соответствовали его стремлению всем подчинённым (без различий на происхождение) добавить обязанностей, даже дворянству. В целом период его правления характеризуется ужесточением крепостного права, ослаблением влияния церкви и предоставлением дворянам новых прав и привилегий. Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах

Церковная реформа

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат , со всеми сопутствующими характеристиками - ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства - прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Итоги и результаты реформ

  • Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии.
  • Введение нового принципа административно-территориального деления (губерния-провинция-дистрикт) и изменения принципа основного налога (подушный вместо подворного).
  • Создание регулярной армии и флота, инфраструктуры обеспечения военных частей провизией, вооружением и постоем.
  • Внедрение европейских традиций в культуру русского общества.
  • Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук.
  • Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю.
  • Развитие различных видов промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и д.р.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Реформы Петра I [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Реформы Петра Первого – тема чрезвычайной важности сегодня. Пётр является символом настоятельной общественной потребности в переменах, причём в переменах кардинальных, быстрых и при этом успешных. Такая потребность, даже необходимость, существует и сейчас. И опыт преобразований тех лет может оказаться бесценным для сегодняшних реформаторов России. Они могут избежать тех перегибов, которые допустил Пётр, стремясь поднять страну с колен.

Значение реформ Петра Первого

Личность первого императора России, его преобразования и их итоги являются исключительным примером для всех поколений.

В истории каждого государства есть переломные моменты, после которых страна встаёт на качественно новую ступень развития. В России было три таких периода: реформы Петра Великого, Великая Октябрьская социалистическая революция и распад Советского Союза. Петровские преобразования, проводимые три века назад, оказали огромное влияние на имперскую эпоху, продолжавшуюся в течение почти двух столетий; в отличие от большинства царей Пётр не был забыт и в советское время.

В последние двадцать пять лет реформы первой четверти восемнадцатого века тоже имеют актуальное значение, потому что сегодня также как и в то время необходимы реформы, способные поставить нашу страну в один ряд с западными государствами.

В результате реформ Петра было создано новое сильное государство, способное конкурировать с передовыми державами Европы. Если бы не было Петра, то не имеющая выхода к стратегически важным морям, не умеющая торговать при новых условиях, необразованная Московия стала бы провинцией Швеции или Турции. Чтобы победить, мы должны были учиться у европейцев. Все цивилизации перенимали опыт других, только две развивались практически самобытно: Индия и Китай. Московия, вобравшая в себя многие положительные и отрицательные черты азиатской культуры во время монгольского ига, сочетала их вместе с остатками Византийской культуры, при определенной доле европейской культуры, проникавшей в страну через немногие торговые связи. Это говорит об отсутствии какой бы то ни было самобытности и до Петра. Пётр же, разделив все негативное, изжившее себя, и прогрессивное, напрочь уничтожил первое и во много раз умножил последнее.

Петр Первый заставил страну за четверть века сделать такой огромный шаг вперёд, какой другие страны делали за несколько веков.

Но нельзя забывать и о том, какой ценой это было сделано, чем пожертвовал русский народ, стремясь выйти на европейскую арену. Вопрос о насилии в реформах очень спорный. Пётр заставлял всех подчиняться его воле, заставлял розгами и палками, и все покорялись перед его волей. Но с другой стороны, были и государственные заказы, которые исправно оплачивались. Без того или без другого такой грандиозный успех был бы недостижим. На вопрос о возможности избежать насилия в реформаторской деятельности можно ответить, что без него русского мужика и русского боярина с лавки не подняли. Закоснелость Московии являлась главным препятствием любым реформам. Побороть её можно было только силой, причём силой жёсткой и жестокой.

Хронологическая таблица основных реформ Петра I

Таблица. Реформы Петра Первого.

Реформы Петра I

Описание реформ

Строительство флота

Формирование регулярной армии

Городская реформа

Первая реформа русского быта

Флот строился в Воронеже и окрестностях для похода на Азов. Организованы кумпанства от крестьян, земвлевладельцев, духовенства, посадского и черносошного населения, купцов гостиной и суконной сотен. Построено 16 кораблей и 60 бригантин.

Призыв на службу всех желающих из числа незакрепощённых людей, жалованье в 2 раза выше, чем у стрельцов. Введена рекрутская система.

Городская реформа перевела посадское население в ведение Бурмистерской палаты, роль Боярской Думы была снижена, для обучения специалистов Петр отправлял русских учиться в европейские страны.

Первая реформа русского быта касалась запрета на ношение бороды, те, кто хотел оставить бороду, платили налог в казну (кроме духовенства), крестьяне с бородой уплачивали сбор при въезде в город.

Начало военной реформы

Ликвидация стрелецкого войска в 1698, формирование полков с иностранцами офицерами, оказавшихся несостоятельными. Формирование новой армии на основе рекрутской повинности после поражения под Нарвой.

Военная реформа

Обязанность для дворян нести воинскую службу с солдатского чина. Создание 50 военных школ. Кораблестроение перемещено в Петербург.

Начало строительства мануфактур

Строительство железоделательных мануфактур на Урале и в Олонецком крае.

Реформа монетного двора

В основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль – гривенник – копейка. Это было передовое деление, не имеющее аналогов во многих западных странах.

Государственная монополия на чеканку монет и запрет на вывоз из страны золота и серебра.

Рубль по весу приравнен к талеру.

Реформа внешней торговли

Протекционистская политика. Высокие пошлины на вывоз сырья. Внешняя торговля сосредоточена в руках государства.

Административная реформа

Учреждение 8 губерний, создание Сената, введение должности генерал-прокурора Сената для контроля деятельности Сената, упразднение приказов и создание коллегий.

В 1714 издан указ о единонаследии для укрепления абсолютной монархии.

В 1721 образован Священный Синод, церковь стала государственным учреждением.

Реформа образования

Открыты множество школ, появились учебники, на первое место выдвинуты прикладные дисциплины, введен гражданский шрифт и арабские цифры, создана первая библиотека, ставшая основой для библиотеки Академии наук, появление первой газеты, открыта Кунсткамера – первый музей в России.

Изменения в русском быте

Запрет длиннополых русских одежд, предписано пить чай и кофе, введены ассамблеи, положен конец затворничеству русских женщин. Быт дворян и купцов изменился настолько, что крестьянам они стали казаться иноземцами. Изменения практически не коснулись быта крестьян.

Изменение летоисчисления

Совершен переход на юлианский календарь.

Появление общедоступного русского театра

"Комедийная хоромина" на Красной площади в Москве. Позже появился театр Славяно-греко-римской академии.

Изменения в культуре

Появились портреты. В литературе появился жанр "истории". Светское начало возобладало над церковным.

Предпосылки реформ Петра I

Французские историки самым важным рубежом в истории Франции считают Великую французскую революцию. В качестве аналога в истории России можно привести петровские реформы. Но нельзя думать, что преобразования начались при Петре Первом, что вся заслуга в их проведении принадлежит только ему. Преобразования начались до него, он лишь нашёл средства, возможности и очень своевременно закончил всё то, что досталось ему в наследство. К моменту восшествия Петра на трон для проведения реформ существовали все необходимые предпосылки.

Россия в тот период была самым крупным государством Старого Света. Её территория простиралась от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря, но население составляло всего 14 млн. человек, сосредоточенное в основном в центре и на севере Европейской части России. Своеобразие географического положения страны обусловливало двойственность в экономическом и политическом развитии России: она стремилась в Европу, но у неё имелись значительные интересы и на востоке. Чтобы стать основной посредницей при торговле Европы с Азией, Россия должна была уметь вести дела по-европейски. Но ни торгового, ни военного флота государство до конца семнадцатого века не имело, так как не было выхода к стратегически важным морям, а русские купцы не могли конкурировать с иноземцами. Шведы, торговый флот которых к концу семнадцатого века составлял 800 кораблей, господствовали на берегах Балтики, а Турция и Крымское ханство владела всем побережьем Чёрного моря.

Внешняя торговля велась только через два порта: Астрахань и Архангельск. Но через Астрахань торговля шла только с Востоком, а путь к Белому морю был очень длинным, трудным, опасным и открыт только в летнее время. Купцы других стран пользовались им неохотно, а по прибытии в Архангельск занижали цену на товары, а русские отказывались продавать по другой цене кроме той, что они установили сами. В результате товар портился прямо на складах. Поэтому первоочередной задачей для страны являлось завоевание выхода к Балтике и Чёрному морю. Карл Маркс, не склонный к одобрению коронованных глав абсолютных монархий, исследовал внешнюю политику России и доказал, что территориальные приобретения Петра были исторически оправданы объективными потребностями развития России. Хотя Пётр и не был начинателем этих направлений внешней политики: попытки к отвоеванию выходов к морям предпринимались и до Петра: Ливонская война Ивана Грозного и походы в Крым князя В.В. Голицына при царевне Софье.

Уровень развития стран Запада настолько превосходил российский, что это грозило порабощением страны, превращением в одну из колоний. Во избежание данной угрозы и ликвидации отсталости в России необходимо было провести ряд экономических, военных, административных и политических реформ. Все экономические предпосылки для их проведения уже сложились в семнадцатом веке: рост производства, расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции, развите ремесленного производства, появления мануфактур, развитие торговли. Политическими предпосылками для проведения реформ явились значительное укрепление самодержавия, что способствовало быстрому проведению реформ, рост экономической роли купцов, желание реформ со стороны поместного дворянства. К концу семнадцатого века в стране всё более отчётливо наблюдалась тенденция становления абсолютизма. Прекратили свою деятельность Земские соборы, утратила свою роль Боярская Дума, наряду с ней появилась личная канцелярия царя, получившая наименование Приказа тайных дел.

Для ведения войны со Швецией, имевшую самую сильную армию в Европе, необходима была хорошо организованная и опытная армия. Основной ударной силой русской армии оставалась дворянская конница, стрелецкие войска не являлись регулярным войском, лишь во время войны собиралась армия, больше напоминавшая народное ополчение, небольшие наёмные полки "нового строя" не получили широкого распространения. Чтобы реформировать армию, нужны были хорошая экономическая и административная опора. Ни того, ни другого в России опять-таки не было. Поэтому преобразования должны были вестись во всех трех сферах одновременно.

Толчком для начала проведения реформ явилось участие Петра Первого в Великом посольстве, во время которого молодой царь познакомился с экономическими, культурными и техническими достижениями Европы. Поводом к началу основных преобразований послужило поражение под Нарвой в самом начале Северной войны, в ноябре 1700 года. После него началась военная реформа, за которой последовала экономическая реформа.

Первые преобразования Петра Первого

Первые преобразования начались после первого Азовского похода 1695 года, во время которого взять крепость в устье Дона не удалось из-за отсутствия у русских войск флота. Турки имели свободный доступ к крепости с моря и поставляли осаждённым припасы и вооружение, а помешать им в этом без наличия флота было невозможно. Пётр, лично принимавший участие в осаде, не опустил руки после поражения. Он поручает командование всеми сухопутными войсками генералиссимусу А.С. Шеину, а флот, который необходимо было ещё построить, – адмиралу Лефорту. Указ о строительстве флота был издан в январе 1696 г. Будущий флот должен был строиться в Воронеже и окрестных местах. Такой выбор был сделан не случайно: здесь уже давно сооружали плоскодонные речные суда – струги, а во время Чигиринских и Крымских походов здесь строили и морские суда; вокруг Воронежа росли хорошие корабельные сосны. В конце мая 1696 г. русская армия вновь подошла к Азову. Благодаря построенному флоту ей сопутствовал успех: турецкий гарнизон капитулировал.

Строить флот должны были так называемые кумпанства, принцип организации которых был достаточно прост: от десяти тысяч крестьян нужно было спустить на воду один корабль. Крупные землевладельцы строили корабли в одиночестве, остальные же собирались в компанию таким образом, чтобы все её члены имели в общей сложности десять тысяч крестьян. Церковные душевладельцы должны были спускать на воду корабль с восьми тысяч крестьян, в остальном принцип оставался тем же. Всего было образовано 42 светских и 19 духовных кумпантсв. Посадское и черносошное население, а также купцы гостиной и суконной сотен были объединены в одно кумпанство, обязанное построить 14 кораблей и возглавляемое комиссией из пяти гостей. Ещё одним строителем воронежского флота выступала казна. Адмиралтейство сооружало корабли на деньги, собранные со светских и духовных душевладельцев, которые имели менее сотни крестьян. В итоге им было построено 16 кораблей и 60 бригантин .

Указы от 8 и 17 ноября 1699 г. заложили основу для формирования новой регулярной армии. Первый призывал на службу всех желающих из числа незакрепощённых людей, причём жалование было в 2 раза больше, чем у стрельцов и составляло 11 рублей в год. Датский посол Пауль Гейнс писал в Копенгаген: "Теперь он (Пётр) весь ушёл в дело организации своей армии; свою инфантерию он желает довести до 50 000, кавалерию – до 25 000". Второй указ означал начало рекрутской системы. От определённого количества крестьянских и посадских дворов призывался одни рекрут, в зависимости от потребностей армии число дворов постоянно изменялось .

Городская реформа 1699 г. имела финансово-экономическое и административное значение одновременно: посадское население изымалось из управления воевод и переходило в ведение Бурмистерской палаты, которая осуществляла судебные функции над населением и стала ответственным сборщиком прямых и косвенных налогов. Важное изменение произошло в Боярской Думе: её роль практически сошла на нет, и в неё начал проникать неродовитый элемент. Первоприсутствующим в Думе стал Ф.Ю. Ромодановский, имевший всего лишь чин стольника. Не имея школ для обучения специалистов, Пётр отправлял русских людей учиться за границу для приобретения практических навыков по кораблестроению и управлению кораблём.

Перемены коснулись и внешнего вида: после возвращения из-за границы Пётр собственноручно обрезал некоторым боярам бороды. Те, кто пожелал оставить бороду, должны были платить за налог за её ношение. Причем размер налога определялся социальным положением её хозяина: больше всего платили купцы, за ними шли служилые люди и видные представители посадского населения, за ними знать, меньше всего платили простой посадский люд и боярские холопы. Оставить бороды было разрешено только духовенству и крестьянам, но последние при въезде в город должны были заплатить одну копейку. В итоге пострадали убеждённые бородачи, и выиграла царская казна.

Преобразования только начинались, они пока не затрагивали существенных основ русского государства, но уже были вполне ощутимы для народа и заметны со стороны. Датский посол Пауль Гейнс писал в Копенгаген: "Царь совершил за последнее время ряд чудес... Сравните его Россию со старою – разница та же, что между днём и ночью".

Военная реформа Петра I

Одним из самых значительных и важных преобразований Петра Первого можно считать военную реформу, позволившую создать армию, отвечающую всем военным стандартам того времени. Сначала русские войска побеждали врага превосходящим числом, затем равным, а в конце меньшим. Причём врагом была одна из лучших армий Европы того времени. В результате реформы дворянская конница с походными дворовыми людьми и полки иноземного строя, заведённые предшественниками Петра, были преобразованы им в регулярную армию, которая вследствие продолжительной войны сама собою стала постоянной. Стрелецкое войско после мятежа 1698 г. было уничтожено. Но оно было уничтожено не только по политическим причинам, стрельцы к концу века уже не представляли реальной военной силы, способной противостоять хорошо вооружённым регулярным войскам противника. Они неохотно поднимались на войну, так как у многих были свои лавки, стрельцам гораздо милее были гражданские занятия, к тому же жалование за службу не выплачивалось регулярно.

В 1698 – 1700 гг. были наспех сформированы несколько полков, возглавляемых иностранцами, не знающих иногда даже русского языка. Эти полки показали свою полную несостоятельность при осаде Нарвы в 1700 г. Отчасти из-за отсутствия опыта, отчасти из-за предательства иностранных офицеров, среди которых были и шведы. После поражения была скомплектована и обучена новая армия, которая под Полтавой показала себя на уровне армии любой европейской страны. При этом в России впервые была использована рекрутская повинность. Эта система формирования полков обеспечила большую эффективность при комплектовании войска. Всего до 1725 года было проведено 53 набора, по которому в армию и на флот было мобилизовано более 280 тысяч человек. Первоначально в армию брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 года их стали набирать в соответствии с принципами, положенными в основу подушной подати. Рекруты проходили воинскую подготовку, получали обмундирование, вооружение, тогда как до восемнадцатого века воины – и дворяне, и крестьяне – должны были являться на службу в полном снаряжении. В отличие от других европейских монархов Пётр не использовал наёмников, предпочитая им русских солдат .

Фузелер (пехотинец) армейского пехотного полка 1720 год

Отличительной особенностью новой армии стала обязанность дворян нести воинскую службу с солдатского чина. С 1714 года дворян запрещалось производить в офицеры, если они не были солдатами. Наиболее способные дворяне посылались учиться за границу, особенно морскому делу. Но подготовка осуществлялась и в отечественных школах: Бомбардирской, Преображенской, Навигацкой. К концу царствования Петра были открыты 50 школ для подготовки унтер-офицерского состава.

Большое внимание уделялось флоту: в конце семнадцатого века корабли строились в Воронеже и Архангельске, а после основания Петербурга военное кораблестроение переместилось на берег Балтики. В будущей столице были основаны Адмиралтейство и корабельные верфи. Матросы на флот также набирались по рекрутским наборам.

Необходимость содержать новую армию, которая требовала значительных расходов, заставила Петра модернизировать экономику и финансы.

Экономические реформы Петра Великого

Первые военные неудачи заставили Петра всерьёз задуматься о создании отечественной промышленности, которая смогла бы удовлетворять нужды военного времени. До этого практически всё железо и медь ввозились из Швеции. Естественно, с началом войны поставки прекратились. Существующей российской металлургии было недостаточно для успешного ведения войны. Создание условий для её быстрейшего развития стало жизненно важной задачей.

В первое десятилетие Северной войны за счёт царской казны строились железоделательные мануфактуры на Урале и в Олонецком крае. Стала практиковаться передача казённых предприятий в частные руки. Иногда они передавались даже иностранцам. Предоставлялись определённые льготы тем отраслям, которые обеспечивали армию и флот. Главным конкурентом мануфактур оставалось ремесленное производство, но государство стояло на стороне крупной промышленности и запрещало производить ремесленникам сукно, железо, выплавленное в ручных горнах и т.п. Отличительной особенностью государственных мануфактур было то, что правительство вначале приписывало к предприятиям целые деревни и сёла только на осенне-зимний период, когда не надо было работать в поле, но вскоре деревни и сёла закреплялись за мануфактурами навсегда. На вотчинных мануфактурах использовался труд крепостных крестьян. Кроме этого были и посессионные мануфактуры, владельцам которых с 1721 г. разрешалось покупать к своим заводам крепостных крестьян. Это было вызвано стремлением правительства помочь промышленникам закрепить за предприятиями рабочие руки, обусловленным отсутствием в условиях крепостничества большого рынка рабочей силы.

В стране отсутствовали хорошие дороги, торговые тракты осенью и весной превращались в настоящие болота. Поэтому в целях улучшения торговли Пётр решил использовать в качестве торговых путей реки, имеющихся в достаточном количестве. Но реки необходимо было соединить между собой, и правительство приступило к строительству каналов. За 1703–1709 гг. для соединения Петербурга с Волгой был сооружён Вышневолоцкий канал, начато строительство Мариинской водной системы, Ладожского канала, завершённого после смерти Петра.

Торговлю также сдерживала существовавшая денежная система: в ходу были в основном мелкие медные деньги, а серебряная копейка была довольно крупной монетой и её рубили на части, каждая из которых совершала свой торговый путь. В 1700–1704 гг. была проведена реформа монетного двора. В результате в основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль – гривенник – копейка. К такому делению многие западные страны пришли гораздо позже. Для облегчения внешнеторговых расчётов рубль был по весу приравнен к талеру, имевшему хождение в ряде европейских стран.

Монополия на чеканку денег принадлежала государству, а вывоз из страны золота и серебра был запрещён специальным указом Петра Первого.

Во внешней торговле, следуя учению меркантилистов, Пётр добился преобладания экспорта над импортом, что также способствовало укреплению торговли. Пётр проводил протекционистскую политику в отношении молодой отечественной промышленности, облагая высокими пошлинами ввозимые товары и низкими – вывозимые. Чтобы воспрепятствовать вывозу за границу сырья, необходимого для русской промышленности, Пётр обложил его высокими пошлинами. Практически вся внешняя торговля находилась в руках государства, использующего для этого монопольные торговые компании.

Подушная подать, введённая после переписи населения 1718–1724 гг., вместо прежнего подворного налога обязывала платить 74 копейки в год помещичьих крестьян и 1 рубль 14 копеек государственных крестьян. Подушная подать была прогрессивным налогом, она отменила все существовавшие до этого мелкие налоги, и крестьянин всегда знал размер налогов, так как он не зависел от количества урожая. Подушной податью стали облагаться также черносошные крестьяне северных районов, Сибири, народы средней Волги, посадские люди и мещане. Подушная подать, доставлявшая казне большую часть дохода (4 656 000 в 1725 г.) дала прямым налогам значительный перевес в составе бюджета над остальными источниками дохода. Вся сумма подушной подати шла на содержание сухопутной армии и артиллерии; флот содержался на таможенные и питейные сборы.

Параллельно с экономическими реформами Петра I начинает развиваться частное строительство заводов. Среди частных предпринимателей выделяется тульский заводчик Никита Демидов, которого петровское правительство снабдило большими льготами и привилегиями.

Никида Демидов

Невьянский завод "со всеми строениями и припасами" и землями на 30 верст во все стороны был отдан Демидову на весьма выгодных для заводчика условиях. Демидов при получении завода ничего не заплатил. Лишь в дальнейшем на него возлага­лась обязанность возвратить казне ее расходы по строительству завода: "хотя не вдруг, а погодно". Мотивировалось это тем, что "из тех заводов пошел великий прибыльный источник, и из одной домны в два выпуска в сутки чугуна родится мало ее с 400 пудов, а в год, буде без помехи во весь год учтут обе домны дуть, выйдет на меньшую Статью 260 000 -пудов".

В то же время правительство, передавая завод Демидову, обеспечило заводчика казенными заказами. Его обязали ставить в казну железо, пушки, мортиры, фузеи, штаги, тесаки, палаши, копья, латы, шишаки, проволоку, сталь и иные снасти. Казенные заказы оплачивались Демидову весьма щедро.

Кроме того казна снабдила Демидова даровой или почти даровой рабочей силой.

В 1703 году Петр I распорядился: "Никите Демидову для умножения железа и иных заводов и государевых припасов... при­писать в работу и отдать Верхотурского уезда Аецкую, Красно-польскую слободы да монастырское Покровское село з деревнями и со всеми крестьянами з детьми и братьями и племянники и з землею и со всякими угодья" . Вскоре последовал указ о новой приписке крестьян. Этими своими указами Петр I отдал Демидову к Невьянскому заводу около 2 500 крестьян обоего пола. Заводчик обязан был лишь вносить за крестьян подати в казну.

Эксплуатация труда приписных крестьян у Демидова не имела пределов. Уже в 1708 году невьянские крестьяне жаловались на Демидова. Крестьяне указывали, что за свой тяжелый труд они не получают от завощчика денег "неведомо для чего", вследствие этого они "от его, Акинфиева, налоги и непомерной изго­ни обнищали и всеконечно разорились", "а многие братья крестьяне разбрелись неведомо куда... и достальные от него разбредутся".

Так петровское правительство положило начало "демидовскому Уралу" с его беспредельной жестокостью, крепостным насилием и безмерной эксплуатацией крестьян и рабочих.

Начали строить заводы на Урале и другие предприниматели: Осокины, Строгановы, Тряпицын, Турчанинов, Вяземские, Небогатов.

Жестоко эксплуатируя приписных крестьян и заводских рабочих крепостных и вольнонаемных, Демидов быстро богатеет и расширяет свою власть и значение.

На Урале наряду со Строгановыми вырастает новый феодал, грозный и жестокий к своим рабочим и крестьянам, жадный и хищный по отношению к казне и соседям.

Пётр ясно увидел также необходимость реформировать административное управление страной. Данная реформа окончательно закрепила в России позиции абсолютной власти, уничтожив приказной строй, Боярскую Думу. Без неё было бы невозможно дальнейшее развитие страны при новых развивающихся капиталистических отношениях.

Административные реформы Петра I

В конце 1708 г. Пётр начал проведение губернской реформы. Указ от 18 декабря извещал о намерении царя "для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним расписать города". В результате реформы губернии делились на провинции, а провинции – на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, обладавший всей полнотой судебной, административной, полицейской и финансовой власти. В обязанности губернаторов входило ведение сбором налогов, сыском беглых крепостных, рекрутскими наборами, обеспечение армейских полков провиантом и фуражом. Приказной строй получил серьёзный удар после проведения данной реформы: прекратили своё существование многие приказы, так как их функции и обязанности перешли к губернской администрации.

В результате второй реформы власть губернатора распространялась лишь на провинцию губернского города, в остальных провинциях властью обладали воеводы, подчинявшиеся губернаторам по военным и судебным делам.

22 февраля 1711 г. перед походом в Турцию Пётр издаёт указ о создании Сената. В указе отражена и причина создания этого органа: "определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления". Сенат должен был заменять государя в его отсутствие, потому все обязаны были повиноваться указам Сената, как указам самого Петра, под страхом смертной казни за ослушание. Сенат состоял первоначально из девяти человек, которые решали дела единогласно, без чего приговор Сената не мог иметь действительной силы. В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената, призванная контролировать деятельность Сената. Подчинённые ему прокуроры назначались во все государственные учреждения . В 1717–1721 гг. были созданы по шведскому образцу 11 коллегий, заменившие существовавшие до этого приказы. Особенность коллегий была в том, что они имели общегосударственный уровень и контролировали чётко определённые стороны государственного управления. Это обеспечивало более высокий уровень централизации. На правах коллегий действовали также Главный Магистрат и Святейший Синод. Коллегию возглавлял президент, решения принимались большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два. Совместное обсуждение было отличительной чертой коллегиального управления.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Пётр не разрешил избирать нового патриарха, а ввёл должность местоблюстителя патриаршего престола. В 1721 г. был образован Священный Синод, во главе которого стоял светский чиновник – обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением, священники приносили присягу в том, что обязаны донести, если узнают на исповеди о каких-либо антигосударственных намерениях. За нарушение присяги грозила смертная казнь.

Указ о единонаследии 1714 г. поддерживал интересы поместного дворянства, которое поддерживало курс на укрепление абсолютной монархии. Согласно указу произошло окончательное слияние двух видов собственности вотчины и поместья в единое юридическое понятие "недвижимая собственность", они стали равны по всем параметрам. Поместье становилось наследным владением. Имения нельзя было дробить между наследниками, они обычно передавались старшему сыну, а остальные должны были заниматься карьерой на военном или гражданском поприще: сыновья, не получившие недвижимого имения, "принуждены будут хлеба своего его искать службою, учением, торгами" или другой полезной деятельностью.

"Табель о рангах" явилась естественным продолжением этого указа. Все должности военной и гражданской службы были разделены на 14 рангов. Табель ввела принцип личной выслуги и окончательно уничтожила отменённое в 1682 г. местничество. Теперь дворяне могли выслужиться до высших постов и реально приобщиться к государственному управлению. Причём это происходило благодаря только личным качествам человека, что не допускало к управлению людей неспособных к этому.

Громадные успехи в экономической, военной и административной области были бы невозможны без достаточного количества высокообразованных специалистов. Но всё время отправлять русских учиться за границу было бы нерационально, в России необходимо было создать собственную образовательную систему.

Реформа образования при Петре Первом

До Петра дворяне получали образование почти исключительно домашним путём, но изучалась только элементарная грамота и арифметика. Забота об образовании пронизывает всё царствование Петра Первого. Уже в 1698 г. первая группа дворян была отправлена на учёбу за границу, данная практика сохранялась и в последующие годы. По возвращении дворян ждал строгий экзамен. Пётр сам не раз выступал в роли экзаменатора.

  • Навигацкая школа была открыта уже в 1701 г.,
  • в 1707 – Медицинское училище,
  • в 1712 г. – Инженерная школа.

Для провинциальных дворян были открыты 42 цифирные школы. Поскольку дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания цифирной школы. Появились школы для детей мастеровых, горных рабочих, гарнизонных солдат. Сама концепция образования существенно изменилась: богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и другие практические знания. Появились новые учебники, например, "Арифметика" Л.Ф. Магницкого. Учёба во время Петра приравнивалась к государственной службе. Для этого времени характерно также бурное развитие книгопечатания. В конце первого десятилетия столетия был введён гражданский шрифт и арабские цифры.

В 1714 г. была создана первая государственная библиотека, ставшая основой для библиотеки Академии наук, открытой уже после смерти императора, но задуманной им самим.

Одним из крупнейших событий того периода стало возникновение в стране первой газеты. "Ведомости" сообщали о событиях в стране и за рубежом.

В 1719 г. была открыта Кунсткамера – первый русский музей.

Реформы Петра Первого в сфере культуры и русского быта

Модернизация коснулась при Петре Первом даже быта, то есть внешней стороны русской жизни. Пётр Первый, стремившийся сблизить Россию с Европой, пытался ликвидировать даже внешние отличия русских людей от европейцев. Помимо запрещения бород было запрещено носить длиннополое русское платье. Немецкие, венгерские или французские туалеты, в представлении старомосковских людей совершенно неприличные, надели также дворянские жёны и дочери. С целью воспитания россиян в европейском духе Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак, что нравилось далеко не всем дворянам "старой закалки". Пётр принудительно ввёл новые формы досуга – ассамблеи, то есть приёмы гостей в знатных домах. На них появлялись с жёнами и дочерьми. Это означало конец теремного затворничества русских женщин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер, названных на иностранный манер "политесом", умения танцевать. Быт дворянства и верхушки купечества серьёзно менялся.

Преобразования в быту совсем не коснулись массы городского населения и тем более крестьянства. Образ жизни дворянства стал разниться от образа жизни простого народа настолько, что дворянин, а впоследствии и любой образованный человек стал казаться крестьянину иноземцем.

Наряду с введением нового образа жизни стали появляться профессии, обслуживающие новые потребности дворянства, купечества и зажиточных горожан. Таковыми были парикмахеры, цирюльники и другие профессии, пришедшие вместе с Петром из Великого посольства.

Некоторое отношение к изменению внешней стороны русской жизни имел также переход на новый календарь. В конце 1699 г. Пётр повелел вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, но переход был совершён не на григорианский календарь, а на юлианский, которые уже имели существенные различия. Кроме этого Пётр издал указ о праздновании Нового Года 1 января, а в знак доброго начинания отмечать этот праздник стрельбой из пушек и фейерверками.

При Петре появился первый общедоступный русский театр. В 1702 г. в "комедийной хоромине" на Красной площади в Москве стали разыгрывать пьесы иноземных авторов немецкие актёры. Позже появился театр Славяно-греко-римской академии, в котором была русская труппа и ставились пьесы на современные темы. При Петре появились первые портреты, которые в отличие от парсун были полностью свободны от церковного канона и реалистически изображали конкретных людей. В литературе появился новый жанр – история, героем которой являлся образованный человек, стремящийся увидеть мир, попутешествовать в далёких странах и всегда добивающийся успеха. Такой мотив был абсолютно немыслим для произведений московского периода.

В начале восемнадцатого века в русской культуре окончательно восторжествовало светское начало над церковным. Главная заслуга в этом, несомненно, принадлежит Петру, хотя "обмирщение" культуры началось до него, а попытки привнести в страну европейские новшества делались и при его предшественниках, но они не прижились.

Вывод

На рубеже ХVII–ХVIII вв. Пётр Первый провёл ряд реформ в экономической, военной, политической, административной и культурной областях. Это позволило России войти в европейскую политическую систему и занять в ней серьёзную позицию. Пётр заставил западные державы считаться с интересами молодой империи. Он вывел страну на новый уровень развития, что позволило ей встать вровень с европейскими державами. Но сами реформы, методы, которыми они проводились, вызывают неоднозначные оценки его деятельности до сих пор.

Литература

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ – М.: Мысль, 1989.
  2. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношении – М.: Мысль, 1991.
  3. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории – М.: Терра, 1996.
  4. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого – М.: Международные отношения, 1986.
  5. Павленко Н.И. Пётр Великий – М.: Мысль, 1990.
  6. Пётр Великий: РRО ЕТ СОNТRА. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология – СПб.: РХГИ, 2001.
  7. Тимошина Т.М. Экономическая история России – М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2000.
  8. Шмурло Е.Ф. История России (IХ–ХХ вв.) – М.: Аграф, 1999.
  9. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2012.
  10. Зуев М.Н. История России. – М.: Юрайт, 2012.
  11. Кириллов В.В. История России. – М.: Юрайт, 2012.
  12. Матюхин А.В., Давыдова Ю.А., Ушаков А.И., Азизбаева Р.Е. Отечественная история. – М.: Синергия, 2012.
  13. Некрасова М.Б. Отечественная история. – М.: Юрайт, 2012.
  14. Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 2012.

Эпоха Петра Великого в жизни русской церкви полна историческим содержанием. Во-первых, уяснилось и приняло новые формы как отношение церкви к государству, так и церковное управление. Во-вторых, внутренняя церковная жизнь была отмечена борьбой богословских взглядов (например, знакомый нам спор о пресуществлении между великорусским и малорусским духовенством и другие несогласия). В-третьих, оживилась литературная деятельность представителей церкви. В своем изложении мы коснемся только первого из указанных пунктов, потому что второй имеет специальный церковно-исторический интерес, а третий рассматривается в истории литературы.

Рассмотрим сперва те меры Петра I , которыми устанавливались отношения церкви к государству и общий порядок церковного управления; затем перейдем к частным мерам относительно церковных дел и духовенства.

Отношение церкви к государству до Петра I в Московском государстве не было точно определено, хотя на церковном соборе 1666–1667 гг. греками было принципиально признано главенство светской власти и отрицалось право иерархов вмешиваться в светские дела. Московский государь считался верховным покровителем церкви и принимал активное участие в церковных делах. Но и церковные власти призывались к участию в государственном управлении и влияли на него. Борьбы церковной и светской властей, знакомой Западу, Русь не знала (не было ее, строго говоря, и при Никоне). Громадный нравственный авторитет московских патриархов не стремился заменить собой авторитет государственной власти, и если раздавался со стороны русского иерарха голос протеста (например, митрополита Филиппа против Ивана IV), то он не сходил никогда с нравственной почвы.

Петр I вырос не под таким сильным влиянием богословской науки и не в такой благочестивой обстановке, как росли его братья и сестры. С первых же шагов своей сознательной жизни он сошелся с "еретиками немцами" и, хотя остался православным по убеждениям человеком, однако свободнее относился ко многим обрядностям, чем обыкновенные московские люди, и казался зараженным "ересью" в глазах старозаветных ревнителей благочестия. Можно с уверенностью сказать, что Петр от своей матери и от консервативного патриарха Иоакима (ум. 1690) не раз встречал осуждение за свои привычки и знакомство с еретиками. При патриархе Адриане (1690–1700), слабом и несмелом человеке, Петр встретил не более сочувствия своим новшествам, вслед за Иоакимом и Адриан запрещал брадобритие, а Петр думал сделать его обязательным. При первых решительных нововведениях Петра все протестующие против них, видя в них ересь, искали нравственной опоры в авторитете церкви и негодовали на Адриана, который малодушно молчал, по их мнению, тогда, когда бы следовало стать за правоверие. Адриан действительно не мешал Петру и молчал, но он не сочувствовал реформам, и его молчание, в сущности, было пассивной формой оппозиции. Незначительный сам по себе, патриарх становился неудобен для Петра, как центр и объединяющее начало всех протестов, как естественный представитель не только церковного, но и общественного консерватизма. Патриарх же, крепкий волею и духом, мог бы явиться могучим противником Петра I, если бы стал на сторону консервативного московского мировоззрения, осуждавшего на неподвижность всю общественную жизнь.

Понимая эту опасность, Петр после смерти Адриана не спешил с избранием нового патриарха, а "местоблюстителем патриаршего престола" назначил Рязанского митрополита Стефана Яворского, ученого малоросса. Управление же патриаршим хозяйством перешло в руки особо назначенных светских лиц. Нет нужды предполагать, как делают некоторые, что уже тотчас после смерти Адриана Петр решился упразднить патриаршество. Вернее думать, что Петр просто не знал, что делать с избранием патриарха. К великорусскому духовенству Петр относился с некоторым недоверием, потому что много раз убеждался, как сильно не сочувствует оно реформам. Даже лучшие представители древней русской иерархии, которые сумели понять всю национальность внешней политики Петра I и помогали ему как могли (Митрофан Воронежский, Тихон Казанский, Иов Новгородский), – и те были против культурных новшеств Петра. Выбрать патриарха из среды великорусов для Петра значило рисковать создать себе грозного противника. Малорусское духовенство держало себя иначе: оно само подверглось влиянию западной культуры и науки и сочувствовало новшествам Петра I. Но поставить малоросса патриархом было невозможно потому, что во время патриарха Иоакима малорусские богословы были скомпрометированы в глазах московского общества, как люди с латинскими заблуждениями; за это на них было воздвигнуто даже гонение. Возведение малоросса на патриарший престол повело бы поэтому к общему соблазну. В таких обстоятельствах Петр I и решил остаться без патриарха.

Установился временно такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе; верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде гонимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов. Великорусское малообразованное и враждебное реформе духовенство не могло явиться помощником Петру I, тогда как малороссияне, имевшие более широкий умственный кругозор и выросшие в стране, где православие вынуждено было к деятельной борьбе с католицизмом, воспитали в себе лучшее понимание задач духовенства и привычку к широкой деятельности. В своих епархиях они не сидели сложа руки, а обращали в православие инородцев, действовали против раскола, заводили школы, заботились о быте и нравственности духовенства, находили время и для литературной деятельности. Понятно, что они более отвечали желаниям преобразователя, и Петр I ценил их более, чем тех духовных лиц из великорусов, узкие взгляды которых часто становились ему на дороге. Можно привести длинный ряд имен малороссов-архиереев, занявших видные места в русской иерархии. Но особенно замечательны из них: помянутый выше Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и, наконец, при Петре – епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности гораздо более, чем к отвлеченной науке, однако весьма образованный и изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но и в католических коллегиях Львова, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ не повлияло на живой ум Феофана, напротив, – поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Не получая удовлетворения в православной богословской науке, тогда плохо и мало разработанной, Феофан от католических доктрин обратился к изучению протестантского богословия и, увлекаясь им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом. Эта наклонность к протестантскому мировоззрению, с одной стороны, отразилась на богословских трактатах Феофана, а с другой стороны – помогла ему сблизиться с Петром I во взглядах на реформу. Царь, воспитавшийся на протестантской культуре, и монах, закончивший свое образование на протестантском богословии, прекрасно поняли друг друга. Познакомясь с Феофаном впервые в Киеве в 1706 г., Петр в 1716 г. вызвал его в Петербург, сделал его своей правой рукой в деле церковного управления и защищал от всех нападок со стороны прочего духовенства, заметившего в любимце Петра протестантский дух. Феофан же в своих знаменитых проповедях явился истолкователем и апологетом реформ Петра, а в своей практической деятельности был искренним и способным его помощником.

Феофану и принадлежит разработка и, может быть, даже самая мысль того нового плана церковного управления, на котором остановился Петр I. Более двадцати лет (1700–1721) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. Наконец, 14 февраля 1721 г. совершилось открытие "Святейшего Правительствующего Синода". Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром I. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Заметим, что состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было и целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была, словом, взята с общего типа организации коллегии.

Говоря о положении Синода в государстве, следует строго различать роль его в сфере церкви от роли в общей системе государственного управления. Значение Синода в церковной жизни ясно определяет Духовный регламент, по выражению которого Синод имеет "силу и власть патриаршую". Все сферы ведения и вся полнота церковной власти патриарха присущи Синоду. Ему передана и епархия патриарха, бывшая под его личным управлением. Этой епархией Синод управлял через особую коллегию, получившую название дикастерии, или консистории. (По образцу этой консистории были постепенно устроены консистории и в епархиях всех архиереев). Так, в церковных делах Синод вполне заменил патриарха.

Но в сфере государственного управления Синод не вполне наследовал патриарший авторитет. О значении Синода в общем составе администрации при Петре существуют у нас разнообразные мнения. Одни полагают, что "Синод во всем был сравнен с Сенатом и наряду с ним непосредственно подчинен государю" (такого мнения держится, например, П. Знаменский в своем "Руководстве к Русской церковной истории"). Другие же думают, что при Петре, на практике, государственное значение Синода стало ниже значения Сената. Хотя Синод и стремится стать независимо от Сената, однако последний, рассматривая Синод как обыкновенную коллегию по духовным делам, считал его себе подчиненным. Такой взгляд Сената оправдывался общей мыслью преобразователя, положенной в основу церковной реформы: с учреждением Синода церковь становилась в зависимость не от лица государя, как прежде, а от государства, управление ею было введено в общий административный порядок и Сенат, управлявший делами церкви до учреждения Синода, мог считать себя выше Духовной коллегии, как верховный административный орган в государстве (такой взгляд высказан в одной из статей проф. Владимирского-Буданова). Трудно решить, какое мнение справедливее. Ясно одно, что политическое значение Синода никогда не поднималось так высоко, как высоко стоял авторитет патриархов (о начале Синода см. П. В. Верховского "Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент", два тома. 1916; также Г. С. Рункевича "Учреждение и первоначальное устройство Св. Пр. Синода", 1900).

Так учреждением Синода Петр I вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом. Но эти же восточные греческие иерархи при царе Алексее уже решили в принципе тот же вопрос и в том же направлении. Поэтому церковные преобразования Петра, являясь резкой новинкой по своей форме, были построены на старом принципе, завещанном Петру Московской Русью. И здесь, как и в других реформах Петра I, мы встречаемся с непрерываемостью исторических традиций.

Что касается до частных мероприятий по делам церкви и веры в эпоху Петра I, то мы можем лишь кратко упомянуть о главнейших из них, именно: о церковном суде и землевладении, о духовенстве черном и белом, об отношении к иноверцам и расколу.

Церковная юрисдикция была при Петре очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские (даже суд о преступлениях против веры и церкви не мог совершаться без участия светской власти). Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, был в 1701 г. восстановлен (закрытый в 1677 г.) Монастырский приказ со светскими судами. В таком ограничении судебной функции духовенства можно видеть тесную связь с мероприятиями Уложения 1649 г., в которых сказалась та же тенденция.

Такую же тесную связь с древней Русью можно видеть и в мерах Петра I относительно недвижимых церковных имуществ. Земельные вотчины духовенства при Петре сперва подверглись строгому контролю государственной власти, а впоследствии были изъяты из хозяйственного ведения духовенства. Управление ими было передано Монастырскому приказу; они обратились как бы в государственное имущество, часть доходов с которого шла на содержание монастырей и владык. Так пробовал Петр разрешить вековой вопрос о земельных владениях духовенства на Руси. На рубеже XV и XVI вв. право монастырей владеть вотчинами отрицалось частью самого монашества (Нил Сорский); к концу XVI в. правительство обратило внимание на быстрое отчуждение земель из рук служилых людей в руки духовенства и стремилось если не вовсе прекратить, то ограничить это отчуждение. В XVII в. земские челобитья настойчиво указывали на вред такого отчуждения для государства и дворянского класса; государство теряло земли и повинности с них; дворяне становились безземельными. В 1649 г. в Уложении явился, наконец, закон, запрещавший духовенству дальнейшее приобретение земель. Но Уложение еще не решилось возвратить государству те земли, которыми владело духовенство.

Заботясь о поднятии нравственности и благосостояния в среде духовенства, Петр с особым вниманием относился к быту белого духовенства, бедного и малообразованного, "ничем от пахотных мужиков неотменного", по выражению современника. Рядом указов Петр старался очистить среду духовенства тем, что насильно отвлекал лишних его членов к другим сословиям и занятиям и преследовал дурные его элементы (бродячее духовенство). Вместе с тем Петр старался лучше обеспечить приходское духовенство уменьшением его числа и увеличением района приходов. Нравственность духовенства он думал поднять образованием и строгим контролем. Однако все эти меры не дали больших результатов.

К монашеству Петр I относился не только с меньшей заботой, но даже с некоторой враждой. Она исходила из того убеждения Петра, что монахи были одной из причин народного недовольства реформой и стояли в оппозиции. Человек с практическим направлением, Петр плохо понимал смысл современного ему монашества и думал, что в монахи большинство идет "от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть". Не работая, монахи, по мнению Петра, "поедают чужие труды" и в бездействии плодят ереси и суеверия и занимаются не своим делом: возбуждают народ против новшеств. При таком взгляде Петра I понятно стремление его к сокращению числа монастырей и монахов, к строгому надзору за ними и ограничению их прав и льгот. У монастырей были отняты их земли, их доходы, и число монахов было ограничено штатами; не только бродяжничество, но и переход из одного монастыря в другой запрещался, личность каждого монаха была поставлена под строгий контроль настоятелей: занятия в кельях письмом запрещены, общение монахов с мирянами затруднено. В конце царствования Петр I высказал свой взгляд на общественное значение монастырей в "Объявлении о монашестве" (1724). По этому взгляду, монастыри должны иметь назначение благотворительное (в монастыри помещались на призрение нищие, больные, инвалиды и раненые), а кроме того, монастыри должны были служить к приготовлению людей к высшим духовным должностям и для приюта людям, которые склонны к благочестивой созерцательной жизни. Всей своей деятельностью относительно монастырей Петр I и стремился поставить их в соответствие с указанными целями.

В эпоху Петра I отношение правительства и церкви к иноверцам стало мягче, чем было в XVII в. К западноевропейцам относились с терпимостью, но и при Петре к протестантам благоволили больше, чем к католикам. Отношение Петра к последним обусловливалось не одними религиозными мотивами, но и политическими: на притеснения православных в Польше Петр I отвечал угрозами воздвигнуть гонение на католиков. Но в 1721 г. Синод издал важное постановление о допущении браков православных с неправославными – и с протестантами и католиками одинаково.

Политическими мотивами руководился отчасти Петр и по отношению к русскому расколу. Пока он видел в расколе исключительно религиозную секту, он относился к нему довольно мягко, не трогая верований раскольников (хотя с 1714 г. и велел с них брать двойной податной оклад). Но когда он увидел, что религиозный консерватизм раскольников ведет к консерватизму гражданскому и что раскольники являются резкими противниками его гражданской деятельности, тогда Петр изменил свое отношение к расколу. Во вторую половину царствования Петра I репрессии шли рядом с веротерпимостью: раскольников преследовали как гражданских противников господствующей церкви; в конце же царствования и религиозная терпимость как будто бы уменьшилась, и последовало ограничение гражданских прав всех без исключения раскольников, замешанных и не замешанных в политические дела. В 1722 г. раскольникам дан был даже определенный наряд, в особенностях которого видна была как бы насмешка над расколом.

Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманность. По окончанию реформы, Россия, в результате, получила только одного человека, обладающего абсолютной полноправной властью.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название - Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Ликвидирована должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел безграничную свободу действий, установив в России абсолютизм.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 222.