Достаточно ли молчаливого созерцания. Созерцание

ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Диалектический материализм, рассматривая познание как процесс, развертывающийся в ходе практики, раскрыл и механизм этого процесса. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, - говорил В. И. Ленин, - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" *. Сила этой, ставшей классической формулы в том, что она отражает как в фокусе структуру процесса познания, диалектику его уровней и форм. Причем не случайно речь идет здесь не просто о созерцании, а о созерцании живом, т. е. о чувственно-практическом знании, возникающем непосредственно в активной материальной деятельности человека.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 152 - 153.

Современная психология различает несколько форм чувственного отражения мира: ощущение, восприятие и представление.

Начальной формой выступает ощущение. Ощущать - значит отражать нечто посредством органов чувств. Хотя наличие чувственного познания было известно уже мыслителям глубокой древности (например, Гераклиту и Демокриту), впервые подчеркнули выдающуюся роль чувственного отражения мира лишь английские материалисты - Бэкон, Гоббс и особенно Локк, который выступил с утверждением: "Ничего нет в интеллекте, чего не было бы в опыте". Для Локка дверьми в окружающий мир являются органы чувств. Такая" теория познания называется сенсуалистической ("сенсус" - по-латыни чувство). Сознание человека, говорит Локк, "чистая доска", куда наносит свои письмена природа в ходе чувственного опыта.

В развитии этой своей гносеологической концепции Локк, однако, был непоследователен. В частности, одни качества вещей (протяженность, форма и т. д.) он признавал объективными, присущими самим вещам и отражаемыми посредством органов чувств. Другие же свойства - запах, цвет и т. д. он объявил вторичными, т. е. не присущими вещам, а вносимыми в мир человеком. За последнее утверждение Локка ухватились идеалисты. Епископ Беркли (XVIII в.) заявил, что первичных, объективных качеств вообще не существует, все качества вторичны: они продукт субъективного опыта. Беркли использовал то, что в учении Локка о вторичных качествах исчез их подлинный источник - природа. В результате ощущения из свидетельств об объективных процессах, воздействующих на органы чувств, превратились в оторванные от мира явления, происходящие в самих органах чувств.

Так были разорваны в теории познания мир и чувственный опит, источник ощущений и сами ощущения, а вопрос о природе ощущений превратился в водораздел между идеалистической и материалистической теорией познания, между научной гносеологией и агностицизмом. Последний отрицает вообще возможность познания мира и сводит человеческие знания к описанию имманентного, т. е. не зависящего от природы, от сущности ее объектов, субъективного опыта, представляющего комбинации или комплексы ощущений. Острую форму приняла борьба по этому вопросу на рубеже XIX - ХХ вв., когда ряд новых открытий в физике поколебал привычные представления естествоиспытателей. Была обнаружена делимость атома, открыта радиоактивность, выявилась роль наблюдатели и прибора и т. д. С одной стороны, удивительные свойства микромира как будто бы точно описывались математическими формулами, а с другой, - они никак не давались в руки в виде привычного чувственного опыта.

В этих условиях развилась махистская, идеалистическая философия. Среди естествоиспытателей, стоявших на устаревших позициях метафизического материализма, махисты сеяли недоверие к материализму вообще, как якобы опровергаемому новыми открытиями.

За ощущениями, заявляли они, ничего нет. Ощущение - это продукт сознания, а мир просто "комплекс ощущений". Распространению махизма способствовали заблуждения некоторых физиологов. Так, известно, что человеческие органы чувств (скажем, ухо или глаз) несовершенны. Они дают нам сведений меньше, чем в мире имеется световых или звуковых явлений и даже искажают при восприятии образы этих явлений. Это справедливо. Но не справедлив был вывод Гельмгольца о том, что органы чувств вообще не способны дать достоверные сведения об окружающем мире. "Качество наших ощущений, - говорил Гельмгольц, - обозначает ли оно свет или теплоту, звук, вкус и т. д., зависит не от воспринятого внешнего объекта, но от чувствительного нерва, передающего ощущением. На этой основе им была создана так называемая "теория символов".

Вскрывая идеалистическую сущность этой теории Гельмгольца, В. И. Ленин подчеркнул: "Если ощущения не суть образы вещей, а только знаки или символы, не имеющие "никакого сходства" с ними, то исходная материалистическая посылка Гельмгольца подрывается, подвергается некоторому сомнению существование внешних предметов, ибо знаки или символы вполне возможны по отношению к мнимым предметам, и всякий знает примеры таких знаков или символов" *. Таким образом, "физиологический идеализм", как было названо учение естествоиспытателей о субъективной природе человеческих ощущений - это попытка подвести естественнонаучный фундамент под агностицизм.

Если подходить к деятельности органов чувств метафизически, то можно скатиться к идеализму, как это получилось у сторонников "теории символов". Если же диалектически рассматривать органы чувств в процессе их становления и развития, то места для идеализма не остается. Эти органы развились на основе всеобщего свойства материи - отражения. Будучи присуще и физическому, и химическому, и биологическому миру, отражение является тем мостом, который переброшен в природе от неживой материи к ощущениям.

Естественнонаучный фундамент диалектико-материалистического учения об ощущении как образе объективного мира цементируют труды великих русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

Но физическая, биологическая, в том числе и физиологическая, стороны ощущения не исчерпывают вопроса о его природе. У человеческих ощущений имеется еще одна исключительно важная сторона это сторона общественная. Говоря о человеческом глазе, К. Маркс подчеркивает, что чувства общественного человека иные, нежели у необщественного. Образование пяти внешних чувств, - отмечает Маркс, - это продукт всемирной истории. Глаз стал человеческим подобно тому, как его объект наблюдений, созерцания стал общественным **.



Таким образом, рассматривая становление чувств человека, рассматривая объективную природу ощущения, необходимо исходить не только из биологической эволюции органов чувств, но и из того факта, что человеческие чувства, ощущения - это продукт общественно-исторического развития, продукт гражданской истории, продукт человеческой практики.

Все это позволило В. И. Ленину выдвинуть и отстоять тезис.: "Ощущения есть субъективный образ объективного мира" *** и сформулировать основные посылки теории отражения: во-первых, что ощущения есть единственный источник наших знаний, и, во-вторых, что источником ощущений является объективная реальность.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 247.

** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 592 - 594.

*** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 120.

Являясь источником знаний и исходной формой чувственного отражения мира, ощущения - не единственная форма такого отражения. В конечном счете ощущение - отражение непосредственного единичного воздействия. Но разве мир есть механическая сумма отдельно воздействующих сторон, предметов, свойств, явлений, черт, процессов? Представьте лунный пейзаж, который мы увидели на экранах телевизоров. Силуэт склонов, лучи незаходящего солнца, россыпи метеоритов, черное небо - все это источники отдельных ощущений. Но волнующая необычность картины заключена в единстве всех наших ощущений, создающих целостный образ действительности. Такой, чувственно-конкретный, целостный образ вещей или явления носит название восприятия.

Восприятие, возникающее на основе ощущений, есть также непосредственная связь сознания с внешним миром.

Не случайно восприятия и делятся на звуковые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые (в соответствии с видами ощущений, лежащих в их основе). Более того, говорить отдельно о восприятиях и ощущениях можно только условно, абстрагируясь от реального процесса чувственного познания. В действительности же ощущения и восприятия вообще не существуют порознь, вне связи друг с другом. Эта взаимосвязь отнюдь не результат спонтанной психологической интеграции. В основе органического единства восприятий и ощущений лежит неразрывное взаимодействие органов чувств как органов активного, материально-практического освоения мира. Подтверждают это любые простейшие и сложнейшие факты.

Так, в зависимости от расстояния или других условий искажаются зрительные пропорции предметов. Однако человек превосходно ориентируется в таких случаях потому, что он не пассивно созерцает мир, а осваивает его всем своим существом, всеми своими органами.

И эти практически взаимодействующие органы чувств и сознания позволяют вносить коррективы в поток восприятий, восстанавливая реальный образ действительности.

Не менее ярко проявляется эта особенность при отражении локальных восприятий. Например, запах цветка приводит к восприятию целостного образа, благодаря наличию опыта, добытого в повседневной практике. Звон тарелок влечет по этой же. причине зрительные образы пищи и даже вкусовые ощущения у голодного человека.

Уже в этих простых примерах обнаруживается важнейшая черта чувственного познания мира: с переходом от ощущений к восприятиям в структуре процесса познания происходят изменения.

Появляются и развиваются элементы, несущие обобщенное восприятие объективного мира. У человека под влиянием ощущений начинает функционировать аппарат абстрагирования. Именно поэтому человек и может не только связать ощущения в целостную картину, но и воссоздать восприятие даже тогда, когда чувственный контакт с объективным прообразом данного восприятия полностью отсутствует. Такое отображение мира является третьей основной формой чувственного познания - представлением.

Оно, как и восприятие, имеет чувственно-конкретный, наглядный характер, но для его возникновения не требуется непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Оно представляет собой воспроизведение образа предметов, воздействовавших на органы чувств в прошлом. При воспроизведении отдельные стороны, моменты этого образа опускаются, в результате чего представление не является таким четким, как восприятие. Но эта, казалось бы, отрицательная особенность представления играет положительную роль в познании: опуская одни черты, свойства возникающих в процессе восприятия тех или иных явлений и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях.

СОЗЕРЦАНИЕ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СОЗЕРЦА́НИЕ

чувств. ступень познания (см. Отражение , Теория познания). В филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках – лат. intuitio, нем. ). Первое из этих пониманий восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувств. познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе связано с именем Канта, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывает С. неосознаваемое интеллектуальное и считает С. "первичным" представлением, а понятие – "вторичным". В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С. – "эмпирич." С. (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое" С., предметом к-рого является сущность ("эйдос"), В трактовке эйдетического созерцания Гуссерль продолжает линию Платона. См. также Интуиция , Непосредственное знание и лит. при этих статьях.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СОЗЕРЦАНИЕ

СОЗЕРЦАНИЕ - чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его пони

мания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках - лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания “по истине”. Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывал созерцанию неосознаваемое интеллектуальное содержание и считал его “первичным” представлением, а понятие -- “вторичным”. В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания - эмпирическое (сознание об индивидуальном предмете) и “эйдетическое”, предметом которого является сущность (“эйдос”). В трактовке эйдетического созерцания 1уссерль продолжил линию Платона. См. также ст. Интуиция .

В. П. Филатов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СОЗЕРЦАНИЕ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    СОЗЕРЦАНИЕ, созерцания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего нибудь. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 … Толковый словарь Ушакова

    Созерцание - Созерцание ♦ Contemplation Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной… … Философский словарь Спонвиля

    В философии процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией … Большой Энциклопедический словарь

    Способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой… … Новейший философский словарь

    СОЗЕРЦАНИЕ, я, ср. 1. см. созерцать. 2. В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания к абстрактному мышлению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    Англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. 3. Духовный… … Энциклопедия социологии

Слово «созерцание» получило множество значений, которые имеют как сходство, так и различие в трактовке. Толкование можно найти в словарях, в философских трудах, религиозных текстах, и в каждом объяснении есть свой смысл, свое особое видение.

Что говорят словари

Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре дает следующее определение: «Созерцание - это такое действие, которое при наблюдении предмета заставляет вникать в его суть разумом, что позволяет увидеть глубже его природу. Действие направлено внутрь , на изучение и размышление о предмете или явлении».

Знаете ли вы? Идею о создании словаря русского языка Далю подсказал Пушкин, с которым Владимира Ивановича связывала крепкая . После ранения поэта на дуэли, Даль (писатель, военврач, хирург) вместе с лечащим врачом Пушкина проводил операцию по удалению пули.

Более краткое трактование можно прочитать в словаре Т. Ф. Ефремовой: «Первый этап познания, основанный на чувственном восприятии окружающей действительности. Инертное погружение в себя, свое , мечтательность».

Трактование понятия в философии

Философы и мыслители в разное давали свою оценку термину, принимая во внимание , духовность и практическое отношение к понятию.

Кант

Иммануил Кант, рассуждая о значении слова «созерцать», указывал на противоположность наблюдения теоретического, восприятию на уровне . То есть в его понимании действие основано на интуитивном опыте, а не на умственных заключениях.

Важно! Созерцание, скорее, чувственная форма восприятия действительности, нежели сознательный анализ. Если мы не принимаем объект на уровне ощущений, знание о нем будет лишено смысла.

Пространство и - это данность бытия, не требующая , равно как и наблюдение предмета или явления в пространстве или временном отрезке.

Гете

Для Гете созерцательность - это, прежде всего, сосредоточенность на явлении, которое сродни . Все, что мы замечаем, взаимосвязано между собой с природой и мирозданием. Погружение в наблюдение позволяет смотреть сквозь предмет, отыскивая его глубинный смысл, отрицая при этом имеющиеся ярлыки.

Это исключительно собственный опыт познания мира и природы, который в итоге приводит к самопознанию и самосовершенствованию.

Гештальтпсихология

Данное течение психологии, основателями которого являются Вертгеймер, Коффка и Келер, объясняют созерцание сознательным и эмоциональным восприятием образа в целом, без разделения на отдельные элементы и изучение его свойств.

Наблюдение собирает в одно целое и форму, и содержание предмета. Сегодня в гештальт-терапии используются для , это сродни самосозерцанию в медитативной практике .

Путем ведения внутреннего диалога сосредотачивается на одной , воспоминании, предмете, добиваясь полной концентрации внимания, не рассеиваясь на ассоциативные мысли.

Гегель

Немецкий философ Гегель считал умственное созерцание антиподом мышлению разума, но признавал рассудочное мышление как основу наблюдения и познания объекта.

Знаете ли вы? Сегодня Гете известен не только как автор бессмертного произведения «Фауст». В честь писателя названы кратер на Меркурии и новый . Отдав дань его философским трудам, в Швейцарии в его честь названо здание - Гетеанум, являющееся центром антропософии.

Называя созерцание представлением о природе объекта, Гегель считал, что, представляя объект или явление, растворяется в нем, перенося свое чувственное восприятие внутрь себя. Выходя (мысленно) за рамки пространства и , наблюдающий четче прослеживает связь между эмоционально-чувственным отношением к объекту и разумным его пониманием.

Маркс

Рассмотрим, что значит созерцать, согласно Марксу. С точки зрения Маркса, это способность представлять и удерживать в чувственный образ, однако поскольку реальность (с точки зрения социалиста-коммуниста) вещь общественная, то и представление о предмете воспринимается сквозь призму общественной .
Понять это проще на примере: я вижу и слышу то, что видят и слышат другие наблюдающие индивиды, обмениваюсь с ними представлением и размышлением о вещи или событии.

Важно! Маркс не связывает понятие с психологией или философией, данное определение для него - это общественно-историческое познание действительности посредством не одной лишь чувственности, но и логики, и практической деятельности.

Гуссерль

Гуссерль считал, что созерцание не ограничивается одним лишь опытом, оно основывается на работе и , то есть на интуитивном понимании явления. Данное понятие воспринимается как данность, не рассуждая. Чувственное восприятие окружающего мира стоит в основе познания. Постижение сущности, не иллюзии - это, прежде всего, работа , а не воображения.

Созерцание в религии

Многие мировые объясняют те или иные явления и события с точки зрения философского/духовного восприятия.

Православие

В православии созерцание - это особое состояние души, позволяющее осознать свою сущность, как Божьего творения, в котором вера преобладает над сердце , соединяется с , собирая и сосредотачивая в благодати все человеческое существо».

Буддизм

Буддисты отождествляют понятие с духовным знанием, желанием узнать сущность окружающего мира и самого себя в нем.
Обычно погружение в наблюдение осуществляется с помощью медитации, при этом практик полностью растворяется в объекте наблюдения, подчиняя себе поток мыслей, контролируя свое сознание.

Это постижение мудрости бытия, не замутненное мирским, сосредоточенность на переосмыслении истины и понимании природы всего сущего.

Созерцающий человек в буддизме может практиковать два вида медитации:

  • познание и восприятие материального;
  • погружение в духовное, метафизическое.
Подытожим: термин имеет много значений, в каждом из них можно найти наиболее точное определение, подходящее конкретному , согласно убеждениям, вере, образованию. Общее у вышеперечисленных объяснений одно - так или иначе, это познавательная деятельность, осознанное отношение и представление какого-либо явления или вещи.

непосредственное, зрительное восприятие предметов, сам процесс созерцания и его результат, созерцаемое; созерцание как восприятие вообще; эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.

Отличное определение

Неполное определение

СОЗЕРЦАНИЕ

чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его понимания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках - лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывал созерцанию неосознаваемое интеллектуальное содержание и считал его «первичным» представлением, а понятие - «вторичным». В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания - эмпирическое (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»). В трактовке эйдетического созерцания 1уссерль продолжил линию Платона. См. также ст. Интуиция.


Антиномия
Категорический императив
Ценность

Созерцание - способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету . Термин получил категориальный статус в кантианстве , где его прототипом послужило слово нем. Anschauung , то есть «наглядное представление» (корень нем. schau : шау), неопосредованный мышлением акт познания.

История понятия

В истории философии его аналогом было понятие интуиции . Словом созерцание часто переводят слово греч. θεωρία , означающее умозрение или «сосредоточение души на надумных тайнах» (Феофан Затворник) , а также англ. contemplation , под которым понимается состояние после получения информации, когда происходит эффект остановки мысли, «одномоментное схватывание» и инсайт . При переводах классических текстов родилось понятие «жизнь созерцательная» (лат. vita contemplativa ), противоположное по смыслу «жизни деятельной» (лат. vita activa ) .

Кантианское понимание

без созерцания всякое наше знание лишено объектов и остается в таком случае совершенно пустым

Для Канта понятия созерцания и представления часто представляются тождественными. Так пространство и время являются как формами созерцания, так и представлениями .

После Канта

После Канта понятие созерцание активно использовал Гёте , под которым понимал «уважительное наблюдение» природы, когда происходит взаимопроникновение сознания и феномена. На первом этапе созерцания в сознании формируются контуры образов (гештальты) , на втором - собственно образы (нем. bild ), а на третьем - мы постигаем значение образов .

Гегель определял созерцание как «непосредственное представление »

В марксизме созерцание является синонимом пассивного восприятия предметов:

В феноменологии Гуссерля созерцание воспринимается как интенциональность , то есть направленность на предмет.

В религии

Созерцание является важнейшим элементом буддизма .

См. также

Напишите отзыв о статье "Созерцание"

Примечания

Ссылки

  • (Новая философская энциклопедия )

Отрывок, характеризующий Созерцание

– Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее.
– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет?
Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.
– А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он.
– Гм?.. – сказал граф, останавливаясь.
– Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
Граф сморщился и заперхал.
– У графини просите, а я не распоряжаюсь.
– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!