Экс участники ансамбля ялла. Скачать песни Яллы в MP3 бесплатно – музыкальная подборка и альбомы исполнителя - слушать музыку онлайн на Зайцев.нет. Вы много курите. Сколько пачек в день

22 декабря прошедшего года в середине дня мне позвонил хороший знакомый, бывший заместитель председателя Ташгорисполкома Леонид Костин и сказал, что только что по московскому телеканалу «Ретро» показали запись давнего концерта эстрадной музыки, в конце которого в перечне авторов было указано: «на слова Ало Ходжаева».

Леонид Андреевич, к сожалению, увидел только концовку концерта и не смог
назвать мне наименование песни и её исполнителей. Я высказал уверенность, что это «Ялла», в репертуаре которой самой первой песней была «Чёрное – Красное» («Анджела Дэвис»), либо что-нибудь из других наших совместных номеров: «Чили будет свободной!», «Хиросима», «Музыка детства», («Ленинградская девочка Таня»), «Маскарабоз», «Узбекский плов».

С меньшей вероятностью я допускаю, что могли быть и другие песни, отснятые телевидением, на мои слова, которые в разное время исполнялись Николаем Гнатюком, Надеждой Чепрагой, Мансуром Ташматовым, Исмаилом Джалиловым, Гуломжон Якубовым, Юлдуз Усмановой, группой «Садо» в составе Азизы, Кумуш Раззаковой и Милой Романиди. Но если в фонотеке московского телевидения до сих пор сохранилась запись примерно 40- летней давности, то это, скорее всего, было связано с легендарной «Яллой».

В течение двух десятилетий многие мои друзья и знакомые уговаривают меня публично рассказать подлинную историю возникновения этой популярной группы, тем более, что в Интернете преподносится искажённая, или, как минимум, неполная версия необычного зарождения «Яллы».

Постараюсь сделать это сейчас, пока ещё живы некоторые участники и свидетели этого события.

Начну с напоминания о том, что в период «оттепели» и последующих лет в тогдашней стране пробудился огромный интерес к зарубежному искусству, к его молодёжным массовым формам, прежде всего, – вокально-инструментальным ансамблям (ВИА). Таковые музыкальные группы создавались практически повсеместно – на промышленных, строительных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях, в учреждениях, в вузах, техникумах, училищах, в старших классах многих школ.

Стараниями руководства, а также профкомов и комитетов комсомола они обеспечивались минимумом музыкальных инструментов – гитарами и ударной установкой, выявляли всех желающих и более-менее способных ребят и с ними проводили танцевальные вечера, дабы заполнить досуг своих коллективов. Как правило, репертуары этих непрофессиональных групп были заимствованные, подражательские, невысокого уровня и вкуса.

Чтобы как-то упорядочить эту самодеятельность, в 1971 году отдел пропаганды и агитации Ташкентского обкома комсомола решил провести 1-й областной (включая город Ташкент) фестиваль эстрадной политической песни. Предварительно во всех городах – Алмалыке, Ангрене, Ахангаране, Бекабаде, Чирчике, Янгиабаде и Янгиюле, в 10 районах Ташкента, а также в 14 сельских районах области – были проведены зональные конкурсы, победители которых получили право выступить на финальном конкурсе в ледовом Дворце столицы.

Билеты на заключительный этап, который проходил в течение 3-х дней, были платными, но их охотно, в организованном порядке, раскупили во всех регионах области. Организационным комитетом, который помимо меня возглавили зав. отделом обкома Григорий Айрапетянц и его заместитель Шавкат Миралимов, решались вопросы по печатанию афиш, обеспечению доставки всех участников и зрителей на конкурс, правопорядка вокруг и внутри Дворца, множество других организационных и технических проблем.

Где-то за 5 дней до финала ко мне в кабинет пришёл давний приятель Герман Рожков, с которым мы за два года до этого проводили 1-й ташкентский фестиваль джаза. Он уведомил меня, что недавно был назначен директором учебного тетра Ташкентского театрально-художественного института, что первым делом он «выбил» у дирекции инструменты и пытается создать свой ВИА. Уже подобрано несколько студентов, владеющих начальными навыками игры на инструментах и один вокалист. А пока ребята осваивают сцену и инструменты, показывают приглашённому музыкальному руководителю Евгению Ширяеву – кто что умеет.

Ни о каком репертуаре говорить ещё не приходится. Мы посетовали, что коллектив ещё совсем «зелёный», но я, чтобы спровоцировать их на ускоренную работу, несколько необдуманно заявил: «Сможете за 3 дней приготовить два номера, идеологически зрелых, с чётко выраженной гражданской позицией, тогда я вне предварительных этапов допущу вас до участия в финале». По сути – волюнтаризм чистой воды!

С загоревшими вдруг глазами, Гера спешно покинул мой кабинет. Ближе к вечеру, он позвонил мне и попросил приехать в ТТХИ. Там я застал недавно приехавшего из Ленинграда молодого композитора Евгения Александровича (как потом выяснилось – Абрамовича) Ширяева и молодых исполнителей. Они ещё в очень сыром виде продемонстрировали песню «Тебе – комсомол!» (авторы Рожков и Ширяев). Тематически этот номер вполне подходил для мероприятия, проводимого комсомольским органом. Но больше у них ничего самостоятельного не было. Долгий разговор с ребятами никак не завершался. Тогда я позвонил домой и попросил супругу Саодат приготовить плов. Вместе с Рожковым и Ширяевым, а также примкнувшим к нам секретарём комитета комсомола института Виктором Медведевым мы поехали к нам домой, где, поужинав, вместе стали смотреть вечернюю новостную программу Центрального телевидения.

Когда показали сюжет о заключении в тюрьму известной американской правозащитницы Анджелы Дэвис, я сказал: «Вот Вам тема, которая сразу же могла бы выделить Вас среди сотен других коллективов», на что Виктор подстрекательски заявил: «Ало Максумович, а Вы напишите, мы же знаем, что Вы балуетесь иногда стихотворством». Все засмеялись, а я ничего не ответил.

Гости разошлись, а домашние вскоре улеглись спать. Но заснуть я не смог, вскоре потихоньку встал и вышел в гостиную. Практически моментально у меня полились строки:

«Из далёкой тюрьмы в Калифорнии,
Сквозь железные прутья решётки,
Пробивается Солнце чёрное – То глаза молодой патриотки.
Цвет печали и цвет мракобесья, Цвет пантер, всколыхнувший Штаты, Цвет,
запретный для воли и чести, Цвет, терпимый в рабах и солдатах.
Речитатив: Анджела, молодая, хрупкая девушка, Рождённая для Любви и
Счастья, Чёрная девушка, тебя судят за красные убеждения!
Ты бросила вызов Америке властной.
И вся планета тебе ответила миллионами красных роз В день твоего рождения.
Не сломить гордый дух Анджелы, Не убить в ней борца и учёного.
Все кто может – и жёлтый, и белый, Встань в защиту собратьев чёрных!
Над землёй, грозовою ненастной, Вопреки всех мастей расистам,
Поднимается Солнце красное –
Словно сердце Анджелы – гуманистки!

Рано утором, не заходя на работу, я, узнав примерный адрес Жени Ширяева, поехал к нему. Пришлось будить, но когда он услышал эти мажорные строчки, то вмиг «протрезвел» и попросил оставить стихи. Я уехал на работу. Опять ближе к вечеру мне позвонил Гера со словами: «Приезжай быстрее, ребята уже увлечённо распевают новую песню».

Три дня проходил конкурс, у сцены я распорядился поставить урны для выявления зрительских симпатий. Каюсь, но при подведении итогов, мне вновь пришлось использовать «административный ресурс». Дело в том, что члены жюри – а мы привлекли туда титулованных композиторов Шарифа Рамазанова, Хайри Изамова, Энмарка Салихова, певца, Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова, доцента Консерватории Минавар Таджиеву, работника городского управления культуры Иосифа Ладина, музыкального сотрудника Гостелерадио республики Любовь Юхнову - в основном оказались заангажированы разными ВИА, имеющими уже большую известность и популярность среди молодёжи.

Между ними разгорелись многочасовые жаркие дебаты, очень трудно было найти консенсус, но никто так и не назвал юный коллектив ТТХИ. Я вынужден был обратить внимание членов жюри на то, что именно у «театралов» оказались песни, отвечающие требованиям самого духа конкурса. Как это ни парадоксально, но решительнее всех мне возражал Батыр Закиров. Мог ли он тогда подумать,
что спустя несколько месяцев в составе этого ансамбля будут его родные братья Фаррух и Равшан, а в конце его, к сожалению, очень короткой жизни именно с этим коллективом он будет выступать на сцене.

Поддерживая Закирова, Хайри Изамов бросил неосторожную фразу: «Давайте нам официальные заказы, и мы тоже будем писать политические песни». На что я ответил, что писать надо по зову сердца, а не по заказам. Эта моя несколько пафосная фраза разошлась затем по творческим кругам.

Вернёмся к конкурсу. Пользуясь моим положением, я объявил, что
наибольшее число зрительских голосов было отдано ВИА ТТХИ. Грешен, это
было неправдой – в отличие от других, у него ещё не было своего
болельщика. «Своя рука – владыка!» – и я вынес решение – помимо
премий, определённых жюри, специальный приз вручить
вокально-инструментальному ансамблю театрального института и объявить
его Лауреатом.

Стыдно ли мне сейчас за это решение? Нет, потому что я искренне считал, что нам, советской молодёжи, не хватает именно таких коллективов, и второе – каким-то необъяснимым чутьём угадывалось замечательное будущее этого, очень своеобразного творческого коллектива.

Казалось, что Всевышний или руководил, или явственно помогал нам – вскоре Центральное телевидение объявило Всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!». У нас такой смотр не был проведён, но Зампред Гостелерадио Убай Бурханов попросил моего согласия на то, чтобы объявить «Яллу» (к этому времени ансамбль получил название) победителем так и несостоявшегося республиканского конкурса.

Я, разумеется, с удовольствием согласился. Тогда уже за счёт телевидения
«Яллу» направили на зональный конкурс в Свердловск, где он стал одним из победителей. Условия конкурса позволяли выбирать любую песню, и чтобы завоевать российского зрителя, остановились на песне Марка Фрадкина “На тот большак».

Я не стал навязывать свою «Анджелу», чтобы меня не заподозрили в личностных интересах. Но когда в 1972 году в Москве проходил Турнир Политической песни, то на него пригласили именно «Яллу» с песней «Чёрное-красное», После её исполнения, мне выпала честь вручить прямо на сцене клавир и текст песни родной сестре Анджелы – Фаине, которая специально прибыла на этот фестиваль.

Наутро в самой популярной советской газете «Комсомольская правда» на первой
полосе вышла статья со снимком «Песня для Анджелы». Кстати, много позже, когда я работал директором «Узбекфильма» к нам на студию приезжала сама Анджела с сестрой и её мужем. На этот раз я вручил самой А.Дэвис партитуру песни и оттиск статьи в «Комсомолке».

В том же 1971 году меня взяли на работу в ЦК ВЛКСМ, я подружился с Александром Масляковым, который вёл заключительные концерты Всесоюзного конкурса. Практически зная благоприятный исход участия «Яллы», я был свидетелем триумфа этого самодеятельного коллектива в Москве. Поскольку шла трансляция по ТВ, то и в Ташкенте узнали об этом.
Сразу же по возвращении ансамбля на Родину, по указанию секретаря ЦК партии А.У.Салимова он был введён в штат объединения «Узбекконцерт». Начался качественно новый этап в жизни этого коллектива, ставшего вскоре гордостью узбекской эстрады. Я написал тексты нескольких песен, которые исполнялись в республике крайне редко. Директор «Узбекконцерта» Амо Рубенович Назаров, а затем и министр культуры Зухра Рахимбабаева прямо мне сказали, что не надо
проявлять излишнюю творческую активность, поскольку это не по душе руководству.


ВИА "Ялла", 1972 год. Конкурс "Алло, мы ищем таланты". Песня "Ой мороз, мороз".

Сомневаюсь, что речь шла о Шарафе Рашидовиче. Но меня греет мысль, что я ещё раз сыграл важную роль в судьбе «Яллы».

Дело было в 1976 году в Тбилиси, где проходила Всесоюзная научно-практическая конференция по интернациональному воспитанию трудящихся. В кругу нескольких участников я обратился к секретарю ЦК КПУз. А.У.Салимову с предложением поднять статус худрука «Яллы» Евгения Ширяева до уровня художественного руководителя всего объединения «Узбекконцерт», а на его место выдвинуть солиста Фарруха Закирова.


«Ялла». Слева направо: Бахадыр Джураев, Сергей Аванесов, Равшан Закиров, Дмитрий Цирин, Фарух Закиров, Шахбоз Низамутдинов

Тому было две причины: во-первых, узбекский ансамбль «Ялла» получил уже всесоюзное признание и гастролировал даже за рубежом. А возглавляли его Герман Рожков и Евгений Ширяев. Во-вторых, и это главное(!) – Евгений Александрович, хотя и был прекрасным композитором и высококвалифицированным музыкантом, но не успел ещё сполна проникнуться узбекским мелосом и национальной культурой, а Фаррух Каримович представлял известную артистическую семью и, казалось, был пропитан народными мелодиями. А органичное сочетание современной западной и восточной культуры стало впоследствии определяющим в творческом лице нашего уникального коллектива.
Акил Умурзакович внимательно посмотрел на меня, но ничего не ответил. Зато вскоре в «Узбекконцерте» произошли кадровые изменения, которые имели решающие последствия.

Может быть, было бы уместно напомнить о том, как «в штыки» восприняли новый коллектив некоторые наши деятели «от культуры». Достаточно сказать, что в сатирическом журнале «Муштум» (кулак) появились карикатуры на длинноволосых «яллашников». Или же выступление в ЦК партии бывшего заместителя министра просвещения Икбол Тохтаходжаевой, которая требовала не допускать до ТВ солистов, «разлагающих» нашу молодёжь.

Пришлось давать им отпор, равно как и ведущему обозревателю газеты «Советская культура» В.Беляеву, который в разгар «узбекского дела» обвинил «Яллу» в скрытой антисоветчине, так как своим названием ансамбль, якобы, прославлял Аллаха. Такая вот бредовая мысль – традиционному народному плясовому с вокалом жанру была приписана религиозная основа. Я по собственной инициативе вынужден был давать разъяснения помощнику всесильного тогда Е.К.Лигачёва.

Нет необходимости в данной статье, отнюдь не претендующей на полноту изложения, рассказывать о дальнейшем блистательном пути нашей всенародно любимой «Яллы». Ограничусь лишь тем, что я был свидетелем триумфа этого коллектива не только в Москве, но и в Германии, и в Сиэтле (США). Всюду успех их был оглушительным, сотни и тысячи слушателей и зрителей, прежде всего – женского пола, влюблялись и в мелодии, и в самих наших красивых, обаятельных, харизматичных и талантливых артистов ансамбля.

История «Яллы» очень необычна. Нет в мире другого коллектива, который бы за несколько дней своего безрепертуарного существования уже становился бы победителем крупного конкурса, а затем – лауреатом множества других фестивалей и смотров. Для его первых шагов в большом искусстве понадобились и организаторские таланты его руководителей и опекунов, и воля и возможности такой организации, как комсомол. Ни Министерство культуры, ни профсоюзные органы, а именно комсомол породил «Яллу» и этого забывать не следует.

Кое-кто сознательно (непонятно – в угоду кому?) пытается вульгарно опошлить историю «Яллы» – будто она возникла благодаря двум студентам, которые нашли на свалке изодранную гитару, настроили её и стали петь. Пусть это будет на их совести, но они и сейчас ещё кормятся за счёт ВИА, которому судьбой было даровано затмить тысячи других эстрадных самодеятельных коллективов и стать Незаменимым.


ВИА "Ретро - ЯЛЛА"

К счастью, живы ещё многие участники и свидетели тех событий и было бы правильным и справедливым восстановить истинную историю «Яллы».

В 1970 г. в Ташкентском театральном институте существовал учебный театр, которым руководил Герман Рожков. Именно Рожков обратил внимание на самодеятельный ВИА и поддержал талантливых ребят.


Свое название участники коллектива почерпнули из слов песни «Кыз бола», хотя слово «Ялла» похоже на название одного из стилей народной музыки Узбекистана. Именно песня «Кыз бола» («Озорная девушка») чуть позже принесла первый успех группе. Она прозвучала в 1971 г. на региональном туре конкурса «Алло, мы ищем таланты!» , который проходил в г. Свердловске. Помимо песен на родном языке, ВИА «Ялла» исполнял также русскоязычные песни, такие, как «На тот большак», «Плывут туманы белые» и др. «Ялла» пробивается в финал конкурса, который проходит в Москве и исполняет там одну песню на родном языке и одну - на русском.


В то время солистами ансамбля были Рафшан Закиров и Фарух Закиров. С именем последнего связана вся история коллектива, начиная от 70-х и заканчивая настоящим временем. Ансамбль на конкурсе так понравился зрителям и музыкальным чиновникам, что ребятам предложили записать 2 песни на фирме « Мелодия»

И, действительно, творчество группы было довольно необычным. Своеобразие музыкальных композиций, переплетение звучания современных и узбекских народных инструментов, яркий восточный колорит внешности участников - все это создавало впечатление чего-то экзотического, ранее неведомого советской эстрадной сцене. Своему успеху группа также немало обязана и первому музыкальному руководителю Е. Ширяеву, обладавшему отменным музыкальным и художественным вкусом и отличными способностями организатора.

Наргиз Байханова умерла 23 апреля после продолжительной болезни в своем доме, который находится в районе «Бешагач» в Ташкенте. В прошлом году певица была прооперирована в одной из немецких больниц.

Наргиз Байханову похоронили сегодня, во второй половине дня, на столичном кладбище «Чигатай».

Киноактер Джавахир Закиров, который принял участие в похоронах некогда известной певицы, рассказал репортеру «Озодлика» о том, что провести в последний путь Наргиз Байханову пришли представители Министерства по делам культуры и спорта, а также сотни деятелей искусства и культуры Узбекистана:

– На похороны пришло очень много народа. Там были сын покойной Саид Закиров, бывший супруг Фаррух Закиров и многие узбекские артисты, – сказал нашему радио Джавахир Закиров.

По его словам, династия Закировых и узбекская эстрада лишились обладателя уникального голоса. Наргиз Байханова была первой супругой Фарруха Закирова, бессменного солиста мегапопулярной группы «Ялла».

Наргиз Байханова стала известной после исполнения песни «Сен бўлмасанг ёнимда» («Если ты не рядом со мною»). В настоящее время эту песню исполняют молодые представители узбекской эстрады.

Наргиз Байханова была одной из двух бывших солисток вокально-инструментального ансамбля «Ялла».

В 1974 году в составе группы «Ялла» Лариса Кандалова и Наргиз Байханова представили музыку советского Узбекистана на концертах в Берлине и Дрездене. Последний раз певица появилась в кадре картины «Подарю тебе город», снятого в 1978 году режиссером Эдуардом Хачатуровым.

ВИА «Ялла» - легенда советской музыки 1970-1980-х годов. Основанная в Узбекистане как коллектив художественной самодеятельности, группа стала популярной благодаря талантливым исполнителям и художественному руководителю , автору бессмертного шлягера «Учкудук».

Многолетнее творчество коллектива включало в себя традиционные этнические мелодии Востока и поэзию среднеазиатских культур, что в сочетании с современными музыкальными тенденциями превратило ансамбль «Ялла» в уникальный международный проект, прославившийся во всем мире.

История создания и состав

Группа «Ялла» зародилась на волне растущего интереса к зарубежной эстраде на исходе 1960-х годов. В то время вокально-инструментальные ансамбли были новым и модным явлением и создавались на заводах, в школах и других советских учреждениях, чтобы поддерживать культурный уровень населения и развлекать публику на танцевальных площадках. Лучшие коллективы выявлялись с помощью конкурсов и смотров художественной самодеятельности.


Солист Фаррух Закиров

В 1970 году для участия в одном из таких состязаний, проводимых в Ташкенте, Герман Рожков и Евгений Ширяев собрали коллектив молодых людей, немного играющих на музыкальных инструментах. Они уговорили руководителей фестиваля выпустить только что организованное ВИА на сцену без предварительного отбора. Члены жюри согласились при условии, что у ребят будет программа, отвечающая музыкальным и идейным требованиям того времени.


Басист Алишер Туляганов

ВИА ТТХИ в составе Сергея Аванесова, Баходыра Джураева, Шахбоза Низамутдинова, Дмитрия Цирина и Али-Аскара Фатхуллина увлеченно приступил к репетициям. Сроки поджимали, а у молодого ансамбля в репертуаре была всего 1 песня «Тебе – комсомол!». Но накануне конкурса внезапно появилась вторая композиция под названием «Черное-красное», навеянная текущей мировой обстановкой (арестом американской правозащитницы Анджелы Дэвис), которая помогла музыкантам выиграть главный приз фестиваля и пробиться на всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!».


Барабанщик Джавлон Тохтаев

К этому времени в группу пришли Равшан и Фаррух Закировы, и коллектив под руководством Евгения Ширяева стал называться «Ялла». Постепенно состав, с которого началась история создания, менялся: ушел Сергей Аванесов, потом другие участники. Обновленный проект был представлен Фаррухом Закировым, Алишером Тулягановым, Аббосом Алиевым, Джавлоном Тохтаевым и Рустамом Ильясовым. Через некоторое время к талантливым мужчинам присоединились солистки Наргиз Байханова и Лариса Кандалова.


Гитарист Аббос Алиев

С годами «Ялла» начала терять участников: Ильясов, проработавший в ансамбле 15 лет, уехал в Соединенные Штаты и занялся собственным творчеством, в 1978 и 1983 годах коллектив покинули девушки, ВИА, начинавший как большой слаженный коллектив, превратился в квартет, сохранивший состав до настоящего времени.

Музыка

Начав путь с исполнения популярных советских песен, «Ялла» вскоре переключилась на собственное творчество, основанное на национальных узбекских мотивах. Первыми песнями, записанными фирмой «Мелодия», стали «Яллама ёрим» и «Киз бола». Музыканты использовали народные инструменты дойру и ребаб наряду с синтезатором и электрогитарами. Такое слияние современного звучания с древним восточным колоритом быстро сделало группу узнаваемой и любимой.


ВИА «Ялла» в 70-е годы (Бахадыр Джураев, Сергей Аванесов, Равшан Закиров, Дмитрий Цирин, Фаррух Закиров)

В середине 1970-х годов «Ялла» собирала толпы поклонников в мюзик-холле в родном Ташкенте и успешно гастролировала по СССР. В 1973 году группа играла на открытии 10-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в ГДР и записала пластинку на берлинской студии «Amiga». Песни, исполненные на немецком языке, понравились западной публике и заняли позиции в зарубежных хит-парадах.

В Советском Союзе «Ялла» выпускала композиции на фирме «Мелодия», а также на гибких дисках, прилагавшихся к журналу «Кругозор».

Песня «Учкудук» («Три колодца») ВИА «Ялла»

В 1979 году Фаррух Закиров, ставший художественным руководителем ансамбля, попробовал себя в роли композитора. Этот эксперимент увенчался успехом – песня «Три колодца» («Учкудук»), написанная на стихи , стала хитом и визитной карточкой музыкантов. Благодаря этому шлягеру «Ялла» дошла до финала популярного телевизионного проекта «Песня года» и выиграла диплом всесоюзного конкурса эстрадных исполнителей.

Через 2 года «Три колодца» стала заглавной композицией одноименной пластинки, в которую вошли еще 7 песен на русском языке. «Ялла» часто появлялась на радио и телевидении в популярных программах. Гастрольные туры собирали тысячи поклонников. Выступления музыкантов сопровождались красочным театрализованным шоу, включавшим традиционные элементы культуры восточных народов.

ВИА «Ялла» исполняет песню «Последняя поэма»

На фото, сделанных во время выступлений ВИА «Ялла», исполнители были одеты в национальные костюмы, а на сцене неизменно присутствовали узбекские ткани и ковры. В 1983 году ансамбль выпустил второй полноценный альбом под названием «Лицо возлюбленной моей». Среди прочих композиций «Ялла» исполнила балладу композитора на стихи «Последняя поэма» в оригинальной аранжировке, где ведущие партии принадлежали флейте, электрооргану и дойре.

Отличительной особенностью пластинки стало сочетание фольклорных мотивов с мелодиями в стиле джаз-рок. Медленные песни альбома были наполнены звуками минимуга и акустической гитары, а танцевальные треки сопровождались аккомпанементом гиджака. Слияние древних национальных традиций и современности создавало ощущение космоса и притягивало слушателей, сделав пластинку популярной на долгие годы.

Песня «Чайхона» ВИА «Ялла»

«Музыкальная чайхана» стала третьим виниловым гигантом ансамбля, погрузившим публику в атмосферу восточного праздника. Задорная песня «Канатоходцы», благодаря запоминающемуся рефрену, быстро стала танцевальным хитом, а лирическую балладу «Чайхона» на концертах группы пел весь зал.

В начале 1990-х годов популярность «Яллы» вышла за пределы Советского Союза. Музыка «узбекских соловьев» огласила просторы Вьетнама, Турции, Швейцарии, Шри-Ланки и других стран мира. Закиров с друзьями пели во дворцах и на открытом воздухе, в концертных залах и небольших ресторанчиках.

Песня «Чинури» ВИА «Ялла»

Во время одного из шоу в Афганистане исполнители попали под обстрел, но не прекратили выступления и были удостоены награды президента Наджибуллы. К зарубежным гастролям музыканты готовили специальную программу, включавшую песню на родном языке слушателей, десятки раз они переводили слова «Учкудука», встречавшегося бурными аплодисментами публики.

В 1991 году «Ялла» записала еще один диск на фирме «Мелодия». Альбом под странным названием «Фалакнинг Феъл-Афъоли» состоял из русских и узбекских композиций и был малоизвестен на родине и за границей. Пластинка стала последней работой группы, вышедшей на виниле, и осталась в архивах студии звукозаписи.

ВИА «Ялла» и Наргиз Закирова исполняют песню «Помни меня»

Начиная с 1995 года музыканты перешли на цифровой формат и выпустили несколько компакт-дисков при участии зарубежных лейблов, а также занялись созданием видеоклипов. Особенно красочными получились ролики на композиции «Учкудук», «Чинури» и «Помни меня», исполненную дуэтом с певицей .

В 2000-х годах солиста коллектива Фарруха Закирова назначили на должность замминистра культуры Узбекистана, но он не оставил ансамбль и совмещал административную работу с музыкальной карьерой. В это время «Ялла» много гастролировала, участвовала в благотворительных мероприятиях и провела грандиозный юбилейный концерт «Путеводная звезда», посвященный 30-летию группы. 35-й день рождения ансамбль отметил серией выступлений, прошедших в лучших концертных залах страны.

«Ялла» сейчас

В настоящее время ВИА «Ялла» существует как музыкальный коллектив, но ее появления на публичных концертах стали довольно редкими. Закиров, связавший свою биографию с Министерством культуры Узбекистана, и сейчас остается солистом и творческим лидером ансамбля.


Став легендами советской музыки, участники группы выступили на ретро-шоу, собравшем популярных русских и зарубежных исполнителей в Москве в июле 2018 года. Они исполнили хиты разных лет, среди которых были «Учкудук», «Голубые купола Самарканда», «Песенка Насредина» и другие.

В 2019 году группа планирует продолжить серию концертов с участием звезд 80-х, а также выступить на других мероприятиях, не исключая корпоративов, свадеб и прочих торжеств.

Дискография

  • 1981 – «Три колодца»
  • 1983 – «Лицо возлюбленной моей»
  • 1988 – «Музыкальная чайхона»
  • 1991 – «Фалакнинг феъл-афъоли»
  • 1995 – «Борода Верблюда» («The Beard of the Camel»)
  • 1997 – «Жинуни»
  • 1999 – «Восточный базар»
  • 2001 – «Восточная чайхана»

1970-1978 годы

ВИА «Ялла» образовался в 1970 году из самодеятельного ансамбля при . Первым художественным руководителем был Герман Рожков, который начал курировать ансамбль, будучи директором учебного театра при институте. Название группы, хоть и схоже с названием одного из стилей узбекской народной музыки, но появилось на одной из репетиций из слов припева песни «Кыз бола» - «Озорная девушка». Аранжировка этой узбекской народной песни стала первой удачей ансамбля; в январе 1971 года ВИА «Ялла» успешно выступил с ней и песней Марка Фрадкина «На тот большак, на перекрёсток» на региональном отборочном туре всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!» в Свердловске и попал в финал конкурса в Москве , где, исполнив узбекскую народную песню «Рамазан» и русскую народную «Плывут туманы белые» (солировал Равшан Закиров, младший брат Батыра Закирова , одного из идейных вдохновителей молодого коллектива, и Фарруха Закирова, с именем которого в последние годы собственно и ассоциируется ВИА «Ялла»), участники ансамбля стали дипломантами этого престижного для начинающих исполнителей конкурса, бессменным ведущим которого был Александр Масляков . Песни «Кыз бола» и «Ялламаерм» в исполнении ансамбля были записаны на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия» .

Одними из основ успеха «Яллы» были: использование, наряду с электрогитарами и электроорганом, народных узбекских инструментов - рубаба , дойры и др., восточных песенных мотивов в современной (1970-х годов) обработке. Репертуар ансамбля складывался в основном из песен на узбекском языке, исполнялись также на русском и на английском языках.

Известность получили композиции ансамбля «Ялла», созданные по мотивам народных узбекских песен. Группа и её лидер Фаррух Закиров разработали свой подход к интонационно-ритмическому началу узбекского фольклора и создали такие известные песни, как «Маджнунтол» («Плакучая ива»), «Бойчечак» («Подснежник»), «Яллама-Ёрим» и другие. В этот период музыканты часто обращаются к творчеству поэта Тураба Тулы и пишут песни на его стихи .

По признанию Фарруха Закирова, пришедшего в ансамбль в 1972 году, большой вклад в создание репертуара и самого имиджа группы внёс первый музыкальный руководитель «Яллы» Евгений Ширяев. На протяжении нескольких лет ансамбль успешно выступал в ташкентском мюзик-холле и гастролировал по Советскому Союзу, в 1973 году принимал участие в X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (ГДР), на фирме «Амига » ВИА «Ялла» записал пятнадцать песен на немецком языке, половина из которых, по словам Фарруха Закирова, попала в первую десятку национального хит-парада ГДР. В СССР их песни также периодически записывались фирмой «Мелодия», как на виниловых пластинках, так и на гибких пластинках-вкладышах журнала «Кругозор ». К народным песням и песням современных авторов в репертуар стали прибавляться песни собственного сочинения на стихи великих поэтов Востока - Алишера Навои , Омара Хайяма . Но к концу 1970-х в коллективе наступил творческий спад.

C 1979 года

«Три колодца» - альбом ВИА «Ялла» (1982)

В 1979 году в ансамбль пришли новые музыканты, которые играют в нём по настоящее время, за исключением музыкального руководителя и бас-гитариста Рустама Ильясова, который после 15-летней творческой деятельности в «Ялле», в 1994 году расстался с коллективом и переехал на постоянное жительство в США. Из старого состава (1972 года) остался только Фаррух Закиров - художественный руководитель ВИА, певец и композитор. В 1980 году ансамбль ожидал новый творческий успех - сочинённая Ф. Закировым на стихи Ю. Энтина песня «Учкудук - три колодца» стала в СССР супер-шлягером (и до настоящего времени является «визитной карточкой» ансамбля). В 1981, 1982, 1984, 1985 и 1988 годах государственный заслуженный ансамбль Узбекской ССР «Ялла» - дипломант (финалист) проводимых в Советском Союзе ежегодных телефестивалей «Песня года» . В 1982 году вышел первый альбом (виниловый диск-гигант) коллектива - «Три колодца».

В разные годы становятся популярными исполненные ансамблем песни: «Последняя поэма», «Шахрисабз », «Канатоходец», «Песенка Насреддина », «Лицо возлюбленной моей», «Позвала меня дорога», «Чайхана », «Голубые купола Самарканда ». Были записаны несколько альбомов, показаны красочные театрализованные представления: «Создадим праздник, друзья», «Лицо возлюбленной моей» и «Чайхана на все времена». В 2000 году Фаррух Закиров назначается на пост заместителя министры культуры Узбекистан, но несмотря на это, он остаётся в «Ялле», и ансамбль продолжает концертную деятельность и студийные записи. Будучи на должности зам.министра Фарух Закиров занимается благотворительностью, финансируя лечение больных детей и пожилых людей, участвует в благотворительных концертах. 30 сентября 2002 года в ГЦКЗ «Россия» в Москве прошёл торжественный юбилейный концерт ансамбля. В этом же году участники первого состава ансамбля организовали группу «Ретро Ялла» с репертуаром начала 1970-х годов. Она также успешно выступала в различных концертах и шоу, в том числе и на юбилейном концерте «Яллы». Как рассказал в одном из интервью Алиаскар Фатхуллин, «Ретро Ялла» планирует запись диска с первыми песнями ансамбля. В 2004 году Фарух Закиров назначается на должность исполняющего обязанности министра культуры РУзб. После прохождения в Ташкенте саммита глав государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества в должности министра культуры утверждается Азизходжаев, человек далекий от самой культуры. Фарух Закиров освобождает кресло и возвращается в свою творческую «стихию», продолжает заниматься благотворительностью. Ансамбль «Ялла» был почетным гостем на всех мероприятиях в дипломатических корпусах, общественных организациях и представительствах, аккредитованных в Ташкенте.

В 2005 году ВИА «Ялла» отметил своё 35-летие серией гала-концертов. Под Новый 2007 год ансамбль совместно с другими звёздами 1970-80 годов принял участие в концертном шоу «Легенды Ретро-FM», транслировавшемся по Первому каналу Российского телевидения. Из прессы:

Известия . «При первых аккордах эпохального „Учкудука“ в пляс пустились все: и олимпийская гимнастка Светлана Хоркина , и поющая супруга столичного чиновника Анита Цой , и даже явившийся в „Олимпийский“ без галстука и пиджака глава Росатома Сергей Кириенко .»

Страна. Ру . «… с каким восторгом распевал зал такие знакомые слова из песни „Учкудук“, которую исполнили гости из Узбекистана - ансамбль „Ялла“».

Дискография

Уже со следующего года после образования ансамбля песни узбекского коллектива записывались и транслировались по Центральному телевидению (песня «Рамазан»). В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями «Яллама ерим, ялла» и «Киз бола». В 1973 году фирма «Amiga» (ГДР) включает песню «Яллама ерим, ялла» в сборник «Парад шлягеров». В дальнейшем «Мелодией» выпускались миньоны :

  • 1976 - «Здравствуй, фестиваль», «Ким узи», «Торимнинг сири», «Нав нихол»
  • 1978 - «Звезда востока», «Пой, дутар, в руках джигита», «Юмалаб-Юмалаб», «Песня друзей»
  • 1979 - «Кто он?», «Тайны моей души»
  • 1980 - «Это любовь» («Последняя поэма »), «Позвала меня дорога»

Песни «Яллы» записывались также и для сборников - «Узбекские эстрадные песни», «Парад ансамблей», «Родина - песня моя», «Дискоклуб-5».

Альбомы

  • 1982 - «Три колодца»
  • 1983 - «Лицо возлюбленной моей»
  • 1988 - «Музыкальная чайхана»
  • 1997 - Сборник лучших песен (на английском языке)
  • 1999 - «Восточный базар»
  • 2000 - «Jinouni»
  • 2000 - «Борода верблюда»
  • 2002 - «Ялла. Избранное»
  • 2003 - «Ялла - Grand collection»