Фридрих шиллер страна основные идеи. Фридрих шиллер - биография, информация, личная жизнь. Происхождение, образование и раннее творчество

Фридрих Шиллер (1759 - 1805) — немецкий поэт, драматург, историк, теоретик искусства. Младший современник Гёте, Шиллер продолжил развитие идей движения «Бури и натиска», активно распространяя Просвещение в Германии и вслед за Гёте закладывая основы новой немецкой литературы. Имена Гёте и Шиллера всегда произносятся вместе, когда речь заходит о немецкой культуре.

Шиллер родился в городе Марбахе Вюртемберского герцогства, в семье, происходившей из низших слоёв бюргерства: отец его был полковым фельдшером, а мать — дочерью пекаря-трактирщика. Невысокое происхождение будущего поэта могло стать препятствием для получения достойного образования, однако юный Шиллер своими способностями привлекает внимание герцога Карла Вюртембергского и благодаря этому поступает в основанную герцогом Военную академию. Талант к сочинительству проявился у Шиллера в годы ученичества, и после обучения, получив должность фельдшера, молодой человек полностью отдался своему литературному призванию.

Первым крупным писательским достижением Шиллера стала трагедия «Разбойники». Постановка пьесы в городе Мангейме в соседнем Пфальцском герцогстве оказалась поворотным событием для всей жизни Шиллера: он отлучился на премьеру без разрешения герцога выехать за пределы государства, был наказан и вскоре бежал из Вюртемберга.

Так Шиллер избрал своим поприщем литературный труд. В 1780-е годы, следуя художественным идеям «Бури и натиска», Шиллер сосредоточивает свой писательский интерес на изображении извечных человеческих качеств, таких как способность к любви и верности или проявление злобы, ненависти, влекущих за собой неизбежные измены и преступления. Особенность подхода Шиллера к этим темам состоит в том, что нравственная природа человека показана писателем на современных характерах, в современных условиях жизни, на национальной основе. Об этом его первые драмы-трагедии «Разбойники» (1781) и «Коварство и любовь» (1783-1784). Последняя пьеса к тому же является характерным произведением жанра «мещанской драмы», в которой были представлены жизнь и нравы обычных горожан-бюргеров. Используя исторические сюжеты, как, например, «Заговор Фиеско в Генуе» (1784), Шиллер выражал через них свои политические и нравственные взгляды.

В 1785 году произошло, на первый взгляд, небольшое, но очень значимое для всего творчества Шиллера событие: он сочиняет стихи «Ода к радости», которые, будучи положены на музыку Бетховена, стали одним из величайших творений искусства. В XX веке «Ода к радости» была принята Европейским Союзом в качестве официального гимна.

В 1788 году Шиллер был представлен уже именитому писателю Гёте, при поддержке которого получил возможность преподавать историю в Йенском университете. Будучи профессором истории, Шиллер собирает материалы, анализирует их, стремясь представить в своих трудах объективный ход истории. Наиболее авторитетным историческим сочинением Шиллера является «История тридцатилетней войны» о первой общеевропейской войне времён Реформации. Помимо этого, Шиллер также пишет ряд философских статей и трактатов по искусству и литературе.

С 1799 года Шиллер поселяется в Веймаре и там совместно с Гёте занимается издательской деятельностью и руководит вместе с ним знаменитейшим в то время Веймарским театром. Между двумя великими поэтами даже был период творческого соперничества: в 1797 году они сочиняют баллады, состязаясь в мастерстве и значимости произведений. К этому времени относятся баллады Шиллера «Кубок», «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень». Эти произведения вошли в русскую поэзию в прекрасных переводах Жуковского и Лермонтова («Перчатка»).

В последние годы жизни писатель стремился найти в поэтической форме возможность соединения идеала с жизнью, что находит отражение в красоте и возвышенности поэзии Шиллера, а также огромном влиянии, которое она оказала на последующую поэзию. Так, юный Лермонтов учится поэтическому мастерству у Шиллера, изучая и переводя его стихи.

В 1805 году Шиллер тяжело заболел и скоропостижно умер в возрасте сорока пяти лет.

и философией. Под влиянием одного из своих наставников стал членом тайного общества иллюминатов.

В 1776-1777 годах несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в "Швабском журнале".

Поэтическую деятельность Шиллер начал в эпоху литературного движения "Бури и натиска", получившего название по одноименной драме Фридриха Клингера. Его представители отстаивали национальное своеобразие искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных режимом.

Свои первые пьесы "Христиане", "Студент из Нассау", "Козимо Медичи" Шиллер уничтожил. В 1781 году анонимно была опубликована его трагедия "Разбойники". 13 января 1782 года трагедия была поставлена на сцене театра в Маннгейме, руководимого бароном фон Дальбергом. За самовольную отлучку из полка на представление своей пьесы Шиллер был арестован, ему было запрещено писать что-либо, кроме медицинских сочинений.
Шиллер бежал из Штутгарта в деревушку Бауэрбах. Позднее переехал в Мангейм, в 1785 году — в Лейпциг, затем в Дрезден.

В эти годы им были созданы драматические произведения "Заговор Фиеско" (1783), "Коварство и любовь" (1784), "Дон Карлос" (1783-1787). В этот же период была написана ода "К радости" (1785), которую композитор Людвиг Бетховен включил в финал 9-й симфонии как гимн грядущей свободе и братству людей.

С 1787 года Шиллер жил в Веймаре, где изучал историю, философию и эстетику.

В 1788 году начал редактировать серию книг под названием "История замечательных восстаний и заговоров".

В 1789 году при содействии поэта и философа Иоганна Вольфганга Гете Фридрих Шиллер занял должность экстраординарного профессора истории университета в Йене.

Совместно с Гете он создал цикл эпиграмм "Ксении" (греч. — "подарки гостям"), направленных против рационализма в литературе и театре и ранних немецких романтиков.

В первой половине 1790-х годов Шиллер написал ряд философских сочинений: "О трагическом в искусстве" (1792), "Письма об эстетическом воспитании человека", "О возвышенном" (оба — 1795) и другие. Отталкиваясь от теории Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создал собственную теорию перехода от "естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума" с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. Его теория нашла выражение в ряде стихотворений 1795-1798 годов — "Поэзия жизни", "Сила песнопения", "Раздел земли", "Идеал и жизнь", а также балладах, написанных в тесном сотрудничестве с Гете, — "Перчатка", "Ивиковы журавли", "Поликратов перстень", "Геро и Леандр" и других.

В эти же годы Шиллер был редактором журнала "Ди Орен".

В 1794-1799 годах он работал над трилогией "Валленштейн", посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны.

В начале 1800-х годов им были написаны драмы "Мария Стюарт" и "Орлеанская дева" (обе — 1801), "Мессинская невеста" (1803), народная драма "Вильгельм Телль" (1804).

Кроме собственных пьес, Шиллер создал сценические версии шекспировского "Макбета" и "Турандот" Карло Гоцци, а также перевел "Федру" Жана Расина.

В 1802 году император Священной римской империи Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство.

В последние месяцы жизни писатель работал над трагедией "Димитрий" из русской истории.

Шиллер был женат на Шарлотте фон Ленгефельд (1766-1826). В семье было четверо детей — сыновья Карл Фридрих Людвиг и Эрнст Фридрих Вильгельм и дочери Каролина Луиза Генриетта и Луиза Генриетта Эмили.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10.11.1759 - 9.05.1805) - выдающийся немецкий поэт, драматург, историк, автор ряда теоретических работ по искусству, один из создателей литературы нового времени в Германии. Его перу принадлежат такие известные произведения как трагедия "Разбойники" (1781-82), "Валленштейн" (1800), драмы "Коварство и любовь" (1784), "Дон Карлос", "Вильгельм Телль" (1804), романтическая трагедия "Орлеанская дева" (1801).

Жизнь Шиллера была тесно связана с армией. Отцом Фридриха Кристофа был Иоганн Каспар Шиллер - фельдшер, офицер, находящийся на службе у вюртембергского герцога; после окончания в 1772 году латинской школы в Людвигсбурге Шиллер был зачислен именно в военную школу (там писатель изучал медицину и юриспруденцию), позднее получившую статус академии; по окончании последней в 1780 году Шиллер получил назначение в Штутгарт на должность полкового врача.

Шиллеру запрещали писать. Отлучившемуся из полка в Мангейм на представление своей первой трагедии "Разбойники", Шиллеру выдали запрет на написание чего-либо, кроме сочинений на медицинскую тему. Подобный выпад против его литературного творчества заставил Шиллер предпочесть владениям герцога, в которых он на тот момент находился, другие немецкие земли.

Шиллер писал пьесы специально для театров. Летом 1783 года интендант Мангеймского театра заключил с Шиллером контракт, по которому драматург должен быть писать пьесы специально для постановки на мангеймской сцене. Начатые до заключения этого театрального договора драмы "Коварство и любовь" и "Заговор Фиеско в Генуе" как раз и были поставлены в Мангейме. После них контракт с Шиллером, несмотря на оглушительный успех "Коварства и любви", возобновлён не был.

Шиллер занимался историей. В 1787 году Шиллер переехал в Веймар, а в 1788 занялся редакцией "Истории замечательных восстаний и заговоров", серии книг, посвящённых разнообразным историческим пертурбациям в обществе. В рамках своей работы Шиллер раскрыл тему самоопределения Нидерландов, получивших свободу от испанского владычества. В 1793 году писатель выпустил в свет "Историю Тридцатилетней войны". Кроме того, историческими темами так и пестрит вся его многообразная драматургия. Шиллер пишет и о Жанне Д"Арк, и о Марии Стюарт, не обходит своим вниманием легендарного швейцарского героя Вильгельма Телля и многих-многих других.

Шиллер был знаком с Гёте. Знакомство двух классиков немецкой литературы произошло в 1788 году, а уже в 1789 при помощи Гёте Шиллер получил должность профессора истории в Йенском университете. Впоследствии писатели вели друг с другом переписку литературно-эстетического характера, выступили соавторами в цикле эпиграмм "Ксении". Дружба с Гёте сподвигла Шиллера на создание таких знаменитых лирических произведений как "Перчатка", "Поликратовов перстнь", "Ивиковы журавли".

Шиллер восторженно встретил Великую французскую революцию. Несмотря на одобрение писателем падения феодального строя, к произошедшему во Франции Шиллер отнёсся с некоторой долей опасения: ему не понравилась и казнь Людовика XVI, и поднимающая голову якобинская диктатура.

Шиллеру помогал деньгами наследный принц. Несмотря на профессуру в Йенском университете, доходы Шиллера были крайне малы, денег не хватало даже на самое необходимое. Наследный принц Фр.Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург решил оказать помощь поэту и три года (с 1791 по 1794) выплачивал ему стипендию. С 1799 года она была увеличена в два раза.

За жизнь Шиллер много раз влюблялся. В юности идеалами поэта были Лаура Петрарки и Франциска фон Гогенгей, метресса виртембергского герцога, впоследствии жена Карла и новая герцогиня. Семнадцатилетний Шиллер был в полном восторге от прелестной и знатной Франциски, в ней он видел сосредоточение всех добродетелей и именно её он вывел в своей знаменитой драме "Коварство и любовь" под именем леди Мильфорд. Позднее Шиллер стал испытывать чувства к более реальным женщинам, с которыми вполне мог связать себя узами брака, но по ряду причин этого не сделал. В имении Генриетты Вольцоген, где поэт укрывался от преследования герцога, он влюбился в дочь приютившей его женщины - Шарлоту, однако ни сама девушка, ни её мать не проявили к Шиллеру достаточной пылкости: девушка любила другого, а матери не нравилось шаткое положение поэта в обществе. Одну из главных ролей в жизни и литературной деятельности Шиллера было суждено сыграть ещё одной Шарлотте - замужней даме по фамилии Маршальк фон Остгейм, по мужу Кальб. Однако любовь к Шарлотте не мешала Шиллеру увлекаться и другими женщинами, такими как актрисы, играющие в спектаклях, поставленных по его пьесам, или просто красивые девушки, любящие литературу и искусство. На одной из последних - Маргарите Шванн, Шиллер чуть было не женился. Остановило поэта то, что он при этом хотел бы жениться ещё и на Шарлотте, да и отец Маргариты не дал своего согласия на брак. Отношения с Шарлоттой закончились совсем прозаично - поэт охладел к женщине, не решившейся ради него на развод с мужем. Женой Шиллера стала Шарлота фон Ленгфельд, с которой поэт познакомился в 1784 году в Мангейме, но реально обратил на неё внимание только спустя три года. Интересно, что любовь к Шарлотте какое-то время граничила в душе Шиллера вместе с любовью к её старшей сестре Каролине, которая ради счастья сестры и любимого Фридриха вышла замуж за нелюбимого человека и ушла с их дороги. Свадьба Шиллера состоялась 20 февраля 1790 года.

В зрелом творчестве Шиллера отразился конфликт между просветительским идеалом и реальной действительностью. Наиболее показательно в этом плане стихотворение 1795-го года "Идеал и жизнь", а также поздние трагедии немецкого драматурга, в которых ставится проблема свободного мироустройства на фоне ужасающей по своей жесткости общественной жизни.

Шиллер был дворянином. Дворянство Шиллеру было пожаловано императором Священной римской империи германской нации Франциском II в 1802 году.

У Шиллера было слабое здоровье. На протяжении почти всей жизни поэт часто болел. Под конец жизни у Шиллера развился туберкулёз. Умер писатель 9 мая 1805 года в Веймаре.

Творчество Шиллера высоко ценили в России. Классическими переводами Шиллера в русской литературе считаются переводы Жуковского. Кроме того произведения Шиллера переводили Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и Фет. Высоко ценили творчество немецкого драматурга Тургенев, Лев Толстой, Достоевский.

Иоганн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре - 9 мая 1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788-1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием Веймарского классицизма.

Родился 10 ноября 1759 г в Марбахе. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец -полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 г по приказу герцога Вюртембергского поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 г академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Окончив курс в 1780 г., он получил в Штутгарте место полкового врача.

Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 г. закончил и опубликовал «Разбойников». В начале следующего года пьеса была поставлена в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из Вюртембергского герцогства. Интендант Мангеймского театра Дальоерг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на сцене Две драмы - «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» -были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех.

Терзаясь муками неразделенной любви, Шиллер охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г. Кернера, и более двух лет гостил у него в Лейпциге и Дрездене.

В 1789 г. он получил место профессора всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье.

Наследный принц фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э. фон Шиммельман в течение трех лет (1791-1794 гг.) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 г издавать ежемесячный журнал «Оры».

Шиллер интересовался философией, особенно эстетикой. В результате появились «Философские письма» и целый ряд эссе (1792-1796 гг.) - «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии». Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И. Канта.

Кроме философской поэзии, создает и чисто лирические стихи - короткие, песенного характера, выражающие личные переживания. В 1796 г Шиллер основал еще одно периодическое издание -ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения.

В поисках материалов Шиллер обратился к И. В. Гёте, с которым познакомился после возвращения Гёте из Италии, но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. Так называемый «балладный год» (1797 г.) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в т.ч. у Шиллера - «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах В.А. Жуковского.

В 1799 г герцог удвоил Шиллеру содержание, которое, по сути, стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 г, император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство.

Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел; у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре, 9 мая 1805 г.

Источник http://ru.wikipedia.org и http://citaty.su

1. Жизненный и творческий путь Ф. Шиллера.

2. Вклад писателя в развитие жанра баллады.

3. Драматургия немецкого просветителя "Коварство и любовь", "Вильгельм Телль".

Жизненный и творческий путь Ф. Шиллера

Фридрих Шиллер вошел в историю немецкой литературы как "наследник" движения "Буря и натиск", однако его творчество нельзя считать эхом творчества Штюрмер: он немало усвоил, но немало ии отверг с того, что было накоплено поколением 1770-х годов.

Таким образом, в его творчестве в концентрированном виде выразился протест бюргерской молодежи против духовного гнета и полочной тирании.

Родился Иоганн Христоф Фридрих Шиллер 10 ноября 1759 в маленьком городке Марбах Вюртембергского герцогства в семье бедного военного фельдшера. Мать будущего драматурга была дочерью сельского булочника.

В 14 лет против собственной воли, по настоянию родителей, которые мечтали видеть сына священником, он по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в недавно основанной Штутгартской военной академии, которая должна была готовить чиновников для

герцогской службы. Воспитанники брались преимущественно 13 личного согласия герцога. Это были в большинстве случаев дети из семей бедных офицеров. В академии был установлен военный режим, воспитанники жили в так называемых "казармах". Несмотря на муштру, здесь была достаточно большое количество известных профессоров, воспитанники слушали лекции на университетском уровне.

Шиллер вынес из академии основательные знания по истории, философии, естественных наук.

Как специализацию он выбрал медицину.

Круг его литературных чтений охватывало вместе с шедеврами мировой литературы новинки немецкой тогдашней литературы - произведения Клопштока, Лессинга, Гете, а также Руссо, произвели на него огромное влияние. На смерть Руссо написана одна из ранних от Шиллера, напечатанная позже в его стихотворной "Антологии 1782".

В академии, по словам Шиллера, люди пытались сделать камни. Юный Фридрих никак не мог подчиниться бессмысленной муштре. Вся система обучения здесь была направлена на то, чтобы вырастить безвольных, лишенных собственного мнения людей. За малейшую провинность наказывали розгами, сажали на гауптвахту.

Позже Шиллер вспоминал: "Судьба жестоко терзала мою душу. Через печальную пасмурную юность вступил я в жизнь, и бессердечное, бессмысленное воспитание тормозило во мне легкие, прекрасные движения первых рождаемых чувств...".

Вызывает удивление, откуда юноша черпал силу, как в дремучей глуши провинциальной жизни феодальной Германии, между толстенных стен академии не высох мозг, а не одичала душа.

Настоящей отрадой стала поэзия. Фридриху приходилось прятаться со своими произведениями. Используя любую возможность, он писал стихи, работал над пьесой, которой дал название «Разбойники». Бывало, что и больным притворялся, чтобы попасть в лазарет. Напрашивался дежурить в больнице, и больным было невдомек, почему врач впопыхах прячет свое письмо, когда появляется руководство.

Отрывки из пьесы «Разбойники» Шиллер читал своим друзьям, которые были тронуты. Но тогда еще никто из них не знал, что они становились первыми свидетелями рождения эпохального таланта мировой литературы.

В следующем, 1780 года, Шиллер завершил работу над трагедией "Разбойники". В этом же году он закончил и академию, защитив диссертацию "О связи животной и духовной природы человека".

Фридрих получил должность полкового врача в Штутгарте - столице Вюртемберга. Жалованье его было ничтожно.

Чтобы напечатать "Разбойников", Шиллер пришлось занимать деньги. Пьеса была напечатана без подписи, однако имя автора сразу же стало известным.

13 января 1782 на сцене Мангеймского театра (в соседнем курфюршерстви Пфальц) состоялась премьера трагедии. Шиллер тайком поехал на премьеру, которая прошла с триумфом. На афише впервые было написано имя автора. За все время существования театра такого успеха не было ни пьеса.

Триумф "Разбойников" объяснялся прежде всего их актуальностью: в ИИИиллеровий трагедии зрители нашли ответ на многие волнующие вопросы современности.

Вторая поездка Шиллера к Мангейма стала известна герцогу, так же как и некоторые особо язвительные цитаты из «Разбойников». За самовольный отъезд Шиллер должен оплатить "штраф" - двухнедельный арест. К тому же получил приказ в будущем ничего не писать, кроме медицинских трактатов.

Шиллер принял отчаянное решение - бежать из Вюртемберга к Мангейма. Побег удался. В ночь на 23 сентября 1782, воспользовавшись смятением пышных торжеств в честь русского цесаревича Павла Петровича, который был женат на племяннице герцога Карла Евгения, Фридрих вместе со своим другом - музыкой Штрайхера - оставил Штутгарт.

В Мангейме на посту ждало разочарование: руководитель княжеской труппы дипломатический барон фон Дальберг не спешил поддерживать молодого автора, оказался в роли политического беглеца. Только в 1783 году он заключил с Шиллером трехлетний контракт на постановку трех новых пьес. Две из них- «Заговор Фиаско в Генуе" и "Коварство и любовь" были поставлены в 1784 году. Работа над третьою- исторической трагедией "Дон Карлос" - растянулась на несколько лет и была завершена Шиллером уже после того, как он оставил Мангейм.

Однако писатель жил впроголодь, работал по ночам. Ему досаждали долги. От долговой тюрьмы Шиллера спас хозяин квартиры - каменщик, который отдал ему все свои сбережения.

Дальнейшее пребывание в Мангейме стало невыносимым. Тогда Шиллер упомянул о существовании ласкового письма от неизвестных друзей из Лейпцига. Еще летом 1784 они приглашали поэта к себе, поэтому, не теряя времени, он решил ехать.

В это время писатель много работает, начинает серьезно изучать историю, философию, пишет прозаические произведения, завершает работу над большой драматической поэмой "Дон Карлос, инфант испанский" (1783-1787).

Поэт размышлял над многими проблемами. Его теперь не удовлетворял бывший герой - бунтарь-одиночка. Он утвердил тип нового героя, способного заботиться об интересах всего человечества.

Пытаясь найти ответ на волнующие вопросы современности, Шиллер чаще и чаще обращается к истории, отдавая ее изучению много времени и усилий, пишет "Историю Тридцатилетней войны".

Исторические труды Шиллера привлекли внимание ученого мира. В 1788 году его пригласили в качестве профессора в Иенского университета (вблизи Веймара).

В Йене Шиллер близко познакомился с выдающимися людьми того времени: языковедом В. фон Гумбольдт, философом Фихте.

В университете в целом царила атмосфера мелочности и завистливости - это пригнигувало поэта. В начале 1791 он попрощался с профессорской кафедрой, но работы над историческими и философскими трудами не прекратил. Вскоре он пишет интересные статьи по вопросам эстетики, в частности "Письма об эстетическом воспитании человека» (1794).

Среди друзей Шиллера была семья обнищавших мелкопоместных дворян Ленгефельд - мать и две дочери. Поэт искренне полюбил младшую - Шарлотту, и 1790 году они поженились. Поскольку Шиллер не любил публичных торжеств, то свидетелями церемонии венчания, которое состоялось в тихой сельской церкви, были только сестра и мать невесты.

Женитьба не принесло Шиллера ни покоя, ни достатка. Чтобы прокормить себя и молодую жену, он должен работать по 14 часов в сутки.

Годы лишений и тревог сказались: 1791 писатель тяжело заболел туберкулезом.

Началась упорная борьба за жизнь. Радостным событием стало путешествие Шиллера на землю родителей к Вюртемберга, где он не был 11 лет.

В 1794 году, вернувшись из путешествия, Шиллер вдруг встретился со своим великим современником И. В. Гёте (первая встреча - 1788). С тех пор и началась их дружба.

Друзья, несмотря на свою диаметральной противоположностью, переписывались, гостили друг у друга. Шиллер делился с Гете своими творческими замыслами, обдумывал с ним свои пьесы до мелочей. Более того, они вместе написали цикл сатирических эпиграмм "Ксении", вызвавший настоящую бурю вокруг имен обоих авторов.

Гете "подарил" Шиллеру несколько тем для сочинений (баллада "Ивиковы журавли", драма "Вильгельм Телль"). Все поздние его пьесы увидели свет рампы Веймарского театра, которым бессменно руководил 26 лет.

"Новой весной" называл Гете, свою дружбу с Шиллером. "Настоящим счастьем для меня было то, что я имел Шиллера, - вспоминал он. - Хотя наши натуры были разными, однако мы хотели одного и того же, и это налаживало между нами настолько тесные отношения, что, по сути, один из нас не мог "жить без другого".

Вероятно, под влиянием дружбы с Гете Шиллер после нескольких лет перерыва снова вернулся к поэзии. Осенью 1795 появился ряд новых Шиллерову стихов: "Поэзия и жизнь", "Голос в ярме" и др.

В течение 1792 1799 лет Шиллер создал трилогию "Валленштейн".

В 1797 году писатель приобрел небольшой флигель на тихой, спокойной окраине Йены. Здесь он написал свои знаменитые баллады: "Нурець", "Ивиковы журавли", "Поликрат кольцо" и другие. Поэт воспевает сильных духом героев.

1799 Шиллер начал работу над трагедией "Мария Стюарт", в которой осуждал деспотизм королевской власти, обличал ханжество и лицемерие английских протестантов и их врагов - католиков. Драматург подводил к мысли, что власть, которая держится на крови и насилии, несправедлива. Увлечен работой, поэт чувствовал себя лучше.

Вскоре он завершил драму "Орлеанская дева", в основу которой были положены события далекого XV века.

Вершиной творчества Ф. Шиллера стала последняя драма "Вильгельм Телль" (1804).

После этой драмы драматург задумал написать драму "Деметриус" (на сюжет из истории России), но завершить этот замысел помешала болезнь. Сам медик, Шиллер прекрасно понимал, что жить ему осталось недолго. Знал нелегко будет Шарлотги с четырьмя маленькими детьми. Заботясь о будущем семьи, Шиллер приобрел небольшой дом на улице, ведущей к театру.

Сейчас там находится музей Фридриха Шиллера.

На площадке перед домом Национального театра в городе Веймар стоит памятник. На гранитном постаменте - двое. Они шли рядом - в жизни сравнительно недолго, а в бессмертии - вечно. И смотрят в пространство веков: необъятный Гете и молчаливый Шиллер.

Ф. Шиллер - представитель так называемого "веймарского классицизма».

Эстетические взгляды Ф. Шиллера:

Искусство существовали не для наблюдения и наслаждения, а для перестройки жизни и счастья человека на земле оно должно вдохновлять человека на активные действия;

Путем эстетического воспитания можно провести общественную перестройку, то есть изменить жизнь;

Разграничение двух этапов в развитии искусства:

1) наивный (древнее, античное, а также искусство эпохи Возрождения),

Идеал наивного искусства заключался в единстве, гармонии между действительностью и идеалом;

Поэты сентиментальной поэзии разделялись на две категории: идеалистов и материалистов.