Главный герой рассказа Михаила Зощенко учится в приготовительном классе гимназии. Ему семь лет и родители называют его Минькой. У Миньки есть старшая сестра Леля, которая учится в той же гимназии.
Однажды в гимназии с Минькой приключилась неприятная история. Учитель вызвал его к доске, рассказывать наизусть стихотворение. Но Минька это стихотворение не выучил, и учитель поставил ему в дневник единицу.
Когда после уроков Минька показал дневник Леле, она сказала, что это плохо, и что папа не подарит Миньке фотоаппарат на день рождения. Леля предложила заклеить страницу с плохой отметкой, но Минька на это не согласился. В расстроенных чувствах он отправился из гимназии в парк и там долго сидел на скамейке.
А когда Минька пошел домой, то понял, что забыл дневник в парке. Он вернулся, но дневника не нашел. Дома мальчик сказал папе, что потерял дневник. На следующий день учитель, узнав о потерянном дневнике, выдал Миньке новый дневник, но в нем тоже была злополучная единица.
Тогда Минька, разозлившись, забросил дневник за шкаф, который стоял в классе. В итоге, ему выдали третий дневник, в котором стояла не только единица за стихотворение, но и двойка по поведению.
Вечером Минька заклеил страницы с плохими отметками, как ему советовала Леля. Отец, проверяя дневник, ничего не заметил. Но дело этим не кончилось. К ним домой пришла женщина, которая нашла в парке первый Минькин дневник. Отец открыл его и увидел единицу. Он все понял, но не стал ругать сына. Он только сказал, что люди, которые врут, выглядят смешно. А еще он сказал, что правда всегда выплывает наружу.
После этих слов Миньке стало стыдно, и он признался, что забросил второй дневник с плохой отметкой за шкаф в классе. Услышав это искреннее признание, отец обрадовался. Он выразил надежду, что Минька больше никогда не будет врать, и пообещал подарить ему фотоаппарат на день рождения.
В тот же день вечером пришел учитель Миньки и рассказал отцу о дневнике, найденном в классе за шкафом. Но отец сказал учителю, что его сын уже сознался в этом проступке и учитель, извинившись, ушел. После разговора отца с учителем Минька дал себе слово всегда говорить правду.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Не надо врать» заключается в том, что тайное всегда становится явным. Поэтому не следует обманывать людей в надежде скрыть что-то плохое. Минька попытался обмануть отца и скрыть плохие отметки. Но ему это не удалось, правда все равно выплыла наружу.
Рассказ учит быть честным и искренним. Когда Минька сам признался отцу в том, что он забросил второй дневник за шкаф, отец обрадовался искреннему признанию сына.
В рассказе мне понравилась женщина, которая нашла в парке утерянный дневник, узнала по фамилии на дневнике домашний адрес и принесла этот дневник родителям Миньки.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Не надо врать»?
Вранье не введет в добро.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Честность всего дороже.
Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 93
Тема урока: М. Зощенко. «Не надо врать».
Цель урока:
познакомить учащихся с произведением М. Зощенко «Не надо врать»;
отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;
развивать внимание, память, речь;
формировать навык сравнения и анализа;
воспитывать любовь к ближним, чувство ответственности.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений, определять их содержание по названию; читать выразительно;
личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;
системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности; пересказывать произведение.
Межпредметные связи: с познанием мира, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, историей, математикой.
Оборудование:
«Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы , 2015 г.
«Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы , 2015 г.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент.
Мотивация к деятельности.
Сегодня урок начнем с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.
Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.
Если у вас есть друг, возьмите его за руку.
Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.
Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте активны. Удачи всем.
ΙΙ. Сообщение темы и цели урока.
–Прочитайте название рассказа. Как вы понимаете его название? Что означает волшебная иголочка?
–Верны ли предположения, мы узнаем, когда прочитаем рассказ?
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадку.
Его, перелистав я вмиг
Пойму, что ты за ученик.
(Дневник.)
–Что может рассказать о вас ваш дневник?
ΙV. Работа над новым материалом.
Чтение рассказа учащимися.
V. Первичное закрепление.
Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
Сопереживал ли ты главному герою? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
Физкультминутка.
Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам учебника.
Как ты понимаешь выражение «влепил единицу»?
О каком событии говорится в этом произведении? Почему было получена единица?
Как ты оценишь поведение главного героя? Почему мальчик не решился сказать правду сразу?
От чьего имени ведется рассказ?
Почему мальчику удалось соврать, а его сестре нет? Почему отец не рассердился на сына, а рассердился на дочь?
Какую характеристику людям дает папа, которые врут? Зачитайте свой ответ.
Составьте план рассказа и подготовьте его пересказ.
Как бы та поступил в подобной ситуации?
Работа в тетради.
Письменно ответьте на вопросы.
Составление плана.
а) Невыученное стихотворение.
б) Утрата дневника.
в) Находка дневника.
г) Обещание отца.
д) Поступок сестры.
е) Данное обещание.
Работа в парах. Тест.
***
1. Где учился Минька? ________________________________________________________________
2. Сколько ему было лет? ______________________________________________________________
3. Почему Минька плохо слышал подсказки мальчиков? ___________________________________
4. Где потерял Минька дневник? _______________________________________________________
5. Куда бросил мальчик второй дневник? ________________________________________________
6. Кто принес домой дневник, забытый Минькой? ________________________________________
7. По какому предмету Леля получила «2»? ______________________________________________
8. Кто пришел к папе вечером? _________________________________________________________
***
2. Почему Минька не выучил стихотворение? _____________________________________________
_________________________________________________________________
3. Допиши предложение.
И я заплакал потому, что это была моя ___________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Что должен был получить Минька на именины? _________________________________________
5. Из рассказа становится ясно, каким человеком был папа Миньки и Лели. Напиши одну черту характера папы._____________________________________________________________
_
7. Почему папа не рассердился на Миньку, а улыбнулся и просиял? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
VΙ. Подведение итогов урока.
Какое произведение мы читали на уроке? Кто его автор?
Что вам показалось особенно интересным?
Чему учит нас этот рассказ?
VΙΙ. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
VΙΙΙ. Информация о домашнем задании.
стр. 72-83. Пересказать одну из глав рассказа.
1. Укажи, в каком порядке происходили события?
____ Мальчик бросил дневник за книжный шкаф?
____ Минька не выучил стихотворение.
____ Минька и Лёля заклеили страницы дневника.
____ Минька оставил дневник в городском саду.
____ Минька дал себе слово говорить всегда правду.
2. Почему Минька не выучил стихотворение?
3. Допиши предложение.
____________________________________________________________________________________
6. Почему, по словам папы, «люди, которые идут на вранье и обман – смешны и комичны»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Укажи, в каком порядке происходили события?
____ Мальчик бросил дневник за книжный шкаф?
____ Минька не выучил стихотворение.
____ Минька и Лёля заклеили страницы дневника.
____ Минька оставил дневник в городском саду.
____ Минька дал себе слово говорить всегда правду.
3. Допиши предложение.
И я заплакал потому, что это была моя ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4. Что должен был получить Минька на именины? ____________________________________________________________________________________
5. Из рассказа становится ясно, каким человеком был папа Миньки и Лели. Напиши одну черту характера папы.______________________________________________________________________
6. Почему, по словам папы, «люди, которые идут на вранье и обман – смешны и комичны»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему папа не рассердился на Миньку, а улыбнулся и просиял? ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Цели урока:
Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка»
ФКОУ СОШ г. ЧЕХОВ-2 МО
по курсу «Литературное чтение»
Тема урока «Рассказы М.М.Зощенко для детей»
3-в класс
Тупикина Н. В.
М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка
3 класс
Цели урока:
Повышение уровня познавательной активности учащихся через игру, Выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос их в новые условия. Развивать образное мышление, фантазию.
Формирование УУД в процессе урока:
Личностные:
сознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения;
развитие творческих способностей;
формирование эмоциональной отзывчивости на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Предметные:
о восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
умение анализировать текст;
формулировать основную идею текста;
умение давать сравнительную характеристику героям;
сформировать мотивацию к прочтению других рассказов М.Зощенко для детей;
овладение навыками смыслового чтения текста;
создать условия для развития читательской памяти, внимания.
Метапредметные:
Познавательные:
моделирование ситуации;
учиться делать логические выводы.
Регулятивные:
принимать задачу;
планировать реализацию цели;
оценивать свои действия;
вносить изменения.
Коммуникативные:
учитывать позицию собеседника;
сотрудничество с одноклассниками и учителем;
адекватно передавать информацию;
отображать содержание работы в речи.
Развитие способностей работать в группе.
Оборудование: Компьютерная презентация. Карточки с иллюстрациями к рассказам.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
|
1. Самоопределение к деятельности. | Доброе пожелание учителя к организации на урок. | Пожелание друг другу успешной работы. | Создание благоприятного психологического настроя на урок |
1.Психологический настрой (1 мин) | Хоровое говорение: Проверка домашнего задания (прием «Сундучок вопросов») Викторина по рассказу Носова Н. Н. " Огурцы".
| Учащиеся вытягивают вопрос и отвечает на него | Коммуникативные УУД ). Коммуникативные УУД ). (Познавательные УУД ). Коммуникативные УУД ). |
Актуализация опорных знаний (7 мин) | Прочитайте запись на доске: ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ Назовите полное имя писателя, зашифрованное на доске Прочитайте на с. 20 название рассказа, который мы сегодня будем читать. Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа? В каком случае вы говорите «не надо врать»? Произнесите эту фразу с разной интонацией. Как она должна звучать в данном тексте? Прочитайте рассказ на с. 20 – 25 | Регулятивные УУД ). Познавательные УУД ). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД ). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ). Регулятивные УУД Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: Познавательные УУД ). |
|
3. Работа по теме | Какие слова или словосочетания вызвали затруднения в понимании? Словарная работа: Приготовительный класс - классы стали учреждаться в гимназиях, где преподавались русский язык, арифметика, чистописание. Ходил как в тумане – ходил, не понимая ничего. Чернила – жидкий краситель пригодный для письма. Ранец – заплечная, часто жесткая, в отличие от рюкзака, сумка. Досада – чувство обиды, раздражения в связи с чем-то неприятным. Вставочка – перьевая ручка, которая писала чернилами и имела сменные перья. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД ). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД ). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД ). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД ). |
|
ФИЗМИНУТКА |
|||
Первичное чтение в группах по частям. Восстановление последовательности через пересказ. Работа с текстом (13 мин) 7. Рефлексия | Анализ первичного восприятия: 1. От чьего имени ведется рассказ? 2. Кто являются главными героями? 3. Что впервые заставило мальчика пойти на обман? 4. Кто подержал мальчика в его лжи? Работа в группе В паре с соседом приготовьте выразительное чтении понравившегося отрывка. 9)Найди и прочитай, какие эмоции пережил Минька: а) после получения «2» б)после того, как учитель выдал новый дневник в) после того, как папа получил дневник от незнакомой женщины, которая нашла его в парке. г) после прихода учителя д) Какую характеристику отец дал людям, которые врут? е)Почему отец не рассердился на сына, но рассердился на дочь? 11) Работа по группам Дать характеритстику Леле и Миньке Взаимооценивание «Смайл»: оценить качество своей работы на уроке. Все ли у тебя получилось? | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД ). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД ). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ). |
|
Прочитайте слова, которые Минька запомнил на всю жизнь. Как решение мальчика «говорить только правду повлияло на всю его дальнейшую жизнь? Чему учит этот рассказ? | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ). Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД ). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ). |
||
Инструктаж Д/з | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД ). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД ). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД ). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ). |
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же. |
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же. |
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же. |
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же. |
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же. |
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же. |
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же. |
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же. |
Случаются в жизни неприятные события. Минька, главный герой рассказа Зощенко , не выучил заданное на дом стихотворение. Он сделал это не намеренно, просто ему помешали услышать домашнее задание. А случилось так, что его вызвали к доске. И тут началась череда неприятных событий. Вместо того, чтобы честно сказать учителю о том, что стихотворение не выучено, главный герой начал лепетать то, что ему подсказывали ученики. Шептали одно, слышалось другое – и в результате появилась единица; сначала она возникла в одном дневнике, потом во втором, и, наконец, и в третьем. Просто какая-то карусель из дневников…
Викторина по рассказу Зощенко «Не надо врать»
1. Сколько лет было главному герою Миньке во время описываемых в рассказе событий?
Ответ: семь лет
2. Какие баллы обычно получали ученики гимназии?
Ответ: от пятёрки до единицы
3. Почему Минька не выучил заданное на дом стихотворение?
Ответ: потому что он не слышал домашнее задания (его постоянно отвлекали мальчишки, сидевшие сзади)
5. Как называется стихотворение, строки которого приведены в рассказе?
Ответ: «Зимняя ночь в деревне»
7. Какую отметку поставили рассказчику стихотворения?
Ответ: единицу
8. Кто сказал Миньке, что из-за поставленной единицы в дневнике он не получит на день рождения фотоаппарат?
Ответ: его сестра Лёля
8. Где горевал Минька по поводу полученной единицы?
Ответ: в саду
9. Куда бросил Минька свой новый дневник, в котором красовалась жирная единица?
Ответ: за шкаф
10. Кто посоветовал склеить страницы полученного Минькой нового дневника?
Ответ: Лёля
11. Каким образом потерянный в саду дневник оказался в руках папы?
Ответ: его принесла в дом какая-то женщина
12. Кто сказал Миньке, что рано или поздно враньё всегда обнаруживается?
Ответ: папа
13. Почему папа, несмотря на враньё сына, всё же подарил ему фотоаппарат?
Ответ: потому что сын сознался в том, что существует ещё один дневник, закинутый за шкаф
14. По какому предмету Лёля получила двойку?
Ответ: по физике
15. Почему школьный учитель, пришедший домой к папе Миньки и Лёли, назвал мальчика «маленьким вруном и обманщиком»?
Ответ: потому что он подумал, что о найденном за шкафом Минькином дневнике не знают его родители
16. Почему Минька плакал в постели?
Ответ: потому что ему было неприятно слышать разговор папы и учителя о его вранье