Художественные особенности. Художественные особенности IV. Заключительное слово учителя


В романе И.А. Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, которые специально введены автором, чтобы показать естественность образа. Они становятся ключевыми во всем произведении, так как описывают реальную жизнь без прикрас. Рассмотрим, какова их роль в произведении.

Халат - эта один из самых значимых деталей.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Прежде всего, его отождествляют с символом лени и неподвижности. “Он, как послушный раб, покоряется самомолейшему движению тела” и символизирует защищенность и изолированность от всего окружающего мира, от проблем, которые постоянно в нем появляются. Однако в момент, когда Обломов оживает душой, халат исчезает из его жизни, как и вся статичная атмосфера. При возвращении героя к прежнему быту халат вновь появляется. Получается, что этот предмет одежды указывает на то, в каком состоянии находится герой в данный момент.

Еще одна немаловажная деталь - ветка сирени, которую Ольга сорвала во время прогулки с Обломовым. Символика цветка трактуется неоднозначно. Сирень олицетворяет весну, а значит влюбленность, прекрасное начало отношений и новое дыхание в судьбе героя. Но в то же время куст цветет только весной, то есть, когда эта пора закончится, все пройдет:“Сирени отошли… Да! И этот миг отойдет, как сирени!”. Эти цветы были выбраны не случайно. Они предсказали исход отношений героев, предвещая их начало и, одновременно, конец, показывая Обломову, что он вновь вернется к прежней жизни.

Кроме того, важная деталь - разведение мостов на Неве, которые преградили Обломову путь к Ольге. Это происшествие случилось, когда главный герой стал задумываться о переменах, ждущих его в союзе с Ильинской, и том, что ему нужно будет навсегда расстаться со “сном”. Тут же произошел перелом в любви, Пшеницына начала привлекать Обломова своей заботой. “..мосты уже наведены. У Обломова екнуло сердце.” - такая реакция у героя на новость о том, что путь к Ольге налажен.

Развели мосты - прекратили связь между Ильинской и Ильей Ильичем, которая, подобно порванной нити, никогда уже не восстановится.

Таким образом, детали в романе “Обломов” И.А. Гончарова играют важную роль, так как не только более подробно раскрывают образ героя, но и являются предзнаменованиями о том, как в дальнейшем сложится судьба героя.

Обновлено: 2019-04-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роль детали в произведении И. А. Гончарова «Обломов» . 900 igr. net Презентация Мурзиной Екатерины 10 «А» класса.

1. 2. 3. 4. 5. 6. Определение художественной детали Роль деталей у Гончарова Детали портрета Детали интерьера Детали сюжета Связь детали с идеей произведения

Определение художественной детали. Художественная деталь – это выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, не только характеризующую весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т. д.

Роль деталей у И. А. Гончарова В романе Гончарова «Обломов» деталь играет большую роль в сюжете, описании портрета, интерьера и в создании хронотопа. С помощью неё создаётся целостная картина мира. И. А. Гончаров

Детали портрета «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. » «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу…» «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. »

Портрет И. И. Обломова Внешность приятная, выражение беспечности на лице Халат – символ неподвижности и лени Мысль редко посещала Обломова Усталость, мягкость черт, изнеженность, лень, апатия

Детали интерьера «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы…» «Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий…» «Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. »

Интерьер Диван – символ бездеятельности, лени и апатии Накуплено много всего, но ради приличия «Сонный» интерьер. Запущенность и небрежность. Обломовский интерьер похож на интерьер Манилова

Детали сюжета «Она молчала, сорвала ветку сирени и нюхала её…» «Она рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала губами один листок и потом тотчас же бросила и ветку и листок на дорожку. » Цитаты из письма Обломова Ольге: «Вы меня не любите и не можете любить. » «Любовь появилась в виде лёгкого, улыбающегося видения, звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки…» «Любовь – это душевный антонов огонь. » «Мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь. »

Как только мечта столкнулась с реальностью, чувства стали сразу разрушаться Любовь Из-за лени Обломов не может сделать Ольге предложение Испытание любовью Обломов не прошёл Благоухающая ветка сирени воплощает расцвет чувства и его поэтический аромат

Обломов породил ёмкое понятие «обломовщина» . О её исключительной типичности написал Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина? » Он писал, что «новое слово общественного развития – это обломовщина» Главные черты обломовского характера заключаются «в совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему. Причина апатии заключается в образе умственного и нравственного развития. » И. А. Гончаров

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»

Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо-бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра-фии. Содержание его направлено на осмысление жиз-ни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зави-сит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лириче-ским элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части рома-на действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключи-тельно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду-мывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голо-ва утомится от тяжелой работы и совесть скажет: до-вольно сделано сегодня для общего блага... Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да ку-шает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове...»)

Большое значение в композиции романа играет гла-ва «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломо-ва. Условия помещичьего быта и дворянского воспита-ния и загубили в нем живой ум, стремление к ка-кой-либо деятельности и породили апатию и безволие.

Во второй части романа показана сильная и гармо-ничная личность Штольца, описано его русско-не-мецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о непод-вижность, боязнь перемен и равнодушие к собствен-ной судьбе Ильи Ильича.

В четвертой части описывается «выборгская обло-мовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой же-нится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова по-гружается в спячку, а затем умирает. Эта часть явля-ется постпозицией романа.

Композиция произведения полностью соответству-ет идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую

Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых фор-мировалась личность главного героя, а также просле-живает его эволюцию (а точнее деградацию).

Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Иль-ич объясняется в любви Ольге, является кульминаци-ей. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.

«Обломов» относится к психологическому направ-лению в литературе. В характере главного героя выде-ляются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социаль-ной среды на героя. В образе Обломова И. А. Гончаров совместил социальное обобщение с изображением ин-дивидуализированной личности. Имя Обломова стало нарицательным. Писатель осуждает, разоблачает сво-его героя, выносит приговор обломовщине, но в то же время с симпатией относится к герою. Обломов не по-хож на помещиков, ранее изображенных Н. В. Гого-лем, И. С. Тургеневым. В нем нет деспотизма и жесто-кости, напротив, он кроток, добр, благодарен.

В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.

По поводу сюжета романа нет единой точки зрения. Некоторые литературоведы утверждают, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц — Ольга. А профессор А. Г. Цецтлин считает, что в рома-не одна сюжетная линия и все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение в « мертвую душу»; те главы, в которых изображены от-ношения Ольги и Штольца, призваны оттенить судь-бу Обломова.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Ав-тор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напро-тив, она обогащена научно-публицистическими сло-вами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из ге-роев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обло-мов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутренне-го облика.

В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычай-но ясен и выразителен.

И. А. Гончаров показывает жизнь героев в момен-ты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жиз-ни, авторские рассуждения сведены до минимума.

И. А. Гончаров использует несколько «сквозных» художественных деталей, которые служат средством дополнительной характеристики героя, раскрывая состояние его внутреннего мира. Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная 06-ломовым, им обоим помогает понять чувства друг дру-га. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Все в жизни пре-ходяще, и Обломов знает это: «Сирени отошли,., вче-ра отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже ото-шла... Да! И этот миг отойдет, как сирени!.. Что ж это такое?.. И — любовь тоже... любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: в любви нет покоя, и она все меняется, все движется ку-да-то вперед...» Сирень и на могиле Обломова: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой. Да безмятежно пахнет полынь».

Роман имеет свою «музыку». Это опера Casta diva, исполненная Ольгой и забыть которую Обломов не мо-жет, даже вторично погрузившись в сон. Любовное чувство в романе развивается по законам музыкаль-ного произведения. В истории отношений Ольги и Ильи Ильича есть и «унисоны», и «диссонансы», и «контрапункты». Сюжет этой оперы предсказывает трагический конец любви.

Портретное описание героя в романе является важ-ным элементом в создании его образа. Например, Обло-мов и Штольц — люди одного возраста, но разительно отличающиеся по интересам, образу жизни. И столь различное отношение к жизни повлияло и на внеш-ность героев. У Обломова «господствующим и основ-ным выражением» лица была мягкость, которую «не могли ни на минуту согнать» ни усталость, ни скука, «цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразлич-ный... », а сам он «как-то обрюзг не по летам». Тело его, «судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, ма-леньких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»; «движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».

Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кров-ная английская лошадь. Он худощав; щек у него поч-ти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни при-знака жирной округлости; цвет лица ровный, смугло-ватый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и ин-тереса, дорожит только своим спокойствием, совер-шенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.

Штольц же не видит смысла жизни без труда, он предприимчив и необычайно работоспособен: «Он бес-престанно в движении: понадобится обществу по-слать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспосо-бить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает...» Даже в лице его — сила, энергия и спокойствие. Но в Андрее нет мечты, по-эзии, он буржуазный делец, стремящийся лишь к личной независимости.

При описании быта героев И. А. Гончаров также использует мелкие детали. В образе Ильи Ильича Об-ломова «говорящей деталью» является его халат. Он становится неотъемлемой частью быта своего хозяи-на, так как обладает тьмой «неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как по-слушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат то исчезает, то появляется вновь — в за-висимости от жизненных обстоятельств Обломова. После знакомства с Ольгой Ильинской и как следст-вие — пробуждения к жизни — халат исчез: «Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Нет и длинных, мягких и широких туфель, в которые попа-даешь ногой сразу. Теперь Обломов «сидит... в домаш-нем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнич-ки рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе...» Да и сам Обломов уже не лежит на диване целыми днями, а «весел, напевает...». Но по-сле разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторо-ну халат вновь появляется заботами Агафьи Матвеев-ны. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».

Очень подробны описания интерьеров, особое вни-мание автор уделяет бытовым подробностям. Напри-мер, кабинет Обломова «поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». «Комната... с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шел-ковою материею, красивые ширмы с вышитыми не-бывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, брон-за, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы толь-ко желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, негра-циозными стульями красного дерева, шаткими эта-жерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное де-рево местами отстало...

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, ка-ких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина та-релка с солонкой и с обглоданной косточкой да не ва-лялись хлебные крошки.

Если б не тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, ле-жащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и во-обще лишено было живых следов человеческого при-сутствия. На этажерках, правда, лежали две-три раз-вернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожел-тели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнут в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем ис-пуганная муха». Все это напоминает гоголевского Плюшкина, превратившегося в «прореху на челове-честве». Наверное, и Обломов бы стал такой же «про-рехой», если бы не участие в его судьбе Штольца и лю-бовь к Ольге, пробудившая (хоть на время!) Илью Ильича к жизни.

Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к со-усу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Об-ломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоро-венького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств...», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обло-мовке несет не только физическое, но и в какой-то сте-пени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суети-лось и заботилось, все жило такою полною, муравьи-ного, такою заметною жизнью».

Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жиз-ни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наря-ду с прекрасной погодой, купанием в реке, составле-нием букета для жены, вкусный завтрак: «Чай го-тов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло...»

При сравнении жизни в Обломовке и в предпола-гаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в празднич-ные дни... стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопро-литий. Пекли исполинский пирог...».

И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Ага-фьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней вод-кой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар).

Роман И. А. Гончарова был высоко оценен совре-менниками, вызвав многочисленные критические от-клики. Нельзя не согласиться с оценкой И. С. Турге-нева, заметившего после его прочтения: «Пока оста-нется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жиз-ни героев романа. А характер и судьба главного героя заставляют читателей размышлять о сложнейших во-просах жизни, о своем назначении в ней.

I. Вступление

Читая книгу, мы обычно мало обращаем внимания на детали, нас захватывает сюжет, сам замысел книги. Часто мы пропускаем какое-нибудь скучное, на первый взгляд, описание природы, интерьера, которое, как нам кажется, совсем не важно. А если вглядеться, вчитаться в то или иное описание, обратить внимание на маленькую деталь, мелочь, то окажется, что она не так уж не значительна, как кажется. Простое описание природы может передавать настроение героя, интерьер - раскрыть характер, мимолетный жест – угадывать душевные порывы, а вещь, предмет – стать символом, неотделимым от персонажа.

Так, не упуская из виду каждую деталь, можно полнее раскрыть для себя героя и весь смысл книги, увидеть скрытое, растолковать очевидное. В этом и есть самая главная роль детали.

II. «Сквозные» детали

В романе Гончарова «Обломов» есть несколько деталей, проходящих сквозь весь роман, поэтому я их буду называть «сквозными». Это халат, который так шел «к покойным чертам лица его и к его изнеженному телу», и имел «в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств», он стал не просто домашней одеждой, а буквально символом самого героя, его образом жизни, его душой. Он так же широк, свободен, мягок, лёгок, как и характер Ильи Ильича. В нём вся жизнь Обломова, такая просторная, домашняя, ленивая, уютная.

До появления Штольца главный герой и не мыслил себя ни в какой другой одежде, как и ни за что не хотел менять свой образ жизни. Но вот и в нём загорается искра жизни, желание жить и действовать: «Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…». Халат исчез вместе с душевной апатией и ленью при появлении в его жизни Ольги, любви: «Халата не видать на нём: Тарантьев увёз его с собой к куме с прочими вещами».

Хотя в любви к Ольге Обломов стал чувствовать, гореть, жить, но она боялась, что он вернётся к своей мирной, ленивой жизни, вновь набросит на себя халат сонливости, апатии и равнодушия: «А если, - начала она горячо вопросом, - вы устанете от этой любви, как устали от книг, от службы, от света; если со временем, без соперницы, без другой любви, уснёте вдруг около меня, как у себя на диване, и голос мой не разбудит вас; если опухоль у сердца пройдёт, если даже не другая женщина, а халат ваш будет вам дороже?...»

Позже Пшеницына нашла халат и предложила его постирать и починить, но Илья Ильич отказался, сказав: «Напрасно! Я его не ношу больше, я отстал, он мне не нужен». Это было будто предупреждение предстоящих событий. Ведь после разрыва с любимой, сразу же в тот вечер недавно забытый халат очутился вновь на его плечах: «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него – халат!»

Так и остался Обломов жить в лени, безделье, апатии, закутавшись в них, как в халат, до самой смерти. Халат износился, как и его хозяин.

Другой, не менее важный предмет в романе «Обломов» – это сирень. Впервые запах сирени появляется во сне Ильи Ильича. Ольга сорвала ветку сирени во время свидания с Обломовым и уронила её от удивления и разочарования. Нарочно брошенная Ольгой ветка становится символом её досады. Как намёк на взаимность и надежду на возможное счастье Илья Ильич поднял её и явился с ней на следующее свидание. Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает Ольга сирень по канве, делая вид, словно узор выбрала совершенно случайно. Но для обоих сиреневая ветка стала символом их любви и счастья. «Пока между нами любовь в виде лёгкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки…», - писал Обломов в своём письме. Им казалось, что и любовь отцветает, как сирень:

Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь…ветку сирени…

Сирени…отошли, пропали! – отвечала она. – Вон, видите, какие остались: поблёклые!

О ветках сирени как символе одиночества и ушедшего счастья упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…»

Туфли - ещё одна немаловажная деталь. Сначала они появляются как предмет одежды Обломова, подтверждающий его довольство своей жизнью, удобство, уверенность: «Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу».

Смотря на то, попадает ли ногами в туфли Илья Ильич, мы можем угадать его мысли, неуверенность, сомнения, нерешительность: «Теперь ли никогда!» «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять». 1 Другой раз мы прочтём скуку от бездействия: «Илья Ильич лежал небрежно на диване, играя туфлей, ронял её на пол, поднимал на воздух, повертит там, она упадёт, он подхватит с пола ногой…» 2

Вообще, обувь - очень говорящий предмет. Сапоги будто определяют социальный статус Обломова. Это хорошо видно в сцене, где Штольц спрашивал Захара, кто такой Илья Ильич. «Барин» - ответил слуга, и хотя Обломов поправил его, сказав, что он «джентльмен», его друг был другого мнения:

Нет, нет, ты барин! – продолжал с хохотом Штольц.

Какая же разница? – сказал Обломов. – Джентльмен – такой же барин.

Джентльмен есть такой барин, - определил Штольц, - который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги. 3

Говоря иными словами, неумение самостоятельно снимать и надевать сапоги говорит о крайней лени и избалованности героя. Такого же мнения придерживался и Захар, который узнал, что барин собирается ехать за границу: «А кто вам там сапоги-то с вас станет снимать? – иронически заметил Захар. – Девки-то, что ли? Да вы там пропадёте без меня!» 4

Эту же идею подтверждает другая деталь, встречающаяся на протяжении всей книги – чулки. Началось всё с того, что ещё в детстве няня натягивала Илюше чулочки, а мама не позволяла ему ничего делать самому, ведь не будь рядом с ним Андрея, кто знает, встал ли он когда-нибудь с дивана. «…А нет нужды, так и не умею, и глаза не видят, и в руках слабость! Ты своё уменье затерял ещё в детстве, в Обломовке, среди тёток, нянек и дядек. Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить» 6 заключил Штольц и оказался прав. Жизнь Обломова износилась, истерлась, прохудилась, как чулок. Недаром Пшеницына, разобрав его чулки, насчитала «пятьдесят пять пар, да почти всё худые…» 7

III. Детали-подсказки. Сон Обломова.

Сон Обломова изобилует различными деталями и многие из них не просто воспроизводят подробности обстановки, внешности, пейзажа, а приобретают символический смысл. Сами обитатели Обломовки придавали большое значение своим снам: «Если сон был страшный - все задумывались, боялись не шутя; если пророческий - все непритворно радовались или печалились, смотря по тому, горестное или утешительное снилось во сне. Требовал ли сон соблюдения какой-нибудь приметы, тотчас для этого принимались деятельные меры». 1

Я думаю, что сон Ильи Ильича так же имеет особый, скрытый подтекст, требующий расшифровки. Хотя с первого взгляда, кажется, что это просто описание быта жителей Обломовки, это всё же сон, в котором чуть ли не каждый упомянутый предмет имеет тайный смысл.

На протяжении всего сна упоминается овраг, который так манил и одновременно пугал маленького Илюшу. Овраг, обрыв считается символом краха, провала планов, крушения надежд. Всё это и произошло с нашим героем в скором времени. Вспомним также и избу, висящую наполовину над оврагом: «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями». 2 Мне кажется, это будто показывает душевное состояние героя, говорит о том, что одной ногой он уже в бездне, другой – пока стоит на твёрдой земле и имеет шанс избежать падения.

Вспомним теперь сам дом Обломовых с покривившимися воротами, ветхой галереей, шатающимся крыльцом, «с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зелёный мох». 1 Всё это предвещает упадок и неудачи в будущей жизни. Разрушенное крыльцо во сне, сквозь ступеньки которого «не только кошки, и свиньи пролезают в подвал», 2 означает, что «скоро вам придётся расстаться со свое прежней жизнью и впереди вас ожидает нужда, неудачи, лишения, переживания и неприятности». 3 Мох во сне – «знак неоправдавшихся надежд и грустных воспоминаний». 4 Крутая лестница, по которой карабкался Илюша, символизирует опасность от слишком поспешных и рискованных действий. Это предупреждение, которое могло бы уберечь Обломова от жестоких сомнений, написания письма Ольге и их тяжёлой ссоры и недопонимания.

Если обратить внимание на мелкие предметы во сне, то мы увидим, что и они тоже зачастую предугадывают грустное будущее героя. Тускло горящая свеча «означает скудное существование, недовольство собой и ходом дел», 5 «часы во сне – символ жизни, перемен (плохих или хороших), движения, успеха или поражения». 6 Дважды во сне вместе со стуком часов и звуком шагов отца слышится звук откушенной нитки: «Тихо; только раздаются шаги тяжёлых, домашней работы сапог Ильи Ивановича, ещё стенные часы в футляре глухо постукивают маятником, да порванная время от времени рукой или зубами нитка <…> нарушает глубокую тишину». 7 Думаю, это явно неспроста, потому что «грубая обувь во сне предсказывает трудности, недовольство, препятствие в делах», 8 а «порванные нитки – знак того, что вас ждёт беда из-за вероломства ваших друзей» 9 и символ порванной, надломленной жизни, которую прожил Обломов, хотя и тот факт, что Илья Ильич слышал только звук, смягчает тяжёлое предсказание.

Впрочем, здесь есть и детали, сулящие приятное будущее. То, что мать Илюши расчёсывает и любуется его красивыми, мягкими волосами, говорит о том, что его ждут любовные утехи и счастье. То, что мальчик наблюдает за спящими людьми (во время всеобщего послеобеденного сна) значит, что «домогаясь чьего – то расположения, он сметёт все преграды на своём пути». 10 Но Обломов даже не пытался вникнуть в смысл своего сна. Быть может, увидев хоть пару символов, он внял бы предостережениям и предсказаниям, попытался бы что-нибудь изменить. Однако он, в отличие от своих родственников, не придал сну никакого значения и в его жизнь вошли апатия, разорение, разочарования, трудности.

IV. Символика деталей. Цветы.

Мне показалось очень необычным то, как в романе описаны сами цветы. Мы не знаем, вкладывал ли Гончаров в них какой-то тайный смысл, но если заглянуть в словарь символики цветов, то окажется, что каждый цветок будто специально подобран для того, чтобы полнее раскрыть душевное состояние героя, передать его скрытые мысли и чувства в том или ином эпизоде романа.

Впервые цветы упоминаются в самом начале повествования, когда к Обломову приезжает Волков. Влюбленный юноша мечтает достать камелий для возлюбленной. Камелии – редкий цветок для русской традиции, как и сам Волков, весь утончённый, как «батистовый платок» с «ароматами Востока». В сакральном календаре друидов камелия означает приятную внешность, утончённость, артистизм и, как ни странно, детскость. Поэтому, наверное, настроение после прочтения сцены с приездом Волкова остаётся какое-то лёгкое, ненастоящее, немного наигранное, театральное.

Обломов в разговоре с Ольгой открыто заявляет, что цветов не любит, особенно с резким запахом, его предпочтения отданы полевым и лесным цветам. Ландыш издавна считается символом скрытой любви. Славянская традиция именует этот цветок «девичьими слезами».

Обломов дарит Ольге ландыши, будто предполагая, что его любовь заставит её плакать в будущем: «Вы сделали, чтоб были слёзы, а остановить, а остановить их не в вашей власти… Вы не так сильны! Пустите! – говорила она, махая себе платком в лицо». 2

Во время одного из свиданий Ольга перечисляет цветы, которые могли бы понравиться Илье, и он отвергает сирень, будто почувствовав, что этот цветок очень символичен. В отличие от символики снов, в календаре друидов сирень означала одиночество. Её вообще считали зловещим кустарником, которым даже нельзя украшать свой дом. Обловом же подбирает брошенную Ольгой ветку и приносит её домой, словно принимая одиночество.

Не по нраву Илье Ильичу оказались и резеда, и розы. Роза – царица цветов, любимый цветок Муз и царицы Афродиты символизировала невинность, любовь, здоровье, кокетство и любовную игру.

В отрицании Обломовым любви к розам мне видится огромное противоречие, заложенное автором в характер Ильи Ильича. Он жаждет полноценных чувств и боится их, любит и остаётся холодным наблюдателем, видит любовную игру и мечтания Ольги и целомудренно отвергает их.

Если описать языком предметов любовную линию Обломова и Ольги, то мы, конечно, на первое место поставим цветы, а именно, сирень, и только потом музыку, письма, книги.

В сцене знакомства Обломова с Пшеницыной удивительно много цветов. Начиная ещё с дороги на Выборгскую сторону: «Опять поехал Обломов, любуясь на крапиву у заборов и на выглядывавшую из-за заборов рябину». 1 Крапива символизирует грусть и предательство, а рябина, которая является символом подчинения, выступает здесь как подтверждение раболепности, безвольности Ильи Ильича, который добровольно подчиняется обстоятельствам, не пытаясь бороться. В доме Агафьи Матвевны окна были уставлены бархатцами, символизирующими поминовение умерших (как мы помним, она была вдовой), алоэ – символом печали, ноготками – предвестниками глубоких душевных страданий, и резедой. Резеда - это скрытность, может, поэтому Обломов, который сам был очень открытым и искренним человеком, так не любил её запах. Над могилой Ильи Ильича «безмятежно пахнет полынь» 2 - цветок разлуки.

Такая необычная деталь, как цветы, с их скрытым смыслом, ещё лучше дополняют, полнее раскрывают тонкости взаимоотношений, характеров и настроения героев.

2) Детали интерьера.

Детали интерьера так же, как и детали одежды, широко используются Гончаровым, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

С самых первых страниц мы видим описание интерьера – комнаты Обломова.

«Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе цветами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество других красивых мелочей». 1 Всё это, казалось бы, говорит о прекрасном вкусе хозяина, но автор тут же нам поясняет, что это лишь видимость, иллюзия «неизбежных приличий».

«По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки». 2

Эти два почти противоречивых описания одной комнаты показывают нам и противоречивость характера её обитателя. Мы можем сказать, что Илья Ильич не лишён вкуса, хотя его и нельзя назвать тонким и изысканным. Есть там такие дорогие предметы роскоши, как фарфор, бронза, зеркала. Но вся грязь, пыль, паутина свидетельствуют о небрежности, неаккуратности, лени хозяина и его слуги, который весьма по - своему понимает слово «чистота». Обломов запустил, можно сказать, изуродовал всё то красивое и дорогое, что у него было; такие недешёвые вещи, как зеркала, стали скрижалями, на которых можно было писать по пыли, зная, что никто этого не сотрёт. Замечая такое обилие мелких деталей в описании комнаты Обломова, невольно проводишь параллель с описанием дома гоголевского Плюшкина из «Мёртвых душ:

«На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором». 3

А вот «Обломов»:

«Если б не тарелка, да не прислонённая к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живёт, - так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия» 2 - пишет Гончаров.

«Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе» 3 _ пишет Гоголь.

Здесь также хорошо видно влияние Гоголя, так как мысль в обоих отрывках общая: обе комнаты настолько не уютны и не обжиты, что почти не выдают человеческого присутствия. Такое ощущение создаётся в одном случае из-за грязи, пыли и запустения, в другом – из-за нагромождения мебели и разного ненужного хлама.

Книги Обломова – деталь, на которую мне хочется обратить особое внимание.

«На этажерках, правда, лежали две-три развёрнутые книги, <…> но страницы, на которых развёрнуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно было, что их бросили давно». 4

В таком же состоянии мы находим книги у ещё одного гоголевского героя - Манилова: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». 5

По этой детали мы можем определить общую черту Манилова и Обломова – отсутствие движения вперед, интереса к жизни, склонность к апатии и безделью. Однако если о Манилове мы говорим как об отрицательном персонаже, то к Обломову у меня возникает чувство симпатии и участия. Книги как одна из вещей, которые указывают нам на возрождение души героя, проявление интереса к жизни во время общения с Ольгой: он читает газеты, берёт на себя смелость рекомендовать ей книги, предварительно ознакомившись с ними, «у него чернильница полна чернил, на столе лежат письма».

Но вот исчезла из его жизни Ольга, исчезли интерес к жизни, бодрость, деятельность, и книги вновь пылятся, никому не нужные, без дела скучает наполненная чернильница.

Ещё одна очень важная и красноречивая деталь интерьера – это диван. В романе описания диванов встречаются много раз (диваны в комнате Обломова, диван в родительском доме, диван у Тарантьева), и эта деталь стала знаковой. Этот предмет интерьера подразумевает отдых, сон, ничегонеделанье.

Кстати, для Обломова диван – вещь в интерьере очень важная. У него было целых два дивана, «обитые шёлковою материею», но идеал уюта он находит в доме Тарантьева: «У него, знаешь, как-то правильно, уютно в доме. Комнаты маленькие, диваны такие глубокие: уйдешь с головой, и не видать человека. <…> Окна совсем закрыты плющами да кактусами». 1 Такая обстановка располагает к лени, неге. Лёгкий сумрак и мягкие глубокие диваны, в которых так хорошо спрятаться, создают камерную, уютную обстановку, которую так любит Илья Ильич. Ведь дом для него, как раковина, в которую он прячется, словно улитка, от внешнего мира. Мне кажется, что причины его страхов и неуверенности в себе уходят корнями в детство.

Если вспомнить описание гостиной в Обломовке, можно понять, почему в комнате Ильи Ильича было так темно, неуютно, пыльно и запущенно: «Снится ещё Илье Ильичу большая тёмная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жестким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом». 2 К этому с самого детства привык Обломов, и в его доме было так же темно, жил он только в одной комнате, а в двух других «мебель закрыта была чехлами» и так же не использовалась. Кажется, будто ему достаточно и того, что есть, поэтому обживать другие комнаты, будь они даже чище, красивее и удобнее, ему лень. Вспомним диван со сломанной спинкой, ковры в пятнах в комнате Ильи Ильича, кожаное кресло Ильи Ивановича с оставшимся клочком кожи на спинке, на которые всегда то ли жалели средств, то ли не было желания привести их в порядок: «Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги». 3

Проанализировав интерьер дома Штольца и Ольги, замечаешь, что предметы, наполнившие их дом, как нельзя лучше отражают психологию хозяев: «Всё убранство носило печать мысли и личного вкуса хозяев». 4 Главное для хозяев при выборе убранства своего жилища - это чтобы вещь была для них памятной, любимой, значимой. Создаётся ощущение, что они не руководствовались модой и светским вкусом: «Любитель комфорта, может быть, пожал бы плечами, взглянув на всю наружную разнорядицу мебели, ветхих картин, статуй с отломанными руками и ногами, иногда плохих, но дорогих по воспоминанию гравюр, мелочей». 5 Сразу ощущается индивидуализм и самодостаточность хозяев дома.

Во всех предметах интерьера «присутствовала или недремлющая мысль или сияла красота человеческого дела, как кругом сияла вечная красота природы». 1

Как подтверждение этому среди «океана книг и нот» нашла место «высокая конторка, какая была у отца Андрея, замшевые перчатки; висел в углу клеёнчатый плащ». 2 «…И клеёнчатый плащ, который подарил ему отец, и замшевые зелёные перчатки – всё грубые атрибуты трудовой жизни». 3 Эти вещи так возненавидела мать Штольца, а у Андрея они заняли почётное место в доме. Хочется отметить, что если Обломов скопировал жизнь своего отца, то Штольц взял с собой только предметы трудолюбия и отошёл от «начертанной отцом колеи». 4

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

17.1.Образ Митрофанушки и смысл названия пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

17.1. Образ Митрофанушки и смысл названия пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка. Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и тупого неуча. До этой комедии слово «недоросль» не несло в себе ироничного смысла. Во времена Петра I так называли дворянских подростков, которые не достигли 15 лет. После появления пьесы это слово стало нарицательным.

Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности невозможно. Он воспитывается в семье, где царит невежество, ханжество. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен, хитер. Он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

17.2. Какова роль деталей в создании образа Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

В романе И.А. Гончарова «Обломов» много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль.

Раскрывая первые страницы романа, читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья Ильич Обломов. Гороховая улица одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице.

Еще одна деталь, о которой редко упоминается, это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны.Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец.

Еще одна очень значимая деталь это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в сон, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать насильно, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство носило печать мысли и личного вкуса хозяев, что уже немаловажно. Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя.

По материалам http://mysoch.ru/sochineniya/goncharov/_story/oblomov/rol_hudozhestvennoi_detali_v_romane_oblomov/

17.3. Какие представления о мире и человеке отражены в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

Поэму «Облако в штанах» исследователи называют вершиной дореволюционного творчества В. В. Маяковского, в котором тема любви сочетается с темами значения поэта и поэзии в обществе, отношения к искусству, религии. В поэме отмечаются лирические и сатирические ноты, что придает произведению драматическое звучание. Поэма условно делится на четыре части: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Каждая часть поэмы выражает определенную идею.

17.4. Герои отечественной литературы XX – начала XXI века в поисках смысла жизни. (Одно произведение по выбору)

«Легко ли быть молодым?» Одним из самых злободневных произведений, посвященных этой теме, является роман Ч. Айтматова «Плаха».

Главное действующее лицо в книге - Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий - человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное заведение православной церкви.

Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, неслучайно. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране. Потом трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстре-ливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия.

Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писа-тели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить. Надеемся, что выбор молодых будет сделан в пользу чести, добра и сострадания.